На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


Курсовик Механизм правового регулирования предпринимательской деятельности. Понятие, формы, виды торговли, формы ее осуществления. Продажа товаров из розничной торговой сети юридическим лицам и частным предпринимателям. Государственный контроль в области торговли.

Информация:

Тип работы: Курсовик. Предмет: Маркетинг. Добавлен: 04.02.2010. Сдан: 2010. Уникальность по antiplagiat.ru: --.

Описание (план):


29
Введение

Торговля это область хозяйства, обслуживающая обращение товаров. Экономическое содержание данного вида деятельности заключается в доведении продукта, созданного в материальной сфере производства, до его потребителя. Основной задачей торговли является удовлетворение спроса потребителя, то есть предоставление последнему товара определённого свойства и качества в определённом месте, в определённое время и за определённую плату.
Торговля - одна из главных отраслей национальной экономики любого государства, в частности, и Республики Беларусь. Показатель товарооборота, характеризующий объём продаж (в том числе в оптовой и розничной торговле), является важнейшим показателем хозяйственной деятельности торговых организаций. Оптовый товарооборот характеризует объём товарной массы, реализованной одними организациями другим с целью последующей продажи или переработки. Розничный товарооборот выражает экономические отношения, возникающие на заключительной стадии движения товаров из сферы обращения в сферу потребления путём их обмена на денежные доходы. В любом случае это показатель, характеризующий масштабы деятельности любой организации, занимающейся торговлей товарами и услугами.
Товарооборот отражает состояние национальной экономики, эффективность производства и управления процессом товародвижения, степень развитости рынка и его конъюнктуру.
Он является основой для определения потребности во всех видах ресурсов (материальных, трудовых, финансовых) и вместе с тем занимает соподчинённое положение по отношению к прибыли.
От объёма реализации товаров (работ, услуг) (товарооборота) зависят многие показатели эффективности работы организаций торговли (чем выше товарооборот, тем, как правило, ниже издержки обращения), выше рентабельность, устойчивее финансовое положение организации. Правильная организованная реализация товара имеет огромное значение как для самой торговой организации в части определения результатов её хозяйственной деятельности, так и для государства в целом, получающего налоги от реализации товаров, которые уплачивают субъекты хозяйствования. Налаженная система анализа товарооборота, позволяет выявлять резервы увеличения его объёма и принимать обоснованные управленческие решения по повышению эффективности работы организаций.
Таким образом, можно сделать вывод: товарооборот признаётся одним из основных показателей социально-экономического развития страны, и рассматривается на макроуровне в числе важнейших целевых ориентиров, поступательная динамика которых характеризует стабилизацию экономической ситуации на рынке, способность экономики к устойчивому развитию. Следует отметить, что изучение правовых форм реализации товаров и анализ товарооборота, должны являться неотъемлемой и обязательной частью деятельности всех торговых организаций.
Целью данной курсовой работы является правовое, комплексное изучение форм реализации товаров в хозяйственном обороте, оценка и определение важнейшего показателя товарооборота торговой организации, правильное применение норм законодательства в области предпринимательской деятельности, как на теоретическом, так и на практическом уровнях.
Для достижения поставленной цели необходимо выполнение следующих задач:
- Раскрыть механизм правового регулирования предпринимательской (хозяйственной) деятельности;
- Доказать взаимосвязь таких теоретических понятий как «хозяйственная деятельность» и «экономическая деятельность»;
- Раскрыть юридическую сущность предпринимательской деятельности и определить ее признаки;
- Охарактеризовать и дать оценку правовым формам реализации товара в хозяйственном обороте;
- Провести исследование государственного регулирования и контроля в области торговли и ведения предпринимательской (хозяйственной) деятельности и т.п.
1. Механизм правового регулирования предпринимательской (хозяйственной) деятельности

1.1 Понятие, виды и значение хозяйственной деятельности

В нормах права и литературе - экономической, юридической - используются такие понятия как «хозяйственная деятельность», экономическая деятельность», «предпринимательская деятельность», «коммерческая деятельность», «торговая деятельность». Очевидно, что объединяющим элементом этих понятий выступает термин «деятельность», которым обозначается «специфический для человека способ отношения к внешнему миру, состоящий в преобразовании и подчинении его человеческим целям». По своему содержанию деятельность есть производство материальных и духовных благ, форм общения людей, преобразования общественных условий и отношений, развития самого человека, его способностей, умений, знаний [17, с. 179].
При рассмотрении любого вида деятельности человека необходимо исходить из того, что ее смысл состоит в максимально возможном удовлетворении существующих и будущих потребностей человека в условиях ограниченного количества благ, которые могут быть использованы для достижения указанной цели. Таким образом, основная проблема экономики - обеспечение максимального результата при минимальных затратах - может быть решена только в ходе постоянного поиска способов наиболее эффективного использования ограниченных ресурсов в целях удовлетворения потребностей членов общества в максимальной степени.
В соответствии со ст. 13 Конституции Республики Беларусь, «государство предоставляет всем равные права для осуществления хозяйственной и иной деятельности, кроме запрещенной законом»…, «государство гарантирует всем равные возможности свободного использования способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности» [1, ст. 13].
Как видим, в законодательстве не сложился единый подход к определению содержания рассматриваемых понятий. Однако и приведенные выше примеры, и конструкция норм ст. 13 Конституции Республики Беларусь свидетельствуют об отсутствии каких-либо законодательно закрепленных оснований для разграничения понятий «хозяйственная деятельность и «экономическая деятельность».
Каким образом решается вопрос о соотношении данных понятий в экономической и юридической литературе? С моей точки зрения, прежде всего, необходимо обратиться к экономическому аспекту изучаемых явлений. При таком подходе мы обнаруживаем следующие понятия: «экономика» - народное хозяйство, включающее отрасли материального производства и непроизводственной сферы», «хозяйство» - производство, экономика, т.е. с экономической точки зрения хозяйство и экономика имеют одинаковое содержание.
В общем виде экономическая деятельность представляет собой деятельность стоимостного характера, направленную на создание материальных и нематериальных благ [16]. При этом, если в результате экономической деятельности создается материальное или нематериальное благо, предназначенное для удовлетворения имущественных потребностей его создателя или третьих лиц, то в ее основе лежит имущественный интерес.
Если же целью создания указанных благ была реализация человеком своих творческих способностей (художника, скульптора, поэта и т.п.), то имущественный интерес в основе осуществления деятельности отсутствует, что, однако не лишает ее статуса экономической. В данном случае в результате создания, например, произведения науки, литературы, искусства с целью удовлетворения эстетических потребностей у его автора впоследствии может появиться имущественный интерес, выражающийся в действиях.
по реализации произведения третьим лицам. Следовательно, экономическая деятельность может иметь и не иметь в своей основе имущественный интерес.
Как отмечалось выше, видом экономической деятельности выступает предпринимательская деятельность, определение которой закреплено в ч. 1 п. 1 ст. 1 ГК Республики Беларусь: есть самостоятельная деятельность организаций со статусом юридического лица и физических лиц, осуществляемая ими в гражданском обороте от своего имени, на свой риск и под свою имущественную ответственность и направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи вещей, произведенных, переработанных или приобретенных указанными лицами для продажи, а также от выполнения работ или оказания услуг, если эти работы или услуги предназначаются для реализации другим лицам и не используется для собственного потребления.
Торговая деятельность - это вид предпринимательской деятельности, суть которого состоит в продаже произведенных, переработанных или приобретенных товаров, а также в выполнении работ, оказании услуг, связанных с продажей товаров [4, ст. 2].
Основная масса благ, необходимых для удовлетворения индивидуальных и общественных потребностей, является конечным продуктом именно предпринимательской деятельности, в рамках которой с учетом разнообразия этих потребностей (материальные и нематериальные) осуществляется реализация вещей, произведенных, переработанных, либо приобретенных для продажи, выполнение работ и оказание услуг. В связи с этим, в настоящей курсовой работе основное внимание будет уделено отношениям, складывающимся в процессе организации и осуществления предпринимательской деятельности, формам реализации товаров в хозяйственном обороте, как основного вида экономической (хозяйственной) деятельности [14, c. 29].
1.2 Правовая характеристика предпринимательской деятельности

Для раскрытия юридической сущности предпринимательской деятельности необходимо рассмотреть ее признаки, т.е. свойства, каждое из которых необходимо, а все вместе - достаточны для того, чтобы та или иная деятельность могла признаваться предпринимательской. Таковыми являются:
· Участие лица в гражданском обороте. В соответствии с нормой ч. 2 п. 1 ст. 1 ГК Республики Беларусь, осуществляя предпринимательскую деятельность, лицо участвует в гражданском обороте. Под гражданским оборотом следует понимать процесс перехода вещных прав на гражданско-правовые объекты от одних лиц к другим в результате исполнения обязательств. [13, с. 226-227].
На первый взгляд данное определение не учитывает ситуацию, когда предметом обязательства выступают услуги.
Однако, если рассматривать нематериальные блага в качестве товаров в экономическом смысле, то приведенное определение будет охватывать все, что входит в гражданский оборот.
· Самостоятельный характер деятельности. Граждане и юридические лица своим волеизъявлением и в своем интересе осуществляют
предпринимательскую деятельность по своему усмотрению, что однако не исключает регулирования со стороны государства. Этот признак указывает на так называемый «волевой источник» предпринимательской деятельности. Следует отметить, что это не просто самостоятельная, но еще и инициативная деятельность, направленная на реализацию своих способностей и удовлетворение различных потребностей других лиц и общества в целом. Условно можно выделить имущественную и организационную самостоятельность. Имущественная самостоятельность предполагает наличие у предпринимателя обособленного имущества в качестве экономической базы деятельности.
Объем имущественной самостоятельности организаций со статусом юридического лица определяется тем видом вещного права, на котором за ними закреплено имущество. Больше возможностей в осуществлении предпринимательской деятельности у организаций-собственников и индивидуальных предпринимателей, меньше - у организаций, за которыми имущество закреплено на праве хозяйственного ведения и оперативного управления.
Организационная самостоятельность подразумевает возможность принятия предпринимателем самостоятельных решений в процессе осуществления деятельности. Необходимая предпосылка такой самостоятельности - наличие правоспособности, которая у организации со статусом юридического лица возникает с момента государственной регистрации (п. 3 ст. 45 ГК РБ).
· Лицо действует от своего имени. В современных условиях и в отдельных случаях предприниматель, к примеру, коммерческий представитель, может действовать от имени и в интересах другого лица (ст. 186 ГК РБ). Однако в отношениях с представляемым, такой предприниматель действует от своего имени.
· Предпринимательский риск. Является логическим продолжением самостоятельности предпринимателя. Свобода деятельности предполагает и несение риска последствий соответствующих действий (бездействия), возможность наступления неблагоприятных последствий для предпринимателя [11, с. 27]. В соответствии с п. 2 ст. 819 ГК Республики Беларусь предпринимательский риск представляет собой риск убытков от предпринимательской деятельности, вызванных следующими событиями:
- нарушениями своих обязательств контрагентами предпринимателя (например, неисполнение контрагентом предпринимателя обязательств по поставке оплаченных товаров, оплате поставленных товаров, обеспечению требуемого количества и качества поставленных товаров; неисполнение либо
ненадлежащее исполнение обязательств по своевременному возврату денежных средств (основной суммы долга без учета процентов)) по кредитному договору.
- изменениями условий предпринимательской деятельности по независящим от предпринимателя обстоятельствам (остановка производства в случае повреждения, уничтожения (гибели) имущества вследствие пожара, взрыва, стихийного бедствия либо иных чрезвычайных ситуаций).
Рассматривая рисковый характер предпринимательской деятельности, следует отметить, что в случае наступления неблагоприятных результатов деятельности предприниматель рискует лишь ухудшить свое имущественное положение.
· Самостоятельная имущественная ответственность. Находится в непрерывной связи с предпринимательским риском. Отличительная особенность ответственности предпринимателя заключается в том, что она наступает независимо от вины. Нарушитель обязательства освобождается от ответственности, если он докажет, что надлежащее исполнение обязательства оказалось невозможным вследствие непреодолимой силы, т.е. чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств как природные (землетрясение, ураган т т. п.), так и общественные (военные действия, забастовки и т.п.) явления [12].
· Цель деятельности - систематическое получение прибыли. Прибыль - это конечная цель осуществления предпринимательской деятельности, но не обязательный результат. Даже если первоначально предприниматель ставил целью получение дохода, а в итоге понес убытки (результат предпринимательского риска), его деятельность все равно будет считаться предпринимательской, т.е. для отнесения экономической деятельности к предпринимательской принципиальное значение имеет не фактическое систематическое получение прибыли, а совершение действий, направленных на ее систематическое получение.
· Способ осуществления предпринимательской деятельности.
К таковым согласно норме ч. 2 п. 1 ст. 1 ГК Республики Беларусь относятся:
1. Пользование имуществом;
2. Продажа вещей, произведенных, переработанных или приобретенных для продажи;
3. Оказание услуг, при условии, что эти работы и услуги предназначаются для реализации другим лицам и не используются для собственного потребления;

2. Правовые формы реализации товаров в хозяйственном товарообороте

2.1 Понятие, формы и виды торговли

Реализация различных групп произведенных, переработанных или приобретенных товаров (оптовая и (или) розничная торговля товарами) с целью получения прибыли является одним из наиболее распространенных видов предпринимательской деятельности, позволяющим предпринимателю с наименьшими затратами получить максимальную прибыль. Указанная деятельность именуется торговлей, определение которой закреплено в ст. 2 Закона «О торговле». Согласно ст. 2 Закона «О торговле» под торговлей понимается предпринимательская деятельность торговых организаций и индивидуальных предпринимателей, в основе которой лежат отношения по продаже произведенных, переработанных или приобретенных товаров, а также по выполнению работ, оказанию услуг, связанных с продажей товаров.
Согласно ст. 5 закона «О торговле» субъектами торговли являются торговые организации и индивидуальные предприниматели, осуществляющие торговлю на территории Республики Беларусь. Объектами торговли являются товары, а также работы и услуги, связанные с продажей товаров.
Торговля согласно норме ст. 7 Закона «О торговле» подразделяется на следующие виды:
Ш Оптовая торговля;
Ш Розничная торговля;
Ш Общественное питание (торгово-производственная деятельность)
1. Оптовая торговля - вид торговли, осуществляемой в целях последующего использования товаров в предпринимательской деятельности или иных целях, не связанных с личным, семейным, домашним потреблением и иным подобным использованием.
Торговые организации и индивидуальные предприниматели, осуществляющие оптовую торговлю, могут иметь товарные склады (общетоварные, специализированные), организовывать хранение и переработку товаров, формировать их запасы в объеме и ассортименте, необходимых для бесперебойной торговли, оказывать информационные, транспортные и иные услуги, связанные с торговлей.
2. Розничная торговля - вид торговли товарами, предназначенными для личного, семейного, домашнего потребления и иного подобного использования, не связанного с предпринимательской деятельностью.
Розничная торговля осуществляется через торговые объекты (фирменный магазин, павильон, киоск, палатку, лоток, торговый автомат, автолавку, автомагазин и иные торговые объекты) на основании заключаемых договоров розничной купли-продажи.
Фирменным магазином считается розничное торговое предприятие, учредителем (учредителями) которого является субъект (субъекты) хозяйствования, выпускающий товары, и реализующее преимущественно товары учредителя, а также отвечающее требованиям законодательства.
Фирменный магазин является составной частью розничной торговой сети региона и осуществляет свою деятельность в условиях конкуренции с другими субъектами хозяйствования. [8, п. 2,4]. Фирменный магазин не имеет права осуществлять оптовую торговлю, за исключением мелкооптовых операций по продаже продукции его учредителей для использования (потребления) на территории Республики Беларусь.
Основными задачами фирменного магазина являются:
· обеспечение высокого уровня торгового обслуживания населения, реализация в широком ассортименте товаров, произведенных учредителем, а также сопутствующих товаров, внедрение прогрессивных форм и методов организации торговли;
· изучение покупательского спроса, подготовка предложений учредителю по обновлению ассортимента выпускаемых товаров, улучшению качества и повышению их конкурентоспособности.
3. Общественное питание - (торгово-производственная деятельность) - вид торговли, включающей производство, переработку, реализацию, организацию потребления продуктов питания с оказанием либо без оказания сопутствующих услуг населению.
Общественное питание осуществляется торговыми организациями, индивидуальными предпринимателями, специализирующимися на оказании услуг общественного питания, либо иными организациями, имеющими в своем составе соответствующие структурные подразделения.
Общественное питание осуществляется через торговые объекты общественного питания, которые подразделяются на типы (столовая, ресторан, кафе, бар, кафетерий, закусочная и т.п.), имеющие наценочные категории (люкс, высшая, первая, вторая, третья), либо не имеющие наценочных категорий.
Подразделение торговых объектов общественного питания на определенные типы и отнесение их к наценочным категориям осуществляются собственником этих объектов или уполномоченным им лицом.
Субъекты торговли, осуществляющие общественное питание, в соответствии с требованиями, установленными Министерством торговли Республики Беларусь для торговых объектов общественного питания определенных типов и наценочных категорий, определяют меню, ассортиментный перечень продукции и минимальный перечень оказываемых услуг, методы обслуживания, квалификацию персонала и качество обслуживания, а также обеспечивают техническую оснащенность помещений. Субъекты торговли, осуществляющие общественное питание, обеспечивают наличие продуктов питания, блюд, указанных в меню, в течение рабочего дня или периода, предназначенного для их реализации (завтрак, обед, ужин).
2.2 Формы осуществления торговли и их особенности

Согласно ст. 11 Закона Республики Беларусь «О торговле» формами осуществления торговли являются:
v Комиссионная торговля;
v Торговля на конкурсах;
v Торговля на аукционах;
v Торговля по образцам;
v Торговля с использованием автоматов;
v Выездная торговля;
v Посылочная торговля;
v Биржевая торговля;
v Торговля на ярмарке;
v Электронная торговля;
v Торговля на рынке
v Иные формы торговли, не запрещенные законодательством;
1. Комиссионная торговля - оптовая, розничная торговля, осуществляемая на основании заключенных договоров комиссии.
2. Торговля на конкурсах - оптовая торговля, характеризующаяся заключением на торгах договора купли-продажи с претендентом, предложившим наилучшие условия.
3. Торговля на аукционах - оптовая, розничная торговля, характеризующаяся реализацией товаров на торгах в заранее установленное время и в назначенном месте тому из присутствующих, кто предложил за них наивысшую цену.
4. Торговля по образцам - оптовая, розничная торговля с выбором товаров покупателем по образцам, описаниям товаров, содержащимся в каталогах, проспектах, рекламе, буклетах или представленным в фотографиях
и иных информационных источниках. Розничная торговля по образцам осуществляется в двух формах:
v В торговом объекте - путем демонстрации образцов товаров и (или) описаний товаров, содержащихся в каталогах, проспектах, рекламе, буклетах или представленных в фотографиях или иных информационных источниках.
v Вне торгового объекта - путем предоставления описаний товаров, содержащихся в каталогах, проспектах, рекламе, буклетах или представленных в фотографиях или иных информационн и т.д.................


Перейти к полному тексту работы



Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.