На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


Диплом Понятие, сущность и принцип классификации издержек обращения в розничной торговле. Значение и задачи их факторного анализа. Организационно-экономический анализ оптового магазина ООО Премиум. Основные резервы и пути экономии издержек обращения фирмы.

Информация:

Тип работы: Диплом. Предмет: Маркетинг. Добавлен: 26.09.2014. Сдан: 2009. Уникальность по antiplagiat.ru: --.

Описание (план):


ВВЕДЕНИЕ

Актуальность темы исследования. Переход к рыночной экономике обусловлен созданием нового хозяйственного механизма, ориентированного на потребителя. Расширилась и укрепилась сфера действия товарно-денежных отношений, усиливая роль торговли. Процессы формирования многоукладного хозяйства на основе различных форм собственности.
В настоящее время благополучие и коммерческий успех торгового предприятия всецело зависит от того, насколько эффективна его деятельность, и она должна ориентирована только на прибыльное, рентабельное хозяйствование так как предприятие несет всю полноту экономической ответственность за свои решения и действия .
Рыночные преобразования направлены на реформирование не только внешней и внутренней среды, в которой функционируют предприятия, но и методов хозяйствования, целевых ориентиров. В рамках этих отношений принципиально меняются содержание деятельности торговых предприятий и их экономическое поведение. Каждое торговое предприятие в условиях новой рыночной экономике стремится к наилучшим результатам финансовой деятельности - повышению прибыльности и рентабельности, и стремится стать конкурентоспособным. А так как в условиях формирования состава издержек обращения зависят размеры получаемой прибыли и уровень рентабельности каждого торгового предприятия, то анализ издержек обращения, как экономической категории имеет первостепенное значение.
Торговля имеет большие резервы снижения издержек обращения, однако используются эти возможности не полностью действующего контроля затрат с целью постоянного снижения их величины становится одной из важнейших задач каждого торгового предприятия.
Изучение издержек обращения в сфере торговли в современных условиях хозяйствования имеет большое практическое значение. Правильная организация анализа издержек обращения дает возможность выявить резервы их снижения. Анализ издержек обращения позволяет своевременно отражать производственные затраты и контролировать ход выполнения плана по издержкам обращения, расходования материальных, трудовых и финансовых ресурсов. Он способствует строжайшему соблюдению сметно-финансовой дисциплины и режима экономии, внедрению и управлению хозяйственным расчетом. Чтобы усилить контроль за издержками обращения торгового предприятия необходимо проанализировать каждую статью издержек обращения, способствует более эффективному использованию всех видов ресурсов. Все вышесказанное предопределило выбор темы и обусловило ее актуальность.
Цель дипломной работы состоит в выявлении резервов и пути экономии издержек обращения торгового предприятия - оптового магазина «Премиум».
Для достижения поставленной цели необходимо решить ряд задач:
- раскрыть сущность, значение и резервы снижения издержек обращения.
- оценить значение и задачи факторного анализа издержек обращения.
- дать экономический анализ оптового магазина ООО «Премиум».
- выявить основные резервы и пути экономии издержек обращения оптового магазина ООО «Премиум».
Объект исследования - оптовый магазин ООО «Премиум»
Предмет - Издержки обращения и резервы их снижения (на примере ООО «Премиум Трейд »
Дипломная работа состоит из введения, трех глав, заключения и приложений.
1. ИЗДЕРЖКИ ОБРАЩЕНИЯ КАК ЭКОНОМИЧЕСКАЯ КАТЕГОРИЯ

1.1 Понятие и сущность издержек обращения в рыночной экономике

Главной целью современного этапа экономических преобразований, проводимых в торговле является создание благоприятных условий для эффективной деятельности торговых предприятий. Достижение этой цели, с одной стороны, предполагает совершенствование законодательной, финансовой, налоговой среды, в которой работает торговое предприятие, а с другой требует кардинального улучшения работы самих предприятий в условиях рыночных отношений.
Основным видом деятельности торгового предприятия является организация и обслуживание процесса товарного обращения, поэтому его издержки выступают в виде издержек обращения. Издержки обращения имеют место везде, где происходит процесс товарного обращения. Роль издержек обращения в современном механизме хозяйствования состоит в том, что они приводят в движение основные фонды отраслей товарного обращения, способствуют целесообразному использованию авансированных ресурсов. Кроме того, в условиях рыночного ценообразования они выступают, как решающий фактор стабилизации прибыли и рентабельности предприятий отраслей товарного обращения. От условий формирования состава издержек обращения зависят размеры получаемой прибыли и налога на прибыль предприятий. Поэтому состав издержек обращения регламентируется государственными органами власти и находится под пристальным вниманием налоговых органов.
Издержки обращения - это выраженные в денежной форме затраты живого и овеществленного труда по доведению товара от производителя к потребителю, преобразованию производственного ассортимента в торговый, организации процесса купли-продажи и потребления, удовлетворению спроса потребителей. Издержки обращения представляют собой общественно необходимые затраты труда, обеспечивающие выполнение торговлей своих функций и задач.
Издержки обращения учитываются на всех стадиях ценообразования, начиная с производства, когда себестоимость продукции включаются расходы по сбыту, и заканчивая розничной продажей, когда в розничной цене отражаются издержки оптовой и розничной торговли. К показателям издержек обращения относят их абсолютную сумму .
Абсолютная сумма издержек обращения определяется путем суммирования расходов по всем статьям. Этот показатель характеризует, во что обходится конкретному производителю товародвижение. Поэтому анализ расходов товарной продукции необходимо увязывать с изучением ПО. Уровень издержек обращения рассчитывается как отношение суммы издержек обращения к объему ПО, выражается в процентах. Этот показатель является одним из важнейших оценочных результатов хозяйственной деятельности ТП.
В зависимости от типа товарного предприятия и места его нахождения, уровень издержек изменяется. Так, для предприятий, значительно удаленных от поставщиков товаров, характерен наиболее высокий уровень торговых затрат. Это обусловлено повышенными расходами на перевозку, оплату труда, замедленной проворачиваемостью и высокой стоимостью услуг. Относительное изменение уровня затрат определяется как разность между фактическим уровнем и плановым. Относительная экономия издержек обращения в сумме определяется умножением величины товарооборота на размер изменения уровня издержек обращения и делением на 100.
Такой же результат можно получить, используя другой метод, расчета (разность между ожидаемыми (фактическими) и пересчитанными издержками). Пересчитанную сумму издержек определяют умножением ожидаемого (фактического) товарооборота на плановый уровень издержек.
Абсолютная экономия или перерасход рассчитывается как разность между фактической (ожидаемой) суммой затрат и плановой (прогнозируемой).
Интенсивность изменения уровня расходов характеризуется темпами их снижения или повышения (Тизм) и измеряется как отношение размера из изменения (?Уио) к первоначальному уровню (ПУИО) (Тизм=?УИО/?УИО*100) или как частное от деления изменения уровня издержек на плановый уровень.
Издержки обращения условно подразделяются на две группы: чистые и дополнительные. Чистые издержки - это затраты по организации процесса купли-продажи, содержанию административно-управленческого персонала, расходы на учет и отчетность.
Дополнительные издержки обусловлены продолжением процесса производства в торговле (фасовка, упаковка), преобразованиям производственного ассортимента в торговый.
Как показывает практика, доля чистых издержек в оптовой торговле составляет 10-12%, в розничной торговле продовольственными товарами - до 40%, в розничной торговле непродовольственными товарами - около 50%. Соотношением между чистыми и дополнительными издержками не является постоянным.
С развитием производства, увеличением доли фасованных товаров, улучшением транспортных связей, приближениям промышленных предприятий к потребителю, совершенствованием материально-технической базы торговли, повышением качества торгового обслуживания, сокращениям непроизводственных затрат - доля дополнительных издержек в торговле будет падать.
Наряду с показателями издержек обращения в экономике используются показатель издержек потребления. Эти величины связаны между собой. Издержки потребления представляют собой затраты на поиск товара, его покупку, доставку домой, подготовку к потреблению. Издержки потребления составляют примерно 50% всех издержек сферы обращения и более чем в 1,5 раза превышают величину текущих затрат торговли. Чем полнее будет ассортимент в торговле, лучше подготовлен товар к продаже и потреблению, выше качество торгового обслуживания, тем выше будет издержки обращения и ниже издержки потребления. Материальные затраты, затраты на оплату труда, отчисления на социальные нужды-затраты собственного оборотного капитала, амортизация собственного основного капитала, прочие затраты собственного и заемного оборотного капитала, заемного основного капитала.
Издержки бывают явными и неявными. Явные (бухгалтерские) издержки - это издержки, связанные с использованием привлеченных материальных, финансовых и трудовых ресурсов, которые полностью отражают в бухгалтерском учете и относятся согласно законодательству, на издержкоемкость реализации продукции. Они делятся:
- на материальные затраты (стоимость товаров, сырья, материалов, используемых для упаковки, хранения, обеспечения нормального торгового технологического процесса, сумма износа малоценных быстроизнашивающихся предметов, стоимость работ и услуг, топлива)
- затраты на оплату труда. К затратам на оплату труда относятся выплаты заработной платы за выполненную работу, стоимость товаров, выдаваемых в порядке натуральной оплаты, различного рода премии, надбавки к заработной плате, оплата отпусков и т.д.
- отчисления на социальные нужды и другие отчисления. Отчисления на социальные нужды и другие отчисления в фонд социальной защиты населения, фонд содействия занятости населения и др.
- амортизация основных фондов. Амортизация основных фондов - процесс переноса стоимости основного капитала по мере износа на реализуемую с его помощью продукцию и использование этой стоимости в последующем для приобретения, возобновления выбывших основных фондов.
- прочие затраты. К прочим затратам относятся разного рода платежи за использование собственных и заемных оборотных средств (процент за пользование банковским кредитом), заемных основных средств (арендная плата, другие отчисления и налоги; относимые на издержки обращения).
Неявные издержки - это издержки, связанные с использованием ресурсов, принадлежащих самому предприятию. К неявным издержкам можно отнести платежи, которые предприятие могло бы получить при более выгодном использовании принадлежащих ему ресурсов (издержки упущенных возможностей), нормальную прибыль, которая удерживает предпринимателя в выбранной им отрасли деятельности.
На предприятии часто возникает вопрос, насколько может оправдать себя расширение или сокращение производства и реализации. На него можно ответить, приведя анализ предельных издержек. Для этого рассчитывается величины издержек прироста (расширения) экономической деятельности и соответственно издержек обращения при ее сворачиваемости, т.е. собственно предельных издержек. Под собственно предельными издержками понимается изменение величины валовых издержек, происшедшие в результате изменения величины производства и реализации на одну единицу. В случае невозможности рассчитать собственно предельные издержки целесообразно в этих же целях определить усредненные предельные издержки. Предельные издержки - средняя величина издержек прироста или сокращения на единицу продукции, возникающих в результате изменения объемов производства и реализации более чем на одну единицу.
В рыночной экономике экономические издержки являются альтернативными издержками, т.е. у предприятия всегда возникает потребность и возможность в выборе того или иного вида затрат, того или иного направления использования ресурсов, вида предпринимательской деятельности. В связи с этим издержки целесообразно рассматривать и под другим углом зрения. Как издержки утраченных возможностей.
Тенденция роста издержек обращения в торговле РБ, зафиксированная в последние годы, особенно в сравнении с развитыми рыночными странами сохраняется, что обусловлено переходным периодом становления рынка в РБ, затратным принципом ведения хозяйства и слабой ориентацией торгового обслуживания на мировые достижения по уровню затрат. Если уровень издержек за рубежом относительно выше, это обусловлено более высоки качеством обслуживания и более высоким жизненным уровнем населения. Уровень издержек в зарубежной практике, связанный с конкурентной борьбой предприятий, имеет тенденцию по стабилизации и снижению.
Издержки обращения - одни из основных оценочных показателей результатов хозяйственной деятельности торгового предприятия. Они позволяют определить качество и эффективность работы коллектива торгового предприятия. Режим экономии издержек обращения способствует росту производительности труда и повышению уровня рентабельности.
Каждое торговое предприятие должно постоянно изыскивать резервы экономии издержек обращения при одновременном повышении качества обслуживания покупателей.
1.2 Принцип классификации издержек обращения в розничной торговле

Для более глубокого познания сущности издержек разработана система классификации затрат, т.е. их группировка по какому-либо предварительно разработанному ими принятому признаку. Классификация позволяет непрерывно контролировать и анализировать издержки обращения по их разновидностям, следить за их динамикой, выявлять изменения, тенденции с целью дальнейшего управления ими. Единая классификация издержек обращения дает возможность сопоставлять их не только с затратами внутри торгового предприятия, но и с затратами по другим магазинам.
Издержки обращения в отечественной экономике классифицируется по видам и статьям расходов, по отраслям хозяйственной деятельности, по товарам. Единая для всей сферы обращения номенклатура статей издержек обращения включает 15 статей.
Структурой издержек обращения называются соотношение отдельных видов затрат в общей сумме издержек обращения.
Состав издержек обращения торговых предприятий определяется по видам затрат основных статей.
Таблица 1.2.1.
Номенклатура статей издержек предприятия торговли
Номера статей
Наименование статей
1
Расходы на железнодорожные, воздушные, автомобильные и гужевые перевозки
2
Расходы на оплату труда
3
Расходы на аренду и содержание зданий, сооружений, помещений и инвентаря
4
Амортизация основных средств
5
Отчисления и затраты на ремонт основных средств
6
Износ санитарной одежды, столового белья, малоценных и быстроизнашивающихся предметов ,столовой посуды и приборов
7
Расходы на топливо, газ и электроэнергию для производственных нужд
8
Расходы на хранение, подработку, подсортировку и упаковку товаров
9
Расходы на торговую рекламу
10
Проценты за пользование кредитом и займами
11
Потери товаров и продуктов при перевозке, хранении и реализации
12
Расходы на тару
13
Отчисления на социальные нужды
14
Налоги, отчисления и сборы, включаемые в издержки обращения
15
Прочие расходы
Транспортные расходы по экономическому содержанию представляют собой оплату услуг других отраслей народного хозяйства. Поэтому на данную статью относится оплата услуг по погрузке, выгрузке и перевозке товаров транспортом. Если доставка и погрузка-выгрузка осуществляются своим транспортом и работниками, то эти расходы включаются в соответствующие статьи издержек обращения (амортизация основных средств, расходы на оплату труда, прочие расходы).
Расходы на оплату труда включают выплаты заработной платы работникам списочного и несписочного состава за фактические отработанное время по действующим на предприятии формам и системам оплаты труда, выплаты стимулирующего и компенсационного характера (компенсации за неиспользованный отпуск, компенсации женщинам, находящимся в отпуске по уходу за детьми определенного законодательством возраста, компенсационные выплаты, связанные с режимом работы и условиями труда).
Кроме того, в состав расходов на оплату труда включаются выплаты и за неотработанное время (оплата отпусков, льготных часов, подростков, оплата времени, занятого выполнением государственных обязанностей, оплата вынужденного прогула и т.п.).
Расходы на аренду и содержание зданий, сооружений, помещений, оборудования и инвентаря включают плату за текущую аренду зданий, помещений, оборудования и инвентаря, причитающуюся арендодателю; расходы на содержание в чистоте помещений, оплату коммунальных услуг.
По статье «Амортизация основных средств» отражаются суммы амортизационных отчислений на полное восстановление основных производственных фондов.
Расходы на ремонт основных средств включают затраты на проведение всех видов ремонтов (текущих, средних, капитальных) основных производственных средств.
В статью «Износ санитарной и специальной одежды, столового белья. Посуды, приборов. Других малоценных и быстроизнашивающихся предметов» включаются затраты на использование малоценных и быстроизнашивающихся предметов и дезинфекцию, починку столового белья, санитарной и специальной одежды и т.п.
Расходы на топливо, газ и электроэнергию для производственных нужд имеют место на предприятиях общественного питания. На эту статью относят стоимость электроэнергии, газа, пара и других видов топлива, израсходованных на технологические и иные производственные нужды.
В статью «Расходы на хранение, подработку, подработку, подсортировку и упаковку товаров» включают стоимость материалов, израсходованных на фасовку, упаковку товаров, расходы на содержание холодильного оборудования, плату за услуги сторонних организаций по фасовке, упаковке, хранению товаров, другие расходы на создание условий для хранения товаров. К расходам на рекламу относят стоимость печатных рекламных изданий, рекламных мероприятий через средства массовой информации, расходы на наружную рекламу. На оформление витрин, выставок-продаж. Расходы на рекламу нормируются.
Проценты за пользование кредитом предусматриваются в том случае, если предприятие планирует воспользоваться краткосрочными кредитами банка и займами. Статья нормируемая.
На статью «Потери товаров и продуктов при перевозке, хранении и реализации» относят потери продовольственных товаров при перевозках, хранении и продаже в пределах норм естественной убыли, утвержденных в установленном порядке. Утвержденные нормы являются предельными, списание потерь на издержки обращения производится исходя из фактической недостачи товаров. Но только в пределах установленных норм. На эту статью относят также и нормируемые отходы. Неизбежные при подготовке и реализации продовольственных товаров (обрезки колбас, потери от зачистки масла).
Расходы на тару включают сумму износа-оборудования и расходы на ее ремонт, расходы на перевозку, погрузку и выгрузку порожней тары, разницу в ценах между приемными и сдаточными ценами, а также другие расходы на тару.
Классификация по отраслям хозяйственной деятельности предусматривает учет и планирование издержек по розничной торговле, оптовой торговле, общественному (массовому) питанию, по завозу, длительному хранению и оптовой реализации картофеля, овощей, фруктов (в рублях на тонну продукции), издержки по заготовке сельскохозяйственной продукции (по растениеводству в рублях, на тонну заготовленной продукции, по животноводству - в процентах к закупочной стоимости, в потребительской кооперации - в процентах к объему заготовленной продукции).
Потоварная классификация связана с различиями в уровнях затрат, вызванными неодинаковыми издержкоемкость товаров. В основе потоварной классификации лежит сумма расходов, приходящих на рубль (100 или 1000 руб.) товарооборота. По непродовольственной торговле уровень издержек обращения примерно составляет около 9-15%, по продовольственной 6-15%, плодоовощной - 11-20%.
Структура издержек обращения находится в тесной зависимости от объемов деятельности, ассортиментной структуры товарооборота, финансового положения предприятия, его месторасположения, формы собственности, доли арендованных основных фондов, эффективности их использования, взаимоотношений с контрагентами, уровня государственного регулирования, состояния экономики страны в целом, численности торговых работников, форм оплаты труда и других факторов.
При классификации издержек исходят, в основном, из задач их учета и планирования. Рассмотрение издержек с точки зрения управления ими требует расширения классификационных группировок с целью максимального использования тех или иных характеристик издержек для реализации функциональных задач торговли.
В соответствии с классификационным признаком - по способу отношения на себестоимость издержки делятся на прямые (контролируемые), непосредственно связанные с практической деятельностью того или иного отдела, магазина, и на косвенные, которые производятся всем магазином в целом или группой магазинов. К косвенным (неконтролируемым) затратам относятся: заработная плата административно-управленческого персонала всего магазина; расходы по содержанию общемагазинных служб (вычислительного центра, бухгалтерии и других отделов). Косвенные издержки рассматриваются как неизбежные. Ибо их нельзя упразднить без ликвидации какой-либо функции или подразделения. Косвенные расходы должны распределяться на все секции и отделы магазина. Существует несколько методов распределения косвенных издержек и затрат между товарными отделами (секциями), службами, функциями и прочими центрами затрат, пропорционально обороту отделов; пропорционально торговой площади, занимаемой отделами (натуральной или взвешенной), т.е. с учетом этажности, места расположения в зале, близости к эскалаторам, лифтам, главным торговым проходам и пр.
При распределении издержек и затрат в торговых фирмах, имеющих в своем составе несколько магазинов, применяют следующие способы:
а) на магазины-филиалы относят только прямые издержки обращения;
б) на магазины-филиалы относят прямые издержки плюс некоторую долю косвенных затрат;
в) прямые издержки плюс накладные расходы, исчисленные в зависимости от фактической рабочей нагрузки.
При этом все магазины, входящие в состав торговой фирмы, считаются равноправными и не подразделяются на головные и филиалы. Поэтому каждый магазин должен обеспечить соответствующую прибыль или в крайнем случае, если это допускает администрация головной фирмы, покрытие своих затрат.
Для оценки деятельности подразделений торгового предприятия и оценки качества управления издержками обращения применяют два критерия: по уровню прямых издержек, затрат, произведенных данным отделом; по уровню косвенных издержек обращения, затрат, отнесенных на данный отдел (чистая прибыль). И первый и второй критерии не являются достоверными, так как часто случается, что при оценке по второму критерию отдел может оказаться убыточным, а по первому - прибыльным. Эта ситуация возможна, когда отдел дает прибыль, но общемагазинные расходы велики.
Увеличение прибыли в целом по магазину возможно в результате уменьшения общемагазинных расходов. Общее правило в данном случае таково: отдел нельзя закрыть по причине его убыточности до тех пор, пока он покрывает свои прямые расходы, если нет другого, более прибыльного решения. Поэтому целесообразно в качестве критерия эффективности работы торгового отдела (секции) использовать параллельно оба критерия.
Практическая ценность деления затрат на переменные и постоянные состоит в следующем: во-первых, такое деление способствует решению задач регулирования массы и прироста прибыли на основе относительного снижения издержек при росте выручки от реализации. Во-вторых, такая классификация позволяет определить окупаемость затрат, т.е. «запас финансовой прочности предприятия. В-третьих, выделение постоянных затрат дает возможность использовать метод маржинальной прибыли (валовой доход минус переменные затраты) для определения размера торговой надбавки.
Суммарные издержки обращения независимо от ого, относятся они на себестоимость или финансовые результаты, можно разделить на три основные категории: переменные, постоянные и смешанные затраты.
В зависимости от процентного соотношения изменения затрат и изменения объема продаж переменные издержки делятся на пропорциональные, дигрессивные, прогрессивные.
Пропорционально-переменные издержки обращения изменяются в том же направлении и темпе, что и объем розничного товарооборота. Поэтому их сумма изменяется. А уровень остается без изменения.
Дигрессивно - переменные издержки обращения изменяются в относительно меньшей пропорции, чем объем розничного товарооборота, поэтому их уровень несколько снижается с увеличением товарооборота и возрастает в связи с его сокращением.
Прогрессивно-переменные издержки изменяются в относительно большей пропорции, чем объем розничного товарооборота, поэтому их уровень незначительно возрастает с ростом товарооборота и снижается в результате снижения его объема.
Деление издержек обращения на переменные и постоянные носит условный характер, поэтому их чаще называют условно-переменные и условно-постоянные.
Под постоянными издержками понимается такие издержки, сумма которых непосредственно не зависит от объема и структуры товарооборота, но их уровень изменяется в обратном по отношению к товарообороту направлении: с увеличением объема товарооборота уровень постоянных издержек обращения, исчисленный в процентах к товарообороту, снижается, и наоборот. К ним относятся: амортизационные отчисления, процент за пользование банковским кредитом, административно-управленческие расходы. Постоянные затраты не зависят от объема реализации до тех пор, пока не требуется их дальнейшее увеличение, а тем самым увеличение производственных мощностей, численности занятых, в том числе и аппарата управления. Вместе с тем с уменьшением объемов продажи. Вызванным различными причинами и прежде всего падением покупательской способности потребителей, не легко, а иногда просто невозможно без ликвидации предприятия или продажи отдельных видов основных фондов снизить размер постоянных издержек. По-прежнему необходимо будет начислять амортизацию, выплачивать проценты по ранее полученным кредитам, платить заработную плату хотя бы в размере ее минимума.
Под ежегодно обновляемыми постоянными издержками понимают постоянные издержки, расходы по оплате которых фирма осуществляет каждый хозяйственный год (оплата труда, аренда помещений, страховка, отчисления в различные фонды). Другие составные части торгового потенциала используются предприятием в течение ряда лет, но оплачиваются одномоментно во время приобретения (амортизация основных фондов, ремонт оборудования и т.д.).
К остаточным относится та часть постоянных издержек, которые продолжает нести предприятия, несмотря на то, что процесс реализации товаров на какое-то время полностью остановлен (плата за аренду помещения. Коммунальные платежи, выплата заработной платы работникам в суме минимального размера или части оклада и т.п.).
К стартовым относится та часть постоянных издержек, которые возникают с возобновлением процесса реализации товаров (расходы на электроэнергию, уборку помещений, на заработную плату по ставкам и окладам и т.п.), в случае если предприятие прекращает работу на длительный срок, остаточные издержки следует снижать за счет сокращения численности работников, отказа от аренды помещений и т.п.
Смешанные затраты состоят из постоянной и переменной частей. Это почтовые и телеграфные расходы, затраты на текущий ремонт и т.п. Выделение смешанных затрат целесообразно, если необходимо обеспечить точность выделения переменой и постоянной «доли» в смешанных затратах и причислять эти «доли» к постоянным и переменным затратам соответственно.
Но эти затраты сразу же становятся переменными, если принимается решение о продаже предприятия. При принятии решения о закрытии предприятия или о достижении определенных объемов реализации все затраты становятся переменными. Недостаточная делимость факторов, обуславливающих данный процесс деятельности, приводит к тому, что многие затраты появляются не постепенно с увеличением объемов и полной загрузкой мощностей, а скачкообразно (покупка холодильного, кассового оборудования и т.п.). Эти затраты в основном постоянны для определенного интервала времени, с покупкой вышеназванного оборудования они резко возрастают. А потом снова остаются неизменными снова остаются неизменными, тем яснее проявляются переменный характер таких затрат, чем короче - тем сильнее их постоянный характер.
Затраты могут быть полезными и бесполезными (холостыми). Например, для современной отечественной торговли характерны простои оборудования, содержание излишней численности продавцов при падающей производительности труда. Особую практическую значимость приобретает деление затрат на полезные и «бесполезные» в том случае, если можно вычленить лишние затраты (например оборудование) с тем, чтобы отказаться от них. С реализацией излишнего оборудования и ликвидацией других основных фондов будут уменьшены постоянные затраты на величину затрат данного элемента.
Все вышеизложенное свидетельствует об условном делении затрат на постоянные и переменные.
Реальное поведение и переменных и постоянных затрат отличается от теоретического.
В отечественной экономике к условно-постоянным издержкам относятся: отчисления и затраты на ремонт основных средств; износ санитарной одежды, столового белья, малоценных и быстроизнашивающихся предметов, столовой посуды и приборов, расходы на торговую рекламу, амортизация основных средств: прочие расходы, расходы на оплату труда административно-управленческого персонала, расходы на аренду и содержание зданий, сооружений, помещений и инвентаря.
К условно-переменным относятся: расходы на железнодорожные, водные, воздушные, автомобильные и гужевые перевозки; расходы на оплату труда торгово-оперативного персонала; расходы на топливо, газ, электроэнергию для производственных нужд; расходы на хранение, подработку ,подсортировку, упаковку товаров; проценты за пользование кредитом и займами; потери товаров и продуктов при перевозке, хранении и реализации; расходы на тару; отчисления на социальные нужды; налоги, отчисления и сборы, включаемые в издержки, около 50% статьи «прочие расходы».
1.3 Факторы влияющие на издержки обращения

Процесс управления издержками обращения на предприятиях торговли связан с изучением факторов, влияющих на их формирование. Эти факторы весьма многообразны. В процессе управления издержками обращения - их анализа, поиске резервов экономии и планировании - все факторы принято подразделять на две основные группы: 1) зависящие от деятельности торгового предприятия (внутренние факторы); 2) не зависящие от деятельности торгового предприятия (внешние факторы).
В системе факторов, зависящих от деятельности торгового предприятия, выделяются следующие:
1. Объем товарооборота. Этот фактор оказывает наибольшее влияние на издержки обращения торгового предприятия, так как переменные их виды прямо связаны с изменением этого показателя. Рост объема товарооборота приводит к увеличению общей суммы издержек обращения. Однако уровень издержкоемкости при этом снижается (так как сумма постоянных издержек обращения остается неизменной). С ростом товарооборота до определенного предела сумма переменных, а соответственно и общих издержек обращения торгового предприятия растет обычно меньшими темпами, т.к. в составе переменных преобладают виды издержек обращения, имеющие дигрессивный характер (это связано с реализацией резервов более эффективного использования ресурсного потенциала предприятия). Однако, начиная с определенного момента, рост объема товарооборота вызывает еще больший рост суммы переменных, а частично и постоянных издержек обращения, в результате чего темпы роста общей их суммы могут превысить темп роста объема товарооборота. Такая ситуация связана с необходимостью вовлечения дополнительного объема ресурсов всех видов на обеспечение прироста реализации товаров, в результате чего резко возрастают постоянные затраты, а в составе переменных в этом периоде начинают преобладать виды издержек обращения, имеющие прогрессивный характер. Следовательно, рост объема товарооборота лишь до определенных пределов может вызвать снижение уровня издержкоемкости на торговом предприятии.
Влияние объема товарооборота на издержки обращения определяется следующим образом: плановая сумма условно-переменных затрат умножается на процент перевыполнения или недовыполнения плана товарооборота и итог делят на 100 всем к полеченному результату прибавить сумму условно-постоянных расходов, получим скорректированную плановую сумму издержек обращения с учетом фактического объема товарооборота. Если вычесть из этой скорректированной суммы плановую абсолютную величину издержек обращения, получим влияние изменения объема товарооборота на издержки обращения.
Измерить влияние изменения состава розничного товарооборота (удельный вес продовольственных к непродовольственным товарам) на уровень издержек обращения можно приемом разниц с применением способа процентных чисел. Для этого отклонение по удельному весу в товарообороте доли продовольственных и непродовольственных товаров умножают на базисные (плановые) уровни издержек обращения. Полученные процентные числа суммируют и их итог делят на 100. В результате определяют влияние изменения состава розничного товарооборота на уровень издержек обращения торговой организации.
2. Групповая структура товарооборота. Различным группам товаров присущ различный уровень издержкоемкости. Так, в продовольственной торговле уровень издержкоемкости продажи плодовоовощных товаров намного выше чем алкогольных напитков; в непродовольственной торговле уровень издержкоемкости продажи галантерейных товаров значительно превышает уровень издержкоемкости продажи продовольственных товаров более чем вдвое выше, чем аналогичный показатель по непродовольственным товарам.
Товарная структура оборота и сдвиги в нем оказывают значительное влияние на величину расходов торгового предприятия. Для расчета влияния этого фактора целесообразно воспользоваться одной из нижеприведенных формул:
?Н = (Sp1r1 * Hb - Sp2 * Ha) * Qn / 100
где ?Н - величина изменения расходов в результате изменений в структуре товарооборота; p1 - индекс товарной группы; p2 - индекс базисного периода; n - индекс фактического периода; Qn - общий объем товарооборота; Ha - уровень издержек обращения товарной группы в базисном периоде; Hb - удельный вес объема реализации товарной группы в общем объеме товарооборота в базисном или фактическом периоде.
Расчет влияния структуры товарооборота на уровень издержек может быть произведен и так:
?H = EA0 * HO1 / ET0 - EA1HO0 / ET1 / 100
где EA0 - объем товарооборота отдельных товаров и товарных групп в плановом (базисном) и отчетном периоде, HO0, HO1 - плановый (базисный) и отчетный уровень издержек обращения товаров и товарных групп, процент к обороту; ET0, ET1 - общий объем товарооборота, соответственно в базисном (плановом) и отчетном периодах.
Третий метод, используемый для измерения воздействия структуры товарооборота на уровень затрат, основан на данных о товарной издержкоемкости и методе процентных чисел. Для этого показатели структуры товарооборота в процентах за исследуемые периоды (базисный и отчетный) умножают на потоварные уровни расходов, имеющихся в специальных исследованиях, а затем сумма процентных чисел делится на 100. разность процентов и будет характеризовать рост или снижение уровня затрат в связи с изменением структуры товарооборота.
3. Скорость обращения товаров. Чем ниже период обращения товарных запасов в днях, тем соответственно ниже на торговом предприятии уровень расходов по хранению товаров, их потерям от естественной убыли.
4. Уровень производительности труда работников. Чем выше объем товарооборота, приходящегося на одного работника торгового предприятия, тем соответственно ниже уровень расходов по оплате труда и других затратах на единицу товарооборота.
5. Состояние используемых основных фондов. Чем выше степень их износа, тем больше расходов несет неторговое предприятие на их ремонт, тем выше уровень потерь товаров в процессе хранения.
6. Обеспеченность собственными оборотными активами. Чем выше этот показатель, тем меньше объемом заемных финансовых средств пользуется торговое предприятие в процессе осуществления товарооборота, а соответственно тем ниже сумма и уровень процентов за кредит.
Развитие и применение прогрессивных форм торговли способствует росту товарооборота. Повышению производительности труда, улучшению других показателей хозяйственной деятельности предприятий. Эффективность самообслуживания и других прогрессивных методов торговли определяют сравнением результатов работы торговых предприятий (в том числе и по уровню издержек обращения) до и после перехода на прогрессивные методы работы или сравнением с результатами деятельности магазинов, применяющих традиционную форму торговли и имеющих примерно одинаковые условия работы.
В системе факторов, не зависящих от деятельности торгового предприятия, выделяются следующие:
1) Темп инфляции в стране. Чем выше этот показатель, тем быстрее растете сумма издержек обращения по оплате труда персонала; обслуживанию заемных финансовых средств; оплате услуг транспортных, ремонтных и других сторонних предприятий; отчислениям на социальные мероприятия.
2) Уровень развития отдельных сегментов потребительского рынка. В условиях «рынка продавца» уровень издержоемкости реализации отдельных групп товаров значительно ниже, чем в условиях «рынка покупателя». Это связано с различиями в скорости обращения товарных запасов, в уровне расходов на рекламу, в уровне расходов на организацию торгового обслуживания покупателей и т.п.
3) Изменение видов и ставок налоговых платежей, входящих в состав издержек обращения. Значительная часть налоговых платежей торгового предприятия осуществляется за счет издержек обращения. Поэтому изменения видов платежей или уровня налоговых ставок по ним отражается на общей сумме и уровне издержек обращения торгового предприятия.
Сумма и уровень издержек обращения находятся под воздействием фактора цен. Изменение цен и тарифов влияет с различной силой почти на все материальные затраты. Уровень условно-переменных затрат при изменении цен остается прежним. Уровень условно-постоянных затрат находится в обратной зависимости от изменения уровня цен на товары.
Для расчета влияния цен на уровень издержек обращения необходимо иметь данные об индексах цен на товары, индексах транспортных тарифов, ставок арендной платы, тарифов на коммунальные услуги, индексах должностных окладов, тарифных и процентных ставок за пользование банковскими кредитами и займами. Затем уровень издержек обращения по отдельным статьям пересчитывается в сопоставимые цены и тарифы. Разница между уровнем издержек обращения в действующих ценах и сопоставимых дает влияние ценового фактора.
Учет этих факторов позволяет более эффективно управлять издержками обращения торгового предприятия.
2. АНАЛИЗ ИЗДЕРЖЕК ОБРАЩЕНИЯ ТОРГОВОГО ПРЕДПРИЯТИЯ

2.1 Организационно-экономическая характеристика оптового магазина ООО «Премиум»
Оптовый магазин «Премиум» входит в состав учредителей открытого акционерного общества «Джойка».
Учредителем Общества является Яколин Павел Валерьевич.
Общество является коммерческой организацией - юридическим лицом, имеет самостоятельный баланс, печать, штампы, бланки со своим наименованием, товарный знак/ знак обслуживания/, расчетный и иные счета в учреждениях банков.
Юридический адрес: Республика Татарстан, 422110 Кукмор, ул. Ленина, 128.
Целью деятельности Общества является хозяйственная деятельность, направленная на извлечение прибыли, удовлетворение материальных и социальных потребностей акционеров трудового коллектива. Предприятие осуществляет следующие виды деятельности:
- Оптовая торговля пищевыми продуктами, напитками и табачными изделиями;
- Оптовая торговля овощами и фруктами;
- Розничная торговля пищевыми продуктами, напитками и табачными изделиями;
- Розничная торговля овощами и фруктами;
- Хранение и складирование.
Источниками формирования имущества Общества являются: имущество и денежные взносы, переданные Обществу его учредителем /участниками/, продукция, произведенная обществом в результате хозяйственной деятельности и иной деятельности; полученные доходы и иное имущество, приобретенное Обществом по другим основаниям, допускаемым законодательством.
Общество осуществляет владение, пользование и распоряжение своим имуществом в соответствии с целью и видами своей деятельности и в порядке, установленном законодательством и уставом. Общество имеет право продавать и передавать другим юридическим и физическим лицам, обменивать и сдавать в аренду здания, оборудование, транспортные средства, инвентарь и другие материальные ценности, а также списывать их. Имущество предприятия составляют основные фонды, оборотные средства, иные ценности, стоимость которых отражается в балансе общества. Источником формирования капитала предприятия являются доходы, полученные от реализации продукции, работ, услуг и других видов деятельности, не запрещенных законодательством РФ.
Уставный фонд Общества Определен в размере 58 060 050 рублей.
Уставный фонд может быть в установленном законодательством порядке изменен.
Общество имеет право с соблюдением порядка, установленного законодательством, принять решение об уменьшении уставного фонда путем покупки и погашения части акций. В этом случае каждый акционер вправе потребовать выкупа принадлежащих ему акций, кроме случаев, когда его право отчуждать акции ограничено по закону. Такое требование предъявляется не позднее 45 дней со дня принятия Обществом решения о выкупе акций. Если количество акций, в отношении которых поступили заявления об их выкупе, превышает количество акций, выкупаемых Обществом, акции выкупаются пропорционально заявленным требованиям 1.
Уставный фонд подлежит уменьшению в случае, если по окончании второго и каждого последующего финансового года стоимость чистых активов Общества окажется меньше уставного фонда. Если же стоимость указанных активов становится меньше определенного законодательством минимального размера уставного фонда. Общество подлежит ликвидации.
Уставный фонд разделен на 387 067 простых (голосующих) именных акций. Номинальная стоимость каждой из простых акций 150 000 рублей.
Акции могут выпускаться в виде отпечатанных на бумаге бланков или в форме записей на счетах.
Ведение реестра акционеров Общество поручает филиалу «Агропромбанк» в пгт Кукмор.
Управление в Обществе осуществляют общее собрание акционеров, наблюдатель - дирекция, директор. Контроль за деятельностью Общества осуществляет ревизионная комиссия. Компетенция органов управления и контроля, порядок принятия ими решений определены статьями 5-8 настоящего устава.
Для проверки и подтверждения правильности годовой финансовой отчетности Общество ежегодно привлекает аудитора, не связанного имущественными интересами с обществом или его участниками, а в случаях, предусмотренных законодательством, - ведомственную контрольно-ревизионную службу (в последнем случае акт ревизии Общество предоставляет в налоговые органы вместо документа, подтверждающего факт аудиторской проверки).
В трехдневный срок со дня поступления в Общество акта (справки) проверки аудитором, иным контролирующим органом директор обязан выслать его копию каждому члену наблюдательного совета, председателю ревизионной комиссии.
Общее собрание акционеров (далее - собрание акционеров, собрание) является высшим органом управления в Обществе.
К компетенции собрания относятся:
1) изменение устава Общества, в том числе изменение размера его уставного фонда;
2) избрание членов наблюдательного совета и ревизионной комиссии и досрочное прекращение их полномочий;
3) утверждение годовых отчетов, бухгалтерских балансов, счетов прибыли и убытков Общества и распределение его прибыли и убытков;
4) решение о реорганизации или ликвидации Общества;
5) определение организационной структуры и правил процедуры Общества;
6) определение основных направлений деятельности Общества, утверждение его планов и отчетов об их выполнении;
7) оценка вкладов, внесенных в уставный фонд Общества в не денежной форме;
8) решения о приобретении и отчуждении Обществом ценных бумаг, им выпущенных;
9) участие Общества в финансово-промышленных и иных хозяйственных группах, объединениях юридических лиц;
10) создание, реорганизация и ликвидация унитарных предприятий Общества;
11) утверждение сделки, связанной с отчуждением либо возможностью отчуждения имущества стоимостью более 50% балансовой стоимости чистых активов Общества, кроме залога имущества в связи с получением кредитов под закупку сырья, материалов, комплектующих для выпуска Обществом продукции в соответствии с целью и видами его деятельности, а также утверждение сделок по отчуждению находящихся в собственности Общества зданий стоимостью свыше 5 тыс. минимальных заработных плат;
12) решение вопросов о благотворительной деятельности Общества и оказании безвозмездной помощи;
13) установление вознаграждения для членов наблюдательного совета и ревизионной комиссии (ревизора);
14) решение иных вопросов, которые законодательство относит к компетенции высшего органа управления Общества.
В данной работе будет проведен анализ хозяйственно-экономической деятельности оптового магазина «Премиум», который входит в состав открытого акционерного общества «Джойка» (вследствие отсутствия данных по всему ОАО «Джойка».
Магазин обслуживает новый микрорайон пгт Кукмор, а также большинство мелко-розничных магазинов Кукморского района. Благодаря этому магазин имеет постоянный поток покупателей. Режим работы: (8.00 - 16.00). Для оплаты труда в магазине используется повременно-премиальная форма оплаты.
Эффективность функционирования магазина на рынке может определяться на основе показателей хозяйственно-экономической деятельности торгового предприятия за 2007 - 2008 гг. (табл.2.1.1).
Из таблицы 2 видно, что товарооборот по магазину в 2008 году возрос и составил соответственно 808894,932 тыс. руб. и 15745133,960 руб. в действующих ценах товарооборот увеличился на 765289,028 тыс. руб.
Такое увеличение товарооборота объясняется многими причинами. Одной из них является бесперебойная продажа, по сравнению с предыдущим годом, отдельных видов товаров (вареными колбасами, сырами и молочной продукцией), другим - относительная стабильность покупательского спроса.
Таблица 2.1.1
Основные показатели изменения товарооборота
Показатели
Ед. изм.
2007 г.
2008 г.
Изменение (+,-)
2007 г. в % к 2008 г.
1. Товарооборот в действующих ценах
тыс. руб.
808894,932
1574133,960
765289,028
194,6
В сопоставимых ценах
тыс. руб.
808894,932
1028845,6
1170814,2
194
2. Валовый доход
ты сруб.
104237,081
233553,643
129315,833
224
В 5 к товарообороту
%
12,89
14,84
1,95
3. Налоги и отчисления от валового дохода
ты сруб.
1498,817
4429,173
2930,356
295
В % к товарообороту
%
0,19
0,281
0,09
4. Издержки обращения
ты сруб.
97559,999
206633,701
109073,702
212
В % к товарообороту
%
12,06
13,127
1,07
7. балансовая прибыль
ты сруб.
3704,030
191081,23
187376,200
516
8. рентабельность
%
0,46
1,21
0,75
-
9. чистая прибыль
ты сруб.
2592
13375
10783
10. торговая площадь
м2
190
190
0
100,0
11. товарооборот на 1м2 торговой площади
тыс. руб.
4257,3
8284,9
4027,6
194,6
12. Среднесписочная численность
чел.
39
41
2
105
13. производительность труда
ч/час
1728
3199
1471
185,1
14. Средняя зарплата
руб.
13079
12145
11066
234
Помимо данных факторов, на товарооборот магазина оказали определенное влияние факторы, связанные с использованием производственных мощностей трудовых ресурсов. Увеличение среднесписочной численности работников на 6 человек способствовало росту товарооборота.
Валовый доход составил в 2008 году 233553,643 тыс. руб. и это на 129315,833 тыс. руб. больше чем в 2007 году. Темп роста составил 224%. Уровень валовых доходов в отчетном году 14,84% к товарообороту. По сравнению с 2007 годом произошло увеличение среднего уровня валовых доходов на 1,5%.
На повышение уровня валовых доходов в значительной мере повлияла отмен регулирования цен на отдельные виды социально значимых товаров.
Абсолютное отклонение (перерасход) издержек обращения по магазину составило по сравнению с 2007 годом 109073,702 тыс. руб. Уровень издержек обращения к товарообороту в 2007 году составил 12,06%, а в 2008 году 13,127%, что на 1,1215 выше уровня прошлого года. Темп роста составил 112%. Рост произошел практически по всем статьям издержек обращения в связи с высокими темпами роста расходов на автомобильные и другие виды перевозок, ростом стоимости содержания здания и других основных средств, ростом размеров процентной ставки оплаты за кредит, ростом сумм налогов и сборов, уплачиваемых в бюджет и относимых на издержки обращения, ростом заработной платы, оплаты за сырье и материалы, топливо и др.
Низкий уровень валового дохода в 2007 году - 12,895 к обороту был связан широким кругом ограничений торговых надбавок на социально значимые товары. Повышение уровня издержек обращения к товарообороту - 12,065 к обороту было обусловлено тем, что в 2008 году произведен большой объем работ по текущему ремонту здания магазина, что увеличило статью «Расходы на аренду и содержание зданий, сооружений, помещений и инвентаря». Кроме того, увеличение тарифов на электроэнергию, отопление, горячую воду, привело к росту расходов на 84 тыс. руб., что отрицательно повлияло на прибыль от реализации.
Рост прибыли от реализации в 2008 году обусловлен увеличением валового (рост составил 124%), а также увеличением уровня валового дохода на 1,6% к обороту, в связи с отменой ограничений на торговые надбавки социально-значимых товаров.
Сумма балансовой прибыли в 208 году составила 19108,123 тыс. руб. Рост абсолютной суммы прибыли по сравнению с 2007 годом составил 187376,200 тыс. руб. или 516% Рентабельность магазина в 2008 году составил 1,21%. По отношению к прошлому году наблюдается рост 0,75%. Рост чистой прибыли в 2008 году составил 10783 тыс. руб., что связано с высоким темпом роста балансовой прибыли 516%, а также уменьшением суммы уплаты фиксированного налога.
В связи с ростом розничного товарооборота в 2008 году при неизменной площади магазина выработка на 1 м2 торговой площади составила 3199 тыс. руб., что на 1471 тыс. руб. больше по сравнению с прошлым годом. На ее увеличение повлиял рост товарооборота.
Увеличение среднесписочной численности работников способствовало росту товарооборота на 3456 тыс. руб. (2 * 1728). Увеличение производительности труда на 1471 тыс. руб. (1471 * 41). Таким образом за счет влияния трудовых факторов товарооборот увеличился на 208434,8 тыс. руб. (60311 * 3456).
Таким образом, проанализировав основные показатели хозяйственно экономической деятельности магазина за 2007-2008 годы, можно сделать вывод, что в 2008 году эффективность хозяйственной деятельности предприятия увеличилась, несмотря на ряд испытываемых объективных трудностей. На увеличение эффективности деятельности предприятия повлиял рост объема товарооборота, рост валового дохода, рост прибыли, увеличение рентабельности продаж, а также существующие резервы повышения рентабельности продаж, а также существующие резервы повышения рентабельности предприятия.
2.2 Анализ издержек обращения

Анализ издержек обращения торгового предприятия направлен на выявление возможностей повышения его работы за счет более рационального использования трудовых, материальных и финансовых ресурсов.
В процессе анализа изучают:
1. Степень выполнения плана издержек обращения в общем по предприятию и по каждой статье, определение экономии для перерасхода издержек обращения по сравнению с планом.
2. Динамику издержек обращения.
3. Производят расчет и оценку влияния основных факторов на сумму к уровню издержек обращения.
4. Определяют влияние издержек обращения на конечные результаты хозяйственной деятельности.
5. Выявляют возможные резервы экономии издержек обращения не осуществляется, проведем анализ в динамике издержек обращения.
Разница между фактической суммой издержек обращения и суммой издержек обращения прошлого года называется абсолютным отклонением. Если абсолютное отклонение имеет положительное значение, то в этом случае говорят о перерасходе. Если же абсолютное отклонение имеет отрицательное значение, то в данном случае говорят об экономии.
?И = И1 - И2 (3)
где: ?И - абсолютная экономия 9перерасход);
И1 - сумма издержек обращения в базисном (прошлом) году, руб.
И2 - сумма издержек обращения в базисном (прошлом) году, руб.
Так, расчет по данным магазина показал, что абсолютный перерасход составил 109073,702 тыс. руб. (206633,701 - 97559,999). В 1 квартале абсолютный перерасход составил 23857,055 тыс. руб. (40864,000 - 17006,945). Во 2-ом квартале - 48744,708 тыс. руб., в 3-ем квартале - 27919,438 тыс. руб., в 4-ом квартале - 28566,104 тыс. руб.
Однако оценка издержек в стоимостном выражении не позволяет судить об их объективности, так как и ростом товарооборота растет и сумма издержек обращения. Поэтому следует оценивать издержки обращения не только по сумме, но и по уровню в процентах к товарообороту. Уровень издержек обращения - важнейший качественный показатель торгового предприятия, который показывает, сколько процентов издержки обращения занимают в розничной цене товара.
У = И/ТО * 100, (4)
где: У - уровень издержек обращения,
ТО - товарооборот, руб.
Так по данным магазина уровень издержек обращения в 2006 году составил 12,06%, в 2007 году - 13,127%. Уровень издержек обращения по кварталам рассчитывается аналогично, по формуле (4).
Отклонение по уровню называется размером снижения (повышения) уровня издержек обращения. Он показывает, на сколько процентов к товарообороту фактический уровень расходов выше или ниже базисного.
?У = У1 - У2 (5)
где: ?У - отклонение по уровню.
У1 - уровень издержек обращения в отчетном году, %.
У2 - уровень издержек обращения в базисном (прошлом) году, %.
Отклонение по уровню издержек обращения по магазину составил 1,067 (13,127 - 12,06). В 1-ом квартале - 0,076 (13,285 - 13,361), 2, 3, 4-ом кварталах - рассчитывается аналогично, по формуле (5).
Отношение размера изменения уровня издержек обращения к базисному уровню, выраженное в процентах, называется темпом изменения уровня издержек обращения. Темп изменения показывает, на сколько процентов снизился или повысился уровень издержек обращения по отношению к базисному, если последний принять за 100%.
Т = (У1 - У0)/У0 * 100. (6)
где: Т - темп изменения уровня издержек обращения, %.
Исходя, из данных по магазину темп изменения уровня издержек обращения составил 8,84% (1,067/12,06*100). По кварталам темп изменения уровня издержек обращения рассчитывается аналогичным методом по формуле (6). По размеру изменения уровня издержек обращения определяют сумму их относительной экономии или перерасхода. Сумма относительной экономии (перерасхода) исчисляется умножением фактического товарооборота на размер изменения уровня издержек обращения и деление полученного результата на 100.
Оэ(п) = (У1 - У0) * ТО1/100 (7)
где: Оэ(п) - относительная экономия (перерасход), руб.
ТО1 - товарооборот в отчетном году, руб.
Относительная экономия имеет место, если получен отрицательный результат. Если же полученный результат имеет положительное значение, то говорят об относительном перерасходе. Так, по данным магазина №2 относительный перерасход составил 16796,0 тыс. руб. (1,067*1574133,960/100). Относительная экономия (перерасход) по кварталам рассчитывается аналогично по формуле (7).
В результате анализа издержек обращения по магазину за 2007 - 2008 годы были получены следующие данные (табл.5) издержки обращения в отчетном году (увеличились по сравнению с прошлым и составили 206633,701 тыс. руб. Средний уровень издержек обращения увеличился по сравнению с прошлым годом на 1,067% и составил 13,127% обороту. Это явилось результатом того, что темп роста издержек обращения превысил темп роста товарооборота в действующих ценах на 17,4% (295 194,6). Увеличение среднего уровня издержек обращения привело к и относительному перерасходу на 16796,0 тыс. руб. (1,067*1574133,960/100).
Темп роста среднего уровня издержек обращения в отчетном году составил 8,84% (1,067/12,06*100).
Таблица 2.2.1
Динамика издержек обращения магазина за отчетные года
квартал
Издержки обр и т.д.................


Перейти к полному тексту работы



Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.