На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


Курсовик Туризм и его развитие в современных условиях. Технология индустрии туризма. Процесс и эффективные формы маркетинговых коммуникаций и планирования туристического продукта. Планирование средств продвижения турподукта на примере туристической фирмы Луч.

Информация:

Тип работы: Курсовик. Предмет: Маркетинг. Добавлен: 26.09.2014. Сдан: 2010. Уникальность по antiplagiat.ru: --.

Описание (план):


Курсовая работа
Реклама в системе маркетинговых коммуникаций
Содержание

Введение
Глава 1. Понятие туризма как специфической формы торговли услугами
1.1 Туризм и его развитие в современных условиях
1.2 Технология индустрии туризма
Выводы по первой главе
Глава 2. Эффективные формы маркетинговых коммуникаций и планирования туристического продукта
2.1 Общая характеристика форм коммуникаций туристического продукта
2.2 Характеристика планирования, связанного с продвижением туристического продукта
2.3 Процесс планирования продвижения туристического продукта
Выводы по второй главе
Глава 3. Планирование средств продвижения турподукта на примере туристической фирмы «Луч»
3.1 Планирование средств рекламы
3.2 Стимулирование сбыта
3.3 Связи с общественностью
3.4 Оценка эффективности и контроль
Выводы по третьей главе
Заключение
Список литературы
Введение

С каждым годом белорусская туристическая индустрия все более активно включается в мировой рынок. Развитие туризма как никакая другая отрасль экономики стимулирует создание рабочих мест и развитие малого бизнеса, перераспределяет ресурсы между странами, оказывает стимулирующее воздействие на такие секторы экономики, как транспорт, связь, сфера услуг, торговля, строительство, производство товаров народного потребления и составляет одно из наиболее перспективных направлений структурной перестройки экономики Республики Беларусь[4].
Важнейшим направлением деятельности фирм, работающих в туристической сфере, являются продвижение турпродукта на рынок, реклама и реализация подготовленного турпакета. В настоящее время средства массовой информации, специальные издания, рекламные проспекты буквально переполнены разнообразными туристскими предложениями, и путь турфирмы к успеху заключается в том, чтобы довести до потенциального клиента соответствующую информацию и вызвать его ответные действия. Эта задача выполнима, если руководство фирмы обладает знаниями в области маркетинга или в фирме существует отдел маркетинга и рекламы[11].
Десятилетиями при советском строе существовала централизованная вертикальная система управления туризмом, в которой имела место централизованная экономическая политика, поддерживающая финансирование целенаправленных мероприятий продвижения в первую очередь идеологии и во вторую собственно туристских ресурсов и услуг. С приходом перестройки и дальнейшей реформации принципов хозяйствования туризм перешел в сферу предпринимательства, и теперь предприниматели должны тратить собственные деньги на решение своих проблем[7].
Реклама, как главное средство продвижения турпродукта, стоит недешево и не всегда эффективна. Использование маркетинговых технологий позволит рационально использовать ресурсы туристического предприятия, в том числе и денежные, для продвижения и реализации туров и поможет в выборе наиболее эффективных методов продвижения для каждого турпродукта [17].
Первая глава курсовой работы предназначена для описания роли туризма в международных экономических отношениях, определения его функций в экономике отдельно взятой страны и обоснования необходимости развития туристической деятельности. В то же время содержание первой главы поможет разобраться в специфических туристских терминах, которые будут применяться в последующих частях работы.
Во второй главе курсовой работы дается общая характеристика методов продвижения и планирования туристического продукта, а также описывается процесс планирования продвижения туристического продукта. Здесь будут описаны такие методы продвижения, как реклама, стимулирование сбыта (sales promotion), связи с общественностью (public relations) и разница в их использовании.
Последняя глава данной работы представляет собой примерный план продвижения (на примере туристической фирмы «Луч») за определенный период и оценку его эффективности. Одновременно, этот план включает в себя конкретные указания и рекомендации для проведения рекламной кампании фирмой, учитывая сложившуюся ситуацию на рынке, пожелания руководителя фирмы и имеющиеся ресурсы. Также в этой главе описываются такие методы продвижения как связи с общественностью и поддержка продаж.
Работа строится на использовании различных статистических материалов, учебных пособий и периодической литературы, посвященных темам туризма, маркетинга и рекламы.
Туристические предприятия Республики Беларусь уже сейчас используют различные способы информирования и привлечения потребителей, и задача данной курсовой - показать, как правильно это делать с помощью рекламы.
Актуальность темы. Известно, что любая туристическая фирма, выходя на туристический рынок, желает как можно больше и лучше продать свою услугу. Зачастую по некоторым обстоятельствам желательный результат не достигается. Этому мешают как внутренние, так и внешние факторы. И для того, чтобы избежать всех сложностей, руководитель должен четко разбираться в эффективных методах рекламы туристического продукта.
Цель курсовой работы: изучить наиболее эффективные методы продвижения туристического продукта, применяемые в туризме.
Предмет исследования: методы продвижения туристического продукта.
Рабочая гипотеза: предполагалось, что внедрение наиболее эффективных методов продвижения туристического продукта в управление туристической организацией будет являться важным фактором ее существования.
Задачи курсовой работы:
1. Дать общую характеристику туризму как специфической форме торговли услугами.
2. Изучить эффективные методы продвижения и планирования туристического продукта, применяемые в туризме.
3. Изучить планирование средств продвижения туристического продукта на примере малой туристической фирмы.
Методы исследования:
1) Анализ научно-методической литературы.
2) Контент-анализ.
3) Систематизация выделенных представлений и фактов.
Глава 1 Понятие туризма как специфической формы торговли услугами

1.1 Туризм и его развитие в современных условиях
Туристские услуги в международном товарообороте выступают как "невидимый" товар. Характерной особенностью и своеобразным достоинством туристских услуг как товара является то, что значительная часть этих услуг производится минимальными затратами на месте и, как правило, без использования иностранной валюты. Иностранные туристы пользуются предприятиями туристской индустрии страны назначения. Кроме того, они потребляют или покупают и вывозят в качестве сувениров определенное количество товаров, приобретаемых в стране посещения за иностранную валюту, предварительно обменяв ее на местную валюту[6].
Международный туризм как одна из форм международных экономических отношений приобрел в современных условиях огромные масштабы и стал оказывать существенное влияние на политические, экономические и культурные связи между странами. Кроме того, во многих странах доходы от туристической деятельности составляют значительную часть национального дохода (Испания, Кипр, Мальта, Австралия и т.д.).
В настоящее время индустрия туризма является одной из наиболее динамично развивающихся форм международной торговли услугами. В последние двадцать лет среднегодовые темпы роста числа прибытий иностранных туристов в мире составили 5,1%, валютных поступлений-14%. Согласно данным Всемирной туристической организации (ВТО), объемы валютных поступлений от туризма за период с 1950 по 2005 год выросли в 144 раза[19].
По прогнозам экспертов, бурное развитие международного туризма будет продолжаться и далее. При сохранении сложившихся темпов роста число международных путешествий к 2010 году увеличится и составит порядка 937 млн. человек. По последним прогнозам ВТО, к 2020 году ежегодно будет путешествовать уже 1,6 миллиарда человек, а темпы роста составят по количеству туристов--4,3%, а по доходам в туризме--6,4%
Сейчас международный туризм входит в число трех крупнейших экспортных отраслей, уступая нефтедобывающей промышленности и автомобилестроению, удельный вес которых в мировом экспорте 11% и 8,6% соответственно. В 2003 году суммарный доход стран мира от международного туризма составлял 7% от общего объема мирового экспорта и 3% от мирового экспорта услуг.
Также постоянно возрастает значение туризма как источника валютных поступлений, обеспечения занятости населения, расширения межличностных контактов[11].
Таблица 1.1
Прогнозы по развитию туризма по регионам
2000
(млн. чел.)
2010
(млн. чел.)
Средние ежегодные темпы роста, %
Европа
397
525
3.1
АТР
122
229
7.6
Америка
138
195
3.7
Африка
25
37
4.6
Ближний Восток
14
21
4.9
Как видно из Таблицы 1.1, наиболее высокими темпами развивается туризм в странах АТР, причем внутри этого региона развитие крайне неравномерно. Самые высокие темпы прироста составляют 19,2% в год в Китае, затем идут такие страны, как Гонконг(теперь - провинция Китая), Таиланд и т.д.
ВТО выделили 10 стран, которые к 2020 году будут лидировать по количеству принимаемых туристов. Эти страны представлены в таблице 1.2.
Развитие туризма становится все более заметным и ощутимым. Поэтому изучение его состояния и проблем является очень важным, в особенности потому что туризм может оказывать существенное влияние на экономику страны. Значение туризма в мире постоянно возрастает, что связано с возросшим влиянием туризма на экономику отдельной страны[21].
Таблица 1.2
10 стран, которые по прогнозам ВТО будут самыми посещаемыми к 2020г.
Страна
Количество туристов
(млн. чел)
среднегодовой темп прироста
Китай
137,1
8.0
США
102, 4
3,5
Франция
93,3
1,8
Испания
71,0
2,4
Гонконг
59,3
7,3
Италия
52,9
2,2
Англия
52,8
3,0
Мексика
48,9
3,6
Россия
47,1
6,7
Чехия
44,0
4,0
В экономике отдельной страны международный туризм выполняет ряд важных функций:
1) Международный туризм - источник валютных поступлений для страны и средство для обеспечения занятости.
2) Международный туризм расширяет вклады в платежный баланс и ВНП страны.
3) Международный туризм способствует диверсификации экономики, создавая отрасли, обслуживающие сферу туризма.
4) С ростом занятости в сфере туризма растут доходы населения и повышается уровень благосостояния нации.
5) Развитие международного туризма приводит к развитию экономической инфраструктуры страны и мирных процессов.
Таким образом, международный туризм следует рассматривать, сообразуясь с экономическими отношениями отдельных стран[16].
Во многих странах мира туризму уделяется огромное внимание со стороны государства, особенно в тех странах, где доходы от туризма составляют значительную часть доходов государства. Поэтому тщательное изучение туризма как отрасли экономики просто необходимо, чтобы выгодно использовать туристские ресурсы государства, координировать развитие этой деятельности государства. Многие страны делают акцент на развитие туризма по следующим причинам:
- туризм приносит в страну иностранную валюту;
- туризм как сфера обслуживания создает дополнительный рабочие места в государстве;
- туризм стимулирует приток иностранных инвестиций, направленных на развитие инфраструктуры для самого туризма (строительство гостиниц и т.д.).
В основе роста международного туризма--прежде всего экономический и социальный прогресс, который создает следующие предпосылки для развития туристической деятельности:
1. Рост числа наемных рабочих и служащих в зарубежных странах. В последние годы миграция рабочей силы стала обычным явлением. Особенно это явление заметно в сфере информационных технологий, когда высокоразвитые в этом отношении страны (США, Израиль) импортируют рабочую силу из других стран, особенно из стран СНГ.
2. Повышение их материального и культурного уровня
3. Расширение участия в международном разделении труда.
4. Экономический рост и социальный прогресс привели к расширению объема деловых поездок и поездок с познавательными целями.
5. Совершенствование всех видов транспорта удешевило поездки. В большинстве случаев совершенствование транспортных средств приводит к более высокому качеству предоставляемых услуг и, во многих случаях, к удешевлению поездки. Дело в том, что, как правило, стоимость проезда туристов до места отдыха превышает 30% от общей стоимости тура. Дальнейшее совершенствование транспортных средств является результатом огромного научно-технического прогресса. В связи со снижением тарифов использование авиатранспорта значительно расширилось. Кроме того, развитие произошло и в области автомобильного и автобусного транспорта, чему способствовали расширение и усовершенствование сети автомобильных дорог и создание огромного числа станций технического обслуживания и предприятий туристкой индустрии--гостиниц, ресторанов, кафе и т.д.
6. Интенсификация труда и получение трудящимися более продолжительных отпусков.
7. Развитие межгосударственных связей и культурных обменов между странами приводит к расширению межличностных связей между и внутри регионов и активирует использование местных ресурсов.
8. Развитие сферы услуг стимулировало развитие сферы перевозок и технологический прогресс в области телекоммуникаций.
9. Ослабление ограничений на вывоз валюты во многих странах. Также, развитие информационных технологий сыграло в этом процессе большую роль. Повсеместное внедрение систем безналичных расчетов через пластиковые карточки практически сняло все проблемы с перемещением валюты за границу.
10.Помимо того, активное участие страны в международном туристическом обмене приводит к притоку иностранного капитала и, соответственно, увеличивает суммы налоговых поступлений в казну.
11.Увеличение местного делового оборота.
12.Общие структурные сдвиги в национальном производстве товаров и услуг (отток работников из традиционных сфер занятости и т.п.).
13.Создание экономического имиджа страны за рубежом.
14.Упрощение визовых режимов.
15. Сохранение произведений искусства и традиций.
16.Повышение общего образовательного уровня[14].
Несмотря на то, что все эти факторы создают хорошую питательную среду для быстрого роста международного туризма и играют существенную роль в этом процессе, они являются второстепенными, так как для привлечения туристов государство должно обладать хорошим ресурсным потенциалом, который включает в себя туристско-рекреационные ресурсы, инфраструктуру, квалифицированные кадры и др. Именно ресурсный потенциал (вернее, то, что он в себя включает) является объектом для туристов.
Таким образом, можно составить классификацию факторов, которые существенно влияют на развитие туристкой индустрии:
- наличие туристско-рекреационных ресурсов
- наличие развитой инфраструктуры района
- наличие квалифицированных кадров
- государственная поддержка туризма
- демографические и социальные факторы
- факторы риска
- политические и экономические факторы
- научно-технический прогресс
- культура, традиции[23].
В зависимости оттого, что именно привлекает туристов, и как они путешествуют, а также от многих других факторов можно составить классификацию по видам туризма:
По целям деятельности:
- курортный туризм с целью отдыха и лечения
- экскурсионный туризм -- знакомство с природными, историческими, культурными достопримечательностями
- научный туризм -- знакомство с достижениями науки, техники, промышленности, сельского хозяйства, участие в конгрессах и симпозиумах
- деловой туризм -- поездки для проведения деловых переговоров
- этнический туризм -- посещение родственников и исторической родины
религиозный /паломнический/ туризм -- посещение религиозных мест, при особенностях религии (например, по Корану каждый мусульманин должен посетить Мекку)
- спортивный туризм -- посещение глобальных спортивных мероприятий (Олимпиады и другие соревнования)
- учебный туризм -- поездки с целью обучения
- экологический туризм -- посещение национальных парков, заповедников и т.д.
- шоп-туризм -- поездки с коммерческими целями.
по методу проведения:
1)организованный--осуществляемый туристскими фирмами или добровольными общественными организациями. В свою очередь, делится на 3 группы:
- плановый--осуществляемый по заранее разработанному и согласованному с принимающей страной маршруту
- самодеятельный -- посещение данной страны без определенной согласованной программы
- независимый -- группа туристов самостоятельно планирует и организует свою поездку и пребывание в стране, не прибегая к услугам туристических фирм или добровольных организаций своей или принимающей стране
2) неорганизованный
По количеству участников поездки:
- групповой
- индивидуальный
- семейный
По возрасту:
- взрослый
- молодежный
- детский
- смешанный
По использованию транспортных средств:
- автомобильный
- железнодорожный
- авиационный
- водный
- комбинированный
с использованием др. средств
По географии путешествий:
- межконтинентальный
- международный
- региональный
- местный
- приграничный[13].
Кроме того, туризм можно классифицировать по сезонности, продолжительности и другим факторам.
1.2 Технология индустрии туризма
Индустрия туризма -- это комплексная организация производства туристского продукта. В индустрию туризма обычно включают туристские ресурсы и предприятия (организации, учреждения, частные лица и т.д.) предлагающие услуги туристам.
1) Туристские ресурсы
Реализация туристского бизнеса в условиях рынка может быть осуществлена при наличии четырех основных составляющих:
Ш капитала;
Ш технологии;
Ш кадров;
Ш туристских ресурсов.
Это означает, что недостаточно имея капитал, купить технологию, нанять кадровую команду и заниматься туризмом. Для этого необходимо выбрать место, где имеются туристско-рекреационные ресурсы, а если такого места нет, то создать его. Это одна из специфических особенностей туристского бизнеса в условиях рынка. Так как четвертая составляющая - туристские ресурсы - является наиболее дешевой, то в целом это определяет высокую рентабельность туристского бизнеса. Если туризм связан с созданием туристского ресурса (а не потреблением имеющегося), то себестоимость туристского продукта резко возрастает.
Под ресурсами в широком смысле этого слова понимают:
Ш экономические;
Ш природные;
Ш культурно-исторические;
Ш трудовые:
Ш финансовые;
Ш социальные;
Ш производственные.
Под туристскими ресурсами понимают совокупность природных и искусственно созданных человеком объектов, пригодных для создания туристского продукта. Как правило, туристские ресурсы определяют формирование туристского бизнеса в том или ином регионе.
Туристские ресурсы, как правило, имеют следующие основные свойства:
Ш аттрактивность (привлекательность):
Ш климатические условия;
Ш доступность;
Ш степень изученности:
Ш экскурсионная значимость:
Ш пейзажные и видеоэкологические характеристики;
Ш социально-демографические характеристики:
Ш потенциальный запас;
Ш способ использования и др.[16].
Данные ресурсы используются в оздоровительных, туристских, спортивных и познавательных целях.
Туристские ресурсы условно можно подразделить на две группы:
Ш природные:
Ш инфраструктурные.
Динамическое развитие туристского бизнеса требует наличия обеих групп. Даже при высоких аттрактивных свойствах природных ресурсов без наличия коммуникаций, средств связи, коммунальной инфраструктуры, просветительных учреждений, памятников культуры, искусства и др. - туристский бизнес для широкого круга потребителей невозможен.
Несмотря на свою социально-гуманную роль, туризм видоизменяет экологию. Снижение ущерба индустрии туризма на экологию регулируется на государственном и международном уровнях за счет:
Ш экологического просвещения:
Ш ограничения туристско-рекреационной нагрузки на природные ресурсы;
Ш налогового регулирования и т.д.
2) Участники международного туризма
Осуществление международных туристских операций предполагает определенные отношения между туристами - потребителями туристических услуг и туристическими фирмами - их производителями и реализаторами, а также отношение последних с различными организациями (банками, транспортными и страховыми компаниями и т.п.), обеспечивающими исполнение этого вида международных услуг[12].
В систему индустрии туризма входят специализированные предприятия, организации и учреждения, которые условно можно разделить на несколько категорий:
Предприятия, предоставляющие услуги по размещению:
-гостиницы, мотели, кемпинги
-пансионаты, частные квартиры и дома
-туристке базы, дома отдыха, приюты
-другие средства размещения
Предприятия питания:
-рестораны, столовые
-кафе, бары
-другие
Фирмы, занимающиеся транспортным обслуживанием:
-автопредприятия
-авиационные предприятия
-железнодорожные ведомства
-предприятия морского и речного транспорта
Туристские фирмы по разработке и реализации туристского продукта
-туроператоры
-турагенты
Рекламно-информационные туристские учреждения:
-рекламные агентства
информационные средства
Производственные туристские предприятия:
-фабрики по производству туристкой и гостиничной мебели
-предприятия по производству туристского снаряжения
-фабрики туристских сувениров
Предприятия торговли:
-магазины по реализации туристского снаряжения
-магазины по реализации туристских сувениров
пункты проката автомобилей и других транспортных средств и т.д.
Предприятия сферы досуга в туризме:
клубы (в том числе ночные)
-залы игровых автоматов
-аттракционные предприятия (аттракционы, Диснейлэнды, аквапарки и им подобные)
Учреждения самодеятельного туризма:
-туристские клубы
альпинистские клубы и другие узкоспециализированные клубы
Органы управления туризмом:
министерства по туризму (Мальта, Испания)
-комитеты и департаменты туризма (Россия)
общественные туристские организации и объединения
Учебные туристские заведения:
-высшие и средние специальные учебные туристские заведения
-институты повышения квалификации и переподготовки
другие образовательные учреждения
Научные и проектные учреждения:
-научно-исследовательские туристские институты и лаборатории
-институты по проектированию туристских предприятий
Здесь приведен далеко не полный перечень, так как туристскую индустрию формируют косвенно предприятия морского, речного, авиационного и других видов транспорта, коммунальные службы, а также еще огромное количество предприятий[27].
Осуществление международных туристских операций предполагает определенные отношения между туристами - потребителями туристических услуг и туристическими фирмами - их производителями и реализаторами, а также отношение последних с различными организациями (банками, транспортными и страховыми компаниями и т.п.), обеспечивающими исполнение этого вида международных услуг.
Согласно определению Всемирной Туристической Организации (ВТО) турист--это гражданин, посещающий страну (место) временного пребывания в оздоровительных, познавательных, профессионально-деловых, спортивных, религиозных и иных целях без занятия оплачиваемой деятельностью в период от 24 часов до 6 месяцев подряд или осуществляющий не менее одной ночевки. Его взаимоотношения с туристической фирмой заключаются в приобретении туристической путевки-- документа, подтверждающего факт передачи туристического продукта--права на тур, предназначенного для передачи туристу, а тур --это комплекс услуг по размещению, перевозке, питанию туристов, экскурсионные услуги, а также услуги гидов-переводчиков и другие услуги, предоставляемые в зависимости от целей путешествия[4].
Работа туристических фирм с туристами включает в себя:
Ш предложение туристу или группе туристов определенного набора туристическо-экскурсионных услуг;
Ш получение от клиента денежных средств за путевку (тур);
Ш перечисление денежных средств соответствующим организациям за размещение,проживание, экскурсионное обслуживание.
Договорные отношения туриста и туристической фирмы складываются как отношения покупателя (заказчика) и продавца (исполнителя). При этом следует подчеркнуть особый характер "продукта", приобретаемого у туристической фирмы. Вступая и ней в договорные отношения, турист рассчитывает в конечном итоге получить необходимый ему набор услуг. Фирма же предоставляет ему, как правило, еще не сами услуги, а права (гарантии) получения в определенное время, в определенном месте услуг, непосредственно осуществляемых другими фирмами, не имеющими прямых договорных отношений с данным туристом, но состоящими в договорных отношениях с направляющей туристической фирмой. Турист приобретает также и гарантии оказания определенных видов услуг и самой направляющей фирмой. Совокупность этих прав отображается в путевке, которая является конечным "продуктом" деятельности туристической фирмы и соответственно предметом ее реализации и зависит от того, какой она занимается деятельностью[18].
Туроператорская деятельность - это деятельность по формированию, продвижению и реализации туристического продукта, осуществляемая на основании лицензии юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем (туроператором).
Турагентская деятельность - деятельность по продвижению и реализации туристического продукта, осуществляемая на основании лицензии юридическим лицом и индивидуальным предпринимателем (турагентом).
Взаимоотношения между туроператором и туристом чаще всего строятся на основании агентского договора о предоставлении первым второму права на реализацию туристического продукта, сформированного туроператором.
Для случаев самостоятельной реализации туристического продукта туроператором на схеме ''Субъекты операций международного туризма'' исключается блок "турагент", и в случаях турагентской деятельности по договору с зарубежными фирмами - блок "туроператор" и все его функции выполняются турагентом. При наличии валютного счета и лицензии на осуществление внешнеэкономических операций по международному туризму туристическая фирма может перейти к заключению прямого договора с контрагентами[21].
Отношения с зарубежным партнером основываются на разделении предоставляемых услуг. Иностранная фирма обеспечивает проживание, питание, экскурсионное обслуживание, а иногда и страхование, а белорусская фирма - перевозку туристов, страхование и визовое оформление. Рекламная кампания осуществляется российской фирмой с использованием только собственных средств, без помощи партнера[25].
Подобное деловое сотрудничество можно считать наиболее удобным. Иностранная компания, имея постоянные связи с гостиницами и лучше разбираясь в положении на рынке, может снизить затраты и обеспечить скидку, которые дают возможность российской фирме предлагать конкурентоспособные услуги по стоимости меньшей, чем затраты самостоятельно путешествующего туриста, что обеспечивает постоянный спрос.
3) Туристские услуги
Как уже было сказано выше, туристический продукт - это пакет предоставляемых фирмой-продавцом или ее партнером услуг согласно заказу клиента. Так как количество и перечень этих услуг может быть самым разнообразным, будет целесообразным классифицировать услуги.
Классификация туристских услуг.
Туристские услуги делятся на основные, дополнительные и сопутствующие.
1) Основные услуги регламентируются договором на туристское обслуживание и путевкой и включают в себя:
услуги по размещению туристов (в гостиницах, мотелях, пансионатах, кемпингах, боатингах);
услуги по перемещению туристов до страны назначения, перемещения по странеразличными видами пассажирского транспорта;
услуги по обеспечению туристов питанием (в ресторанах, кафе, барах, тавернах, в кафетериях, пансионатах);
-экскурсионные услуги
2) Дополнительные услуги имеют весьма широкий спектр и занимают при развитой инфраструктуре туризма до 50% от общего объема дохода. Сюда можно отнести:
дополнительные услуги, не вошедшие в перечень основных услуг
-физкультурно-оздоровительные услуги
-медицинские услуги
страховые услуги
культурно-зрелищные и игровые мероприятия и т.д.
3)К сопутствующим услугам относятся:
-обеспечение сувенирной продукцией, туристкой символикой
торговое, валютно-кредитное, информационное, конгрессное и прочее обслуживание;
услуги специальных видов связи и т.д[19].
Между дополнительными и сопутствующими услугами нет четкой границы. В некоторых крупных тур компаниях и гостиницах число дополнительных и сопутствующих услуг достигает 500.
Туристу могут быть предоставлены либо определенные виды услуг по его выбору (индивидуальный тур), либо полный комплекс услуг. Полный комплекс услуг может предоставляться путем продажи так называемых пэкидж-туров (package tour--хорошо разработанный и сформированный тур), что предполагает предоставление клиенту полного комплекса услуг. Этот тур, однако, может и не включать транспортные расходы. Обычно пэкидж-туры организуются по определенной, заранее рекламируемой программе. Структура этих туров в значительной степени варьирует в зависимости от страны, состава туристов, их покупательной способности, а также от характера, ассортимента и качества предлагаемых услуг [24].
Выводы по первой главе

Таким образом, туризм как одна из форм международных экономических отношений приобрел в современных условиях огромные масштабы и стал оказывать существенное влияние на политические, экономические и культурные связи между странами. Кроме того, во многих странах доходы от туристической деятельности составляют значительную часть национального дохода.
Под индустрией туризма понимают комплексную организацию производства туристского продукта, в которую включают туристские ресурсы, туристские услуги и участников международного туризма.
В настоящее время индустрия туризма является одной из наиболее динамично развивающихся форм международной торговли услугами. В таких странах как Китай, США, Франция, Испания, Гонконг, Италия развитие туризма становится все более заметным и ощутимым и по прогнозам ВТО они станут самыми посещаемыми к 2020 году.
Глава 2. Эффективные формы маркетинговых коммуникаций и планирования туристического продукта

2.1 Общая характеристика форм коммуникаций туристического продукта

Маркетинговая коммуникация (продвижение) - это механизм передачи покупателю своей информации, это элемент маркетинговой структуры, который обеспечивает связь основных маркетинговых посланий с целевыми аудиториями.
Успешная работа маркетинга зависит не только от нужного продукта хорошего качества, ориентированной на рынок, ценовой политики, надежной и эффективной сети дистрибьюторов. Необходима также систематическая и эффективная связь с потенциальным клиентом и торговыми посредниками, что сокращает разрыв между производителем турпродукта и его потребителем. Главная цель этой связи - оказание влияния на целевую группу. Необходимо внушить такое представление о товаре или услуге, которое изменило бы существовавшие до этого взгляды и повлияло на будущее поведение[11].
Существует три основных способа продвижения товара, в том числе и туристического:
Ш реклама (advertising)
Ш стимулирование сбыта (sales promotion)
Ш связи с общественностью (public relations)
Считается, что коммуникационные задачи маркетинга не выполняются эффективно если пренебрегать другими инструментами маркетинга, а именно, если нет правильного выбора насчет продукта, цены и методов дистрибьюции. Невозможно достичь желаемого результата, если использовать только один коммуникационный канал. В программе продвижения должны быть скомбинированы различные методы. По существу важен потенциал каждого из методов продвижения и их потенциал по взаимоподдержке[19].
Реклама представляет собой неличные формы коммуникации, осуществляемые посредством платных средств распространения информации, с четко указанным источником финансирования. Существует множество применений рекламы в туристической сфере деятельности. Ее используют для формирования долговременного образа тур фирмы или тур оператора, для выделения конкретного тур направления, для распространения информации о событии, новой услуге, для объявления об изменении цены, скидках, льготах, для отстаивания конкретной идеи, формирования имиджа конкретного места назначения и т.д.
Цель рекламы - привлечь внимание, возбудить интерес, передать информацию, полезную для реципиента, и заставить действовать его определенным образом, например, связаться с турагентом, запросить дальнейшую информацию и т.д. Реклама - это форма массовой связи, предназначенная для большого числа людей одновременно.
В туристической сфере применяются практически все рекламные средства:
а) Реклама в средствах массовой информации: телевидение, радио, газеты, журналы. Ее главная характеристика - возможность сообщать рекламную информацию большой аудитории. Стоимость такой рекламы зависит от множества факторов: страны, выбранного средства (самой дорогой является телевизионная), продолжительности и т.д.
Каждое из рекламных средств в СМИ имеет свои преимущества и недостатки. Например, реклама в туристическом журнале стоит дороже, чем в газете, но ее качество гораздо выше и избирательность аудитории достаточно высока.
б) Каталоги путешествий, брошюры, журналы собственного издания, проспекты.
В каталогах путешествий содержится полезная информация для потенциальных туристов. Они могут использоваться в качестве справочников и предоставляют описания туристских товаров и услуг, иллюстрации, программы туров, отелей, видов деятельности и экскурсий, транспортных услуг и т. п.
Брошюры и проспекты менее вместительны, чем каталоги, но их производство менее трудоемко и гораздо дешевле. Обычно брошюра или проспект посвящаются только одному туру, предоставляя при этом более подробное описание маршрута и услуг.
в) Уличная реклама: стационарная и транзитная (плакаты, щиты, реклама на транспорте). Для стационарной рекламы важным фактором эффективности является ее месторасположение. Причем информация на щите или плакате должна быть короткой и ясной, так как объем сообщаемой информации ограничен не только размерами щита, но и способностью человека воспринять ее. Большая часть ее передается через символы и картинки. Этот вид рекламы обычно используют в качестве дополнения к рекламе в СМИ.
г) Письма-продажи (direct mail) открывают большие возможности для продажи услуг. Как правило у тур фирмы имеется в наличии список постоянных клиентов, которым и отправляются подобные письма, информирующие о новых турах, услугах, скидках. Можно также использовать список потенциальных клиентов (целевых групп), интересы и желания которых известны заранее[19].
Эффективность такой рекламы определяется такими ее качествами, как оперативность и контроль (об избирательности воздействия уже упоминалось). Оперативность: для подготовки и дистрибьюции этих писем требуется незначительное количество времени, что дает возможность предложить ''горящие'' турпакеты, или оперативно воспользоваться сложившейся ситуацией. Контроль: Для определения реакции на письмо, прилагается бланк, через который клиент может высказать свои пожелания или запросить дополнительную информацию.
д) Реклама в торговой точке: реклама на витрине павильона или на стенах, сувениры и плакаты в офисе турфирмы. Ценность данной рекламы заключается в том, что клиент сталкивается с ней, когда он находится еще в процессе принятия решения. Задача такой рекламы - напомнить клиентам о той рекламной информации, с которой они уже сталкивались раньше в средствах массовой информации.
Стимулирование сбыта включает в себя ряд средств коммуникации для создания условий немедленного роста сбыта на ограниченный период времени. Туристические предприятия и туроператоры признают, что их продажи и прибыль в значительной степени зависят от того, каким способом они мотивируют турагентов и потребителей. Среди методов продвижения широко используются различные скидки, льготы, конкурсы, лотереи, игры, а так же участие в туристических выставках, ярмарках, бесплатная раздача сувениров и т.д[23].
Туристическая индустрия только начинает прибегать к этим методам с целью поддержки продаж. Например, сегодня популярны такие методы, как сниженная цена на билеты для однородных групп, скидки для детей, пожилых людей, студентов, специальная цена на номера в отелях в ''мертвый'' сезон. Активно используется практика совместной деятельности с производителями или продавцами товаров повседневного спроса, за покупку которых в качестве приза может предлагаться тур путевка, спонсорство различных мероприятий.
Особое место среди методик продвижения занимают так называемое интерактивное продвижение, которое включает программы телемаркетинга и продвижение на основе интернет. Однако ''кибермаркетинг'' все еще находится на стадии эксперимента, весьма далекой от точных оценок.[8].
Продвижение тур продукта предлагает ''дополнительный стимул'' для совершения действия и придает тур услуге дополнительную ценность. Стимулирование сбыта обходится компании дешевле, чем реклама; оно отвечает текущим потребностям потребителя, желающего получить товар большей ценности. Реклама и стимулирование сбыта способны работать совместно, создавая синергизм, в котором один тип поощрения способствует повышению эффективности другого.
PR(public relations) - это использование информации для влияния на общественное мнение. Это часть коммуникационной работы фирмы. Их цель - создание хорошей репутации фирмы или места отдыха туристов, подкрепленной фактами, так, чтобы фирма могла достичь свои цели в атмосфере благоприятного мнения о себе[12].
Отличаются они тем, что при оплате места и времени в СМИ не указывается источник финансирования и на поддержку продаж влияет косвенно. PR служат для благоприятного климата для стимулирования сбыта и рекламы, предоставляя полезную информацию СМИ (паблисити) и торговым посредникам.
Связи с общественностью предназначены для создания и сохранения положительного имиджа страны, маршрута, компании и услуг, предлагаемых ею, у людей, способных повлиять на общественное мнение (журналистов, издателей и т.д.) или у торговых посредников (турагентов, туроператоров и т.д.).
Главные инструменты общественных отношений в продвижении турпродукта - информация для прессы, пресс-конференции, ознакомительные визиты, участие в других организованных событиях. Причем PR и реклама должны дополнять друг друга[17].
Методы PR:
1.Связи со средствами массовой информации.
а) Пресс-релиз. Первичное средство, используемое для передачи PR сообщений средствам массовой информации. Информация передается газетам, журналам и другим платным изданиям и должна печататься без искажений, комментариев издателя. Как правило, это статья, посвященная какому-то туристическому событию или рассказывающая о стране, месте отдыха, отелях, видах отдыха и т.п. Название туркомпании или туроператора, заказавшего статью, лишь вскользь упоминается в тексте.
б) Пресс-конференция. Созыв представителей СМИ с целью публичного объявления, заявления или мнения компании. Обычно это презентация нового туристского объекта.
2.Видеофильмы.
Чаще всего это документальные фильмы о путешествиях. В фильме рассказывается о какой-либо стране (регионе, местности), о ее жителях, обычаях, красотах природы и т.п. Хорошим примером такого фильма являются ''Тайские сказки'' снятые телекомпанией ТВА.
3.Ознакомительные визиты.
Хотя эти визиты весьма дорогостоящи и трудноорганизуемы, они дают большую отдачу. Успех ознакомительного визита зависит от трех факторов: выбор участников, тщательная подготовка тура вплоть до деталей маршрута, размещение и развлекательная программа.
Связи с общественностью направлены на повышение престижа и узнаваемости образа участника рынка. От рекламы PR отличается тем, как используются средства массовой информации, уровнем контроля, которыми они обладают над передачей сообщения, и воспринимаемой достоверностью[14].
2.2 Планирование, связанное продвижением туристического продукта

Единственный способ определить лучшую стратегию по продвижению продукта - это разработать альтернативы и оценить каждую в современных условиях. На этапе выработки стратегических решений необходимо выработать главные четыре:
Выбор целевых рынков.
Нужно определить рыночные приоритеты для продвижения продукта. У многих сложилось неверное представление, будто не надо вести работу по отбору новых рынков с потенциальными возможностями продвижения, а надо вкладывать бюджетные средства в те рынки, которые уже существуют, а потом уже в них разрабатывать деятельность по продвижению.
Отсутствие необходимой систематической оценки рынка и сбора рынков неизбежно приводит к такой деятельности по продвижению, которая скорее разобщена, чем сконцентрирована и поэтому малоэффективна. Надо признать, что почти всегда туристическое предприятие стоит перед проблемой выбора рынков. В разных странах существует спрос на туруслуги, в каждой из которых есть группа людей, способных покупать их[24].
Проблемы выбора рынков имеют два аспекта:
В каких странах можно найти действительный или потенциальный спрос такой величины, который бы оправдал затраты на продвижение тур продукта?
По направлению к каким группам потенциальных клиентов или сегментов рынка, а также торговых посредников должна быть направлена деятельность по продвижению тур продукта?
Выбор целевого рынка для продвижения продукта - стратегическое решение, а определение целевой группы в рамках целевого рынка - операционное решение.
Цель определения критериев выбора - идентифицировать рынки, которые потенциально являются быстро окупаемыми. Для выбора целевых рынков можно использовать следующие критерии: размер рынка и положение рынка.
Определение спроса на турпродукт в разные периоды года особенно ценно в сочетании с предыдущими данными и прогнозами на будущее.
На некоторых рынках нужно уделить особое внимание тому маршруту или той услуге, которая пользуется популярностью у клиентов.
Другим важным критерием выбора рынка является возможность сотрудничества с турагентами и туроператорами и приобретению их поддержки.
Все маркетинговые усилия должны быть направлены на формирование сильных и прочных предпочтений у действительных и потенциальных клиентов. Это требование является следствием отношения уровня предпочтений и положением рынка. Деятельность по продвижению особенно эффективна для создания, сохранения и усиления предпочтений потребителя. Другой целью, которая тесно связана с предпочтением, является приверженность потребителей какой-то определенной марке (компании)[29].
Цели продвижения турпродукта могут разделяться по трем направлениям:
Ш экспансия рынка. Отвлечение большого числа клиентов от уже существующего рынка, введение маршрута или новой услуги, особенная реклама туров, приносящих большую прибыль (длительные визиты, дорогой сервис), реклама путешествий в кредит;
Ш распределение спроса. Взаимовлияющие сезонные колебания спроса, привлечение особых категорий клиентов (клиенты с высоким достатком, готовые платить, долгосрочные клиенты, конгрессные визитеры, семьи с детьми и т.д.);
Ш усиление эффективности продаж. Снижение затрат на единицу продукции путем продвижения групповых туров, комплексных туров и использования централизованных систем бронирования. В зависимости от услуги или маршрута можно определить дополнительные критерии по продвижению в зависимости от уровня цен, ожидаемой прибыли, интенсивности конкуренции или от необходимости диверсификации рынка с целью уменьшения зависимости от незначительных рынков или сегментов рынка.
Определение целей продвижения продукта - решающая часть процесса планирования, так как только в том случае, если известна цель, возможно принятие рациональных решений. Это правомерно и для решений, касающихся финансирования деятельности продвижения, выбора методов продвижения, средств коммуникации и выбора целевых групп. И только после определения целей продвижения возможен контроль эффективности деятельности по продвижению.
Финансирование деятельности продвижения турпродукта.
Для туристических предприятий, которые в значительной степени зависят от деятельности продвижения, затраты на эту деятельность являются самыми крупными. Затраты тур оператора составляют не менее 10% от чистого дохода, а при введении нового маршрута - до 20% и даже выше. У других туристических предприятий, таких как турагенты, отели, авиалинии, затраты обычно меньше - 5% в турагенстве, 2,5-5% в отеле, 3-7% для авиалинии. И, наконец, национальные туристические организации направляют от ј до ѕ бюджета на финансирование продвижения. Какие критерии и принципы используются для определения размера бюджета на продвижение? Идеальный подход - бюджет зависит от целей деятельности продвижения[9].
Оцениваются затраты на достижение этих целей, а одобренная сумма денег и будет бюджетом на планируемый период. Фактически, этот подход используется редко. Вместо этого в бюджет год от года вносятся поправки, чтобы компенсировать увеличение затрат, связанное с инфляцией, чтобы определить увеличение дохода и прибыли или несколько приостановить экспансию в новые рынки. Ориентации на специфические цели в данном случае не существует. По этой причине данный бюджет относится к тем затратам, которые стоят первые на очереди сокращения в случае ожидаемого падения прибыли.
Другой подход - использование фиксированных коэффициентов. Это означает, что бюджет устанавливается как данное процентное соотношение ранее прогнозируемых доходов от продаж или фиксированная цена заказа или турпакета[15].
Для удобства бухгалтерии бюджет рассчитывается на год. Это, конечно, далеко от идеала с точки зрения планирования продвижения, потому что требуется больше года, чтобы выбрать правильное место на рынке, предлагая новый маршрут. По этой причине многие фирмы рассчитывают бюджет на несколько лет вперед.
Методы планирования и продвижения турпродукта.
Значение и цель планирования в данной сфере деятельности.
Смысл планирования состоит в том, чтобы найти такое сочетание различных мер и средств, которое способно обеспечить:
Ш наибольший вклад в решение общих задач фирмы;
Ш лучшение или интеграцию других видов маркетинговой деятельности;
Наиболее экономичное и эффективное использование имеющихся средств (ресурсов), что дает возможность достичь наибольшей окупаемости затраченных денежных средств, усилий и времени.
Процесс планирования, связанный с продвижением туристического продукта, включает определение
а) целей, которые необходимо достичь в рамках маркетингового плана по продвижению продукта;
б) существующих рынков, групп потребителей, торговых посредников и других групп, на которых ориентирована деятельность по продвижению;
в) действий, которые необходимо предпринять в области рекламы, поддержки продаж и связи с общественностью;
г) бюджета, необходимого для осуществления действий на рынке;
д) методов, с помощью которых можно оценить результаты работы в области продвижения тур продукта[7].
Методы планирования и продвижения.
Существует несколько методов планирования и эффективность каждого из них зависит от различных условий. Принимаются во внимание следующие параметры:
Ш размер фирмы или организации,
Ш имеющиеся у нее ресурсы,
Ш позицию фирмы на рынке,
Ш ее долгосрочные цели и задачи, и многие другие.
Наиболее эффективный метод планирования с практической точки зрения должен отвечать определенным базовым требованиям:
Он должен содержать небольшое количество альтернатив (стратегических и тактических).
Он должен быть постоянно ориентирован на решение главных стратегических целей предприятия.
Он обязан учитывать имеющиеся ресурсы и предыдущий опыт в области продвижения тур продукта.
Он не должен оказывать негативное воздействие на завоеванную позицию на рынке.
Ему необходимо быть достаточно гибким, чтобы можно было оперативно реагировать на изменения на рынке.
Информация, необходимая для составления планов, должна быть доступна в период между ее сбором и использованием.
Для составления планов необходим соответствующий персонал, время и деньги (для малых фирм только время)[11].
Четыре варианта планирования в туризме:
1.Эмпирическое.
Основывается на практическом опыте, субъективных умозаключениях, плюс традиции и интуиция. При всех достоинствах такого планирования, получаемые варианты решения вопроса чрезвычайно субъективны и не охватывают всех возможных альтернатив. Кроме того, этот метод недостаточно точен и высок риск ошибки.
2.Оптимизационное.
Заключается в анализе взаимосвязей, которые учитываются при разработке различных вариантов решений. При этом обычно строится модель, которая отражает различные переменные спроса и предложения, существующие в данный момент на данном рынке. Отслеживаются трансформации этих элементов и взаимосвязей между ними при внесении определенных изменений в области продвижения товаров в прогнозируемый период времени. Оценка эффективности происходит по количественным показателям, таким как число/объем продаж туров, прибыль тур фирмы, выручка и т.д.................


Перейти к полному тексту работы



Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.