На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


Курсовик Зарождение исламского банковского дела. Перспективы их развития в России. Механизмы функционирования исламских банков. Особенности развития исламской банковской системы в мире. Классификация исламских банков в настоящее время. Их роль в мировой экономике

Информация:

Тип работы: Курсовик. Предмет: Банковское дело. Добавлен: 26.09.2014. Сдан: 2009. Уникальность по antiplagiat.ru: --.

Описание (план):


21
Содержание

Введение
1. Зарождение исламского банковского дела
2. Механизмы функционирования исламских банков
3. Развитие исламской банковской системы в мире
4. Развитие исламских банков в России
5. Исламские банки: настоящее время
6. Перспективы развития исламских банков в России
Заключение
Список использованной литературы
Введение

Сегодня исламские банки развиваются очень быстро, с ними приходится считаться многим банкирам и предпринимателям всего мира. Однако большинство из западных предпринимателей с трудом понимает специфику исламского бизнеса, что осложняет их отношения с исламскими деловыми партнерами. До сих пор исламские финансовые институты остаются во многом «вещью в себе», несмотря на то, что обладают, по признанию многих специалистов, значительным потенциалом.
Система исламских банков отличается большой спецификой, а сами они в основном выступают обособленным организмом, так как вся структура находится в состоянии эволюции, а поиск форм и методов ее деятельности, оптимизации основ взаимодействия с внешним миром еще не завершен. статья «Исламская экономика: право каждого - благо всех»
Рост исламских банков на фоне кризиса, охватившего практически весь мир, смотрится контрастно. В свете поиска инвестиционных ресурсов, исламский мир не может не представлять интерес для РФ, поскольку за последние десятилетия в результате притока нефтедолларов этот регион стал выступать одним из крупнейших поставщиков капитала на мировые рынки. В ближайшем будущем Россия может стать получателем финансовых ресурсов из этого источника. Изучение исламского банковского дела необходимо для понимания сути деятельности банковской системы в исламских странах и возможных путей сотрудничества с исламским капиталом. статья «Кто вкладывает в исламские банки, тот и выигрывает?»
В связи с этим целью данной научно - исследовательской работы является анализ деятельности исламской банковской системы.
Для достижения поставленной цели были сформулированы следующие задачи:
1. рассмотреть историю становления исламских банков;
2. рассмотреть механизмы функционирования банков;
3. исследовать развитие исламской банковской системы в мире и в России;
4. изучить классификацию исламских банков в настоящее время и их роль в мировой экономике;
5. отметить перспективы развития исламских банков в России.
1. Зарождение исламского банковского дела

История исламского банковского дела начинается с первых дней появления ислама. Наиболее важным событием, которое впоследствии привело к возникновению исламских банков, явились откровения пророка Мухаммеда о запрещении рибы. В дополнение к этому, пророк при всяком случае осуждал и порицал кредитующих и дающих взаймы под процент. Со времен появления исламской цивилизации существуют такие операции, как обмен валюты, денежные переводы и использование чеков. Однако в то время организованная банковская система так и не появилась. Функции финансовых институтов взяли на себя частные лица. В отличие от обычных банков, которые развивались параллельно с возрождением европейской торговли в 13 веке, исламское банковское дело не получило своего развития. В результате развития торговли и колониализма мусульманские страны приняли традиционную банковскую систему, а исламское банковское дело, зародившееся в ранний период развития ислама, прекратило свое существование.
Так называемое «исламское возрождение», которое захлестнуло весь мусульманский мир, явилось толчком для создания исламского банковского дела.
Хотя первые идеи о создании особых банков возникли уже в конце 40-х годов XX века, первые практические шаги в этом направлении были предприняты лишь в начале 60-х годов. В частности, первым успешным экспериментом с образованием финансового института, работающего без процентов, считается проект сберегательной кассы в Мит-Гамре, маленьком египетском городке, расположенном в дельте Нила, хотя в тот период такого термина - "исламский банк" еще не существовало. Руководитель этого проекта, доктор Ахмад Али-Нагтар вел длительную агитацию среди жителей города и окрестных деревень перед тем, как в 1963 году был открыт первый филиал.
Цель этого проекта состояла в том, чтобы «интегрировать сельское население в процесс капиталообразования». Инициаторы создания банка исходили из того, что необходимый для индустриализации Египта процесс накопления капитала должен произойти в аграрном секторе, который тогда доминировал в народном хозяйстве Египта. Проект разрабатывался под лозунгом: "Превращайте феллахов (крестьян) во вкладчиков!" Указанный кредитный институт имел три фонда:
1. Сберегательный и кредитный фонд с минимальным вкладом в 5 пиастров, причем вкладчик получал не проценты, а имел определенные привилегии. Например, он мог получить беспроцентный кредит.
2. Инвестиционный фонд с минимальным вкладом в 1 египетский фунт на 1 год. Через этот фонд финансировались прибыльные проекты в городе, и вкладчик получал часть доходов от проекта.
3. Социальный фонд, в который вкладчики могли добровольно платить "закят" (исламский социальный налог). Средства из этого фонда использовались, в первую очередь, для нуждающихся среди вкладчиков.
Хотя проект функционировал успешно, в 1967 году его закрыли по политическим мотивам. выдержка из журнала Жданов С.В. Исламская экономика: ретроспективный анализ, Финансовый бизнес, №5, 2000.
Другим был Perbadanan Wang Simpanan Bakal-Bakal Haji (PWSBH), созданный в Малайзии в 1963 году для того, чтобы правоверные могли копить на хадж. статья «Кто вкладывает в исламские банки, тот и выигрывает?»
Однако, уже в 1971 году в Египте в ходе нового политического курса ("корректурная революция") был создан "Насер Социал Банк", первый государственный исламский банк, а в 1975 году появился первый частный исламский банк "Дубаи Исламик Банк" в Дубае. Начиная с середины 1970-х годов, число исламских банков росло быстрыми темпами. Аналогичные банки были образованы не только в странах, где ислам является государственной религией (Египет, Иордания, Бахрейн, Судан, Кувейт, ОАЭ, Тунис, Мавритания и Малайзия), но также и в Великобритании, Дании, Швейцарии, где число приверженцев ислама незначительно.
Со второй половины 80-х годов начали возникать небанковские финансовые институты, выступающие под вывеской "исламских", в первую очередь в Египте. Их арабское название "Шарикат Аусиф Аль-Амваль" можно перевести как "исламские инвестиционные общества". На начало 1988 года в Египте уже насчитывалось более 300-х таких обществ с суммарным капиталом в 4-8 млрд. долл. США. Число вкладчиков превышало 3 миллиона человек.
Так как до 1988 года не существовало закона, который регулировал бы их деятельность, они не обязаны были публиковать балансы и годовые отчеты, иметь наблюдательный совет, и проводить собрания акционеров. Владелец общества самостоятельно решал все вопросы вложения средств и размеров выплат вкладчикам. По депозитным соглашениям они работали в соответствии с шариатом, под чем они понимали вышеописанную систему участия в прибыли и убытках.
Успехи, достигнутые указанными обществами, во многом объясняются тем, что они выплачивали по вкладам высокие проценты. В то время как обычные банки платили по вкладам 7% годовых в СКВ, исламские инвестиционные общества - 24%, а иногда даже до 30%.
Стремясь получить более высокие проценты, вкладчики, не учитывая высокую степень риска, перечисляли свои средства непосредственно на счета владельцев обществ, не имея при этом каких-либо гарантий или возможности распоряжаться своими деньгами. А это приводило к злоупотреблениям со стороны некоторых владельцев обществ, которые, прихватив чужие деньги, стали скрываться за границей. При этом вкладчик не имел никаких юридических оснований востребовать, принадлежавшие ему средства. По докладу прокуратуры Египта только в апреле 1988 года было отмечено 8 таких случаев, что наносило престижу исламских банков большой ущерб.
Наиболее спорным был вопрос о том, куда и в какой форме эти общества инвестировали свои средства, чтобы получать высокие прибыли, которые позволяли им выплачивать высокие проценты вкладчикам. Считалось, это стало возможным в связи с тем, что:
- общества не привлекали кредиты от других банков;
- высокая ликвидность позволяла им оперативно реагировать на все изменения; вкладывать средства в быстро окупаемые проекты, что позволяло снизить затраты;
- гибкость и отсутствие бюрократии делали их работу более эффективной;
- инвестировались средства только в проекты, если предполагаемая прибыль у них оценивалась в размере свыше 25 % (в то время уровень инфляции в Египте).
Несмотря на сравнительную убедительность этого, египетская пресса обвинила общества в проведении спекулятивных операций с золотом и валютой. Так как в то время египетский фунт ежегодно обесценивался в среднем на 30%, Египет был настоящим кладом для спекулянтов. Учитывая сложившуюся ситуацию, в 1988 году египетский парламент принял закон
№ 146, в соответствии с которым эти общества были поставлены под государственный контроль. Им предлагалось стать акционерными обществами с минимальным количеством акционеров в 20 человек с долей каждого выше 1%, предоставлять наблюдательным органам финансового рынка подробные отчеты о проектах финансирования и создать финансовые резервы. Общества, которые были не в состоянии выполнять требования указанного закона, подлежали ликвидации в течение 2-х лет. В результате принятия этого закона обанкротился "Ар-Раян", а в 1992 году был секвестрирован "Ас-Саад". Все это естественно повлияло на репутацию тех финансовых институтов, которые выступают как "исламские". выдержка из журнала Жданов С.В. Исламская экономика: ретроспективный анализ, Финансовый бизнес, №5, 2000.
Несмотря на двадцать лет опыта, исламская банковская система далеко не совершенна. Главной проблемой, стоящей перед исламскими банками, являются очень ограниченные инвестиционные возможности. статья «Кредит по исламским принципам»
2. Механизмы функционирования исламских банков

Запрет использование рибы, согласно истории ислама, более 1400 лет назад Аллах передал народу через пророка Мухаммада. За это время хозяйственная и финансовая практика, безусловно, претерпела существенные изменения, но исламский мир, противясь вестернизации, создал уникальные формы финансовых институтов, которые, с одной стороны, отвечают всем современным требованиям, а с другой стороны, функционируют в соответствии с нормами мусульманского права, в том числе с нормами шариата. Уникальность сформировавшейся финансово-банковской системы в том, что она основана как на экономический интересах ее субъектов (банков и иных финансовых институтов), так и на религиозных канонах, устанавливающих определенные религиозные, социальные и этические ценности и правила. То есть исламская финансовая система по сути синтезирует в себе материалистические (экономические) и идеалистические (этические, религиозные) начала. Наиболее яркими воплощениями институтов исламской финансовой системы стали исламские банки.
Исламский банк - это такой банк, деятельность которого не противоречит нормам шариата и, следовательно, соответствует исламской модели финансового учреждения.
Здесь может возникнуть вполне естественный вопрос: как же функционирует такой банк, если уплата процентов за пользование денежными средствами запрещена? Ведь не может же он привлекать и размещать средства совершенно бесплатно?
Согласно законам шариата, заимодавец, предоставляя денежные средства заемщику, становится его партнером, получая право на часть его прибылей от хозяйственной деятельности, то есть, он становится скорее инвестором, чем кредитором. Именно на этом принципе построены отношения между вкладчиком и исламским банком, а также банком и заемщиком.
Чтобы лучше понять специфику исламского банка, рассмотрим следующую простейшую модель. Вкладчик размещает деньги на счете в банке. Банк (в некоторых случаях по согласованию с вкладчиком) направляет денежные средства на финансирование определенного проекта. В случае успешного исхода (положительного результата, прибыльности проекта) банк поделит полученную прибыль с должником и с вкладчиком. При этом размер прибыли заранее неизвестен, известна лишь пропорция ее разделения между участниками сделки. Если же проект себя не окупит, то банк и вкладчик поделят убытки должника.
Что же произойдет, если по какой либо причине заемщик не сможет вернуть основную сумму долга или начисленные проценты? Обычный банк в этом случае потребует погашения кредита и инициирует процесс ликвидации. Однако исламскому банку эти методы недоступны как противоречащие канонам мусульманства. Последователи ислама рассуждают так: почему ответственность за неудачный в финансовом отношении год должна ложиться только на предпринимателя - заемщика? Было бы справедливо, если бы убытки поделили между собой все стороны, включая и должника, и банк, и вкладчика.
Такая схема существенно отличается от принятой в западных банках в том, что касается распределения рисков невозвращения денежных средств. Фактически носителями этих рисков в исламской модели являются банки и вкладчики, и поэтому устойчивость и стабильность всей системы, а также доверие к ней со стороны вкладчиков и партнеров куда более зависит от благоприятной рыночной конъюнктуры, чем в случае с западной моделью, где интересы банков и вкладчиков защищены существенно лучше. Это, безусловно, повышает ответственность банков при выборе своих партнеров по сделкам.
Критики исламского банковского дела утверждают, что система фактически нежизнеспособна, и существует во многом благодаря притоку нефтедолларов в страны Ближнего Востока, а первый же неблагоприятный год приведет к массовым банкротствам исламских банков. Такой подход, хотя и не лишен оснований, все же вызывает сомнения. Действительно, основным импульсом укрепления и роста новой финансовой индустрии стал нефтяной кризис (а для стран - нефтеэкспортеров - нефтяной бум) 75-85 годов, однако банки с честью пережили спад рынка нефти и нефтепродуктов начала 90-х, во многом благодаря эффективному управлению доверенными им средствами.
Относительная устойчивость молодой банковской системы определяется даже не столько по-арабски мудрым, расчетливым подходом к управлению активами и пассивами, сколько желанием верующих людей следовать учению своей религии во всех аспектах их жизни. Праведному мусульманину глубоко небезразлично, где хранить свои деньги, и он готов в ряде случаев принять на себя дополнительный риск утраты денежных средств или предоставлять свои средства бесплатно, чтобы не нарушать каноны мусульманства. И именно за счет этого, религиозно-психологического, фактора “запас прочности” исламской банковской системы высок.
В каких же формах исламские банковские учреждения осуществляют свою деятельность? Именно в специфических формах деятельности банков находят отражения особенности системы. Надо отдать должное мусульманским финансистам и правоведам, которые смогли разработать и внедрить в практику столь большое количество финансовых операций, не противоречащих нормам шариата, но при этом отвечающих современным потребностям экономики. Для осуществления только приемлемых с точки зрения канонов религии операций банки создают специальные шариатские советы, которые определяют, является ли тот или иной тип операций “халал” или “хараам” (допустимый или запретный). Хараам являются любые операции, связанные с взиманием определенного заранее дохода, а также финансированием предприятий свиноводства, производителей алкогольной продукции, игорных домов и казино, а также предприятий, получающих часть доходов за счет процентных платежей по выданным ссудам.
Как правило, исламский банк предлагает своим клиентам два вида счетов: текущий счет (всегда беспроцентный) и инвестиционный (доходность по такому счету зависит от успешности проектов, в которые банк вкладывает деньги).
За счет собственных и привлеченных средств банк осуществляет следующие виды финансирования:
мушарака -- совместное предпринимательство,
мудараба -- финансирование на основе участия в прибыли (фактически частный случай мушарака),
мурабаха -- финансирование торговли,
иджара -- сдача в аренду (аналог лизинговой операции),
иджара ва-иктина -- лизинговое соглашение, в соответствии с которым клиент получает право выкупить оборудование, строения и другие объекты, когда последовательно накапливаемые выплаты достигают уровня, соответствующего согласованной цене продажи,
истисна -- финансирование и т.д.................


Перейти к полному тексту работы



Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.