На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


Диплом Сущность, роль и принципы рациональной организации товароснабжения розничной торговой сети на примере деятельности ИП Степановой. Анализ ассортимента реализуемой продукции и форм товароснабжения предприятия. Внедрение современных методов товароснабжения.

Информация:

Тип работы: Диплом. Предмет: Маркетинг. Добавлен: 04.08.2008. Сдан: 2008. Уникальность по antiplagiat.ru: --.

Описание (план):


6
Дипломный проект
на тему «Совершенствование системы снабжения и сбыта в организации»
Содержание
введение
1.
современное состояние предприятия
1.1. Организационно-правовые основы деятельности предприятия
1.2. Основные виды деятельности
1.3. Структура управления предприятием
1.4. Характеристика конкурентной среды функционирования предприятия
2. анализ финансово-Экономических показателей
работы предприятия
2.1. Анализ финансово-экономических показателей деятельности предприятия
2.2. Характеристика персонала предприятия
2.3. Организация оплаты труда персонала
2.4. Анализ финансовых результатов деятельности предприятия
3. анализ Существующей системы снабжения и сбыта
ИП Степановой
3.1. Анализ существующей системы снабжения и сбыта
3.2. Проблемы в снабжении и сбыте предприятия
4. Выбор и обоснование предложений по совершенствованию системы снабжения и сбыта
ИП Степановой
4.1. Характеристика предлагаемых решений
4.2. Анализ сильных и слабых сторон деятельности
4.3. Экономическое обоснование целесообразности предлагаемого варианта
4.3. Продолжительность реализации проекта по совершенствованию
системы снабжения и сбыта ИП Степановой
заключение
список литературы
Введение
Переход России к рыночной экономике потребовал новых подходов к организации и технологии коммерческой деятельности торговых предприятий, в частности к рациональной организации товароснабжения.
Товароснабжение -- сложный организационно-хозяйственный и материальный (технологический) процесс, так как на каждом его этапе применяются многочисленные средства и орудия труда (торговые здания, сооружения, торгово-технологическое оборудование, транспортные средства и т. д.), в его осуществлении участвуют многие миллионы людей. Кроме того, следует иметь в виду, что основным предметом труда здесь являются товары, ассортимент которых представлен тысячами видов и разновидностей.
Основу организационно-хозяйственной стороны процесса товароснабжения составляет коммерческая деятельность, осуществляемая участвующими в нем звеньями -- торговыми предприятиями. Она включает в себя операции, связанные с изучением спроса на товары и определением потребности в них, исследованием рынка товаров и выявлением наиболее выгодных поставщиков, установлением с ними хозяйственных связей, осуществлением рекламной деятельности, и другие операции.
Наибольшие затраты живого и овеществленного труда приходятся на материальную, или технологическую, сторону процесса товароснабжения. Ее основу составляют технологические операции, связанные с продолжением процесса производства в сфере обращения. К ним относят транспортировку товаров от производства до складов оптовой торговли, их внутрискладское перемещение, приемку и хранение, товароснабжение розничной торговой сети, внутримагазинные операции, отпуск товаров покупателям и оказание им дополнительных услуг.
Процесс товароснабжения осуществляется под воздействием производственных, транспортных, социально-экономических и торговых факторов.
Из производственных факторов наибольшее влияние на организацию процесса товароснабжения оказывают следующие: размещение производства, специализация производственных предприятий, сезонность производства отдельных товаров.
Так, чрезмерное приближение производственных предприятий к источникам сырья может привести к неравномерному распределению их на территории страны, к удалению от районов потребления. Все это вызывает необходимость перевозки товаров на большие расстояния, к замедлению и усложнению процесса товароснабжения.
Большое влияние на организацию процесса товароснабжения оказывает специализация производственных предприятий на выпуске сравнительно узкого ассортимента товаров. Особенно это касается товаров со сложным ассортиментом, которые не могут поступать в небольшие магазины без предварительной подсортировки на складах оптовых предприятий.
Торговый ассортимент многих товаров существенно изменяется в зависимости от сезона года, что также вызывает ярко выраженный сезонный характер их производства. Поэтому в организацию процесса товароснабжения постоянно должны вноситься соответствующие коррективы.
К числу главных транспортных факторов следует отнести состояние транспортных путей сообщения и виды транспорта, используемые для перевозки товаров. То есть, для того чтобы обеспечить бесперебойное и экономичное функционирование процесса товароснабжения, необходимо наличие хорошо развитой транспортной сети, а также оптимальной структуры парка транспортных средств (наличие определенного количества специализированного транспорта, транспортных средств различной грузоподъемности и т. д.).
Основными социально-экономическими факторами являются: расселение населения и его состав, уровень денежных доходов. С учетом влияния этих факторов по-разному подходят к организации торгового обслуживания жителей городов и сельского населения. От них во многом зависит интенсивность процесса товароснабжения.
Существенное влияние на процесс товароснабжения оказывают следующие основные торговые факторы: типы, размеры и размещение предприятий торговли, степень сложности ассортимента реализуемых товаров и их физико-химические свойства, уровень организации товароснабжения розничной торговой сети, квалификация торговых работников, применяемые методы продажи товаров и т. д.
На характер процесса товародвижения большое влияние оказывает его звенность и форма.
Таким образом, наличие широкого ряда факторов, влияющих на процесс товароснабжения, и важность самого процесса для эффективной деятельности торгового предприятия, позволяют говорить об актуальности выбранной темы дипломной работы.
Целью дипломного проекта является изучение особенностей организации и технологии товароснабжения розничной торговой сети и выявление направлений по его совершенствованию.
Объектом дипломного проекта является ИП Степанова.
К основным задачам дипломного проекта можно отнести:
- выявление сущности, роли и основных принципов рациональной организации товароснабжения розничной торговой сети;
- анализ форм и методов товароснабжения;
- характеристика организационно-правовых основ и видов деятельности ИП Степановой;
- анализ ассортимента реализуемой продукции ИП Степановой;
- анализ форм товароснабжения предприятия ИП Степановой;
- определение задач совершенствования товароснабжения предприятия в современных условиях;
- разработка направлений, обеспечивающих внедрение современных методов товароснабжения.
Дипломный проект состоит из введения, четырех глав, заключения, списка использованных источников и приложений.
Во введении приведено обоснование выбора темы дипломной работы. В нем характеризуется ее актуальность и значение, формулируется цель и определяются задачи исследования.
В первой главе дипломного проекта освещена организационно-правовая основа и виды деятельности предприятия.
Во второй главе проводится анализ финансово-экономических показателей деятельности предприятия.
Третья глава дипломного проекта раскрывает понятие, содержание и значение правильной организации товароснабжения розничной торговой сети, отражаются формы и методы товароснабжения, а также определяются задачи совершенствования товароснабжения предприятия в современных условиях. В ней отражена организация товароснабжения ИП Степановой с выявлением ключевых проблем.
Актуальность работе придает четвертая глава, в которой осуществляется разработка практических мероприятий по совершенствованию товароснабжения анализируемого предприятия.
Проблемы организации и повышения эффективности товароснабжения розничной торговли исследовали многие отечественные и зарубежные ученые: Д. Болт, С.Н. Виноградова, В.П. Воронин, А.М. Гаджинский, М.М. Дарбинян, П. Зермати, Р.П. Мешечкина, Л.П. Наговицина, Ш. B. Опельбаум, А.В. Орлов, В.К. Памбухчиянц, Ф.Г. Панкратов, А.А. Смехов, ВДж. Стэнтон, Б.Дж. Уолкер, П. Цвирнманн, М.Дж. Эцель.
Вопросы повышения эффективности социально-экономической деятельности потребительской кооперации рассматривались в трудах ученых: В.Ф. Ермакова, В.Т. Жигалова, Е.В. Исаенко, З.А. Капелюк, Г.В. Киселевой, О.И. Клименко, О.П. Матвеевой, К.А. Раицкого, З.В. Отскочной, Л.Т. Снитко, Е.Е. Тарасовой, В.И. Теплова, Л.Е. Тепловой, A.M. Фридмана и др.
В то же время проблемы организации товароснабжения розничной торговли в условиях рыночной экономики исследованы недостаточно. Требуются разработка комплексного подхода к оценке товароснабжения розничной торговли потребительской кооперации и обоснование рекомендаций по его совершенствованию в современных условиях.
Теоретическую и методологическую основу работы составили отдельные положения экономической теории, экономические законы, методы анализа, прогнозирования и моделирования экономических процессов. В ходе исследования использованы общенаучные методы теоретического и эмпирического познания: индукция и дедукция, анализ и синтез.
Для решения прикладных задач, рассматриваемых в работе, использовались методы: наблюдение, сравнительный анализ, ряды динамики, индексный метод, средних величин, корреляционно-регрессионный анализ. Для обработки экономической информации и графического представления результатов исследования использованы компьютерные технологии и различные пакеты программного обеспечения.
1. современное состояние предприятия
1.1. Организационно-правовые основы деятельности предприятия
Объектом исследования данного дипломной работы является хозяйственная деятельность индивидуального предпринимателя без образования юридического лица, зарегистрированного Администрацией г. Ижевска, Степановой.
Следует условиться, что в дальнейшем изложении по отношению к предпринимательской структуре, созданной ИП Степановой, будет применяться термин предприятие, под которым будет пониматься не правовая, а организационная форма предпринимательской деятельности.
Гражданское законодательство определяет предпринимательство как самостоятельную деятельность физического или юридического лица, осуществляемую им на свой риск и направленную на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг (п.1 ст.2 ГК РФ).
Согласно п.1 ст.2 ГК РФ предпринимательская деятельность должна осуществляться только лицами, зарегистрированными в качестве предпринимателей.
Согласно п.1 ст.23 ГК РФ физическое лицо - Степанова приобрела статус индивидуального предпринимателя с момента его государственной регистрации - с октября 1996 г., на основании ОГРН № 304183511900093, выданного Администрацией г. Ижевска.
Закон предусматривает, что к предпринимательской деятельности граждан, осуществляемой без образования юридического лица, применяются правила, регулирующие деятельность коммерческих юридических лиц. ИП Степанова может совершать любые, не запрещенные законом сделки, заключать контракты, в том числе трудовые и подрядные договоры с наемными работниками и исполнителями, открывать счета в кредитных учреждениях и распоряжаться находящимися на них денежными средствами, производить иные действия.
Институт предпринимательства в нашей стране появился сравнительно недавно. Основы предпринимательской деятельности закреплены в ряде нормативно - правовых актах. Нормативное определение предпринимательства впервые было дано в Законе о предприятиях и предпринимательской деятельности. Статья 1 Закона характеризует: “предпринимательскую деятельность (предпринимательство) как инициативную самостоятельную деятельность граждан и их объединений направленную на получение прибыли и осуществляемую гражданами на свой риск и под имущественную ответственность в пределах, определяемых организационно-правовой формой предприятия”. Но предпринимательской деятельностью могут заниматься не только различного рода предприятия, но и граждане.
Статья 23 Гражданский кодекс РФ принятого в конце 94 года “Предпринимательская деятельность граждан”, говорит: “Гражданин в праве заниматься предпринимательской деятельностью без образования юридического лица с момента государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя”.
Контроль государства за состоянием и развитием рынка предполагает регулируемое воздействие на хозяйственную деятельность самостоятельных предпринимателей, определение оснований и пределов публичного вмешательства в нее. Принятые в последние годы законы и иные правовые акты значительно усиливают роль государства в становлении рыночной экономики. С учетом конституционного устройства Российской Федерации и функционирования частной, государственной и муниципальной собственности на средства производства и предметы труда можно выделить общее государственное воздействие на предпринимательскую деятельность, осуществляемое независимо от форм собственности, и особенное, когда государство выступает как собственник своего имущества.
Согласно п.1 ст.23 ГК РФ физическое лицо - Степанова приобрела статус индивидуального предпринимателя с момента его государственной регистрации - с октября 1996 г., на основании ОГРН № 304183511900093, выданного Администрацией г. Ижевска.
Закон предусматривает, что к предпринимательской деятельности граждан, осуществляемой без образования юридического лица, применяются правила, регулирующие деятельность коммерческих юридических лиц.
ИП Степанова может совершать любые, не запрещенные законом сделки, заключать контракты, в том числе трудовые и подрядные договоры с наемными работниками и исполнителями, открывать счета в кредитных учреждениях и распоряжаться находящимися на них денежными средствами, производить иные действия.
Предпринимательская деятельность ИП Степановой может быть признана как инициативная деятельность гражданина, направленная на получение прибыли, которая осуществляется ее субъектом на свой страх и под имущественную ответственность в тех пределах, которые очерчены организационно-правовой формой предпринимательства.
1.2. Основные виды деятельности
Следует отметить, что основным видом деятельности предприятия, созданного ИП Степановой, является оптово-розничная торговля рыбопродуктами, осуществляемая на территории Удмуртии и Пермской области.
Головное предприятие расположено в г. Чайковский, а одно из его структурных подразделений - в г. Ижевске.
Представим в табл. 1 данные, характеризующие структуру розничного товарооборота за 2005-2006 гг. по основным группам реализуемых товаров в подразделении ИП Степановой, расположенном в г. Ижевске.
Таблица 1 - Структура розничного товарооборота за 2005-2006 гг. по основным группам товаров
Наименование товарных групп
В % к обороту
2005 г.
2006 г.
Оборот розничной торговли всего, в том числе:
100,0
100,0
- рыба вяленая и соленая
8
10
- рыба копченая
9
10
- рыба свежемороженая
36
35
- пресервы и нарезка
35
30
- полуфабрикаты рыбные и консервы
12
15
Если анализировать структуру оборота розничной торговли, можно выявить изменение в удельных весах реализуемых товаров по представленным группам, что объясняется изменением потребительских предпочтений, появлением новых конкурентов, предоставляющих различные условия оплаты.
Следует отметить, что хотя объемы продаж предприятия значительный, к 2006 г. наметилась тенденция стабилизации объемов, и без открытия новых торговых точек увеличить объемы продаж будет очень сложно.
Можно отметить, что около 65 % в 2006 г. в структуре реализованной продукции преобладает реализация рыбы свежемороженой, пресервов и нарезки.
Около 20 % в общем объеме реализуемой продукции составляет реализация рыбы вяленой, соленой и конченой.
Примерно 15 % приходится на реализацию рыбных полуфабрикатов и рыбных консервов.
Доля пресервов и нарезки с 2005 г. по 2006 г. сокращена с 35 % до 30 %, а свежемороженой рыбы на 1 % с 36 % до 35 %.
Удельный вес в реализации рыбы вяленой и соленой возрос на 2 %, а копченой на 1 %.
За 2005-2006 гг. отмечается увеличение удельного веса реализуемых рыбных полуфабрикатов и рыбных консервов с 12 % до 15 %.
1.3. Структура управления предприятием
Структура управления ИП Степановой по состоянию на декабрь 2006 г. представлена на рис. 1.
Рисунок 1 - Структура управления предприятия ИП Степановой
Структура управления ИП Степановой - это самая распространенная, линейная, поскольку численность сотрудников, работающих в нем на январь 2005 г. составляла 5 чел., а на январь 2006 г. 8 чел.
Основные функции и возложенные на персонал должностные обязанности определены в должностных инструкциях, составленных руководителем.
Директор - ИП Степанова обес-печивает предприятие необходимым персоналом, производит его расстановку, координирует работу, контролирует сбалансированность товарных ресурсов по объему и ассортименту, производит анализ результатов хозяйственной деятельности, изучает спрос, заключает договора.
Заместитель директора осуществляет контроль за поступлением товаров от поставщиков в соответствии с заключенными за-казами по срокам, количеству и ассортименту, организует изу-чение спроса и конъюнктуры рынка, составление заказов на поставку то-варов. Вносит предложения о поощрении трудового коллектива и от-дельных работников за высокие показатели в работе, осуществляет контроль за соблюдением правил торговли, сохранностью товарно-материальных ценностей, состоянием трудовой дисциплины и санитарно-техническим состоянием помещений. Рассматривает жалобы и принимает по ним ре-шения.
Бухгалтер организует учетную политику предприятия, обеспечивает рациональную организацию бухгалтерского учета и отчетности на предприятии. Организует учет имущества, обязательств и хозяйственных операций, поступающих основных средств, товарно-материальных ценностей и денежных средств, своевременное отражение на счетах бухгалтерского учета операций, связанных с их движением, учет издержек производства и обращения, исполнения смет расходов, реализации продукции, выполнения работ (услуг), результатов хозяйственно-финансовой деятельности предприятия, а также финансовых, расчетных и кредитных операций. Обеспечивает законность, своевременность и правильность оформления документов, правильное начисление и перечисление налогов и сборов, платежей, погашение в установленные сроки задолженностей банкам по ссудам, а также отчисление средств на материальное стимулирование работников предприятия.
Менеджер обеспечивает прием и размещение с учетом наиболее рационального использования складских площадей, хранение и отпуск товарно-материальных ценностей, контролирует ведение учета складских операций. Участвует в проведении инвентаризаций товарно-материальных ценностей. Организует работу по уценке и списанию товаров. Изучает состояние и динамику спроса, разрабатывает долгосрочные и краткосрочные прогнозы спроса. Обеспечивает составление установленной отчетности.
Грузчик осуществляет погрузку, выгрузку и внутрискладскую переработку грузов -- сортировку, укладку, переноску, перевеску, фасовку и т. д. -- вручную с применением простейших погрузочно-разгрузочных при-способлений и средств транспортировки: тачек, тележек, транспортеров и других подъемно-транспортных механизмов; укрытие грузов на скла-де и транспортных средствах; очистку подвижного состава после произведенной выгрузки груза; чистку и смазку обслужива-емых погрузочно-разгрузочных приспособлений и средств транспор-тировки.
К характеристике работ водителя-экспедитора относится управление автомобилем, а также ряд иных действий: заправка автомобилей топливом, смазочными материалами и охлаждающей жидкостью; оформление пу-тевых документов; проверка технического состояния и прием автомо-биля перед выездом на линию; сдача автомобиля и постановка его на отведенное место по возвращении с работы; подача ав-томобилей под погрузку, а также под разгрузку грузов; контроль за пра-вильностью погрузки, размещения и крепления груза в кузове автомо-биля; устранение возникших во время работы на линии мелких эксплуа-тационных неисправностей подвижного состава, не требующих разборки механизмов; организация доставки грузов до потребителей, передача и получение необходимой документации.
Определение должностных обязанностей у сотрудников ИП Степановой позволяет более эффективно осуществлять персоналу свою работу и достигать предприятию конечные цели его функционирования.
В целом предприятие реагирует на увеличение объемов товарооборота и изменение направлений работы увеличением численности персонала.
1.4. Характеристика конкурентной среды функционирования
предприятия
Руководителю предприятия в процессе организации работы приходится учитывать факторы внешней среды, поскольку организация как открытая система, зависит от внешнего мира в отношении поставок ресурсов, энергии, кадров, а также потребителей.
Поскольку от руководства зависит выживание организации, менеджер обязан уметь выявлять существенные факторы в окружении, которые повлияют на его организацию. Более того, он должен предложить подходящие способы реагирования на внешние воздействия.
Один из способов определения окружения и облегчения учета ее влияния на организацию состоит в разделении внешних факторов на две основные группы. Среда прямого воздействия включает факторы, которые не-посредственно влияют на операции организации и испытывают на себе прямое же влияние операций организации.
Рассмотрим факторы прямого воздействия предпринимательской среды, представленные на рис. 2, воздействующие на деятельность ИП Степановой в разрезе конкурентов, потребителей и поставщиков сырья.
К этим факторам следует отнести поставщиков, трудовые ресурсы, законы и учреждения государственного регулирования, потребителей и конкурентов. Под средой косвенного воздействия понимаются факторы, которые могут не оказывать прямого немедленного воздействия на операции, но, тем не менее, сказываются на них. Здесь речь идет о таких факторах, как состояние экономики, научно-технический прогресс, социокультурные и политические изменения, влияние групповых интересов и существенные для организации события в других странах.
Рисунок 2 - Предпринимательская среда ИП Степановой
Основными розничными потребителями продукции ИП Степановой являются граждане. Рассмотрим подробнее каждую группу потребителей из числа граждан на рис. 3.
Рисунок 3 - Сегментация потребителей в розничных точках ИП Степановой
Проведя сегментацию, можно сделать вывод, что основными потребителями предприятия являются рабочие, служащие от 40 до 54 лет с доходом до 5000 руб. в месяц.
Для павильонов, находящихся по ул. Мира, присущи некоторые особенности: высокий показатель плотности населения, низкий показатель престижности района и его расположение в отдаленной части Ижевска.
Если проводить сегментацию торговых точек ИП Степановой, то следует говорить о том, что для их покупателей характерна средняя возрастная граница.
Можно отметить, что основные конкуренты предприятия, находящиеся в других городах России (за территорией Удмуртии, за исключением завода-изготовителя из г. Нижний Новгород), не оказывают сколь либо заметного влияния на рынок реализации ИП Степановой, так как территориально удалены и имеют аналогичных по профилю деятельности потребителей на своих региональных рынках.
Из схемы расположения торговых точек ИП Степановой, основных его магазинов-конкурентов, ларьков, и продовольственных магазинов, видно, что у ИП Степановой основными конкурентами являются магазин ЗАО ТД «Мир», ЧП Малых «Продукты», ларьки ЧП Воронова и продавцы в крытых торговых павильонах.
Все они находятся в радиусе 500 м. от торговой точки ИП Степановой Это значит, что рынок продовольственных товаров перенасыщен, а это, в свою очередь, ведет к жесткой конкуренции за потребителей.
ИП Степанова теряет свои позиции в широте ассортимента, в нем представлены не все товарные группы. Поэтому покупатели, пришедшие за покупкой, не могут сделать комплексную покупку. Поэтому часть покупателей теряется.
2. анализ финансово-Экономических показателей
работы предприятия
2.1. Анализ финансово-экономических показателей деятельности
предприятия
Проанализируем динамику товарооборота по ИП Степановой за 2005 и 2006 гг. (см. табл. 2).
Таблица 2 - Динамика и структура товарооборота по общему объему за 2005-2006 гг.
Показатель
2005 год, тыс. руб.
2006 год, тыс. руб.
Темп роста
%
Темп прироста %
Отклонение в сумме,
тыс. руб.
Товаро-оборот
4320
7200
166,67
66,67
2880
Анализируя изменение динамики товарооборота ИП Степановой, мы увидели, что общий объем товарооборота в стоимостном выражении увеличился в 2006 году на 2880 тысяч рублей, или на 66,67 % по сравнению с 2005 годом.
Производительность труда измеряется объемом товарооборота в единицу времени. Чтобы определить влияние этого фактора, умножают фактическую численность работников на разницу между фактической и плановой выработкой на одного работника предприятия.
Рассмотрим расчет этих факторов на основе данных ИП Степановой (табл. 3).
Таблица 3 - Факторы, влияющие на объем товарооборота ИП Степановой
Показатель
Товарооборот,
тыс. руб.
Среднесписочная
численность
Средняя выра-
ботка на одного
работника
2005 год
4320
5
864
2006 год
7200
8
900
отклонения
2880
3
36
Влияние изменения производительности = 5 х 36 = 180 тыс. руб.
Влияние изменения численности = 900 х 3 = 2700 тыс. руб.
Итого: 180 + 2700 = 2880 тыс. руб.
Следовательно, можно сделать вывод, что увеличение товарооборота на 2880 тыс. руб. произошло за счет увеличения производительности труда, которая увеличилась на 180 тыс. рублей, а также за счет увеличения численности, что составило 2700 тыс. руб.
ИП Степанова имеет следующие торгово-производственные помещения - два торговых павильона по улице Мира, расположенные на противоположных сторонах приостановочного комплекса, а также склад.
Структура основных фондов представлена на рис. 4.
Рисунок 4 - Структура основных фондов ИП Степановой
В целом следует отметить, что несколько изменилась структура основных фондов в общей величине имущества. Так, например, удельный вес зданий в имуществе снизился с 11,9 % в 2005 г. до 10,3 % в 2006 г., аналогичная тенденция свойственна и машинам, удельный вес которых сократился с 15,8 % до 13,8 %, а удельный вес оборудования уменьшился с 18,8 % до 16,1 %.
В целом можно отметить, что структура основных фондов практически не изменилась.
Качественным показателем торгового предприятия являются издержки обращения, размер которых должен быть достаточным для обеспечения его нормальной работы.
При планировании издержек обращения на предприятии необходимо подробно изучить обоснованность фактических издержек, возможности дальнейшего их сокращения и доведения до размеров целесообразной хозяйственной потребности.
В этих условиях исключительно важное значение имеет анализ издержек обращения.
Анализ издержек обращения должен способствовать рациональному использованию материальных, трудовых и финансовых ресурсов. Этим и определяются задачи анализа издержек обращения.
Материалами для анализа издержек обращения служат данные бухгалтерской и статистической отчетности, а также показатели бизнес-плана по издержкам обращения. Основной источник анализа издержек обращения - квартальные и годовые отчеты предприятия, в которых показываются фактические суммы расходов по отдельным статьям и в целом по торговой организации.
Для изучения причин отклонений от плана по издержкам обращения используют данные первичных документов (товарно-транспортных накладных, расчетно-платежных ведомостей на оплату труда и др.), материалы аудиторских проверок, материалы обследований, личных наблюдений, индексы цен на товары, тарифы и ставки на услуги.
Издержки обращения анализируются в определенной последовательности. Анализ издержек обращения следует производить в тесной связи с анализом других показателей хозяйственной деятельности, потому что все эти показатели находят отражение в издержках обращения. Такой анализ позволит установить условия, в которых проходило выполнение плана издержек обращения, определить факторы и причины, повлиявшие на их сумму и уровень.
Анализ издержек обращения торговой организации начинается с сопоставления фактических данных с плановыми и данными прошлого периода. Разница между фактической и плановой суммой издержек обращения (или в динамике) представляет собой абсолютное отклонение (экономию или перерасход). Отклонение по уровню издержек обращения (от плана или от данных прошлого периода) называется размером снижения или повышение их уровня. Он показывает, на сколько процентов к товарообороту фактический уровень расходов выше или ниже планового (или прошлого года). Отношение размера снижения или повышения уровня издержек обращения к базисному уровню (плановому или фактическому за прошлый период), выраженное в процентах, называется темпом изменения (снижение или повышение) уровня издержек обращения. Темп изменения показывает, на сколько процентов снизился или повысился уровень издержек обращения по отношению к базисному, если последний принять за 100%.
Проанализируем издержки обращения и их уровни за последние два года в табл. 4.
Таблица 4 - Динамика издержек обращения торговой деятельности ИП Степановой
Показатели

2005 год

2006 год

Товарооборот, тыс. руб.
4320
7200
Издержки обращения, тыс. руб.
3648,5
6290,5

Уровень издержек обращения, %

84,46

87,37

Из таблицы видно, что за анализируемый период произошло увеличение объема товарооборота и, соответственно, повысились издержки обращения, а уровень при этом наоборот на 2,91%.

Для объективной оценки выполнения плана и динамики издержек обращения необходимо глубоко изучить влияние факторов на их величину.

Факторы с некоторой обусловленностью можно подразделить на независимые от деятельности торговых предприятий и зависимые от результатов и качества их работы.

К независимым факторам относятся изменения цен на товары, тарифов и ставок на услуги, цен на товары и топливо; смена поставщиков товаров.

Зависимые факторы включают степень выполнения плана товарооборота, изменения его объема состава и структуры, времени обращения товаров; повышение или понижение производительности труда торговых работников, внедрение прогрессивных методов торговли; рационализацию путей и форм товародвижения, улучшение использования транспорта, повышение эффективности использования производственных фондов, совершенствование экономической работы. Такая группировка факторов намечает определить действительный размер экономии или перерасхода издержек обращения, установить положительные или отрицательные моменты в деятельности торговых организаций и предприятий, пути и возможности относительного сокращения расходов. Необходимо иметь в виду, что степень влияния отдельных факторов в различных условиях неодинакова. Каждое торговое предприятие имеет свои специфические условия работы и возможности сокращения издержек обращения, что необходимо учитывать при их анализе.

Учет издержек обращения ИП Степановой ведется по следую-щей номенклатуре статей:

- транспортные расходы;

- расходы на оплату труда;

- отчисления на социальные нужды;

- амортизация основных средств;

- расходы содержание фондов.

По степени зависимости отдельных статей издержек обращения от изменения объема товарооборота они подразделяются на условно переменные и условно постоянные расходы. К условно переменным расходам относятся транспортные издержки. Расходы на хранение, подработку и упаковку товаров, проценты за пользование кредитом, потери товаров при перевозках, хранении и реализации в пределах норм, расходы на тару и большая часть статьи «Прочие расходы». С ростом товарооборота в основном пропорционально возрастают суммы условно-переменных расходов.

Условно постоянные издержки включают затраты на аренду, амортизацию содержания и ремонт основных средств, расходы на заработную плату по окладам и отчисления от нее. При росте товарооборота их суммы остаются неизменными. Рассмотрим это на данном предприятии (см. табл. 5).

По данным таблицы видно, что в 2005 году уровень условно-постоянных издержек составлял 0,73 %, а в 2006 году он уменьшился на 0,12 % и составил 0,61 %, хотя в сумме произошло изменение на 12 тысяч рублей.

Сумма изменения условно-переменных издержек обращения составила в 2006 году 2630 тысячи рублей, то есть 3,03 %. Общая сумма издержек обращения выросла на 2642 тысячи рублей.

Таблица 5 - Анализ издержек обращения ИП Степановой
Показатели
2005 год
2006 год
Отклонения (+/-)
Тыс. руб.
%
Тыс. руб.
%
Тыс. руб.
%
Условно-переменные издержки
3617
83,73
6247
86,76
2630
3,03
Условно-постоянные издержки
31,5
0,73
43,5
0,61
12,0
-0,12
Итого издержек обращения
3648,5
84,46
6290,5
87,37
2642
2,91
Товарооборот
4320
х
7200
х
+2880
х
Темп прироста розничного товарооборота в 2006 году по сравнению с 2005 составил 66,67 %, а темп прироста издержек обращения составил 72,41 % (6290,5/3648,5*100-100), то есть темп прироста издержек опережает темп прироста товарооборота.
Таким образом, исходя из выше сказанного, можно увидеть, что структура товарооборота оказывает большое влияние на сумму и уровень издержек обращения, так как при реализации различных видов товаров затраты не одинаковые.
Эффективность использования оборотных средств характеризуется, прежде всего, их оборачиваемостью.
Таким образом, перейдем к анализу деловой активности предприятия, т. е. оборачиваемости всех оборотных средств и их составляющих.
Оценка оборачиваемости производится путём сопоставления её показателей за несколько хронологических периодов по анализируемому предприятию.
Оборачиваемость средств - это средняя продолжительность их кругооборота, измеряемая скоростью возврата средней за отчетный период суммы средств организации в денежную форму. Показателями оборачиваемости являются:
Коэффициент оборачиваемости, показывающий число оборотов анализи-руемых средств за отчётный период и равный отношению выручки от реализации, без НДС, к средней стоимости оборотных средств.
Время оборота, показывающее среднюю продолжительность одного оборо-та в днях и определяемое отношением средней стоимости к выручке от реализации и умноженное на число календарных дней в анализируемом периоде. Рассчитанные показатели оборачиваемости оборотных средств приведены в табл. 6.
Таблица 6 - Показатели оборачиваемости оборотных средств за 2005 - 2006 гг.
Показатели
Значения показателей по годам
2005 г.
2006 г.
% к 2005 г.
Средняя стоимость материальных оборотных средств, тыс. руб.
431
1108,5
257,19
Средняя дебиторская задолженность, тыс. руб.
271,5
512
188,58
Средняя стоимость оборотных средств, тыс. руб.
897
2094
233,44
Выручка от реализации без НДС, тыс. руб.
4320
7200
166,67
Коэффициент оборачиваемости материальных оборотных средств, в оборотах
10,02
6,49
64,77
Время оборота материальных оборотных средств, дни
35,93
55,47
154,38
Коэффициент оборачиваемости дебиторской задолженности
15,91
14,06
88,37
Время оборота дебиторской задолженности, дней
22,63
25,60
113,12
Коэффициент оборачиваемости оборотных средств, в оборотах
4,52
3,44
76,11
Время оборота оборотных средств, дней
74,69
104,65
140,11
Таким образом, основные показатели деловой активности являются неплохими, но отрицательная динамика вышеуказанных показателей ставит вопрос о необходимости принятия мер в данной области.
2.2. Характеристика персонала предприятия
Персонал представляет собой наиболее значимый фактор в деятельности предприятия.
Осуществим анализ динамики численности персонала ИП Степановой за два года по данным табл. 7.
Таблица 7 - Численность персонала по категориям сотрудников
Категория
сотрудников
2005 г.
2006 г.
Кол-во, чел.
Уд. вес, %
Кол-во, чел.
Уд. вес, %
- рабочие
2
40
5
62,5
- руководители
2
40
2
25
- специалисты
1
20
1
12,5
ИТОГО:
5
100
8
100
В структуре персонала ИП Степановой преобладают руководители и специалисты, доля которых в общей численности персонала занимает 37,5 %, что не является оптимальным.
Отразим данные по движению персонала в табл. 8.
Таблица 8 - Коэффициенты оборота персонала предприятия
Показатели
2005 г.
2006 г.
Абс изм. 2006-2005 гг.
Численность на начало периода, чел
5
5
1
Принято в течение года, чел
3
6
3
Выбыло работников всего, чел
3
3
-
Численность на конец периода, чел
5
8
3
Среднесписочная численность, чел
4,5
6,5
2
Оборот по приему, %
67
92
25
Оборот по выбытию, %
67
46
-21
Общий оборот, %
133
138
5
Таким образом, при общем увеличении численности персонала на конец анализируемого периода ИП Степановой на 3 чел. возрос оборот по приему на 25 % при росте численности принятых сотрудников на 3 чел., сокращен оборот по выбытию на 21 % при отсутствии изменения числа уволенных, но росте среднесписочной численности персонала.
Общий оборот увеличен на 5 % вследствие описанных выше изменений. Можно отметить, что ИП Степанова имеет существенную текучесть персонала, что обусловлено, главным образом, низким уровнем оплаты труда.
2.3. Организация оплаты труда персонала
Для сотрудников предприятия используется повременная оплата труда. Размер переменной части заработка определяется эффективностью использования производственного и трудового потенциала предприятия.
При построении системы оплаты труда, дифференциация в уровне оплаты руководителей, специалистов и рабочих происходит по двум направлениям.
По первому из них оклад зависит от продвижения по иерархической, лестнице. Существует три ступени, по градации на категории персонала.
Отметим, что оклады установлены следующим образом (табл. 9).
Таблица 9 - Размер основной части заработной платы сотрудников ИП Степановой
Категория
Сумма заработной платы (основная часть), руб.
Руководитель
4500
- в том числе заместитель
4000
Специалист
3000
Рабочие
2500
Следует отметить, что по категории руководителей существует некоторое разделение в окладах - у заместителя директора он на 500 руб. меньше, чем у директора. Специалист - бухгалтер имеет установленный оклад в размере 3000 руб., а все сотрудники, относимые к категории рабочих - в размере 2500 руб. Оклады начисляются независимо от отработанного времени. Все иные выплаты зависят от отработанного времени.
Доплаты за сложность работы предусмотрены всем категориям сотрудников. Данная сумма составляет 15 % от повременной оплаты труда работников по тарифным ставкам.
Надбавка за выслугу лет предусмотрена для сотрудников в следующих размерах:
- до 5 лет - 0%;
- от 5 до 10 лет - 10% от повременного фонда оплаты труда;
- от 10 до 15 лет - 15 %.
При этом надбавка рассчитывается как отношение фонда, предусмотренного на выплату надбавки к численности персонала, имеющего право на ее получение.
Надбавку за выслугу лет в настоящее время имеют лишь директор, заместитель директора и бухгалтер, отработавшие чуть менее 10 лет на предприятии.
Остальной персонал в связи с его частой сменой отработал менее 5 лет, и не имеет права на надбавку.
Основанием для начисления премии являются данные бухгалтерской и статистической отчетности, оперативного учета и контроля. Премия начисляется работникам, причем ее максимальный размер составляет 30 % к фонду постоянной части оплаты труда сотрудников. Премия представляет собой фиксированную величину, получаемую сотрудниками, рассчитанную как отношение премиального фонда к численности работников.
В табл. 10 приведены данные о динамике затрат на оплату труда персонала предприятия.
Таблица 10 - Динамика затрат на оплату труда персонала
Показатель
2005 г.
2006 г.
изменение
Расходы на оплату труда, тыс. руб.
268
600,5
332,5
Численность персонала, чел.
5
8
3
Среднемесячная заработная плата, тыс. руб./чел.
4,5
6,3
1,8
Затраты на оплату труда на 1 руб.
Реализации, руб.
0,062
0,083
0,021
Затраты на оплату труда на 1 руб.
прибыли от реализации, руб.
0,399
0,660
0,261
Как можно видеть из таблицы расходы на оплату труда в 2006 году значительно выросли, тем не менее доля затрат на 1 рубль реализации увеличилась не так значительно, что объясняется ростом выручки от реализации продукции, темпы роста которой по сравнению с 2005 г. достигли уровня в 129,6 %.
В целом руководство заботится о материальной заинтересованности персонала в эффективной деятельности.
2.4. Анализ финансовых результатов деятельности предприятия
Различные стороны производственной, сбытовой, снабженческой и финансовой деятельности предприятия получают законченную денежную оценку в системе показателей финансовых результатов. Обобщённо наиболее важные показатели финансовых результатов деятельности предприятия представлены в форме №2 «Отчёт о финансовых результатах и их использовании». К ним относятся:
- прибыль (убыток) от реализации продукции;
- прибыль (убыток) от прочей реализации;
- доходы и расходы от внереализационных операций;
- балансовая прибыль;
- налогооблагаемая прибыль;
- чистая прибыль и др.
Показатели финансовых результатов характеризуют абсолютную эффективность хозяйствования предприятия. Важнейшими среди них являются показатели прибыли, которая в условиях перехода к рыночной экономике составляет основу экономического развития предприятия. Рост прибыли создаёт финансовую базу для самофинансирования, расширенного производства, решение проблем социальных и материальных потребности трудового коллектива. За счёт прибыли выполняются также часть обязательств предприятия перед бюджетом, банками и другими предприятиями и организациями. Таким образом, показатели прибыли становятся важнейшими для оценки производственной и финансовой деятельности предприятия. Они характеризуют степень его деловой активности и финансового благополучия.
Конечный финансовый результат деятельности предприятия - это балансовая прибыль или убыток, который представляет собой сумму результата от реализации продукции (работ, услуг); результата от прочей реализации; сальдо доходов и расходов от внереализационных операций.
Анализ финансовых результатов деятельности предприятия включает в качестве обязательных элементов исследование:
Изменений каждого показателя за текущий анализируемый период («горизонтальный анализ» показателей финансовых результатов за отчётный период). Исследование структуры соответствующих показателей и их изменений («вертикальный анализ» показателей).
Исследование влияние факторов на прибыль («факторный анализ»).
Изучение в обобщённом виде динамики изменения показателей финансовых показателей за ряд отчётных периодов. Для проведения вертикального и горизонтального анализа рассчитаем табл. 11.
Таблица 11 - Динамика прибыли ИП Степановой, тыс. руб.
Наименование показателя
2005
год
2006
год
Отклонения
+ / -
%
Выручка от реализации товаров, работ услуг
4320
7200
+2880
166,67
Себестоимость реализации товаров, продукции, работ, услуг
3648,5
6290,5
+2642
172,41
Коммерческие расходы
31,5
43,5
+12
138,09
Прибыль (убыток) от реализации
640
866
+226
135,31
Проценты к уплате
36
+36
100
Прочие операционные доходы
-
50
+50
-
Прибыль (убыток) отчётного периода
640
880
+240
137,50
Единый налог на вмененный доход
7,20
5,94
-1,26
82,50
Чистая прибыль (убыток)
632,8
874,06
+241,26
138,13
В итоге на 2005 год нераспределенная прибыль составила 632,8 тысяч рублей, налоги составили 7,2 тысяч рублей.
Прибыль от финансово-хозяйственной деятельности за 2006 год составила 880 тысяч рублей, она увеличилась на 240 тысяч рублей по сравнению с 2005 годом, т. е. на 137,50 %.
В 2006 году чистая прибыль составила 874,06 тысячи рублей. За 2005-2006 гг. ИП Степанова увеличила чистую прибыль на 241,26 тысячу рублей.
В условиях рыночных отношений велика роль показателей рентабельности продукции, характеризующих уровень прибыльности (убыточности) её производства. По и т.д.................


Перейти к полному тексту работы



Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.