На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


Курсовик Определение содержания маркетинговых исследований. Выявление источников информации, необходимых для проведения маркетинговых исследований (маркетинговая информационная среда). Принципы и технология проведения маркетинговых исследований в корпорации.

Информация:

Тип работы: Курсовик. Предмет: Маркетинг. Добавлен: 18.06.2010. Сдан: 2010. Уникальность по antiplagiat.ru: --.

Описание (план):


41
СОДЕРЖАНИЕ

Введение
1. Содержание маркетинговых исследований в корпорации
1.1 Понятие, объекты маркетинговых исследований
1.2 Маркетинговая информационная среда
2. Технология проведения маркетинговых исследований в корпорации
2.1 Принципы и концептуальные подходы к проведению маркетинговых исследований в корпорациях
2.2 Содержание процесса маркетинговых исследований
3. Особенности технологии маркетинговых исследований в российских корпорациях
Заключение
    Список использованных источников

ВВЕДЕНИЕ

С появлением и укреплением маркетинга как основы рыночной деятельности, процесс изучения рынка вписывается в его рамки, становится его неотъемлемой составной частью.

Фирмы и предприятия должны отдавать себе отчет, не только зачем они занимаются рыночной деятельностью (это как раз понятно: чтобы обеспечить достойную прибыль), но и как они ею управляют, а то в свою очередь, предполагает оценку состояния рынка и его изучение посредством маркетинговых исследований.

Актуальность выбранной темы вызвана тем обстоятельством, что несмотря на миллиарды, потраченные на исследования, несмотря на громадную многогранную исследовательскую индустрию, несмотря на невероятный арсенал изощренных статистических и психологических методов, может оказаться весьма трудно понять, чего же действительно хотят покупатели.

Оборот мировой индустрии маркетинговых исследований измеряется миллиардами долларов. Многие крупные компании тратят миллионы долларов на проведение опросов и исследований. Жизненно важно знать, что хотят ваши покупатели, и узнавать это точнее и быстрее, чем конкуренты. Понимание этого является стимулом для инноваций во всех направлениях бизнеса, а также источником его роста и успеха.

Объект исследования - корпорация и процесс маркетинговых исследований, проводимых в ней.

В качестве предмета исследования рассмотрен вопрос эффективности технологии маркетинговых исследований.

Цель данной работы заключается в разработке основ проведения, технологии маркетинговых исследований, имеющих практическую направленность, способствующих эффективному функционированию основных элементов маркетинга корпорации и формированию ее как системы.

Достижение поставленной цели потребовало решения следующих задач:

- определение содержания маркетинговых исследований;

- выявление источников информации, необходимых для проведения маркетинговых исследований (маркетинговая информационная среда);

- рассмотрение принципов и концептуальных подходов к проведению маркетинговых исследований в корпорации,

- выделение этапов (стадий) процесса маркетинговых исследований,

- характеристика особенности технологии проведения маркетинговых исследований в российских корпорациях.

Теоретической основой работы послужила специальная экономическая литература по дисциплине «Маркетинг», научные труды российских и зарубежных ученых по изучаемой в работе проблематике, таких как: Ф.Колер [3], Голубков Е.П.[6], А.П.Панкрухин[1].

1 СОДЕРЖАНИЕ МАРКЕТИНГОВЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ В КОРПОРАЦИИ

1.1 Понятие, объекты маркетинговых исследований

Конечной целью любого маркетингового исследования является формирование оптимальной стратегии и тактики действий с учётом реально сложившихся и вероятных в перспективе, с одной стороны, комплекса условий и факторов рынка, а с другой - возможностей, потенциала и претензий фирмы - субъекта рынка. Это деятельность для снижения уровня неопределённости информации и для оптимизации рыночной концепции, стратегии и тактики поведения фирмы на рынке. Сфера проведения маркетинговых исследований представлена в таблице 1.

Таблица 1

Виды маркетинговых исследований, проводимых американскими фирмами, %

Вид исследования
Доля производителей потребительских товаров, проводящих данный вид исследований (опрошено 143)
Доля производителей продукции производственного назначения, проводящих данный вид исследований
Краткосрочное ( до 1 года) прогнозирование
96
94
Долгосрочное ( более 1 года) прогнозирование
96
94
Измерение рыночного потенциала
99
99
Анализ сбыта
98
99
Восприятие новой продукции и её потенциал
89
73
Изучение упаковки : дизайн и или физические характеристики
91
61
Изучение каналов сбыта
89
83
Изучение затрат по сбыту
83
73
Использование скидок,купоов, образцов, специальных предложений при продвижении
86
60
Анализ ценообразования
91
90
Анализ характера воздействия на экологию
37
35
Анализ эффективности рекламы
86
67

Проведение маркетинговых исследований -- важнейшая составляющая аналитической функции маркетинга. Отсутствие подобных исследований чревато самыми неблагоприятными последствиями для фирмы-товаропроизводителя.

Маркетинговые исследования Ї систематическое определение круга данных, необходимых в связи со стоящей перед фирмой маркетинговой ситуацией, их сбор, анализ и отчет о результатах.

Фирма может заказать проведение маркетинговых исследований несколькими способами. Мелкая фирма может обратиться с просьбой спланировать и провести такое исследование к студентам или преподавателям местного колледжа, а может и нанять для этого специализированную организацию

Многие крупные компании имеют собственные отделы маркетинговых исследований, в таком отделе может быть от одного до нескольких десятков сотрудников. Управляющий службой маркетинговых исследований обычно подчиняется вице-президенту по маркетингу и выполняет функции руководителя исследований, администратора, консультанта и защитника интересов фирмы. Среди сотрудников отдела Ї разработчики планов исследований, статистики, социологи, психологи, специалисты по моделированию.

Маркетинговые исследования подразумевают систематический сбор, обработку и анализ данных по тем аспектам маркетинговой деятельности фирмы, в рамках которых следует принять те или иные решения, а также анализ компонентов внешней среды, которые оказывают воздействие на маркетинговую деятельность фирмы.

Однако главное внимание в маркетинговых исследованиях уделяется рыночным аспектам: оценка состояния и тенденций (конъюнктуры) развития рынка, исследование поведения потребителей, анализ деятельности конкурентов, поставщиков, посредников, изучение комплекса маркетинга, включающего управление товарным ассортиментом, ценообразование и разработку стратегии цен, формирование каналов сбыта продукции и направленное применение средств стимулирования в соответствии с рисунком 1

Рисунок 1 - Виды маркетинговых исследований, соответствующих основным направлениям деятельности корпораций

Иностранные фирмы наиболее часто проводят маркетинговые исследования по следующим направлениям: определение потенциальных возможностей рынка и изучение его характеристик, анализ проблем сбыта продуктов и тенденций деловой активности, изучение товаров конкурентов, исследование реакции рынка на новый товар, изучение политики цен, определение доли и территории сбыта товаров, прогнозирование параметров развития рынка.

Проведение маркетинговых исследований и принятие на основе их результатов продуманных маркетинговых решений предполагает необходимость выделения макро- и микросреды маркетинга как объекта исследования. Макросреда -- это, часть маркетинговой среды фирмы, которую она не в состоянии контролировать и регулировать; в силу этого фирма должна адаптировать свою политику маркетинга к элементам макросреды: демографическим, экономическим, социальным, политическим, научно-техническим, природным факторам, воздействующим на рынок и через него -- непосредственно на фирму.

Микросреда маркетинга -- это часть маркетинговой среды, включающая физических и юридических лиц (потребителей, поставщиков, посредников, конкурентов), а также рыночные факторы, непосредственно влияющие на маркетинговую деятельность фирмы. Фирма может воздействовать на элементы микросреды исходя из своих целей и задач, а при определенных условиях осуществлять и ограниченный контроль над ними.

В отличие от внешней неконтролируемой среды внутренняя (внутрифирменная) среда подконтрольна фирме, т.е. ее управляющим и сотрудникам по маркетингу. Решения, принимаемые высшим руководством фирмы, касаются области ее деятельности, общих целей фирмы, роли маркетинга и других предпринимательских действий, корпорационной культуры. Факторы, определяемые маркетингом, -- это выбор целевых рынков, целей маркетинга, организация маркетинга, структуры маркетинга, руководство этой деятельностью.

Целенаправленность в проведении маркетинговых исследований, а главное, степень практического использования их результатов, в основном зависят от наличия продуманной маркетинговой стратегии фирмы, программ маркетинга -- это позволяет наметить не только четкие цели, но и необходимые средства на обусловленный период и методы их достижения. При таких условиях возникает не просто постоянная потребность в исследовании наиболее острых и насущных проблем, но и предопределяются очередность, глубина и масштаб их изучения, а следовательно, потребности в соответствующих кадрах исследователей и аналитиков, материальных и финансовых средствах.

Объектами маркетинговых исследований могут быть различные предметы, проблемы, ситуации, которые исходя из критериев классификации можно разделили на такие широкие категории, как объекты макро- и микроуровня внешней среды и объекты исследования внутренней среды товаропроизводителя (подконтрольные фирме-товаропроизводителю и не контролируемые ею).

Другим критерием может быть степень важности объектов исследования, которая может быть различной в разных фирмах. Третьим критерием может быть приоритетность очередность исследуемых объектов, которая также существенно различается, но существует как объективная потребность, «корректируемая» субъектиктивным фактором -- представлениями руководящего звена.

При всем разнообразии объектов маркетинговых исследований цен центральное место среди них занимают рыночные объекты -- товарный рынок в целом, его отдельные компоненты и параметры (покупатели, конкуренты, поставщики, посредники, цены, емкость, географическое размещение и др.).

Исследование рынка как такового -- наиболее распространенное направление маркетинговых исследований. Без информации о рынке практически невозможно принять правильные принципиальные решения по

таким вопросам, как выбор целевого рынка, определение объема продаж, прогнозирование и программирование рыночной деятельности[7].

Объекты рыночных исследований -- конъюнктура, тенденции и перспективы развития рынка; исследуются емкость рынка, ее динамика, структура, география рынка, уровень конкуренции, барьеры вхождения на рынок и выхода, возможности и риски в соответствии с рисунком 2

Рисунок 2 - Структура факторов рынка как объект анализа

Главные результаты и исследования рынка -- прогнозы его развития, выявление ключевых факторов успеха в перспективе. Устанавливаются наиболее результативные способы осуществления конкурентной политики на освоенном рынке и возможности выхода на новые рынки[8].

Исследование потребителей дает возможность определить все аспекты их поведения и предпочтений. Объект исследования -- индивидуальные потребители, семьи, домашние хозяйства, предмет исследования -- мотивации потребительского поведения и факторы, их определяющие; изучаются структура, размеры потребления, степень удовлетворения спроса, тенденции его поведения.

Цель исследования -- сегментация потребителей и выбор целевых сегментов рынка.

При исследовании конкурентов основной задачей является получение данных, обеспечивающих конкурентное преимущество на рынке и нахождение возможностей сотрудничества с потенциальными конкурентами. Исследуются основные стороны деятельности конкурентов, их достоинства и недостатки, производственный, научно-технический, маркетинговый потенциал, финансовые, организационные возможности.

Результатом становятся выбор наиболее выгодного положения на рынке по сравнению с конкурентом (конкурентами), определение оптимальных стратегий действий на конкурентном рынке.

Исследование посреднических структур позволяет проводить обоснованную политику физического распределения и сбыта, а следовательно и устойчивой деятельности.

Основная цель исследования товаров -- определение соответствия технико-экономических и качественных характеристик товаров на рынке требованиям и запросам потребителей, степени конкурентоспособности этих товаров.

Исследование товара -- это одновременно и изучение потребителей, их желаний, предпочтений, степени их удовлетворенности качествами товара[9].

Следовательно, исследование объектов рыночной среды должно быть увязано с исследованием внутренней среды фирмы с целью сопоставления соответствующих факторов (объектов изучения) внешней и внутренней среды. Только таким образом можно определить, что же необходимо сделать для более полной адаптации предприятия к изменяющимся условиям внешней среды.

Краткие выводы:

Любая корпорация нацелена на результат. Для достижения поставленных целей, задач, планов, маркетологам необходимо совершить ряд действий, в том числе и провести маркетинговые исследования. Степень эффективности во многом зависит от степени информированности об объектах исследования. Каковыми являются макро- и микросреда.

Макросреда - это неконтролируемая фирмой часть маркетинговой среды. Но изучение экономических, политических, социальных факторов позволит наиболее правильно и четко принимать оперативные решения разрабатывать стратегии.

Микросреда включает потребителей, поставщиков, конкурентов. Её изучение немаловажно в маркетинговом исследовании.

Центральное место в системе объектов исследования занимает рынок, т.к. маркетинг ориентирован на интересы рынка, он исходит из предпочтений и приоритета потребительских желаний. Для выполнения управленческих функций нужно знание. Нужно иметь представление о покупательском спросе и его мотивации, о потенциале товарного рынка. Каждая фирма нуждается в данных о размере, структуре, динамике товарных ресурсов, об объеме продаж. Рынок нуждается в оценке сложившейся ситуации, расстановки сил на рынке, желаний и возможностей потребителей, намерений и действий конкурентов.

Без выявления тенденций и закономерностей функционирования рыночного механизма немыслимо регулирование рыночных процессов. Умелые маркетинговые исследования, знание рынка и закономерности его развития существенно снижают уровень коммерческого риска, и способствует продвижению к поставленной цели.

1.2 Маркетинговая информационная среда

В XIX в. большинство фирм были мелкими, и их работники жали своих клиентов лично. Управляющие собирали маркетинговую информацию, общаясь с людьми, наблюдая за ними, задавая вопросы. В XX в. усилились три тенденции, обусловившие необходимость получения более обширной и более доброкачественной маркетинговой информации:

1) Переход от маркетинга на местном уровне к маркетингу в общенациональном масштабе. Фирма постоянно расширяет территорию своего рынка, и ее управляющие уже не знают всех клиентов непосредственно. Требуется найти какие-то другие пути сбора маркетинговой информации.

2) Переход от покупательских нужд к покупательским потребностям. По мере роста своих доходов покупатели становятся все более разборчивыми при выборе товаров. Продавцам все труднее предсказывать реакцию покупателей на различные характеристики, оформление и прочие свойства товаров, и они обращаются к маркетинговым исследованиям.

3) Переход от конкуренции в ценах к неценовой конкуренции. Продавцы все шире пользуются неценовыми орудиями маркетинга, такими, как присвоение товарам марочных названий, индивидуализация товаров, реклама и стимулирование сбыта, и им нужна информация о том, как реагирует рынок на использование этих орудий1[10 ]Маркетинг: Учебник А.Н. Романов, Ю.Ю. Корлюгов, С.А. Красильников и др.; Под. ред. А.Н. Романова. М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 2006.0.

Несмотря на то, что продавцам требуется все больше маркетинговой информации, ее, кажется, хронически не хватает. Деятели рынка жалуются, что не могут собрать достаточного количества нужных им точных и полезных сведений. В попытках разрешить эту проблему многие фирмы разрабатывают особые системы маркетинговой информации (СМИ).

Система маркетинговой информации Ї постоянно действующая система взаимосвязи людей, оборудования и методических приемов, предназначенная для сбора, классификации, анализа, оценки и распространения актуальной, своевременной и точной информации для использования ее распорядителями сферы маркетинга с целью совершенствования планирования, претворения в жизнь и контроля за исполнением маркетинговых мероприятий.

Концепцию системы маркетинговой информации можно наглядно представить в соответствии с рисунком 3

Рисунок 3 - Система маркетинговой информации

В левом прямоугольнике перечислены составляющие маркетинговой среды, за которыми управляющий по маркетингу должен вести постоянное наблюдение.

Информацию собирают и анализируют с помощью четырех вспомогательных систем, которые в совокупности своей и составляют систему маркетинговой информации: системы внутренней отчетности, системы сбора внешней текущей маркетинговой информации, системы маркетинговых исследований и системы анализа маркетинговой информации.

Поток информации, поступающий к управляющим по маркетингу, помогает им в проведении анализа, планировании, претворении в жизнь и контроле за исполнением маркетинговых мероприятий. Обратный поток в сторону рынка состоит из принятых управляющими решений и прочих коммуникаций. Сейчас мы с вами рассмотрим более подробно все четыре вспомогательные системы, составляющие систему маркетинговой информации.

У любой фирмы существует внутренняя отчетность, отражающая показатели текущего сбыта, суммы издержек, объемы материальных запасов, движение денежной наличности, данные о дебиторской и кредиторской задолженности. Применение ЭВМ позволило фирмам создать великолепные системы внутренней отчетности, способные обеспечить информационное обслуживание всех своих подразделений[[11] Азоев Г. Л. Конкуренция: анализ, стратегия, практика. - М.: Центр экономики и маркетинга, 2005.11].

Вот примеры трех таких систем:

Корпорация «Шенли». За несколько секунд управляющие могут получить информацию о текущем и прошлом сбыте, товарно-материальных запасах по любому марочному товару в любой расфасовке от любого из 400 дистрибьюторов. Они могут быстро выявить районы, где показатели сбыта отстают от плановых наметок.

Корпорация «Мид пейпер». В любом месте, набрав по телефону номер вычислительного центра корпорации, торговые агенты могут получить ответы на вопросы клиентов о наличии запасов бумаги. Компьютер укажет, есть ли такие запасы на ближайшем складе и когда можно будет отгрузить эту бумагу. Если на ближайшем складе запасов нет, компьютер проверит все остальные, расположенные поблизости, в поисках того, где бумага есть. Если запасов нет ни на одном складе, компьютер укажет, где и когда будет изготовлена необходимая партия. Торговый агент тратит на получение ответа секунды и, следовательно, имеет явное преимущество перед конкурентами.

Собранная информация должна облегчать управляющим принятие основных решений. Например, управляющим по марочным товарам для принятия решения о размере ассигнований на рекламу необходимо знать данные о числе людей, уже осведомленных о марке, знать размеры рекламных бюджетов и стратегические установки конкурентов, относительную эффективность рекламы в комплексе мер по стимулированию и т.п[[12] Котлер A Маркетинг в третьем тысячелетии: Как создать, завоевать и удержать рынок / Ф. Котлер. Пер. с англ. В.А. Гольдича и А.И. Оганесовой. науч. ред. и авт. вступ. ст. Б.А. Соловьев. - М.: ООО Издательство АСТ, 2001. - 272 с.12].

Система сбора внешней текущей маркетинговой информации обеспечивает руководителей информацией о самых последних событиях в соответствии с рисунком 4

Рисунок 4 - Сбор первичной информации для проведения маркетингового исследования

Система сбора внешней текущей маркетинговой информации Ї набор источников и методических приемов, посредством которых руководители получают повседневную информацию о событиях, происходящих в коммерческой среде.

Руководители собирают внешнюю текущую маркетинговую информацию, читая книги, газеты и специализированные издания, беседуя с клиентами, поставщиками, дистрибьюторами и прочими лицами, не относящимися к штатным работникам фирмы, а также обмениваясь сведениями с другими управляющими и сотрудниками самой фирмы.

Хорошо организованные фирмы принимают дополнительные меры, чтобы повысить качество и увеличить количество собираемой внешней текущей маркетинговой информации. Во-первых, они обучают и поощряют своих продавцов фиксировать происходящие события и сообщать о них. Ведь торговые агенты Ї это «глаза и уши» фирмы. Они находятся в исключительно выгодном положении для сбора сведений, которых не получишь никакими другими методами.

Во-вторых, фирма поощряет дистрибьюторов, розничных торговцев и прочих своих союзников передавать ей важные сведения. В некоторых фирмах специально назначают специалистов, ответственных за сбор внешней текущей маркетинговой информации.

В частности, фирмы высылают на места так называемых мнимых покупателей, которые следят за персоналом розницы. О конкурентах можно многое узнать: 1) приобретая их товары; 2) посещая «дни открытых дверей» и специализированные выставки; 3) читая публикуемые ими отчеты и присутствуя на собраниях акционеров; 4) беседуя с бывшими и нынешними служащими конкурирующих организаций, их дилерами, дистрибьюторами, поставщиками и агентами по фрахтовым операциям; 5) собирая их рекламу; 6) читая газеты.

В-третьих, фирма покупает сведения у сторонних поставщиков внешней текущей информации. Фирма «Маркет рисерч корпорейшн оф Америка» продает обзоры еженедельных изменений доли рынка, расфасовки и цен марочных товаров, а также данные о сделках с этими товарами. Для получения подборок рекламы конкурентов, сведений об их затратах на рекламу и наборе используемых ими средств рекламы прибегают к платным услугам бюро вырезок.

В-четвертых, ряд фирм имеют специальные отделы по сбору и распространению текущей маркетинговой информации. Сотрудники этих отделов просматривают наиболее важные издания в поисках актуальных новостей и рассылают управляющим по маркетингу специально подготовленные информационные бюллетени. В этих отделах ведут досье интересующих фирму сведений. Сотрудники отделов помогают управляющим в оценке вновь поступающей информации. Подобные службы позволяют резко повысить качество информации, поступающей к управляющим по маркетингу[[13] Энджел Д., Блэкуэлл Р., Миниард П. Поведение потребителей / Под ред. Л. Волковой. - СПб, ПитерКом, 2004.13].

Система анализа маркетинговой информации набор совершенных методов анализа маркетинговых данных и проблем маркетинга. Основу любой системы анализа маркетинговой информации составляют статистический банк и банк моделей в соответствии с рисунком 5

Рис. 5 - Система анализа маркетинговой информации

Статистический банк-совокупность современных методик статистической обработки информации, позволяющих наиболее полно вскрыть взаимозависимости в рамках подборки данных и установить степень их статистической надежности.

Банк моделей Ї набор математических моделей, способствующих принятию более оптимальных маркетинговых решений деятелями рынка. Каждая модель состоит из совокупности взаимосвязанных переменных, представляющих некую реально существующую систему, некий реально существующий процесс или результат. Эти модели могут способствовать получению ответов на вопросы типа «а что, если?» и «что лучше?»[[14] Абчук В. А. Азбука маркетинга. - СПб. СОЮЗ, 2003. - 272 с.14].

За последние двадцать лет ученые сферы маркетинга создали огромное количество моделей, призванных помогать руководителям маркетинга лучше справляться с деятельностью по установлению границ территорий сбыта и планов коммивояжерской работы, выбору месторасположения розничных торговых точек, подбору оптимального комплекса средств рекламы и прогнозированию сбыта товарных новинок.

Итак, можно сказать, что управление маркетингом, регулирование рыночной деятельности начинается со сбора, истолкования и анализа информации. Маркетинг требует определенной суммы знаний, получения каких-либо сведений об изучаемых процессах и явлениях.

Информация лежит в основе любого маркетингового исследования. Маркетинговая информация относится к категории управленческих функций, необходимых для осуществления рыночной деятельности. Отсутствие или неполнота информации, её неверное истолкование может стать серьезным препятствием для достижения коммерческого успеха и повлиять на эффективность маркетингового исследования.

Информация представляет собой форму общения, коммуникации, средство получения, аккумуляции и передачи знаний о физических лицах, участвующих в рыночной деятельности.

Информационный процесс охватывает деятельность по сбору, обработке, сводке и хранению рыночных данных.

Организация, осуществляющая маркетинг, собирает статистические и другие данные, разрабатывает их.

Данные, полученные из разных источников, сводятся воедино, чтобы обеспечить полную и объективную характеристику изучаемого объекта.

2 ТЕХНОЛОГИЯ ПРОВЕДЕНИЯ МАРКЕТИНГОВЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ В КОРПОРАЦИИ

2.1 Принципы и концептуальные подходы к проведению маркетинговых исследований в корпорациях

К основным принципам, которыми следует руководствоваться при проведении маркетинговых исследований относят -- системность, комплексность, объективность, экономичность, регулярность, оперативность, точность, тщательность. Каждый из этих принципов важен сам по себе, но взятые в совокупности и взаимодействии они позволяют подготавливать такие маркетинговые исследования, которые могут стать надежной основой для принятия хорошо обоснованных, продуманных управленческих решений.

Руководство любого предприятия-товаропроизводителя исходя из положения на рынке, характера поставленных целей и решаемых задач, заданной стратегии действий вынуждено решать, какие маркетинговые исследования и в какой последовательности проводить, какие людские и финансовые ресурсы задействовать, что можно сделать собственными силами, какие исследования выгоднее заказать внешним исполнителям и т.д[[15] Голубков Е. П. Маркетинговые исследования: теория, методология и практика. - 2-е издание, перераб. И доп. М.: Финпресс, 2000. - 464 с.15].

Процесс разработки маркетингового исследования включает пять основных этапов в соответствии с рисунком 6

41

Рисунок 6 - Схема маркетингового исследования[[16] Котлер A Маркетинг в третьем тысячелетии: Как создать, завоевать и удержать рынок / Ф. Котлер. Пер. с англ. В.А. Гольдича и А.И. Оганесовой. науч. ред. и авт. вступ. ст. Б.А. Соловьев. - М.: ООО Издательство АСТ, 2001. - 272 с.16]

Схема разработки такой концепции приведена на рисунке 7

Рисунок 7 - Структура и последовательность процесса маркетинговых исследований

Чтобы сэкономить людские и финансовые ресурсы и при этом получить наиболее высокие результаты от проведения маркетинговых исследований, необходимо концептуальное видение этой проблемы на перспективу.

Разработка такой концепции позволит не просто прояснить всю проблему маркетинговых исследований фирмы во всей ее сложности и многоаспектности, что немаловажно, но и, что еще более существенно, наметить пути ее решения наиболее рациональным способом[[17] П.С. Завьялов Маркетинг в схемах, рисунках, таблицах. Учебное пособие. М., Инфра-М., 2002.17].

При проведении сложных и масштабных маркетинговых исследований целесообразно разработать концепцию исследования, дав в ней развернутое определение проблемы, путей и средств ее решения наиболее эффективным способом. На основе такой концепции можно разработать проект исследования, метод его проведения, сформулировать задачи, провести сбор, обработку и анализ информации, подготовить предложения и рекомендации.

2.2 Содержание процесса маркетинговых исследований

Методы проведения маркетинговых исследований неразрывно связаны с методологическими основами маркетинга, которые, в свою очередь, опираются на общенаучные, аналитико-прогностические методы, а также методические подходы и приемы, заимствованные из многих областей знаний.

Методы исследований в маркетинге обусловлены необходимостью и обязательностью системности и комплексности анализа любой рыночной ситуации, любых ее составных компонентов, связанных с самыми разнородными факторами.

На первом этапе управляющий по маркетингу и исследователь должны четко определить проблему и согласовать цели исследования[[18] Афанасьев М. П. Маркетинг: стратегия и практика фирмы. - М., 2004.18]. Далее управляющий должен сформулировать цели исследования. Цели эти могут быть поисковыми, т. е и т.д.................


Перейти к полному тексту работы



Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.