На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


Курсовик Основная задача современного маркетинга. Классификация факторов, обуславливающих поведение покупателей. Пути практического использования результатов исследования. Исследование влияния факторов культурного и социального характера на поведение покупателей.

Информация:

Тип работы: Курсовик. Предмет: Маркетинг. Добавлен: 20.03.2009. Сдан: 2009. Уникальность по antiplagiat.ru: --.

Описание (план):


36
РЕФЕРАТ
курсовой работы
«Факторы социального и культурного характера, оказывающие влияние на потребителей»

Объем работы 37 c., в том числе 1 таблица, 10 литературных источников
Объект курсовой работы: Республика Беларусь, как собственник предприятий.
Ключевые слова: факторы внешней среды, факторы внутренней среды, маркетинг, маркетинговые задачи, маркетинговые исследования
В курсовом проекте исследуются теоретические и практические аспекты внешних и внутренних факторов, таких как культура и социальная стратификация, которые включают в себя следующие этапы:
- определение основной задачей маркетинга
- классификация факторов внешней и внутренней среды
- исследование внешней среды предприятия, таких факторов как культурные особенности и социальная стратификация.
В результате проведенного анализа сделаны следующие выводы:
1. Факторы культурного и социального характера являются комплексом, позволяющим предприятиям решать поставленные цели.
2. Факторы культурного и социального характера позволяют достичь более ощутимого эффекта в маркетинге.
3. Факторы культурного и социального характера дополняют друг друга и позволяют предприятию более эффективно существовать.
СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ
1 ОСНОВНАЯ ЗАДАЧА СОВРЕМЕННОГО МАРКЕТИНГА
2 КЛАССИФИКАЦИЯ ФАКТОРОВ, ОБУСЛАВЛИВАЮЩИХ ПОВЕДЕНИЕ ПОКУПАТЕЛЕЙ
3 ИССЛЕДОВАНИЕ ВЛИЯНИЯ ФАКТОРОВ КУЛЬТУРНОГО И СОЦИАЛЬНОГО ХАРАКТЕРА НА ПОВЕДЕНИЕ ПОКУПАТЕЛЕЙ
4 ПУТИ ПРАКТИЧЕСКОГО ИСПОЛЬЗОВАНИЯ РЕЗУЛЬТАТОВ ИССЛЕДОВАНИЯ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
ВВЕДЕНИЕ

Всегда, пока существовало товарное производство потребителями товаров и услуг были люди, группы людей, а также организации различного масштаба и профиля деятельности, использующие эти товары, услуги, идеи.
Избиратели, домашние хозяйки и домохозяйства, транснациональные компании - все они могут рассматриваться как потребители товаров и услуг.
Потребление и потребители в своей массе очень гибкая субстанция. До недавнего времени, а конкретнее до развала Советского Союза изучению потребителей уделялось катастрофически недостаточно времени. Существовал практически тотальный дефицит товаров, за исключением некоторых периодов, отсутствовал ассортимент и выбор. Предприятия знали, что какую бы продукцию они не производили, всегда существовал стабильный спрос на нее.
В настоящее время ситуация коренным образом изменилась. Развал СССР, открытие каналов международной торговли, расцвет частного капитала - стали факторами, резко обострившими конкурентную борьбу на всех сегментах рынка. По этой причине борьба за потребителя, возможности и условия его привлечения, стали изучаться и применяться на практике все чаще и чаще. Отсутствие монопольных производителей в абсолютном большинстве направлений экономической деятельности становятся причинами, особенно обостряющими борьбу за покупателя.
В такой ситуации факторы социального и культурного характера становятся важнейшими переменными, влияющими на поведение людей. Именно по этой причине данная тема курсового проекта является крайне актуальной для изучения.
Целью написания данного курсового проекта является изучение факторов внешнего влияния на поведение потребителей, а именно таких из них, как культура общества, социальный характер.
В процессе работы, для достижения поставленной цели необходимо решить ряд задач:
1. Рассмотреть предназначение современного маркетинга.
2. Обозначить классификацию факторов, обуславливающих поведение потребителей.
3. Провести изучение влияния факторов культурного и социального характера.
4. Выявить те сферы, где практически могут применяться рассмотренные теоретические аспекты.
В первом разделе курсового проекта будет сформулирована основная задача маркетинга.
Во втором разделе будут рассмотрены вопросы, касающиеся факторов, определяющих поведение потребителей, их отношение к продукции производителя или реализатора, общие вопросы, поведения потребителей.
В третьем разделе курсовой работы будут исследованы внешние факторы культурного и социального характера.
В четвертом разделе работы будут приведены примеры практического использования знаний о поведении потребителей в сбытовой политике в Республике Беларусь, в рамках маркетинга.
Объектом исследования в данной работе являются конкретные факторы поведения потребителей.
Субъектами исследования в данной курсовой работе являются предприятия Республики Беларусь.
В ходе написания данной курсовой работы использовались не только теоретические знания, полученные в ходе изучения материалов курса, но также знания, полученные из учебных и методических пособий, периодических изданий.
Данная тема, в связи с тем, что исследуется в наших странах относительно небольшой период времени, недостаточна развита и изучена, и по этой причине представляет собой весьма интересный материал для дальнейшей работы.
1. ОСНОВНАЯ ЗАДАЧА СОВРЕМЕННОГО МАРКЕТИНГА

В настоящее время маркетинг решает массу задач, основную из которых назвать очень сложно, поскольку в явлении присутствует комплексность. Но тем не менее, если рассматривать маркетинг с упрощенной точки зрения, то основная задача - удовлетворение нужд и потребностей покупателя. Поведение же потребителей является областью маркетинга, изучающий процесс выбора товаров, услуг, идей или опыта их приобретения, распоряжения отдельными потребителями, группами и организациями для удовлетворения своих нужд и желаний.
Обострение конкуренции вызывает интерес производителей товаров, услуг, идей к исследованию механизмов поведения потребителей и к возможностям использования этих механизмов для достижения поставленных целей.
Производство товаров с позиции маркетинга - это в первую очередь процесс удовлетворения потребителей и только во вторую - собственно производственный процесс.
Потребителями товаров, услуг, идей являются люди, группы людей, а также организации различного масштаба и профиля деятельности, использующие эти товары, услуги, идеи.
Производители товаров и услуг стремятся влиять на поведение потребителей, строя свою деятельности на основе концепции маркетинга.
Ориентация на потребителя - следствие принятия фирмой концепций маркетинга, являющейся философией бизнес-компании и построенной на трех главных предпосылках:
1. Успех фирмы зависит прежде всего от потребителя: захочет ли он что-нибудь купить и оплатить покупку
2. Фирма должна знать о потребностях покупателей, предпочтительно задолго до начала производства, а в случае высокотехнологических отраслей - задолго до планирования производства
3. Потребности покупателей должны постоянно отслеживаться и анализироваться таким образом, чтобы по позициям «продукт» и «развитие рынка» фирма всегда опережала своих конкурентов.
Воздействие на отношение и поведение покупателей - одна из самых сложных и фундаментальных задач маркетинга, с которой сталкиваются продавцы. Ежегодно фирмы вкладывают миллиарды долларов, пытаясь трансформировать стиль мышления потребления и их предпочтений. Поэтому для специалиста по маркетинга очень важным является понимание путей формирования взглядов и поведения потребителей.
Поведение потребителя - это деятельность, направленная непосредственно на получение, потребление и распоряжение продуктами и услугами, включая процессы принятия решений, которые предшествуют этим действиям и следуют за ними.
Потребители - это индивидуумы, приобретающие товары и услуги для личного потребления. В отличие от них покупатели-организации приобретают в основном товары и услуги, предназначенные для использования в процессе функционирования организации. Иногда трудно отнести товар к разряду потребительских или предназначенных для удовлетворения нужд организации, например: автомобили продаются потребителям для использования в личных целях, а организациям для использования в процессе их деятельности (скажем, для обеспечения транспортных нужд торгового персонала).
Работа с потребителем - повседневная деятельность каждого специалиста, работающего в сфере маркетинга.
Значение потребителя для предпринимателя постоянно растет, поскольку он удовлетворяет потребности этого потребителя. От того, как он делает это, зависит успех его организации.
2. КЛАССИФИКАЦИЯ ФАКТОРОВ, ОБУСЛАВЛИВАЮЩИХ ПОВЕДЕНИЕ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ

В современной маркетинговой науке рассматриваются два вида факторов, определяющих поведение потребителей: это внешние и внутренние факторы. Они в свою очередь также подразделяются на несколько позиций.
К факторам внешнего влияния на поведение потребителей относят:
- культуру общества
- социальную стратификацию общества
- малые группы и групповые коммуникации
- домохозяйство и семью
К внутренним факторам поведения потребителей относят:
- восприятие и обработка информации потребителем
- мотивация и личность потребителя
- персональные ценности, жизненный стиль и ресурсы потребителей
- информированность и отношение потребителей к товару
Для того, чтобы лучше понять факторы, рассматриваемые в основной части курсового проекта, необходимо кратко рассмотреть все вышеизложенное.
Система маркетинга и процессы коммуникации, направляемые продавцом и покупателем, участвующие в социализации потребителя, являются важными механизмами передачи культуры во многих обществах.
Культура оказывает внешнее влияние, она воздействует на покупательский процесс, обеспечивая информацию, накладывая ограничения и открывая возможности. К влияниям среды относятся физические (географические, климатические, экологические), технологические, экономические, политические, правовые и культурные факторы.
Суть социальной стратификации заключается в социальном неравенстве общества, именно эти факторы следует учитывать при факторном анализе потребителей.
Малые группы и групповые коммуникации оказывают большое влияние на потребительское поведение. Группа включает в себя людей, преследующих общие цели и взаимодействующих для их достижения: каждый ее член воспринимается другим как член группы, и все ее члены связаны друг с другом.
Взаимосвязь членов группы становится прочнее в процессе развития групповой идентификации (отождествления себя с группой), укрепляющей общие для всех убеждения, ценности и нормы. Каждый человек является членом множества групп.
На потребителя оказывает влияние его групповая принадлежность, в частности его референтная группа. От социальной принадлежности во многом зависит выбор марки, уступчивость или независимость потребителей.
Семья оказывает самое важное социальное или групповое влияние на индивидуальные решения о потреблении. Это влияние проявляется в основном в двух формах. Во-первых, стадия жизненного цикла семьи определяет в некоторой степени характер покупок, совершаемых ее членами. Фундаментальные демографические факторы возраста, семейного положения и наличия детей в семье играют важную роль в формировании поведения в отношении индивидуальных и совместных покупок. Специалисты по маркетингу и рекламодатели могут использовать информацию о жизненном цикле семьи при разработке стратегий апеллирования к уникальным потребностям и обстоятельствам их целевых рыночных сегментов. Кроме того, поскольку демографические структуры общества претерпевают изменения, появление новых типов семьи может потребовать пересмотра самого ее жизненного цикла. Действительно, связанные с семьей изменения открывают продавцам возможность предлагать новые продукты и репозиционировать старые.
Рассматривая внутренние факторы, следует заметить, что обработка информации относится к процессам, посредством которых стимул к приобретению может быть получен, интерпретирован, сохранен в памяти и впоследствии извлечен из нее. Память служит хранилищем информации. Она обеспечивает краткосрочное использование значений ощущений для немедленного принятия решений или более долгосрочное удержание значений ощущений.
Мотивация в маркетинге - это совокупность мотивов, соображений, интересов, которыми руководствуется потребитель, принимая решение о предпочтительности товара и целесообразности его приобретения. Можно выделить ряд основополагающих мотивов маркетинговой деятельности::
- выгода - желание человека разбогатеть, эффективно расходовать деньги;
- снижение риска - потребность чувствовать себя уверенно и надежно;
- признание - повышение престижа, имиджа;
- свобода - потребность в независимости, самостоятельности.
Ценности - это фактор, объясняющий, почему потребители принимают разные решения. Ценности представляют собой убеждения людей о жизни и приемлемом поведении. В них выражаются цели, движущие человеком, и соответствующие способы их достижения. Устойчивая природа ценностей и их центральная толь в структуре личности обусловила их значение для понимания многих ситуаций потребления. К числу последних относятся выбор продукта и марки, а также сегментирование рынка.
Покупательский процесс начинается с того момента, когда потребитель впервые осознает потребность в продукте или услуге, и заканчивается в тот момент, когда выбирается торговая марка, приобретается продукт, потребитель оценивает успешность совершенной покупки и решает, покупать ли ему данный конкретный продукт или марку и впредь.
Поэтому формирование знания потребителя о продукте - важнейшая маркетинговая задача.
3. ИССЛЕДОВАНИЕ ВЛИЯНИЯ ФАКТОРОВ КУЛЬТУРНОГО И СОЦИАЛЬНОГО ХАРАКТЕРА НА ПОВЕДЕНИЕ ПОКУПАТЕЛЕЙ

Культура - это широко признанные нормы и ценности, которые усвоены обществом и обусловливают общие нормы поведения. Культура относится к набору ценностей, идей и других значащих символов, которые помогают индивидуумам общаться, а также интерпретировать и оценивать друг друга как членов общества.
Под макрокультурой понимают ценности и символы, касающиеся общества в целом или большинства граждан. Термин «общество» обычно применим к большим и сложным, но, тем не менее организованным социальным системам, таким, как нации, западная или восточная цивилизации.
Микрокультура включает ценности и символы ограниченной группы людей, например религиозной, этнической или другой, являющихся частью целого. Микрокультуры иногда называют субкультурами.
Культура состоит из элементов: познание и вера, ценности и нормы.
Культура дает людям осознание себя как личности и уяснение приемлемых моделей поведения. Важнейшими мировоззренческими и поведенческими аспектами, формирующимися под воздействием культуры, являются:
- осознание себя и мира
- общение и язык
- одежда и внешность
- культура питания
- представление о времени
- взаимоотношения на уровне семьи, организаций, правительства
- ценности и нормы
- вера и убеждения
- мыслительные процессы и обучение
- привычки в работе
Культура оказывает внешнее влияние, она воздействует на покупательский процесс, обеспечивая информацию, накладывая ограничения и открывая возможности.
Воздействия внешней среды происходит по четырем разным направлениям. Во-первых, ею определяется доступность товаров и услуг. Эта функция отражает, в частности, влияние физических, технологических и экономических факторов. Во-вторых, внешняя среда определяет общие условия, с которыми с которыми сталкиваются организации-покупатели, включая уровень экономического роста, национального дохода, безработицы и норму ссудного процента. Доминирующее влияние на общие условия бизнеса оказывают экономические и политические силы. Экономические факторы являются преимущественно (но не исключительно) целевыми переменными, в то время как политические - нецелевыми по своей природе. В-третьих, внешние влияния детерминируют ценности и нормы, регулирующие межорганизационные и межличностные взаимоотношения между покупателями и продавцами, а также между конкурирующими фирмами, между организациями-покупателями и другими институтами, такими, как государство и торговые ассоциации. Наконец, внешние силы влияют на поступающие в организацию-покупатель информационные потоки. Здесь наиболее важной является передача маркетинговой информации от потенциальных поставщиков через медиа и другие личные и неличные каналы. Информационные потоки отражают разнообразие физических, технологических, экономических и культурных факторов.
Последняя совокупность факторов, воздействующих на поведение потребителей, - это социальная и культурная среда. К эти факторам относятся и общие культурные влияния, исходящие от общества, в котором живет потребитель, и более специфические влияния - общественного класса, к которому он относится, и его семьи.
Культура связана с традициями, запретами и основными отношениями, существующими в общественной среде, в которой находятся определенные люди. Она дает направление развития для личности и ее образа жизни. Культурные нормы - это правила, которые определяют поведение и основываются на ценностях, представляющих собой убеждения о том, какие отношения и какое поведение были бы желательны.
Маркетологи всегда стремились выявить культурные сдвиги, чтобы узнать, какие новые товары хотели бы приобрести потребители. Например, в результате сдвига в культуре в настоящее время белорусы стали больше внимания уделять собственному здоровью и физическому состоянию. Этот сдвиг вызвал резкий рост продаж спортивного оборудования, спортивной одежды, пищи с пониженным содержанием жиров
Также необходимо учитывать, что одни и те же слова в разных языках могут означать различные вещи, или даже иметь нецензурный смысл.
Кроме того, в условиях все ширящейся глобализации в мире все больше появляется групп потребителей, имеющих сходные образцы поведения безотносительно места (региона, страны) проживания (или интеррыночная сегментация). Товары, доступные в развитых странах, становятся доступными и в отстающих.
Разделение общества на большие группы приводит к образованию субкультур. Субкультура - это небольшое общество внутри популяции, состоящее из представителей обоих полов, всех возрастных групп и институтов, существующих в больших количествах.
Географические различия иногда обусловливают возникновение отдельных культур внутри одной нации. Географический фактор - это комплекс, включающий климатические условия, религиозные объединения, этнические влияния и другие составляющие, которые, будучи взаимосвязаны, воздействуют на развитие специфических культурных ценностей.
В основе этнической общности лежат национальные или религиозные отличия, географическое местоположение и физические (внешние) признаки. Этническая принадлежность может быть определена объективно, исходя из социокультурных характеристик или субъективно на основе самоидентификации человека.
Субкультуры демонстрируют различные модели ценностей, стиля жизни, демографического и потребительского поведения, и специалисты по маркетингу должны корректировать свои стратегии сообразно их потребностям и пристрастиям. Так, маркетинг, ориентированный на подростков, требует иного подхода, чем маркетинг, ориентированный на их родителей, даже если речь идет об одних и тех же продуктах. Некоторые субкультуры определяются преимущественно или в целом по интересам их представителей.
Знание субкультур внутренних и зарубежных рынков может обеспечить базис для дифференцирования стратегий маркетинга. Подобное сегментирование требует глубокого маркетингового анализа, позволяющего установить поведенческие критерии, по которым определяются подгруппы совокупного рынка и специфические подходы к удовлетворению потребностей разных сегментов.
Для того, чтобы субкультура была использована в общении с потребителями, стратегия маркетинга должна выражать близкие этой субкультуре ценности. Каждый элемент культуры, воздействующий на потребление, может быть отражен в стратегии маркетинга.
Определение принадлежности к определенной субкультуре - это процесс отождествления себя и других людей с помощью этнических ярлыков. В исследованиях, посвященных мотивации и поведению потребителей, этническую принадлежность устанавливают исходя из комбинации социокультурных критериев, включая степень привязанности индивида к своей этнической группе и субкультуре. Люди составляют отдельную этническую группу или сегмент рынка в зависимости от того, насколько общими для членов этнической группы являются особенности мировосприятия и миропознания, отличные от взглядов других этнических групп. На выбор товаров, приобретаемых членами этнических групп, в большей степени влияет их покупательная способность.
Нормы и ценности субкультур называются этническими моделями, которые воздействуют на многие сферы жизни, включая сферу потребления.
Ценности и нормы субкультуры могут находиться в противоречии с ценностями макрокультуры. У индивидуумов сочетаются элементы макрокультуры и одной или нескольких микрокультур. Некоторые потребители могут и не придерживаться ценностей той этнической группы, с которой их обычно отождествляют. На основе принадлежности к определенной культуре распределяются рабочие места, социальный статус и вознаграждения.
Процессы, влияющие на формирование у людей жизненных ценностей, побуждения, стиля жизнедеятельности, называются социализацией или процессом впитывания культуры. С того момента, когда младенец уже осмысленно смотрит и улыбается, у него начинают формироваться ценности. Социализация длится всю жизнь, а выработанные в ее ходе ценности - воля, честность, цельность, бережливость - влияют на потребление. Это жизненные установки, в свою очередь, также являются источниками определенных предпочтений - любимые цвета, упаковка товара, представления об удобстве, привычное время посещения магазинов, характерный стиль общения с продавцами и т.д.
Социализация потребителя - это приобретение связанных с потреблением познаний, убеждений, моделей поведения.
Ценности - это объединение индивидуумов по убеждениям и социальным нормам (возможно, с некоторыми поправками). Нормы - это правила поведения, общественные ценности, объединяющие разные группы людей. Индивидуальные ценности могут разделять не все члены группы, хотя семейные, религиозные или национальные корни человека обычно влияют на его персональные ценности. Социальные ценности тесно связаны с персональными и иногда измеряются с помощью психографических исследований
Важность культурных ценностей и норм для понимания психологии покупателя представлена в концепции ценностей потребления. Согласно этой теории на выбор потребителя влияет целый ряд ценностей: функциональная, условная, социальная, эмоциональная и эпистемическая. Все эти ценности не зависят друг от друга и воздействуют на выбор продукта, торговой марки и другие элементы принятия решений.
Ниже в таблице 1 приведена классификационная схема, включающая три группы культурных ценностей.
Таблица 1. Культурные ценности, относящиеся к потребительскому поведению
Ценности, ориентированные на другого
Индивидуализм/коллективизм. Ценится ли индивидуальная активность и инициатива выше, чем коллективная активность и согласованность?
Романтическая ориентация. Верит ли культура, что «любовь все преодолевает»?
Взрослый/ребенок. Семейная жизнь организована для того, чтобы отвечать потребностям детей или взрослых?
Маскулизм/феминизм. До какой степени социальная власть автоматически принадлежит мужчинам?
Молодость/старость. Мудрость и престиж приписываются более молодым или более старым членам группы?
Конкуренция/кооперация. Добивается ли человек успеха, превосходя достижения других людей или же путем сотрудничества с ними?
Ценности, ориентированные на среду
Чистота. До какой степени чистота обеспечивается за пределами минимума, необходимого для здоровья?
Личные достижения/статус. Базируется ли система вознаграждения культуры на достигнутых результатах (индивидуума) или на наследованных факторах, таких, как семейная или классовая принадлежность?
Традиции/изменения. Считаются ли существующие образцы поведения изначально предпочтительнее новых образцов поведения?
Принятие риска/безопасность. Кем больше восхищаются - тем, кто рискует своим установившимся положением для преодоления препятствий и достигает высоких целей, или тем, кто не делает этого?
Решение проблем/фатализм. Побуждаются ли люди преодолевать все проблемы или относятся к реальности по принципу «что будет, то и будет»?
Природа. Рассматривается ли природа кА нечто, чем следует восхищаться, или как то, что должно быть преодолено.
Ценности, ориентированные на себя
Активность/пассивность. Какой подход к жизни ценится больше -физически активный или менее активный?
Тяжелый (упорный) труд/досуг. Кто больше почитаем - персона, работающая упорнее, чем это экономически необходимо, или тот, кто не делает этого.
Отложенное удовлетворение/немедленное удовлетворение. Люди побуждаются экономить, откладывать на черный день или жить сегодняшним днем.
Ценности, ориентированные на себя
Чувственное удовлетворение/воздержанность. До какой степени приемлемо предаваться чувственным удовольствиям, таким, как еда, алкоголь, секс?
Юмор/серьезность. Рассматривается ли жизнь как строго серьезное дело или возможен более легкий подход.
Также важным фактором, оказывающим влияние на поведение покупателей является социальная стратификация. Это начало явно проявляться с развалом СССР, поскольку именно в этот период происходило наиболее сильное расслоение социальной структуры общества.
Позиционирование многих продуктов в условиях высококонкурентного рынка базируется на существующем или желаемом социальном статусе потребителя.
Социальный ранг индивидуума - интегральная характеристика его свойств, которые оценивают, имеют и стремятся иметь другие.
Образование, занятие, владения или собственность, источник дохода влияют на социальное положение. Социальное положение меняется от низшего класса до высшего. Низший класс - класс с низким уровнем или отсутствием социоэкономических характеристик, желаемых обществом. Высший класс - класс, обладающий многими социоэкономическими характеристиками, рассматриваемыми обществом как желаемые и значимые для высокого статуса.
Индивидуумы с различным социальным положением склонны вести различные образы жизни. Говорят, что у них - различный жизненный стиль, то есть характер использования жизненных ресурсов: временных, финансовых, материальных, интеллектуальных. С ростом значения жизненного стиля для сегментации развитых рынков социально-классовая система определяется как иерархическое разделение общества на относительно различные и гомогенные группы по критериям отношений, ценностей и жизненных стилей.
Концепция социально-классовой системы значима для маркетологов тем, что декларирует существование набора уникальных способов/образцов поведения членов каждого социального класса. Для маркетологов важно понимать, когда социальный класс является значимым фактором потребительского поведения, а когда - нет.
Таким образом, использование концепции социального класса является специфическим и часто зависит от ситуации.
В такой ситуации важна роль статусной позиции - места в социальном пространстве, наделенного определенным статусом. Статус - это комплекс прав, обязанностей, социальных ожиданий, присущих данной статусной позиции. От индивида, занявшего одну из этих позиций, окружающие ждут поведения, вписывающегося в рамки их прав и обязанностей, традиций. На рынок выходят люди, занимающие разные статусные позиции. Именно их статус оказывает большое влияние на их поведение и поступки.
Поскольку принадлежность к определенному социальному классу диктует общие предпочтения в выборе различных товаров и торговых марок, некоторые производители, используя данное обстоятельство, фокусируют свое внимание на удовлетворении потребностей какого-либо одного класса.
Обычно о социальном классе можно судить по роду занятий его представителей. Таким образом, экономическое положение в обществе имеет фундаментальное значение для анализа социального поведения. Классовые различия интересуют специалистов по маркетингу потому, что в них отражаются различные схемы поведения потребления, не зависящие исключительно от дохода. Поскольку социальные классы демонстрируют разные схемы потребления, они составляют различные рыночные сегменты.
В условиях неравномерного распределения в обществе финансовых, материальных и других ресурсов стратификация обеспечивает социальную идентификацию членов общества.
Стратификация - формальное неравенство. Применительно к социальным классам - это неравенство классов по отношению друг к другу.
Другим параметром социальной стратификации является социальный статус. Под ним понимают то сравнительное уважение, которое общество высказывает лицам, занимающим определенные социальные позиции. Статус отражает экономическое положение, но не тождественен классу.
Статусным символам служат многие торговые марки и продукты, покупка которых может либо и т.д.................


Перейти к полному тексту работы



Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.