На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


Курсовик Предложение товаров и его связь с потребительским спросом. Прогнозирование общей емкости регионального рынка потребительских товаров и спроса на торговом предприятии. Оценка и прогнозирование покупательского спроса населения Кемеровской области.

Информация:

Тип работы: Курсовик. Предмет: Маркетинг. Добавлен: 20.12.2007. Сдан: 2007. Уникальность по antiplagiat.ru: --.

Описание (план):


2
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ
ГОУ ВПО «Российский государственный торгово-экономический университет»
Кемеровский институт (филиал)
Кафедра экономики и управления на предприятии торговли
КУРСОВАЯ РАБОТА
по дисциплине: Экономика отрасли (торговли)


специальность
080502-Экономика и управление на предприятии
(в торговле)
Тема: Экономическая природа и содержание потребительского спроса и предложения товаров.
Выполнил: Проверил:
Студент группы ЭУ-052 к.э.н., доцент
Рашкин Максим Сяглова Юлия
Владиславович Владимировна
Кемерово 2007г.
Содержание
Введение…………………………………………………………………………..3

1 Экономическая природа и содержание потребительского спроса и предложения……………………………………………………………………4

1.1 Предложение товаров и его связь с потребительским спросом…………7

1.2 Основные тенденции изменения спроса и предложения потребительских товаров…………………………………………………….………...9

1.3 Прогнозирование общей емкости регионального рынка потребительских товаров и спроса на торговом предприятии………………16

2 Моделирование, оценка и прогнозирование покупательского спроса населения Кемеровской области…………………………………....................29

Заключение……………………………………………………………………...37

Список используемой литературы………………………………………….…38

Введение

Посетив любой рынок вы чувствуете, что суть рыночного процесса - купля-продажа товара. Главными действующими лицами здесь являются продавцы и покупатели. Поэтому понять закономерности работы рынка можно, только разобравшись в том, чем руководствуются на рынке покупатели и к чему стремится продавец.

В любой рыночной системе в качестве ориентирующей на ко-нечные цели и движущей силы экономического развития выступает спрос конечных потребителей материальных благ и услуг. Поэтому вопросы изучения и прогнозирования спроса являются исходными и важнейшими инструментами организации маркетинговой дея-тельности в масштабах коммерческих фирм, а также регулиро-вания рынка и товарного обращения в региональном и национальном масштабах.

Прогнозы потребительского спроса необходимы для разработки стратегий развития производст-венных и торговых предприятий, для выработки рациональной политики государственного регулирования товарного обращения.

Таким образом изучение спроса и предложения играет огромную роль в развитии предприятия и поддержания его конкурентоспособности, причем на всех уровнях: и на микро, и на макро. Что особенно важно в условиях развития нашего рынка.

Целью данной работы является рассмотрение и анализ спроса и предложения на торговом предприятии. Эта тема очень актуальна в наше время. И очень важно научиться применять результаты исследований спроса и предложения на практике. Без информации о спросе и предложении не может обойтись в наше время, ни одно торговое предприятие.

Задачи работы определить наиболее важные аспекты изучения спроса и предложения для торгового предприятия ориентирующегося на покупателя в конкретном регионе.

Глава 1 ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ПРИРОДА И СОДЕРЖАНИЕ ПОТРЕБИТЕЛЬСКОГО СПРОСА

Под потребительским спросом понимается та часть совокупной общественной потребности в товарах и услугах, которая при данном уровне цен и тарифов может быть удовлетворена за счет денежных средств потребителей. В свою очередь, потребности представляют собой исторически обусловленные и объективно необходимые запросы людей к условиям жизни, труда и быта.

Различают общественные, коллективные и личные потребности. Последние делятся на два вида: общие и частные. Общие потреб-ности -- это потребности людей в пище, одежде, жилье. Они рождаются вместе с человеком и существуют вечно. Частные по-требности людей, например в обуви определенной модели, опре-деленного цвета и т. п. -- недолговечны. Вместо отмирающих каких-либо частных потребностей развивающееся производство дает человеку широкую гамму новых продуктов, расширяя круг его по-требностей. Этот процесс принято называть законом возвышения потребностей.

Частные потребности, взятые вне зависимости от современных возможностей производства, не имеют каких-либо рамок, т. е. они безграничны. Так возникает и существует вечное противоречие между безграничными потребностями людей и ограниченными в каждый момент ресурсами и технологическими возможностями их удовлетворения. Такое противоречие разрешается с помощью спроса, поскольку спрос -- это потребности, вынесенные на рынок, за которым стоит соответствующий денежный эквивалент. Спрос ограничивает удовлетворение потребностей размерами имеющихся у потребителей денежных средств. Следовательно, спрос -- это не деньги потребителей, а их потребности в товарах и услугах, ограни-ченные имеющимися у них денежными средствами.

В зависимости от степени удовлетворения различают реализован-ный (удовлетворенный) и неудовлетворенный спрос. Реализованный спрос характеризуется суммой денежных средств потребителей, из-расходованных на покупку товаров. Показателем удовлетворенного спроса населения в товарах служит розничный товарооборот. Прямых показателей неудовлетворенного спроса не существует. Кос-венными его показателями могут быть: прирост сбережений и остатка денежных средств на руках у населения, заметное повышение цен на указанные товары, резкое снижение запасов указанных товаров в торговой сети и на складах производителей.

В зависимости от дифференциации ассортимента товаров или агрегированности представителей спроса различают макроспрос и микроспрос.

Макроспрос -- это спрос на укрупненные группы товаров, на-пример на продовольственные или непродовольственные товары, одежду, обувь, хлебобулочные и другие товары, а также спрос крупных социально-экономических групп населения, например городского или сельского, спрос в масштабах страны, области или города.

Микроспрос -- это спрос на конкретный вид товара, спрос отдельных групп потребителей, а также предприятий и небольших террито-риальных единиц.

В современной экономической литературе и на практике при-меняется также и другая классификация спроса: индивидуальный спрос отдельного потребителя и рыночный спрос, т. е. совокупный спрос потребителей на данном рынке, совокупный спрос на всех рынках данного товара или на все производимые или продаваемые товары.

Величина спроса, его структура и динамика формируются под влиянием огромного числа факторов, которые принято объединять в следующие группы:

1) предпочтения потребителей;

2) численность и состав потребителей на рынке;

3) уровень денежных доходов населения и их дифференциация;

4) уровень цен на товары, особенно на товары-заменители и товары-дополнители;

5) потребительские ожидания относительно возможных изме-нений доходов и цен на товары;

6)прочие факторы: национальные, географические, климати-ческие и др.

Первые две и шестая группы факторов спроса вытекают из определения, утверждающего, что основу спроса образуют потреб-ности потребителей в конкретных товарах. При наличии предпоч-тений потребителей относительно определенных товаров реша-ющее значение имеют уровень доходов потребителей и уровень цен на товары. При этом уровень доходов потребителей определяет не только общий объем спроса на товары, но и его структуру. Согласно закону Э. Энгеля (немецкого ученого, 1821-1896) по мере повы-шения уровня доходов потребителей улучшается структура спроса, т. е. потребности удовлетворяются более совершенными и добро-качественными товарами. Позже, в XX в. было установлено, что этот закон действителен не только для бедных и богатых семей, но и для бедных и богатых стран и регионов. Наиболее простой и распространенной мерой влияния изменения уровней доходов и цен на изменение потребительского спроса являются коэффи-циенты эластичности спроса.

Таким образом, потребительский спрос и лежащие в его основе потребности конечных потребителей являются исходной и конеч-ной целью всякой экономической деятельности, важнейшими факторами развития системы товарного обращения. Решающими факторами, определяющими и ограничивающими возможности потребителей в условиях рыночной экономики, выступают денежные доходы потребителей и цены на товары, точнее -- соотношение между ними. Именно уровень и динамика соотношения доходов потребителей и цен на товары формируют основные тенденции развития потребительского спроса.

1.2 ПРЕДЛОЖЕНИЕ ТОВАРОВ И ЕГО СВЯЗЬ С ПОТРЕБИТЕЛЬСКИМ СПРОСОМ

Одним из важнейших условий развития рынка и обращения товаров является предложение товаров, представляющее собой массу товаров, которая находится на рынке или может быть до-ставлена на него.

Предложение и спрос -- две противостоящие друг другу и вза-имообусловленные категории рыночной экономики. Предложение формируется под воздействием населения, а спрос формируется и реализуется только при наличии предложения товаров на рынке. Их глобальные соотношения отражают определенный уровень развития экономики страны или региона. Например, в условиях рыночного равновесия, характерного для нормально развивающейся экономики, предложение товаров (П) равно объему спроса (С):

П = С.

При П < С имеет место неудовлетворенный спрос, характерный для товарно-дефицитной экономики. Он заставляет людей искать приложение своим деньгам не только с целью удовлетворения своих потребностей, но и под угрозой обесценивания денег. Выход из ситуации связан с увеличением объема предложения или повышения уровня цен на товары.

Превышение предложения над спросом (П > С) может быть ре-зультатом не только излишнего производства или импорта това-ров, но и непомерного вздувания цен, дефицита денег у населения при неудовлетворении многих его потребностей. Выход из данной ситуации связан со снижением цен на товары и услуги, расшире-нием платежеспособного спроса населения.

Переход к рыночным отношениям в нашей стране сопровожда-ется резким изменением соотношения между предложением и спро-сом -- переходом от дефицита товаров (П < С) к дефициту денег у населения (П > С). Следовательно, задача заключается в том, чтобы на основе нормализации развития экономики обеспечить равенство между предложением и спросом, а точнее -- такое пре-вышение предложения над спросом, которое отражало бы полное насыщение спроса населения на товары и услуги массового по-требления с учетом необходимого прироста товарных запасов у продавцов.

Предложение товаров на рынке за определенный период вре-мени (месяц, квартал или год) складывается из переходящих на начало периода товарных запасов на складах производственных предприятий (Зн) и поступлений товаров на рынок из всех источ-ников (Пс). Значительная часть этой массы товаров по мере реали-зации превращается в реализованный спрос (Ср), а оставшаяся на складах производственных и торговых предприятий часть товаров образует переходящие запасы на конец периода (Зк). Весь этот процесс движения товаров выражается балансовым равенством спроса и предложения товаров:

Зн = пс = ср = зк № 1

Отсюда:

Пс = Ср + Зк - Зн или Пс = Ср ± A3,

где A3 = Зк - Зн.

Следовательно, предложение товаров на рынке или в системе товарного обращения равно сумме реализованного спроса на товары, плюс прирост товарных запасов на складах производителей и в торговой сети или минус снижение запасов в системе товарного обращения. Основными источниками формирования товарного предложе-ния в масштабах страны является отечественное производство и импорт товаров из зарубежных стран, а в масштабах региона -- местное производство, завоз из других регионов и импорт. Соот-ношение указанных источников зависит от уровня развития про-изводства и системы товарного обращения, а также от ценовой, тарифной и налоговой политики государства или региона.

Таким образом, масштабы, качество и динамика развития то-варного предложения определяются масштабами и динамикой раз-вития платежеспособного спроса населения и одновременно вы-ступают в качестве основных показателей уровня развития системы товарного обращения и экономики страны или региона.

1.3 ОСНОВНЫЕ ТЕНДЕНЦИИ ИЗМЕНЕНИЯ СПРОСА И ПРЕДЛОЖЕНИЯ ПОТРЕБИТЕЛЬСКИХ ТОВАРОВ

Прогнозирование и регулирование емкости рынка предполага-ет выявление и анализ закономерностей развития спроса и пред-ложения товаров, под которым понимаются устойчивые, постоян-но повторяющиеся тенденции в их развитии.

В развивающейся экономике сложились следующие закономер-ности развития спроса:

* рост общего объема потребления и спроса на товары;

* улучшение структуры потребительского спроса;

* сближение уровней и структур потребления и спроса насе-ления различных регионов страны и отдельных групп насе-ления.

Первую закономерность -- динамику и масштаб развития об-щего объема реализованного спроса принято выражать показате-лями объема продаж товаров и услуг относительно показателей:

* валового национального продукта или валового внутреннего продукта;

* национального дохода;

* денежных доходов населения.

Вторая закономерность развития потребительского спроса свя-зана с первой и заключается в улучшении его структуры. Она имеет многоплановый характер и проявляется в различных формах. В экономически развитых странах и в странах с развивающейся экономикой прогрессивные изменения структуры потребительского спроса происходят в следующих основных направлениях:

* высокая доля или увеличение доли платных услуг в общем объеме потребления и спроса;

* высокая доля или увеличение доли непродовольственных товаров в общем объеме спроса на товары;

* высокий уровень или высокие темпы роста спроса на товары длительного пользования;

* высокий уровень или возрастание доли высококачественных и более ценных продуктов питания;

* постепенная замена сырьевых продуктов и полуфабрикатов готовыми к употреблению изделиями;

* расширение и обновление ассортимента, повышение ка-чества товаров и торговых услуг.

В динамике предложения товаров на потребительском рынке России к концу 90-х годов обозначились три негативные тенденции:

1) существенное падение объемов отечественного производства товаров;

2) значительный рост уровня импортизации товарного предло-жения;

3) снижение качества реализуемых товаров.

Чтобы вернуть рынок сбыта отечественным производителям продуктов, специалисты считают необходимым составить баланс производства и потребления основных продуктов, довести госу-дарственный заказ до регионов на поставку этих продуктов в фе-деральный фонд. А на объемы продовольствия, не покрывающие потребности страны за счет отечественного производства, реко-мендуется ввести квоты на импорт. Такая схема формирования резерва Правительства РФ по важнейшим продовольственным, социально значимым товарам и лекарственным средствам, а также их импорту на IV кв. 1998 г. и I кв. 1999 г. была предусмотрена в постановлении Правительства «О мерах по стабилизации потре-бительского рынка Российской Федерации» от 12 октября 1998 г.

Таким образом, сложившиеся в развитых странах прогрессив-ные тенденции развития спроса и предложения потребительских товаров в условиях глубокого экономического кризиса в нашей стране деформированы. Один из основных уроков экономической истории развитых стран заключается в том, что выход из экономи-ческих кризисов начинался с оживления потребительского рынка на основе расширения потребительского спроса и поддержки оте-чественных производителей товаров и услуг при обеспечении их конкуренции с зарубежными производителями.

Прогнозирование спроса -- это научное предвидение общего объема и структуры спроса на потребительские товары и услуги, которые могут быть предъявлены на рынке в прогнозируемом пе-риоде при определенных условиях изменения платежеспособности потребителей и предложения товаров. Прогнозы потребительского спроса необходимы для разработки стратегий развития производст-венных и торговых предприятий, для выработки рациональной политики государственного регулирования товарного обращения. Процесс прогнозирования потребительского спроса включает следующие этапы:

* подготовку и обработку исходной информации для расчета прогноза;

* разработку гипотезы о предполагаемых социально-экономи-ческих условиях развития спроса в прогнозируемом периоде;

* расчет прогноза на перспективу;

* оценку полученных результатов прогнозирования спроса и разработку правил их возможной корректировки.

На первом этапе осуществляется подготовка необходимых фактических, нормативных и прогнозируемых показателей о раз-витии потребительского спроса и предложения товаров, факторов, формирующих их динамику, а также обеспечение достоверности и сопоставимости исходных данных.

Основными источниками информации являются:

* отчетные и плановые балансы денежных доходов и расходов населения, разрабатываемые федеральными и региональными статистическими и экономическими органами;

* данные выборочных обследований бюджетов домашних хо-зяйств, проводимые статистическими органами;

* данные о динамике цен на потребительские товары и услуги, получаемые на основании проводимых статистическими орга-нами выборочных наблюдений за ценами;

* данные статистической отчетности о динамике показателей розничного товарооборота;

* нормы рационального потребления основных продовольст-венных и непродовольственных товаров.

Весьма полезны данные выборочных обследований бюджетов домашних хозяйств, позволяющие оценивать и прогнозировать уро-вень и структуру потребительского спроса в зависимости от уров-ня среднедушевых доходов населения. В настоящее время такие обследования охватывают 49 тыс. домохозяйств на всей террито-рии России (0,1% всех домохозяйств) и проводятся по 150 наиме-нованиям потребительских товаров и услуг.[1]

Специалисты отмечают два недостатка указанного источника информации:

* ориентация выборочного обследования на средний слой на-селения, который в последние годы тяготеет к бедности, ведет к завышению доли продовольственных товаров в общем объ-еме продаж;

* существенно заниженную долю расходов на алкогольные напитки.

Ранее эти проблемы решались на основе корректировки ука-занных отклонений по данным статистики розничного товарообо-рота. Однако в 90-е годы в связи с широким распространением неорганизованных форм закупки и реализации потребительских товаров (около трети общего объема розничного товарооборота) статистика розничного товарооборота перестала выполнять роль надежного источника информации, в том числе и для корректи-ровки данных бюджетной статистики. Поэтому одним из важнейших направлений совершенствования прогнозирования потребитель-ского спроса и всей организации товарного обращения является создание системы информации о производстве и обращении товаров и услуг.

Создание эффективного информационного обеспечения функ-ционирования товарных рынков предусмотрено «Комплексной про-граммой развития инфраструктуры товарных рынков Российской Федерации на 1998--2005 годы». В современной практике особое внимание уделяется конъюнктурной информации о товарных рынках. С помощью такой информации об ассортименте, качестве, ценах на товары, процентных ставках и др. решаются конъюнктурные и разнообразные маркетинговые задачи. Данные статистической от-четности и статистических наблюдений применяются для обобща-ющих оценок состояния национального и регионального рынков, отраслей товарного обращения и тенденций их развития.

Разрабатываемая на втором этапе гипотеза о спросе пред-ставляет собой научно обоснованные предположения о характере взаимосвязи спроса и факторов, формирующих его динамику. Она разрабатывается для объяснения факторов спроса и содержит об-щие направления и тенденции его развития.

Например, разработка гипотезы о более полном удовлетворении спроса населения в перспективе может включать предположения о том, что:

* рост денежных доходов населения будет способствовать увеличению общего объема и улучшению структуры потре-бительского спроса;

* будет проводиться государственная социальная политика, направленная на сокращение дифференциации населения по уровню денежных доходов на одного члена семьи, что будет способствовать росту массовости спроса на потребительские товары и услуги;

* умеренный рост потребительских цен будет способствовать насыщению рынка товарами и услугами;

*развитие материально-технической базы и современных тор-гово-технологических процессов в отраслях товарного обра-щения позволит обеспечить повсеместное удовлетворение спроса населения.

В процессе расчетов прогнозов спроса на перспективу выпол-няемых на третьем этапе, рекомендуется, с одной стороны, исходить из объективной оценки факторов и условий, формиру-ющих основные тенденции развития потребительского спроса, а с другой -- отвлечься от влияния некоторых текущих условий, чтобы избежать их механического перенесения на будущее. По-этому расчеты прогнозов спроса базируются на предварительных прогнозах важнейших факторов, формирующих уровень и дина-мику потребительского спроса:

* роста внутреннего валового продукта и основных направлений его использования;

* роста денежных доходов и расходов населения;

* изменения уровня цен на потребительские товары и услуги,

* изменения численности населения, его социально-экономи-ческой и половозрастной структуры.

Кроме перечисленных факторов общего порядка, учитывается влияние специфических факторов, формирующих'спрос на отдель-ные группы товаров. Например, при расчете прогнозов спроса на товары длительного пользования необходим предварительный про-гноз роста числа семей, уровня обеспеченности семей данными товарами, сроков их физического и морального износа и т. п. Сле-довательно, сущность прогнозирования потребительского спроса заключается в определении и синтезе комплекса факторов, фор-мирующих основные тенденции его развития.

Поскольку прогнозирование спроса содержит элементы детер-минированности и неопределенности его будущего развития, по-стольку оно всегда имеет вероятностный характер. Поэтому про-гнозирование потребительского спроса на четвертом этапе завершается расчетами вероятностных оценок и доверительных интервалов полученных прогнозов. Разрабатывается также система мер, направленная на корректировку полученных прогнозов при возможном изменении факторов и условий развития потребитель-ского спроса в прогнозируемом периоде.

Таковы логика и содержание процесса прогнозирования потре-бительского спроса. Выбор же конкретных методов его прогно-зирования в значительной мере зависит от продолжительности периода прогнозирования и степени детализации или агрегирования потребительского спроса.

В зависимости от продолжительности периода прогнозирование потребительского спроса может быть краткосрочным (на 1--2 года), среднесрочным (на 3--5 лет) и долгосрочным (на срок свыше 5 лет). В силу инерционности развития товарно-групповой структуры потребительского спроса в течение краткосрочного периода сущест-венных изменений в действии основных факторов спроса не про-исходит. Поэтому краткосрочное прогнозирование базируется на широком использовании показателей выборочного обследования бюджетов домашних хозяйств, товарно-конъюнктурной информации и методов экономико-статистического моделирования динамики спроса.

При среднесрочном прогнозировании, особенно макроструктуры спроса, также исходят из инерционности действия основных факторов спроса. Однако здесь могут быть и новые тенденции в развитии факторов спроса. В последнем случае особое значение приобретают динамические факторные модели прогнозирования спроса, которые могут быть дополнены методами экспертных оценок и аналогий.

При долгосрочном прогнозировании снижается доля инерционных факторов и возрастает роль новых тенденций в развитии факторов спроса. При таких условиях наиболее эффективны методы про-гнозирования, основанные на нормах потребления отдельных товаров, а также экспертных оценок и аналогий.

В зависимости от степени детализации или агрегированности структуры спроса различают:

* прогноз общего объема платежеспособного спроса;

* прогноз макроструктуры спроса;

* прогноз спроса на отдельные товары;

* прогноз микроспроса.

Прогноз общего объема платежеспособного спроса или расчет общей емкости рынка на краткосрочную перспективу производится на основе разработки балансов денежных расходов и доходов на-селения. Среднесрочное прогнозирование может производиться с помощью небалансовых методов экономико-статистического мо-делирования динамики общего объема спроса.

Прогноз макроспроса включает расчеты спроса в разрезе укруп-ненных групп товаров. Например, в разрезе продовольственных и непродовольственных товаров, а в составе продовольственных товаров -- в разрезе товаров растительного и животного проис-хождения и т.д. Прогноз макроструктуры спроса связан со ста-бильными процессами длительного действия и осуществляется с помощью экономико-статистических моделей, а на долгосрочную перспективу -- методов экспертных оценок и аналогий.

Прогноз спроса на отдельные товары, например на мясо, кон-дитерские изделия, мебель или радиотовары и т. п., может произ-водиться методами экономико-статистических моделей, а на долгосрочную перспективу -- на основе норм рационального по-требления товаров, методов экспертных оценок и аналогий.

Рассмотренные виды прогнозов потребительского спроса раз-личаются между собой как по содержанию, так и по применяемым методам расчетов. В совокупности они представляют собой систему комплексного изучения и прогнозирования спроса, позволяющую производить многовариантные расчеты прогнозов.

1.4 ПРОГНОЗИРОВАНИЕ ОБЩЕЙ ЕМКОСТИ РЕГИОНАЛЬНОГО РЫНКА ПОТРЕБИТЕЛЬСКИХ ТОВАРОВ И СПРОСА НА ТОРГОВОМ ПРЕДПРИЯТИИ

Важнейшей характеристикой взаимодействия спроса и предло-жения товаров и исходной основой прогнозирования потребитель-ского спроса и предложения является емкость рынка. Под емкостью рынка понимается возможный объем реализации товаров, опреде-ляемый платежеспособностью потребителей товаров при данном уровне потребительских цен на рынке.

В условиях насыщенности товарного рынка его емкость нахо-дится в прямой зависимости от совокупного спроса потребителей и в обратной от уровня цен на товары. Повышение уровня цен уменьшает емкость рынка, снижение их уровня увеличивает пла-тежеспособность покупателей на данном рынке. Это может быть выражено следующей формулой:

ЕР=(EP/Iц)-EP №2

гдеЕР -- изменение емкости рынка вследствие изменения уровня

цен на товары, руб.;

ЕР -- емкость рынка за определенный период, руб.;

Iц -- индекс цен на товары за указанный период.

В зависимости от масштабов рынка различают:

* общую емкость рынка страны или региона;

* емкость рынка какой-либо группы товаров;

* емкость рынка фирмы, компании.

Общая емкость рынка страны определятся на основе суммирова-ния ее источников (покупки товаров населением и организациями социального характера) или источников ее товарного покрытия13, например

ЕР= П - Э + И, №3

где П -- объем производства товаров в стране, руб.; Э -- объем экспорта товаров, руб.;

И -- объем импорта товаров, руб.

Емкость рынка определенного региона определяется суммиро-ванием ее источников по таблице (Приложение таблица № 1).

Основным источником формирования емкости рынка являются покупки товаров местным населением, которые рассчитываются на основе разработки баланса денежных доходов и расходов насе-ления. В этом балансе отражается движение той части националь-ного дохода, которая в денежной форме распределяется между наемными работниками, предпринимателями и другими группами населения. Баланс состоит из двух частей. В первой части отражаются источники поступления денег населению, а во второй -- обратное движение денег от населения (см. Приложение таблица № 2) основе расчета покупательных фондов населения по данным ба-ланса его денежных доходов и расходов.

Покупательные фонды населения представляют собой ту часть его денежных доходов, которая может быть направлена на покупку товаров. Их величина определяется как разность между суммой денежных доходов и суммой нетоварных расходов.

ПФ= №4

где ПФ -- покупательные фонды населения, руб.;

ДД, -- денежные доходы населения по статье руб.;

ДРу -- денежные расходы населения руб.

Тогда возможная сумма покупок товаров местным населением (ПТМ) составит:

ПТМ = ПФ ± Пр,

где Пр -- сумма превышения доходов над расходами, руб. (вычи-тается) или расходов над доходами, руб. (прибавляется).

Суммы превышения денежных доходов над расходами или рас-ходов над доходами отражают:

*ввоз денег населением в данный регион или их вывоз из региона;

*изменение остатка денег на руках местного населения. Миграция денежных средств населения считается нормальной, если она обусловлена передвижением населения в места отдыха, лечения, командировок и т. П. Экономически необоснованной, вынужденной считается миграция денег, связанная с поездками населения за пределы своего региона с целью покупки товаров. Аналогичный характер имеет увеличение денег на руках у населе-ния, связанное с недостаточным уровнем организации торговли в данном регионе. Последние два обстоятельства свойственны то-варно-дефицитной экономике.

Суммы превышения доходов над расходами и расходов над доходами в отчетном балансе являются сальдирующими статьями и отражаются в соответствующих разделах баланса. На планиру-емый год эти суммы прогнозируются исходя из оценки их динамики за последние годы с учетом прогнозируемого насыщения рынка товарами и повышения уровня торгового обслуживания населения в данном регионе.

Второй источник емкости рынка региона -- возможные покупки товаров приезжим населением -- прогнозируется на основе выбо-рочных обследований таких покупок и экспертных оценок их ди-намики за последние годы с учетом намечаемых в планируемом году условий их финансирования.[3]

Таким образом, общая емкость рынка, характеризующая объем потребительского спроса страны или региона, может быть опреде-лена прямым суммированием ее источников. При этом основной источник -- возможные покупки товаров местным населением -- может быть определен как методом прямого счета на основе ба-ланса денежных доходов и расходов населения, так и небалансо- выми методами прогнозирования на основе экономико-статисти-ческого моделирования их динамики за последние годы.

Прогнозы общей емкости рынка страны или региона являются исходной основой прогнозирования емкости рынка отдельных групп товаров.[1]

Микроспрос на товары и услуги.Одним из основных элементов потребительского рынка являет-ся категория «потребительский спрос».

Спрос -- это специфическая форма выражения потребностей в условиях товарно-денежных отношений.

Спрос населения на потребительском рынке определяется по-требностями людей в пище, жилье, в духовной х<сизни и т.д. Однако спрос отражает не все потребности, а только ту их часть, которая может быть удовлетворена исходя из наличия денежных средств у населения для оплаты этих товаров и услуг и складывающихся на рынке цен, определяющих его покупательную способность. Таким образом, спрос на рынке потребительских товаров и услуг характе-ризует платежеспособные потребности населения в товарах и услу-гах личного потребления.

Формирование спроса на рынке потребительских товаров носит индивидуальный и избирательный характер. Индивидуальный спрос -- это спрос, предъявляемый на товар или услугу отдельным потреби-телем. Он характеризуется значительной эластичностью и изменчи-востью. В целом рыночный спрос представляет собой спрос на то-вар или услугу, предъявляемый всеми потребителями на рынке этого товара или услуги. Изменение спроса на отдельный товар или услу-гу отражает поведение массового потребителя, вызванное измене-нием цен на товары или услуги.

Являясь выражением конкретных платежеспособных потребнос-тей, вынесенных на рынок, спрос может быть удовлетворен только при наличии соответствующего им товарного предложения. В усло-виях рынка предложение потребительских товаров и услуг должно обладать повышенной способностью реагировать на различные из-менения спроса.

В системе рыночных отношений категория спроса может высту-пать как макроспрос и микроспрос. Эти понятия могут быть рас-смотрены в двух аспектах: с точки зрения классификации товаров и с точки зрения объекта (территориальный признак).

В соответствии с первой классификацией под макроспросом понимают спрос на отдельную группу товаров (услуг), объединенных по какому-то признаку, например, по потребительскому на-значению -- одежда, обувь, мебель и т.д. В свою очередь, макро-спрос также имеет структуру, которая представляет собой объем спроса на отдельные группы товаров (услуг), входящих в объеди-ненные группы, например, од и т.д.................


Перейти к полному тексту работы



Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.