На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


Реферат Ярмарочная торговля в сфере компетенции органов государственного и местного управления России в XIX - начале ХХ вв. как социально-экономическое явление с региональными особенностями. Ярмарки в городах европейского севера и периферические ярмарки.

Информация:

Тип работы: Реферат. Предмет: Маркетинг. Добавлен: 06.05.2009. Сдан: 2009. Уникальность по antiplagiat.ru: --.

Описание (план):


3
Содержание
    Введение 2
      Ярмарочная торговля в сфере компетенции органов государственного и местного управления России в XIX - начале ХХ вв 4
      Ярмарки в городах Европейского Севера России в XIX - начале ХХ вв. 7
      Периферийные ярмарки на Европейском Севере России в XIX - начале ХХвв. 9
      Организация и проведение ярмарок на Европейском Севере России 12
      Заключение 16
      Список использованных источников 17

Введение

С начала 1990-х гг. характерной чертой российской экономики стало постепенное внедрение рыночных отношений. Рынок - сложный и масштабный механизм - не мог быть создан в короткое время и на пустом месте. До 1917 г. он формировался на протяжении довольно длительного периода, и одну из важнейших ролей в этом процессе играли ярмарки.

В наше время переход страны на рельсы рыночной экономки так и не осуществлен до конца. Остается еще немало связанных с этим процессом проблем, решение которых могло бы происходить более безболезненно, если бережно изучать опыт прошлого и учитывать его в современных условиях. История ярмарок как неизменных спутниц рынка дает наиболее богатый для этой области знаний материал. Особый интерес для исследования ярмарок представляет Европейский Север России. Здесь в силу разнообразных географических, климатических и хозяйственных условий сложился широкий спектр вариантов развития ярмарочной торговли. В сочетании с сезонным характером производства и сбыта главных ярмарочных товаров, слабого развития сухопутных путей и средств сообщения, низкой плотности населения при огромных размерах территории ярмарки в данном регионе имели особое значение, и потому проявились в наибольшей полноте своих потенциальных возможностей.

Хронологические рамки исследования включают период с начала XIX в. до начала ХХ в. Начальная дата обусловлена комплексом изменений, произошедших в сфере государственного управления и экономического развития России. Конечная дата определена началом Первой мировой войны и последовавшими за ней революциями, следствием которых стали новые явления в политической, экономической и социальной сферах жизни российского общества.

Территориальные рамки исследования охватывают Архангельскую и Вологодскую губернии, которые в совокупности образуют географический регион Европейского Севера России. В основе выделения данной территории лежат естественные (природно-климатические) и хозяйственные особенности региона.

Объект исследования - ярмарки России в XIX - начале ХХ вв., в особенности Европейского севера. Предмет исследования - структура ярмарок Европейского Севера России и ее взаимосвязь с основными сферами жизни общества.

Целью диссертационного исследования является комплексный анализ ярмарок России как социально-экономического явления с присущими им региональными особенностями.

В соответствии с целью в ходе исследования необходимо решить следующие задачи: проанализировать основные этапы истории развития ярмарок в России; определить тенденции экономического развития России и Европейского Севера страны в XIX - начале ХХ вв.; охарактеризовать направления государственной политики, структуру аппарата государственного и местного управления в России в XIX - начале ХХ вв. и сферу компетенции его органов в области контроля над ярмарочной торговлей; проследить динамику развития ярмарочной торговли в городах и селах Европейского Севера России в XIX - начале ХХ вв.; воссоздать механизм организации и проведения ярмарок в регионе; определить взаимосвязь и взаимовлияние ярмарок и географических и климатических условий региона, уровня его экономического, социального и культурного развития.

Ярмарочная торговля в сфере компетенции органов государственного и местного управления России в XIX - начале ХХ вв

Внутренняя торговля дореволюционной России развивалась в трех основных формах: периодическая торговля (ярмарочная и базарная), непериодическая развозно-разносная торговля и стационарная (лавки, магазины). На протяжении длительного времени преимущественной формой торговли в России оставалась ярмарочная.

Ярмарочная торговля в России имеет древние исторические корни. Достоверные исторические свидетельства о российских ярмарках относятся к XVI в., однако ряд исследователей определяет появление ярмарок еще ко временам Киевской Руси. На протяжении XVI-XVIII вв. развитие торговли России характеризовалось постепенным расширением внутреннего рынка. Катализаторами данного процесса выступали ярмарки, число и торговые обороты которых неуклонно возрастали. К началу XIX в. в России сложилась разветвленная ярмарочная сеть. Ярмарки способствовали развитию страны как единого хозяйственного организма. Значимость ярмарочной торговли в процессе социально-экономического развития России и создания в ней единого информационно-культурного пространства вызвала необходимость формирования законодательной базы, обеспечивающей условия для успешного функционирования ярмарок.

Модель механизма управления ярмарочной торговлей страны начала складываться в первой трети XIX в., когда происходило наращивание темпов роста внутренней торговли, усилились признаки разложения натурального хозяйства и усиления его ориентации на рынок. В качестве основных функций механизма управления ярмарочной торговлей России можно условно выделить "воспроизведение" (учреждение новых ярмарок, изменение сроков и места их проведения, закрытие уже существующих), "регулирование" (соответствие правилам, существующим в сфере торговли и общественного правопорядка) и "администрирование" (включение ярмарочной торговли в структуру государственного аппарата: регистрация и получение казной доходов с ярмарок, статистический учет торговых оборотов и количества ярмарок, правила по использованию гербовой бумаги и другие меры). Указанные функции были четко разделены только на уровне центральных органов власти. "Администрирование" проходило по линии Министерства финансов (департамент государственных имуществ и департамент мануфактур и внутренней торговли), которому были подконтрольны губернские Казенные палаты и уездные Казначейства. "Воспроизведением" занимался хозяйственный департамент Министерства внутренних дел, проводником политики которого были губернаторы и губернские правления. "Регулирование" входило в сферу компетенции департамента исполнительной полиции при Министерстве внутренних дел. На губернском уровне "регулирование" осуществлялось через губернаторов и губернские правления, которые, в свою очередь, опирались на местные полицейские учреждения.

Во второй трети XIX в. в России начали проявляться признаки промышленного переворота, значительно выросли торговые обороты и количество ярмарок, хотя темпы экономического роста сдерживались господством феодально-крепостнической системы. К этому времени механизм контроля над сферой ярмарочной торговли был четко прописан на всех уровнях структуры государственного управления. Функция "администрирования" ярмарочной торговли по-прежнему осуществлялась по линии Министерства финансов и подконтрольных ему Казенных палат и Казначейств. Функция "воспроизведения" ярмарок перешла в сферу компетенции нового, созданного в 1837 г. Министерства государственных имуществ. На уровне губернского управления его политику проводили Палаты государственных имуществ, на уровне уезда - Окружные управления государственных имуществ. На каждом уровне власти могли ходатайствовать перед вышестоящими органами управления о необходимости учреждения новых ярмарок, изменения их сроков и места проведения. "Регулирование" ярмарочной торговли окончательно закрепилось по линии департамента полиции Министерства внутренних дел за полицейскими ведомствами, круг обязанностей которых сводился к трем основным пунктам: надзор за соблюдением правил ведения торговли, за надлежащим состоянием мер и весов и охрана общественного правопорядка.

Реформы 1860-1870-х годов, которые повлекли за собой масштабные социально-экономические и политические изменения, имели для ярмарочной торговли двойственное значение. С одной стороны, экономика страны начала быстро перестраиваться на капиталистический лад и рыночные отношения все больше проникали во все сферы деятельности, внутренние торговые обороты страны росли. Одновременно периодическая форма торговли начала уступать место торговле стационарной. Торговые обороты ярмарок постепенно сокращались.

В 1860-1870-х гг. функции "администрирования" и "регулирования" ярмарочной торговли по-прежнему были закреплены, соответственно, за Министерством финансов и Министерством внутренних дел и подконтрольным им учреждениям на местах. Претерпела изменения функция "воспроизведения" ярмарок. Ее осуществление перешло к новым органам самоуправления - губернским и уездным земским собраниям. В Архангельской губернии, где положение о Земских учреждениях не было введено, данная функция находилась в компетенции губернатора.

В 1880-х гг. произошло сокращение объема полномочий уездный земских собраний и управ, в частности изъятие из их компетенции вопросов, связанных с ярмарками. Был введен институт губернских по земским и городским делам присутствий, обсуждавших "в подлежащих случаях правильность и законность постановлений и распоряжений земских учреждений". В остальном механизм контроля за ярмарочной торговлей не претерпевал существенных изменений вплоть до начала Первой мировой войны. В это время ярмарки продолжали функционировать, однако все больше отходили на периферию, где неразвитость путей сообщения и местной инфраструктуры создавали условия для преобладания периодической формы торговли над стационарной.

Ярмарки в городах Европейского Севера России в XIX - начале ХХ вв.

Согласно Городовому положению 1785 г. в каждом городе полагалось учредить "одну ярмарку или более, смотря по обстоятельствам и удобности" и назначить для ярмарки время и сроки проведения. Однако в Никольске, Кадникове, Тотьме (Вологодская губерния), Мезени, Онеге, Холмогорах и Шенкурске (Архангельская губерния) ярмарки появились только в первой трети XIX в. Особого развития ярмарочная торговля здесь не получила. Ее функция заключалась в удовлетворении основных потребностей населения в товарах и создании условий для выгодного сбыта местной продукции. Основными причинами того, что учреждение ярмарок в указанных городах не привело к развитию последних до уровня крупных торговых центров, являлось отсутствие исторической традиции и не всегда удачные сроки проведения ярмарок. Кроме того, соседство с крупными торговыми центрами Европейского Севера России, такими как Вологда, Грязовец, Великий Устюг, Пинега создавало условия жесткой конкуренции, которую Никольску, Кадникову, Мезени, Онеге, Тотьме, Холмогорам и Шенкурску так и не удалось преодолеть на всем протяжении XIX в.

Крупнейшими ярмарками на Европейском Севере России XIX - начала ХХ вв. являлись Маргаритинская в Архангельске, Январская (Крещенская) в Вологде и Прокопьевская в Великом Устюге. Эти ярмарки были центрами "ярмарочных районов", складывавшихся на протяжении длительного времени. Под "ярмарочным районом" в исследовании понимаются лежащие поблизости друг от друга населенные пункты, в которых проводились ярмарки. Центрами ярмарочных районов были города, ярмарки которых имели крупные торговые обороты, чем привлекали не только население близлежащих поселений, но и торговцев из других городов, уездов и губерний. Сроки проведения ярмарок в разных населенных пунктах одного ярмарочного района в комплексе представляли собой "ярмарочную цепь" - последовательное проведение ярмарок в населенных пунктах одного района в течение года. Существование "ярмарочных цепей" позволяло торговцам непрерывно переезжать с одной ярмарки на другую и осуществлять движение товаров по региону, а населению района в течение года иметь стабильный доступ к выгодным рынкам сбыта и закупки всего необходимых продуктов и предметов обихода. Последнее было особенно важно по причине слабого развития сети путей сообщения и стационарной торговли на Европейском Севере.

На Европейском Севере России можно выделить четыре основных ярмарочных района. Центрами первого ярмарочного района - "северного" - были города Архангельск, Мезень и Пинега, центрами юго-западного ярмарочного района - Вологда и Грязовец. В состав центрального ярмарочного района входили города Великий Устюг, Красноборск, Сольвычегодск и Лальск. В качестве отдельного ярмарочного района рассматриваются Яренский и Усть-Сысольский уезды. В их уездных центрах в силу отдаленного географического положения концентрировалась периодическая торговля восточных окраин Европейского Севера России.

Функционирование всех четырех ярмарочных районов в комплексе создавало единую систему, посредством которой промысловая и сельскохозяйственная продукция отдаленных северных и северо-восточных территорий Европейского Севера России первоначально скапливалась в центрах северного и северо-восточного ярмарочных районов. Затем продукция транспортировалась торговцами в центральный ярмарочный район. Здесь она дополнялась товарами местного производства. Часть совокупной продукции распределялась по территории Европейского Севера России в зависимости от потребностей населения, а часть отправлялась сначала в юго-западный ярмарочный район, а оттуда - в центральные губернии страны. Таким же путем, только в обратном порядке, население Европейского Севера России снабжалось необходимыми и не производимыми на месте продуктами и предметами обихода, которые доходили до потребители на ярмарках. Тот факт, что существование "ярмарочных цепей" в каждом ярмарочном районе, соотносившихся с сезонным состоянием путей сообщения и наличием у населения как излишков продукции, так и потребностей в ней, позволяло наладить непрерывное движение товаров не только в пределах одного ярмарочного района, но и всей территории Европейского Севера России и способствовало становлению и развитию регионального рынка.

Периферийные ярмарки на Европейском Севере России в XIX - начале ХХ вв.

Перейти к полному тексту работы



Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.