На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


Курсовик Особенности коммуникативной деятельности детей с задержкой психического развития младшего школьного возраста

Информация:

Тип работы: Курсовик. Предмет: Педагогика. Добавлен: 21.09.2011. Сдан: 2010. Страниц: 40. Уникальность по antiplagiat.ru: 97.

Описание (план):



ОГЛАВЛЕНИЕ

ВВЕДЕНИЕ 3
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ КОММУНИКАТИВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С ЗПР 6
1.1 Понятие общения и его роль в психическом развитии 6
1.2 Психолого-педагогическая характеристика детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития 13
1.3 Особенности коммуникативной сферы детей с ЗПР 24
Выводы по Главе 1 31
2 ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ КОММУНИКАТИВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С ЗПР 32
2.1 Организация исследования 32
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 34
ЛИТЕРАТУРА 36
ВВЕДЕНИЕ

Актуальность темы. В последние десятилетия все большее внимание теоретиков и практиков коррекционной педагогики и психологии уделяется проблеме социализации детей с задержкой психического развития (ЗПР) [26, С. 81; 31, C. 49]. Это особый тип психического развития ребенка, характеризую-щийся незрелостью отдельных психических и психомоторных функций или психики в целом, формирующийся под влиянием наследственных, социально-средовых и психологических факторов [30]. Среди различных форм психиче-ских нарушений ЗПР является одной из наиболее распространенных. Как пока-зывают исследования, дети с ЗПР составляют почти четвертую часть детской популяции и около 50% неуспевающих школьников и, по данным Госкомстата РФ, за последние пять лет их численность увеличилась на 20,2% [44].
Психологические особенности детей с ЗПР рассматривались многими выдающимися педагогами и психологами (В.И. Зыковой, Н.А. Менчинской, Т.А. Власовой, Е.С. Ивановым, М.С. Певзнер и др.). Показано, что у этих детей затруднен процесс овладения знаниями, задерживается развитие познаватель-ной, речемыслительной деятельности. Их несовершенство препятствует разви-тию игровой, учебной и коммуникативной деятельности. (Е.Е. Дмитриева, 1993; Т.Н. Князева, 1993; Е.С. Слепович, 1989; С.Г. Шевченко, 1999 и др.).
В исследованиях по проблемам социального развития младших школьни-ков с задержкой психического развития отмечается недостаточность развития их общения, его незрелость, проявляющаяся в ситуативности поведения (М.С. Певзнер, Е.С. Слепович, Р.Д. Триггер, У.В. Ульенкова и др.). Показано, что у этих детей снижена потребность в общении, доминирует прагматическая на-правленность общения с взрослым, отмечается недостаточный уровень владе-ния речевыми и неречевыми средствами общения с окружающими, что затруд-няет процесс межличностного взаимодействия и подталкивает детей к аффек-тивным проявлениям в коммуникациях, нарушает их социальную адаптацию (О.К. Агавелян, М.Г. Агавелян, Д.И. Бойков, Е.Г. Злобина, Л.В. Кузнецова, В.Г. Петрова, Е.И. Разуван, Е. Слепович, Р.Д. Тригер).
Несмотря на интерес исследователей к этой проблеме, до сих пор нет це-лостного представления об особенностях коммуникативной деятельности у де-тей с ЗПР младшего школьного возраста. В частности, требуют исследования их особенности формирования коммуникативных навыков, понимаемых как личностные качества, необходимые человеку для полноценной реализации об-щения, межличностного взаимодействия, которые проявляются в осознанных коммуникативных действиях и в умении строить свое поведение в соответствии с задачами общения, требованиями ситуации и особенностями собеседника.
Высокая значимость коммуникативной компетентности личности для своевременной успешной социализации, недостаточный уровень сформирован-ности коммуникативных умений у детей с ЗПР, необходимость поиска эффек-тивных источников и средств формирования коммуникативных умений млад-ших школьников с ЗПР с целью профилактики отрицательного влияния не-сформированности коммуникативных умений на развитие личности определя-ют актуальность настоящего исследования.
Цель исследования – изучить особенности коммуникативной деятельно-сти детей с задержкой психического развития младшего школьного возраста.
Объект исследования: коммуникативная деятельность детей с задерж-кой психического развития.
Предмет исследования: особенности развития коммуникативных навы-ков детей с задержкой психического развития младшего школьного возраста.
Гипотеза исследования: коммуникативная деятельность детей с задерж-кой психического развития младшего школьного возраста имеет особенности (снижена потребность в общении, общение носит ситуативный характер).
В соответствии с предметом, целью и выдвинутой гипотезой определены следующие задачи исследования:
1. Проанализировать психолого-педагогическую литературу по проблеме исследования, изучить степень теоретической и практической разрабо-танности проблемы в психологии;
2. Выявить актуальный уровень сформированности коммуникативных умений младших школьников с ЗПР, исследовать особенности разви-тия их коммуникативных навыков.
3. Обработать полученные данные с помощью методов математико-статистического анализа и сформулировать выводы и разработать практические рекомендации по формированию коммуникативных умений у младших школьников с ЗПР для их педагогов и родителей.
Методологической основой исследования являются системный и дея-тельностный подходы; теория коммуникации; общедидактические положения о формировании умений и навыков; представления о взаимообусловленности ре-чевого и психического развития в целом; положения о наличии общих законо-мерностей нормального и аномального развития, о качественном своеобразии развития ребенка с ЗПР, положение о наличие у каждого ребенка с ограничен-ными возможностями сохранных функций, опираясь на которые можно разви-вать его потенциальные возможности.
Методы исследования:
Теоретические: анализ научной литературы по проблеме исследования, обобщение информации, математико-статистический анализ.
Эмпирические: программированное наблюдение за деятельностью уча-щихся младших классов с задержкой психического развития, анализ медико-психолого-педагогической документации, беседа, адаптированные тесты, ана-лиз продуктов деятельности учащихся, психолого-педагогический эксперимент.
База исследования: МОУ СОШ № 55 г. Челябинска, осуществляющая обучение детей с ЗПР в коррекционно-развивающих классах. В исследовании приняли участие 30 детей младшего школьного возраста с ЗПР – учащихся спе-циальных (коррекционных) классов.
Практическая значимость исследования заключается в разработке ме-тодических рекомендаций для педагогов и родителей по развитию коммуника-тивных навыков у младших школьников с ЗПР.
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ КОММУНИКАТИВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С ЗПР


1.1 Понятие общения и его роль в психическом развитии

Проблема общения является актуальной для многих наук. Так, общение является объектом изучения философов (А.А. Брудный, Л.П. Буева, Е.А. Зло-бина, М.С. Каган, Б.Д. Парыгин, В.М. Соковнин и др.), педагогов (В.А. Кан-Калик, С.В. Кондратьева, А.В. Мудрик и др.), психологов (Г.М. Андреева, А.А. Бодалев, А.Б. Добрович, А.В. Запорожец, Г.А. Ковалев, Я.Л. Коломенский, И.С. Кон, И.А. Коробейников, В.Л. Леви, А.А. Леонтьев, А.Н. Леонтьев, М.И. Лиси-на, Б.Ф. Ломов, Н.Н. Обозов, В.Н. Панферов, В.В. Рыжов, Е.О Смирнова, Д.И. Фельдштейн, Г.А. Цукерман, Д.Б. Эльконин, П.М. Якобсон и др.).
В психологии общение определяют как сложный, многоплановый про-цесс установления и развития контактов между людьми, порождаемый потреб-ностями совместной деятельности и включающий в себя: обмен информацией; выработку единой стратегии взаимодействия; восприятие и понимание другого человека [19, С. 213]. Сложность проблематики общения и большой интерес к ней со стороны науки выражается в многообразии подходов к пониманию сущ-ности общения, среди которых основными являются следующие:
1. Деятельность – средство общения людей.
2. Общение – самостоятельная человеческая деятельность.
3. Общение – атрибут других видов человеческой деятельности, условие их существования....


ЛИТЕРАТУРА

1. Алифанова, Е.М. Формирование коммуникативной компетенции детей дошкольного и младшего школьного возраста средствами театрализован-ных игр / Е.М. Алифанова. Волгоград, 2001. 168 с.
2. Блинова, Л.Н. Диагностика и коррекция в образовании детей с задержкой психического развития: Учеб. Пособие / Л.Н. Блинова. – М.: Изд-во НЦ ЭНАС, 2001. – 136 с.
3. Власова, Т.А. О детях с отклонениями в развитии / Т.А. Власова, М.С. Певзнер // В кн.: Психология детей с задержкой психического развития. Хрестоматия / Сост. О.В. Защиринская. – СПб.: Речь, 2004. – С. 12-23.
4. Выготский, Л.С. Основы дефектологии / Л.С. Выготский. – СПб.: Лань, 2003. – 654 с.
5. Выготский, Л.С. Психология развития ребенка / Л.С. Выготский. – М.: Смысл, 2004. – 512 с.
6. Гойхман, О.Я. Речевая коммуникация / О.Я. Гойхман, Т.М. Надеина. – М.: Инфа, 2001. – 272 с.
7. Диагностика и коррекция задержки психического развития у детей / под ред. С.Г. Шевченко. – М.: Аркти, 2001. – 224 с.
8. Дмитриева, Е.Е. Шестилетние дети: проблемы и исследования / Е.Е. Дмитриева // В кн.: Психология детей с задержкой психического разви-тия. Хрестоматия / Сост. О.В. Защиринская. – СПб.: Речь, 2004. – С. 200-210.
9. Дмитриева, Е.Е. Коррекция коммуникативной деятельности у старших дошкольников с задержкой психического развития / Е.Е. Дмитриева // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. – 2004. – № 6. – С. 11-17.
10. Добрович, А.Б. Воспитатель о психологии и психогигиене общения / А.Б. Добрович. – М.: Просвещение, 2007. – 205 с.
11. Дудьев, В.П. Системный подход в развитии коммуникативного потенциа-ла дошкольников с общим недоразвитием речи / В.П. Дудьев // Логопе-дия. 2006. № 2. С. 22-26.
12. Екжанова, Е.А. Коррекционно-педагогическая помощь детям дошкольно-го возраста / Е. А. Екжанова, Е. А. Стребелева. СПб.: КАРО, 2008. 336 с.
13. Жуков, Ю.М. Диагностика и развитие компетентности в общении. / Ю.М. Жуков, Л.А. Петровская, П.В. Растянников. – Киров, 2001. – 142 с.
14. Запорожец А.В. Избранные психологические труды / А.В. Запорожец. – М.: Директ-Медиа, 2008. – 1287 c.
15. Защиринская, О.В. Внутрисемейные отношения у младших школьников с задержкой психического развития / О.В. Защиринская // В кн.: Психоло-гия детей с задержкой психического развития. Хрестоматия / Сост. О.В. Защиринская. – СПб.: Речь, 2004. – С. 223-228.
16. Киселева В.А. Речевая деятельность детей с ЗПР: своеобразие или нару-шение? / В.А. Киселева // Дефектология. – 2007, № 3, с. 3-13.
17. Конева, Е.В. Специфика общения школьников с особыми образовательными потребностями в зависимости от социального окружения / Е.В. Конева, В.К. Солондаев // Психология обучения. – 2008. – №12. – С. 50-60.
18. Кравцова, Е.Н. Ребенок внутри общения / Е.Н. Кравцова // Дошкольное образование. – 2005. – № 3. – С. 2-6.
19. Кулагина, И.Ю. Эмоциональные реакции детей с задержкой психическо-го развития в оценочной ситуации / И.Ю. Кулагина // Дефектология. – 1987. №3. – С. 9-15.
20. Лебединская, К.С. Основные вопросы клиники и систематики задержки психического развития / К.С. Лебединская // В кн.: Психология детей с задержкой психического развития. Хрестоматия / Сост. О.В. Защирин-ская. – СПб.: Речь, 2004. – С. 63-83.
21. Леонтьев, А.А. Язык, речь, речевая деятельность / А.А. Леонтьев. М.: Просвещение, 2005. 214 с.
22. Леонтьев, А.А. Психология общения /А.А. Леонтьев. М.: Смысл, 1997. - 365 с.
23. Лисина, М.И. Общение, личность и психика ребенка / М.И. Лисина. – М.: Институт практической психологии, 1997. – 384 с.
24. Лисина, М.И. Проблемы онтогенеза общения / М.И. Лисина. – М.: Инсти-тут практической психологии, 1996. – 144 с.
25. Лисина, М.И. Влияние общения со сверстниками на познавательную ак-тивность дошкольников / М.И. Лисина, Т.Д. Сарториус. – М.: Просвеще-ние, 2000. – 169 с.
26. Локтева, Е.В. О формировании коммуникативных навыков у старших дошкольников с ЗПР через факультатив «Театр и дети» / Е.В. Локтева // Дефектология. – 2006, № 6, с. 81-83.
27. Лубовский, В.И. Специальная психология / В.И. Лубовский. – М.: Знание, 2003. – 356 с.
28. Лубовский, В.И. Дети с задержкой психического развития / В.И. Лубов-ский, Л.И. Переслени. – М.: Просвещение, 2003. – 164 с.
29. Маркова, А.К. Психология усвоения языка как средства общения / А.К. Маркова. – М.: Просвещение, 2004. – С. 87-90.
30. Марковская, И.Ф. Задержка психического развития. Клиническая и ней-ропсихологическая диагностика / И.Ф. Марковская. – М.: Компенс-центр, 1993. – 198 с.
31. Медведева, Е.А. Изучение особенностей социокультурного становления личности ребенка с задержкой психического развития средствами искус-ства / Е.А. Медведева // Дефектология. – 2007, № 3, с. 49-54.
32. Немов, Р.С. Психология / Р.С. Немов. – М.: Владос, 2004. – Кн. 3: Психо-диагностика.
33. Никишина, В.Б. Практическая психология в работе с детьми с задержкой психического развития: Пособие для психологов и педагогов
/ В.Б. Никишина. – М.: Владос, 2003. – 128 с.
34. Обучение детей с задержкой психического развития / Под ред. В.И. Лу-бовского. – Ярославль, изд-во Академия развития, 2004. – 269 с.
35. Павлова, О.С. Нарушение коммуникативного акта у детей с ЗПР / О. С. Павлова // Психолингвистика и современная логопедия / под ред. Л. Б. Халиловой. – М.: Педагогика, 2007. – 304 с.
36. Певзнер, М.С. Клиническая характеристика детей с задержкой психиче-ского развития / М.С. Певзнер // Дефектология. 2000. № 3. С12-16.
37. Переслени, Л.И. Задержка психического развития - вопросы дифференци-альной диагностики / Л.И. Переслени, Е.М. Мастюкова, // Вопросы пси-хологии. 2003. № 1. С5-8.
38. Петрова В.Г. Кто они, дети с отклонениями в развитии? / В.Г. Петрова, И.В. Белякова. – М.: Московский психолого-социальный институт, 1998. – 104 с.
39. Петровская, Л.А. Обратная связь в межличностном общении / Л.А. Пет-ровская, О.В. Соловьев // Вестник Моск. ун-та. Серия 14. Психология, 2002. № 3. С. 15-16.
40. Практическая психология в работе с детьми с задержкой психического развития: Хрестоматия / Ред. В.Б. Никишина. – М.: Владос, 2004. – 128 с.
41. Развитие общения дошкольников со сверстникам / под ред. А.Г. Рузской. – М.: Педагогика, 2009. – 216 с.
42. Рубинштейн, С. Л. / Основы общей психологии / С. Л. Рубинштейн. – СПб.: Питер, 2002. – 720 с.
43. Степина, О. С. Коммуникативные умения младших школьников с ЗПР / О.С. Степина // Специальное образование: Научно-методический журнал / Урал. гос. пед. ун-т; Ин-т спец. образования. – Екатеринбург, 2007. – № 8. – С. 52-59.
44. Тржесоглава, З. Легкая дисфункция мозга в детском возрасте: пер. с чешск. / З. Тржесоглава. – М: 1986. – 256 с.
45. Триггер, Р.Д. Психологические особенности социализации детей с за-держкой психического развития / Р.Д. Тригер. – СПб.: Питер, 2008. – 192 с.
46. Ульенкова, У.В. Дети с задержкой психического развития / У.В. Ульенко-ва. – М.: Просвещение, 2000. – 294 с.
47. Ульенкова У.В. Изучение самостоятельности мышления младших школь-ников с задержкой психического развития / У.В. Ульенкова, Т.Н. Князева // Дефектология. – 2005, № 2, с. 19-26.
48. Урунтаева, Г.А. Практикум по детской психологии / Г.А. Урунтаева, Ю.А. Афонькина. – М.: Просвещение, Владос, 1995.
49. Чернышева, Е.А. Проведение занятий по формированию коммуникатив-ной компетентности дошкольников с задержкой психического развития / Е.А. Чернышева // Воспитание и обучение детей с нарушениями разви-тия. – 2002. – № 4. – С. 31-40.
50. Шипицына, Л.М. Азбука общения: Развитие личности ребенка, навыков общения со взрослыми и сверстниками / Л.М. Шипицына, О.В. Защирин-ская, А.П. Воронова, Т.А. Нилова. М.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2003. 384 с.
51. Эльконин, Д.Б. Детская психология / Д.Б. Эльконин. М.: Академия, 2006. – 384 с.
52. Якобсон С.Г. Исследование взаимоотношений в совместной деятельно-сти./ С.Г. Якобсон // Вопросы психологии, 2008. № 6. С. 96-107.
53. Яноушек, Я. Проблемы общения в условиях современной деятельности./ Я. Яноушек // Вопросы психологии, 2007. № 1. С16-19.



Перейти к полному тексту работы



Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.