На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


Диплом Исследование психолого-педагогический условий адаптации детей раннего возраста к условиям детского сада в МДОУ Детский сад №368

Информация:

Тип работы: Диплом. Предмет: Педагогика. Добавлен: 28.09.2011. Сдан: 2011. Страниц: 69. Уникальность по antiplagiat.ru: 75.

Описание (план):


Оглавление
Введение 3
Глава 1. Психолого-педагогические основы организации адаптации детей раннего возраста к условиям дошкольного образовательного учреждения 7
1.1. Характеристика понятия «социальная адаптация» 7
1.2. Возрастные и индивидуальные особенности детей раннего возраста 17
1.3. Факторы, определяющие характер, степень тяжести и длительность привыкания детей к новым условиям. Организация адаптации детей раннего возраста к детскому саду 27
Выводы по первой главе 37
Глава 2. Психолого-педагогические условия адаптации детей раннего возраста к условиям детского сада 38
2.1. Диагностическое исследование адаптации детей раннего возраста к новым условиям 38
2.2. Содержание, формы, методы организации адаптации детей раннего возраста к условиям детского сада 45
2.3. Методические рекомендации воспитателям и родителям 50
Выводы по второй главе 56
Заключение 57
Список литературы 59
Приложение 63


Введение
Актуальность проблемы состоит в том, что детский сад – это первый внесемейный институт, первое воспитательное учреждение, с которым вступают в контакт дети. Поступление ребенка в детский сад и начальный период нахождения его в группе характеризуются существенными изменениями окружающей среды, его образа жизни и деятельности и способно вызвать эмоциональный стресс.
Поступление ребенка раннего возраста в ДОУ может сопровождаться проблемой его адаптации к новым условиям, так как адаптационные возможности ограничены. Возникновение у ребенка так называемого «адаптационного синдрома» является прямым следствием его психологической неготовности к выходу из семьи.
Это связано с особенностями раннего возраста. Дети отличаются неустойчивостью эмоционального состояния. Разлука с близкими людьми и изменение привычного образа жизни вызывают у детей негативные эмоции и страхи. Длительное пребывание ребенка в стрессовом состоянии может привести к развитию невроза, замедлению темпа психофизического развития.
От того, насколько ребенок подготовлен в семье к переходу в детское учреждение, зависит и течение адаптационного периода, и его дальнейшее развитие. Чтобы период адаптации детей проходил легче, необходима профессиональная помощь семье. На помощь семье должен прийти детский сад. Детский сад должен стать «открытым» по всем вопросам развития и воспитания.
В педагогической литературе в большей степени освещены вопросы адаптации к дошкольному учреждению детей раннего возраста (А.И. Жукова, Н.И. Добрейцер, Р.В. Тонкова-Ямпольская, Н.Д. Ватутина и др.). Адаптация определяется прежде всего как медико-педагогическая проблема, решение которой требует создания условий, удовлетворяющих потребности детей в общении, тесного взаимодействия между семьёй и общественным воспитанием, хорошего медицинского обслуживания детей и правильной организации воспитательного процесса (Н.М. Аксарина).
Анализ исследований (Н.М. Аксарина, Н.Д. Ватутина, Г.Г. Григорьева, Р.В. Тонкова-Ямпольская и др.) показывает, что основательно изучена в педагогике раннего возраста проблема адаптации ребенка к условиям детского сада. В исследованиях выделены степени адаптации ребенка; раскрыты факторы, влияющие на характер и длительность адаптационного периода; разработаны рекомендации для педагогов и родителей по подготовке ребенка к поступлению в дошкольное учреждение и организации адаптационного периода в ДОУ (Белкина В.Н., Белкина Л.В., Вавилова Н.Д., Гуров В.Н., Жердева Е.В., Заводчикова О.Г., Кирюхина Н.В., Костина В., Печора К.Л., Тонкова-Ямпольская Р.В.).
При этом проблема адаптации детей раннего возраста остается, так как необходимо искать пути безболезненной адаптации детей, создание условий для детей с разным уровнем адаптации, с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей. И конечно, работа по адаптации детей должна идти в тесном контакте с родителями и начинаться уже в семье, до поступления в детский сад.
Анализ проблемы в теории и практике, большое количество исследований по проблеме адаптации детей раннего возраста к дошкольному образовательному учреждению (ДОУ) и недостаточная компетентность родителей и воспитателей в работе с детьми раннего возраста обусловили выбор темы исследования: «Адаптация детей раннего возраста к условиям детского сада».
Цель исследования - теоретически обосновать и экспериментально проверить психолого-педагогические условия, обеспечивающие адаптацию детей раннего возраста к условиям дошкольного учреждения.
Объектом исследования выступает процесс и особенности адаптации детей раннего возраста к дошкольному учреждению.
Предметом исследования является психолого-педагогические условия адаптации детей раннего возраста к дошкольному учреждению.
При проведении исследования мы исходили из гипотезы, согласно которой адаптация детей раннего возраста будет проходить благополучно, если:
- психолого-педагогические условия будут соответствовать возрастным и индивидуальным особенностям детей раннего возраста;
- будет определен уровень нервно-психического развития детей раннего возраста;
- педагогическая работа с детьми будет проводиться от группы адаптации детей при гуманном и индивидуально-личностном подходе к детям;
- будет установлено сотрудничество с родителями детей раннего возраста, адаптирующихся к условиям ДОУ.
В соответствии с целью и гипотезой исследования были определены задачи исследования:
1. изучить психолого-педагогические аспекты адаптации детей раннего возраста к дошкольному учреждению;
2. определить психолого-педагогические условия, при которые успешно проходит процесс адаптации;
3. разработать методические рекомендации для воспитателей и родителей по организации адаптации детей раннего возраста к дошкольному учреждению.
Для решения поставленных задач использовались следующие методы исследования:
- теоретический анализ психолого-педагогической литературы;
- беседа с воспитателями;
- наблюдение за детьми;
- анкетирование родителей;
- изучение и анализ документации по адаптации детей раннего возраста;
- эксперимент.
Теоретико-методологические основы исследования:
- исследования по адаптации детей раннего возраста к условиям ДОУ (В.Н. Белкина, Н.Д. Вавилова, В.Н. Гуров, Е.В. Жердева, О.Г. Заводчикова, Н.В. Кирюхина, К.Л. Печора, Р.В. Тонкова-Ямпольская);
- исследования о взаимодействии детского сада и семьи (Е.П. Арнаутова, Т.А. Данилина, О.Л. Зверева, Т.В. Кротова, Т.А. Куликова и др.);
- исследования в области диагностики детей раннего возраста (Н.М. Аксарина, К.Д. Губерт, Г.В. Пантюхина, К.Л. Печора).
Практическая значимость исследования заключается в разработке методических рекомендаций для родителей и воспитателей по адаптации детей раннего возраста к условиям ДОУ, в разработке перспективного плана работы воспитателей с детьми с разным уровнем адаптации.
Основные этапы исследования:
Первый этап (сентябрь 2010 г.) - теоретический. Изучение психолого-педагогической литературы по проблеме исследования, ее обобщение и анализ; постановка целей и задач, формулирование гипотезы исследования.
Второй этап (октябрь 2010 г. – февраль 2011 г.) - экспериментальный. Диагностика нервно-психического развития детей, уровня адаптации. Разработка рекомендаций для воспитателей и родителей, перспективного плана работы воспитателей с детьми с разным уровнем адаптации.
Третий этап (март-апрель 2011 г.) - обобщающий. Анализ и обобщение результатов проведенного исследования, оформление материалов исследования.
База проведения исследования: МДОУ Детский сад №368.
Структура исследования: работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложения.

Глава 1. Психолого-педагогические основы организации адаптации детей раннего возраста к условиям дошкольного образовательного учреждения
1.1. Характеристика понятия «социальная адаптация»
Социальная адаптация относится к разряду междисциплинарных научных понятий. Большой вклад в изучение проблем адаптации личности сделан в отечественной (М.Р. Битянова, Я.Л. Коломинский, А.В. Петровский, А.А. Реан и др.) и зарубежной психологии (А. Маслоу, Г. Селье, К. Роджерс, Т. Шибутани, Х. Хартманн и др.). В последние годы все более активно вопросы социальной адаптации рассматриваются в педагогических работах (Ш.А. Амонашвили, Г.Ф. Кумарина, А.В. Мудрик, И.П. Подласый и др.).
Если психологическая наука преимущественно изучает адаптивные свойства личности, характер адаптивных процессов и механизмы приспособления личности к социальной среде, то педагогику интересуют вопросы управления и педагогической поддержки социальной адаптации подрастающего поколения, поиск средств, форм, методов профилактики и коррекции неблагоприятных вариантов адаптации, роль различных институтов социализации в адаптации детей и молодежи.
При рассмотрении теоретических проблем, относящихся к психологии и педагогике развития личности, адаптация рассматривается как фаза личностного становления индивида, вступающего в относительно стабильную социальную общность (Э.В. Ильенков, А.В. Петровский, Д.И. Фельдштейн). Развитие личности здесь представляется как процесс ее вхождения в новую социальную среду, адаптация и, в конце концов, интеграция с ней [2, с.49].
Выделяя этапы развития личности, А.В. Петровский первую фазу считает фазой адаптации, где предполагается усвоение действующих в общности норм и овладение соответствующими формами и средствами деятельности. Субъект, входя в новую социальную общность, еще не может проявить себя как личность раньше, чем освоит действующие нормы. Если индивиду не удается преодолеть трудности адаптации, у него складываются качества, приводящие к серьезной личностной деформации. Адаптация является предпосылкой индивидуализации и социализации личности [6, с.58].........

...............................................


Список литературы
1. Адаптация ребенка к условиям детского сада: управление процессом, диагностика, рекомендации / Сост. Н.В. Соколовская. – Волгоград: Учитель, 2008. – 188 с.
2. Айсина Р., Дедкова В., Хачатурова Е. Социализация и адаптация детей раннего возраста // Ребенок в детском саду. – 2003. – №5. – С.49-53.
3. Аксарина Н.М. Воспитание детей раннего возраста. – М.: Просвещение, 1991. – 228 с.
4. Алямовкая В. Ясли – это серьезно. – М.: Линка-Пресс, 1999. – 144с.
5. Арнаутова Е.П. Планируем работу ДОУ с семьей // Управление ДОУ. – 2002. - №3. – С. 31-35.
6. Балл Г.А. Понятие адаптации и его значение для психологии личности // Вопросы психологии. – 1989. - №1. - С.57-64.
7. Белкина В.Н., Белкина Л.В. Адаптация детей раннего возраста к условиям ДОУ. – Воронеж: Учитель, 2006. – 236 с.
8. Божович Л.Н. Личность и ее формирование в детском возрасте. – М.: Проспект, 2002. – 414 с.
9. Буре Р.Н. Социальное развитие ребенка / Под ред. О.Л. Зверевой. – М.: Просвещение, 1994. – 226 с.
10. Ватутина Н.Д. Ребенок поступает в детский сад. – М.: Просвещение, 1993. – 170 с.
11. Внешняя среда и психическое развитие ребенка / Под ред. Р.В. Тонковой-Ямпольской. – М.: Педагогика, 2004. – 232 с.
12. Волошина Л.Д., Кокунько Л.И. Современная воспитательная система детского сада. // Дошкольное воспитание. – 2004. - № 3. – С. 12 – 17.
13. Вопросы психологии ребенка дошкольного возраста: Сб. ст. / Под ред. А.Н.Леонтьева, А.В.Запорожца и др. – М.: Международный Образовательный и Психологический Колледж, 1995. – 144 с.
14. Выготский Л.С. Младенческий возраст. Собр. Соч. в 6т. – М.: Педагогика, 1984. – 356с.
15. Гуров В.Н. Содержание и организация социальной адаптации личности ребенка в дошкольном учреждении. – Ставрополь, 1999. – 198 с.
16. Давыдова О.И., Майер А.А. Адаптационные группы в ДОУ: Методическое пособие. – М.: ТЦ «Сфера», 2006. – 128 с.
17. Данилина Т.А., Степина Н.М. Социальное партнерство педагогов, детей и родителей. / Пособие для практических работников ДОУ. – М.: Айрис-Пресс, 2004. – 112 с.
18. Доронова Т.А. Взаимодействие дошкольного учреждения с родителями // Дошкольное воспитание. – 2004. - № 1. С. 18 – 21.
19. Дошкольное учреждение и семья – единое пространство детского раз-вития: Методическое руководство для работников дошкольного учреждения. – М.: Линка-Пресс, 2001. – 204 с.
20. Евстратова Е.А. Новые формы по взаимодействию дошкольного образовательного учреждения и семьи. Сборник: Воспитание детей раннего возраста в условиях детского сада. – СПб., 2003. – 276с.
21. Жердева Е.В. Дети раннего возраста в детском саду (возрастные особенности, адаптация, сценарии дня). – Ростов н/Д: Феникс, 2007. – 192 с.
22. Заводчикова О.Г. Адаптация ребенка в детском саду: взаимодействие ДОУ и семьи. – М.: Просвещение, 2007. – 79 с.
23. Зверева О.Л., Ганичева А.И. Семейная педагогика и домашнее воспитание. – М.: Академия, 2000. – 408 с.
24. Зубова Г., Арнаутова Е. Психолого-педагогическая помощь родителям в подготовке малыша к посещению детского сада / Дошкольное воспитание. – 2004. – №7. – С.66-77.
25. Играем с малышами: игры и упражнения для детей раннего возраста: Пособие для воспитателей / Г.Г.Григорьева, Н.П.Кочетова, Г.В.Губанова. – М.: Просвещение, 2003. – 80 с.
26. Калинина Р., Семёнова Л., Яковлева Г. Ребёнок пошёл в детский сад //Дошкольное воспитание. – 1998 - № 4. – С.14-16.
27. Кирюхина Н.В. Организация и содержание работы по адаптации детей в ДОУ. – М.: Айрис-пресс, 2006. – 112 с.
28. Козлова С.А., Куликова Т.А. Дошкольная педагогика. – М.: Владос, 2004. – 416 с.
29. Костина В. Новые подходы к адаптации детей раннего возраста / Дошкольное воспитание. – 2006. – №1 – С.34-37.
30. Крайг Г. Психология развития. – СПб.: Питер, 2000. – 992 с.
31. Кроха: Пособие по воспитанию, обучению и развитию детей до трех лет / Г.Г.Григорьева, Н.П.Кочетова, Д.В.Сергеева и др. – М.: Просвещение, 2001. – 253 с.
32. Крюкова С.В., Слободняк Н.П. Удивляюсь, злюсь, боюсь, хвастаюсь и радуюсь: Тренинговая программа адаптации детей к условиям дошкольного учреждения. – М.: генезис, 2000. – 123с.
33. Лешли Дж. Работать с маленькими детьми. – М.: Просвещение, 1991. – 223с.
34. Лямина Г.М. Воспитание детей раннего возраста. – М.: Просвещение, 1974. – 359с.
35. Морозова Е. Группа кратковременного пребывания: мой первый опыт сотрудничества с родителями // Дошкольное воспитание. – 2002. – №11. – С.10-14.
36. Остроухова А. Успешная адаптация // Обруч. – 2000. - №3. – С.16-18.
37. Павлова Л. Раннее детство: семья или общество? // Обруч. – 1999. – №2. – С.17-22.
38. Педагогика раннего возраста /Под ред. Г.Г. Григорьевой, Н.П. Кочетковой, Д.В. Сергеевой. – М., 1998. – 342с.
39. Печора К.Л. Дети раннего возраста в дошкольных учреждениях. – М.: Просвещение, 2006. – 214 с.
40. Пыжьянова Л. Как помочь ребенку в период адаптации // Дошкольное воспитание. – 2003. – №2. – С.14-16.
41. Роньжина А.С. Занятия с детьми 2-4 лет в период адаптации к дошкольному учреждению. – М.: книголюб, 2003. – 72с.
42. Самарина Л.В., Холопова В.А. Открой новый мир. Программа адаптации детей раннего возраста к детскому саду. Сборник: воспитание детей раннего возраста в условиях детского сада. – СПб., 2003. – 221с.
43. Севостьянова Е.О. Дружная семейка: Программа адаптации детей к ДОУ. – М.: Сфера, 2006. – 128 с.
44. Смирнова Е.О. Социализация детей раннего возраста. Сборник: Воспитание детей раннего возраста в условиях детского сада. – СПб., 2003. – 221с.
45. Социальная адаптация детей в ДОУ / Под ред. Р.В. Тонковой-Ямпольской. – М., 1980. – 315с.
46. Теплюк С. Улыбка малыша в период адаптации // Дошкольное воспитание. – 2006. – №4. – С.46-51.
47. Тонкова-Ямпольская Р.В., Черток Т.Я. Воспитателю о ребенке дошкольного возраста. – М.: просвещение, 1987. – 432с.



Перейти к полному тексту работы



Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.