На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


Курсовик Изучение особенностей произвольного внимания у детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития

Информация:

Тип работы: Курсовик. Предмет: Психология. Добавлен: 07.10.2011. Сдан: 2011. Страниц: 36. Уникальность по antiplagiat.ru: 21.

Описание (план):



СОДЕРЖАНИЕ


Введение 3
Глава 1. Исследование произвольного внимания у младших школьников с ЗПР как психолого-педагогическая проблема 6
1.1 Особенности произвольного внимания в младшем школьном возрасте 6
1.1.1 Внимание как особый психический феномен 6
1.1.2 Развитие внимания в младшем школьном возрасте 8
1.2 Исследование произвольного внимания у младших школьников с ЗПР 25
1.2.1 Задержка психического развития как психолого-педагогический диагноз 25
1.2.2 Особенности внимания у младших школьников с ЗПР 27
Выводы по Главе 1 31
Литература 33



Введение

Актуальность проблемы. В современных условиях социально-экономических преобразований общества перед педагогической наукой и практикой особо остро встают задачи поиска наиболее оптимальных условий обучения и воспитания детей с различными образовательными потребностями и потенциальными возможностями [41]. Успешное обучение и воспитание детей этой категории, в частности, детей с задержкой психического развития (ЗПР), является предпосылкой полноценной социально-трудовой адаптации их в обществе [29].
В работе с младшими школьниками чрезвычайно актуальной является проблема внимания [8]. Переход к школьному обучению предполагает достаточную степень сформированности основных познавательных процессов, в структуре которых базисное положение занимает произвольное внимание, так как уровень его развития является одним из условий успешности любого вида деятельности и становления личности в целом [20]. «Невнимательность», «несобранность», «отвлекаемость» отмечаются у многих нормально развивающихся младших школьников и представляют особо острую проблему у младших школьников с ЗПР, так как внимание является необходимым условием их успешного развития в процессе обучения и воспитания.
Изучению проблемы внимания посвящены работы многих исследователей: И.П. Павлова, И.М. Сеченова, А.А. Ухтомского, Н.Н. Ланге, Т. Рибо, А.Р. Лурия, Е.Д. Хомской, А.В. Снежневского, В.В. Лебединского, К.К. Платонова, Н.Ф. Добрынина и др. (физиологические основы внимания, природа и механизмы нарушений внимания с клинической, нейрофизиологической и психологической точек зрения), Ю.3. Гильбуха, П.Я. Гальперина, И.Л. Баскаковой, С.Л. Кабыльницкой, А.В. Петровского, Ф.Н. Гоноболина, О.М. Корчемлюк, С.С. Левитиной, Т.М. Мирютиной, Т.А. Мелеховой, Е.М Черепановой, М.П. Волокитиной, М.Ч. Матюхиной (прикладные и возрастные аспекты проблемы внимания), М.С. Певзнер, Т.А. Власовой, Э.Я. Пекелис, И.Ф. Марковской, К.С. Лебединской, Л.И. Переслени, Г.М. Понарядовой, У.В. Ульенковой, В.П. Мусиной, Л.Ф. Чупрова и др. (особенности развития внимания у детей с ЗПР). Однако, несмотря на большое число работ, посвященных ис-следованию вниманию и особенностям его развития в разные периоды дет-ства, проблема развития внимания у младших школьников с ЗПР остается до конца не изученной. В частности, до настоящего времени до конца не изучены особенности произвольного внимания у этой категории детей. Между тем, изучение этих особенностей представляет особую практическую значимость для оптимизации системы психолого-педагогической помощи младшим школьникам с ЗПР, в частности, для разработки эффективных психолого-педагогических технологий коррекции нарушений развития произвольного внимания и других высших психических функций у этих детей. Это определяет актуальность проблемы исследования.
Гипотеза исследования: произвольное внимание у детей с ЗПР имеет свои особенности.
Объект исследования: внимание младших школьников с ЗПР.
Предмет исследования: особенности произвольного внимания у младших школьников с ЗПР.
Цель исследования – изучить особенностей произвольного внимания у детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития.
Цель исследования конкретизирована в следующих задачах:
1. Анализ психолого-педагогической литературы по проблеме особенностей произвольного внимания у нормально развивающихся младших школьников.
2. Анализ психолого-педагогической литературы по проблеме особенностей произвольного внимания у детей с задержкой психического развития.
3.
4.
Методологические основы исследования. Исследование опиралось на деятельностный подход и, в частности, на принцип единства сознания и деятельности, разработанный отечественными психологами А.Н. Леонтье-вым, С.Л. Рубинштейном, Б.Г. Ананьевым и др. Также методологическими основами данного исследования являются представления отечественных психологов о ведущей роли обучения в развитии и о единстве законов нормального и аномального развития, отраженные в работах Л.С. Выготского, А.Н. Леонтьева, П.Я. Гальперина, Н.Ф. Талызиной, С.Л. Ка-быльницкой, Т.А. Власовой, М.С. Певзнер и др.
Методы исследования. В соответствии с данными методологическими основами исследования для решения поставленных задач и проверки гипотезы применялись теоретические и эмпирические методы исследования. Теоретические методы включали изучение психолого-педагогической литературы и ее анализ. В качестве эмпирических методов исследования применялись наблюдение, беседа, тестирование и психолого-педагогический эксперимент.
Практическая значимость исследования состоит в возможности использования полученных в нем результатов для совершенствования системы оказания психолого-педагогической помощи младшим школьникам с ЗПР.
Структура работы. Курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы.
Во Введении определены цель и задачи исследования, его предмет и объект, доказана актуальность изучаемой проблемы и практическая значи-мость работы.
В Главе 1 представлен теоретический анализ научной литературы, посвященный психолого-педагогической проблеме исследования произвольного внимания у младших школьников с ЗПР.
В Главе 2 описан ход и результаты исследования.
В Заключении сделаны основные выводы по результатам курсовой работы.
Список литературы содержит 42 источника.

Глава 1. Исследование произвольного внимания у младших школьников с ЗПР как психолого-педагогическая проблема

1.1 Особенности произвольного внимания в младшем школьном возрасте

1.1.1 Внимание как особый психический феномен

Среди психических процессов внимание занимает особое место. Оно всегда включено в практическую деятельность и в познавательные процессы, с его помощью выражаются интересы, направленность личности [6]. Когда говорят о внимании, то подчеркивают, что это направленность и сосредоточенность сознания в данный момент времени на определенном реальном или идеальном объекте, обеспечивающая его особо ясное отражение [10]. В классической психологии внимание часто отождествляют с ясной, отчетливой областью сознания [7]. Попадая в эту область, объекты нашей деятельности осознаются нами намного лучше, их изменения лучше замечаются и фиксируются, что помогает быстрее и точнее добиться нужного результата. Оно не только переводит и удерживает объект в зоне ясного сознания, но и помогает отвлечься от ненужных в данный момент мыслей и представлений, отсеивая их и не допуская сосредоточения на посторонних для данной деятельности объ-ектах и явлениях. Таким образом, внимание осуществляет отбор нужной информации из того потока, который окружает человека, обеспечивает избирательность поведения, помогает сохранять постоянный контроль над деятельностью [37]. Оно помогает лучше осознать себя, свои мысли и переживания, так как его целью является улучшение деятельности всех познавательных процессов [36].
..

...............................................


Литература

1. Блинова Л.Н. Диагностика и коррекция в образовании детей с ЗПР: Учебное пособие. – М.: ЭНАС, 2001. – 136 с.
2. Борякова Н.Ю. Психологические особенности дошкольников с задержкой психического развития // Дефектология, 2003, № 1, С. 10.
3. Выготский Л.С. Вопросы детской психологии. – М.: Союз, 2006. – 224 с.
4. Гальперин П.Я., Кабыльницкая С.Л. Экспериментальное формирование внимания. – М., 2004. – С. 5-87.
5. Гальперин Г.Я. Лекции по психологии. – М.: Книжный дом «Университет», 2002. – 400 с.
6. Гиппенрейтер Ю.Б. Введение в общую психологию. ( Курс лек-ций). – М., 2001. – 458 с.
7. Гиппенрейтер Ю.Б., Романова В.Л. Хрестоматия по психологии. – М., 2000. – 528 с.
8. Гуткина Н.И. Детский практический психолог в школе. – М.: Академия, 2004. – 328 с.
9. Дети с отклонениями в развитии: Методическое пособие для педагогов специальных учреждений. – М.: Аквариум, 2007. – 122 с.
10. Дубровина И.В. и др. Психология: учебник для студентов средних педагогических заведений / под редакцией И.В. Дубровской. – М.: Академия, 2001. – 464 с.
11. Ермолаев О.Ю. Внимание школьника. – М.:Просвещение, 1987. – 120 с.
12. Заваденко Н.Н. Дети с гиперактивностью и дефицитом внимания. – М.: Школа-Пресс, 2001. – 128 с.
13. Карпова Г.А., Артемьева Т.Л. Педагогическая диагностика уча-щихся с задержкой психического развития: учебное пособие. – Екатеринбург: Деловая книга, 2005. – 154 с.
14. Катаева А.А., Стребелева Е.А. Дошкольная олигофренопедагогика: учебник для студентов высших учебных заведений. – М.: Владос, 2002. – 208 с.
15. Коломинский А.М. Человек: психология. – М.: Просвещение, 2004. – 376 с.
16. Коломинский Я.П., Панько Е.А., Игумнов С.А. Психическое раз-витие детей в норме и патологии: психологическая диагностика, профилактика и коррекция. – СПб.: Питер, 2004. – 480 c.
17. Коррекционная педагогика: Основы обучения и воспитания детей с отклонениями в развитии: Учебное пособие для студентов средних педагогических учебных заведений / Б.П. Пузанов, В.И. Селиверстов, С.Н. Шаховская и др. Под редакцией Б.П. Пузанова. – М.: Академия, 1998. – 144 с.
18. Лапшин В.А., Пузанов Б.П. Основы дефектологии. – М.: Просве-щение, 1990. – 144 с.
19. Ларина О.А., Каратьян Т.В., Акрушенко А.В. Психология развития и возрастная психология. Конспект лекций. – М.: Эксмо, 2008. – 256 с.
20. Лебединский В.В. Нарушения психического развития в детском возрасте. Учебное пособие. – М.: Академия, 2003. – 144 с.
21. Лебединская К.С. Задержка психического развития и пути её преодоления: Обзорная информация. Вып. 13. – М.: 1976. – 47 с.
22. Леонтьев А.Н. Лекции по общей психологии. – М.: Смысл, 2000. – 412 с.
23. Маклаков А.Г. Общая психология. – СПб.: Питер, 2002. – 415 с.
24. Немов Р.С. Психология: в 3 кн. Кн. 2. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003. – 462 с.
25. Никишина В.Б. Практическая психология в работе с детьми с за-держ¬кой психического развития: Пособие для психологов и пе-дагогов. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003. – 128 с.
26. Общая психология / Под ред. А.В. Петровского. – М.: Просвещение, 1999. – 382 с.
27. Основы специальной психологии: Учебное пособие для студентов средних педагогических учебных заведений / Л.В. Кузнецова, Л.И. Переслени, Л.И. Солнцева и др.; под ред. Л.В. Кузнецовой. – М.: Академия, 2002. – 480 с.
28. Практикум по возрастной и педагогической психологии / Под. ред. И.В. Дубровиной. – 2-е изд., стереотип. – М.: Издательский центр «Академия», 2004. – 34 с.
29. Психокоррекционная и развивающая работа с детьми: Учебное пособие для студентов средних педагогических учебных заведений / Под редакцией И.В. Дубровиной. – М.: Академия, 1998. – 160 с.
30. Психология детей с задержкой психического развития. Хрестоматия: Учебное пособие для студентов факультетов психологии / Сост. О.В. Защиринская. – СПб.: Речь, 2004. – 432 с.
31. Рибо Т. Хрестоматия по вниманию. – М., 2005. – С. 66-102.
32. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. – М., 2001. – 376 с.
33. Слободняк Н. Психологические основы успешности учебно-воспитательного процесса в школе // Воспитание школьников. – 2005. № 6. – 48с.
34. Специальная психология: Учебное пособие для студентов средних педагогических учебных заведений / Под редакцией В.И. Лубовского. – М.: Академия, 2003. – 464 с.
35. Справочник психолога начальной школы / О.Н. Истратова, Т.В. Эксакусто. – 4-е изд. – Ростов н/Д: Феникс, 2006. – 456 с.
36. Страхов И.В. Внимание и структура личности. – М., 2009. – 394 с.
37. Титченер Э. Хрестоматия по вниманию. – М., 2003. – 14 с.
38. Тригер Р.Д. Психологические особенности социализации детей с задержкой психического развития. – СПб.: Питер, 2008. – 192 с.
39. Хрестоматия по возрастной психологии: Учебное пособие для студентов / Сост. Л. М. Семенюк. Под ред. Д. И. Фельдштейна. – 3-е изд., доп. – М.: Институт практической психологии, 2005. – 304 с.
40. Чупров Л.Ф. Характеристика произвольного внимания у нормально развивающихся младших школьников и учащихся с задержкой психического развития // Вестник ХГУ им. Н. Ф. Катанова. – Выпуск II. – Серия 2. – Психология. Педагогика. – Абакан, 1997. – С. 36-40.
41. Чупров Л.Ф. Особенности интеллектуальной недостаточности у младших школьников с задержкой психического развития из различных социально-педагогических условий // Журнал практического психолога. – 2000. – № 10-11. – С. 184-192.
42. Шустов Е.А. Психологические особенности детей с задержкой психического развития. Учебное пособие для специальных психологов, дефектологов, студентов дефектологических факультетов. – Шадринск: Исеть, 2004. – 100 с.



Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.