На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


Курсовик Этапы и кризисы зрелости, роль кризисов в развитии личности

Информация:

Тип работы: Курсовик. Предмет: Психология. Добавлен: 08.10.2011. Сдан: 2011. Страниц: 35. Уникальность по antiplagiat.ru: 94.

Описание (план):



Оглавление
Введение 3
Глава 1. Этапы периода зрелости 3
1.1.Научные подходы к периодизации стадий зрелости 5
1.2. Задачи развития в зрелом возрасте 8
1.3.Особенности развития личности в зрелом возрасте 12
Глава 2. Кризисы зрелости. Роль кризисов в развитии личности 17
2.1.Характеристика нормативных кризисов периода зрелости 17
2.2.Специфика кризисов периода зрелости и их роль в развитии личности 24
Заключение 32
Список литературы 34



Введение
Как указывал Б.Г. Ананьев, включение взрослого в общий процесс онтогенеза произошло относительно недавно, и этому процессу противостояли до тридцатых годов двадцатого века две теории развития, одна из которых (генетическая психология) определяет закономерности психического развития ребенка и подростка, другая (психогеронтология) характеризует психофизиологические синдромы старения и старости [2].
Б.Г. Ананьев отмечал, что, таким образом, «в центре» психологического познания развития человека оказались ранний и поздний онтогенез, а «на периферии» именно те фазы человеческой жизни, которые являются наиболее продуктивными, творческими и социально активными.
Зрелость — наиболее продолжительный период онтогенеза, характеризующийся тенденцией к достижению наивысшего развития духовных, интеллектуальных и физических способностей личности. Эта основная характеристика зрелого возраста определила интерес к этому возрасту (Б.Г. Ананьев, Л.П. Гримак, Е.А. Климов, А.А. Бодалев, Н.Н.Обозов, Е.Ф. Рыбалко, Н.А. Рыбников, Е.Д. Смит, А.В. Толстых, Е.С.Филатова, Э. Франкл, Т. Ханна, Э. Эриксон и др).
Чрезвычайно труден вопрос дробления самой зрелости на качественно своеобразные фазы, или периоды, установления переходов и границ, например, между молодостью и средним возрастом, средним возрастном и пожилым. Актуальная задача выделения моментов перехода – качественных преобразований как прогрессивного, так и инволюционного характера, переломных («критических») моментов развития, что необходимо для построения теории индивидуального развития человека. Этим определяется актуальность выбранной темы теоретической курсовой работы.
Кризис, от греческого krineo, буквально означает «разделение дорог». В китайском языке слово «кризис» состоит из двух иероглифов, один из которых означает «опасность», а другой – «возможность». Само понятие «кризис» реально означает острую ситуацию для принятия какого-то решения, поворотный пункт, важнейший момент.
Кризисы зрелости являются в истории общества относительно поздним образованием. Кризис возникает только тогда, когда появляется необходимость выбора пути самореализации личности в условиях свободы личного выбора. Именно в современном обществе личность стоит перед множеством альтернативных возможностей, что и обусловливает необходимость выбора в условиях его необратимости. Любой выбор одновременно есть самоограничение и принятие личной ответственности — отсюда вытекает необходимость кризисов личностного развития как ценностно-смысловых кризисов «пересмотра и подведения жизненных итогов».
Теоретически ряд исследователей считают возрастные кризисы нормативным процессом, необходимым элементом социализации, обусловленным логикой личностного развития и необходимостью разрешения основного возрастного противоречия (Э.Эриксон, Д.Левинсон). Другие авторы видят в возрастных кризисах отклоняющееся проявление индивидуального развития.
Цель данной курсовой работы – рассмотреть этапы и кризисы зрелости.
Предмет теоретического исследования – этапы и кризисы зрелости.
Объект исследования – восрастной период зрелости.
Достижению цели работы способствует решение ряда задач:
1. Представить научные подходы к периодизации стадий зрелости;
2. Перечислить задачи развития в зрелом возрасте;
3. Рассмотреть особенности развития в зрелом возрасте;
4. Дать характеристику нормативных кризисов периода зрелости;
5. Представить специфику кризисов периода зрелости, обозначит их роль в развитии личности.

Глава 1. Этапы периода зрелости
1.1.Научные подходы к периодизации стадий зрелости
Б.Г. Ананьев отмечал, что общесоматическая и половая зрелость человека как индивида определяется биологическими критериями. Интеллектуальное развитие человека имеет свои критерии умственной зрелости, они зависят от конкретной системы образования в конкретную историческую эпоху. Иными словами, умственная зрелость как одно из качеств психического развития личности и ее критерий носят исторический характер. В еще большей степени к социальному формированию относятся многочисленные проявления гражданской зрелости, с наступлением которой личность становится юридически дееспособной, приобретает гражданские права (например, избирательное право) и т. д. Гражданская и личностная зрелость варьируют в зависимости от общественно-экономического устройства социума, национальных особенностей и традиций и никак не зависят от физического развития человека. Существенное значение в общественной жизни имеет определение трудовой зрелости (полного объема трудоспособности), критерии которой во многом зависят от состояния физического и умственного развития человека [2].
Таким образом, констатирует Б. Г. Ананьев, наступление зрелости человека как индивида (физическая зрелость), личности (гражданская зрелость), субъекта познания (умственная зрелость) и труда (трудоспособность) во времени не совпадает, и подобная гетерохронность зрелости сохраняется во всех формациях [2]...

............................................

Список литературы
1. Абрамова Г. С. Возрастная психология: учебное пособие. – Екатеринбург, 2000. — 624 с.
2. Ананьев Б. Г. Психология и проблема человекознания. — М.: МПСИ; Воронеж: НПО «МОДЭК», 1996. – 343 с.
3. Анциферова Л.И. Психологические закономерности развития личности взрослого человека и проблема непрерывного образования // Психологический журнал. – 1980. –№ 2. – С. 52-60.
4. Бодалев А. А. Вершина в развитии взрослого человека. — М.: «Флинта»; «Наука», 1998. – 277 с.
5. Бодалев А. А. Основные акмеологические закономерности человеческой жизни // Мир психологии. — 1999. -№ 2 . -С . 11-23.
6. Братусь Б. С. К проблеме развития личности в зрелом возрасте // Вестник Московского Университета. Серия 14. Психология. – 1980. – №2. – С. 3-12.
7. Вайзер Г.А. Смысл жизни и двойной кризис в жизни человека // Психологический журнал. - 1998. - №5. – С.11-23.
8. Гамезо М.В., Петрова Е.А., Орлова Л.М. Возрастная и педагогическая психология: Учеб. пособие для студентов всех специальностей педагогических вузов. — М.: Педагогическое общество России, 2003. — 512 с.
9. Ермолаева М. В. Психология развития.— М. : Московский психолого-социальный институт; Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 2003.— 376 с.
10. Крайг Г., Бокум Д. Психология развития. — СПб.: Питер, 2005. — 940 с.
11. Малкина-Пых И. Г. Возрастные кризисы взрослости. – М.: Издательство Эксмо, 2005. – 416 с.
12. Моргун В.Ф., Ткачева Н.Ю. Проблема периодизации развития личности в психологии. — М.: МГУ, 1981. — 84 с.
13. Овчинникова Ю. Г. О конструктивной роли кризиса личностной идентичности в развитии личности// Мир психологии. – 2004. – №2. – С.124-132.
14. Петровская Л. А. К вопросу о своеобразии социализации взрослого // Мир психологии. — 1999. — № 2. — С. 29—32.
15. Поливанова К.Н. Психология возрастных кризисов. - М.: Издательский центр «Академия», 2000. – 180 с.
16. Психология развития. / Под ред. А.К. Болотовой и О.Н. Молчановой. — М: ЧеРо, 2005. - 524 с.
17. Рыбалко Е. Ф. Динамика основных характеристик человека в различные периоды его зрелости // Хрестоматия по возрастной психологии. - М.: ИПП, 1996. - С. 283-295.
18. Сапогова Е. Е. Психология развития человека. – М., 2001. – 461 с.
19. Шаповаленко И. В. Возрастная психология. – М., 2004. – 351 с.
20. Эриксон Э. Детство и общество. – Спб.: Питер,1996. – 312 с.
21. Фельдштейн Д. И. Психология взросления. — М.: МПСИ; «Флинта», 1999. – 356 с.
22. Шихи Г. Возрастные кризисы. Ступени личностного роста. – Спб: Ювента, 1999. – 436 с.




Перейти к полному тексту работы



Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.