На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


Курсовик Возрастные кризисы: психологическая сущность, структура и содержание.

Информация:

Тип работы: Курсовик. Предмет: Психология. Добавлен: 10.10.2011. Сдан: 2009. Страниц: 30. Уникальность по antiplagiat.ru: 68.

Описание (план):



Содержание

Введение 3
1.Возрастной кризис как механизм развития личности 5
1.2.Понятие и сущность возрастных кризисов 5
1.2.Структура возрастных кризисов 12
2. Содержание нормативных психических кризисов на различных этапах возрастного развития 14
2.1. Кризисы детского возраста 14
2.2.Кризисы подросткового возраста 17
2.3.Психические кризисы периода взрослости 19
2.4.Кризис пожилого возраста 21
Заключение 24
Список использованных источников 26
Глоссарий 28
Приложение 29


Введение

Кризис, от греческого krineo, буквально означает «разделение дорог». В китайском языке слово «кризис» состоит из двух иероглифов, один из которых означает «опасность», а другой – «возможность». Само понятие «кризис» реально означает острую ситуацию для принятия какого-то решения, поворотный пункт, важнейший момент.
Психологически переход к каждому следующему возрастному этапу происходит в форме кризисов психического развития, или возрастных кризисов. В данной контрольной работе мы будем понимать «кризисы психического развития» как относительно небольшие по времени периоды онтогенеза, характеризующиеся резкими психологическими изменениями. Таким образом, возрастной кризис неизбежно пережива¬ет человек при смене возрастных этапов, завершении определенных стадий развития. Возрастной кризис обусловлен и биологическими факторами (морфофункциональные перестройки, физиологические сдвиги в организме и др.), и социальными факторами (смена социальной ситуации развития, принятие новых соци¬альных ролей, изменение статуса и др.). Возрастные кризисные могут иметь непродолжительный характер, иногда ос¬таваясь почти незаметными для самого человека и его окружения, иногда выражаясь в аномальных поведенческих реакциях, а могут быть достаточно затяжны¬ми, длительными.
Особенности протекания возрастных кризисов во многом зависят от индивидуальных социобиологи¬ческих особенностей: характера, эмоционально-мотивационной сферы и др. На¬чало кризисного периода знаменуется конфликтом меж¬ду желаемым и доступным, т. е. рассогласованием реф¬лексивных моделей (представления человека о собствен¬ной личности, о других людях, об окружающем мире, направленность личности и др.) и готовности человека выполнить прогнозируемую жизненную траекторию.
Возрастной кризис характеризуется стремлением к смене ведущей деятельности, так как реализация пре¬жней ведущей деятельности в новых возрастных усло¬виях затруднена, невозможна, возрастная детерминан¬та исчерпана. Внешние условия могут спровоцировать возрастной кризис при обострении внутриличностных противоречий. Человек при этом становится все более реактивным, неустойчивым, отвечает на слабые раздра¬жители неадекватно интенсивными реакциями, что при¬водит к существенным изменениям в поведении, появ¬лении трудновоспитуемости.
Теоретически ряд исследователей считают возрастные кризисы нормативным процессом, необходимым элементом социализации, обусловленным логикой личностного развития и необходимостью разрешения основного возрастного противоречия (З. Фрейд, Э. Эриксон, Л. Выготский, Л. Божович). Другие авторы видят в возрастных кризисах отклоняющееся проявление индивидуального развития (С.Л. Рубинштейн, А. В. Запорожец).
Цель курсовой работы – рассмотреть возрастные кризисы развития личности.
Объект исследования – онтогенетическое развитие личности.
Предмет исследования – психологическая сущность, структура и содержание возрастных кризисов.
Данная цель достигается посредством решения ряда задач:
1. Определить понятие и сущность возрастных кризисов;
2. Представить структуру возрастных кризисов;
3. Описать содержание нормативных психических кризисов на различных этапах возрастного развития (детский возраст, подростковый возраст, период взрослости, пожилой возраст).


1.Возрастной кризис как механизм развития личности

1.2.Понятие и сущность возрастных кризисов

Впервые термин «возрастной кризис» введен Л.С. Выготским для характеристики целостного изменения личности ребенка, регулярно возникающее при смене стабильных периодов развития [6].
Для введения представления о кризисах возрастного развития исходным является членение периода развития на отдельные этапы.
Примем за исходную посылку, что при переходе от одной возрастной стадии развития к другой существуют критические периоды, или кризисы, когда происходит разрушение прежней формы отношений человека с окружающим миром и формирование новой системы взаимоотношений с миром и людьми, что сопровождается значительными психологическими трудностями для самого человека и его социального окружения.
В течение кризисных периодов человек совершает важную духовную работу: выявляет противоречия между тем. кто он есть на самом деле и кем хотел бы быть, что имеет и что хотел бы иметь. В эти периоды он начинает понимать, что некоторые моменты своей жизни он переоценивал, а другие — недооценивал. Человек может осознать, что не проявляет свои способности, не реализует идеалы. При этом у него может появиться смутное чувство, что с ним что-то не так. И лишь когда человек начинает понимать, что ему необходимо изменить что-то не в социальном окружении, а в себе самом, лишь тогда он начинает строить новую жизнь на реальной основе...

***********************************************

Список использованных источников

1. Абрамова, Г. С. Возрастная психология: Учебное пособие / Г.С. Абрамова. – Екатеринбург, 2000. — 624 с.
2. Бодалев, А.А. Основные акмеологические закономерности человеческой жизни / А.А. Бодалев // Мир психологии. — 1999. -№ 2 . -С . 11-23.
3. Божович, Л.И. Проблемы формирования личности / Л.И. Божович. – М., Воронеж, 1997. – 252 с.
4. Братусь, Б. С. К проблеме развития личности в зрелом возрасте /Б.С. Братусь // Вестник Московского Университета. Серия 14. Психология. – 1980. – №2. – С. 3-12.
5. Вайзер, Г.А. Смысл жизни и двойной кризис в жизни человека / Г.А. Вайзер // Психологический журнал. - 1998. - №5. – С.11-23.
6. Выготский, Л. С. Собрание сочинений: В 6 т / Л.С. Выготский. - М., 1984. -Т. 4.
7. Гамезо, М.В. Возрастная и педагогическая психология: Учебное пособие / М.В. Гамезо, Е.А. Петрова, Л.М. Орлова. — М., 2003. — 512 с.
8. Ермолаева, М. В. Психология развития / М.В. Ермолаева.— М., 2003.— 376 с.
9. Крайг, Г. Психология развития / Г. Крайг, Д. Бокум. — СПб., 2005. — 940 с.
10. Лейтес, Н. С. К проблеме сензитивных периодов психического развития человека / Н.С. Лейтес // Принцип развития в психологии / Под ред. Л. И. Анцыферовой. -М, 1978.-С. 196-219.
11. Леонтьев, А. Н. Избранные психологические произведения: В 2 т / А.Н. Леонтьев. - М , 1983.
12. Малкина-Пых, И. Г. Психология возрастных кризисов / И.Г. Малкина-Пых. – М., 2005. – 416 с.
13. Марютина, Т. М. Об использовании понятий «критический» и «сензи-тивный» период индивидуального развития / Т.М. Марютина // Психологический журнал. -1981.-№1.-С. 44-51.
14. Моргун, В.Ф. Проблема периодизации развития личности в психологии / В.Ф. Моргун, Н.Ю. Ткачева. — М., 1981. — 84 с.
15. Овчинникова, Ю. Г. О конструктивной роли кризиса личностной идентичности в развитии личности / Ю.Г. Овчинникова // Мир психологии. – 2004. – №2. – С.124-132.
16. Петровская, Л. А. К вопросу о своеобразии социализации взрослого / Л.А. Петровская // Мир психологии. — 1999. — № 2. — С. 29—32.
17. Поливанова, К.Н. Психология возрастных кризисов / К.Н. Поливанова. - М., 2000. – 180 с.
18. Психология развития. / Под ред. А.К. Болотовой и О.Н. Молчановой. — М., 2005. - 524 с.
19. Сапогова, Е. Е. Психология развития человека / Е.Е. Сапогова. – М., 2001. – 461 с.
20. Шаповаленко, И. В. Возрастная психология / И.В. Шаповаленко. – М., 2004. – 351 с.
21. Шихи, Г. Возрастные кризисы. Ступени личностного роста / Г. Шихи. – СПб., 1999. – 436 с.
22. Эльконин, Д. Б. К проблеме периодизации психического развития в дет¬ском возрасте / Д.Б. Эльконин // Вопросы психологии. - 1971. -№4. -С. 39-51.
23. Эриксон, Э. Идентичность: юность и кризис / Э.Эриксон. - М., 1996. – 218 с.



Глоссарий

№ Новое понятие Содержание
1 2 3
1 Ведущая деятельность деятельность, с которой на данном этапе онтогенеза связано возникновение важнейших психических новообразований
2 Возраст категория, означающая качественно специфическую ступень онтогенетического развития - временные характеристики индивидуального развития
3 Конфликт внутриличностный форма столкновения противоположных принципов, влечений, амбивалентных стремлений субъекта
4 Кризис переходный возраст в психическом развитии, в течение которого происходит целостное изменение личности

5 Онтогенез процесс индивидуального развития организма, формирование основных структур психики
6 Развитие направленное, закономерное изменение явления или процесса, ведущее к появлению нового качества
7 Рефлексия процесс самопознания субъектом внутренних психических актов и состояний
8 Саморегуляция процесс управления человеком собственными психологическими и физиологическими состояниями, а также поступками
9 Социальная ситуация развития специфическая для каждого возрастного периода система отношений субъекта
10 Стабильный период возрастной период, в течение которого развитие происходит постепенно, путем накопления малозаметных изменений

Приложение

Таблица 1. Структура возрастного кризиса




Перейти к полному тексту работы



Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.