На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


Реферат Рим и Италия в русской литературе XIX века

Информация:

Тип работы: Реферат. Предмет: Литература. Добавлен: 13.10.2011. Сдан: 2010. Страниц: 13. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):



СОДЕРЖАНИЕ


ВВЕДЕНИЕ.............................................................................................................3

1. Особенности восприятия образов Италии и Рима в русской литературе начала XIX века...............................................................................4

2. Римская тема в творчестве А.С. Пушкина..................................................5

3. Итальянские мотивы в произведениях поэтов пушкинской поры.........8

ЗАКЛЮЧЕНИЕ................................................................................................14

ЛИТЕРАТУРА...................................................................................................15
















ВВЕДЕНИЕ

Рим занимает особое место на карте мира. Когда-то это была огромная и могущественная империя, ознаменовавшая собой целую эпоху в развитии человеческой цивилизации, сейчас - это один из самых прекрасных и удивительных городов Земли, столица Италии. Как нигде, здесь слышно дыхание вечности, но седые камни не подавляют своим величием, а напротив, вплетаются в быстрокипящую жизнь современной метрополии как некий необходимый ей орнамент.
Возникновение итальянской темы в русской литературе первой трети XIX века связано с расширением поэтической «географии» художественного творчества и стремлением русских писателей осмыслить «место» своего отечества в общеевропейском культурном пространстве. Противостояние западников и славянофилов было направлено на разрешение таких вопросов, как взаимовлияние России и Европы,. взаимопритяжении и взаимоотталкивании культур России и Запада, о сущности и роли русского европейца, поскольку именно в контексте этих проблем, в конечном счете, будет разрешаться культурная и политическая судьба России в XXI веке.
Рассмотрение итальянской темы в русской литературе начала XIX века представляется нам тем более важным, что культура Европы в целом была основана на античном фундаменте, древней Греции и древнего Рима. И, как считают исследователи , именно Италия, «возросшая на развалинах Рима, около эпохи Возрождения», сыграла особую роль в духовной жизни Европы.
Цель нашей работы – выявление основных черт в образах Рима и Италии в литературе первой четверти XIX века.
Предметом нашего исследования и является итальянская тема в творчестве таких поэтов и писателей XIX века, как А.С. Пушкин, Рылеев, Катенин, Кюхельбекер, Батюшков.
В качестве основного объекта анализа нами будут рассматриваться произведения данных авторов, написанные в первой трети XIX века, в которых возникают образы Италии и Рима.

1. Особенности восприятия образов Италии и Рима в русской литературе начала XIX века

Я поздно встал — и на дороге
Застигнут ночью Рима был!
Ф. Тютчев

Итальянская культура как наследница культуры античной всегда активно воспринималась в России. Поистине масштабный характер этот процесс приобретает со второй половины XVII века и - особенно - в эпоху Петра I и Екатерины II. Расцвет же итальянского Ренессанса в России, как считают исследователи , приходится на первую треть XIX века - пушкинскую эпоху, когда произведениями итальянской живописи и скульптуры украшают не только царские палаты, но и дворянские усадьбы.
Особую страницу взаимоотношений России и Италии представляет литературный пласт культуры. В XIX веке в Италии становятся известными и
и получают признание произведения Пушкина, Гоголя, Достоевского и Толстого, а в России изучается итальянская литература (прежде всего переводится Данте). Италия сыграла свою особую роль в жизни многих русских писателей. Именно в начале XIX века образы Рима и Италии прочно войдут в русскую литературу (К.Н. Батюшков, А.С. Пушкин, К.Ф. Рылеев, Е.А. Баратынский, Шевырев, Ф.Н. Глинка, К.А. Бахтурин, А.Н. Майков, Ф.И. Тютчев, А.А. Фет, и др.).
Прежде всего, это можно объяснить интересом русских поэтов и писателей к эпохе античности вообще, с которой тесно связывался в их сознании Рим, а, следовательно, и Италия. Однако, здесь прослеживаются две тенденции: античная цивилизация воспринимается с одной стороны, как колыбель искусств, как идеал, образец, с другой стороны, ближе к середине XIX века римское античное наследие начинает ассоциироваться с закатом, гибелью Римской империи и поэты больше обращаются к современной им Италии. Падение великой древней империи писатели видят, как правило, в тирании правителей Рима, в наличии рабства, проецируя эти тенденции на российскую действительность начала XIX века и показывая таким образом состояние современного им общества. Это характерно, прежде всего, для эпохи декабризма.
В поэзии А.С. Пушкина как наиболее значительного поэта первой четверти XIX века и его современников образ Рима характеризуется следующими определениями: вечный, древний, великий, величавый, державный, могучий, неодолимый, сильный, неблагодарный, гордый, свободный, падший, унылый, всепожирающий, ужасный, развратный, грозный, буйный, а Италия – святая, счастливая, прекрасная, прелестная, златая, цветущая Авзония.
Заметим, что образы Древнего Рима и современной столицы Италии в поэтических фрагментах часто совмещаются. Через достопримечательности современного Рима поэтическое воображение проникает в Рим древний.

2. Римская тема в творчестве А.С. Пушкина

О творчестве Пушкина написано огромное количество научных работ, затрагивающих самые разные проблемы, в том числе и проблему античного наследия, поэтому мы упомянем лишь основные тенденции, относящие непосредственно к теме Италии и Древнего Рима в его произведениях первой четверти XIX века..
Римская тема проходит через все творчество поэта, мелькая в различных его произведениях, начиная с раннего периода: Калигула (ода «Вольность», 1818); Назон («Евгений Онегин»); Брут («К портрету Чаадаева», 1817-1820); Юлий Цезарь, Октавиан Август («К Гнедину», 1821); кесарь, Рубикон, державный Рим («Кинжал», 1821) и т.д.
В стихотворении «К Лицинию» (1815) Рим рисуется как мрачное место, где процветают рабство, бесправие, жестокость, подлость, где императоры погрязли в разврате, окруженные любимцами и льстецами:

Развратный юноша воссел в совет мужей;
Любимец деспота сенатом слабым правит;
На Рим простер ярем, отечество бесславит;. ..

Совершенно очевидно, что сей неприглядный образ проецируется Пушкиным на собственное отечество. Поэт видит лишь одно средство борьбы с таким положением вещей: подобно римскому поэту сатирику Ювеналу обличать пороки общества в сатирах. Он предсказывает Риму, а значит и своему родному государству гибель от рабства:

О Рим, о гордый край разврата, злодеянья!
Придет ужасный день, день мщенья, наказанья.
Предвижу грозного величия конец:
Падет, падет вселенныя венец.
***
Исчезнет Рим, его покроет мрак глубокой;
И путник, устремив на груды камней око,
Воскликнет, в мрачное раздумье углублен:
«Свободой Рим возрос, а рабством пагублен».
В четверостишии «К портрету Чаадаева» (1817-1820) упомянут Брут, с которым сравнивается друг поэта:

Он вышней волею небес
Рожден в оковах службы царской;
Он в Риме был бы Брут, в Афинах Периклес,
А здесь он – офицер гусарской.

Вообще данный персонаж риской истории чрезвычайно идеализируется Пушкиным в ранней лирике. Он ассоциируется у поэта с борцом за свободу, который свергнул тирана-отца. Например, в стихотворении «Кинжал» (1921):

Шумит под Кесарем заветный Рубикон,
Державный Рим упал, главой поник закон;
Но Брут восстал вольнолюбивый:
Ты кесаря сразил – и мертв объемлет он
Помпея мрамор горделивый.

Тема Рима затрагивалась Пушкиным и позже в стихотворении «К вельможе» (1830), а в более поздние годы была продолжена им не только в стихах, но и прозе: это «Египетские ночи» и незаконченные прозаические произведения поэта «Мы проводили вечер на даче...» и «Повесть из римской жизни».
Италия же в творчестве Пушкина на протяжении всей жизни поэта и ассоциировались главным образом с мифологемами искусства и поэзии, свободолюбия и романтизма. Так, в вольнолюбивых стихах поэта периода южной ссылки Италия - родина революции, карбонариев, которые «шалят» в Неаполе (послание «В. Л. Давыдову», 1824). Одновременно для него актуализировался код Италии как «златой» и «прекрасной» родины сосланного Овидия, что придавало ей черты второй духовной родины поэта через систему параллелей Италия (Рим) - Петербург, Овидий - Пушкин («К Овидию»). Впоследствии, уже в «Египетских ночах», Италия (Неаполь) станет родиной художника-импровизатора, вынужденного продавать свой талант в условиях наступившего «железного века». Наконец, Венеция становится у Пушкина синонимом высокого романтического мира.
Таким образом, мы видим, что в творчестве А.С.Пушкина образ Рима отражён в таких признаках, как Священная Римская империя; великое, сильное государство; родина римского поэта Овидия Назона; страна греха, рабства.
Образ Италии содержит следующие признаки: европейское государство; прекрасная страна, красивый, романтичный край; южная, тёплая страна; резиденция римского папы (Ватикан); государство в период войны с Наполеоном; католическая страна; Рим – жители Рима...

***********************************************

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Рассудком или «теоретически» вряд ли можно расчислить обаяние Италии и Рима и тайну их целостности, способности объединять уникальное и даже прямо противоборствующее: древность и современность, свободу и тиранию, спокойствие и войну, красоту и безобразие. Еще Древний Рим явил удивительные примеры этой способности: в самом начале он сочетался с законченной культурой покидающих историю этрусков, потом с совершеннейшей культурой эллинов, затем постиг тысячелетние откровения Египта и Ближнего Востока, а вслед за этим, долго сопротивляясь, воспринял пришедшее из презираемой Иудеи христианство, одев его в мрамор и насытив жизненными красками и, наконец, немного запоздало опомнившись, Рим поставил под власть Христа когда-то враждебное Ему, раскопанное и отныне бережно хранимое античное «язычество».
В русской литературе начала XIX в. эти противоречия нашли свое непосредственное отражение и стали в свою очередь одним из средств художественного выражения для поэтов и писателей. Италия ассоциировался с современными поэтам и писателям образом страны, Древний Рим связывался с Великой Римской империей времён Нерона, Августа, Цезаря и других римских правителей. В поэзии А.С.Пушкина и его современников Рим характеризовался как вечный, великий, величавый, неодолимый, сильный, гордый, свободный, рабский падший, всепожирающий, ужасный, развратный, а Италия – святая, счастливая, прекрасная, прелестная, златая, цветущая Авзония...

**********************************************


ЛИТЕРАТУРА

1. Автухович Т.Е. Рим в русской поэзии первой половины XIX века: эмблема - аллегория - символ - образ // Образ Рима в русской литературе: Межд. сб. науч. работ: Рим - Самара, 2001.
2. Батюшков К. Н. Сочинения в двух томах. Т.1. - М., 1989.
3. Бочаров И., Глушакова Ю. Итальянская Пушкиниана. М., 1991.
4. Декабристы: Поэзия. Драматургия. Проза. Публицистика. Литературная критика. / Сост. В. Орлов. – М.: Художественная литература, 1951.
5. Зиновьева О.А. Концепт Италия в поэтической концептосфере А.С.Пушкина // Текст – дискурс – картина мира. Вып.3. Воронеж: Истоки, 2007.
6. Комолова Н.П. Предисловие // Италия и русская культура XV-XX веков. М., 2000.
7. Муратов П.П. Образы Италии. - М.: Республика, 1994.
8. Немцев В.И. Рим в русской культуре // Образ Рима в русской литературе: Межд. сб. науч. работ: Рим - Самара, 2001.
9. Пушкин А.С. Полн. собр. соч. в 17 т. Т 1. – М.,: Воскресенье, 1994.
10. Созина Е.К. Римская тема в русской литературе // Созина Е.К. Сознание и письмо в русской литературе. Екатеринбург, 2001.




Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.