На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


Диплом Проблемное обучение математике младших школьников

Информация:

Тип работы: Диплом. Предмет: Педагогика. Добавлен: 13.10.2011. Сдан: 2010. Страниц: 88. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


Проблемное обучение математике младших школьников
ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение
Глава 1. Психолого-педагогические основы развития творческого мышления детей
1.1. Понятие творческого мышления
1.2. Проблема развития творческого мышления
1.3. Условия формирования творческого мышления младших школьников
Глава 2. Возможности проблемного обучения в развитии творческого мышления учащихся
2.1. История развития теории проблемного обучения
2.2. Современная технология проблемного обучения
2.3. Реализация и анализ использования проблемных ситуаций в методике преподавания математики в начальной школе
Глава 3. Экспериментальное исследование проблемных ситуаций на уроках математики и их влияние на развитие творческого мышления младших школьников
3.1. Изучение творческого мышления младших школьников
3.2. Использование проблемных ситуаций на уроках математики в развитии творческого мышления учащихся
3.3. Обработка результатов педагогического исследования
3.4. Рекомендации по совершенствованию процесса формирования творческого мышления младших школьников
Заключение
Библиография
Приложение



ВВЕДЕНИЕ

В настоящее время абсолютной ценностью личностно-ориентированного образования является ребенок. И в качестве глобальной цели рассматривают человека культуры: личность свободную, гуманную, духовную, творческую. Главное в личности – устремленность в будущее, к свободной реализации своих потенций, в особенности творческих, к укреплению веры в себя и возможность достижения идеального “я”.
В новой социокультурной ситуации гуманистическая парадигма является основной идеей психолого-педагогического мышления. Для нее личность – это уникальная ценностная система, которая представляет собой открытую возможность самоактуализации, присущей только человеку. Признание творческой свободы человека является главным богатством общества. А личность является носителем объективно не предопределенного, которая своей волей, фантазией, творчеством и упрямством поддерживает тонкие механизмы самоорганизации бытия и на их базе – возникновение порядка из хаоса.
Основной ценностью гуманистического личностно-ориентированного оборудования выступает творчество как способ развития человека в культуре. Творческая ориентация обучения и воспитания позволяет осуществлять личностно-ориентированное образование как процесс развития и удовлетворения потребностей человека как субъекта жизни, культуры и истории.
В настоящее время существует острая социальная потребность в творчестве и творческих индивидах. Развитие у школьников творческого мышления одна из важнейших задач в сегодняшней школе. Стремление реализовать себя, проявить свои возможности – это то направляющее начало, которое проявляется во всех формах человеческой жизни – стремление к развитию, расширению, совершенствованию, зрелости, тенденция к выражению и проявлению всех способностей организма и “я”.
Исследование зарубежных психологов и педагогов: Дж. Гилфорда, Е.П. Торранса, Л. Термена, Р. Стернберга, М. Воллаха, а так же отечественных: Даниловой В.Л., Гальперина П.Я., Калмыковой З.И., Богоявленский Д.Б., Пономарева Я.А., Пушкина В.Н., Шадрикова В.Д., Тютюнника В.И., Медника С., Алиевой Е.Г., Гнатько Н.М., Дружинина В.Н., Хозратовой Н.В., в области творческого мышления теоретически обоснованы, однако работа над улучшением этого свойства продолжают развиваться. Большое внимание уделяется выявлению механизмов творческой деятельности и природы творческого мышления.
Психологи и педагоги, работающие по исследованию специального, целенаправленного развития креативности, выделяют следующие основные условия, влияющие на формирование творческого мышления:
- индивидуализация образования;
- исследовательское обучение;
- проблематизация.

В дипломной работе мы хотим доказать, что в использовании проблемных ситуаций существуют нераскрытые возможности для развития творческого мышления.
Математика начинается вовсе не со счета, что кажется очевидным, а с… загадки, проблемы. Чтобы у младшего школьника развивалось творческое мышление, необходимо, чтобы он почувствовал удивление и любопытство, повторил путь человечества в познании, удовлетворил с аппетитом возникшие потребности в записях. Только через преодоление трудностей, решение проблем, ребенок может войти в мир творчества.
Вопросами теории и технологии проблемного обучения занимались А.В. Брумменский, А.М. Матюшкин, И.Я. Лернер, М.И. Махмутов, В. Оконь, Т.В. Кудрявцев и др.
Но почему же именно на проблемное обучение возложена роль в достижении цели: развитие творческого мышления? Какие существуют возможности использования проблемных ситуаций на уроках математики?
На эти вопросы будет дан ответ в нашей дипломной работе.
В связи с этим выделили.
Объект исследования – развитие творческого мышления школьников на уроках математики.
Предмет исследования – использование проблемных ситуаций на уроках математики в начальной школе как средство развития творческого мышления детей.
Цель исследования: разработать систему карточек с разной степенью проблемности для повышения уровня творческого мышления.
Задачи:
1) проанализировать психолого-педагогическую литературу по проблеме исследования;
2) раскрыть сущность проблемного обучения и его роль в развитии творческого мышления младших школьников;
3) проанализировать реализацию проблемного обучения на уроках математики в начальной школе;
4) выявить, способствует ли проблемное обучение математике развитию творческого мышления школьников;
5) выработать систему мер по совершенствованию творческого мышления младших школьников на уроках математики.

Гипотеза: уровень творческого мышления младших школьников повы-шается при использовании на уроках математики системы заданий с разной степенью проблемности.
Методы: теоретический анализ психолого-педагогической литературы, тестирование, эксперимент (констатирующий, формирующий), статистическо-математический метод обработки результатов.
Практическая значимость нашей исследовательской работы состоит в разработке системы карточек с разной степенью проблемности одного и того же задания для учащихся с разными уровнями творческого мышления. В разработке тематического плана внеклассных занятий по математике и развернутого конспекта занятия факультатива по теме “Сложение и вычитание в пределах 100”. 2 класс, I четверть.
База исследования: средняя школа №4 г. Саяногорска, 2 в класс. Учитель: Платонова Н.К.
Апробация: результаты исследования сообщались на “Катановских чтениях-2000”, где нашей исследовательской работе было присуждено III место. Структура работы состоит из введения, трех глав, заключения, библиографии из 67 источников, приложения.






















ГЛАВА 1. ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ ТВОР-ЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ ДЕТЕЙ

1.1. ПОНЯТИЕ ТВОРЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ

Следуя цели и задачам нашей дипломной работы, мы рассмотрим воззрения разных авторов на творческое мышление, на показатели, которые характеризуют это мышление; определим те, на которые будем основываться в своем педагогическом эксперименте.
В зарубежной психологии творческое мышление чаще связывают с термином “креативность”. В 60-х годах XX в. толчком к выделению этого типа мышления послужили сведения об отсутствии связи между интеллектом и успешностью решения проблемных ситуаций. Было установлено, что последняя зависит от способности по-разному использовать данную в задачах информацию в быстром темпе. Такой тип мышления (Дж. Гилфорд, Н. Марш, Ф. Хеддон, Л. Кронбах, Е.П. Торренс) назвали креативностью и стали изучать ее независимо от интеллекта – как мышление, связанное с созданием или открытием чего-либо нового...

************************************************



БИБЛИОГРАФИЯ

1. Анастази А. Психологическое тестирование. Кн. 2: Пер. с англ./Под ред. Туревича К.М., Лубовского В.И. – М.: Педагогика, 1982. – 365 с.
2. Артемов А.К. Приемы организации развивающего обуче-ния//Начальная школа. - 1995. - №3. - с.35-39.
3. Блохин И.А., Ляхин В.В., Стрекозин В.П. О проблемном обучении в начальных классах//Начальная школа. – 1973. - №6. – с.53-64.
4. Брайтовская С.И. Простейшие исследовательские задания// Начальная школа. – 1996. - №9. – с.72.
5. Брушлинский А.В. Субъект: мышление, учение, воображе-ние. – М.: Институт практической психологии, Воронеж НПО и МОДЭК, 1996. – 392 с.
6. Венгер Л.А. Педагогика способностей. – М.: Знание, 1973. – 117 с.
7. Брушлинский А.В. Психология мышления и проблемное обучение. – М.: Знание, 1983. – 96 с.
8. Весник Хкакасского государственного университета им. Н.Ф. Катанова. Выпуск 2. Серии 2. Психология. Педагогика. – Абакан: ХГУ им. Н.Ф. Катанова, 1997. – 124 с.
9. Винокурова Н. Сборник тестов и упражнений для развития ваших способностей: Учебное пособие. – М.: ИМПЭТО, 1995. – 96 с.
10. Вопросы психологии способностей: Сборник статей/Под ред. Крутецкого В.А. – М.: Педагогика, 1973. – 216 с.
11. Выготский Л.С. Собрание сочинений: В 6 томах. Том 4. Детская психология/Под ред. Эльконина Д.Б. – М.: Педагогика, 1984. – 432 с.
12. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском воз-расте: Психологический очерк: Книга для учителя. 3 изд. – М.: Просвещение, 1991. – 93 с.
13. Гальперин П.Я. Котик Н.Р. К психологии творческого мышления//Вопросы психологии. – 1982. - №5.
14. Готсдинер А.Л. К проблеме многосторонних способно-стей//Вопросы психологии. – 1991. - №4.
15. Давыдов В.В. Проблемы развивающего обучения: Опыт теоретического и экспериментально-психологического исследования. – М.: Педагогика, 1986. – 240 с.
16. Дистервег. Избранные педагогические сочинения. – М.: Просвещение, 1956. – 376 с.
17. Дружинин В.Н. Психология общих способностей. – СПб.: Питер, 1999. – 368 с.
18. Дружинин В.Н. Психодиагностика общих способностей. – М.: Академия, 1996. – 224 с.
19. Дьюи Д. Психология и педагогика мышления/Пер. с англ. Николаевой Н.М., под ред. Виноградова Н.Д. – М.: Совершенство, 1997. – 208 с.
20. Ересь Е.П. Способности и их развитие. – М.: Знание, 1957.
21. Зак А.З. Развитие интеллектуальных способностей у детей 6-7 лет: Учебно-методическое пособие для учителей. – М.: Новая школа, 1996. – 288 с.
22. Зак А.З. Развитие интеллектуальных способностей у детей 8 лет: Учебно-методическое пособие для учителей. – М.: Новая школа, 1996. – 252 с.
23. Зак А.З. Развитие интеллектуальных способностей у детей 9 лет: Учебно-методическое пособие для учителей. – М.: Новая школа, 1996. – 108 с.
24. Занков Л.В. Избранные педагогические труды. – М.: Педагогика, 1990. – 424 с.
25. История педагогики. Часть 2. С XVII в. до средины XX в.: Учебное пособие для пед. университетов/Под ред. Акад. РАО Пискунова А.И. – М.: ТЦ Сфера, 1998, 304 с.
26. Каменский Я.А. Избранные педагогические сочинения/Под ред. Красновского А.А. – М.: Просвещение, 1955. – 652 с.
27. Как определить и развить способности ребенка. – СПб.: Пекспекс, 1996. – 432 с.
28. Козырев А.Ю. Лекции по педагогике и психологии творче-ства. – Пенза: НМЦ ПГОО, 1994. – 344 с.
29. Крутецкий В.А. Проблема способностей в психологии: (В помощь лектору). – М.: Знание, 1971. – 62 с.
30. Крутецкий В.А. Психология математических способностей школьников. – М.: Просвещение, 1968. – 432 с.
31. Кудрявцев Т.В. Проблемное обучение: истоки, сущность, перспективы. – М.: Знание, 1991. – 80 с.
32. Лейтес Н.С. Способности и одаренность в детские годы. – М.: Знание, 1984. – 80 с.
33. Лернер И.Я. Проблемное обучение. – М.: Знание, 1974. – 64 с.
34. Лук А.Н. Мышление и творчество. – М.: Политиздат, 1976. – 144 с.
35. Мерезникова Т.Д. Диагностика психологического развития детей. Пособие по практической психологии. – М.: Линка-Пресс, 1997. – 176 с.
36. Матюшкин А.М. Проблемная ситуация в мышлении и обучении. – М.: Педагогика, 1972. – 168 с.
37. Махмутов М.И. Проблемное обучение: Основные вопросы теории. – М.: Педагогика, 1975. – 368 с.
38. Мудрик А.В. Введение в социальную педагогику: Учебное пособие для студентов. – М.: Институт практической психологии, 1997. – 365 с.
39. Немов Р.С. Психология. В 2-х книгах. – М.: Просвещение, 1995.
40. Новак З. Вопросы изучения и диагностики развития вербальной способности учащихся//Вопросы психологии. – 1983. - №3.
41. Овсянникова Т.Н. За такими программами буду-щее//Начальная школа. – 1995. - №6. – с. 71-75.
42. Оконь В. Основы проблемного обучения. – М.: Просвещение, 1968. – 208 с.
43. Педагогическая энциклопедия. – М.: Знание, 1979.
44. Педагогика: Учебное пособие для студентов пед. институ-тов/Бабанский Ю.К., Сластенин В.А., Сорокин Н.А. и др., под ред. Бабанского Ю.К. 2=е издание, доп. и перераб. – М.: Просвещение, 1988. – 479 с.
45. Петровский А.В. Способности и труд. – М.: Знание, 1966. – 78 с.
46. Пономарев Я.А. Психология творческого мышления. – М.: Академия пед. наук, 1960.
47. Подласый И.П. Педагогика: Учебник для студентов высших учебных заведений. – М.: Просвещение, 1996. – 432 с.
48. Проблемы оценки способностей/Под ред. Брянкина С.В. – М.: МОГИФК, СГИФК, 1971. – 165 с.
49. Проблемы способностей/Под ред. Мясищева В.Н. – М.: Академия пед. наук РСФСР, 1962. – 307 с.
50. Психологическая диагностика: Учебное пособие/Гуревича К.М., Акимова М.К., Берулова Г.А. и др. Редактор-составитель Борисова Е.М. – Бийск: НИЦ БГПИ, 1993. – 324 с.
51. Пушкин В.Н. Эврика – наука о творческом мышлении. – М.: Политиздат, 1967. – 269 с.
52. Руссо Ж.-Ж. Педагогические сочинения. В 2-х томах/Под ред. Джибладзе, сост. Джуринский. – М.: Педагогика, 1981. – 656 с.
53. Рубенштейн С.Л. Основы общей психологии. – СПб.: Питер, 1999. – 720 с.
54. Селевко Г.К. Современные образовательные техноло-гии//Школьные технологии. – 1999. - №6.
55. Сереброва И.В. Развитие внимания и логического мышления на уроках по математике//Начальная школа. – 1995. - №6. – с.51-53.
56. Сидоренко Е.В. Методы математической обработки в психологии. – СПб.: Соц.-пед. центр, 1996. – 349 с.
57. Стрейнберг Р., Григоренко В. Инвестиционная теория креа-тивности//Психологический журнал. Том 19. – 1998. - №2.
58. Теплов В.М. Избранные труды в 2-х томах: том 1. – М.: Просвещение, 1985.
59. Тихомирова Л.Ф. Развитие интеллектуальных способностей школьников. – Ярославль: Академия развития, 1996. – 240 с.
60. Ушинский К.Д. Педагогические сочинения: В 6-и томах/Сост. Егоров С.Ф. – М.: Педагогика, 1988.
61. Хеллер К.А., Берлет К., Сиервальд В. Лонгитюдное исследование одаренности//Вопросы психологии. – 1991. - №2.
62. Шадриков В.Ф. Деятельность и способности, 1994. – 320 с.
63. Штерн В. Умственная одаренность: Психологические методы и испытания одаренности в их применении к детям школьного возраста. – СПб.: Союз, 1997. – 128 с.
64. Шубинский В.С. Педагогика творчества учащихся. – М.: Просвещение, 1989.
65. Яковлева Е.А. Развитие творческого потенциала у школьников//Вопросы психологии. – 1997. - №2. - с.37-42.
66. Яковлева Е.А. Психология развития творческого потенциала личности. – М.: Фланта, 1997.
67. Якобсон Б.М. Процесс творческой работы изобретателя. – М., Л., 1974.





Приложение 1
Фрагмент урока математики во 2 классе (1-3).
Тема: Порядок действий в выражениях со скобками.



Приложение 2
Определение уровня творческого мышления учащихся 2 “в” класса средней школы №4 г. Саяногорска.



Приложение 3
Тематический план факультатива по математики. 2 класс.

Приложение 4
Занятие факультатива по математике (2 класс, I четверть).
Тема занятия: сложение и вычитание в пределах 100. Развитие восприятия и воображения.
Цель.
1) Закрепить навыки сложения и вычитания в пределах 100.
2) Развивать и совершенствовать воображение учащихся.

Оборудование: классная доска, плакаты с заданиями, набор спичек у каждого учащегося, карточки для игры “Внимание”.
Ход занятия.
- Сегодня мы проведем первый факультатив по математике. Но чтобы запомнить все, что увидим, надо быть очень внимательным. Поэтому перед началом нашей работы мы потренируем наше внимание.
I. Игра “Внимание”: учитель показывает карточку с изображением какой-либо фигуры, ученики должны запомнить то, что было на карточке, и зарисовать это в своей тетради “Творчество”.
Карточка находится перед глазами учеников не более 2-3 с. За одну игру учитель показывает не более 6-8 карточек (размером 7х9 см).

Приложение 5
Система экспериментальных задач по исследованию творческого мыш-ления младших школьников.




Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.