На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


Реферат Социология религии Вебера

Информация:

Тип работы: Реферат. Добавлен: 16.10.2011. Страниц: 40. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


Содержание


Введение 3
Глава 1. Макс Вебер и понятие религии 4
1.1. Личность и социологическая концепция Макса Вебера 4
1.2. Религия как особый социальный институт 8
1.3. Определение понятия «религия» по Максу Веберу 15
Глава 2. Изучение социологии религии Макса Вебера 21
2.1. Социология религии 21
2.2. Религиозность и поведение 27
Заключение 38
Список использованной литературы 40


Введение
Актуальность. Религия является социальным институтом, важным для понимания современной социальной жизни. Она освещает повседневный опыт и практику многих индивидов; является значимым компонентом различных институциональных процессов, включая экономику, политику, отношения полов; а также играет важную роль в публичной культуре и социальных изменениях.
Макс Вебер – один из основоположников социологии религии. Он рассматривал религию как социальный институт и описывал её связь с другими социальными институтами, изучал влияние религии на общество, а также его хозяйственную деятельность.
Цель исследования: изучить социологию религии Макса Вебера.
Объект исследования: религия.
Предмет исследования: социология религии Макса Вебера.
Для достижения цели исследования необходимо решить следующие задачи исследования:
1. Рассмотреть личность и социологическую концепцию Макса Вебера
2. Изучить религию как социальный институт
3. Дать понятие религии с точки зрения Макса Вебера
4. Проанализировать социологию религии Макса Вебера
5. Изучить взаимосвязь религиозности и поведения человека
Структура работы: данная курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы.


Глава 1. Макс Вебер и понятие религии
1.1. Личность и социологическая концепция Макса Вебера
Эмиль Максимилиан Вебер – немецкий социолог, историк и экономист, родился 21 апреля 1864 года в немецком городе Эрфурт. Отец – промышленник и агностик, мать – образованная и верующая женщина.
М. Вебер является одним из крупнейших социологов конца XIX – начала XX века.
В 1882 году он начинает обучение в Гейдельбергском университете, где изучает право, экономику, историю и философию. В 1889 году защищает докторскую диссертацию.
В последующие годы Вебер преподаёт в различных университетах. В 1893 году он становится профессором Берлинского, а в 1894 – Фрибургского университетов. После своей поездки в США пишет свою всемирно знаменитую работу «Протестантская этика и дух капитализма».
Макс Вебер является одним из основоположников социологии религии, он описывал связь религии с другими социальными институтами и её влияние на общество, и его хозяйственную деятельность. Также Вебер большое внимание уделял сравнительному анализу различных мировых религий.
Во время первой мировой войны Вебер возглавляет госпитали Гейдельбергского района. А после поражения Германии в этой войне принимал участие как эксперт в подписании капитуляции и активно участвовал в разработке положений Веймарской конституции.
С 1919 года он работал преподавателем на должности профессора в Мюнхенском университете.
14 июня 1920 года в Мюнхене Макс Вебер скончался.
После его смерти в 1921 году был издан его трёхтомник «Сочинения по социологии религии».
М. Вебер внёс большой вклад в следующие области социального знания: общая социология, политическая социология, методология социального познания, социология религии, социология права, теория капитализма, экономическая социология. Вебер называл свою концепцию «понимающей социологией». Социология в данном случае анализирует социальное действие, а также пытается объяснить его причину. Понимание интерпретируется как познание социального действия через его субъективно подразумеваемый смысл. По этой причине в социологии находят отражение все многообразие мировоззрений и идей, которые регулируют человеческую деятельность.
М. Вебер в отличие от своих современников не стремился строить социологию по образцу естественных наук. Он относил социологию к гуманитарным наукам или, используя его термины, к наукам о культуре, составляющим как по методологии, так и по предмету независимую область знания. К основным категориям понимающей социологии относятся: поведение, действие, социальное действие. Поведение определяется как наиболее общая категория деятельности, переходящая в действие в том случае, если действующий связывает с ним субъективный смысл. Когда действие соотносится с действиями других людей, ориентируясь на них, можно говорить о социальном действии. Сочетания социальных действий образуют «смысловые связи». На основе «смысловых связей» формируются социальные институты и отношения.
Социологическая теория М. Вебера возникла на волне антипозитивистской реакции, представители которой отстаивали специфику социального познания, которую они усматривали в необходимости «понимания человеческих действий», использовании идеографического метода и отнесения к ценностям.
По мнению М. Вебера, социология должна учитывать субъективные аспекты социально-исторических явлений, т.е. интересы, потребности и цели человеческой деятельности, но в то же время она не может игнорировать присущие научной методологии требования объективности и эмпирической проверяемости.
Социология должна быть ценностно-нейтральной наукой, а ее главная задача заключается в том, чтобы понимать смысл и значение человеческих действий и с учетом их раскрывать причинные законы развития общества.
Признавая специфику социального познания, М. Вебер стремился выработать адекватную ему методологию и логику формирования понятий, что нашло свое выражение в разработанном им методе идеальных типов. Согласно М. Веберу, идеальный тип есть продукт творческого воображения, который создается путем идеализации и мысленного синтеза наиболее значимых, с точки зрения ученого, аспектов изучаемого явления. Идеальный тип не является отражением действительности, скорее он противостоит ей как утопическая конструкция. Он давал возможность понять эмпирическую реальность путем соотнесения, сравнения ее с идеальным типом. М. Вебер выделял две разновидности идеальных типов: историческую, используемую для анализа уникальных исторических конфигураций (феодализм, христианство, конфуцианство и т.д.) и социологическую, куда он включал разработанные им типы социального действия.
Придерживаясь номиналистической точки зрения на общественную жизнь, он полагал, что все социальные явления в конечном счете складываются из различных сочетаний индивидуальных действий, и любая попытка рассматривать общие понятия, такие как государство, общественно-историческая формация и другие, в качестве реальных исторических сущностей является ошибочной. Поэтому понимание смысла и значения человеческих действий есть исходная предпосылка социологического исследования.
М. Вебер выделял четыре основных типа социальных действий:
1) целерациональный, в котором имеют место соответствие целей и средств действия;
2) ценностно-рациональный, в котором действие совершается ради какой-то ценности;
3) аффективный, базирующийся на эмоциональных реакциях людей;
4) традиционный, происходящий в соответствии с традициями и обычаями.
М. Вебер утверждал, что в процессе развития мировой цивилизации имеет место усиление рационалистических начал в жизни общества. Изучение рациональности как ведущей тенденции западноевропейского капитализма явилось главной темой его основной работы "Протестантская этика и дух капитализма". В этой работе он показал, что возникновение капитализма в Европе имело не только социально-исторические предпосылки, но и духовные истоки, среди которых важнейшая роль принадлежала протестантской религиозной этике, внушающей человеку ценности бережливого и рачительного труда.
Большой вклад внес М. Вебер в развитие политической социологии, выделив три типа господства: харизматический, основывающийся на аффективном действии и слепой вере в вождя; традиционный и бюрократический, которые соответствуют трем типам социального действия: аффективному, традиционному и целерациональному.
М. Вебер заложил основы современной теории социальной стратификации, которая является попыткой преодолеть ограниченность марксистской концепции экономической стратификации. Он полагал, что не только экономический фактор в виде собственности, но и политический фактор (власть) и статус (престиж) могут рассматриваться в качестве критериев социальной стратификации, вследствие чего она становится многомерной.

1.2. Религия как особый социальный институт
Религия - часть общественной жизни, от которой не может быть изолирована, так прочно она вплетена в ткань социальной жизни. Тем не менее, характер и степень этой связи религии с обществом на разных этапах его развития неодинаковы. С усилением социальной дифференциации возрастает и самостоятельность различных сфер общественной жизни. Общество, идя по пути специализации и дифференциации, эволюционирует от состояния целостности, в которой еще неразличимы и слиты воедино все слагаемые его жизнедеятельности, к такой целостности, которая представляет собой единство многообразия.
Говорить о религии как о специфическом социальном феномене, различаемом в ряду других (мораль, искусство, философия, право, наука), можно лишь применительно к довольно поздним эпохам истории. Анализ религии как социального феномена в его взаимодействии с обществом возможен лишь в рамках истории социальной дифференциации. Это означает, наряду с прочим, что выполняемые религией функции необходимо рассматривать, если речь идет о развитом обществе, в их переплетении с функционирующими в обществе другими социальными системами.
Такой подход предполагает, во-первых, что функции религии должны быть соотнесены с тем фундаментальным фактом, что всякое социальное действие есть субъективно осмысленное действие, ориентированное на определенные ценности. Вопрос о соотношении религии и общества — это, прежде всего, вопрос о роли религии в мотивации социального поведения. Во-вторых, в социологии этот вопрос раскрывается в анализе взаимодействия между специфическими формами деятельности и религией: религия и экономика, религия и политика, религия и семья и т. д .
Основными элементами религии как институализированной системы являются:
1. Религиозные символы, идеи, трактаты, догматы, учения, зафиксированные в Священном писании, Торе, Коране и т.д.
2. Культ, эмоционально поддерживающий привязанность верующего к данной религии, вырабатывающий в нем религиозные чувства: храмовые службы, молитвы, праздники, обряды, ритуалы;
3. Организация взаимодействий людей по поводу религиозной практики – церковь (или ее аналог). Последняя организует, координирует, контролирует религиозную деятельность всех приверженцев данной религии, проводя четкое статусно-ролевое размежевание между служителями культа. Священниками, отправляющими религиозно-культовую и идейно-релегиозную деятельность, и мирянами, т. е. простыми людьми .
Как известно религия существует не только как система представлений, восприятия и объяснения мира. Сила и значимость религии в жизни общества потому столь велика, что религия (религиозная практика) функционирует как важнейший социальный институт, обеспечивающий соответствующее поведение людей
Религия есть звено социокультурных связей, функционирование которого позволяет понять их структуру и возникновение: религия выступает как фактор возникновения и формирования социальных отношений, во-первых, и как фактор легитимизации тех или иных определенных форм социальных отношений, во-вторых; религия должна быть рассмотрена, следовательно, в качестве фактора, способствующего поддержанию стабильности общества, и одновременно фактора, стимулирующего его изменение. В основе этих проявлений религиозной активности лежит одна и та же функция, относящаяся к числу основных функций религии, — функция смыслополагания.
В соответствии с этой функцией религия - то, что делает человеческую жизнь осмысленной, она снабжает ее важнейшим компонентом "значением". Это происходит благодаря тому, что религия дает картину мира (космоса, универсума), в которой несправедливость, страдание, смерть, все то, что делает "мою жизнь" трагической неудачей, сокрушает надежды, "ломает мою судьбу, которая могла бы быть совсем другой", все это оказывается обладающим значением и смыслом в той перспективе "последней или конечной реальности", которую предлагает религия в своей картине мира. Если страдания и смерть имеют значение, если человек знает, в чем оно, то у него появляется сила жить, преодолевая страдания. Сильным делает человека знание того, зачем он живет. Слабым, беспомощным, пребывающим в растерянности, "потерянным" становится человек, если он ощущает пустоту, утрачивает понимание смысла в том, что с ним происходит. Равным образом, жизнь лишена смысла, если человек не чувствует, что он заслужил свой счастливый жребий, если ему прос


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.