На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


Диплом Взаимосвязь самоотношения личности и межличностных отношений в зрелом возрасте

Информация:

Тип работы: Диплом. Добавлен: 17.10.11. Страниц: 87. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


Содержание

Введение 3
Глава 1.Теоретико-методологические основы изучения проблемы самоотношения личности и межличностных отношений в зрелом возрасте. 7
1.1.Развитие представлений о самоотношении личности в контексте исследования самосознания в онтогенезе. 7
1.2.Основные подходы к изучению межличностных отношений в зрелом возрасте в отечественной и зарубежной литературе. 19
1.3.Проблемы взаимосвязи самоотношения личности и межличностных отношений в зрелом возрасте. 36
Глава 2. Эмпирическое исследование взаимосвязи самоотношения личности и межличностных отношений в зрелом возрасте 43
2.1. Программа и методики исследования 43
2.2. Результаты исследования и их анализ 53
2.3. Рекомендации по оптимизации самоотношения личности и межличностных отношений в зрелом возраста 69
Выводы 72
Заключение 74
Библиография 77
Приложения 81

Введение

«Взаимосвязь самоотношения личности и межличностных отношений в зрелом возрасте» - одна из важных и актуальных тем на сегодняшний день.
Самоотношение — термин, используемый для обозначения специфики отношения личности к собственному «Я». Строение самоотношения может включать: самоуважение, симпатии, самопринятие, любовь к себе, чувство расположения, самооценку, самоуверенность, самоунижение, самообвинение, недовольство собой и т.д. В. В. Столин (1985) в эмоциональном самоотношении рассматривает симпатию, уважение, близость. С. Р. Пантелеев понимает самоотношения как выражение смысла «Я» для субъекта. Другие авторы усматривают в самоотношении переживание собственной ценности, выражающееся в чувстве самоуважения. Самоотношение обладает защитными возможностями. Человек может защищать свое «Я» от отрицательных эмоций и поддерживать самоуважение на относительно постоянном уровне. Одним из средств такой зашиты, является отрицательная самооценка, рассчитанная на возникновение положительных реакций сочувствия.
Межличностные (человеческие) отношения — совокупность взаимодействий между индивидами, составляющими общественную иерархическую лестницу. Человеческие отношения преимущественно основаны на связях, существующих между членами общества благодаря разным видам общения: в первую очередь визуальному (или невербальным связям, которые включают в себя как внешний вид, так и телодвижения, жесты), лингвистическому (устная речь), аффективному, а также языкам, построенным в результате развития сложных обществ (экономических, политических и т. д.).
Самоотношение является для психологии традиционным объектом исследования и не исчезает из ее поля зрения со времен У. Джеймса.
За это время накоплены богатейшие теоретические и экспериментальные данные изучения самоотношения как объекта психологического анализа, раскрыты механизмы его формирования, особенности функционирования и строения. Значительным вниманием среди психологов пользуется проблема влияния самоотношения на поведение человека, особенно на его асоциальные формы.
Самоотношение, хотя и состоит из определенных компонентов, у каждого человека уникально и неповторимо. В целом, изучением основных вопросов о самоотношении занимались как отечественные классики психологии (С.Р. Пантилеев, В.В. Столин, А.А. Налчаджан), так и зарубежные (Р. Бернс, У. Джеймс)
Личностные особенности и особенности самоотношения накладывают отпечаток на профессиональную деятельность человека в зрелом возрасте, на его поведение, а также на то, как он строит свои межличностные отношения, каким стратегиям и стилям общения отдает предпочтения.
Развитые коммуникативные навыки, умения устанавливать и поддерживать социальные контакты, выстраивать межличностные отношения, также являются важными характеристиками успешной деятельности зрелого человека и, соответственно, оказывают благотворное влияние на уровень его самоотношения.
Актуальность исследования: обусловлено следующим фактом. Нельзя не обратить внимание на то, что данная тематика освещена в психологической литературе достаточно разносторонне и многопланово, но основные исследования остаются «фрагментарными и отрывочными». Таким образом, целью данной работы явилось выяснение характера взаимосвязи между компонентами самоотношения личности и особенностями межличностных отношений у людей в зрелом возрасте.
Актуальность моего исследования определила цель и задачи работы:
Цель работы – изучение взаимосвязи самоотношения личности и межличностных отношений в зрелом возрасте.
Для достижения цели необходимо решить следующие задачи:
1. Определить особенности самоотношения в зрелом возрасте
2. Выявить характер межличностных отношений
3. Выявить ценности ориентации личности как фактор межличностных отношений
4. Определить уровень самоактуализации личности как один из показателей самоотношения личности.
Для раскрытия поставленной темы определена следующая структура: работа состоит из введения, двух глав и заключения. Название глав отображает их содержание.
Объект исследования: личность взрослого человека.
Предмет исследования: взаимосвязь самоотношения личности и межличностных отношений в зрелом возрасте.
Гипотеза исследования: существует взаимосвязь между самоотношением личности и межличностными отношениями в зрелом возрасте: чем выше уровень самоотношения личности, тем более успешными являются его межличностные отношения.
Методы исследования: теоретический анализ литературы по проблеме исследования, тестирование, количественная и качественная обработка эмпирических данных.
Методики исследования:
- тест самоотношения Столина;
- методика диагностики межличностных отношений Т.Лири
- индекс жизненного стиля (LSI)
Выборку исследования составили 35 человек зрелого возраста (15 мужчин и 20 женщин в возрасте 25-55 лет, проживающие в г. Москве.
Практическая значимость исследования: в работе выявлены особенности взаимосвязи факторов самоотношения личности и межличностных отношений людей в зрелом возрасте, что поможет как в реализации личностного становления испытуемых. Кроме того, в работе даны рекомендации по оптимизации самоотношения личности и межличностных отношений в зрелом возрасте.
Теоретическая значимость исследования заключается в возможности использования полученных результатов для развития исследований личности, в частности для описания особенностей взаимосвязи самоотношения личности и межличностных отношений в зрелом возраста.


Глава 1.Теоретико-методологические основы изучения проблемы самоотношения личности и межличностных отношений в зрелом возрасте.
1.1.Развитие представлений о самоотношении личности в контексте исследования самосознания в онтогенезе.
В случае выделения самоотношения как «самостоятельного объекта психологического анализа» многие исследователи прибегали к разграничиванию процессов самосознания, то есть осознания человеком своих чувств, действий, социального положения, мыслей, на взаимосвязанные аспекты - самоотношение и самопознание. К примеру С. Л. Рубинштейн, при рассмотрении вопроса о взаимосвязи знания с отношением в контексте определений сущности сознания, утверждал, что сознание субъекта - это единство знаний и переживаний, понимая переживание как отношение взрослого человека к осознаваемому им объекту. В сущности, здесь имеет место два функциональных аспекта самосознания - отношение и самопознание, самоотношение, в частности. Данные процессы составляют целостную Я-концепцию, которая представляет собой совокупность представлений взрослого человека о себе, которая сопряжена с оценкой данных представлений [5].
Таким образом, вместе с фактом осознания взрослым человеком своих особенностей, в структуре самосознания С. Л. Рубинштейн отмечает определенное самоотношение, которое выражается в эмоциональном отношении личности к себе, а также в её самооценке.
Особенности самоотношения определяют своеобразие внутреннего мира личности, целый комплекс психических свойств, которые реализуются определенным стилем поведения. Позитивное самоотношение связано с самоуважением, уверенностью в себе, чувством превосходства и принятием себя, а поведенческие проявления описываются как независимая и уверенная манера держаться. Поскольку позитивное самоотношение отражает уверенность индивида в своих силах и ожидание успеха, то оно связывается со склонностью к риску, способностью принимать ответственные решения.
Формирования самоотношения невозможно без учета конкретных условий жизнедеятельности человека, того реального жизненного контекста, в котором оно осуществляется. Практически это означает, что подлинно научное понимание психологии личности достигается лишь тогда, когда личность рассматривается не изолированно, как некая абстракция, а в целостности ее социальных связей и межличностных отношений.
Многие авторы, давая характеристику самоотношению в плане анализа природы самосознания, рассуждали следующим образом: вместе с тем, что человек в зрелом возрасте осознает свои некоторые стороны, его самосознание включает и еще определенное отношение к самому себе, которое выражается в эмоциональном отношении к себе, а также в самооценке личности. Самоотношение при подобной формулировке является психологическим образованием, которое расположено или взаимодействует с самоконтролем, самопознанием и саморегуляцией. В связи с этим, у подобной формулировки множество слабых сторон: способ отношения взрослого человека к себе не стоит в одном ряду с когнитивным, регулятивным или эмоциональным моментами самосознания; феномен самоотношения в качестве ряда своих отдельных сторон включает самопознание, самосознание, самооценку, эмоциональное отношение к себе, самоконтроль, саморегуляцию, тогда как понятие самоотношения является родовым по отношению к понятию самооценки, самопознания и ряда других подобных понятий, которые имеют приставку «само», а также отражают широчайший спектр феноменов внутренней жизни взрослого человека.
Самоотношение человека в зрелом возрасте включено в качестве конкретной подструктурной единицы в систему отношений данного человека, тогда как с функциональной и содержательной точек зрения самоотношение тесно связано с рядом особенностей отношения человека к социальному и внешне-предметному миру. При подобной трактовке возникают обобщенные вопросы:
1. Что является тем единым и общим механизмом, лежащим в основе содержательных характеристик отношения человека к внешнему миру и к себе и способах данного отношения?
2. Чем самоотношение отличается от способа отношения взрослого человека к внешнему миру и какова его специфика?
Что касается способов отношения к внешнему миру и к себе, то в обоих случаях констатируется присутствие двух типов отношения – субъект-субъектного и субъект-объектного. Специфика самоотношения взрослого человека не связана со способами отношения, указывающими как именно, относится субъект к внешнему миру и себе; специфика данного отношения связана только с референтом отношения, другими словами с тем, на что именно направлен субъект.
Необходимо коротко отметить, что ряд различий между отношением к внешнему миру и самоотношением ограничено только различием в референтах: в одном из случаев в качестве референта отношений выступает собственное тело или личностные и психосоциальные особенности личности, а в другом случае в качестве референта отношений выступают другие люди или объекты внешнего мира.
С точки зрения механизмов или условий возникновения, а также своей внутренней структуры установка отношения человека к внешнему миру и к себе не сводится ни к фактору ситуации и ни к фактору потребности. Она представлена в качестве модуса их связи. В связи с этим, сама установка не является субстанциональной. Данная установка по своей природе релационна, она работает в качестве одного из способов отношения внешнего и внутреннего, а также потребности ситуации и субъекта её удовлетворения. Одним из основных положений данной теории является то, что установка считается основой активности, тогда как поведение реализацией, которая лежит в основе его установки.
Таким образом, если, с одной стороны, природа установки определяет конкретное поведение индивида и реализуется в нем, а с другой стороны, заключается в ее релационности, то, в этом случае, личность со своей активностью может отразить реляционную природу установки и модус её существования заключается в содержании и способе отношения к себе и к миру.
К вышесказанному стоит добавить еще одно обстоятельство: если верно утверждение, что, с одной стороны, установка – является отношением субъекта потребности к ситуации её удовлетворения, а, с другой стороны, подобное установочное отношение может реализоваться в процессах и посредством чувства, познания и действия, то необходимо подчеркнуть, что подобным образом и самоотношение может быть реализовано в особенных актах познания (точнее, самопознания), действиях относительно самого себя и эмоциональных состояниях.
Из вышесказанного следует, самоотношение никак не может быть сведено к одному из его проявлений, будь то самопознание или самосознание, действия относительно самого себя или эмоциональное отношение к себе.
Для обозначения содержания самоотношения используются такие термины, как самоуважение, симпатия, самопринятие, любовь к себе, самоуверенность, самоуничижение, самообвинение и множество других. По справедливому замечанию С. Р. Пантилеева, иногда за этими терминами стоят различия теоретических ориентаций исследователей, иногда – различные представления о феноменологическом содержании самоотношения, но чаще – просто различия в словоупотреблении, базирующееся на плохо отрефлексированных предпочтениях [3].
В отличие от других авторов Н. И. Сарджвеладзе считает, что само понятие самоотношения выступает в качестве родового в отношении понятий, которые имеют приставку «само» и отражают широчайший спектр феноменов внутренней жизни взрослого человека. Именно самоотношение в качестве отдельных сторон может включать в себя саморегуляцию, самопознание, самосознание, самооценку, самоконтроль и эмоциональное отношение к себе, а не наоборот.
1. Самоотношение – как сумма частных самооценок, связанных с различными аспектами Я-концепции.
2. Самоотношение – как интегральная самооценка частных аспектов, взвешенных по их субъективной значимости.
3. Самоотношение – как иерархическая структура, включающая частные самооценки, интегрированные по сферам личностных проявлений и в комплексе составляющие обобщенное "Я", которое находится на верху иерархии.
4. Самоуважение – понимается как самостоятельная переменная, имеющая свою особую природу. Так, С. Куперсмит и М. Розенберг рассматривают самоотношение как своеобразную личностную черту, малоизменяющуюся от ситуации к ситуации и даже от возраста к возрасту. В основе устойчивости общего самоуважения, как предполагается, лежат два основных внутренних мотива: мотив самоуважения и потребность в постоянстве образа. Мотив самоуважения определяется как «личная потребность» сделать максимальным переживание положительных и минимальным отрицательных установок по отношению к себе.
5. Самоотношение как чувство, включающее переживания различного содержания (самоуверенность, самопринятие и т.п.). Исследователи Л. Уэлс и Дж. Марвелл, проанализировавшие различные концепции обобщенной самооценки, выделили три основных понимания самоотношения:
• любовь к себе;
• самоприятие;
• чувство компетенции.
В концептуальной модели структуры самосознания, представленной в ра¬ботах Мухиной B.C., прослеживаются этапы развития самосознания в онтогенезе. Самосознание воспринимается автором в качестве психологической структуры, представляющей такое понятое единство в самой себе, которое может найти вы¬ражение в каждом своём структурном звене и, в связи с этим может рас¬сматриваться на основе каждого из этих структурных звеньев.
В качестве таких структурных единиц само¬сознания можно выделить следующие ценностные ориентации:
• ориентация на значимые ценности в бу¬дущем, настоящем, прошлом;
• ориентация на свои права в обществе;
• ориентация на признание своего имени;
• ориентация на признание своих внешних физических данных и внутренней психической сущности;
• ориентация на социальное призна¬ние;
• ориентации на психические, физические, социальные признаки опреде¬ленного пола;
• оориентации на долг перед людьми.
Подобное развитие самосознания взрослого человека связано с переживанием и распознаванием своего «Я» относительно каждой из его ориентации с последую¬щим самоинтегрированием с целью получения общей картины ценностных отно¬шений к миру во времени и к своему «Я».
Большинство авторов выделяет в структуре самосознания два основ¬ных компонента:
• эмоциональный компонент;
• когнитивный компонент.
В эмо¬циональном компоненте выделяют резуль¬тат самоотношения процесс самоотношения, выступающие в качестве устойчивого обобщенного отношения человека, в зрелом возрасте, к себе. В когнитивном компоненте выделяют результат самопознания и процесс самопознания в качестве системы знаний данного человека о самой себе. Эмоциональный и когнитивный компоненты имеют, в свою очередь, довольно сложное уровневое строение.
Чеснокова И.И., к примеру, выделяя эмо¬ционально-ценностную (самоотношение), познавательную (самопознание) и действенно-волевую (саморегу¬ляция) стороны в самопознании, предложил уровневое строение самоотношения и самопознания.
На первом уровне познания осуществляется путём различных форм соотношения себя с другими людьми, на втором уровне соотнесение имеющихся знаний о себе проходит в рамках «Я» и «Я», когда взрослый че¬ловек оперирует уже имеющимися знаниями и понятиями о себе, которые получены в разных ситуациях и в разное время. В самоотношении Чесноков И.И. выделял оценочную и эмоционально-ценностную стороны в самоотношении[11].
По утверждению Д.А. Леонтьева, более поверхностным проявлением самоотношения является самооценка – общее отрицательное или положительное отношение к самому себе. Но просто одним знаком описат самоотношение невозможно.
Во-первых, необходимо различать самоуважение (отношение к самому себе со стороны, которое обусловлено какими-то определёнными реальными недостатками или достоинствами данного человека) и самопринятие (эмоциональное непосредственное отношение к себе, которое не зависит от того, есть ли в данном человеке какие черты, которые могли бы объяснить подобное отношение) [13].
По мнению С.Р. Пантилеева важнейшими структурными образующими самоотношения также являются: самоуважение (саморуководство, самоуверенность, социальная желательность Я); аутосимпатия (самопривязанность, самоценность, самопринятие); самоуничижение (внутренняя конфликтность, самообвинение). В целом же самоотношение определяется им как эмоционально-оценочная система, как обобщенное образование, отражающее более или менее устойчивую степень положительности или отрицательности отношения индивида к самому себе. Но, в то же время, далеко не всегда можно говорить о глобальном самоотношении как о простой арифметической сумме аффективно заряженных более частных видов самоотношения.
Существует и такой взгляд А.В.Петровского на проблему самоотношения как построение по принципу динамической иерархии, который заключается в том, что та или иная модальность эмоционального отношения может выступать в качестве ядерной структуры, фактически определяя содержание и выдержанность обобщенного устойчивого самоотношения. Причем содержание ядерной структуры определяется социальной средой, социальной ситуацией развития, которая оказывает влияние на иерархию ведущих деятельностей и мотивов. Т.е. соотношение и степень значимости компонентов самоотношения зависят прежде всего от иерархии деятельностей, в которых человек усматривает преимущественную сферу самореализации.
Опираясь на изложенные взгляды, можно сделать вывод, что самоотношение не просто отражает обобщенные чувства положительности или отрицательности по отношению к себе, а само обладает сложным строением. Однако самоотношение не есть собственно психическое содержание человека. Строение и суть самоотношения могут быть раскрыты лишь в контексте реальных жизненных отношений субъекта и деятельностей, за которыми стоят мотивы, связанные с самореализацией субъекта как личности. При этом выражение смысла "Я" осуществляется, в основном, двумя способами – самооценкой и эмоционально-ценностным отношением.
В отечественной психологии наиболее разработанной является концепция самосознания, предложенная В.В.Столиным. В ней Столин указывает, что самоотношение не является прямым следствием знания о себе, хотя в принципе выводится из него. При этом самопознание и самоотношение связаны опосредованно – с помощью оценки места собственных черт в отношении к мотивам, «опредмечивающим» потребность в самореализации.
Уровневое строение самоотношения и самопознания подробно представлено в работах Столина В. В. По его мнению, в качестве основного механизма самопозна¬ния выступает обнаружение взрослым человеком своих собственных свойств в ситуациях поступков, и исходя из данного познания, им выделяются три основных типа знания о себе:
1. постпоступковое;
2. допоступковое;
3. поступковое.
Пространство самоотношения, по мнению Столину В.В., трехмерно. При этом самоотношение Столин по¬нимает в качестве интегрального личностного смысла, отражающего осмысление самого себя в целом, как препятствующего или способствующего самому же себе, другими словами, потребности в достижении собственных мотивов и самореализации, в аспек¬те своей наиболее значимой деятельности.
Наконец, на еще более абстрактном уровне самоотношение предстает как глобальное чувство «за» или «против», «к» или «от» субъекта.
Пантилеев С.Р. считал самоотношение лежащим на поверхности сознания, непосредственно - представленность (или феноменологическое выражение) личного смысла «Я» для самого человека. Специфика пе¬реживания смысла «Я», при этом, производна от объек¬тивной позиции человека в социуме и от его реального бытия.
Пантилеев С.Р. выделил в составе самоотноше¬ния, две подсистемы:
• система эмоционально-ценностного отношения к себе;
• система самооценок.
Необходимо подчеркнуть, чтомногие изме¬нения в содержании, структуре и уровне обобщенного самоотношения, по утверждению Пантилеева С.Р., происходит лишь под воздействием тех фак¬торов, которые затрагивают его ядерный слой. Система самоотношения, в отношении к другим воздейст¬виям, остается резистентной, сохраняя свои ос¬новные характеристики, которые определяют её качественное свое¬образие и целостность.
Соколова Е.Т. как Столин В.В. и Пантилеев С.Р., полагает, что в основе самоотношения человека лежит иерархия его ценностей и пред¬почтений, своим существованием обязанная механизму смыслообразования.
Согласно позиции Соколовой Е.Т., дифференцированное и развитое позитивное самоотношение предполагает в себе самоприятие в двух ценностно-смысловых позициях взрослого человека одновременно: в модусе любящего, спонтанного, «теплого» Я и в модусе самоэффективного, активного, ус¬пешного Я. В качестве особенности подобной «примитивной» малодифференцированной организации сознания выступает всевозможность сосуще¬ствования в картине мира образа Я «плохого» и «хорошего», а также противоречия и непереносимость амбивалентности [24].
Система самоотношения полифункциональна. Перечислим некоторые функции:
1. Функция самореализации и самовыражения. Было бы лишним детально и отдельно указывать на роль, которую выполняет система самоотношения в активности взрослого человека, которая направлена на самореализацию и самовыражение.
2. Функция «зеркала» (отображения себя). Взрослый еловек со способом своей жизнедеятельности отражается в сознании окружающих его людей, но и это «зеркало» переносится вовнутрь, отображая, при этом, личность как во внутреннем плане, так и во внешнем (физическое самоотображение). Роль данной функции наиболее наглядна в онтогенетическом развитии человека. Ж. Лакан, к примеру, «стадию зеркала» выделяет в качестве отдельной в психическом развитии личности. Физическое зеркало, более того, во множестве исследований применялось в качестве, своего рода, экспериментального средства для изучения генеза самосознания. Во множестве методов группового тренинга взрослых людей с целью самокоррекции и самоотображения своих собственных поступков используются различные видеотехнические средства.
3. Функция сохранения внутренней стабильности и континуальности "Я". Данная функция самоотношения может осуществляться в силу и по мере той тенденции к внутренней согласованности к конгруентности, которая свойственна когнитивным представлениям человека о себе, а также эмоциональным реакциям в отношении своих действий и проявлений, которые адресованы себе.
4. Функция интракоммуникации. Социальная природа взрослого человека как личности сводится не только к тому, что она включена в процесс систематического взаимодействия с социальным миром, но, также и в том, что для себя самого данный человек выступает в роли социума, взаимодействуя, при этом, с самой собой, «разыгрывая» коммуникационные процессы на «сцене» своей внутренней жизни. В качестве базы для подобных интракоммуникационных процессов выступает система самоотношений. Если принимать во внимание идею Э. Берна о трех позициях общающихся сторон, то в процессе внутриличностного общения, то возможными вариантами занимаемой человеком позиции относительно самого себя могут выступать позиции Взрослого, Родителя и Ребенка.
6. Функция самоконтроля и саморегуляции. Только имея уже сложившиеся представления о самом себе и, при этом конкретным образом к себе относясь, взрослый человек способен контролировать и регулировать свою деятельность.
5. Функция психологической защиты. При получении определённой информации, которая представляет угрозу уже сложившимся представлениям о собственном "Я",, а также при жизненной неудаче или же различных по степени своей интенсивности психотравмах, защитные механизмы человека способны направляться на рационализацию или создание образа «фальшивого я» и т. д.
Самоотношение является одной из граней в понятии «Я» концепции. Наиболее поверхностным проявлением самоотношения выступает самооценка – общее положительное или отрицательное отношение к себе.
Основными характеристиками самоотношения является степень его целостности, интегрированности, автономности, независимости от внешних оценок. Таким образом, самоотношение выступает в качестве механизма обратной связи.
Самоотношение является одним из образований, которое функционирует и развивается в структуре самосознания личности.
Подводя итог вышесказанному, отметим, что в отечественной психоло¬гии пространство самоотношения на сегодняшний день является сравнитель¬но малоизученным. До недавнего времени исследователи обращались, в ос¬новном, к изучению самооценки, трактуя ее многопланово.
1.2.Основные подходы к изучению межличностных отношений в зрелом возрасте в отечественной и зарубежной литературе.
В отечественной литературе впервые межперсональное (межличностные) отношения были проанализированы в книге «Социальная психология» в 1975 г.
Проблема межличностных отношений в зарубежной и отечественной психологической науке исследована в определенной степени. В монографии Н. Н. Обозова приведены обобщенные результаты эмпирических исследований зарубежных и отечественных специалистов. Это наиболее обстоятельное и глубокое исследование и в нынешнее время сохранили свою актуальность. Проблеме межличностных отношений, в последующих публикациях, уделяетсягораздо меньше внимания. В зарубежной литературе, данная проблема была проанализирована в некоторых справочниках по социальной психологии. В качестве более интересного совместного исследования Г. Левингера и Т. Хустона представляется «Межличностная привлекательность и межличностные отношения», которое не потеряло и в настоящее время своего значения.
В наше время в печати появилось не мало работ, где рассматриваются некоторые проблемы деловых и межличностных контактов, а также даются практические рекомендации по оптимизации данных контактов. Часть подобных публикаций представляет из себя популярное изложение некоторых результатов психологических исследований, порой без списка использованной литературы и ссылок.
Межперсональные отношения довольно тесно связаны с разнообразными видами общественных отношений. Андреева Г. М., к примеру, подчеркивает, что наличие межличностных отношений внутри разнообразных форм общественных отношений это реализация общественных (обезличенных) отношений в функционировании определённых людей, а также в актах их взаимодействия и совместного общения.
Общественные отношения — являются официальными, формально закрепленными, объективизированными, действенными связи. Данные отношения выступают в качестве ведущих в регулировании множества видов отношений, и межперсональных в том числе[18].
Межличностные отношения — являются объективно переживаемыми, в разной степени осознаваемыми взаимосвязями между определёнными людьми. В основе межличностных отношений лежат различные эмоциональные состояния взаимодействующих между собой людей. В отличие от инструментальных (деловых) отношений, которые могут быть как официально незакрепленными, так и закрепленными, межличностные связи не редко называют экспрессивными, подчеркивая, при этом их эмоциональную содержательность. Взаимные отноше...
**************************************************************


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.