На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


Диплом Направление развития туризма в республике Татарстан

Информация:

Тип работы: Диплом. Добавлен: 17.10.11. Страниц: 82. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):




Оглавление:

Введение 3
Глава I. Анализ особенностей и факторов развития туризма в России 7
§ 1. Понятие и функции туристического бизнеса 7
§ 2. Проблемы развития туризма в России 13
Глава II. Тенденции и проблемы туризма в республике Татарстан 24
§ 1. Туризм как сектор экономики республики Татарстан 24
§ 2. Туристические ресурсы Татарстана 31
§ 3. Государственное регулирование туризма в Татарстане 42
§ 4. Перспективы развития туристического бизнеса в республике Татарстан 49
Заключение 77
Список источников и литературы: 80



Введение

Актуальность темы исследования. Туризм - это не только долгожданный отдых и новые впечатления, но и мощная индустрия развлечений. Туристический бизнес является очень доходным и очень многогранным бизнесом, важным сегментом мировой экономики. Его деятельность охватывает ряд отраслей производства и почти весь спектр сервисных услуг, существующих на мировом рынке в настоящее время. Поэтому, выбранная мною тема, является одной из наиболее интересных в современной экономике.
Туризм, будучи одной из высокоприбыльных сфер вложения капитала, продолжает уверенно удерживать свои позиции. Со стороны потребителей туристского продукта наблюдается возрастание спроса. Туристские организации совершенствуют свою инфраструктуру для более полного удовлетворения потребностей населения в путешествиях.
По прогнозам Всемирного совета по туризму и путешествиям Россия в предстоящие 10 лет переживет бум инвестиций, войдя в тройку мировых лидеров. Более того, Россия имеет все шансы стать новой туристической меккой, а в 2007-2014 годах наша страна выйдет на второе место в мире по инвестициям в туристическую отрасль. При этом уже в 2006 году количество туристов удвоилось. Особый оптимизм в отношении перспектив России на арене мирового туризма вселяет бурный рост числа новых рабочих мест в отрасли (седьмое место в мире).
Многие государства формируют основу национального бюджета за счёт доходов от туристической деятельности национального рынка туристических услуг.
В то же время специалисты признают, что у России еще много проблем, связанных с низким уровнем развития туристической инфраструктуры. Это серьезно замедляет развитие туристического рынка и поэтому на сегодняшний день отдача от потенциально огромного российского рынка туристских услуг весьма скромная.
Современные условия функционирования туристских фирм делают необходимым создание более совершенных систем управления, обеспечивающих их устойчивое развитие и рост реализации услуг в условиях неопределенности рыночной среды и адаптированных к требованиям формирующегося рынка туристских услуг.
Важно отметить также, что туристический рынок на современном этапе характеризуется высокой конкуренцией, поэтому в настоящее время особенно актуальным является изучение маркетингового планирования в туристической фирме, разработки стратегий увеличения объёмов реализации предлагаемых услуг, особенная роль в которых отводится рекламе.
Цель дипломной работы состоит в анализе проблем и перспектив развития туризма в республике Татарстан.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
• Рассмотреть проблемы и перспективы развития туризма в России;
• Провести анализ тенденций развития туризма в России;
• Исследовать туристский потенциал республики Татарстан;
• рассмотреть проблемы въездного и внутреннего туризма в республике Татарстан;
• рассмотреть перспективные туристские проекты на территории Татарстана.
Предмет исследования – тенденции и проблемы развития туризма в республике Татарстан.
Объект исследования – туристическая отрасль Татарстана.
Методы исследования: сравнения, обобщения, анализ литературы.
Теоретической и методологической основой работы послужили методология научного познания, законодательные и нормативные акты, инструктивные и методические документы. В работе используются данные Федерального агентства по туризму Росси; результаты исследований автора; фактические данные московских туристских фирм, собранные и обработанные автором; материалы эвристических процедур. В необходимых случаях привлечены отечественные и зарубежные литературные источники по рассматриваемым вопросам.
Структурно дипломная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы.
В первой главе проведен анализ особенностей и факторов развития туризма в России.
Во второй главе исследованы тенденции развития отрасли туризма и проблемы туристической отрасли Татарстана.



Глава I. Анализ особенностей и факторов развития туризма в России

§ 1. Понятие и функции туристического бизнеса

Актуальность исследования. К началу XXI века туризм превратился в глобальное социально-экономическое и политическое явление, в значительной мере влияющее на мировое устройство и политику ряда государств и регионов мира.
По мере развития мировой экономики, расширения объемов международной торговли, совершенствования средств транспорта, связи, повышения интернационализации и глобализации мирового хозяйства увеличивается количество и разнообразие контактов и поездок граждан. Соответственно повышение уровня развития культуры, науки, образования способствует росту международных поездок не только по хозяйственным, но и культурным, политическим целям. Повышение благосостояния населения разных стран, увеличение количества свободного времени, а также необходимость полного восстановления человеческого фактора способствуют росту поездок с целью отдыха.
По оценкам зарубежных специалистов, в 2007 г. на сферу туризма и путешествий во всем мире приходилось 11,8 % мирового объема ВНП, 9,8 % мирового количества рабочих мест, 12 % мирового объема инвестиций и 10,7% мирового объема налоговых поступлений. .
Основная функция туризма - социальная. Развитие туризма помогает решить проблему организации досуга населения, способствует сглаживанию различий и предупреждению конфликтов в обществе, стимулирует формирование новых связей между отдельными людьми и группами, повышает образовательный и культурный уровень населения, приводит к распространению культурных ценностей.
Человек постоянно находится в стрессовых ситуациях, а это приводит к истощению, быстрому изнашиванию организма. Для того чтобы пополнить свои внутренние ресурсы, истощившиеся в ходе производственной деятельности и при выполнении повседневных бытовых обязанностей, человек должен активно отдыхать.
Система туризма решает важные задачи социальной сферы - определение образа и уровня жизни людей, их благосостояния, потребления, использования времени, а также оказывает положительное влияние на другие отрасли народного хозяйства, стимулирует экономическое развитие территории, увеличивает занятость местного населения.
Туризм - это многопродуктивная индустрия, непосредственно связанная с большим числом секторов экономики. Экономическая эффективность развития туризма на национальном и региональном уровне может оцениваться на базе системы мультипликаторов, которые позволяют учесть не только прямые, но и косвенные эффекты развития туризма: определить эффективность инвестиций государственных или частных секторов в туристские проекты на национальных и региональных уровнях, провести проверки относительных величин воздействия различных видов туризма и выявить его влияние по сравнению с другими секторами экономики.
Туристский рынок есть составная часть национального и мирового рынка. В условиях рыночной экономики важным элементом деятельности любого туристского предприятия выступает анализ конъюнктуры туристского рынка. Более полное знание процессов, происходящих на рынке, увеличивает конкурентоспособность.
Точное определение туризма должно базироваться на следующих экономических характеристиках:
• туризм есть результат передвижения людей по различным туристским маршрутам;
• туризм всегда включает в себя два элемента: путешествие в пункт назначения и остановка там;
• путешествие означает выезд из страны (или региона), где турист постоянно проживает;
• туризм - это временное передвижение туриста по туристскому маршруту, то есть турист возвращается через какое-то время к месту своего постоянного проживания;
• туризм - это путешествие, не включающее в себя деятельность по извлечению прибыли.
Современное определение туризма, принятое ООН, заключается в том, что туризм - это активный отдых, влияющий на укрепление здоровья, физическое развитие человека, связанный с передвижением за пределы постоянного места жительства.
Законом РФ "Об основах туристской деятельности в Российской Федерации" закреплено следующее определение туризма:
"Туризм - временные выезды (путешествия) граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства с постоянного места жительства в оздоровительных, познавательных, профессионально-деловых, спортивных, религиозных и иных целях без занятия оплачиваемой деятельностью в стране (месте) временного пребывания".
Туризм характеризуется временным перемещением населения из одного региона (района, города, страны) в другой, если оно не связано с переменой места жительства и работы. Туризм - это удовольствие, связанное с путешествием в целях отдыха, лечения, участия в культурных, научных или деловых встречах.
Туризм как товар реализуется в форме услуг. Услуга туризма, как и услуга, вообще, есть действие определенной потребительной стоимости, выражающееся в полезном эффекте, который удовлетворяет ту или иную человеческую потребность. При этом услуга может быть оказана либо вещью, то есть при помощи товара, либо в процессе функционирования самого живого труда.
Указанные два способа производства услуг обусловливают и два вида самих услуг. Первый вид услуг - это такие услуги, которые опосредуются вещью, имеют дело с потребительским спросом. Оказание услуг подобного рода по своему содержанию ничем не отличается от процесса труда в материальном производстве; оно тождественно ему, поскольку здесь налицо все пять элементов процесса труда: средства труда, предметы труда, сам труд (то есть целенаправленная деятельность человека), технология и организация. Это дает основание называть услуги первого вида материальными (производственными).
Второй вид услуг - это услуги, действие которых направлено непосредственно на человека или окружающие его условия. Услуги этого вида не связаны с материальными продуктами, их производство неотделимо от потребления. Создание этих услуг совпадает с их потреблением. Данные услуги являются нематериальными (непроизводственными). К ним относятся услуги по реализации туристских путевок, обслуживанию туристов в гостиницах и предприятиях питания, организации концертных выступлений и т.п. Как и любой товар, нематериальная услуга имеет потребительную стоимость и стоимость.
Стоимость нематериальной услуги эквивалентна затратам общественного труда, необходимого для их производства.
Тур - комплекс услуг по размещению, перевозке, питанию туристов, экскурсионные услуги, а также услуги гидов- переводчиков и другие услуги, предоставляемые в зависимости от целей путешествия.
Кроме услуг туристы могут покупать товары туристского назначения. Совокупность услуг и товаров туристского назначения образует понятие "туристский продукт".
По действующему законодательству, туристский продукт - право на тур, предназначенное для реализации туристу.
Туристский продукт включает:
• туры, объединенные по целенаправленности (познавательные, оздоровительные и т.п.);
• туристско-экскурсионные услуги различных видов (размещение, питание, транспортные и др.);
• товары туристско-сувенирного назначения (карты, открытки, сувениры, книги, туристское снаряжение и т.п.).
Туристские хозяйствующие субъекты выполняют три функции:
• производство туристского продукта (производство товаров туристского назначения и оказание услуг туризма);
• реализацию туристского продукта;
• организацию потребления туров и отдельных услуг туризма.
В процессе реализации и организации потребления туристского продукта происходит обслуживание туристов, так как деятельность по продаже и организации потребления - это процесс обслуживания. Наличие этих трех функций позволяет объединить все туристские хозяйствующие субъекты в единую отрасль "туризм".
До настоящего времени в действующей классификации отраслей народного хозяйства отрасль туризма не имеет четкого производственного и социально-экономического статуса. Это является результатом несоответствия в современный период отраслевого принципа построения классификационной схемы общественного производства условиям функционирования рыночной экономики.
Осуществление научно-технической революции ведет к тому, что старое понятие "отрасль" как таковое постепенно размывается. Для рыночной экономики характерно не столько развитие обособленных отраслей, сколько функционирование диверсифицированных межотраслевых комплексов.
При растущей диверсификации общественного производства критерием отрасли становится ее функциональная роль в удовлетворении общественных потребностей, где в составе отраслей социальной сферы, удовлетворяющих потребности населения в средствах потребления (товары и услуги, вместе взятые), выделяется комплекс отраслей социально-бытовой инфраструктуры, куда входит и туризм. Критериями отрасли уже становится не предметность продукта, а его назначение. Поэтому туризм, где производятся как предметы потребления (пища, сувениры и т.д.), так и услуги (размещение в гостинице, обслуживание и т.п.), имеет в этом смысле единый функциональный критерий.
Место туризма в составе отраслей народнохозяйственного комплекса нужно оценивать со следующих позиций.
Туризм - это диверсифицированный, межотраслевой комплекс социально-бытовой инфраструктуры.
Особенность туризма как диверсифицированного, межотраслевого комплекса социально-бытовой инфраструктуры определяет двойственность назначения туризма в экономике страны.
Туризм создает новую материальную ценность и реализует ее в форме услуг, а также выполняет и реализует нематериальные услуги по обслуживанию туристов, поэтому имеет производственные и непроизводственные функции.

§ 2. Проблемы развития туризма в России

Проведенный Ростуризмом анализ статистических данных по туристским услугам, а также по услугам гостиниц и аналогичных средств размещения за 2007 год показал следующее:
В 2007 году объем услуг гостиниц и аналогичных средств размещения вырос на 13,5 млрд. руб. по сравнению с 2006 г. и составил 72,4 млрд. рублей.
Наблюдается опережающий рост туристских услуг по сравнению с ростом общего объема платных услуг:30,7% и 23,7% соответственно. Общий объем туристских услуг за 2007 год достиг 42,6 млрд. рублей.
В структуре объема платных услуг населению доля услуг гостиниц и аналогичных средств размещения в 2007 г. по сравнению с 2006 г. практически не изменилась, и составила 2,5% (от всех видов услуг).
Таблица 1
Объем платных услуг населению по видам туристской деятельности

2006год,
млрд. руб. 2007год,
млрд. руб. 2007 год
к
2006 году
(в % )
Платные услуги (всего)
в том числе:
2 265,5
2 803,0
123,7
Услуги гостиниц и аналогичных средств размещения
58,9
72,4
122,9

Туристские
32,6
42,6
130,7

Доля туристских услуг в структуре объема платных услуг населению в 2007 году также осталась на уровне 2006 года и составила 1,5 % (от всех видов услуг).
Данные по объему платных услуг населению за 2006-2007г.г. представлены в следующей таблице.
В 2007 году общий объем инвестиций вырос на 342,4 млрд. руб. по сравнению с 2006 г. и составил 3 533,2 млрд. рублей. При этом объем инвестиций в гостиницы и рестораны в 2007 г. был на 2,77 млрд. руб. больше, чем в 2006 г.
Темпы роста инвестиций в гостиницы и рестораны значительно выше среднероссийских показателей: 24,8% и 10,7% соответственно. В структуре объема всех инвестиций доля инвестиций в гостиницы и рестораны в 2007 г. по сравнению с 2006 г. практически не изменилась, и составила 0,39 % (инвестиции в основной капитал по видам экономической деятельности).
Данные по инвестициям в основной капитал за 2006-2007 гг. представлены в следующей таблице.
Таблица 2
Объем инвестиции в основной капитал по видам экономической деятельности





2006 год,
млрд. руб.

2007год,
млрд. руб.
2007 год
к
2006 году
(в %)


Инвестиции в основной капитал, по видам экономической деятельности
в том числе:


3 190,8

3 533,2

110,7
гостиницы
и
рестораны
11,13
13,9
124,8

Въезд иностранных граждан в Российскую Федерацию
Количество поездок иностранных граждан в Российскую Федерацию по итогам года составило 22486044, что на 1,3% больше, чем в 2006 году, при этом число поездок с целями туризма выросло на 2%.
Основной прирост достигнут за счёт числа туристических поездок со служебными целями. Эти данные подтверждают вывод, сделанный по итогам 9 месяцев прошлого года: расширение международного сотрудничества с Россией, развитие в нашей стране индустрии MICE ведёт к опережающим темпам роста деловых поездок по сравнению с другими видами туризма.
Что касается поездок с целью отдыха, то обращают на себя внимание значительные темпы роста поездок из США (44%), Швейцарии (28%), Японии (17%), Норвегии (12%). В основном, туристы из этих стран посещают нашу страну с культурно-познавательными целями, а за последний год имидж России в этом отношении значительно улучшился.
Рост въездного туристического потока (со служебными целями и целью отдыха) в прошедшем году продемонстрировали Германия, Великобритания, Турция, Франция, Нидерланды и некоторые другие страны.
Общее число поездок россиян за рубеж в 2007 году составило 27107224, или на 1,9% больше, чем по итогам 2006 года. В предыдущий период (рост в 2006 году по сравнению с 2006) данный показатель составлял 17%, что говорит о заметном снижении динамики роста выездного туризма.
Отмечается снижение на 16% числа туристских поездок россиян в Великобританию. На столько же снизился туристский поток в Польшу, что связано с уменьшением числа коммерческих поездок российских граждан в Польшу по туристской визе. Незначительно снизился туристический поток в Германию снизился. Впервые за много лет уменьшился туристический поток в Турцию (на 6%). Из-за изменения визовой политики консульства Франции в России, а также ряда сбоев с выдачей виз произошло значительное снижение количества поездок с туристическими целями во Францию (на 20%).
В то же время растёт число выездов россиян в страны пляжного отдыха: Египет (30%), Болгарию (22%), Португалию (20%), Хорватию (27%), Италию (16%). Значительный выросло число посещений россиянами Греции (36%). Двукратный рост числа поездок в Таиланд по итогам прошлого года говорит о восстановлении потока после резкого снижения числа туристов из-за цунами, случившегося в декабре 2006 года. На фоне относительно небольших абсолютных показателей почти вдвое вырос турпоток в Черногорию: на 99% по сравнению с 2006 годом. Продолжает оставаться популярным у российских граждан отдых в Финляндии .
Анализ въездного потока иностранных туристов в 2008 году показывает, что по большинству стран турпоток увеличился по сравнению с 2007 годом на 8-15 %.
Таблица 3
Сравнительная таблица показателей въезда иностранных граждан в Российскую Федерацию за 9 месяцев 2008 г. и 9 месяцев 2009 г.*
Страны Цели поездки 9 месяцев 2008 г. 9 месяцев 2009 г. Изменение численности иностранных граждан, въехавших в РФ за 9 месяцев. 2009г. по сравнению с аналогичным показателем 2008г. (+-%)
Великобритания всего 234 078 203 505 -13
туризм 126 881 136 799 8
служебная 62 218 46 203 -26
Германия всего 526 600 487 191 -7
туризм 291 220 291 713 0
служебная 143 016 118 589 -17
Италия всего 185 162 154 995 -16
туризм 124 352 96 471 -22
служебная 42 498 38 130 -10
Китай всего 630 763 568 890 -10
туризм 102 661 91 818 -10
служебная 149 574 152 202 2
Польша всего 605 569 314 104 -48
туризм 27 481 21 943 -20
служебная 377 706 231 075 -39
США всего 260 742 242 734 -7
туризм 166 402 165 324 -1
служебная 58 013 46 198 -20
Финляндия всего 759 498 805 849 6
туризм 113 776 124 410 9
служебная 388 137 407 921 5
Франция всего 161 624 146 723 -9
туризм 87 708 78 965 -10
служебная 45 834 39 983 -13
Всего по всем странам всего 13 055 481 11 611 736 -11
туризм 1 716 975 1 587 728 -8
служебная 2 642 495 2 338 607 -12

Анализ въездного потока иностранных туристов в 2009 году, показывает, что суммарный въездной поток снизился на 11 %, что связано с влиянием мирового финансового кризиса.
Максимальное снижение турпотока (на 48 %) зафиксировано по польскому направлению, в то же время на 6 % увеличился приток туристов из Финляндии.
При анализе национального туризма, включающего в себя выездной и внутренний потоки, необходимо учитывать, что мотив рекреации является основным и имеет важное социальное значение, так как из удовлетворения туристских потребностей отдельных граждан складывается благосостояние общества, его социальная стабильность.
В свою очередь, на формирование потребностей оказывают влияние следующие факторы:
• социально-демографические: увеличение продолжительности оплачиваемого отпуска и возможность использовать время отдыха не только полностью, но и по две недели в году, старение населения, возрастание доли одиноких людей, повышение активности женщин, и увеличение числа поздних браков, сокращение рождаемости, развитие миграционных процессов;
• экономические: общая экономическая ситуация в стране, уровень доходов на душу населения - благосостояние населения, изменение валютных курсов, уровень деловой активности, развитие международной торговли;
• политические: внутриполитическая стабильность страны, включающая в себя возможность осуществления безопасного отдыха, что является наиболее значимым в условиях стремительного роста терроризма, межнациональных конфликтов, расовой дискриминации, для борьбы с которыми необходимо ведение комплекса таких мер, как пропаганда, гражданское воспитание и учетом полинациональности общества, активизация и совершенствование деятельности органов правопорядка, а также проведение работы по созданию положительного имиджа страны, с точки зрения безопасности и доброжелательности населения; культурно-психологические: приоритеты в системе духовных ценностей, уровень образования, с которым связано стремление к познанию нового, изучению культуры; становление глобального стиля жизни вследствие таких процессов, как интернационализация, способствующая еще и беспрепятственному доступу в другие страны, развитие процесса урбанизации, который приводит к концентрации населения и формированию стереотипа подвижного образа жизни, так как жители крупных городов остро чувствуют необходимость в смене обстановки для восстановления физических и духовных сил, что подтверждают и данные статистики, отражающие лидирующие позиции Центрального, Северо-Западного и Уральского регионов с наиболее высоким процентом городского населения;
• научно-технические: развитие коммуникационных технологий, позволяющих устанавливать контакты между практически всеми районами мира, расширение общения и получения информации с использованием глобальной сети Интернет, дающее возможность потребителю тщательно изучать предлагаемые на рынке услуги и играть активную роль в принятии решения об отдыхе, ведущее к персонализации обслуживания .
Выездной поток туристов из России менялся не только количественно, но и качественно. Происходили сдвиги в структуре зарубежных путешествий. С начала перестройки до 1991 г. выезд за границу носил в основном частный характер (к родственникам и друзьям), что объяснялось снятием ограничений на зарубежные поездки по приглашениям, явившимся первым шагом на пути упрощения туристских формальностей, то есть услуги туристских агентств практически не использовались, но с 1995 года ситуация начала меняться, и в настоящее время число поездок с туристскими целями постоянно растет (табл.1.4.).
Отрицательно сказывается и отсутствие единой государственной политики в регулировании географии туристских потоков, координация которых способствует получению прибыли, в том числе и при развитии выездного туризма, но с ориентацией на государства - импортеры производственной продукции и реципиенты инвестиций, связанных с туризмом. Основными странами - экспортерами туристских услуг для России являются Турция, Польша, Финляндия, Испания, Египет, Германия.

Таблица 4
Выезд российских граждан за границу, тыс. поездок
2000 2003 2004 2005 2006 2007 2008
Всего:
В том числе по целям поездок:
18371 20468 24410 28476 29003 34218 37145
служебная 2163 2516 2285 2357 2340 2162 2340
туризм 4485 5640 6557 6785 7753 9368 9780
частная 10088 10330 13604 17205 16957 20232 21145
обслуживающий персонал 1635 1982 1964 2129 1953 2456 3880

За этот же период количество прибывших с туристскими целями иностранных граждан было несопоставимо ниже (табл. 5), что связано с воздействием таких факторов, как:
• образ России как страны, непривлекательной для туризма, создаваемый отдельными зарубежными и отечественными средствами массовой информации;
• отсутствие за рубежом государственной некоммерческой рекламы туристских возможностей страны, в том числе посредством участия в международных выставках и деятельности финансируемых государством загранпредставительств по туризму;
• неблагоприятный для туристских посещений визовый режим, заключающийся в завышенной стоимости виз, длительных сроках их выдачи;
• неразвитая инфраструктура, высокий моральный и физический износ существующей матер...
**************************************************************


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.