На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


Диплом Повышение эффективности деятельности сети ресторанов

Информация:

Тип работы: Диплом. Добавлен: 17.10.11. Страниц: 121. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ 4
ГЛАВА 1. ЭКОНОМИКА И ОРГАНИЗАЦИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МАЛЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ ОТРАСЛИ ГОСТЕПРИИМСТВА НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ 11
1.1. Понятие малого бизнеса как формы предпринимательства в ИГ 11
1.2. Особенности организации управления предприятием малого бизнеса в отрасли гостеприимства 19
3. Функционирование отрасли гостеприимства в России. Ресторанные сети – тенденции и перспективы 29
ГЛАВА 2. АНАЛИЗ ЭКОНОМИКИ И ОРГАНИЗАЦИИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ РЕСТОРАННОЙ СЕТИ ЯКИТОРИЯ 42
2.1 Общая характеристика компании и особенности организации производства 42
Выкладка витрины является важнейшей частью производственного процесса. 54
2.2 Анализ и оценка эффективности управления персоналом 54
2.3 Организация маркетинга 65
ГЛАВА 3. ПРЕДЛОЖЕНИЯ ПО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ РАБОТЫ РЕСТОРАННОЙ СЕТИ ЯКИТОРИЯ 73
3.1 Предложения по совершенствованию управлением персоналом 73
3.2 Рекомендации совершенствованию производства (предложение о покупке дополнительного оборудования) 82
3.3 Предложения по маркетингу 86
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 113
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 119
ПРИЛОЖЕНИЯ 123


Введение
Актуальность темы. Актуальность и значение выбранной темы исследования определяются тенденцией повышения роли малого предпринимательства в социально-экономическом развитии современной России и необходимости совершенствования его государственного регулирования.
В развитых странах развитию малого предпринимательства придается важное значение, поскольку создание новых рабочих мест и обеспечение минимального уровня безработицы во многом зависит от успешного функционирования малого бизнеса. Кроме того, развитие малого предпринимательства является условием формирования конкурентных цивилизованных рыночных отношений, способствующих лучшему удовлетворению потребностей населения и общества в товарах (работах, услугах), расширению ассортимента и повышению качества товаров, работ, услуг. Малое предпринимательство является самой гиб¬кой в производственных, технологических и управленческих отношениях сферой, что помогает ему чутко реагировать на изменения рыночной конъюнктуры и перестраиваться под них с наименьшими потерями. Не случайно в экономике большинства стран малый бизнес обеспечивает рабочими местами почти 50-70% трудового населения, при этом объем производства в этой сфере составляет от 33 до 66% ВНП .
Мировая практика также показывает прочную зависимость конкурентоспособности экономики страны от степени развития малого и среднего бизнеса. В сфере малого предпринимательства развитых стран осуществляется большая часть всех инноваций, что является ключевым фактором повышения конкурентоспособности экономики. Минэкономразвития Российской Федерации подготовило концепцию долгосрочного социально-экономического развития России до 2020 года . Основным приоритетом которой является инновационный сценарий развития. В документе указано, что его целью является «превращение России в одного из лидеров глобальной экономики, выход ее на уровень развитых постиндустриальных стран». Это возможно только при инновационном сценарии развития страны.
На фоне наблюдаемого в Российской Федерации роста количества субъектов малого предпринимательства особую важность приобретают вопросы правильной адресации выделяемых на разных уровнях государства финансовых средств, неразвитости системы кредитования малых предприятий, отсутствия целостной государственной политики в области малого инновационного предпринимательства и др.
Малое и среднее предпринимательство имеет исключительно важную роль в экономической и социальной жизни страны. Даже краткое перечисление достоинств этого сектора экономики позволяет в полной мере оценить те благотворные перспективы, которые он может открыть в России. Малый бизнес не требует крупных стартовых инвестиций, гарантирует быстрый оборот ресурсов, высокую динамику роста, экономно и быстро решает проблемы реструктуризации экономики, оперативно реагирует на изменение конъюнктуры рынка, придаёт экономике гибкость и стабильность. Столь же значительны социальные функции малого и среднего бизнеса. Развитие малого предпринимательства увеличивает число собственников и обеспечивает формирование среднего класса – основного гаранта политической стабильности общества, создает новые рабочие места, в том числе для молодежи и незащищенных слоев общества, обеспечивает снижение уровня безработицы, социальной напряженности и экономического неравенства.
В начале третьего тысячелетия мировая экономика вступила в новую эпоху. Развитие новых технологий, телекоммуникационных и компьютерных сетей предельно интернационализировали международные экономические связи. Другим мощным фактором экономической интеграции стало международное разделение труда и либерализация национальных экономик, приведших к формированию общих рынков в Европе и других регионах мира. Эти кардинальные изменения привели в начале ХХI века к вступлению интеграции мировых рынков товаров и услуг в новую стадию – глобализацию мирохозяйственных связей. Будучи по своей природе явлением межнациональным, связанным с международными связями и трансграничными поездками, контактами и обменами, туризм еще в 90 – е годы прошлого века превратился в наиболее динамичную отрасль мировой экономики. В начале нынешнего века туризм стал влиять на экономику целых стран, регионов и на мироустройство в целом. Индустрия туризма превратилась в весьма эффективную и высокодоходную отрасль. Так, ежегодный рост поступлений от международной туристской деятельности составил в среднем 14,8%, в то время как в других отраслях экономики он был на уровне 8,8%. Туристскую индустрию относят к разряду отраслей, которые будут опреде¬лять мировое экономическое развитие в этом столетии. По мнению известного американского футуролога Дж. Нэйсбита по своим масшта¬бам она будет уступать лишь телекоммуникациям и информацион¬ным технологиям. По данным Всемирной туристской организации на долю туризма приходится около 11% мирового валового продукта, до 30% торговли и почти 10% мировых капиталовложений. Число рабочих мест в туристской индустрии составляет 192 млн. человек или 8% от общих показателей занятости в мире. Начиная с 1998 года туризм вышел на первое место в мировом экспорте товаров и услуг, составив 7,9% от мирового объема торговли товарами и услугами. Всемирный совет по туризму и путешествиям (WTTC) обнародовал в Лондоне прогноз развития туристской отрасли на грядущее десятилетие. Безусловными лидерами роста мирового туризма в ближайшие десять лет станут Монтенегро, Индия, Китай, Вьетнам, Ангола, Лаос, Чад, Гваделупа, Фиджи и Уганда. Будет развиваться и туристский рынок в России. По прогнозам WTTC Россия в ближайшие десять лет переживет инвестиционный бум, войдя в тройку мировых лидеров по инвестициям в индустрию туризма.
Всемирная Торговая Организация (ВТО) в 2002 г. включила Россию, наряду с развитыми капиталистическими странами (США, Германия, Великобритания, Франция и др.), в число крупнейших импортеров туристских услуг. Наша доля составляет около 2,4% от всего мирового импорта данного вида услуг, что свидетельствует о том, что Россия фактически усиленно продолжает инвестировать экономики западных государств. Что касается въездного туризма, организация которого в значительной степени ложится на плечи отечественной индустрии гостеприимства, данные ВТО менее оптимистичны. Российская доля экспорта туруслуг составляет - менее 0,6% мирового объема (около 4 млрд. долларов США). Это свидетельствует о том, что, несмотря на провозглашаемые приоритеты государственной политики по поддержке въездного туризма, наша индустрия гостеприимства продолжает оставаться низко конкурентной. Для многих из вышедших на наш рынок иностранных компаний проникновение в Рос¬сию является составной частью процесса глобализации, которая является сегодня главной тенденцией, оказывающей влияние на развитие мировой индустрии туризма. Следует признать, что действие этой тенденции вызвало у отечественных владельцев и управляющих индустрией гостеприимства неоднозначную реакцию. Опасность остаться на периферии и угроза острой конкуренции вынудила отечественную индустрию гостеприимства начать адаптацию к новым экономическим условиям. Правительст¬во и частные компании начали инвестировать средства в туристский и гостиничный биз¬нес. В результате появились проекты по реконструкции существующих и строительству новых отелей, изменению структуры управления предприятий индустрии гостеприимства, во многих случаях с привлечением ведущих гостиничных цепей Запада. Однако реальная адаптация отечественных участников рынка туруслуг к условиям конкурентной среды ставят перед каждой российской организацией индустрии туризма задачу поиска новых методов формирования конкурентных преимуществ.
Таким образом, актуальность темы исследования обусловлена следующими обстоятельствами.
Во-первых, острой необходимостью повышения конкурентоспособности российской экономики на мировых рынках.
Во-вторых, насущной потребностью развития малого предпринимательства России (особенно малого инновационного бизнеса) как основы повышения его значимости в развитии народного хозяйства страны.
В-третьих, проблемы развития малого предпринимательства особенно обострились в условиях финансового кризиса.
Проблеме развития малого предпринимательства посвящено значительное количество научных трудов. Наиболее крупные достижения в этой области связаны с именами таких зарубежных экономистов, как А. Смит, Д Рикардо, Ж.-Б. Сэй, Р. Кантильон, М. Вебер, Й. Шумпетер, Ф. Нек, Д. Норт, Р. Коуз, Д. Горхем, X. Леви, С. Майерс, М. Портер, С. Росс, В. Скотт, Г. Фостер, Э. Хансен, У. Шарп и др. В их трудах заложены основы анализа феномена предпринимательской деятельности, определены достоинства и недостатки малого предпринимательства, исследованы проблемы становления и развития малого бизнеса, выявлена необходимость государственной поддержки малого предпринимательства и обозначены основные направления этой поддержки.
Значительный вклад в решение проблемы регулирования малого предпринимательства вносят также исследования таких отечественных ученых, как: Л.И. Абалкин, Е.В. Калинкин, Б.Н. Кузык, Д.С. Львов, С.Ю. Глазьев, А.Д. Некипелов, И.В. Розмаинский, В.А. Рубе, О.Л. Рогова, П.М. Теплухин, Ф.И. Шамхалов, Ю.В. Яковец, Е.Г. Ясин М.Г. Лапуста, Ю.П. Старостин, В.Я. Горфинкель, А. Шулус, А.В. Рунов, С.И. Зангеева и др. В их работах глубоко проанализированы особенности становления и развития российского малого предпринимательства, рассматриваются достоинства и недостатки системы государственной поддержки малого предпринимательства в России, определены основные проблемы, с которыми сталкиваются российские предприниматели, предлагаются пути решения данных проблем. В тоже время особенности, экономика и проблемы малого бизнеса в отрасли гостеприимства не изучены, что и обусловило выбор темы данной работы.
Целью дипломной работы является поиск путей повышения эффективности деятельности предприятия на примере сети ресторанов быстрого обслуживания «Якитория» ( ЗАО «Центр Торг Финанс»).
Достижение поставленной цели обусловило необходимость решения в работе следующих задач:
• Раскрыть понятие малого бизнеса и особенности как формы предпринимательства;
• Рассмотреть особенности организации управления предприятием малого бизнеса в отрасли гостеприимства;
• Провести анализ развития отрасли гостеприимства в России и ресторанных сетей – тенденции и перспективы развития;
• Провести анализ экономики и организации деятельности ресторанной сети ЗАО «Центр Торг Финанс»;
• Дать общую характеристику компании и рассмотреть особенности организации производства;
• Провести анализ и оценку эффективности управления персоналом;
• Рассмотреть построение и осуществление контроля качества;
• Исследовать особенности маркетинга;
• По результатам анализа разработать рекомендации по совершенствованию работы ресторанной сети.
Дипломная работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка литературы, приложения. Общее количество страниц — 120 (без учета приложений). Список литературы насчитывает 36 наименования. Количество рисунков — 19, таблиц — 23, приложений — 12».);
Первая глава работы «Экономика и организация деятельности малых предприятий отрасли гостеприимства на современном этапе» посвящена исследованию понятия малого бизнеса как формы предпринимательства ИГ, рассмотрены особенности организации управления предприятием малого бизнеса в отрасли гостеприимства и функционирование отрасли гостеприимства в России.
Во второй главе работы «Анализ экономики и организации деятельности ресторанной сети ЗАО «Центр Торг Финанс» приведена общая и производственная характеристика объекта ЗАО «Центр Торг Финанс». Рассмотрены основные бизнес-процессы кафе, описана система управления персоналом и маркетингом.
В третьей главе работы «Предложения по совершенствованию работы ресторанной сети ЗАО «Центр Торг Финанс» разработаны мероприятия, направленные на повышение эффективности управления ресторанной сети ЗАО «Центр Торг Финанс».


Глава 1. Экономика и организация деятельности малых предприятий отрасли гостеприимства на современном этапе

1.1. Понятие малого бизнеса как формы предпринимательства в ИГ
Малое предпринимательство является неотъемлемой частью экономики любой страны. Его предназначение – создание широкого спектра товаров и услуг в условиях быстрой дифференциации и индиви-дуализации потребительского спроса. Невозможно представить современную экономику без хорошо развитого малого бизнеса, который, с одной стороны, в какой-то мере противостоит крупному бизнесу и с этой точки зрения делает экономику более гиб¬кой, помогает быстрее приспособиться к конъюнктурным измене¬ниям, к меняющейся моде и вкусам потребителей, к структурной перестройке экономики. С другой стороны, значительная часть малых и средних предприятий сотрудничает с крупным бизнесом, дополняя и укрепляя его.
На экономическом форуме в Красноярске 15 февраля 2009 года тогда еще первый вице-премьер, а в настоящее время Президент РФ Дмитрий Медведев огласил экономическую программу страны на четыре года. Он сформулировал четыре основных направления и семь задач, которые будут приоритетными в последующий период развития страны: «Мы должны сконцентрироваться на своеобразных четырех «И» – институтах, инфраструктуре, инновациях, инвестициях», – заявил Д.А. Медведев .
Все четыре основных направления напрямую касаются малого бизнеса, и от того насколько продуктивно будут решаться поставленные задачи, будет зависеть успешное развитие малого предпринимательства.
Субъектами малого предпринимательства, в Российской Федерации, являются коммерческие организации соответствующие определенным критериям, а так же физические лица, которые занимаются предпринимательской деятельностью без образования юридического лица (согласно принятому ФЗ от 14.08.95г №88 "О государственной поддержке малого предпринимательства в РФ")
Статьей 4 Федерального Закона №209-ФЗ от 24.07.2008 года «О развитии малого и среднего предпринимательства в РФ» определены категории субъектов малого и среднего предпринимательства.
К субъектам малого и среднего предпринимательства относятся внесенные в единый государственный реестр юридических лиц потребительские кооперативы и коммерческие организации (за исключением государственных и муниципальных унитарных предприятий), а также физические лица, внесенные в единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей и осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица (далее - индивидуальные предприниматели), крестьянские (фермерские) хозяйства, соответствующие следующим условиям:
1) для юридических лиц - суммарная доля участия Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, иностранных юридических лиц, иностранных граждан, общественных и религиозных организаций (объединений), благотворительных и иных фондов в уставном (складочном) капитале (паевом фонде) указанных юридических лиц не должна превышать двадцать пять процентов (за исключением активов акционерных инвестиционных фондов и закрытых паевых инвестиционных фондов), доля участия, принадлежащая одному или нескольким юридическим лицам, не являющимся субъектами малого и среднего предпринимательства, не должна превышать двадцать пять процентов;
2) средняя численность работников за предшествующий календарный год не должна превышать следующие предельные значения средней численности работников для каждой категории субъектов малого и среднего предпринимательства:
а) от ста одного до двухсот пятидесяти человек включительно для средних предприятий;
б) до ста человек включительно для малых предприятий; среди малых предприятий выделяются микропредприятия - до пятнадцати человек;
3) выручка от реализации товаров (работ, услуг) без учета налога на добавленную стоимость или балансовая стоимость активов (остаточная стоимость основных средств и нематериальных активов) за предшествующий календарный год не должна превышать предельные значения, установленные Постановлением Правительства Российской Федерации от 22.07.2009 года №556 для каждой категории субъектов малого и среднего предпринимательства.
Данным постановлением установлены предельные значения выручки от реализации товаров (работ, услуг) за предшествующий год без учета налога на добавленную стоимость для следующих категорий субъектов малого и среднего предпринимательства:
• микропредприятия - 60 млн. рублей;
• малые предприятия - 400 млн. рублей;
• средние предприятия - 1000 млн. рублей.
Однако небольшой численный состав и юридическая самостоятельность- не самые главные черты малого предприятия. Наиболее существенными характеристиками таких предприятий являются высокая финансово-хозяйственная независимость, упрощенная организационная структура и способность к быстрой перестройке своих хозяйственных подразделений. Сущность и отличительная особенность малого предпринимательства состоит в достижении эффекта особого рода, в получении такого результата и таким способом, которых нельзя достичь на основе других форм организации производства или обмена.
Возможность эффективного функционирования малых форм производства определяется рядом их преимуществ по сравнению с крупным производством: близость к местным рынкам и приспособление к запросам клиентуры; производство малыми партиями, что невыгодно крупным фирмам; исключение лишних звеньев управления и т. д. Малому производству способствуют дифференциация и индивидуализация спроса в сфере производственного и личного потребления.
В свою очередь, развитие малого и среднего предпринимательства создает благоприятные условия для оздоровления экономики: развивается конкурентная среда; создаются дополнительные рабочие места; активнее идет структурная перестройка экономики; расширяется потребительский сектор. Развитие малых предприятий ведет к насыщению рынка товарами и услугами, повышению экспортного потенциала, лучшему использованию местных сырьевых ресурсов. С нашей точки зрения, эти особенности малого предпринимательства особенно важны для развития отечественной экономики и повышения ее конкурентоспособности на мировом рынке.
Большое значение имеет способность малых предприятий расширять сферу приложения труда, создавать новые возможности не только для трудоустройства, но, прежде всего для предпринимательской деятельности населения, развёртывания его творческих сил и использования свободных производственных мощностей.
В России все формы малого бизнеса проходили и до сих пор проходят достаточно сложный период становления. К особенностям становления малого предпринимательства на рубеже XX-XXI вв. можно отнести:
– отсутствие в стране на рубеже веков таких видов малых предприятий, как мелкосерийное и индивидуальное производство товаров, розничная торговля, гостиничное хозяйство и др., являющихся в развитых странах традиционно сферой деятельности малого бизнеса и фундаментом экономики;
– прерванность поколений в традиционном малом предпринимательстве;
– неразвитость групп малых акционерных и паевых обществ, по сути являющихся формой производственной кооперации;
– существование псевдопредпринимательства в форме кооперативов не производящих продукцию, а закупающих на государственных предприятиях товары по заводским (трансфертным) ценам и продающих их по рыночным ценам;
– распространение малого предпринимательства в форме осуществления массовых закупок товаров за рубежом и продажи их в России;
– наличие в стане достаточно высоких административных барьеров на пути развития малого предпринимательства.
Слабость и неэффективность структур государственного регулирования и контроля в период трансформации российской экономи-ки к рыночной модели породили ряд специфических трудностей в раз-витии малого бизнеса, определяемых большинством исследо¬вателей как «административные барьеры» (АБ) . Общая классификация административных барьеров представлена на рисунке 1.1.
По оценкам экспертов, с которыми можно согласиться, существует замороженный из-за наличия из¬быточных административных барьеров потенциал роста российской эко¬номики на уровне 5-7 %. Этот потенциал блокирован недостаточным развитием кон¬куренции из-за запредельно высоких издержек входа на рынок для субъектов малого и среднего бизнеса и общей пониженной конкуренто¬способностью российской экономики по сравнению с другими странами вследствие гипертрофированной избыточности АБ. В качестве основных факторов, препятствующих росту российской экономики в условиях ее пере-груженности АБ, автор выделяет:
- высокие финансовые издержки потребителей, по-прежнему незащищенных от опасной, фальсифицированной и некачественной продукции, но оплачивающих цену барьеров;


Рис. 1. Группировка административных барьеров в соответствии с их ролью в деловом обороте предпринимателей

- сохранение в тени значительной части бизнеса из-за труд¬ностей преодоления барьеров;
- потери налоговых поступлений в бюджеты всех уровней по причине ухода платежей за АБ в частные структуры, уполномоченные госорганами на проведение экспертиз, сертификации, маркирования и т.п. процедур;
- нераскрытый созидательный предпринимательский потенциал значительной части инициативных граждан, неготовых на высо¬кие материальные и моральные издержки при открытии своего бизнеса при существующих АБ.
Неэффективность применяемых государством мер по снижению административных барьеров объясняется в значительной степени наличием «эффекта блокировки» (lock- in effect) , когда любые попытки отменить существующие входные барьеры опреде¬ленного вида встречают сопротивление заинтересованных групп из представителей государственного аппарата и коммерческих структур, делаю¬щих бизнес на «барьерах» и извлекающих статусную ренту.
Развитие малого предпринимательства на территории России идет не одинаковыми темпами. В большинстве субъектов Российской Федерации (Воронежской, Московской, Ленинградской, Новосибирской, и др. обл.) малый бизнес развивается в целом успешно. Однако, в некоторых регионах наблюдается снижение инвестиций в малом предпринимательстве, снижение объемов оборота и численности занятых в малом бизнесе. Поэтому для успешного развития малого предпринимательства, роста конкурентоспособности российской экономики необходима всесторонняя государственная поддержка малого предпринимательства, как на федеральном уровне, так и на уровне регионов.
Содержание государственного регулирования малого предпринимательства определяется принципами, функциями и методами государственного управления экономикой, которые направлены на достижение конкретных целей, разрабатываемых государством с учетом специфических особенностей страны на разных этапах развития экономики и социальных потребностей общества.
Из факторов внешней среды наибольшее влияние на развитие малого предпринимательства оказывают такие факторы, как состояние экономики и рыночной конъюнктуры; наличие соответствующей инфраструктуры для развития малого предпринимательства; политика государства по отношению к малому предпринимательству; социальная среда.
Развитие малого предпринимательства на территории России идет неравномерными темпами. Наряду с позитивными достижениями в отдельных регионах наблюдается снижение размеров инвестиций в малом предпринимательстве, объемов оборота и численности занятых в малом бизнесе. Поэтому, для эффективного развития малого предпринимательства, роста конкурентоспособности российской экономики необходимо государственное регулирование малого предпринимательства, как на федеральном уровне, так и уровне регионов, учитывающее его актуальные проблемы и тенденции развития.
Государственное регулирование малого предпринимательства в Российской Федерации должно быть направлено на разрешение проблем, сдерживающих его развитие, таких, как:
- несовершенство системы налогообложения;
- нестабильность бюджетного финансирования федеральной и региональных программ поддержки малого предпринимательства;
- неразвитость механизмов финансово - кредитной поддержки и страхования рисков малых предприятий; отсутствие механизмов самофинансирования (кредитные союзы, общества взаимного страхования и др.);
- ограниченный доступ малых предприятий к производственным мощностям и имуществу реструктуризируемых предприятий;
- отсутствие надежной социальной защищенности и безопасности предпринимателей;
- низкая эффективность организации взаимодействия малого бизнеса с государственными структурами;
- административные барьеры на пути развития малого предпринимательства;
- ограниченный доступ к финансированию на всех стадиях развития малого предприятия.
В современных условиях для развития экономики решающее значение приобретают наукоемкое производство и создание конкурентоспособной продукции, и именно малые инновационные предприятия могут и должны способствовать повышению конкурентоспособности российской экономики. Преимуществами малых предприятий, занятых инновационной деятельностью, являются: мобильность и гибкость; многоплановый характер мотивации; возможность узкой специализации научных поисков или разработки небольшого круга технических идей.


1.2. Особенности организации управления предприятием малого бизнеса в отрасли гостеприимства
Стратегия развития в малом бизнесе гостеприимства — это размещение ограниченных ресурсов по видам деятельности, обеспечивающих максимально высокую конкурентоспособность в течение максимально длительного периода с минимальной степенью риска. Выбор конкретной стратегии зависит от степени насыщенности рынка и возможностей предприятия постоянно обновлять свои функции.
Базовые стратегии развития субъектов малого предпринимательства гостеприимства должны выбираться в соответствии со стадиями роста и развития предприятия. При этом стадии роста необходимо рассматривать как последовательную смену стадий: «интенсивный рост» — «интегративный рост» — «рост посредством диверсификации».
Стадии роста в малом бизнесе демонстрируют, что в процессе функционирования всей системы наступает такая ситуация, когда при некоторых внешних угрозах и внутренних слабостях предпринимательская структура может перейти от успешного развития к ухудшению своей финансово-хозяйственной деятельности (таблица 1.).
Рассмотрим механизм формирования базовых стратегий на основе выделения стратегических зон хозяйствования (CЗХ).
Стратегическая зона хозяйствования (СЗХ) - это отдельный сегмент внешней среды малого предприятия, на который оно имеет (или хочет иметь) выход.
Реализация стратегии развития предприятия как залога поступательного развития малого бизнеса приведет к трансформации отдельных сегментов внешней среды в СХЦ (стратегический хозяйственный центр). Они должны представлять собой обособленные структуры, отвечающие одновременно как за краткосрочные, так и за долгосрочные результаты хозяйственной деятельности предприятия. На них будет возложена ответственность за выработку стратегических позиций малого предприятия в выборе вида деятельности, разработке конкурентоспособных видов предлагаемых услуг и организации эффективных продаж.
СХЦ могут интегрироваться в деятельность малых предприятий частично или полностью. Частичная интеграция более известна в мировой практике под названием «двойной структуры». В данном случае структура СХЦ будет дополнением к традиционной структуре.
При двойной структуре одна из них будет использоваться для получения прибыли от хозяйственной деятельности, а другая — для стратегического развития.


Таблица 1.
Характеристика основных базовых стратегий развития
малых предприятий гостеприимства
Стадии роста Стадии развития Стратегии
реализации
1. Интенсивный рост
•проникновения на рынок (развитие первичного спроса; увеличение доли рынка; приобретение рынков; зашита положения на рынке; рационализация рынка; организация рынка)

•развития рынка (выделение новых целевых сегментов);
освоение новых каналов сбыта; проникновение (экспансия) на новые географические рынки.)

•развитие через товары (добавление новых характеристик товаров; расширение товарного ассортимента; обновление гаммы товаров; улучшение качества; приобретение новых видов и новых свойств товаров рационализация ассортимента товаров.)
2. Интегративный рост
•стратегия интеграции «назад» (стабилизация и защита источников поставки товаров; интеграция с поставщиками товаров для защиты рынка)
•стратегия интеграции «вперед» (контроль над выходными каналами; изучение спроса и предпочтений потребителей товаров;
•стратегия горизонтальной интеграции (усиление позиций комплекса путем поглощения конкурентов)
3. Рост посредством
диверсификации Стадия выживания (базовый рынок в стадии спада; угроза банкротства) • концентрическая диверсификация (добиться эффекта синергии и расширение потенциального рынка)
• чистая диверсификация (обновление своего портфеля и освоение новых видов деятельности)
Подразделения, имеющие стабильный доход, могут быть объединены под началом управляющего, отвечающего за текущую производственно-хозяйственную деятельность, а хозяйственные подразделения, занятые развитием новых стратегических областей деятельности, могут быть объединены под началом управляющего стратегическим развитием.
Обе структуры будут подчиняться общему руководству вошедших малых предприятий отрасли гостеприимства. Помимо создания необходимого экономического потенциала для стратегического развития двойная структура будет иметь еще одно преимущество. Она позволяет предпринимателям образовать два независимых и самостоятельных руководящих органа, которые не вступают в конфликт между собой в процессе работы.


Рис. 2. Схема модели принятия стратегического решения о
необходимости аутсорсинга малым предприятием отрасли гостеприимтсва
Одной из наиболее заметных современных тенденций деятельности СХЦ является выделение этих структурных подразделений в самостоятельные хозяйственные единицы в торговле и общественном питании. Особенно активно это востребовано там, где участники работают в одной ассортиментной линии или представляют собой элементы одного технологического процесса.
Аутсо?рсинг (от англ. outsourcing: внешний источник) — передача организацией определённых бизнес-процессов или производственных функций на обслуживание другой компании, специализирующейся в соответствующей области. В отличие от услуг сервиса и поддержки, имеющих разовый, эпизодический, случайный характер и ограниченных началом и концом, на аутсорсинг передаются обычно функции по профессиональной поддержке бесперебойной работоспособности отдельных систем и инфраструктуры на основе длительного контракта (не менее 1 года). Наличие бизнес-процесса является отличительной чертой аутсорсинга от различных других форм оказания услуг и абонентского обслуживания.
Маркетинговая логистика должна охватывать всю систему планирования и управления малыми предприятиями, присутствуя во всей цепочке движения товаров, материалов и транспорта. Одно из важных преимуществ внедрения концепции маркетинговой логистики в малом бизнесе заключается в более эффективном управлении бизнесом в целом и повышении уровня взаимодействия и координации всех элементов системы.
Общая схема модели принятия стратегического решения о необходимости внедрения аутсорсинга малым предприятие отрасли гостеприимства отражена на рисунке 2.
Результатом внедрения аутсорсинга является построение цепочки создания стоимости, где каждый бизнес-процесс отображает затраты на его организацию и экономию от использования аутсорсинга.
Для оценки важности функций и бизнес-процессов можно использовать матрицу «уровень – качество компетенций» (рис. 3).
Функции или бизнес-процессы, оказавшиеся в квадрате 1, могут быть без каких-либо ограничений переданы аутсорсеру. К ним можно отнести обслуживающие и вспомогательные процессы.
К группе 2 относят функции, развитие которых способно стать конкурентным преимуществом в будущем, но в настоящий момент они не имеют большого значения для малого предприятия. В этом случае аутсорсер может снизить степень риска, ускорить процесс этого преобразования.
К группе 3 относятся те операции, которые для малого предприятия составляют основные конкурентные преимущества. Эти операции не стоит передавать аутсорсеру, так как это будет связано с большой степенью риска.
Группа 4 включает операции, резервы которых исчерпаны. Аутсорсер в этом случае может обеспечить сокращение затрат на их реализацию. В каждом отдельном случае подход будет индивидуальным.

Рис. 3 Матрица «уровень – качество компетенций»
Аутсорсинг обеспечивает малым предприятиям более гибкое и своевременное реагирование на изменения покупательского спроса и приоритеты покупательских предпочтений.
В условиях формирования и функционирования современной экономики не смогла не претерпеть коренных изменений и система менеджмента. На современном этапе развития экономики особое значение приобрела эволюция стратегии туристических предприятий в соответствии со спецификой отрасли и жизненным циклом турпродукта, а также компьютеризация систем менеджмента и маркетинговых процессов, осуществляемая в рамках новых форм управления ресурсами предприятий индустрии туризма. Отмечая превалирование операционных подходов над стратегическими, следует признать, что существенный импульс получила теория и практика стратегического менеджмента туристических предприятий. Политическая и определенная экономическая стабилизация последних лет способствовали активному переходу от стратегий «выживания» к стратегиям внутреннего роста, в том числе, «стратегии развития рынка» за счет новых турпродуктов и стратегии внешнего роста - «интеграции» и «диверсификации». Широкое распространение в отечественной практике стратегического управления предприятиями индустрии туризма получила теория стейкхолдеров. Практика предприятий индустрии гостеприимства Центрального региона показывают, что коалиции стейкхолдеров включают не только близкие структуры, но и общественные и муниципальные организации, а порой и конкурентов. В последнее время на этой основе особое развитие получил метод бриджинга или стратегического партнерства. Примером может служить бриджинговое финансирование облигационных займов крупной московской туркорпорации, осуществляемой ее андеррайтером – Финансовой Корпорацией «Уралсиб» при поддержке авиаперевозчиков - «Трансаэро» и городских властей.
Одной из особенностей управления предприятий индустрии туризма стало ...
**************************************************************


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.