На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


Диплом Проблемы нормативно-правового регулирования авторского права

Информация:

Тип работы: Диплом. Добавлен: 17.10.11. Страниц: 184. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


СОДЕРЖАНИЕ


Введение
Глава 1. Основы регулирования авторского права в РФ
1.1 Авторское право как объект правового регулирования
1.2 Методы правового регулирования авторского права в РФ
Глава 2. Объекты авторского права, регулируемые гражданским
законодательством
2.1. Виды прав автора
2.2. Имущественные права автора
2.3. Неимущественные права автора
Глава 3. Проблемы наследства объектов авторского права
3.1 Авторские права, переходящие по наследству
3.2. Иные способы передачи авторских прав
Заключение


Введение

Авторское право существует, главным образом, для того, чтобы по-зволить человечеству иметь широкий доступ ко всем достижениям интел-лектуальной творческой деятельности, а также вознаграждать и защищать тех, кто способствует возникновению и распространению этих достиже¬ний. Объекты авторского, смежного и патентного права объединяются в одну общую группу под названием «интеллектуальная собственность». Под интеллектуальной собственностью обычно понимают право на результаты творческой и духовной деятельности. Более точное определение этому понятию установ¬лено в Гражданском кодексе РФ (ст. 138): «Интеллектуальная собствен¬ность - это исключительное право гражданина или юридического лица на результаты интеллектуальной деятельности и приравненные к ним сред¬ства индивидуализации юридического лица, индивидуализации продукции выполнения работы или услуг (фирменное наименование и т.п.)». Данный термин широко используется и в законодательной лексике зарубежных го¬сударств, а также в международных договорах и конвенциях. Согласно ст. 2 Конвенции ВОИС, интеллектуальная собственность включает в себя права, относящиеся к литературным, художественным и научным произведениям; исполнительской деятельности артистов; звукозаписи, радио- и телевизи¬онным передачам; изобретениям во всех областях человеческой деятель¬ности, научным открытиям. А в Конституции РФ (п. 1 ст. 44) говорится, что «интеллектуальная собственность охраняется законом, и каждому га¬рантируется свобода литературного, художественного, научного, техниче¬ского и других видов творчества».
Как известно, российский законодатель с подачи разработчиков за-конопроекта отошел от апробированной временем многоуровневой сис¬темы кодификации и реализовал так называемую полную - или исчерпы¬вающую - схему кодификации законодательства об интеллектуальной соб¬ственности, объединяющую в части четвертой ГК РФ все нормы интел¬лектуальной собственности и одновременно исключающую самостоятель¬ное существование всех специальных законов в сфере интеллектуальной собственности, кроме Федерального закона от 20 июля 2004 г. № 98-ФЗ «О коммерческой тайне», который в результате его изменения во многом по-терял свою содержательную часть.
Целью исследования является правовой анализ актуальных проблем правового регулирования объектов авторского права с точки зрения совре-менного российского законодательства и с учетом международного опыта.
В соответствии с данной целью поставлены и решаются следующие задачи:
- рассмотреть методы правового регулирования авторского права в РФ;
- исследовать авторское право, как объект правового регулирования;
- раскрыть виды прав автора на произведения науки, литера¬туры и искусства;
- проанализировать личные неимущественные права автора;
- изучить имущественные права автора;
- проанализировать правовую природу авторского договора, его виды и содержание;
- раскрыть специфику авторских прав, переходящих по наследству;
- рассмотреть иные способы передачи авторских прав.
Объект исследования – правовая природа объек¬тов авторского права, анализ их содержания, а также исследование проблем, возникающих при их реализации в законодательстве РФ.
Предмет исследования - правовые отношения в сфере реализации прав автора на объекты авторского права и проблемы, с ними связанные.
В работе использованы такие методы ис¬следования как диалектический, исторический, системный, метод анало¬гии, кроме того, - метод моделирования и сравнительно-правовой метод ис¬следования.
Теоретической основой для исследования явились работы учен¬ных по гражданскому и авторскому праву, изданные в разное время. Ис¬пользованы работы таких ученных, как Б.С. Антимоновой, И.А. Близнеца, Э.П. Гаврилова, О.А. Городова, М.В. Гордона, В.А. Дозор цева, В.И. Ере¬менко, ВТ. Камышева, Я.А. Канторовича, Ю.П. Матвеева, Д.И. Мейера, И.В. Савельевой, А,П. Сергеева, В.И. Серебровского, В. Сласовича, П.В. Суханова, И.П Табашникова, Е.А. Флейшиц, С.А. Чернышевой, Е.В. Хали-повой, Г.Ф. Шершеневича и многих других.


Глава 1. Основы регулирования авторского права в РФ

1.1 Авторское право как объект правового регулирования

Главенствующее место в системе правового регулирования в области авторского права занимает Конституция РФ.
Конституция РФ в ст. 44 провозглашает свободу творчества. Статья 71 Конституции РФ посвящена разграничению компетенции между РФ и ее субъектами по вопросам, связанным с изданием нормативно-правовых актов, связанных с регулированием отношений, возникающих по поводу результатов интеллектуальной деятельности. В частности, п. «о» ст. 71 Конституции РФ предусматривает положение о том, что принятие подобных законов является исключительной компетенцией РФ.
Отсюда можно сделать вывод, что регулирование отношений, предметом которых является интеллектуальная собственность, может осуществляться только с помощью норм федерального законодательства.
До недавнего времени отношения, связанные с созданием и использова-нием авторских и смежных прав, регулировались специальным Законом РФ «Об авторском праве и смежных правах», принятым 9 июля 1993 г. Этот документ регулировал две группы отношений. В первую группу входили отношения, которые возникают по поводу авторских прав, во вторую - отношения по поводу возникновения и использования смежных прав, производных от авторских. Принятие данного Закона было важным этапом в развитии российского авторского права. Так, как он был составлен в соответствии с международными стандартами в данной области. Впервые в Законе нашли отражение нормы, касающиеся охраны смежных прав и нормы, посвященные правовому положению организаций, осуществляющих коллективное управление имущественными правами авторов и владельцев смежных прав.
В настоящее время названный Закон утратил свое действие в связи с принятием четвертой части ГК РФ, которая полностью посвящена результатам интеллектуальной деятельности и средствам индивидуализации. Данный документ вступил в действие 1 января 2008 года. На основании Федерального закона от 18 декабря 2006 г. № 231-ФЗ «О введении в действие части четвертой Гражданского кодекса Российской Федерации» вновь принятый документ отменял ряд специальных законов в области авторского права. Во многие документы были внесены изменения и уточнения.
Часть четвертая ГК РФ применяется только к тем правоотношениям, которые возникли после введения ее в действие. Если же правоотношение возникло раньше, то нормы части четвертой ГК РФ применяются только к тем правам и обязанностям, которые возникли после введения ее в действие. Преимущество данного нормативного акта заключается в том, что он впервые объединил в себе нормы в отношении различных результатов интеллектуальной деятельности, которые ранее содержались в различных законах.
Новеллы Части четвертой ГК РФ состоят, прежде всего, в придании нового содержания понятию «интеллектуальная собственность» и в появлении нового понятия «интеллектуальные права».
Интеллектуальная собственность в смысле ст. 138 ГК РФ - это исключи-тельные права на результаты интеллектуальной деятельности и приравненные к ним средства индивидуализации. Таким образом, положение ч. 1 ст. 44 Конституции РФ о том, что интеллектуальная собственность охраняется законом, можно понимать как закрепление на конституционном уровне принципа охраны исключительных прав на результаты интеллектуальной деятельности и приравненных к ним средств инди-видуализации, а не охраны самих результатов.
Со вступлением в силу Части четвертой ГК РФ ст. 138 ГК РФ утратит силу.
Статья 1225 ГК РФ наполняет понятие «интеллектуальная собственность» принципиально новым содержанием. В соответствии с п. 1 ст. 1225 ГК РФ интеллектуальная собственность - это результаты интеллектуальной деятельности и приравненные к ним средства индивидуализации, которым предоставляется правовая охрана.
В статье 1225 ГК РФ содержится исчерпывающий перечень результатов интеллектуальной деятельности и приравненных к ним средств индивидуализации, которым предоставляется правовая охрана. Указанные в ст. 1225 ГК РФ результаты и средства можно разделить на пять категорий:
- первая - объекты авторского права – к ней относятся произведения науки, литературы и искусства, программы для ЭВМ и базы данных;
- вторая - объекты смежных прав - исполнения, фонограммы, сообщения в эфир или по кабелю радио- или телепередач (вещание организаций эфирного или кабельного вещания);
- третья - объекты патентных прав - изобретения, полезные модели, промышленные образцы;
- четвёртая - средства индивидуализации юридических лиц, продукции, выполняемых работ или услуг, предприятий - фирменные наименования, то-варные знаки и знаки обслуживания, наименования мест происхождения товаров, коммерческие обозначения;
- пятая - иные объекты интеллектуальной собственности - селекционные достижения и топологии интегральных микросхем.
Кроме того, к объектам интеллектуальной собственности рассматриваемая статья относит секреты производства (ноу-хау).
Особое место в Части четвертой ГК РФ занимает ст. 1226, которая вводит в отечественный правопорядок новое понятие - интеллектуальные права. Указанное понятие включает в себя комплекс прав на охраняемые результаты интеллектуальной деятельности и средства индивидуализации.
Интеллектуальные права включают в себя
исключительные права, являющиеся имущественными;
личные неимущественные права;
иные права (право следования, право доступа и др.).
Интеллектуальные права на произведения науки, литературы и искусства являются авторскими правами.
Интеллектуальные права на изобретения, полезные модели и промышленные образцы являются патентными правами.
Следует отметить, что на результаты интеллектуальной деятельности и средства индивидуализации исключительные права возникают всегда, в то время как личные неимущественные права и иные права возникают только в случаях, предусмотренных ГК РФ. Так, например, товарный знак является объектом исключительных прав, в отношении которого отсутствуют личные неимущественные права, так как товарные знаки не имеют легальных авторов. Таким образом, интеллектуальные права на товарный знак будут включать в себя только исключительные права.
В соответствии с п. 1 ст. 1229 ГК РФ обладатель исключительных прав (правообладатель) вправе:
- использовать результат интеллектуальной деятельности или средство индивидуализации;
- распоряжаться соответствующим исключительным правом;
- запрещать другим лицам использование результата интеллектуальной деятельности или средства индивидуализации.
В основу такого подхода положены взгляды В.А. Дозорцева, с которым мы полностью согласны и который считал, что «в содержание исключительного права входят два правомочия - использование и распоряжение. Но объектом использования является сам результат, а объектом распоряжения - право на него, право его использования».
Общее понятие использования результата интеллектуальной деятельности или средства индивидуализации не раскрыто в Части четвертой ГК РФ.
По мнению В.А. Дозорцева, «в интеллектуальных правах использование представляет собой придание результату творчества формы, пригодной или удобной для непосредственного потребления и приспособленной к пуску в экономический оборот, т.е. это категория, весьма близкая к традиционному распоряжению, имеющая как бы промежуточный характер. Использование - это превращение результата в такую форму или необходимые к нему приготовления. Так, использованием изобретения является изготовление изделия с применением изобретения, пуск этого изделия в продажу, в аренду и т.п.».
В Части четвертой ГК РФ применительно к различным результатам интеллектуальной деятельности и средствам индивидуализации перечислены различные действия, совершение которых и является использованием соответствующего результата или средства. Перечень таких действий является открытым по отношению ко всем результатам и средствам за исключением использования селекционного достижения и использования произведения публикатором.
Личные неимущественные права относятся к такому объекту гражданского права, как нематериальные блага. Личные неимущественные права неотчуждаемы и непередаваемы. Как отмечает Э.П. Гаврилов, «личные неимущественные авторские права не имеют экономического содержания - в этом их основное отличие от имущественных прав».
Основное личное неимущественное право - право авторства. Как отмечает Э.П. Гаврилов, «право авторства - это право признаваться, считаться автором произведения».
В соответствии с п. 2 ст. 1228 ГК РФ личные неимущественные права включают в себя право авторства, право на имя и иные личные неимущественные права. Право на имя «есть право на способ указания имени автора». Право авторства, право на имя и иные личные неимущественные права автора неотчуждаемы и непередаваемы. Отказ от этих прав ничтожен.
В составе интеллектуальных прав указаны право следования, право доступа и другие права.
Особенностью права следования и права доступа является то, что они относятся только к определенным объектам авторского права.
Содержание права доступа, определенное ст. 1292 ГК РФ, дополнено правом автора произведения архитектуры требовать от собственника оригинала произведения предоставления возможности осуществлять фото- и видеосъемку произведения.
В содержании права следования произошли следующие изменения. Если ранее размер вознаграждения автора был определен законом на уровне 5% от перепродажной цены при условии, что эта цена превышает предыдущую не менее чем на 20%, то в соответствии с п. 1 ст. 1293 ГК РФ размер процентных отчислений от цены перепродажи, условия и порядок их выплаты определяются Правительством Российской Федерации.
В ст. 1225 ГК РФ в качестве охраняемых результатов интеллектуальной деятельности указаны секреты производства (ноу-хау).
Секрет производства (ноу-хау) - сведения любого характера (производственные, технические, экономические, организационные и другие), в том числе о результатах интеллектуальной деятельности в научно-технической сфере, а также сведения о способах осуществления профессиональной деятельности, которые имеют действительную или потенциальную коммерческую ценность в силу неизвестности их третьим лицам, к которым у третьих лиц нет свободного доступа на законном основании и в отношении которых обладателем таких сведений введен режим коммерческой тайны.
Сущность секрета производства (ноу-хау) как результата интеллектуальной деятельности состоит в том, что его использование способно принести обладателю сведений о нем преимущества при осуществлении профессиональной деятельности по отношению к третьим лицам, осуществляющим те же виды профессиональной деятельности без использования сведений о таком секрете производства (ноу-хау). По этой причине обладатель соответствующих сведений засекречивает их.
Придание сведениям статуса секрета производства (ноу-хау) целесооб-разно по следующим причинам. Во-первых, экономические и орга-низационные решения не подлежат охране ни в соответствии с патентным законодательством, ни в соответствии с законодательством об авторском праве. Во-вторых, патентование технических решений не всегда целесообразно. В-третьих, секрет производства (ноу-хау) может представлять собой техническое решение, не отвечающее условиям патен-тоспособности.
Секреты производства (ноу-хау) не сообщают обладателю сведений о них легальной монополии, т.е. абсолютного права использовать самому, а также разрешать или запрещать третьим лицам использование секрета производства (ноу-хау). Как отмечает А.П. Сергеев, «владелец коммерческой тайны обладает лишь физической, а не юридической монополией на ее использование». По мнению И.А. Зенина, «в отличие от охраняемого патентом изобретения, на ноу-хау не существует исключительного права, а есть лишь фактическая монополия».
То, что секреты производства (ноу-хау) не относятся к числу объектов исключительных прав, нашло отражение в ряде российских нормативных правовых актов. Так, Методические рекомендации по инвентаризации прав на результаты научно-технической деятельности относят информацию, включая составляющую секрет производства (ноу-хау), к числу результатов научно-технической деятельности, не являющихся объектами исключительных прав. Такой же вывод следует и из п. 4 Положения по бухгалтерскому учету нематериальных активов. Методические рекомендации по определению рыночной стоимости интеллектуальной собственности включают в состав интеллектуальной собственности права на секреты производства (ноу-хау), противопоставляют их исключительным правам на результаты интеллектуальной деятельности. В п. 6 Положения о государственном учете результатов НИОКР результаты научно-технической деятельности, способные «к правовой охране в качестве объектов интеллектуальной собственности», противопоставляются результатам, охраняемым в качестве «секретов производства (ноу-хау)».
В Основах гражданского законодательства 1991 г. указывается на то, что обладатель информации, составляющей секрет производства (ноу-хау), имеет право при наличии определенных условий на защиту от незаконного использования этой информации третьими лицами. Ни о каких исключительных правах на секрет производства (ноу-хау) указанная статья не упоминает.
Несмотря на это п. 1 ст. 1466 ГК РФ предоставляет обладателю секрета производства (ноу-хау) исключительное право его использования для собст-венных нужд, а также право распоряжения таким исключительным правом. Точно такое же исключительное право возникает у лица, ставшего добросовестно и независимо от других обладателей секрета производства (ноу-хау), обладателем сведений, составляющих содержание охраняемого секрета производства.
На наш взгляд, право на секрет производства (ноу-хау) является не абсолютным исключительным правом, а квази исключительным.
В случае возникновения между лицами спора о принадлежности сведений о секрете производства (ноу-хау) бремя доказывания нарушенного исключительного права на секрет производства (ноу-хау) лежит на стороне, которая оспаривает нарушение своих исключительных прав на секрет производства (ноу-хау).
Следует учитывать, что если в ходе рассмотрения дела судом будет установлена утрата конфиденциальности сведений, составляющих секрет производства (ноу-хау), соответствующее исключительное право прекращается у всех правообладателей в силу ст. 1467 ГК РФ.
При рассмотрении вопроса о секретах производства (ноу-хау) необходимо учитывать, что с 1 января 2008 г. Закон о коммерческой тайне действует в новой редакции с существенными изменениями и дополнениями.
Главное изменение сводится к тому, что Закон о коммерческой тайне должен будет регулировать общественные отношения, связанные с установлением, изменением и прекращением режима коммерческой тайны в отношении информации, составляющей секрет производства (ноу-хау).
Поскольку введение режима коммерческой тайны - это обязательное условие отнесения производственных, технических, экономических, организационных и других сведений к секретам производства (ноу-хау), при квалификации указанных сведений в качестве секрета производства (ноу-хау) необходимо руководствоваться специальным законом - Законом о коммерческой тайне.
В соответствии с изменениями, внесенными в ст. 3 Закона о коммерческой тайне, информация, составляющая коммерческую тайну (секрет производства) - это сведения любого характера (производственные, технические, экономические, организационные и другие) в том числе о результатах интеллектуальной деятельности в научно-технической сфере, а также сведения о способах осуществления профессиональной деятельности, которые имеют действительную или потенциальную коммерческую ценность в силу неизвестности их третьим лицам, к которым у третьих лиц нет свободного доступа на законном основании и в отношении которых обладателем таких сведений введен режим коммерческой тайны.
Таким образом, в соответствии с Законом о коммерческой тайне информация, составляющая коммерческую тайну и секрет производства (ноу-хау) - тождественные понятия. Однако необходимо учитывать, что под секретом производства (ноу-хау) понимается охраняемый результат интеллектуальной деятельности, а под информацией, составляющей коммерческую тайну, - режим, установленный в отношении информации о таком результате.
Статья 1225 ГК РФ расширяет традиционный перечень средств индивидуализации юридического лица, продукции, выполняемых работ или услуг, дополняя его средством индивидуализации предприятий - коммерческим обозначением.
Коммерческие обозначения - приравненные к результатам интеллектуальной деятельности средства индивидуализации предприятий. Под предприятиями в этом случае имеются ввиду не субъекты права - юридические лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность (в том числе некоммерческие организации, которым право на осуществление такой деятельности предоставлено в соответствии с законом их учредительными документами) и индивидуальные предприниматели, а объекты права – предприятия, как имущественные комплексы, используемые для осуществления предпринимательской деятельности.
Как и иные средства индивидуализации, коммерческие обозначения не являются результатами интеллектуальной деятельности, так как творческий элемент при их создании сведен к минимуму. Коммерческим обозначениям предоставляется лишь правовая охрана в аналогичном правовом режиме.
Правовая охрана коммерческих обозначений в Российской Федерации вводится впервые, несмотря на то, что в Конвенции ВОИС в ст. 2 «viii» к интеллектуальной собственности отнесены коммерческие обозначения. Указанная статья упоминает об интеллектуальной собственности только в целях учреждения ВОИС. Такое упоминание не налагает на государства, присоединившиеся к Конвенции, обязательства по приданию указанным в ст. 2 «viii» объектам статуса объектов интеллектуальной собственности и приравненных к ним средств индивидуализации.
Как уже было отмечено, коммерческие обозначения в соответствии с п. 1 ст. 1538 ГК РФ индивидуализируют торговые, промышленные и иные предприятия как имущественные комплексы, используемые для предпринимательской деятельности.
Коммерческие обозначения не являются фирменными наименованиями.
Отличия коммерческих обозначений от фирменных наименований состоят в следующем. Коммерческие обозначения не подлежат включению в учредительные документы и единый государственный реестр юридических лиц, а фирменные наименования - подлежат. Коммерческие обозначения индивидуализируют предприятия (объекты права - имущественные комплексы), а фирменные наименования индивидуализируют юридические лица (субъекты права). Кроме того, с даты вступления в силу Части четвертой ГК РФ, юридические лица, независимо от того, являются ли они коммерческими организациями или нет, должны иметь полное фирменное наименование, в то время как использование коммерческих обозначений носит добровольный характер. В соответствии с п. 4 ст. 54 ГК РФ в редакции до 1 января 2008 г. юридическое лицо, являющееся коммерческой органи-зацией, должно иметь фирменное наименование. В соответствии с п. 4 ст. 54 ГК РФ в редакции с 1 января 2008 г. во взаимосвязи с п. 3 ст. 1473 ГК РФ любое юридическое лицо должно иметь полное фирменное наименование.
Последнее изменение можно только приветствовать. Признание исключительного права на фирменные наименования только за коммерческими организациями необоснованно лишало некоммерческие организации возможности защищать свои права на фирменные наименования.
В заключение следует обратить внимание на то, что в соответствии с п. 2 ст. 1538 ГК РФ коммерческое обозначение может индивидуализировать одно или несколько предприятий, однако одно предприятие не может быть индивидуализировано двумя и более коммерческими обозначениями. Еще раз следует указать, что в данном случае речь идет об индивидуализации объектов права - предприятий. Например, у ООО «АВС» (субъект права) может быть сеть магазинов (объектов права), которые могут быть идентифицированы одинаковым коммерческим обозначением, однако ни один из таких магазинов не может быть дополнительно идентифицирован иным коммерческим обозначением.
К иным законам, регулирующим авторское право можно отнести специальное законодательство, касающееся отдельных объектов авторского права, а также законы, посвященные регулированию других отношений, но содержащие внутри себя отдельные нормы в области авторского права. В качестве таких законов можно выделить следующие:
- Федеральный закон от 26 декабря 1995 г. №209-ФЗ «О геодезии и картографии»;
- Федеральный закон от 6 января 1999 г. №7-ФЗ «О народных художественных промыслах»;
- Федеральный закон от 13 марта 2006 г. №38-ФЗ «О рекламе»;
- Уголовный кодекс Российской Федерации (УК РФ) и Кодекс Россий-ской Федерации об административных правонарушениях (КоАП РФ) , содержащие составы преступлений и правонарушений, связанных с нарушением авторских и смежных прав;
- Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации (ГПК РФ), содержащий нормы об особенностях рассмотрения в суде споров, касающихся интеллектуальной собственности.
В качестве регуляторов авторского права можно выделить и многочисленные подзаконные нормативные акты, среди которых весьма важную роль играют указы Президента РФ и постановления Правительства РФ. Конституция РФ в п. «о» ст. 71 устанавливает, что принятие нормативных актов, регулирующих отношения, связанные с результатами интеллектуальной деятельности, относится к исключительному ведению Российской Федерации. Статья 1246 ГК РФ определяет, что издание нормативных правовых актов в целях регулирования отношений в сфере интеллектуальной собственности, связанных с объектами авторских и смежных прав, осуществляет уполномоченный федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий нормативно-правовое регулирование в сфере авторского права и смежных прав.
В отношении авторского права действует территориальный принцип охраны, который заключается в том, что авторское право на произведение, возникшее на территории одного государства, будет признаваться на территории другого государства при наличии международных соглашений (двусторонних и многосторонних).
Первым крупным международно-правовым соглашением, в котором участвовала наше страна явилась Всемирная Женевская конвенция об авторском праве , к которой СССР (правопреемником которого является Россия), присоединился 27 мая 1973 г. В соответствии с Конвенцией выпущенные в свет произведения граждан государств-участников Конвенции, как и произведения, впервые опубликованные на территории такого государства, охраняются в любом другом государстве - участнике конвенции также, как и произведения его граждан. Произведения, не выпущенные в свет, соответственно пользуются той охраной, которую это государство предоставляет не выпущенным в свет произведениям своих граждан. Всемирная конвенция не имеет обратной силы, т.е. предоставляет конвенционную охрану тем произведениям иностранных авторов, которые были опубликованы после вступления в силу конвенции для присоединившейся страны. Все произведения, опубликованные до указанной даты, охране не подлежат.
Конвенция дает примерный перечень охраняемых произведений. Действие Всемирной конвенции распространяется также на авторские права лиц без гражданства, поскольку каждое государство имеет право предоставлять одинаковую авторско-правовую охрану всем лицам, постоянно проживающим на территории данного государства.
Всемирная конвенция установила исключительное право автора на перевод, установила минимальный срок охраны авторского права, который не может быть менее жизни автора и 25 лет после его смерти. В остальном применяется принцип национального режима, который состоит в том, что в соответствии со ст. II Конвенции граждане любого договаривающегося государства пользуются в отношении своих произведений, впервые выпущенных на территории своего государства, правовой охраной в любом другом договаривающемся государстве наравне с его гражданами.
Гражданин признается субъектом авторского права с момента создания произведения в какой-либо объективной форме. Это значит, что для признания авторского права за кем-либо не требуется соблюдения каких-либо формальностей (таких как депонирование экземпляра произведения, регистрация произведения в специальном органе, уплата сборов и т.д.).
Впоследствии Россия присоединилась к Всемирной конвенции об авторском праве в редакции 1971 г. с 9 марта 1995 г. и к Бернской конвенции об охране литературных и художественных произведений - с 13 марта 1995 г (с оговоркой об отсутствии обратной силы).
Бернская конвенция также закрепляет принцип национального режима, однако закрепляет ряд положений без отсылки к внутреннему законодательству (исключительное право автора на перевод своих произведений, право на воспроизведение экземпляров произведений, на передачу произведений по радио и телевидению, на публичное исполнение драматических и музыкальных произведений, на публичное чтений произведений, на переделку, на запись музыкальных произведений механическим способом и др.). Таким образом, Бернская конвенция обязы-вает каждое государство, участвующее в ней, принять необходимые законодательные меры для ее применения.
Бернская конвенция установила минимальный срок охраны, который составляет жизнь автора и 50 лет после его смерти. Указанный срок подлежит обязательному применению в странах-участницах.
Среди международных конвенций следует также упомянуть Стокгольм-скую Конвенцию, учредившую Всемирную организацию интеллектуальной собственности от 14 июля 1967 г. и Конвенцию о распространении несущих программы сигналов, передаваемых через спутники, подписанную в Брюсселе 21 мая 1974 г. и ратифицированную Указом Президиума Верховного Совета СССР от 12 августа 1988 г. Всемирная организация интеллектуальной собственности (ВОИС) является учреждением ООН, ответственным за функционирование международной системы охраны интеллектуальной собственности. ВОИС разрабатывает соответствующие правовые вопросы и делает соответствующие рекомендации.
Двусторонние соглашения, являясь результатом согласования воли только двух государств, имеют возможность более полно регулировать взаимоотношения между конкретными странами, учитывая особенности их законодательства (например, вопросы налогообложения и взаимных расчетов). В настоящее время Россия имеет двусторонние соглашения о взаимной охране авторских прав с такими странами, как Австрия, Болгария Польша, Венгрия, Швеция, Чехия и некоторыми другими.
Значение норм международных соглашений состоит в том, что в случае противоречия между нормами международных соглашений и нормами внутреннего законодательства преимущество имеют нормы международных соглашений.
Таким образом, можно сделать вывод о том, что термин «авторское право понимается в двух значениях:
- во-первых, в объективном смысле авторское право - это совокупность правовых норм, регулирующих отношения, возникающие в связи с созданием и использованием произведений литературы, науки и искусства;
- во-вторых, в субъективном смысле под авторским правом понимается совокупность субъективных прав, возникающих у автора в связи с созданием конкретного произведения литературы, науки и искусства.
Можно выделить следующие принципы авторского права как совокупности правовых норм:
а) принцип свободы творчества (ст. 44 Конституции РФ);
б) принцип сочетания личных интересов автора с интересами общества;
в) принцип неотчуждаемости личных неимущественных прав автора;
г) принцип свободы авторского договора.
Как совокупность правовых норм авторское право является составной частью гражданского права. Соответственно на авторско-правовые отношения распространяют свое действие общие положения гражданского права и в первую очередь положения части IV Гражданского кодекса Российской Федерации, международные акты. Знание основополагающих положений авторского права как совокупности правовых норм важно не только для непосредственных творцов произведений литературы, науки и искусства, но и для значительной части лиц, занимающихся предпринимательской деятельностью. В первую очередь это касается предпринимателей, занимающихся использованием произведений литературы, науки и искусства, а также экспортных, импортных матери-альных носителей этих произведений - издательские, концертные, звукозаписывающие фирмы, организации, осуществляющие посреднические функции при экспорте-импорте прав.


1.2 Методы правового регулирования авторского права в РФ
Совокупность методов правового регулирования, которые применяются в сфере авторского права, определяется особенностями регулируемых ею общественных отношений, составляющих предмет правового регулирования отрасли. Предмет и метод правового регулирования авторского права являются основополагающими критериями, наличие которых позволяет признавать самостоятельность отрасли трудового права в системе российского права.
Метод регулирования - основополагающая категория правовой науки. Наряду с предметом регулирования метод используется при конструировании самого понятия гражданского права и других отраслей социалистического права. Поэтому предмет и метод рассматриваются в первой теме соответствующего учебного курса и служат отправными положениями при изучении всего гражданского права. С другой стороны, в процессе изучения гражданского права происходит обогащение и кон-кретизация общих представлений о предмете и методе данной отрасли. Происходит это потому, что предмет и метод выражают сущность и юридические свойства отрасли права. Рассмотрение метода гражданского права есть анализ самого гражданского права в аспекте особенностей его воздействия на регулируемые отношения.
В советской теории права утвердился вывод, в соответствии с которым каждая отрасль права характеризуется предметом регулирования, т. е. особой группой однородных общественных отношений, и методом регулирования как своеобразным способом воздействия на отношения. Следовательно, признается, что метод является одним из главных признаков отрасли права и поэтому исполняет роль одного из критериев выявления системы социалистического права.
В свою очередь право выступает в качестве составной части надстройки, а также одного из элементов системы социального управления отношениями в обществе. Первое из этих обстоятельств предопределяет методологическую основу изучения правового метода, определяемого базисными отношениями. Второе требует выявления в нем признаков, общих для социального, особенных - для правового, специфических - для правового регулирования авторского права в РФ.
С системой социального управления право связано единством функцио-нального назначения, поскольку оно обеспечивает упорядоченность и согласованность в действиях людей и их организаций с целью осуществления намеченных задач.
По мнению С.С. Алексеева, с которым мы полностью согласны, право имеет такие общие признаки с некоторыми средствами социального регулирования, например, нравственностью, нормативностью, единством основных принципов.
Право обладает и особыми свойствами, отличающими его от других подсистем социального управления.
Прежде всего, право представляет собой государственную волю и является регулятором общественных отношений. Названные признаки имеют важное значение для определения исторических границ существования права, для разграничения типов права.
Они также выделяют право как средство государственного управления обществом из системы социального регулирования в целом. Однако для отграничения права от других средств управления названных признаков недостаточно.
В общей теории право характеризуется такими специфическими свойствами, как высшая нормативность, формальная определенность норм, их системность, общеобязательность, гарантированность права государством.
Одни авторы относят все перечисленные свойства к форме права, другие полагают, что какие-то признаки относятся к форме, а какие-то - к содержанию. Не вдаваясь в обсуждение этого вопроса, заметим, что все перечисленные признаки права прямо или косвенно отражают содержание права. Одновременно все они и в первую очередь такие из них, как формальная определенность, общеобязательность, обеспеченность права авторитетом, а в необходимых случаях принудительной силой государства, раскрывают право со стороны специфики его воздействия на отношения. Право отличается от иных средств социального управления не столько кругом охватываемых отношений, сколько формой, способом воздействия на отношения. Действительно, если право - средство социального регулиро-вания наведения людей, да к тому же не единственное, то, очевидно, «способ пользования таким средством есть вопрос первостепенной важности» как для характеристики самого права, так и для отграничения его от иных средств регулирования общественных отношений.
Правовой способ воздействия на общественные отношения отличается от всякого иного: а) четкостью нормативно-правовых предписаний, носящих характер прав и обязанностей участников регулируемых отношений; б) общеобязательностью этих предписаний, поскольку они представляют собой волю господствующего класса, возведенную в закон, т. е. установленную или санкционированную государством; в) тем, что нормы права действуют не каждая в отдельности, а в совокупности с другими нормами как составная часть целой правовой системы; г) реализация правовых норм обеспечивается авторитетом и принудительной силой государства.
В самом общем виде специфика правового способа воздействия выражается в том, что право регулирует поведение людей и их коллективов посредством нормативного установления прав и обязанностей, обеспечиваемых государством.
Таким образом, свойства права в аспекте воздействия его на поведение людей трансформируются в общеправовой метод регулирования общественных отношений.
С другой стороны, особенности правового воздействия на отношения оказываются юридическими признаками самого права, раскрывают его своеобразие как особого средства социального управления.
Поскольку именно метод правового регулирования позволяет выделить право в системе социального управления, постольку метод должен считаться основным функционально-структурным признаком права. В качестве такового метод воздействия на отношения характеризует право как целое, обладающее органическим единством безотносительно к внутренней дифференциации права. Поэтому правовой метод регулирования является общим для всех отраслей права.
Если метод раскрывает своеобразие права среди других средств социального управления, то эта категория должна занять подобающее ей место при раскрытии понятия права. По существу категория метода используется при характеристике права и в формулировках его определений. В то же время в литературе утверждается, что общее определение права должно содержать в себе указание на моменты, раскрывающие право со стороны его сущности, формы и функций. Очевидно, что перечень должен быть дополнен категорией метода, ибо хотя последний и связан с сущностью права, его содержанием, формой, социальным назначением (функцией), но ни одной из этих категорий не поглощается и ни с одной из них не совпадает. В самом деле, сущность права представляет собой государственную волю господствующего класса, что отражается в классово-волевом содержании права; юридическое содержание права есть закрепленные в нем правила поведения; внутреннюю, сущностную форму права являет собой норма права, а внешнюю форму представляют собой правовые акты, в которых содержатся нормы права; функция права состоит в том, что оно служит классовым регулятором общественных отношений.
Попытаемся изложить изменения методов правового регулирования авторского права в России.
Несмотря на тот факт, что римское право обладало высоким уровнем разработанности, и современные правовые институты сложились, в том числе путем его рецепции в правовые системы многих государств, в эпоху античности мы не сможем встретить позиции относительно природы данного явления. В то время произведение поступало в общественную собственность, т.е. становилось доступно всем. Единственным гонораром авторов было общественное признание. Следовательно, при отсутствии, прежде всего, имущественной заинтересованности не было необходимости нормативно закреплять права на произведения и давать им теоретическую оценку.
Потребность в защите интересов автора возникла в полной мере с развитием книгопечатания. Первоначально проблема была решена путем выдачи привилегий, что не являлось по сути, подтверждением авторских прав. Авторы произведений по-прежнему не имели законных оснований требовать защиты своих прав.
Одной из первых и, пожалуй, самой значительной теорией того времени является обозначение авторского права, как разновидности права собственности («литературная собственность») или проприетарная теория.
Наибольшая популярность теории относится к XVIII -XIX веку. Она нашла своих приверженцев во всех развитых странах. Например, во Франции данная теория получила развитие во время Великой французской революции и даже была закреплена законодательно. Закон 1793 года, впервые после революции регулировавший права авторов и издателей на литературные произведения, ввел термин «propriete litterdire».
Канторович отмечал, что научное обоснование авторского права, как одного из видов собственности, сводилось у всех приверженцев этой теории к сравнению литературного произведения с «вещью».
Иной взгляд на эту проблему, но в рамках той же теории, был представлен Вагнером. По его мнению, современная ему система собственности, основанная на понятиях и формах римского права, не соответствует новым условиям. Развитие техники, экономики и духовной сферы уже не может быть охвачено прежней правовой конструкцией права собственности на телесные вещи. Необходимо закрепить более широкое понятие о праве собственности, которое допускало бы возможность включить в это понятие также право духовной собственности. Как мы можем здесь видеть, Вагнер признает невозможность применения института вещных прав к правоотношениям, возникающим в результате создания произве-дения. Однако он предлагает расширить круг правоотношений, подпадающих под понятие «право собственности». Фактически он предла-гает выйти в отношении права собственности за рамки признаков вещных прав.
Схожие идеи были выдвинуты Клостерманом, который предложил новый термин «умственная собственность». По его мнению, умственная собственность хоть и не имеет телесного объекта, но при этом она принадлежит к вещным правам и имеет абсолютный характер, но при этом просит не путать содержание понятий собственности в традиционном смысле и умственной собственности.
Проприетарная теория нашла широкую поддержку в России. Наиболее яркими представителями данного подхода являлся И.Г. Табашников, Д.И. Мейер.
Менее радикальной можно назвать позицию другого знаменитого русского цивилиста Д. И. Мейера, который считал, что авторское право является разновидностью права собственности, предметом которого является не вещь, а мысль, воплотившаяся в известную форму. С его точки зрения, положения права собственности возможно применять к авторскому праву только, если это не противоречит свойству предмета этого права.
Если суммировать все аргументы, приводимые сторонниками данной теории, можно констатировать, что практически все они строятся на попытке приравнять понятие «произведение» и материальную форму, в которой оно выражено. Данный подход неоднократно опровергался, а потому нет необходимости подробно останавливаться на этом. Укажем только, что именно независимость существования произведения от его материальной формы подчеркивает его идеальный характер. Без сомнения в материальной форме произведения воплощена идея, если хотите личность, автора. Без этой идеи не было бы и ее физического воплощения. Однако это как раз и подчеркивает невозможность их отождествления. Материальных форм произведения может быть множество, но само произведение всегда единично.
Конечно, существуют произведения, например художественные, когда материальная форма сама по себе уникальна. Например, можно точно воспроизвести картину Леонардо да Винчи, но в результате репродукции не появится новое воплощение произведения. Картина не будет уже являться произведением Леонардо да Винчи. Была неоднократно отмечена неразрывная связь произведений изобразительного искусства с их материальными носителями, поскольку, как правило, произведения изобразительного искусства создаются в одном экземпляре. Действительно, в этом случае трудно разграничить внешнюю форму произведения и его материальную форму, вследствие чего было высказано суждение, что не существует двух разных объектов гражданского права: произведения, как идеальной составляющей, и вещи (картины, скульптура и т.д.). Произведение изобразительного искусства выступает одновременно и объектом авторского права и объектом права собственности.
Тем не менее, эти особенности не меняют сути дела - художественные произведения выражают личность автора, его творчество, которое не имеет материальной формы. Можно вспомнить пример со статуей Микеланджело - Давид. Существует несколько подлинников, находящихся в разных местах, но мы воспринимаем их как одно произведение, как некое выражение творчества, воплощенное в камне.
Составляющие вещного права применимы только к форме произведения, здесь возможно и владение, и пользование, и распоряжение, что невозможно в отношении нематериального объекта. Можно попытаться переложить правомочия по пользованию (способность извлекать полезные свойства) и распоряжения (определение судьбы) к произведению, но так или иначе мы все равно будем подразумевать, что произведение уже было или будет выражено в какой-то вещи. Так, под пользование произведением мы подразумеваем получение какой-либо выгоды от его использования, например, предоставление издательству возможности опубликовать литературное произведение. В данном случае произведение должно быть выражено в виде рукописи, записи на электронном носителе и т.д. То же са-мое можно сказать и о распоряжении произведения. Предоставляя кому-то права, мы должны дать фактическую возможность ими воспользоваться. Таким образом, распространение вещных понятий пользования и распоряжения в отношении произведения не оправдано. Однако это вовсе не означает невозможность выделения в составе авторских прав возможностей использования произведения, как идеальной категории, и распоряжения им. Тем не менее, необходимо четко осознавать, что данные элементы содержания не совпадают с правами пользования и распоряжения вещью, в которой воплощено произведение. Так, не совпадают решение писателя не предавать свое произведение огласке и физическое уничтожение им уже написанной книги. В первом случае писатель реализует свое правомочие рас-поряжаться произведением, во втором - вещью.
В отношении же возможности владеть (то есть относиться как к своему) произведением, то данное правомочие вообще не применимо в отношении идеальных объектов.
Данный вывод был сделан еще в 19 веке английскими юристами.
«Всякая вещь, чтобы состоять в чьей-либо собственности, должна быть способна к тому; она должна обладать такими качествами, которые давали бы возможность овладению ею, наложить на нее печать исключительного господства, устраняющего от пользования ею всякое третье лицо. Но так называемая литературная собственность не обладает ни одним таким признаком... объект не есть телесная вещь, она не способна к оккупации или владению».
Несмотря на все недостатки, рассмотренные нами взгляды оказали большое влияние на формирование современной теории авторского права. Даже само название подотрасли гражданского права - «интеллектуальная собственность», - куда входит авторское право, отсылает нас к проприетарной теории. Конечно, данный термин сейчас уже имеет другое значение. Под ним понимается совокупность прав на результаты творческой деятельности и приравненные к ним средства индивидуализации.
Следующей крупной теорией авторского права является теория исключительных прав, являющаяся на данный момент самой распространенной и воспринятая правовыми системами многих стран.
Зародилась она одновременно с проприетарной теорией и развивалась параллельно. Однако наука не сразу ввела понятие исключительных прав.
Примечателен в этом смысле комментарий, сделанный Я.А. Канторови-чем, относительно попытки ученых проанализировать природу авторских прав: «Стремление юристов во чтобы то ни стало включить авторское право в рамки установленных категорий права и поставить этот институт в органическую связь с общими правоположениями, привело к результатам операции с прокрустовым ложем: авторское право оказалось слишком незначительным, чтобы наполнить собою широкое понятие собственности, и слишком сложным по своему содержанию, чтобы уместиться в рамках, которые ему дают различные теории, силящиеся объяснить его существо».
Вначале было предложено отойти от попытки втиснуть данное явление в понятие вещных прав. В противовес ему цивилисты стали выделять особые права на произведения, принадлежащие автору. Характер этих прав определялся по-разному.
Немецкий юрист О. Вехтер указывал», что авторское право по существу своему есть право имущественное, но не являющееся правом собственности. Право собственности, по его мнению, относится к юридическому господству над телесными вещами и применение этого понятия к творческим произведениям недопустимо. Автор имеет право на защиту против действий, связанных с воспроизведением своего результата творчества, против собственника материального объекта, в котором этот результат воплощен. Средство, через которое произведение появляется на свет, является объектом право собственности, но не само произведение.
Мнение Вехтера об имущественной природе авторских прав подтверждает и Ю. Иолли. В качестве аргумента он указывал, что в результате работы автора создается имущественная стоимость.
Just Henning Bohmer выделяет авторские права на воспроизведение и распространение книги, которые вытекают из права собственности на произведение. По его мнению, указанные права могут принадлежать не только автору, но и издателю, который будет правопреемником путем заключения договора об издании. Им была высказана идея о возможности перехода не вещей, а именно авторских прав к другим лицам. При этом сами исключительные права содержат в себе возможность как свободно распоряжаться произведением, так и запрещать его использование с возмещением убытков.
В России ведущими идеологами теории исключительных прав были Г.Ф. Шершеневич, ЯЛ. Канторович.
Г.Ф. Шершеневич считал, что квалифицнрование авторских прав в качестве права собственности относится к числу предрассудков, которые основываются на обычае именовать их «литературной собственностью».
В целом его основные доводы сводились к следующему высказыванию: «Сущность авторского права, в специальном значении слова, не заключается в праве на рукопись, потому что последнее основывается на принадлежности бумаги автору, не в праве на отдельную книгу, как материальную вещь, потому что это обыкновенное право собственности, но она состоит в возможности для автора сочинения воспроизводить его способами тиснения и получать таким путем материальные вещи, исключительное право отчуждения которых способно доставить имущественную выгоду».
Таким образом, Г.Ф. Шершеневич вводит понятие «исключительное право» имеющее сугубо имущественное содержание. Под исключительностью Шершеневич понимал возможность совершения известных действий с запрещением всем прочим возможности подражания.
Г.Ф. Шершеневич настаивает на невозможности распространения поня-тия о вещных правах на права, не имеющие своим объектом вещи. Порядок возникновения, перехода, прекращения, защиты вещных прав рассчитан именно на материальное их содержание, и потому распространение этих правил на совершенно иную область может создать нежелательное смешение представлений в теории и практике. Здесь в качестве иллюстрации к своим доводам цивилист приводит примеры по соотношению авторского права художника на картину и правом собственности на нее со стороны лица, ее купившего, права на литературное произведение и правом собственности на экземпляр книги.
Цивилист, отмечая особый характер прав на произведение, под-черкивал, что данный институт, его содержание, будет совершенствоваться по мере дальнейшего развития экономической системы и создания совершенно новых отношений. Совершенно очевидно, что Шершеневнчем была подмечена несомненная связь между развитием общественных отношений, уровнем техники, производства, изменением личностных характеристик, т.е. инновационной деятельностью человека и ее правовой регламентацией. Жизнь всегда ставит новые задачи перед правовой системой. Развитие института авторского права, которое продолжается до сих пор, спустя столетие после выхода в свет трудов Г.Ф. Шершеневича, является следствием попытки регламентировать результаты прогресса в области науки, литературы и искусства.
Тем не менее, несмотря на решительную позицию по дифференциации прав на идеальный объект и вещных прав, на выделение первым особого места в теории права, русский правовед не противопоставлял их другим известным правам. Он считал, что с вещными правами авторские сближает их абсолютный характер: запрещение пользоваться без разрешения правообладателя в отношении всех третьих лиц. Тогда как с обязательственными их объединяет объект - действия. Отличия же между ними кроется в характере этих действий. Действия в обязательствах носят в основном положительный характер: требуется совершить действие, исключительные права предполагают воздержание от действий третьих лиц. По результатам данных сравнений Шершеневичем Г.Ф. было предложено отвести место исключительным правам в имущественном праве между вещным и обязательственным правом.
Необходимо отметить, что взгляды Шершеневича не были уникальны и не возникли сами по себе. Само понятие исключительных прав берет свое начало из теории частноправовой монополии Рогэня. Рогэнь видел сущность авторского права не в возможности пользоваться предметом, а в возможности воспрепятствовать всякому другому в присвоении предмета, идеи. Монополия, с его точки зрения, означала невозможность пользоваться другими вещью как свойство, присущее всем абсолютным правам.
Завершая рассмотрение позиции Шершеневича Г.Ф., можно констатировать, что она наиболее близка к современным взглядам на правовую природу авторского права и без сомнения является самой аргументированной из всех существовавших на тот момент.
В противовес правоведам, квалифицировавшим авторские права исключительно как имущественные, была разработана теория, признававшая авторское право личным правом. Она обосновывала неправомерность контрафакции правами личности автора, достоинству и чести которого наносится оскорбление перепечатыванием его произведения без его согласия.
Данная теория получила развитие в трудах Ортлофа, Гарейса.
Ортлоф сравнивал права автора с правами родителей и определял их как естественное проявление правоспособной личности автора не зависящее от воли законодателя.
Гарейс выделил особую категорию прав, так называемые «индивидуальные права», к которым он относил и авторские права. С его точки зрения авторское право зиждется на гарантированном государством праве на проявление своей индивидуальности.
Существовала группа немецких ученых (Блунчи, Дан, Р. Гарум, Г. Безелер) полагавшая, что авторское право является неотъемлемым правом личности.
Блунчи утверждал, что личность автора есть исходная точка авторского права, которое может существовать «и без письма или печати, например, как устная лекция или речь», «природа сочинения как продукта ума, отнюдь не вещественна, а истинное ее выражение есть живое слово». Блунчи было замечено, что объекты авторского права могут охраняться даже в том случае, если они нигде не зафиксированы, а только устно обнародованы в форме, доступной для восприятия человеком.
Другим отличием авторского права от собственности является то, что первое постоянно указывает на индивидуально определенное лицо автора, из чего вытекает право автора обнародовать свое произведение или запретить его обнародование. Авторское право – это, прежде всего, умственное создание, оригинальность и научное или художественное значение, а не только рыночные условия сбыта книги.
Еще один сторонник данного направления – Гарум - представлял право авторства, как неимущественное право автора. Немецкий юрист выводил указанное право из определения понятия «литературной соб-ственности» - «право автора требовать признание того, что данное произведение есть продукт его ума, признания его авторства» или, как он иначе говорил, «научной чести».
Достоинством данного подхода к определению сущности авторских прав является выделение личностного фактора. На настоящий момент это не является новаторством. Большинство законодательных систем признает, а подчас и наделяет главенствующей ролью наличие личных авторских прав. На тот же момент выделение личной составляющей в авторском праве являлось важнейшим шагом в его теории, учитывая, что произошло это в эпоху становления рыночных отношений. Выделение личной составляющей авторского права оказало значительное влияние на развитие авторского права в континентальной Европе, которому свойственно выделение и защита нематериальных интересов автора.
Итак, мы изложили основные подходы к определению правовой сущности авторского права, существовавшие вплоть до начала 20 века. Однако существовал ряд научных воззрений, не укладывавшихся ни в одну из изложенных теорий и не получивших широкого распространения.
Существовала теория договора между автором и публикой. Согласно ей, авторское право относилось к категории обязательственных прав. При обнародовании книги возникает молчаливое соглашение между автором и публикой (современной и далеким потомством), в силу которого автор, продавая книгу, сохраняет за собой исключительное право воспроизведения сочинения, а покупатель, приобретая книгу, обязывается не перепечатывать ее.
Согласно другой теории, основанной Гербером, авторского права, как частного гражданского института, вообще не существует. Можно говорить лишь о запрещении перепечатки чужого произведения - запрещении, основанном на тех или иных соображениях законодателя. Нарушение этого запрещения влечет за собой деликтное обязательство, что и создает так называемое авторское право.
Как мы можем видеть, рассмотренные выше теории определяют методы правового регулирования авторского права через обязательства - договорные и деликтные. Фактически они отражали отдельные свойства авторского права и не могли претендовать на определение его правовой сущности. Действительно, авторские прав могут участвовать в обязательственных отношениях, защищаются волей государства и нормы, посвященные авторским правам, находятся и в частном, и в публичном праве, но это не означает, что этим содержание и суть авторского права ограничиваются.
В завершении рассмотрения научных взглядов на правовую природу авторского права хотелось бы привести слова В. Спасовича так определившего авторское право: «в системе гражданского права авторское право есть статья самая неудобная, не умещающаяся в рамки деления, статья особая, которую неизвестно куда приурочить. Оно - право имущественное, но с личным оттенком, оно не вытекает из обязательств, но и не вещное». Пожалуй, это высказывание цивилиста, не придерживавшегося ни одной из основных теорий авторского права и относившего его к системе привилегий, наиболее верно отразило место авторского права в правовой системе того времени.
Подводя итог вышесказанному, можно отметить, что в общетеоретиче-ской правовой науке присутствует многообразие научных подходов к исследованию проблемы метода правового регулирования общественных отношений. Но, несмотря на все многообразие научных точек зрения по данному вопросу, представляется возможным сделать некоторые выводы общетеоретического характера.
Метод правового регулирования общественных отношений наряду с предметом правового регулирования является признаком, наличие которого обуславливает самостоятельность отрасли права в системе права. Современная правовая наука ориентируется на комплексный подход при выделении отрасли права в системе права, который позволяет учитывать в совокупности не только основополагающие критерии - предмет и метод правового регулирования общественных отношений, но и немаловажную роль основных принципов правового регулирования обособленной группы общественных отношений, особенности правового положения субъектов (участников) общественных отношений, цели, задачи правового регулирования, понятийный аппарат отрасли права.
Метод правового регулирования представляет собой установленные государством целесообразные способы правового регулирования общественных отношений. Используемое в различных отраслях права сочетание методов правового регулирования связано с особенностями предмета отрасли права, т.е. совокупности общественных отношений, на которое направлено правовое воздействие.
Особенности метода правового регулирования общественных отношений проявляются в регламентации специфических для каждой отрасли права: оснований возникновения, изменения и прекращения правоотношений; общего правового положения субъектов права в сфере регулируемых отношений; способах обеспечения реализации прав и исполнения обязанностей в сфере регулируемых общественных отношений.
Эти элементы составляют содержание метода правового регулирования общественных отношений отрасли права. Следует отметить, что метод правового регулирования нельзя сводить только к одному способу регулирования, он представляет собой совокупность правовых способов воздействия на общественные отношения, характеризующую и стадию нормотворчества и стадию применения норм права.
Метод правового регулирования отрасли права реализуется через характер правовых норм. Нормы права могут быть императивными, т.е. предписывать сторонам правоотношения определенное поведение (нормы-предписания) или запрещать действовать определенным образом (нормы-запреты). Также правовые нормы могут носить диспозитивный характер, т.е. предоставлять субъектам правоотношения полную свободу действия по установлению взаимных прав и обязанностей (дозволительные нормы) или предлагать несколько альтернативных вариантов поведения (рекомендательные нормы). Реализуясь через характер правовых норм, метод правового регулирования отрасли права приобретает свои осо-бенности, присущие только данной отрасли права. Например, в трудовом праве при регулировании отношений по охране труда преобладающим в механизме правового регулирования является метод централизованного регулирования, который реализуется преимущественно посредством императивных норм, устанавливающих обязательные варианты поведения или запрещающие определенные действия.


Глава 2. Объекты авторского права, регулируемые гражданским законодательством

2.1. Виды прав автора
Субъектами авторского права являются создатели произведений науки, литературы и искусства, а также их правопреемники, работодатели и иные лица по закону или договору, приобретающие исключительные права.
Слово «автор» пришло к нам из французского языка (auteur) и толкуется как «создатель какого-нибудь произведения».
Определяя круг субъектов авторского права, ст. 2 Бернской конвенции устанавливает, что конвенционная охрана «действует в пользу автора или его правопреемников» .
Статья I Всемирной конвенции упоминает «авторов и всех других обладателей прав на литературные, научные и художественные произведения» . По мнению Ю.Г. Матвеева, «такие широкие формулировки позволяют, с одной стороны, охватить практически любые правила, устанавливаемые на этот счет национальными нормами участвующих в конвенциях государств, а с другой - обеспечивают интересы тех, кому авторское право переходит в силу соглашений» . В связи с этим ГК РФ различает субъектов первоначального и производного авторского права.
Субъектами первоначального авторского права в первую очередь являются физические лица, творческим трудом которых создано произведение науки, литературы и искусства.
Авторы произведений науки, литературы и искусства являются важнейшими субъектами авторского права. Творцом произведения может быть любое физическое лицо, независимо от пола, возраста, гражданства и состояния дееспособности. Авторские права у создателя произведений возникают сразу при принятии произведением объективной формы.
В соответствии с российским законодательством обладателями субъективных авторских прав могут быть российские граждане, лица без гражданства и иностранцы, их наследники и иные правопреемники, а также Российская Федерация.
По мере создания произведения его автор приобретает целый ряд субъективн...
**************************************************************


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.