На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


Диплом специфика рисков кредитования субьектов МСБ

Информация:

Тип работы: Диплом. Добавлен: 17.10.11. Страниц: 100. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):






Оглавление:

Введение 3
Глава 1. Кредитование субъектов малого и среднего бизнеса (МСБ) 6
1.1. Особенности кредитования субъектов малого и среднего бизнеса 6
1.2. Рынок кредитования малого и среднего бизнеса в России: тенденции и проблемы 17
1.3. Зарубежный опыт кредитной поддержки малых предприятий 29
Глава 2. Кредитование субъектов малого и среднего бизнеса в ЗАО «Банк проектного финансирования» 38
2.1. Кредитная деятельность банка в докризисный период и на современном этапе 38
2.2. Кредитная политика Банка Проектного финансирования в области кредитования малого и среднего бизнеса 47
2.3. Оценка кредитоспособности заемщиков МСБ по методике банка 56
Глава 3. Управление рисками кредитования МСБ 62
3.1. Методы снижения кредитных рисков 62
3.2. Оценка рисков кредитования МСБ 67
Заключение 78
Список литературы: 82
Приложения 85
Приложение 1 85
Приложение 2 97
Приложение 3 100


Введение

В экономически развитых странах на долю малого бизнеса приходится 50-60% ВВП. Значительная часть рабочей силы задействована в этом секторе. По данным Минэкономразвития, вклад малых предприятий России в общий объем ВВП в 2006г. составил 16%, что значительно меньше, чем в развитых странах. Основными задачами РФ являются увеличение ВВП, снижение инфляции и безработицы. Развитие малого бизнеса в стране могло бы значительно упростить решение данных задач.
Поиск новых форм поддержки малого предпринимательства был и остается актуальной задачей с момента появления этого сектора экономики в начале 90-х годов. Следует констатировать, что положение малого бизнеса в стране в последнее время улучшается. Несмотря на это, малый бизнес в своем развитии по-прежнему сталкивается с целым рядом проблем. Более того, острота некоторых проблем в последнее время только увеличивается.
Отсутствие у российского правительства четкой политики по отношению к малому бизнесу на протяжении долгого периода времени значительно сократило число исследований, посвященных данной тематике. Частое изменение законодательства снизило актуальность многих работ. Многие предложения по реформированию системы финансовой поддержки малого бизнеса уже воплощены в жизнь, но проблемы обеспечения малого бизнеса России финансами со стороны государства и банковского сектора до сих пор остаются существенными. Одной из основных причин, по мнению предпринимателей, которая до сих пор сдерживает развитие малых предприятий, является отсутствие доступа к финансовым ресурсам. В этой связи имеется насущная потребность в глубоком и всестороннем изучении данного аспекта взаимодействия государства, кредитной сферы и малого бизнеса, анализе применяемых методов и механизмов проведения финансовой поддержки малых предприятий.
Важнейшей функцией коммерческого банка является посредничество в кредите, которое они осуществляют путем перераспределения денежных средств, временно высвобождающихся в процессе кругооборота фондов предприятий и денежных доходов частных лиц. Перераспределение ресурсов осуществляется от кредитора к заемщику, при посредстве банков на условиях платности и возвратности. Риски присущи всем сферам банковской деятельности, но большинство рисков связано с активными операциями банка, в первую очередь с кредитной и инвестиционной деятельностью. Кроме того, среди традиционных видов банковской деятельности предоставление кредитов – основная операция, обеспечивающая их доходность и стабильность существования. Выдавая кредиты физическим и юридическим лицам, банк формирует свой кредитный портфель. Анализ структуры активов банковской системы России свидетельствует о том, что более трети из них приходится на кредитный портфель. Кредитные операции банка являются ведущими среди прочих как по прибыльности, так и по масштабности размещения средств. Поэтому вопрос о повышении эффективности кредитной политики и снижении кредитных рисков является очень актуальным.
Целью дипломной работы является анализ рисков кредитования субъектов малого и среднего бизнеса на примере банка ЗАО «Банк Проектного финансирования».
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
- исследовать особенности кредитования субъектов малого и среднего бизнеса;
- исследовать тенденции рынка кредитования малого и среднего бизнеса;
- рассмотреть зарубежный опыт кредитной поддержки малых предприятий;
- провести анализ системы кредитования субъектов МСБ на примере ЗАО «Банк проектного финансирования»
- провести анализ кредитоспособности заемщика;
- предложить мероприятия по снижению кредитного риска кредитования малого бизнеса;
- рассмотреть возможные направления совершенстования системы кредитной поддержки МСБ.
Объектом исследования является система кредитования предприятий малого и среднего бизнеса.
Предметом исследования являются экономические отношения, возникающие в процессе реализации кредитной поддержки субъектов малого бизнеса, в современной экономике.
При подготовке дипломной работы использовались нормативно-правовые акты Российской Федерации, научно-учебные пособия и монографии, публикации периодической печати, годовые отчеты Банка России, АБ «БПФ» (ЗАО).



Глава 1. Кредитование субъектов малого и среднего бизнеса (МСБ)

1.1. Особенности кредитования субъектов малого и среднего бизнеса

В последнее время малые предприятия стали привлекать к себе все большее внимание не только со стороны потенциальных учредителей подобного бизнеса. Способность малых предприятий существенно повлиять на уровень занятости населения и повысить конкурентоспособность целых отраслей объясняет тот пристальный интерес, который мы видим сейчас со стороны государства. Однако, не касаясь пока экономических аспектов этого явления, рассмотрим вопрос терминологии.
Малые формы бизнеса в России – явление относительно новое, а значит, вопрос терминологии особенно актуален. Например, термин «малое предпринимательство» скорее всего, является сугубо отечественным переводом термина "small business". Однако само понятие «предпринимательство» чрезвычайно многогранное и обширное. Владелец малого предприятия всегда предприниматель, но не всякое предпринимательство – малый бизнес.
Обычно выделяют два вида критериев признания предприятия малым — количественные и качественные.
К количественным критериям относятся такие статистические показатели объекта, как численность занятых на предприятии, оборот, активы, капиталы, прибыли и т.п. Причем единственным критерием, который является сопоставимым для всех стран, является количество работников, занятых на предприятии.
В конечном итоге законодательстве большинства развитых стран при определении понятия «малое предприятие» в качестве базовых используются количественные показатели, но они почти всегда дополняются качественными характеристиками.
Таблица 1
Критерии причисления компаний к малому бизнесу (МБ) в мире
Страна Величина активов Выручка от продаж Средняя численность
Бельгия 3,125 млн евро 6,25 млн евро 50 чел.
Дания 20 млн дат. крон 40 млн дат. крон 50 чел.
Франция 0,267 млн евро 0,534 млн евро 10 чел.
Германия 3,4 млн евро 6,9 млн евро 50 чел.
Ирландия 1,9 млн евро 3,8 млн евро 50 чел.
Италия 3,65 млн евро 7,3 млн евро 50 чел.
Нидерланды 3,5 млн евро 7 млн евро 50 чел.
Норвегия 30 млн норв. крон 60 млн норв. крон 50 чел.
Испания 2,4 млн евро 4,7 млн евро 50 чел.
Швейцария не более 20 чел.
Великобритания 1,4 млн ф. ст. 2,8 млн ф. ст. 50 чел.
США Предприятия, отвечающие следующим критериям:
- выручка от продаж менее 25 млн. USD;
- зарегистрировано в США или Канаде;
- не является инвестиционной компанией;
- дочернее предприятие, большая часть капитала которого принадлежит материнской компании
Канада Определение малого предприятия отсутствует
Австралия 5 млн долл. 10 млн долл. 50 чел.

Международная организация экономического сотрудничества развития (ОЭСР), в которую входят развитые страны, определяет предприятия с числом до 19 человек как «весьма малые», до 99 человек как «малые», от 100 до 499 человек как «средние» и свыше 500 как «крупные».
Вклад малых предприятий России в общий объем ВВП составляет 16%, что значительно меньше, чем в развитых странах. В настоящее время малые предприятия представлены практически во всех отраслях экономики. Они функционируют не только в таких традиционных сферах, как легкая и пищевая промышленность, бытовое обслуживание населения, но и появляются в машиностроении, производстве оптических приборов, химической и электротехнической промышленности. Большинство малых предприятий заняты в сфере торговли и общественного питания.
Россия на современном этапе стремится всячески поддержать предприятия малого бизнеса, создать благоприятные условия для их развития. Это находит отражение в новых нормативных документах и правительственных программах.
Финансовый кризис вызывает изменения во внешнем окружении компаний, связанные с доступностью финансовых средств, персонала и недвижимости, поведением покупателей и поставщиков, административным и криминальным давлением. Изменения во внешнем окружении затрагивают различные аспекты деятельности самих компаний: меняются объемы продаж и рентабельность, компании реагируют изменением численности и зарплат сотрудников, изменяют отпускные цены и объемы задолженностей.
Субъекты малого бизнеса имеют ограниченные возможности для развития в силу ряда сдерживающих факторов, основным среди которых является недостаток собственных средств у малых предприятий. Это обусловлено, с одной стороны, неразвитостью институтов небанковского кредитования, а с другой стороны, ограниченным доступом к банковскому кредитованию.
Несмотря на то, что сектор кредитования предприятий малого бизнеса имеет большой потенциал для развития, спрос на кредиты малым предприятиям сегодня в России удовлетворен максимум на 10%. Сложившаяся ситуация обусловлена отсутствием адекватного подхода к кредитованию малого бизнеса, основанного на изучении особенностей кругооборота и оборота фондов малых предприятий. Являясь экономической основой кредитования, кругооборот фондов малого бизнеса оказывает существенное влияние на состав и структуру системы их кредитования.
На кредитные потребности малых предприятий оказывает влияние множество факторов, таких как цели и виды деятельности, отраслевая принадлежность, организационно-правовая форма, наличие устойчивых связей с крупным бизнесом. Специфические черты организации хозяйственной деятельности малого бизнеса определяют его особое положение на кредитном рынке, применяемые формы и методы кредитования, характер взаимоотношений с кредитными институтами.
Таблица 2
Роль малого бизнеса в экономике отдельных стран, за 2008 г.
Страна Число малых и средних предприятий Число занятых, млн чел. Доля малых и средних предприятий, %
тыс. ед. в расчете на 1 тыс. жителей В общей численности занятых в ВВП
Великобритания
Германия
Италия
Франция
Страны ЕС
США
Япония
Российская Федерация
Республика Беларусь 2930
2290
3920
1980
15777
19300
6450
950
27 46
37
68
35
45
74
50
6
3 13,6
18,5
16,8
15,2
68,0
70,2
39,5
8,1
0,3 49
46
73
54
72
54
78
10
8 50 - 53
50 - 54
57 - 60
55 - 62
63 - 67
50 - 52
52 - 55
16 - 17
7 - 8

Можно выделить несколько групп факторов, влияющих на организацию малого и среднего бизнеса в целом: состояние экономики и рыночной конъюнктуры; наличие инфраструктуры поддержки малого и среднего предпринимательства; политика государства и местных властей в отношении малого и среднего бизнеса, включая налоговое законодательство; влияние социальной среды; развитие инноваций в отрасли; природные и естественно-географические факторы .
При этом самыми проблемными являются финансово-кредитные факторы, особенно для предприятий с численностью работающих менее 15 человек (рисунок 1).
Выше приведенные данные являются ярким свидетельством того, что малый бизнес действительно выступает основополагающей, конкурентоспособной и неотъемлемой частью современной экономики, которую необходимо стимулировать и поддерживать.
Количество малых предприятий Москвы – один из основных статистических показателей, представляемых Мосгорстатом. Кроме того, это основной индикативный показатель, указанный в Постановлении Правительства Москвы от 20.06.2006 г. №420-ПП «О комплексной целевой программе развития и поддержки малого предпринимательства в г. Москве на 2007-2009 гг.» (КЦП 2007-2009).


Рис. 1 - Доля предпринимателей, указавших, что отдельные проблемы функционирования и элементы окружающей среды являются большими или непреодолимыми, % от числа ответивших

Согласно КЦП 2007-2009 количество МП в 2007 и 2008 гг. должно было составить 208,3 тыс. ед. и 216,6 тыс. ед. соответственно. Однако уже по состоянию на 01.01.2008г. по данным Мосгорстата количество МП составило порядка 214,5 тыс. единиц, что на 3,2% больше данного показателя на 01.01.2007 г. Т.е. индикативные показатели КЦП 2007-2009 были превышены уже в 2007 году.
Система стимулирования малого предпринимательства представляет собой совокупность мероприятий, направленных на разрешение основного противоречия малого бизнеса и осуществляемых государством, общественными организациями и крупными предприятиями через специальную инфраструктуру, а также в рамках многообразных форм хозяйственной интеграции. Это определение достаточно точно отражает практику, сложившуюся в странах с рыночной экономикой.
Среди проблем, с которыми сталкивается малый бизнес, важнейшее место занимают проблемы финансирования. Трудности с привлечением капитала являются не только входным, но и постоянно действующим барьером. Следует заметить, что в последнее время все чаще возникают дискуссии по вопросу о необходимости оказывать субъектам малого предпринимательства финансовую поддержку. Тем не менее, все промышленно развитые страны помогают малому бизнесу в решении проблемы доступа к источникам финансирования, используя при этом различные рычаги (субсидии, прямые и гарантированные займы, льготные кредиты, налоговые льготы, амортизационная политика и т.п.). Таким образом, финансово-кредитную поддержку представим в виде прямой и косвенной помощи.
Прямая помощь, по объему и многообразию вариантов занимающая одно из важных мест в арсенале экономических рычагов. В рамках государственной кредитно-финансовой поддержки малых и средних предприятий выделяется, прежде всего:
• государственные инвестиционные надбавки/субсидии. Они очень редко предоставляются на условиях возвратности. За основу для их расчета берется запланированный объем инвестиций. Надбавки не подлежат налогообложению и применяются по требованию. Субсидии в отличие от них облагаются налогом и предоставляются по налогообложению и усмотрению распределяющего их органа.
• льготное кредитование. Оно часто используется на федеральном и региональном уровнях. Льготные кредиты называют скрытой финансовой помощью, так как ее сумма представляет разницу между рыночной и льготной кредитными ставками (кредитная субсидия). Среди других ее видов можно назвать гарантии специализированных банков по кредитам и долевое участие инвестиционных компаний в капиталах МСП, если эти банки или компании и сумма скрытой помощи финансируются государством.
Надбавки, субсидии и льготные кредиты, хотя и важные, но не решающие факторы, стимулирующие инвестиционную деятельность. Многое зависит от доходности, которую определяет чистая выручка от осуществленных вложений.
Проблем у малого бизнеса в России на сегодняшний день много. Это относится и к предпринимательству в центрах, и к регионам. Правда они немного различаются по своей сути, но есть у них и общие черты.
Общие проблемы:
а) Кредитование. Многим малым предприятиям не хватает внешнего финансирования, причем главным препятствием к получению кредита являются условия, выдвигаемые банками. Во-первых, обеспечение кредита – как таковое банки рассматривают зачастую только недвижимость, иномарки, золото и драгоценности. Во-вторых, оценка вышеуказанного имущества предприятия осуществляется обычно на 50% ниже ее реальной рыночной стоимости, что сильно снижает сумму возможного кредита. В-третьих, процент по кредитам непомерно высок и примерно в 10 раз выше европейской ставки ипотечного кредита, которая колеблется около уровня в 2-3% в год. При этом срок рассмотрения запроса на кредит может доходить до нескольких месяцев и потребовать предоставления большого количества документов.
Б) Количество административных барьеров постепенно снижается, но их система остается нестабильной и поэтому отнимает много сил и времени. Пример: чтобы организовать выезд представителя СЭС для получения согласования на создание производства в Московской области уходит до 1,5 месяцев. Причем это при условии, что вы сами уже подготовили все необходимые проекты документов, а подобных контролирующих организаций десятки. Затраты на преодоление административных барьеров зачастую превышают многие расходы, связанные с деятельностью фирмы.
в) Недостаточная подготовка руководителей. Значительная часть новых малых предприятий создается людьми, не имеющими опыта ведения своего бизнеса или поменявшими его направление, например, от торговли к производству. Часто эта причина ведет предприятия к разорению из-за отсутствия даже общего, на уровне научно-популярных изданий, понимания бухгалтерского и управленческого учета.
Г) Часто препятствием для развития малых предприятий становится отсутствие необходимой инфраструктуры, например в городах и городских районах, имеющих блочную застройку 60-80х гг. очень мало приемлемых помещений под общепит или мелкие производства вне зданий бывших универсамов и торговых центров. Малые предприятия неспособны, даже частично, освоить тысячеметровые цеха закрытых заводов, а небольших промышленно-складских помещений нет.
Д) Нехватка информации. Несмотря на существование многих программ помощи малых предприятий, содержание этих программ остается для большинства компаний неизвестным.
Перечислим проблемы, с которыми сталкиваются малые предприятия в малых городах:
а) В малых населенных пунктах обычно отсутствует рынок, достаточный для развития компании. Как пример возьмем столицу Марийской республики Йошкар-Олу. Для малых предприятий этого города характерны дерево- и металлообрабатывающие предприятия. Объема спроса в принципе не достаточно, чтобы обеспечить оптимальную загруженность производственных мощностей этих предприятий, а в связи с тем, что они не могут выйти на общероссийский рынок, они начинают конкурировать друг с другом за тот небольшой объем спроса, который все-таки присутствует. В результате продажные цены близки к себестоимости, и фирмам не хватает средств для расширения. Выход на общероссийский рынок практически невозможен, так как в больших городах отсутствуют системы сбыта, которыми могли бы воспользоваться малые предприятия небольших городов.
Б) Административное давление. Если в Москве или Санкт-Петербурге предприниматель не нашел общего языка с конкретным чиновником, то у него есть шанс переместить бизнес в соседний район или пригород. В малых городах этого шанса нет. Это является следствием, как относительной малочисленности фирм, так и относительной многочисленности чиновников.
Требования инспекций (СЭС, Административно-техническая инспекция, пожарники) в провинции имеют гораздо более буквальный характер, и некуда апеллировать.
В некоторых регионах трудно купить здания или землю.
В) Отсутствие реального кредита. Если в больших городах можно с трудом и дорого все-таки найти кредит, то в городах с населением до 50 тысяч часто есть только один банк. Правда следует отметить, что требования к заемщику в провинции менее формализованы.
Г) Трудности выхода малых предприятий на общероссийский рынок часто связаны с тем, что компании, имеющие малые оборотные средства, зачастую неспособны отпускать продукцию с отсрочкой платежа, что при растущей конкуренции является почти обязательным требованием к новичку на рынке.
В тех случаях, когда требуется аренда торговых площадей и оплата выкладки (в большом магазине поставщик платит за качество места, где выложен товар), средств провинциальных предприятий обычно хватает ненадолго.
Д) Старая инфраструктура. Здесь стоит отметить, прежде всего, тот факт, что множество малых предприятий в провинции практически не внедряют новые технологии и работают в некоторых отношениях так же, как уральский завод XVIII века. В Москве и крупных городах большинство малых организаций имеют сайт в Интернете и активно используют электронную почту, чего не происходит в малых городах, и это приводит к еще большей непрозрачности рынка. В некоторых регионах еще нет мобильной связи, и неизвестно, когда она появится.
Несмотря на вышеперечисленные проблемы, новые малые предприятия продолжают появляться, а некоторым удается существовать довольно долго.
В июле 2007 года Общероссийская общественная организация малого и среднего предпринимательства «ОПОРА РОССИИ» совместно с ВЦИОМ провели исследование, целью которого являлось изучение условий функционирования малого предпринимательства в регионах РФ.
По результатам данного исследования можно сделать вывод, что малый бизнес в провинции более лоялен к органам власти, чем в столицах. Это очевидно связано с тем, что в главных городах регионов этот вопрос в большей степени формализован, чиновники более закрытые. На периферии этот вопрос решается проще, и по большей части выживают те предприятия, которые имеют хорошие отношения с властью.
В рамках действующего законодательства целями кредитования малого бизнеса являются:
- приобретение объектов недвижимости (в том числе вместе с земельным участком, на котором они расположены) для использования в целях производства, торговли или оказания услуг, а также размещения офисных помещений;
- расходы по капитальному и (или) текущему ремонту помещений;
- выкуп земельных участков под находящимися в собственности заёмщика объектами недвижимости, используемыми в хозяйственной деятельности;
- приобретение оборудования (включая приобретение и установку торговых павильонов) и транспортных средств, предназначенных для производства (в том числе сельскохозяйственного), торговли или оказания услуг;
- приобретение сельскохозяйственных животных (кроме птиц).
Кредитование заёмщика производится в форме:
- кредита;
- невозобновляемой кредитной линии;
- возобновляемой кредитной линии;
- генерального соглашения об открытии рамочной кредитной линии.
Базовые положения возможной концепции стратегического партнерства банка и малого предприятия основаны на принципе обеспечения относительного баланса их хозяйственных интересов.
Цели стратегического партнерства:
для предприятия – создание благоприятных условий функционирования на рынке за счет наличия постоянной финансовой и консультационной поддержки банка;
для банка – создание условий, обеспечивающих постоянное увеличение спроса на свои услуги со стороны предприятия в сочетании с минимизацией клиентских рисков за счет косвенного участия в управлении его деятельностью.
Кредитование малого и среднего бизнеса на сегодняшний день является одной из приоритетных задач российской экономики. Если верить заявлениям представителей российских банков, кредитование малого бизнеса – одна из приоритетных задач многих из них. Однако на практике небольшой компании взять кредит удается редко. Между тем, развитие банковского кредитования малого бизнеса выгодно обеим сторонам.
Объем кредитования малого бизнеса не превышает 3 % общего объема кредитных портфелей банков. Главным препятствием для его увеличения становится жесткая позиция ЦБ РФ, который в большинстве случаев рассматривает кредиты малым предприятиям как проблемные и безнадежные ссуды из-за недостаточного обеспечения и требует создания резервов в размере половины либо полной суммы кредита. Спрос на кредиты в малом бизнесе удовлетворяется менее чем на 30 %.
Малый бизнес испытывает постоянную потребность в дополнительных финансовых ресурсах как для открытия новых предприятий, так и для развития уже существующих. Удобная форма кредитования будет способствовать становлению малого бизнеса и увеличению его доли в экономике региона и страны в целом.

1.2. Рынок кредитования малого и среднего бизнеса в России: тенденции и проблемы

В последние годы государством были приняты серьезные меры по развитию и поддержке малого бизнеса. В частности, в Программе государственной поддержки малого предпринимательства на 2008-2010 гг. предусмотрено финансирование ее мероприятий из бюджета РФ в размере около 4 млрд. руб. ежегодно (сравнить с 1 млрд. руб. в 2001 г. и 2,5 млрд. руб. в 2006 г.). Эти средства будут представляться субъектам РФ на конкурсной основе при условии софинансирования ими соответствующих расходов из региональных бюджетов. Такой подход позволит, по замыслу Министерства экономического развития РФ, в дополнение к средствам федерального бюджета привлекать финансовые средства регионов, а также стимулировать регионы к принятию новых, более развернутых и эффективных программ поддержки и развития малого предпринимательства.
Предусматривается, что на 2008-2010 гг. будут сохранены в качестве приоритетных те же самые, что и в Программе на 2006-2007 гг., направления государственного финансирования:
• создание и развитие инфраструктуры поддержки субъектов малого предпринимательства (бизнес-инкубаторов);
• поддержка субъектов малого предпринимательства, производящих и реализующих товары, работы и услуги, предназначенные на экспорт;
• развитие системы кредитования субъектов малого предпринимательства;
• создание и развитие инфраструктуры поддержки малых предприятий в научно-технической сфере.
Предполагается, что в результате этих мер количество малых предприятий в России в 2010 г. по отношению к 2006 г. увеличится на четверть и составит 1,3 млн. единиц (сравним, например, с Китаем, где сейчас число МСП превышает 10 млн. единиц). Наиболее высокие темпы роста числа малых предприятий ожидаются к 2010 г. на транспорте (на 29 %) и в сельском хозяйстве (на 37 %).
Приоритетными направлениями в сфере малого предпринимательства на период до 2010 г. станут:
• обеспечение участия субъектов малого бизнеса в реализации государственного заказа;
• содействие созданию инфраструктурных объектов поддержки малого предпринимательства (особенно вновь создаваемых);
• создание институтов микрофинансирования малого бизнеса;
• формирование благоприятных условий для развития кредитования предпринимательства банковским учреждениями;
• развитие системы бизнес-инкубаторов для начинающих предпринимателей;
• обеспечение доступа субъектов малого бизнеса к недвижимому имуществу, находящемуся в государственной и муниципальной собственности;
• совершенствование нормативно-правовой базы в целях сокращения административных барьеров и ограничений для предпринимательской деятельности.
Наряду с совершенствованием правовых и экономических условий деятельности малых предприятий в России в последние годы много внимания уделялось и продолжает уделяться развитию институтов поддержки малого предпринимательства, к которым могут быть отнесены:
• финансовые институты, в том числе фонды поддержки малого предпринимательства, специализированные банки, финансовые корпорации, страховые фонды;
• лизинговые компании;
• бизнес-инкубаторы, технопарки, промышленные полигоны, агентства и центры поддержки предпринимательства;
• центры информационного обеспечения;
• учебные центры;
• ассоциации, агентства поддержки малого предпринимательства.
В регионах России уже созданы и функционируют более 100 региональных фондов поддержки малого предпринимательства, 90 торгово-промышленных палат, почти 60 агентств поддержки малого предпринимательства. Более 30 бизнес-центров и центров поддержки малого предпринимательства, более 150 технопарков и бизнес-инкубаторов, сотни лизинговых компаний, более 100 ассоциаций и союзов предпринимателей, 13 палат ремесел, почти 100 учебно-деловых центров, центры правовой и экономической безопасности, экологический центры. Активизируют свою деятельность Российское агентство поддержки малого и среднего бизнеса, Фонд поддержки малого предпринимательства и развития конкуренции, Государственный комитет по развитию предпринимательства. Развивается рынок финансо-кредитных услуг для малого бизнеса, в том числе с участием Мирового и Европейского банка реконструкции и развития, Инвестиционного фонда малого бизнеса «Новая Россия» (созданного с участием Агентства международного развития США). Создается рынок лизинговых услуг для малого предпринимательства.
Как показали результаты исследования, потенциальная потребность малого бизнеса в кредитах на нынешнем этапе его развития оценивается в 20-25 млрд. долл. При этом финансовые организации в настоящее время обеспечи вают эту потребность в размере не более 30% от этой суммы. В сфере активных операций характерным для российских банков является предоставление основной массы кредитов на краткосрочной основе. Несмотря на то, что в последние годы во многих регионах России существенно возросло количество кредитных ресурсов, предоставляемых в распоряжение малым предприятиям, анализ показывает их краткосрочность (более 70% кредитов - выдаются на срок не более 1 года) и высокую стоимость (от 21% до 28% по кредитам в рублях). В то же время доля кредитования малых организаций в общем объеме банковского кредитования составляет 5-10%.
Слабый интерес банков к этому сектору бизнеса объясняется относительно высокими рисками, связанными с кредитованием вновь создаваемых или существующих непродолжительное время организаций, отсутствием четкой юридической базы и стимулирующего налогового режима, большими операционными издержкам...
**************************************************************


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.