На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


Диплом Стратегия социально-экономического развития Наро-Фоминского района

Информация:

Тип работы: Диплом. Добавлен: 17.10.11. Страниц: 98. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):



Оглавление

Введение 3
Глава 1. Теоретические аспекты разработки стратегии муниципального образования 7
1.1. Сущность мониторинга социально-экономического положения муниципального образования 7
1.2. Цели стратегического планирования 17
1.3. Понятие и сущность стратегического управления муниципальным образованием 24
Глава 2. Разработка стратегии социально-экономического развития Наро-Фоминского района Московской области 30
2.1. Общая характеристика района 30
2.2. Структура экономики и промышленности 41
2.3. Сельское хозяйство Наро-Фоминского района 71
Глава 3. Разработка стратегии Наро-Фоминского района 77
3.1. Методы повышения эффективности организации контроля исполнения управленческих решений в администрации Наро-Фоминского района 77
3.2. Стратегия социально-экономического развития района 85
Заключение 93
Список литературы: 96



Введение

В условиях рыночной экономики основанной на многообразии форм собственности, главной целью всех реформ является совершенствование управления. Новые экономические отношения в муниципальных образованиях – объективная закономерность, требующая нового управления сообществом, социальными явлениями и процессами, происходящими в нем. Непрерывный процесс усложнения всех сторон жизнедеятельности муниципального образования, всех его сфер, требует постоянного совершенствования форм и методов муниципального управления
Главная линия развития теории и практики муниципального управления сегодня заключается в создании целостной, эффективной и гибкой демократической системы управления, утверждения на деле авторитета местной власти, что невозможно без решительного устранения командно-бюрократической системы управления, без последовательной реализации принципов самоуправления.
Теория муниципального управления разрабатывает и обосновывает принципы, функции, методы, технику и технологию муниципального управления, а также системы, структуры и формы организации муниципального управления, т.е. научные основы обеспечения этой деятельности, принятия и реализации управленческих решений. Она отражает специфику муниципального управления в рамках демократической общественной системы, ее место и роль в реализации государственной социальной политики.
Современный этап развития общества характеризуется резким возрастанием роли и значения информации в управлении социально-экономическими процессами.
Наличие полной своевременной и достоверной информации о процессах, происходящих в различных отраслях и сферах жизнедеятельности города, является необходимым условием организации эффективного управления его развитием.
Перед муниципальными органами власти и управления стоят проблемы: эффективной организации сбора информации ввиду огромного количества показателей, характеризующих социально-экономическое положение муниципального образования; объективной оценки происходящих в городе изменений; прогнозирования развития социально-экономических процессов; своевременной разработки регулирующих воздействий, направленных на поддержку позитивных и ослабление негативных тенденций.
Решение этих проблем обеспечит организация в городе системы мониторинга социально-экономического развития.
На современном этапе развития особое значение приобретает разработка стратегических планов развития районов и городов России.
Наро-Фоминский район расположен на юго-западе Московской области и является одним из самых крупных районов столичного региона. Северо-восточная граница проходит в 30 км от центра Москвы и в 12 км от МКАД. Юго-западная — в 110 км, граничит с Калужской областью. С запада район граничит с Можайским районом. С севера — с Одинцовским и Рузским, на востоке — с Подольским, в северо-восточном направлении — с Ленинским районом Москвы. Площадь — 1929 кв.км. Протяженность (с северо-востока на юго-запад) — 110 км. Площадь лесного массива — 79369 га. Площадь земельных угодий, в т.ч. земли сельскохозяйственного назначения -38639 га.
Через территорию района проходят: с северо-востока на юго-запад автомобильная дорога федерального значения Москва-Киев (МЗ) и параллельно ей — железная дорога Москва-Киев; от западной границы района — железная дорога и автодорога Москва-Минск (М1); на расстоянии 60 км от Москвы — кольцевая железная дорога с мощным сортировочным узлом ст.Бекасово, который является главным перевалочным пунктом грузов между востоком и западом центра европейской части России, и на расстоянии 50 км — кольцевая автомобильная дорога.
Общая протяженность федеральных дорог на территории района — 160 км. Сельских асфальтированных — 600 км (по этой позиции район занимает третье место в области), городских — 165 км. На северо-западной границе района находится аэропорт "Внуково-2".
В Наро-Фоминском районе постоянно проживает 170,0 тыс. человек, более половины из которых — в городах Наро-Фоминск, Апрелевка и Верея.
Объект исследования: Наро-Фоминский район Московской области.
Предмет исследования: социальное и экономическое развития муниципального района.
Цель дипломной работы – провести анализ состояния и развития Наро-Фоминского района, выявить проблемы, а также стратегии решения.
В рамках дипломной работы будут решены следующие задачи:
- рассмотрена сущность мониторинга социально-экономического положения муниципального образования;
- рассмотрены теоретические аспекты разработки стратегии муниципального образования;
- проведен анализ социально-экономического положения, состояния промышленности и сельского хозяйства Наро-Фоминского района Московской области;
- разработана стратегия Наро-Фоминского района.
Исследованием мониторинга социально-экономического положения занимались следующие ученые, среди них следует выделить таких как Когут А.Е., Рохчин В.С., Лексин В.Н., Селиверстов В.Е., Швецов А.Н. и др.
Муниципальное управление исследовали следующие ученые Алисов А.Н., Гапоненко А.Л., Мельников С.Б., Николаев В.А., Гутман Г.В., Мироедов А.А., Федин С.В., Когут А.Е., Турков С.Л., Новоселов А.С. и др.
Оценку, планирование и прогнозирование социально-экономического исследования проводили следующие ученые Дованков А.Ю., Евченко А.В., Кузьбожева Э.Н., Ерохина Е.А., Клоцвог Ф.Н., Абдыкулова Г.М., Кушникова И.А., Каширская С.И., Кузнецова О., Матрусов Н.Д., Махотаева М., Садыков А., Терехов Л.Л., Тихомиров Н.П., Попов В.А., Федоров Н.В., Кураков Л.П., Хандуев П.Ж., Хасаев Г.Р., Цыбатов В.А., Шибалкин О.Ю. и др.



Глава 1. Теоретические аспекты разработки стратегии муниципального образования

1.1. Сущность мониторинга социально-экономического положения муниципального образования

Стратегическое планирование и стратегическое управление сегодня являются общепризнанными эффективными методами менеджмента. Как показывает практика, данные методы могут с успехом применяться не только на уровне коммерческих структур, но и в различных сферах общественной деятельности. В частности, механизмы и инструменты стратегического управления являются залогом успешного социально-экономического развития муниципальных образований. В мировой практике муниципального управления разработку стратегий развития муниципальных образований нельзя назвать явлением новым - к разработке местных стратегий развития призвала мировое сообщество конференция ООН по окружающей среде и развитию, состоявшаяся в июне 1992 г. в Рио-де-Жанейро (ЮНСЕД). В итоговых документах конференции записано: «Каждому местному органу власти следует разработать свою стратегию устойчивого развития».
Любая система должна развиваться, взаимодействуя с внешней средой, иначе она деградирует. Осознание этого требует выработки новых подходов к организации развития, пересмотра самой сути данного понятия. В связи с этим все более активно начинает использоваться термин «устойчивое развитие» (sustainable development). Современная трактовка этого понятия была сформулирована в 1987 году Международной комиссией по окружающей среде и развитию. При этом под устойчивым развитием понималось «такое развитие, которое удовлетворяет потребности нынешнего поколения, не подрывая возможностей будущих поколений удовлетворять их собственные потребности».
В последние годы в России все чаще говорят об устойчивом развитии, зачастую вкладывая в него смысл, существенно отличающийся от оригинального. Синонимом устойчивого развития зачастую считается способность экономики к росту, оцениваемая количественными показателями, в первую очередь, валовым национальным продуктом и валовым региональным продуктом. Экономический рост может быть средством развития, но он не должен становиться его целью. Во многих исследованиях под устойчивым развитием понимается развитие, не наносящее вреда окружающей среде, то есть своеобразное «экологически ориентированное развитие». Такой подход отражает лишь одну сторону рассматриваемого понятия и не учитывает другие не менее важные составляющие.
В мировой практике важнейшими признаками устойчивого развития считают ориентацию на перспективу и достижение трех основных целей - «социальная справедливость, чистая окружающая среда, экономическая безопасность».
В условиях современной экономики муниципальные образования для достижения стоящих перед ними целей должны быть способны быстро адаптироваться к изменениям внешней среды, например, в экономической и политической ситуации в стране и субъекте Федерации, учитывать опыт развития других муниципальных образований.
Именно способность предвидеть такие изменения и заблаговременно готовиться к ним, можно назвать признаком жизнеспособности муниципального образования. По аналогии с любым сложным организмом местные сообщества стремятся снизить свою уязвимость к негативным воздействиям, то есть повысить жизнеспособность, чему способствует правильная организация процесса развития.
Разработки региональных стратегий устойчивого развития осуществляются сегодня практически во всех субъектах России, аналогичная работа идет в органах местного самоуправления многих городов и районов России. Однако, разработанные в регионах стратегии, принятые программы и планы местного устойчивого развития практически не реализуются. Экономическая и политическая нестабильность нашего общества делает приоритетными направления деятельности местных органов власти, связанные с обеспечением безопасности граждан, снятием социально- экономического напряжения на территории муниципального образования, решением бытовых проблем населения. Другой причиной, замедляющей переход на путь устойчивого развития, является непонимание сущности этого процесса населением и органами местного управления. Поэтому крайне важно разработать комплекс материалов (технологии, методы) по стратегическому планированию развития муниципального образования и обеспечить их широкое применение на практике, а также популяризацию среди населения муниципалитетов.
Итак, следует отметить, что стратегическое планирование и управление еще не нашло широкого применения в большинстве муниципальных образований, особенно на уровне поселений, по разным причинам, к которым можно отнести:
- сложная социально-экономическая и политическая ситуация в стране, что является причиной смещения приоритетов в деятельности местных органов власти в сторону обеспечения первоочередных бытовых нужд населения и их безопасности;
- отсутствие широкой гласности в данной сфере деятельности, которая обеспечивала бы преемственность опыта;
- отсутствие знаний и опыта у муниципальных служащих и их руководителей в осуществлении подобной деятельности;
- неверие в эффективность данных механизмов в управлении местным сообществом;
- поверхностная трактовка стратегического управления многими руководителями муниципальных образований и, как следствие, неверные стратегические ориентиры и механизмы их реализации, что не может привести к значительному прогрессу в развитии территории;
- инертность мышления и пассивность многих руководителей местного самоуправления, привыкших действовать «по старинке», идти по проторенному пути и др.
Общей целью развития, миссией муниципального образования является обеспечение достойной и комфортной жизни его населения, что оценивается интегральным показателем «качество жизни населения», которое определяется как уровень обеспечения комплекса потребностей в целом и по их категориям.
Современный этап развития общества характеризуется резким возрастанием роли и значения информации в управлении социально-экономическими процессами. Наличие полной своевременной и достоверной информации о процессах, происходящих в различных отраслях и сферах жизнедеятельности города, является необходимым условием организации эффективного управления его развитием. В то же время перед муниципальными органами власти и управления стоят проблемы: - эффективной организации сбора информации ввиду огромного количества показателей, характеризующих социально-экономическое положение муниципального образования;
- объективной оценки происходящих в городе изменений;
- прогнозирования развития социально-экономических процессов;
- своевременной разработки регулирующих воздействий, направленных на поддержку позитивных и ослабление негативных тенденций. Решение этих проблем обеспечит организация в городе системы мониторинга социально- экономического развития
Разные авторы, занимающиеся данной проблемой (А.Е. Когут, В.С. Рохчин, В.Н.Лексин, В.Е.Селиверстов, А.Н.Швецов и др.), выделяют различные направления проведения мониторинга социально-экономического развития муниципального образования, рассматривают различные источники получения информации. Однако все авторы сходятся во мнении, что:
1) проведение мониторинга социально-экономического развития города является одной из функций муниципального управления;
2) его проведение необходимо для обеспечения нормального функционирования муниципальных органов власти, своевременного обнаружения негативных тенденций и снижение отрицательных последствий их действия;
3) информационной основой мониторинга должна служить не только статистическая информация, но и данные социологических исследований;
4) основными направлениями проведения мониторинга социально- экономического развития города являются мониторинг качества жизни населения, мониторинг вклада региона в решение межтерриториальных и федеральных проблем, мониторинг хода реформ на территории, мониторинг социально-экономического потенциала и эффективности его использования
По мнению Когут А.Е. и Рохчина В.С., слабая разработанность теоретических проблем рационального социально-экономического мониторинга, рекомендации, носящие фрагментарный характер, не доведенные до уровня практического использования, затрудняют проведение работ по созданию систем информационно-аналитической поддержки управленческих решений. В настоящее время решение проблемы рационального социально-экономического мониторинга находится в начальной стадии.
Наиболее важные направления мониторинга социально- экономического развития территории включают:
мониторинг качества жизни населения,
мониторинг вклада региона в решение межтерриториальных и федеральных проблем,
мониторинг хода реформ на территории,
- мониторинг социально-экономического потенциала и эффективности его использования.
По мнению Б.М. Гринчеля, Н.Е. Костылевой, в сегодняшних условиях количество жизни в том или ином городе определяется не столько наличием водоснабжения, транспорта, образовательных учреждений, чистотой на улицах. Функции местного управления сейчас шире и помимо перечисленных включают в себя формирование благоприятных условий для экономики, инвестиций, малого и среднего бизнеса, обеспечение достаточного числа рабочих мест в городе, возможность жителей повышать свою квалификацию, достаточность качества и доступность жилья в городе, обеспечение атмосферы общественного консенсуса между различными группами населения, формирование имиджа города.
Реализация всех направлений социально-экономического мониторинга, как отмечает А.Е. Когут, предполагает его организационное, информационное, техническое, правовое и финансовое обеспечение. Разработка такого обеспечения будет производиться с учетом местной специфики. Однако некоторые виды обеспечения сходны. Ведение муниципального социально-экономического мониторинга должно осуществляться органами местного самоуправления. Информационный фонд социально-экономического мониторинга может представлять накопленные данные об экономической и социальной обстановке, справочные материалы, сведенные в статистические регистры и базы данных.
Укрупнено информационный фонд социально-экономического мониторинга может состоять из данных, характеризующих здоровье населения. Уровень жизни населения, социально-экономический потенциал муниципального образования.
Информационной основой муниципального мониторинга могут служить базы данных Федеральных органов исполнительной власти, местных органов, предприятий и международных организаций; базы данных специфических министерств и ведомств; данные государственной статистической отчетности материалы обследований, программ, проектов.
Финансовое обеспечение разработки и поддержания в работоспособном состоянии системы муниципального мониторинга должно осуществляться как за счет бюджетных средств, так и за счет привлечения альтернативных источников.
Подводя итоги, можно отметить, что к настоящему моменту еще не четко обоснована система инструментов мониторинга, существует необходимость их дальнейшей разработки; наличие огромного количества показателей, характеризующих социально-экономическое развитие муниципального образования, не позволяют быстро и однозначно оценить уровень развития муниципального образования, поэтому необходима разработка обобщающего (интегрального) показателя социально-экономического состояния муниципального образования, применение которого позволит сравнивать уровень развития различных образований и выявить наиболее острые проблемы развития.
Региональный мониторинг выступает как:
- специфический инструмент в механизме территориального управления, обеспечивающий возможность устойчивого развития территориальных образований и управления в критических ситуациях;
- особый метод приращения знаний о противоречиях и закономерностях формирования социально-экономического пространства региона;
- основа для выявления причин отклонений от нормального хода событий, для программирования и планирования.
Практические задачи регионального мониторинга таковы:
- получение достоверной и объективной информации об основных социально-экономических и общественно-политических процессах в регионе;
- выявление факторов, вызывающих экономические и социальные угрозы в настоящее время и в перспективе;
- обеспечение доступности информации для органов власти и населения.
Объектами мониторинга являются: экономические районы страны, республики, края, области, автономные образования и отдельные города.
Предмет регионального мониторинга составляют природ¬ные процессы и явления, эволюция экономических, социальных и общественно-политических процессов, возникновение угроз безопасности общества, зарождение и развитие позитивных из¬менений, определяющих их факторов, а также динамика их по¬тенциала.
Овладение приемами регионального мониторинга можно рассматривать как направление повышения профессионализма кадров работников государственного и муниципального управ¬ления. Региональный мониторинг может обеспечить практичес¬кий территориальный менеджмент технологиями раннего распоз¬нания надвигающихся угроз, оценками открывающихся новых перспектив и возможных сценариев развития.
Предмет регионального мониторинга - сложная совокупность социально-экономических процессов и явлений в регионах стра¬ны. Выделяются следующие комплексные направления регио¬нального мониторинга:
- экологическое;
- экономическое;
- медико-биологическое;
- общественно-политическое;
- социальное;
- научно-техническое.
Предметы анализа можно также классифицировать по источ¬никам возникновения мониторинговых явлений (глобальные национальные, региональные, локальные); по угрозе устойчиво¬сти социально-экономической территориальной системы (пред¬ставляющие потенциальную опасность, составляющие реальную угрозу в настоящее время и др.); по степени регулируемости со стороны общества, его структур власти и управления и др.
На основании этого можно ввести рамочные ограничения на состав социально-экономических процессов, мониторинг кото¬рых ведется преимущественно международными, федеральными, региональными структурами или же органами местной власти.
К макропараметрам, имеющим значение для страны в целом и ее регионов, относятся:
во-первых, показатели, характеризующие структурные сдвиги, необходимые и достаточные для развития экономики рыночного типа. Ранее в нашей стране производство средств производства и производство предметов потребления соотносились как 2/3 : 1/3. Рыночная среда обычно характеризуется соотношением обратным, т.е. 1/3 : 2/3. Рыночные процессы приобретают необратимый характер при доле в экономике негосударственного сектора, равной 40%. В 1995 г. статистика отмечала, что в негосударственном секторе экономики производилось 70% ВВП;
во-вторых, для региональной политики приоритетной должна быть задача недопущения дифференциации в уровне развития территорий более чем на 20—50%;
в-третьих, показатели, характеризующие отраслевое разделение труда, в том числе:
доля обрабатывающей промышленности в промышленном производстве;
доля машиностроения в промышленном производстве;
доля новых видов продукции в общем объеме;
доля импорта во внутреннем потреблении страны и др.;
в-четвертых, состояние научных исследований и опытно- конструкторских разработок.
Специфическими объектами мониторинга в регионах также являются:
демографические процессы, в том числе естественное движение населения;
состояние воздушного и водного бассейнов;
качество питьевой воды;
радиационное загрязнение;
транспортное загрязнение (в крупных индустриальных центрах и городских агломерациях) и т. п.
В качестве мониторинговых явлений исследуются: генетичес¬кие изменения (увеличение ежегодно на 1—3% врожденных уродств свидетельствует о том, что роковая черта пройдена); со¬кращение продолжительности жизни (пороговое значение обычно — 70 лет); характер и динамика заболеваний населения; пре¬вышение допустимых коэффициентов загрязнения среды; потреб¬ление отдельных видов продуктов; структура бюджета семьи и другие индикаторы социального благополучия.
Известно, например, что относительно безопасное для генофонда потребление алкоголя составляет до 8 л чистого спирта на человека в год. В 1996 г. в РФ потребление составило 15 л чистого спирта на человека, что неминуемо отрицательно отразится на будущих поколениях россиян, хотя и по-разному в различных регионах страны.
Установлено также, что если семья ежемесячно тратит на питание 80% средств своего бюджета, то постепенно наступает деградация человека как личности. В августе 1995 г. доля расходов на потребительские товары составила 75%. Россияне стали есть в 1,5—2 раза меньше мяса, молока, рыбы по сравнению с рациональными нормами потребления. Некоторые исследователи делают вывод о том, что наступает фаза нерегулируемого истощения организма многих людей, которая неодинаково будет проявляться на территории областей и краев страны.


Специфическими объектами внимания экономического монито¬ринга по мере перехода на модель саморазвития регионов станут:
- устойчивость предприятий экспортной ориентации на внешних рынках, потеря (уступка) или завоевание ими новых позиций;
- криминализация экономических структур области, края, города или района;
- динамика трудовой мотивации;
- финансовые потоки и финансовое обеспечение, прежде всего отраслей специализации и социальной сферы;
- состояние технологического потенциала;
- инвестиционный климат региона;
- динамика конкурентоспособности экономики субъектов Российской Федерации и др.
Общий индекс экономической свободы показывает, в какой степени экономическая политика и национальные институты обеспечивают:
- твердость национальной валюты;
- надежность и прозрачность рынков;
- гарантии против государственных изъятий и экспроприации;
- свободу международного обмена.

1.2. Цели стратегического планирования

Стратегическое планирование – процесс проектирования вероятного или логического будущего и предполагаемых будущих состояний . Это процесс познания того, как достичь своих целей, как использовать знания, чтобы направить логическое будущее к более желаемому, и затем построить эти действия, Обратный процесс идеализации стимулирует творческое мышление. Он представляет людям возможность укрепить свою уверенность в том, что они знают, какие состояния управляемой системы желательны и с каким приоритетами. Используя обратный процесс, специалисты по планированию выявляют как благоприятные возможности, так и препятствия и в итоге выбирают эффективные стратегии, облегчающие достижение желаемого будущего.
Как правило, все планы имеют три общих элемента– начальное состояние, цель (или конечное состояние) и процессы, связывающие эти два состояния. Цель планирования – соединить эти элементы так, чтобы с наименьшими затратами достигнуть наибольшей эффективности – т.е. максимизировать результаты.
Первый элемент любого плана – начальное состояние. Начальное состояние людей – обычно это их положение в настоящее время: люди управляют определенными ресурсами, которые позволяют им достигать некоторого другого состояния. Следует учесть все ресурсы и ограничения для обеспечения эффективности планирования.
Вторым элементом является цель. При условии, что остальные два элемента учтены правильно, этот элемент становится просто мишенью. Цели могут быть неясно определены или установлены для недостижимого состояния (не реальны). Не следует ставить цель без точных знаний о силах и влияниях, которые действуют и формируют эту цель. Цель должна быть хорошо поставлена, достижима, а также пересмотрена и изменена в соответствии с требованиями обстоятельств.
Третьим элементом плана являются процессы. Этот элемент – сам план, так как по существу в нем содержится описание метода, с помощью которого происходит переход от начального состояния к цели. Два первых элемента можно в основном рассмотреть теоретически; третий элемент, напротив, более конкретен. Он должен содержать: факторы, действующие на цель; внутренние и внешние силы, действующие на эти факторы; цели деятельности; логическую последовательность шагов и вероятные состояния, пригодные для принятия решений, которые нужны для управления процессом. Факторы могут быть экологическими, экономическими, культурными, социальными, политическими и технологическими. Эти факторы могут в той или иной степени контролироваться лицами, принимающими решения. Для учета этих факторов необходимо пользоваться любой доступной информацией.
В основном процесс планирования направлен только в одну сторону, т.е. представляют собой упорядоченную во времени последовательность событий, которая начинается в настоящее время t=0 и заканчивается в некоторый момент будущего t=T. В этой последовательности, которая называется прямым процессом, рассматриваются текущие факторы и предложения, которые порождают некоторый логический результат. Во второй последовательности, которая называется обратным процессом, состояния рассматривают, начиная с желаемого результата в определенный момент Т в обратном направлении во времени – к исходному состоянию, чтобы оценить факторы и промежуточные результаты, которые нужны для достижения желаемого. Оба процесса теоретически обоснованы, понятны и используются на практике .
Прямой процесс планирования обеспечивает оценку состояния вероятного конечного результата. Обратный процесс планирования обеспечивает средствами контроля и управления прямым процессом при движении в направлении желаемого состояния.
Может возникнуть вопрос: какой из процессов – прямой или обратный – более эффективен при планировании? В зависимости от обстоятельств один из этих процессов может полностью приемлемым, в то время как другой – может оказаться неприемлемым на практике. Наиболее важно, что каждый из них в отдельности может не подходить для создания хорошего плана. Однако если объединить их в единый процесс планирования, то это поможет эффективно решить проблему. Таким образом, можно соединить желаемые цели с логическими, обеспечивая рамки сходимости друг к другу обоих результатов.
Для интеграции прямого и обратного процессов планирования и совершенствования действий в настоящем сначала проектируется вероятное будущее. Далее в качестве цели необходимо принять желаемое будущее, выработать новые стратегии, которые присоединяются к набору существующих, и с учетом этих изменений вновь спроектировать будущее и сравнить два варианта будущего – проектируемый и желаемый – относительно их главных характеристик. Желаемое будущее изменится с целью увидеть, какие изменения стратегии нужны для того, чтобы оно стало проектируемым будущим, и процесс продолжается далее (рис. 1.2).
Формулировка процесса планирования как граничной задачи позволяет явно выразить структуру решения. Используя понятия теории принятия решений, можно идентифицировать три основных вида переменных: стратегии планирования, которые есть у организации, результаты, которых может добиться организация в будущем, эффективность, которая выражает вероятностные соотношения между стратегиями планирования и результатами.
Эти три вида переменных – общие для всех процессов принятия решений, однако, отношения между ними различны для всех проектируемых и желаемых процессов планирования. Для проектируемых процессов стратегии определяются, эффективность оценивается, а вероятностные результаты выводятся. Для желаемых процессов результаты оцениваются, эффективность подвергается воздействиям, а стратегии разрабатываются.

Организа-ционная реакция Другие факторы Поведение внешней среды Желаемое будущее

Обратный процесс
Сравнение Процесс граничного решения Сравнение
Прямой процесс
Организа-ция планирования в настоящее время Сценарии с учетом факторов Поведение внешней среды Логическое будущее

Рис. 1.2. Объединение прямого и обратного процессов планирования.

Организации, обслуживающие потребности общества, демонстрируют разнообразие поведенческих стилей. Существуют два типично противоположных стиля: приростный и предпринимательский. Приростное поведение проявляется у большинства фирм и фактически у всех бесприбыльных целевых организаций, таких как больницы, церкви, университеты.
Как показывает само название, приростный образ действий направлен на минимизацию отклонений от традиционного поведения как внутри организации, так и в ее отношениях с окружением. Изменения не приветствуются, они ограничиваются, ассимилируются или минимизируются.
Ввиду того, что социальные изменения неизбежны, организациям не удается исключить их полностью. При приростном стиле реакция на изменения происходит постфактум: действие предпринимается, когда необходимость изменений стала явной и настоятельной. Решения направлены на минимизацию изменений в сложившемся положении. Поиск альтернатив ведется последовательно, и принимается первое удовлетворительное решение.
Второй тип поведения является предпринимательским. Он влечет за собой совершенно другое отношение к изменениям: вместо того, чтобы подавлять и минимизировать изменения, предпринимательская организация стремиться к ним . Вместо реакции на возникшую проблему предвосхищаются будущие возможности и опасности; вместо частных решений ведется глобальный поиск альтернативных путей действий; вместо одной генерируются многочисленные альтернативы; вместо удовлетворительности процесс принятия решений направлен на выбор лучшей из имеющихся альтернатив. Вместо того, чтобы стремиться к сохранению прошлого, предпринимательская организация выступает за н...
**************************************************************


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.