На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


Диплом Посттравматическое стрессовое расстройство и сроки социальной адаптации

Информация:

Тип работы: Диплом. Добавлен: 17.10.11. Страниц: 79. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


Содержание:

Введение 3
Глава 1. Теоретический анализ психологической литературы по проблемам кризисных состояний и ПТСР в частности 6
1.1.Анализ степени изученности проблемы в современной психологической литературе 6
1.2. Кризисные состояния и ПТСР 11
1.3. Травматический стресс, его виды 15
1.4. Посттравматические стрессовые нарушения 21
1. 5. Теории возникновения ПТСР. 24
1.6. Диагностика ПТСР. 27
1.7. Личностные посттравматические изменения 30
Глава 2. Практическая часть: Результаты эмпирического исследования влияния ПТСР на сроки социальной адаптации инвалидов с травмой позвоночника спинного мозга (колясочников). 34
2.1. Описание поведения пациентов после получения травмы позвоночника спинного мозга (ТПСМ), как основы исследования 34
2.2. Организация и методы исследования 38
2.4. Анализ формирования ПТСР у инвалидов с травмой позвоночника спинного мозга (колясочников). 44
2.5. Результаты исследования сроков социальной адаптации у инвалидов с травмой позвоночника спинного мозга (колясочников). 47
2.6. Анализ влияния ПТСР, как кризисного состояния личности на 50
инвалидов с травмой позвоночника спинного мозга (колясочников) и их взаимосвязь со сроками социальной адаптации. 50
Заключение 52

Введение

Кризисная психология и кризисная психотерапия- это новые области науки и практики, поэтому ключевые понятия, такие как кризис и кризисное состояние, пока еще не имеют четких определений. Общее понятие кризиса - это критический и поворотный момент на жизненном пути личности. Психологи понимают кризис как острое эмоциональное состояние, возникающее при блокировании целенаправленной жизнедеятельности человека, как дискретный момент развития личности.
Понятие кризиса возникло давно, но рассматривалось и изучалось в разрезе военных стрессов. В литературе имеются данные об исследованиях в США со времен гражданской войны (Бэрд 1869, Да Коста 1871, Лэвис 1917). В Росиии этими же проблемами занимались П.Ганушкин, И.Бехтерев (1 Мировая и Гражданская войны), В.Гиляровский (2 Мировая война). Названия военному стрессу давали разные: «солдатское сердце», «тревожный невроз», синдром Да Коста, а Х.Опенгейм в 1889 году ввел термин «травматический невроз». Вообще до Первой Мировой войны считалось, что этот синдром связан с военным долгом, трусостью и плохой дисциплиной.
Проблема кризисных состояний является чрезвычайно актуальной на современном этапе развития общества. Необходимость мультидисциплинарного подхода к этой проблеме назрела давно, так как в последние годы пациентами психиатров все чаще становятся лица, пережившие Чернобыльскую катастрофу, безработные, беженцы, больные фатальными заболеваниями (СПИД, рак), участники локальных войн, люди, утратившие смысл жизни.
Наиболее активно направление стало разрабатываться в последние годы, так как увеличилось число техногенных катастроф, велико количество вооруженных конфликтов, терроризма, других видов насилия. В психологической науке изучением кризисных состояний занимались известные зарубежные и отечественные ученые.
Одним из направлений кризисных состояний является травматический стресс, психологические последствия которого в крайнем своем проявлении выражаются в посттравматическом стрессе (ПТСР), возникающем как затяжная или просроченная реакция на ситуации, сопряженные с серьезной угрозой жизни и здоровью. Люди, получившие травму позвоночника спинного мозга и из-за этого прикованные к кровати или инвалидной коляске, оказываются в очень сложной ситуации, когда спинальный шок и физическое состояние определяет обязательное развитие ПТСР, а ПТСР тормозит развитие нужных навыков и в конечном итоге может стать не только причиной постоянной инвалидности, но и привести к социопатии. К сожалению, этой проблемой практически никто не занимается.
Цель исследования: изучение посттравматического стрессового расстройства, как кризисного состояния личности у инвалидов с травмой позвоночника спинного мозга (колясочников) для установления взаимосвязи со сроками социальной адаптации.
Задачи исследования:
- проанализировать степень изученности проблемы, описать кризисные состояния личности,
- рассмотреть ПТСР как проявление кризисного состояния личности,
- провести исследование развития ПТСР и степени социальной адаптации у инвалидов с травмой позвоночника спинного мозга (колясочников),
- установить взаимосвязь между степенью ПТСР и сроками социальной адаптации инвалидов с травмой позвоночника спинного мозга (колясочников).
Объект исследования: Инвалиды с травмой позвоночника спинного мозга (колясочники). Общий объем выборки составляет 46 человек (мужчин- 30, женщин-16). Из них с травмой до 2-х лет 11 человек, свыше 2-х лет 35 человек.
Предмет исследования: посттравматическое стрессовое расстройство и сроки социальной адаптации.
В соответствии с поставленными целью и задачами сформулированы гипотезы исследования:
Гипотеза 1. У всех инвалидов с травмой позвоночника спинного мозга (колясочники) определяется ПТСР.
Гипотеза 2. В зависимости от развития ПТСР варьируются сроки истинной социальной адаптации инвалидов.
Методы исследования:
Анализ литературы.
Тестирование, анкетирование.
Математико-статистическая обработка данных.
Методики исследования:
«Шкала для клинической диагностики ПТСР».
Анкета- опросник определения уровня социальной адаптации.
Методы обработки данных:
Были использованы следующие математико-статистические методы:
Метод дескриптивной статистики (анализ средних значений и стандартных отклонений), кластерный анализ для выявления структуры, корреляционный анализ.
В качестве методов математической статистики в данном исследовании были использованы:
S-критерий тенденций Джонкира ( для оценки различия)
Критерий Пирсона (для оценки тесноты взаимосвязи).
Глава 1. Теоретический анализ психологической литературы по проблемам кризисных состояний и ПТСР в частности

1.1.Анализ степени изученности проблемы в современной психологической литературе

Все личностные кризисы для лучшего понимания и детализации условно можно разделить на две основные категории.
Внутренние кризисы, или трансформационные: возрастные, жизненные и экзистенциональные (т.е. кризисы, причиной которых является естественное развитие личности);
Внешние кризисы - в качестве стрессора в которых выступают внешние травматические события - экстремальные кризисные ситуации, обладающие мощным негативным последствием, ситуации угрозы жизни для самого себя или значимых близких. Эти ситуации воздействуют на психику человека, вызывая у него травматический стресс, психологические последствия которого выражаются в посттравматическом стрессовом расстройстве (ПТСР), возникающем как затяжная или отсроченная реакция на ситуации, сопряженные с серьезной угрозой жизни и здоровью. Согласно МКБ-10 эти кризисные ситуации вызывают определенную реакцию личности, как то:
- острые реакции на стресс – где стрессогенный фактор, это некое событие в жизни несущее прямую угрозу жизни человека (война, нападение, катастрофа, изнасилование и т.д.). Острые реакции на стресс включают кризисные состояния, острую кризисную реакцию, боевую усталость;
- шоковая травма - психический шок, отсроченная болезненная реакция на шоковую травму, проявляется и через несколько лет в виде неадаптивного поведения или психосоматического заболевания;
- посттравматическое стрессовое расстройство (ПТСР)– отставленная или затяжная реакция переживания травматического стресса.
В отечественных исследованиях ПТСР до недавнего времени основное внимание уделялось лицам, пострадавшим в массовых катастрофах – войнах, землетрясениях и т.д.
Проблема возникновения и динамики специфических психологических реакций на травматические (экстремальные) жизненные события является актуальной и привлекает внимание психологов несколько последних десятилетий. Разработке этой проблемы положили начало исследования, проводившиеся на ветеранах войны во Вьетнаме (работы американских психологов), в Афганистане (отечественная проблема). Вопросы, которые волновали и продолжают волновать специалистов во всех странах: каковы особенности возникновения и развития психологической реакции на травму, можем ли мы предсказать ее динамику, каковы индивидуальные различия этой реакции на одно и то же травмирующее событие и от чего эти различия зависят? Ответы на эти вопросы в конечном счете послужат лучшему пониманию того, что происходит с человеком, переживающим травму, и как может осуществиться его психологическая реабилитация и социальная реадаптация.
Для того, чтобы обосновать общее и специфическое при разных видах кризисных состояний, очень кратко остановимся на истории развития исследований в данной области.
Как отмечал М.Ш. Магомед-Эминов «вся феноменология психологических последствий экстремальных событий явно или неявно концентрируется вокруг понятий «психологическая травма» или «травматический невроз»» [2].
Современному понятию ПТСР соответствуют расстройства, описанные на протяжении XIX - XX веков в терминах “травматический невроз”, “военный невроз”. Эти и последующие работы в значительной степени опираются на опыт войн своего времени (боевые действия в период гражданской войны в Америке, первую и вторую мировые войны, современные локальные военные конфликты во Вьетнаме, Афганистане, Персидском заливе и др.). В 1971 г. переживания сходные с симптоматикой ПТСР описывал Da Costa [45] у солдат во время Гражданской войны в Америке. Он называл это состояние «солдатским сердцем», наблюдая вегетативные реакции со стороны сердца.
Значительная роль в систематических исследованиях феномена ПТСР принадлежит работам Д. Эриксона, в которых описывались функциональные расстройства нервной системы у людей, перенесших железнодорожную катастрофу [8]. Но Д. Эриксон рассматривал психологическую травму лишь как последствие повреждения спинного мозга, т.е. как органическую травму. Позже появились теории, придерживавшиеся взгляда о психогенной природе психической патологии. Г.Оппенгейм ввел специальную единицу - травматический невроз [46], он рассматривал физическое и психическое повреждение нервов как причину невротического расстройства.
При описании отдельных клинических состояний, включающих многочисленные нервные и физические феномены, возникающие как результат различных эмоциональных потрясений, Крепелин, нозолог XXI в. использовал термин - «невроз пожара».
Таким образом, решающее значение в появлении травматического невроза приписывалось либо механическим повреждениям, либо психогенным факторам. Впервые собственно психологическую трактовку травматического невроза дал З.Фрейд [13], идея о фиксации на травме затем стала ключевой в трактовке ПТСР. Появились понятия «снарядного шока», затем «боевой усталости» и «боевого истощения». Затем исследования с полей сражений перебрались в обычную жизнь.
На сегодняшний момент исследования ПТСР относятся к категории кризисных состояний [99].
Только к 1980 году было накоплено и проанализировано достаточное для обобщения количество информации, полученной в ходе экспериментальных исследований. Исследования ПТСР - синдрома стали еще более широкими, в них наряду с особенностями развития ПТСР военной этиологии приводятся уже результаты изучения последствий стресса у жертв геноцида, других трагических событий или насилия над личностью.
Р. Гринкером и П. Шпигелем [46] были выделены 19 симптомов, встречающихся у фронтовиков. Эти результаты были подтверждены и другими исследователями. Также было выяснено, что данные симптомы не попадали ни под одну существующую классификацию, т.к. особенность заключалась в том, что они имели отсроченный характер и появлялись на фоне общего благополучия. Понятие «стресс» получило очень широкое употребление, и в отношении данных симптомов было введено понятие «травматический стресс». Наиболее важным этапом в изучении последствий воздействия травматических событий на человека было выделение посттравматического стрессового расстройства (ПТСР), критерии которого были определены в ходе обследований вьетнамских ветеранов и людей, пострадавших при различных бедствиях. В более поздних исследованиях изменилось определение стрессора, были добавлены характеристики, касающиеся кошмарных сновидений, конкретизированы проявления расстройства у детей. Затем наряду с ПТСР стали рассматривать категорию острого стрессового расстройства, сходное с ПТСР по проявлениям, но имеющее ряд существенных отличий (например, время возникновения события и длительность его воздействия).
Комплекс симптомов, наблюдавшихся у тех, кто пережил травматический стресс, получил название «посттравматическое стрессовое расстройство»- PTSD (Posttraumatic Stress Disorder). Критерии диагностики этого расстройства были включены в американский национальный диагностический психиатрический стандарт (Diagnostical and Statistical Mannual of Mental Disorders) и сохраняются в нем до сих пор. С 1994 года эти критерии включены и в европейский диагностический стандарт МКБ-10 [15]. Категория ПТСР (F 43.1.), в целом, заменила термин травматический невроз.Современные представления о посттравматическом стрессовом расстройстве сложились окончательно к 1980 годам, но информация о воздействии травматических переживаний фиксировалась на протяжении длительного времени. Так, этой теме посвящены работы зарубежных авторов: К. Зоммера, К. Ясперса, Э. Кречмера, Г. Селье (1936), Дж. Каплана (1963), Г. Якобсона (1974), Э. Хорнблоу (1983), Ч. Спилберга (1983), Э. Линдерманна (1984), М. Селигиана (1990) и др. В отечественной психологии существенное место в своих исследованиях данной проблеме уделили: П.К. Анохин (1973), К.С. Судаков (1981), А.Г.Амбрумова (1983), Ф.Е. Василюк (1983), А.В. Петровский (1998), М.Г. Ярошевский (1998), Д.Н.Исаев (1996), Н.В. Тарабрина и другие.
Поскольку в настоящее время в мире возросло количество антропогенных катастроф, военных конфликтов, проблема изучения влияния на психику человека экстремальных воздействий, вызывающих травматический стресс, получила ускорение. За последние десятилетия в мировой науке резко возросло количество научно-практический исследований, посвященных травматическому и посттравматическому стрессу, которые выделились в самостоятельную междисциплинарную область науки. Общие закономерности возникновения и дальнейшего развития ПТСР вовсе не зависят от того, какие конкретные травматические события послужили причиной психологических и психосоматических нарушений, главное то, что эти события носили экстремальный характер, выходили за пределы обычных человеческих переживаний и вызывали интенсивный страх за свою жизнь, ужас и ощущение беспомощности, то есть- налицо травматический кризис (или психическая травма). Однако, если на психическую травму накладывается еще и нарушение функционирования ЦНС, то работа по ослаблению стресса и общей реабилитации усложняется.
В нашей стране (по данным специализированной литературы) практическое применение имеющихся знаний о ПТСР и формирование новых знаний фактически началось с войны в Афганистане и аварии на Чернобыльской АЭС. Именно тогда, в результате анализа нервно- психических и психоневрологических расстройств, были предприняты попытки выявить изменения и прогнозировать риск психосоматических и невротических расстройств, суицидального поведения. Такие исследователи, как Смирнов
Ю.Н., Пескин А.В., Холодов Н.Б., Хомская Е.Д., Базылевич Т.Ф., Краснов В.Н., Тарабрина Н.В., Лазебная Е.О. и многие другие внесли неоценимый вклад в изучение и развитие проблемы .

1.2. Кризисные состояния и ПТСР

Кризис, от греческого krineo, бувально означает «разделение дорог». В китайском языке слово «кризис» состоит из двух иероглифов, один из которых означает «опасность», а другой – «возможность». Таким образом, слово «кризис» несет в себе оттенок чрезвычайности, угрозы и необходимости в действии. Само понятие «кризис» реально означает острую ситуацию для принятия какого то решения, поворотный пункт, важнейший момент.
Кризис определяется психологически как ситуация невозможности, невозможности дальнейшего существования в прежнем статусе, т. е. такая ситуация, в которой субъект сталкивается с невозможностью реализации внутренних необходимостей своей жизни (мотивов, стремлений, ценностей). При упоминании о кризисе имеется в виду острое эмоциональное состояние, возникающее в ситуации столкновения личности с препятствием на пути удовлетворения ее важнейших жизненных потребностей, препятствием, которое не может быть устранено способами решения проблемы, известными личности из ее прошлого жизненного опыта. Психологический кризис – это внутреннее нарушение эмоционального баланса, наступающее под влиянием угрозы, создаваемой внешними обстоятельствами.
Кризисы можно классифицировать исходя из различных принципов, положить в основу их деления предсказуемость или непредсказуемость, причину возникновения и др. Они различаются по длительности и интенсивности. По содержанию различают три основных вида кризисов: кризисы невротические, кризисы развития и травматические кризисы. Люди используют слово «кризис», когда сталкиваются с вызывающей стресс, ошеломляющей ситуацией.
Понятие кризиса традиционно связано с представлением о высоком психическом напряжении, переживаемом субъектом в момент кризиса. Оно также связано с информационной неопределенностью, сопровождающей кризис, и в этом смысле можно рассматривать кризис, как явление, содержащее в себе характеристики психической травмы.
Можно выделить характерные для кризиса особенности:
- вызывает сильный, длительный стресс;
-содержит душевную и/или материальную потерю;
- содержит угрозу физического ущерба или уничтожения;
- вызывает чувства унижения и беспомощности;
- нарушает привычное представление о себе;
- не поддается нашему контролю;
- нарушает привычный образ жизни;
- делает будущее неопределенным.
Психологический кризис, по мнению Амбрумовой, это внутреннее нарушение эмоционального баланса, наступающее под влиянием угрозы, создаваемой внешними обстоятельствами.
Отличительные черты теории кризисов, согласно Дж.Якобсону, состоят в следующем:
Теория кризиса относится главным образом к индивиду, хотя некоторые ее понятия используются применительно к семье, малым и большим группам.
В теории кризисов подчеркиваются не только возможные патологические последствия кризиса, но и возможности роста и развития личности.
Дж. Каплан описал 4 последовательные стадии кризиса:
Первичный рост напряжения, стимулирующий привычные способы решения проблем.
Дальнейший рост напряжения в условиях, когда эти способы оказываются безрезультатными.
Еще большее увеличение напряжения, требующее мобилизации внешних и внутренних источников.
Если все оказывается тщетным, наступает четвертая стадия, характеризующаяся повышением тревоги и депрессии, чувствами беспомощности и безнадежности, дезорганизацией личности.
Кризис может закончиться на любой стадии, если опасность исчезает
или обнаруживается решение.
Можно выделить две основные формы кризиса: в первом случае
кризис - это испытание, выйдя из которого, человек сохраняет свой жизненный замысел, во втором - такая возможность утрачена и требуется метаморфоза личности, принятие нового жизненного замысла.
Кризисы различаются по длительности и интенсивности. По содержанию различают три основных вида кризисов - невротические, возрастные и травматические.
Психологический кризис, рассматриваемый как часть жизненного пути индивида, по сути своей является нормативным. Подобные кризисы обусловлены разрушением привычной социальной ситуации и возникновением другой, более соответствующей новому уровню психологического развития человека. Жизненный путь при этом рассматривается как последовательность чередующихся стадий, разграниченных критическими периодами, в которые происходит качественная перестройка физиологии, общественных отношений индивида, как утверждал Л.С. Выгодский. Это - так называемый возрастной кризис.
Психологический кризис может рассматриваться также как внутренний процесс, связанный с возобновляющимися время от времени переживаниями внутриличностных психологических проблем. Это - так называемый невротический кризис, предпосылки для возникновения которого складываются еще в раннем детстве. Невротические кризисы - это периодически повторяющееся воспроизведение травматического опыта прошлого, зафиксированного в определенных образах, суждениях и моделях поведения.
Наконец, психологический кризис может быть представлен как результат реагирования человека на внешнюю травматическую жизненную ситуацию. Это- травматический кризис, на описании которого я хочу остановиться более детально, поскольку тема моего диплома напрямую связана с именно этим кризисом.
Итак, травматический кризис (или психическая травма, как его еще называют) - это жизненное событие или ситуация, затрагивающие значимые стороны существования человека и приводящие к глубоким психологическим переживаниям. Травматические кризисы вызываются экстремальными воздействиями в трудных жизненных ситуациях: в ситуациях угрозы потери здоровья или жизни, например в случаях природных и техногенных катастроф, дорожных аварий, нападений и т.д. Подобные события нарушают чувство безопасности человека и могут приводить к формированию болезненных состояний- неврозов, психозов, психосоматических расстройств.
Кроме того, виды кризисов могут «накладываться друг на друга», создавая жуткий симбиоз.
Термин «психическая травма», использующийся при описании экстремального состояния на психологическом уровне его существования, применяется при интерпретации психогенных заболеваний. Психогении- разнообразные болезненные состояни...
**************************************************************


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.