На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


Курсовик Анализ специфики подростковой наркомании, а также причин ее возникновения

Информация:

Тип работы: Курсовик. Добавлен: 17.10.11. Страниц: 56. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


Оглавление

Введение 3
Глава 1. Теоретический обзор некоторых факторов, влияющих на наркоманию среди подростков 6
1.1. Социальные и социально-психологические факторы, влияющие на наркоманию среди подростков 6
1.2. Индивидуально-психологические особенности подростков, склонных к наркомании 9
1.3. Этапы развития психологической зависимости у индивида 13
1.4. Современный уровень наркотизации в подростковой среде 27
Глава 2. Методы и формы социальной работы с подростками - наркоманами 32
2.1. Политика в области профилактики аддиктивного поведения 32
2.2. Основные направления деятельности и специфика работы социального педагога по профилактике наркомании среди несовершеннолетних 36
2.3. Работа с семьей как форма профилактики наркомании 48
2.4. Педагогическая профилактика наркозависимости 50
Заключение 52
Список литературы 55



Введение

Актуальность настоящей работы обусловлена следующим.
Наркомания, особенно среди подростков, в последнее время стала настоящим социальным бедствием. Результаты социологических исследований показывают следующее. Доля потребляющих наркотик, или пробовавших его хотя бы один раз среди молодежи в возрасте 12-22 года составила 44,8%. Если в 1991 г. молодые люди начинали пробовать наркотик в 17-18 лет, то в 2001 г. - в возрасте 11,3 года. Почти 8% потребляют наркотик ежедневно или через день, т.е. являются злоупотребляющими или зависимыми. По данным того же опроса еще 14,3% подростков составляют группу риска поскольку употребляют наркотики не чаще одного раза в неделю, но не реже 1 раза в две недели. Доля наркозависимых в составе учащихся школ составляет 3,1%, учащихся ПТУ – 4,8%, студентов техникумов – 7,2%, вузов – 4,8%. Доля группы риска среди школьников составляет 8,3%, в ПТУ – 25,6%, среди студентов техникумов – 14,3%, вузов – 20,5% .
Выявление критериев и показателей социально-психологического прогноза склонности подростков к употреблению наркотиков позволяет оценить его в различных плоскостях.
Склонность - эта избирательная направленность индивида на определенную деятельность, побуждающая, ею заниматься. Ее основой является глубокая устойчивая потребность индивида в той или иной деятельности.
Критерий рассматривается как признак, на основании которого проводится оценка, определение или классификация чего-либо. Он выражает сущностные изменения, определяет предел, полноту проявления в конкретном выражении.
Показатель может выступать как оценка состояния, развития, хода, изменения процесса или явления.
В научной литературе существует множество объяснений причин маний различного характера, в том числе и наркомании, которые достаточно подробно описаны и систематизированы . Обобщая и анализируя ни данные можно свести их к следующему: способность наркотика в некоторой степени уводить от реальных проблем, эмоциональная неудовлетворенность сложившейся жизнью, нарушения связи между поколениями, протест молодежи против существующих норм, любопытство, подражание, неблагополучные семейные обстоятельства, дисгармония личности, групповое влияние, психопатические черты личности, невозможность осуществить мечты и планы, относительная доступность наркотика.
Предполагая, что желание употреблять наркотик, как правило, не возникает внезапно, можно сказать, что совокупность взглядов, индивидуальных черт, привычек и традиций, формируется постепенно на протяжении определенного периода времени, под воздействием соответствующих «положительных» или «отрицательных» мнений и процессов. Следовательно, в отношении конкретного человека явления и процессы могут выступать, а могут и не являться причинами неблагоприятного формирования личности.
В связи с изложенным, раскрыть тему подростковой наркомании в исследовательской парадигме социальной работы можно двумя основными способами. Первый из них очевиден – это анализ нормативно-правовой и методической базы по проблеме подростковой наркомании, а также успешного и не вполне успешного опыта наших коллег, работающих с молодыми наркоманами. Указанный путь имеет все возможности быть продуктивным, однако он, в некотором плане вторичен.
Вместе с тем возможен и другой подход к исследованию, реализованный в настоящей работе. Абстрагируясь от достигнутого, мы будем опираться на данные психологических и психиатрических исследований, которые помогут нам лучше разобраться в причинах возникновения подростковой наркомании.
Таким образом, целью настоящей работы является анализ специфики подростковой наркомании, а также причин ее возникновения. Объектом исследования являются подростки с наркотической зависимостью, предметом исследования – причины возникновения наркотической зависимости и специфика подростковой наркомании.
В ходе исследования решены следующие задачи:
1. Проведен анализ социально-психологических факторов, способствующих развитию наркомании у подростков.
2. Рассмотрена общая динамика формирования психологической зависимости.
3. Рассмотрены методы и формы профилактики подростковой наркомании
4.Рассмотрены методы работы с семьей в целях профилактики, а также педагогическая профилактика наркомании.
Поставленная цель и сформулированные задачи обусловили структуру и содержание данного исследования. Поэтому представленная курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованной литературы.

Глава 1. Теоретический обзор некоторых факторов, влияющих на наркоманию среди подростков

1.1. Социальные и социально-психологические факторы, влияющие на наркоманию среди подростков

Практически все авторы отмечают, что неблагополучные условия семейного воспитания - одна из причин, толкающая молодых людей к употреблению наркотиков, хотя, как показывает практика, она не является специфической именно для наркомании.
Многими исследователями отмечена склонность молодых людей к употреблению наркотиков вследствие семейного неблагополучия. В исследованиях отмечается, что трудности в достижениях у подростка или юноши соотносятся с алкоголизмом и наркоманией у родителей. Дефицит положительных эмоций, равнодушие к матери и другим членам семьи, конфликтность супругов, недостаток интереса и любви к ребенку, могут отражаться на развитии ранней наркомании.
Эти исследования, утверждают, что в группу риска входит также единственный ребенок в семье или воспитанный одним родителем .
В результате исследований семей подростков были выделены нарушения взаимоотношений между семейными подсистемами, различные виды неправильного воспитания, провоцирующие подростковую, и, впоследствии, юношескую наркоманию. А также был замечен важный факт, что реализация таких функций семьи, как обеспечение базисных потребностей подростка, прежде всего в любви родителей и их внимании, практически не осуществлялась, а наблюдались даже тенденция к их игнорированию. В этих исследованиях отмечена тенденция «эмоционального отвержения» ребенка и блокировка его основных потребностей, особенно потребности в безопасности. Длительное эмоциональное напряжение, связанное с депривацией родительской любви, препятствует адекватному психосоциальному развитию, способствует фиксации инфантильных форм поведения, проявляющихся в эмоционально-волевой незрелости, неразвитом чувстве ответственности за свое поведение, отсутствии планов на будущее, низкой фрустрированной толерантности .
Формирование привыкания к наркотикам в значительной степени связано с групповой психологической зависимостью, т. е. с появлением потребности к употреблению того или иного наркотического или токсического вещества только тогда, когда собирается «своя компания».
Не меньшее значение имеют сниженные адаптивные возможности молодых людей, обусловленные эмоциональной устойчивостью, недостаточным самоконтролем поведения, низкой самокритичностью, неразвитой рефлексией, эгоцентричностью, неуверенностью в себе или чрезмерной переоценкой собственного «Я», бегством от реальности, инфантильностью, чувством неспособности справиться с трудностями, отсутствием устойчивых интересов и увлечений.
Анализируя работы по проблемам наркомании, следует отметить, что зависимая от наркотиков личность не принимает и отторгает большинство мотивов и ценностей, которые обладают достаточной побудительной и смыслообразующей функцией для здоровых людей.
У таких лиц отмечается ярко выраженная склонность к подражанию, страсть к приключениям, сенсорный голод, высокая активность в поиске ощущений, экстернальный локус контроля. Особо выделяется явление психического инфантилизма, как особого вида нарушения психического созревания, это выражается в несамостоятельности принятия решений и действий, неспособности противостоять влиянию извне, в пониженной критичности к себе, обидчивости, ранимости.
Немаловажное значение в исследованиях как отечественных, так и зарубежных ученых придается проблеме низкой самооценки, как склонности молодых людей к возникновению аддиктивного поведения. Это на наш взгляд, хорошо согласуется с позицией о вредоносном влиянии родительских опасений по поводу активности, инициативности ребенка в раннем детстве, ведущей к занижению его самооценки, что и наблюдается в последствии в его Я-концепции .
Подростки, которые не в состоянии установить удовлетворительные отношения как со сверстниками, так и внутри социальных групп, начинают относиться к себе с избыточной критикой и их самооценка падает.
Если «удары» по самооценке продолжаются длительное время, то она становится совсем низкой, подросток может отказаться от участия в просоциальной группе, от посещения общественного института (учебного заведения, спортивной секции, учреждения дополнительного образования) и, в целом, от принятых стандартов поведения как провоцирующих негативное чувство по отношению к самому себе. С этого момента просоциальная деятельность теряет для него привлекательность, а отклоняющееся поведение, напротив, начинает служить повышению самооценки. Подросток ищет новую группу, где его примут, и где его девиантное поведение одобряется, в этом случае потребление наркотиков может служить механизмом повышения самооценки.
Более подробно остановимся на изучении личностных особенностей подростков, способствующих зарождению и развитию у них влечения к наркотикам. К ним относятся такие характеристики личности, как отсутствие социальных, а также устойчивых и сформированных индивидуальных интересов, какой-либо увлеченности; обособление от взрослых, агрессивность к обществу, солидарность с возрастной группой, поиск чувственных впечатлений, сексуального опыта.
Особую роль в формировании личности склонного к наркомании, играет психический инфантилизм, выражающийся в несамостоятельности принятия решений и действий, неспособности противостоять влиянию извне, пониженной критичности к себе, обидчивости, ранимости.
Для подростков, склонных к наркомании, характерны повышенные по сравнению со сверстниками показатели толерантности к отклоняющемуся поведению; критицизма по отношению к социальным институтам общества (семья, школа) и отчужденности от них. Понижены по сравнению с благополучными сверстниками ожидания академических успехов, ценность достижений, уважение к общепринятым нормам поведения, чувство психологического благополучия. Характерным является экстернальный локус контроля и сниженная самооценка.
Есть также исследования, в которых акцентируется противоречие между самооценкой и оценкой социума, приводящие к неудовлетворенности потребности в самоуважении и в итоге к личностному дискомфорту, который переносится с трудом.
Молодые люди, не знающие, что они собой представляют, могут найти опыт приема наркотиков весьма привлекательным в «нащупывании» внешних границ своего Я. Таким образом, они предполагают, что изменяя свое сознание, сумеют обнаружить такое измерение себя, которое ускользает от них именно тогда, когда они находятся в трезвом, «правильном» мире .

1.2. Индивидуально-психологические особенности подростков, склонных к наркомании

Исследуя индивидуально-психологические особенности подростков, некоторые авторы считают, что импульсивность способствует потере контроля над поведением, которое выступает основным значимым условием, предрасполагающим к употреблению наркотиков.
Чтобы лучше понять механизм привыкания к наркотикам, необходимо учитывать особенности характера подростков .
Молодые люди, отличающиеся преобладанием приподнятого настроения, жаждой деятельности, повышенной словоохотливостью, неугасимым оптимизмом, склонностью к риску, острым ощущениям, неразборчивостью в выборе знакомств, податливы влиянию приятелей из стихийно формирующихся групп и легко соблазняются на предложения алкоголя, токсических веществ и наркотиков. Все психоактивные вещества, вызывающие подъём настроения, созвучны их натуре, и они легко становятся на путь их употребления. Для них характерен «поисковый полинаркотизм», они стремятся попробовать как можно больше разных предлагаемых им напитков и препаратов.
У молодых людей с постоянным сниженным настроением нередко возникает желание добиться его улучшения с помощью алкогольных напитков или стимуляторов. Однако эти средства чаще всего не дают желаемого результата. Более того, алкоголь нередко углубляет депрессию. Стимуляторы же у этих подростков, скорее, вызовут тревогу и беспокойство, чем поднимут настроение, Успокаивающие средства (транквилизаторы) улучшают настроение и уменьшают степень актуальности жизненных трудностей, в связи, с чем пристрастие возникает именно к ним.
Живо на все реагирующие и впечатлительные молодые люди с легко меняющимся настроением начинают употреблять наркотики под влиянием референтной группы, от которой они сильно зависят. Эйфоризирующее действие наркотических веществ, способствующее оживлению фантазий и кажущемуся расширению границ доступного, делает эти вещества особенно привлекательными для них. Возможность забыться на некоторое время, отключиться от реальности, исправить настроение - еще один повод для их использования.
У молодых людей с выраженной интравертированностью, пребывающих в вымышленном мире собственных схем и фантазий, склонных к уединенности, наркотик стимулирует фантазирование или облегчает столь трудный для них процесс общения.
Значительный процент среди употребляющих наркотики молодых людей составляют такие, которые склонны к бурным вспышкам аффекта, неожиданным действиям и поступкам, решению конфликтов с помощью грубой физической силы. В состоянии наркотического опьянения они утрачивают контроль над своим поведением, затевают ссоры, вступают в конфликты, в драках наносят тяжелые повреждения. С первого опыта знакомства с наркотическими или токсическими веществами они стремятся добиться «полного отключения». Начиная употреблять наркотики, нередко – в подростковом возрасте, такие люди легко оказываются в зависимости от него.
Истероидные молодые люди, характеризующиеся эгоцентризмом, капризностью, демонстративностью, потребностью в признании, самовосхвалением, будучи легко внушаемыми, рано подчиняются предлагающим попробовать табак, алкоголь, любые психоактивные вещества. Они обнаруживают особую склонность к стимуляторам. Весьма привлекательными для них могут оказаться и алкоголь, и опиаты, и транквилизаторы. Возникновению у них привыкания способствует стремление покрасоваться, продемонстрировать выносливость к спиртным напиткам, показать свою способность «всех перепить».
У слабовольных молодых людей, не способных к самостоятельности, постоянно ищущих удовольствий, праздности и развлечений, самый высокий риск пристрастия к наркотикам. Не будучи в силах занять себя сами, они все время нуждаются во внешней стимуляции. В своем стремлении к наслаждениям они, единожды попробовав наркотические или токсические вещества, легко становятся на путь их постоянного использования, как правило, не отдавая предпочтения ни одному из них. При этом следует отметить, что формирование зависимости у этих людей происходит постепенно.
Пристрастие к наркотикам, будучи, как правило, порождением неблагоприятных биологических и социально-психологических факторов, одновременно им же и осложняется, грубо нарушая образ жизни молодого человека. Чем больше внимания и времени они уделяют наркотикам, тем больше расстраиваются их отношения с окружающими. Свою потребность в положительных эмоциях они удовлетворяют за счет наркотика, который заслоняет все остальные интересы, расстраивая прежние взаимоотношения и препятствуя созданию новых. Потеряв эмоциональные связи с близкими людьми, они субъективно переживают полное душевное благополучие, так как оказываются не способными критически осмыслить сложившуюся ситуацию.
Молодые люди, злоупотребляющие наркотиками, как правило, находятся под непререкаемым влиянием стихийно сложившейся группы, к которой они принадлежат, и вместе со сверстниками пренебрегают нормами, установленными законом и общественной моралью. Группа поддерживает и даже культивирует такое нарушенное (девиантное) поведение.
Девиантное поведение проявляется в правонарушениях, бродяжничестве, сексуальных девиациях, суицидальных намерениях, демонстрациях и покушениях. Фактически все эти виды девиантного поведения сочетаются с пристрастием к алкоголю и (или) наркотикам. Более того, употребляющие наркотики молодые люди очень подвержены влиянию членов своей группы, выбирая, главным образом под ее воздействием, тот или иной вид нарушенного поведения. Такое поведение, прежде всего, связано с ухудшением успеваемости и рабочих показателей, нарушением чувства долга и ответственности .
Однако к этому вскоре могут присоединиться выраженные проявления психической слабости (астении) с характерным для нее расстройством внимания, снижением памяти, трудоспособности и другими затруднениями в психической деятельности. Не посещая учебных занятий или работы, не выполняя поручений по дому, такие подростки сталкиваются с проблемой организации своего времени, но именно того они и не умеют делать. У них нет увлечений, они не посещают кружки или спортивные секции, практически не бывают и кинотеатрах, музеях, на стадионах и т. д. Они теряют друзей, прекращают поддерживать отношения с одноклассниками, вступают в конфликты с педагогами и администрацией учебного заведения, иного социального института.

1.3. Этапы развития психологической зависимости у индивида

Чтобы вести эффективно борьбу со злом наркотической зависимости и предупреждать его, нужно понимать природу зависимости как таковой. Для этого надо получить общее представление о зависимости, исследовать ее в общем виде. Попытки понимания частного без осмысления общего всегда обречены на неудачу. Множество взаимно исключающих друг друга теорий алкогольной, наркотической зависимости говорят о том, что мы еще далеки от понимания первопричины данного зла.
Говоря о зависимостях, ведущий отечественный учёный Ю.М.Орлов указывал на такой пример. Удовольствие - это состояние, которое хотят повторить, вызвать, восстановить. А неудовольствие -состояние, от которого желают избавиться; точнее, это такое состояние, повторения которого не желают. Слова "восстановить", "избавиться" имеют точный поведенческий смысл, так как для восстановления определенного состояния требуется некоторое поведение, в результате кото...
**************************************************************


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.