На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


Диплом Особенности взаимодействия государства и граждан посредством многофункциональных центров

Информация:

Тип работы: Диплом. Добавлен: 18.10.2011. Страниц: 103. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


СОДЕРЖАНИЕ

Введение
Глава 1. Теоретические аспекты предоставления государственных и муниципальных услуг
1.1 Государственные услуги, муниципальные услуги, социальные услуги, публичные услуги: соотношение понятий
1.2 Правовое регулирование предоставления услуг населению
2 Вопросы взаимоотношения государства и граждан в процессе предоставления услуг
2.1 Актуальные проблемы взаимодействия государства и граждан в процессе предоставления услуг
2.2 Нормативно-правовое обеспечение деятельности МФЦ
2.3 анализ развития МФЦ в Российской Федерации
Глава 3. Перспективы развития многофункциональных центров
3.1 Оптимизация предоставления публичных услуг в социальной сфере: значение государственного и негосударственного секторов
3.2 Интернет-технологии как средство развития многофункциональных центров
Заключение
Литература



ВВЕДЕНИЕ

Одним из комплексных методов повышения качества и доступности государственных услуг является организация многофункциональных центров (далее МФЦ), которые обеспечивают их предоставление различными органами власти и муниципального самоуправления в непосредственной территориальной близости, в том числе в одном здании, отвечающего всем требованиям стандарта комфортности предоставления услуг.
Многофункциональный центр (далее - МФЦ) – это организация, уполномоченная Правительством Калининградской области на организацию предоставления государственных и муниципальных услуг на основании утвержденных административных регламентов предоставления государственных и муниципальных услуг в едином помещении, которое должно быть оборудовано всем необходимым. В МФЦ услуги предоставляются независимо от уровня власти, в компетенции которых находится предоставление этой услуги (федеральная, региональная и муниципальная).
Ключевой функцией МФЦ является:
- организация приема, первичной обработки документов, выдача заявителю результата предоставления государственной (муниципальной) услуги,
- консультирование граждан и юридических лиц по вопросам предоставления государственных (муниципальных) услуг.
Само предоставления государственных услуг осуществляется соответствующим ведомством (участником МФЦ) в соответствии с утвержденным административным регламентом. Взаимодействие участников МФЦ и МФЦ при предоставлении государственных и муниципальных услуг осуществляется на основе заключенных соглашений.
В операционных залах МФЦ нет чиновников ведомств. Все документы проверяются операторами, проверяются только на комплектность, регистрируются в ведомственных базах данных и затем принимаются к исполнению: в соответствии с регламентами взаимодействия поступают в ведомства, обрабатываются, принимаются решения, затем возвращаются в МФЦ.
Таким образом, гражданин, сдав первоначальные документы в одном окне, через установленный срок получает в этом же окне все необходимые по его заявлению документы независимо от ведомственной принадлежности.
Вышеизложенная актуальность определила цель написания дипломной работы, а именно: исследование многофункциональных центров как модели взаимодействия государства и граждан.
Объектом исследования являются многофункциональные центры.
Предмет исследования – особенности взаимодействия государства и граждан посредством многофункциональных центров.
Для достижения поставленной цели необходимо решение ряда задач, таких как:
- анализ понятий: государственные услуги, муниципальные услуги, социальные услуги, публичные услуги;
- анализ правового регулирования предоставления услуг населению;
- характеристика проблем взаимодействия государства и граждан в процессе предоставления услуг;
- анализ развития МФЦ в Российской Федерации;
- рассмотрение интернет-технологий как средства развития многофункциональных центров.
Теоретико-методологическую основу работы составляют труды отечественных и зарубежных учёных, посвящённых проблемам взаимодействия государства и граждан.
Структура работы обусловлена целями и задачами, она состоит из введения, трёх глав, заключения, списка использованных источников и приложений.

1 Теоретические аспекты предоставления государственных и муниципальных услуг
1.1 Государственные услуги, муниципальные услуги, социальные услуги, публичные услуги: соотношение понятий

Под «услугой» обычно понимается вид полезной деятельности, не создающей материальных ценностей или самостоятельного материального продукта. Согласно ГОСТ 30335-95 / ГОСТ Р 506-46-94 «Услуги населению. Термины и определения» и международному стандарту ИСО 9004-2 под услугой понимается результат непосредственного взаимодействия Исполнителя и Потребителя (Заказчика), а также собственной деятельности Исполнителя по удовлетворению потребности Заказчика. «Следует помнить, что результат деятельности или сам процесс оказания услуги может сопровождаться товаром. Например, консультационная услуга сопровождается отчетом, услуги по перевозке обеспечиваются средствами транспорта; услуги ателье предполагают появление какого-то изделия».
Понятие «государственные услуги» в России стало широко использоваться примерно с 2005 года с началом административной реформы, в то время как во многих зарубежных странах государственные услуги – одна из основных форм отношений гражданина, юридического лица и власти, где государство рассматривается как «поставщик услуг». Таким образом, вхождение термина «государственные услуги» в нашу жизнь связанные с изменением роли и задач государства в обществе, с утверждением новых ценностей и приоритетов.
Наряду с термином государственные (муниципальные) услуги нередко как синонимы употребляются термины «публичные» и «социальные» услуги. Однако полностью смешивать эти понятия нельзя, поскольку они с разных сторон характеризуют оказываемые услуги. В то же время и их противопоставление ошибочно, так как одна и та же услуга может в ряде случаев являться и государственной, и публичной, и социальной. Государственная (муниципальная) же услуга, в первую очередь, характеризует субъект, оказывающий услугу: это всегда государственные органы.
Говоря о содержании понятия «публичные услуги», можно использовать два подхода – эмпирический и теоретический. Эмпирический подход, основывается на реально выполняемых ведомствами и их учреждениями функциях. Здесь публичными услугами называют услуги, предоставляемые органами исполнительной власти и их учреждениями при непосредственном взаимодействии с гражданами. Теоретический подход исходит из типологии благ, обладающих определенным набором свойств.
Можно выделить следующие признаки публичных услуг: 1) обеспечивают деятельность общезначимой направленности; 2) имеют неограниченный круг субъектов, пользующихся ими; 3) осуществляются либо органом государственной и муниципальной власти, либо другим субъектом; 4) основываются как на публичной, так и на частной собственности.
Первые два признака характерны не только для публичных, но и для государственных услуг, два других признака в приведенной формулировке шире, чем признаки государственных услуг, что дает основание рассматривать государственные и публичные услуги как часть и целое. Последний, четвертый признак не является самостоятельным и производен от третьего признака, поскольку публичные услуги осуществляются либо органом государственной и муниципальной власти, либо другим субъектом, то совершенно очевидно, что оказание публичных услуг может базироваться на любой форме собственности. Первый из приведенных признаков публичных услуг – характеристика их как деятельности общезначимой направленности – показывает наличие публичного интереса в осуществлении такой деятельности и позволяет сделать вывод: независимо от того, какой субъект (государственный орган, муниципальный орган, негосударственная организация) в конкретном случае их выполняет, публичная власть обязана обеспечить их исполнение. Если в частном секторе желающих оказывать определенного рода публичные услуги не нашлось либо это по определенным причинам не под силу частной организации, то государственный, муниципальный орган обязан взять ее выполнение на себя. Так, вывоз мусора, отходов, водоснабжение должны оказываться независимо от наличия заинтересованности тех или иных субъектов. И если заинтересованности нет, то орган публичной власти либо формирует такой интерес, либо берет на себя выполнение публичной услуги.
Таким образом, сфера общественно значимых услуг должна находиться в зоне внимания публичной власти независимо от субъектов, их оказывающих. Однако формы участия государственных органов различаются в зависимости от того, идет ли речь о государственных или публичных услугах. Государственные услуги предполагают непосредственное исполнение их самими государственными структурами. Что касается публичных услуг, то государственные органы могут: исполнять их самостоятельно; делегировать их исполнение органам местного самоуправления; организовать их исполнение коммерческими и некоммерческими организациями (принцип аутсорсинга).
Социальные услуги выделяют по той сфере, в которой данные услуги оказываются (здравоохранение, культура, образование, наука), что само по себе уже показывает их общезначимую направленность и ставит в один ряд с публичными услугами. Действительно, социальные услуги обладают всеми признаками публичных услуг, являясь по сути публичными, но критерием выделения (в отличие от государственных услуг) является не круг субъектов, их оказывающих, а сфера, в которой они реализуются. Таким образом, социальные услуги, так же как и государственные, относятся к публичным услугам как часть и целое. Социальные услуги могут оказываться как государственными и муниципальными структурами, так и коммерческими и некоммерческими негосударственными организациями, являясь, соответственно, государственными и негосударственными.
Поэтому, например, в образовании, они могут характеризоваться следующим образом:
1) публичная государственная социальная услуга;
2) публичная негосударственная социальная услуга.
Возможна ли ситуация, когда государство полностью откажется от предоставления социальных услуг в определенной области? Ответ на этот вопрос зависит от характера самой социальной услуги. Так, если в основе социальной услуги лежат конституционные права граждан, реализация которых должна обеспечиваться государством, то эта услуга наряду с другими субъектами должна оказываться и государственными структурами, государство в данном случае не вправе самоустраниться.
Например, ст. 41 Конституции РФ установлено, что каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь. При этом медицинская помощь в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения должна оказываться гражданам бесплатно за счет средств соответствующего бюджета, страховых взносов и других поступлений. Конституция РФ обязывает государство принимать меры по развитию государственной, муниципальной, частной систем здравоохранения. Таким образом, социальные услуги в области здравоохранения, являясь по своей сути публичными, могут оказываться как государственной, так и муниципальной и частной системами здравоохранения, при обязательном сохранении государственной системы здравоохранения, существование и развитие которой предусмотрено Конституцией. Что касается пропорций в общем объеме услуг в области здравоохранения, то они могут меняться в зависимости от обстоятельств. Для обеспечения возможности реализации гражданами своих конституционных прав, в том числе в области здравоохранения, целесообразна разработка стандартов государственных, услуг.
Оказание государственных услуг может быть предусмотрено не только Конституцией РФ, но и федеральным законодательством. В случае изменения государственной политики, приоритетов в определенной социально значимой сфере и при отсутствии конституционных норм, обязывающих государство предоставлять государственные услуги, возможно не только изменение пропорций, но и полная передача публичных услуг негосударственному сектору.
В любом обществе формируются общественно значимые интересы, потребности, обеспечение которых берет на себя государство. В этой связи государственные услуги непосредственным образом связаны с публичными функциями государства. Однако не на любых государственных функциях могут основываться государственные услуги. Вероятно, там, где речь идет о властно-распорядительных полномочиях, не могут иметь места государственные услуги. С этой точки зрения государственные (муниципальные) функции следует разделить на две группы:
1) допускающие оказание государственных (муниципальных) услуг и ориентированные на конечного пользователя – гражданина, или юридическое лицо;
2) не связанные с оказанием государственных (муниципальных) услуг.
Федеральный закон Российской Федерации от 27 июля 2010 г. N 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» даёт следующее определение понятия государственной и муниципальной услуги: государственная услуга, предоставляемая федеральным органом исполнительной власти, органом государственного внебюджетного фонда, исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, а также органом местного самоуправления при осуществлении отдельных государственных полномочий, переданных федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, - деятельность по реализации функций соответственно федерального органа исполнительной власти, государственного внебюджетного фонда, исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации, а также органа местного самоуправления при осуществлении отдельных государственных полномочий, переданных федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, которая осуществляется по запросам заявителей в пределах установленных нормативными правовыми актами Российской Федерации и нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации полномочий органов, предоставляющих государственные услуги.
Муниципальная услуга, предоставляемая органом местного самоуправления, - деятельность по реализации функций органа местного самоуправления, которая осуществляется по запросам заявителей в пределах полномочий органа, предоставляющего муниципальные услуги, по решению вопросов местного значения, установленных в соответствии с Федеральным законом от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» и уставами муниципальных образований.
Таким образом, нормативное правовое регулирование отношений, возникающих в связи с предоставлением государственных и муниципальных услуг, осуществляется в соответствии с Федеральным законом Российской Федерации от 27 июля 2010 г. N 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг», другими федеральными законами, принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, муниципальными правовыми актами.

1.2 Правовое регулирование предоставления услуг населению

Одним из приоритетных направлений административной реформы определена задача повышения качества государственных услуг. В выступлении Д.А. Медведева перед доверенными лицами отмечалось, что преобразования, проводимые в системе исполнительной власти, должны привести к тому, что каждый гражданин будет не только знать, но и иметь возможность реально требовать тот уровень и то качество услуг, которые ему обязаны предоставить конкретные органы власти. Эта тема была продолжена в ежегодном Послании Президента РФ Федеральному Собранию РФ, где говорилось, в частности, что федеральные государственные учреждения, наделенные функциями по контролю и надзору, нередко навязывают гражданам и бизнесу «услуги» по проведению экспертиз, консультаций и т.д.
В качестве одного из ожидаемых результатов реализации федеральной программы «Реформирование государственной службы Российской Федерации» зафиксировано «достижение качественного уровня исполнения государственными служащими своих должностных (служебных) обязанностей и оказываемых ими гражданам и организациям государственных услуг».
В соответствие с разделом 3 Концепции, «отсутствие стандартов качества и доступности государственных услуг в Российской Федерации не позволяет упорядочить и конкретизировать обязательства органов исполнительной власти перед обществом, то есть обязательства Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, обусловленные законами, иными нормативными правовыми актами, договорами или соглашениями, перед физическими или юридическими лицами, а также внедрить процедуры контроля и оценки деятельности органов исполнительной власти». В качестве проблем указываются также:
- отсутствие необходимой нормативно-правовой базы для стандартизации услуг, предоставляемых органами исполнительной власти, включая услуги общего экономического характера;
- отсутствие перечней государственных услуг;
- неэффективность существующей системы обратной связи с пользователями государственных услуг.
Необходимо отметить, что указанию данных проблем в области оказания услуг на уровне официального акта Правительства Российской Федерации предшествовала длительная работа научных деятелей и экспертов в области анализа существующей инфраструктуры оказания государственных услуг. В то же время, как правило, острие критики экспертного и научного сообществ было заострено только на проблемах, связанных с так называемыми «навязываемыми» государственными услугами. Наиболее системно такого рода проблемы инфраструктуры оказания государственных услуг проанализированы в работе В.А. Опанина «Принципы разграничения функций государственного управления и публичных услуг в деятельности органов исполнительной власти и их учреждений»
С точки зрения авторов, ключевой проблемой является распространенность так называемых «фиктивных и избыточных» государственных услуг. В настоящее время сложилась практика целенаправленного создания административных барьеров органами исполнительной власти. Главную причину этого авторы видят в распространенности бланкетных норм, которые позволяют органам власти право самостоятельно:
- принимать решения о введении новых государственных услуг;
- принимать решения о составе государственных услуг (то есть тех операций, которые заявитель должен осуществить для получения такой государственной услуги);
- решать вопрос платности государственных услуг.
Государственный орган определяет (по существу назначает) исполнителя услуги, принимает решение об отнесении услуги к категории бесплатной или платной (за исключением услуг, являющихся платными по закону, например, экологическая экспертиза), разрабатывает систему ценообразования, порядок и форму предоставления услуги и т.д.
В зависимости от конкретных обстоятельств в качестве исполнителей услуг могут быть определены:
- непосредственно органы исполнительной власти (структурные подразделения и территориальные органы (федеральные органы исполнительной власти) подведомственные бюджетные учреждения и государственные унитарные предприятия;
- подведомственные предприятия и учреждения, которым «делегированы» властные функции органов исполнительной власти (что противоречит действующему законодательству);
- надзорные организации и инспекции, входящие в систему соответствующих министерств и ведомств;
- «околоведомственные» коммерческие структуры.
В результате складывается масштабный рынок избыточных (фиктивных) государственных услуг. Негативными последствиями подобной ситуации являются:
- дополнительные денежные и другие издержки, связанные с пользованием навязанными государственными услугами, которые несут предприниматели и, соответственно, потребители;
- дополнительные издержки предпринимателей, связанные с текущим контролем за их деятельностью;
- наличие большого количества обязательных требований, зачастую противоречащих друг другу, создают ситуацию, когда практически все хозяйствующие субъекты в той или иной мере нарушают эти требования;
- существенные преграды для входа на рынок, прежде всего для малого и среднего бизнеса, что ведет к снижению уровня конкуренции и, соответственно, общей эффективности экономики.
В то же время, наряду с проблемой навязывания государственных услуг существует не менее важная проблема дефицита государственных услуг, которые действительно необходимы гражданам (либо необходимы для обеспечения безопасности и здоровья третьих лиц, а не непосредственного потребителя той или иной государственной услуги).
Таким образом, базовая проблема существующей инфраструктуры оказания государственных услуг состоит в том, что, с одной стороны, не обеспечивается равный доступ различных категорий пользователей к государственным услугам, а, с другой, ряд государственных органов в отдельных случаях навязывает государственные услуги пользователям даже тогда, когда это не обоснованно с экономической точки зрения и не имеет никаких правовых оснований.
Нормативно-правовое регулирование государственных услуг должно исходить из приоритета их конечного эффекта для граждан, организаций-клиентов, общества в целом по сравнению с процедурами и порядком их предоставления. Необходимо, чтобы законодательство, регулирующее отношения в сфере государственных услуг, создавало правовые основы для внедрения эффективных механизмов оказания услуг, стимулировало использование внутренних резервов.
Несмотря на ряд публикаций, посвященных вопросу оказания государственных услуг, до сих пор не выработано четкого определения и типологии государственных услуг. Так, например, А. Данилин предлагает считать рабочим следующее определение: «государственная услуга - это нормативно закрепленная услуга, оказываемая государственными органами гражданам, бизнесу или другим государственным органам Однако, данное определение не несет никакой смысловой нагрузки, представляя собой пример логической ошибки «определение через определяемое»: определение одного через то же. Действительно, государственные услуги оказываются гражданам, бизнесу и государственным ведомствам, но это ничего не говорит об их сущности и специфике. Другие исследователи придерживаются той точки зрения, что государственная услуга ничем не отличается от частных услуг, то есть тех, для которых верно определение словаря С.И. Ожегова: «действие, приносящее пользу, помощь другому».
В научной практике не существует четкого определения понятия «услуга». Как правило, определение услуги дается в противопоставлении услуги товару. Товары обладают качествами осязаемости, возможности отложенного использования после хранения и не требуют взаимодействия между продавцами и потребителями для своего потребления. Услуги, в отличие от этого, неосязаемы и могут использоваться только в прямом взаимодействии между продавцом и потребителем. Они не могут храниться и транспортироваться. Согласно определению, предлагаемом в журнале Economist, услуга – это то, что было приобретено потребителем и не может случайно вывалится и упасть на ногу («anything sold in trade that could not be dropped on your foot»).
Можно выделить два подхода к концептуализации государственной услуги.
Первый - прорыночный. В рамках «прорыночного» понимания государственной услуги, услуга – это товар, который предоставляется органами власти гражданам и организациям, поскольку государство обладает сравнительными преимуществами в предоставлении услуг отдельных видов.
Так, именно государству эффективнее предоставлять услуги по национальной обороне, обеспечению безопасности дорожного движения и т.д. на добровольной основе. Основной вопрос рыночного подхода к государственным услугам: определение границ государственного вмешательства. Иными словами, подлежит выявлению, какой институт является надлежащим поставщиком данной услуги: государство или рынок. Согласно этому подходу издержки и стимулы производства разных видов благ распределяются таким образом, что некоторые из них могут предоставляться только государством, а некоторые наиболее эффективно будут производиться в частном секторе.
Второй - управленческий. В рамках управленческого подхода, который основывается на концепции административного регламента, под государственной услугой понимаются все формы взаимодействия государства и внешнего окружения (население, бизнес) – как добровольные, так и принудительные. Услуга возникает там, где есть взаимодействие органа власти с внешним клиентом.
Таким образом, услуга определяется как взаимодействие гражданина (или юридического лица) с органами государственной власти. С точки зрения такого рода понимания услуги она приобретает вполне осязаемые черты. Это уже не абстракции экономической теории, а вполне конкретные взаимодействия между органами исполнительной власти и заявителями.
Тем самым, становится реализуемой задача разработки стандарта услуги как совокупности требований к качеству взаимодействия государства с внешним окружением. Зачем определять государственную услугу как взаимодействие между государственным органом и заявителем, если это противоречит интуитивному пониманию государственной услуги как блага, пользы?
Интуитивно услуга, действительно, понимается как некоторое благо, польза, полезность. Поскольку государство во многом является таким же субъектом оказания услуг, как и фирма, почему бы не использовать интуитивные представления об услуге и не определить государственную услугу как, например, деятельность государства по удовлетворению потребностей граждан (организаций). Именно так и формируются подходы к определению государственных услуг в современной юридической литературе. Ю.А. Тихомиров определяет государственную услугу с помощью следующих характеристик:
1. Они обеспечивают деятельность общезначимой направленности;
2. Имеют неограниченный круг субъектов, пользующихся ими;
3. Осуществляются либо органом государственной и муниципальной власти, либо другим субъектом...;
4. Основываются как на публичной, так и на частной собственности.
В настоящее время законодательство Российской Федерации содержит ряд терминов, так или иначе связанных с понятием «государственная услуга». Сразу отметим, что ни в одном из актов исчерпывающего понятия государственной услуги не устанавливается. Тем самым, этому понятию можно давать косвенное толкование – толкование в системе норм права, в которых упоминается этот термин.
1. Понимание термина услуга в Налоговом Кодексе Российской Федерации. Так, п. 5 ст. 38 Налогового Кодекса Российской Федерации содержит термин «услуга, определяемая для целей налогообложения», который понимается как деятельность, результаты которой не имеют материального выражения, реализуются и потребляются в процессе осуществления этой деятельности. Понятно, что в силу специфики государственных услуг подход, принятый в рамках налогового права, не может применяться.
2. Понимание «государственной услуги» находим в Федеральном законе «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» как предоставляемой федеральным органом исполнительной власти, органом государственного внебюджетного фонда, исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, а также органом местного самоуправления при осуществлении отдельных государственных полномочий, переданных федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, - деятельность по реализации функций соответственно федерального органа исполнительной власти, государственного внебюджетного фонда, исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации, а также органа местного самоуправления при осуществлении отдельных государственных полномочий, переданных федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, которая осуществляется по запросам заявителей в пределах установленных нормативными правовыми актами Российской Федерации и нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации полномочий органов, предоставляющих государственные услуги;
Понимание термина «государственная услуга» в Указе Президента Российской Федерации «О системе и структуре федеральных органов государственной власти» от 9 марта 2004 года №314. Согласно подпункту «д» п. 2. данного Указа, «под функциями по оказанию государственных услуг понимается осуществление федеральными органами исполнительной власти услуг, имеющих исключительную общественную значимость и оказываемых на установленных федеральным законодательством условиях неопределенному кругу лиц».
В дальнейшем Указ Президента Российской Федерации от 20.05.2004 N 649 скорректировал данное определение: «под функциями по оказанию государственных услуг понимается предоставление федеральными органами исполнительной власти непосредственно или через подведомственные им федеральные государственные учреждения либо иные организации безвозмездно или по регулируемым органами государственной власти ценам услуг гражданам и организациям в области образования, здравоохранения, социальной защиты населения и в других областях, установленных федеральными законами».
Тем самым, определяя понятие государственной услуги по Указу Президента «О системе и структуре федеральных органов государственной власти», можно утверждать, что для государственной услуги характерно: неопределенный круг лиц как ключевой признак государственной услуги; исключительная общественная значимость; выделение сферы здравоохранения, образования, социальной защиты населения как базовые сферы оказания государственных услуг.
Основными принципами предоставления государственных и муниципальных услуг являются:
1) правомерность предоставления государственных и муниципальных услуг органами, предоставляющими государственные услуги, и органами, предоставляющими муниципальные услуги, а также предоставления услуг, которые являются необходимыми и обязательными для предоставления государственных и муниципальных услуг и предоставляются организациями;
2) заявительный порядок обращения за предоставлением государственных и муниципальных услуг;
3) правомерность взимания с заявителей государственной пошлины за предоставление государственных и муниципальных услуг, платы за предоставление государственных и муниципальных услуг, платы за предоставление услуг, которые являются необходимыми и обязательными для предоставления государственных и муниципальных услуг;
4) открытость деятельности органов, предоставляющих государственные услуги, и органов, предоставляющих муниципальные услуги;
5) доступность обращения за предоставлением государственных и муниципальных услуг и предоставления государственных и муниципальных услуг, в том числе для лиц с ограниченными возможностями здоровья;
6) возможность получения государственных и муниципальных услуг в электронной форме, если это не запрещено законом, а также в иных формах, предусмотренных законодательством Российской Федерации, по выбору заявителя.
Задача оптимизации деятельности государства по предоставлению услуг как общественных товаров – удовлетворению спроса населения на нерыночные товары - во многом решается внедрением стандартных процедур результативного управления.
Общий подход «управления по результатам» состоит в том, что каждый орган государственной власти обязан выразить свои обязательства перед обществом в виде конкретных, измеримых целей, показателей результативности и целевых значений по ним, персонализировать ответственность за достижение указанных целей и мотивировать ответственных, обусловив достижение цели получением премии или наложением санкций. Цель и представляет собой измеримое обязательство государства по оказанию той или ной государственной услуги.
В то же время, наряду с государственными услугами, государство оказывает услуги совершенно другого рода. Органы государственной власти лицензируют деятельность предпринимателей, выдают паспорта, регистрируют безработных и так далее. Выгоды от многих из таких услуг потребляются не тем лицом, которое обратилось за услугой, а совокупностью третьих лиц. Так, в какой-то степени паспорт необходим самому гражданину для самоидентификации, но все-таки основной целью паспортизации населения является повышение эффективности правоохранительных органов при поиске преступников. Подчас такие услуги носят вынужденный для гражданина характер – не по своей воле он отправляется в орган власти для получения разрешения на ношение оружия или для регистрации принадлежащего ему автомобиля.
Если в отношении государственных услуг как общественных благ основная задача – как можно точно выявить предпочтения населения при определении объемов поставляемых товаров, то при оказании государственных услуг как взаимодействий с гражданами (организациями) основная проблема состоит в минимизации издержек таких взаимодействий. Издержки в данном случае необходимо понимать в максимально широком смысле – они включают как затраты времени, финансов, так и иные факторы неудовлетворенности процессом предоставления государственных услуг.
Итак, государственную услугу предлагается понимать как деятельность органа исполнительной власти, влекущую возникновение, изменение или прекращение правоотношений или возникновение документированной информации (документа), в связи с обращением гражданина, организации (заявителя) или без такового, осуществляемая в непосредственном взаимодействии с заявителем. Иными словами, это любая деятельность органа исполнительной власти, которая приводит к изменению правового статуса гражданина или отдельных элементов его статуса, пусть даже самых минимальных, осуществляемая в непосредственном взаимодействии с гражданином.
Таким образом, под это определение государственной услуги подпадает выполнение таких функций государственной власти, как лицензирование, сертификация, регистрация, оформление в собственность, выдача справок и т. д. Услуги с таким определением оказывают не только федеральные агентства, но и другие федеральные органы исполнительной власти. Поскольку основная задача оптимизации состоит в снижении издержек, то первым шагом является выявление таких издержек. Основным инструментом этого является выявление предпочтений потребителей государственных услуг в отношении процесса их предоставления.

2 Вопросы взаимоотношения государства и граждан в процессе предоставления услуг
2.1 Актуальные проблемы взаимодействия государства и граждан в процессе предоставления услуг

Для оптимизации предоставления публичных услуг не меньшее значение, чем механизм финансирования, имеет способ расчета объема финансирования по гарантированным, основным услугам, и, в целом, расходных потребностей местного бюджета или бюджета субъекта Федерации на предоставление услуг на оптимальном количественном и качественном уровне.
В середине 90-х годов прошлого века, когда расчет бюджетных потребностей производился в основном на основе фактических бюджетных расходов с учетом инфляции и ряда других показателей, был поднят вопрос о возможности и необходимости перехода на нормативную основу формирования расходной части бюджетов бюджетной системы Российской Федерации (что имело большое значение и для межбюджетных отношений).
Более того, определение и роль минимальных социальных стандартов в бюджетных отношениях (особенно при расчетах финансирования государственных и муниципальных услуг) были закреплены в Бюджетном кодексе. Тем не менее, в Федеральном законе «О введении в действие Бюджетного кодекса Российской Федерации» было установлено, что положения Кодекса о составлении расходов бюджетов на основе минимальных государственных социальных стандартов и нормативов финансовых затрат на предоставление государственных или муниципальных услуг вводятся в действие со дня введения в действие федерального закона о государственных минимальных социальных стандартах.
В 2003 году минимальные социальные стандарты, кроме того, получили закрепление и в Федеральных законах «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».
При этом органы государственной власти субъекта Российской Федерации и органы местного самоуправления получили полномочие устанавливать региональные (соответственно, муниципальные) минимальные социальные стандарты и другие нормативы расходов бюджета субъекта Российской Федерации (или местного бюджета) на финансовое обеспечение полномочий, реализуемых за счет средств бюджета. В ряде субъектов Российской Федерации был приняты соответствующие законы.
В качестве примера можно привести Закон Республики Карелия «О государственных минимальных социальных стандартах, социальных и финансовых нормативах Республики Карелия», Закон Нижегородской области «О минимальных социальных стандартах в Нижегородской области и их финансовом обеспечении», Закон Республики Башкортостан «О минимальных социальных нормативах республики Башкортостан», Закон Ямало-Ненецкого автономного округа «Об установлении системы государственных минимальных социальных стандартов и финансовых нормативов для формирования окружного бюджета и бюджетов муниципальных образований» и др.
Тем не менее, создания общегосударственной системы минимальных государственных социальных стандартов не произошло, и в первую очередь потому, что соответствующий федеральный закон так и не был принят.
Как представляется, к числу достоинств законопроекта относится более или менее оптимальное в юридико-техническом плане (заи...
**************************************************************


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.