На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


Диплом Гендерные отличия самоотношения в юношеском возрасте

Информация:

Тип работы: Диплом. Добавлен: 19.10.11. Страниц: 86. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ
КУБАНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
Факультет педагогики, психологии и коммуникативистики
Кафедра педагогики и психологии


Рег. №_____
Оценка по результатам
защиты:____________ Допущена к защите
Секретарь комиссии: «___» ________2009г. ____________________
«___»__________2009 г.

ДИПЛОМНАЯ РАБОТА

ГЕНДЕРНЫЕ ОСОБЕННОСТИ САМООТНОШЕНИЯ В ЮНОШЕСКОМ ВОЗРАСТЕ


Выполнила: Галиченко Виолетта Викторовна,
Студентка специальности «Педагогика и психология»
5 курса ОДО__________
(подпись)

Научный руководитель:
преподаватель
Ю.Е. Надежденко___________
(подпись)

Нормоконтролер:
канд. психол. наук, доцент
Е. А. Белан___________
(подпись)


Краснодар 2009


ОГЛАВЛЕНИЕ


ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………....3
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АНАЛИЗ ГЕНДЕРНЫХ ОСОБЕННОСТЕЙ САМООТНОШЕНИЯ В ЮНОШЕСКОМ ВОЗРАСТЕ………………………....6
1.1. Самоотношение в юношеском возрасте………………………………….6
1.2.Понятие «гендер» в психолого-педагогической литературе …………...18
1.3. Социально-психологическая характеристика юношеского возраста…..29
2. ОРГАНИЗАЦИЯ И МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ………………………….36
3. АНАЛИЗ И ИНТЕРПРИТАЦИЯ РЕЗУЛЬТАТОВ ИССЛЕДОВАНИЯ………………. ……………………………………….……....42
3.1. Анализ результатов исследования гендерных особенностей
в юношеском возрасте ………..…………………………………………………...42
3.2. Анализ результатов исследования самоотношения в юношеском возрасте … ….……………………………………………………………….…....46
3.3. Анализ результатов исследования самооценки в юношеском
возрасте……………………………………………………………………………
3.4. Сравнительный анализ гендерного различия самоотношения в юношеском возрасте……………………………………..………………………..57
ЗАКЛЮЧЕНИЕ. ………………………………………………………………......61
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК........................…………………………....64
ПРИЛОЖЕНИЯ........................................................................................................71
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность проблемы самоотношения в юношеском возрасте объясняется тем, что именно в этот период происходит, становление его самосознания, сопровождаемое рядом психосоциальных противоречий. С одной стороны, молодой человек воспринимает себя как личность исключительную, ставит себя выше других людей, с другой стороны сомневается в себе, но старается не допускать в сознание эти сомнения.
Многочисленные психологические, педагогические и социологические исследования показывают, что специфика социальной ситуации развития самоотношения в структуре самосознания подрастающего поколения характеризуется ростом самосознания, стремлением к взрослости, изменением оценочного отношения к окружающим, выбором дальнейшего жизненного пути, интенсивным развитием компонентов структуры Я–концепции, открытостью, быстрым вхождением в предлагаемые роли, особой чувствительностью к оценкам окружающих.
Проблеме отношения к себе – самоотношения – уделялось значительное внимание в работах разных авторов. Ей посвящен целый ряд теоретических и экспериментальных исследований отечественных психологов (Б.Г. Ананьев, Л.И Божович, Л.С. Выготский, Л.Я. Гозман, А.Н. Леонтьев, Д.А. Леонтьев, В.Н. Мясищев, С.Р. Пантилеев, С.Л. Рубинштейн, Н.И. Сарджвеладзе, В.В. Столин, Н.Е. Харламенкова и др.), которые рассматривали ее в контексте более общей проблемы – проблемы развития личности. В зарубежной психологической литературе также имеются многочисленные исследования по психологии самосознания и самоотношения. Это работы У. Джеймса, С. Куперсмит, Дж. Маккарти, Г. Марвелла, М. Розенберга, Р. Уайли, Л.Уэллса, Л. Фестингера, Д. Ходжа и др. Однако анализ современного состояния проблемы показывает, что до сих пор в науке отсутствует систематизация отдельных проявлений отношения к себе и их представление в виде структуры самоотношения.
Актуальность проблемы исследования усиливают существующие противоречия процесса развития самоотношения в структуре самосознания современных юношей и девушек:
– между социальной ситуацией развития и новообразованиями личности в юношеском возрасте;
– между новой внутренней позицией и прежним объективным положением личности;
– между актуальной системой отношений с действительностью и способностью реализовать эти отношения.
Одним из высших уровней системы субъектно-личностных отношений является отношение к себе, к своим поступкам, собственной личности, т.е. самоотношение. Отношение к себе играет важнейшую роль в формировании целостной личности. Являясь интегральным свойством личности, подобное отношение накладывает определенный отпечаток на все психические процессы и явления, что остается актуальным как для детского возраста, так и для всех остальных периодов жизни человека.
Объект исследования: самоотношение в юношеском возрасте.
Предмет исследования: гендерные особенности самоотношения в юношеском возрасте.
Цель исследования: изучение гендерных особенностей самоотношения в юношеском возрасте.
Гипотеза: мы предположили, что структура самоотношения у юношей будет отличатся от структуры самотношения у девушек.
В соответствии с целью дипломной работы были поставлены следующие задачи:
1. Анализировать понятие гендера.
2. Изучить самоотношение в юношеском возрасте, его особенности.
3. Подготовить и провести исследование с помощью психологичеких методик.
4. Обобщить анализ и сформулировать выводы.
Методологическую основу предпринятого исследования составили принцип развития (Л.С. Выготский, С.Л. Рубинштейн), деятельностный и антропологический подходы к изучению процессов развития личности. методы математико-статистической обработки: оценка нормальности распределений переменных, описательная статистика, непараметрический метод сравнения двух выборок с использованием U-критерия Манна-Уитни для независимых выборок.
Методы исследования: монографический, аналитический, сравнительный, эксперимент, опрос, тестирование.
Теоретической основой настоящей работы явились фундаментальные идеи отечественной и зарубежной психологии в области психологии: личности (К.А. Абульханова – Славская, В.В, Петренко); самоотношения (И.С. Кон, С.Р. Пантилеев, Н.И. Сарджвеладзе, В.В. Столин); теории индивидуальности (В. Будалов), егндерных отличий (С. Бэм, В. Лопухова).
Практическая значимость исследования заключается в том, что данные, полученные в результате исследования, могут быть использованы студентами в ходе прохождения психолого – педагогической практики, а также учителями в процессе работы со старшеклассниками.
База исследования: СОШ № 52 пос. Ильского, Краснодарского края. Выборку исследования составили учащиеся одиннадцатых классов в количестве 50 человек.
Структура и объем работы: работа состоит из введения, трех глав, заключения, библиографического списка и приложения.



1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ГЕНДЕРНОГО РАЗЛИЧИЯ САМООТНОШЕНИЯ В ЮНОШЕСКОМ ВОЗРАСТЕ.
1. 1. Самоотношение в юношеском возрасте.

Период ранней юности (15–17 лет) является одним из основных этапов социализации человека. Этот возраст выделяется многими авторами в связи со становлением и развитием наиболее важных личностных образований, таких как Я – концепция и идентичность; мировоззрение, самоопределение; отношение к миру, обобщенный образ действительности. По-видимому, столь существенных перемен, как в этот период, нет ни на каком другом отрезке жизненного пути, так как в это время изменяется вся структура жизнедеятельности человека и его положение в системе общественных отношений. Этот этап социализации может быть назван "судьбоносным", так как здесь в кратчайшие сроки старшеклассник должен принять большое число решений, которые во многом повлияют на течение его дальнейшей жизни.
Э. Штерн рассматривал формирование личности в зависимости от того, какая ценность переживается человеком как наивысшая, определяющая его жизнь, особое значение как этапу в становлении личности придавалось при этом юношескому возрасту.
К. Левин считал важнейшими процессами, происходящими в этот период жизни человека, расширение жизненного мира личности, круга общения, групповой принадлежности и типа людей, на которых ориентируется подросток. Поведение в юношеском возрасте определяется, прежде всего, его маргинальным положением – уже не ребенок, но еще и не взрослый. Между тем, К.Левин отмечал, что неопределенность возрастного статуса далеко не всегда означает также неопределенность и
уровня притязании и ценностных ориентации в юношеском возрасте.
В своей эпигенетической теории Э.Эриксон особо выделяет именно кризис юношеского возраста как один из самых важных в развитии личности. Этот период характеризуется им как период «ролевого моратория», период в котором у человека появляется чувство своей неповторимости, индивидуальности, непохожести на других или наоборот, возникает диффузное, расплывчатое «Я», ролевая и личностная неопределенность. Э. Эриксон подробно анализирует механизмы формирования самосознания, новое чувство времени, интересы подростков. Огромное влияние на проблему изучения процесса социализации, в частности, в юношеском возрасте оказали работы выдающихся отечественных ученых Л.С. Выготского, А.Н. Леонтьева, Л.И. Божович, Д.Б. Эльконина и др.
В отличие от механистических концепций, рассматривавших развитие ребенка только как результат воздействия «внешней», социальной среды, Л.С. Выготский подчеркивал, что среду надо рассматривать не как «обстановку развития», которая извне определяет развитие ребенка. Воздействия среды сами меняются количественно и качественно, в зависимости от того, через какие ранее возникшие психологические свойства, включая возрастные особенности ребенка, они преломляются. Л.С. Выготсккий писал: «Следует признать, что к началу каждого возрастного периода складывается совершенно своеобразное, специфическое для данного возраста, исключительное, единственное и неповторимое отношение между ребенком и окружающей его действительностью, прежде всего социальной».
Это отношение мы и назовем социальной ситуацией развития в
данном возрасте. Социальная ситуация развития представляет собой исходный момент для всех динамических изменений, происходящих в развитии в течение данного периода. Она определяет целиком и полностью те формы и тот путь, следуя по которому ребенок приобретает новые и новые свойства личности, черпая их из социальной действительности, как из основного источника развития, тот путь, по которому социальное становится индивидуальным. Именно специфической ситуацией развития определяется в юношеском возрасте и формирование ценностной структуры старшеклассника.
С одной стороны, в этом возрасте наличествуют главные условиях ее формирования – высокий уровень рефлексии, осознание жизненного опыта и произвольное поведение. С другой стороны, именно в этот период к личности предъявляются требования, диктуемые особой социальной ситуацией ее жизнедеятельности. Становится необходимостью определиться в отношении к миру в целом и к социуму в частности, сориентироваться на цели и средства их достижения в будущем. Молодые люди должны понять, кто они, к чему стремятся и как можно эти стремления осуществить.
Между тем, как отмечает И.С. Кон, чтобы жить и успешно функционировать в чрезвычайно мобильном и динамичном обществе, индивид должен обладать двумя противоположно направленными рядами качеств: во-первых, твердым ядром личности, мировоззрением, социальными и нравственными убеждениями; во-вторых, он должен обладать высокой психологической лабильностью, гибкостью, способностью усваивать и перерабатывать новую информацию и создавать нечто новое не только в юности, но и в зрелом возрасте.
Проблема активности самого социализирующегося индивида является относительно новой тенденцией в изучении социализации. В современных исследованиях социализация рассматривается как процесс взаимодействия между человеком и обществом, а не как приспособление к социуму, основанное на пассивном подчинении его требованиям, что было характерно еще для исследований семидесятых годов.
Таким образом, деятельность является одним из основных «выразителей» активности субъекта, проявляемой им в процессе социализации. Но, если несколько сместить акценты собственно с проблемы деятельности, то высветятся и еще некоторые моменты, так или иначе, связанные с активностью личности и являющиеся для нашей работы наиболее значимыми. Во-первых, это влияние «внутренних» характеристик личности, ее особенностей на усвоение социального опыта, в частности, роли Я – концепции, и ее составляющей (самоотношения) в процессе социализации индивида. Во-вторых, это придание личностью смысла тем требованиям, которые выдвигаются обществом перед ней в процессе социализации. Сам процесс осмысления этих требований, выявление для каждого человека особо значимых аспектов в соответствии со своими "внутриличностными" особенностями (мотивами, потребностями, Я – образами и т.д.) также может быть рассмотрен как проявление активности личности.
В современной психологии отсутствует единый подход к оп-ределению такого феномена как отношение человека к себе, не¬смотря на то, что он активно изучается как отечественными, так и зарубежными исследователями. Анализ работ, посвященных изу¬чению отношения человека к себе, позволяет говорить о большом разнообразии используемых для описания его содержания психо¬логических категорий.
Можно назвать такие понятия как обобщен¬ная самооценка, самоуважение, самопринятие, эмоционально-цен¬ностное отношение к себе, собственно самоотношение, самоуве¬ренность, чувство собственного достоинства, самоудовлетворение, аутосимпатия, самоценность и др. Их содержание раскрывается с помощью таких психологических категорий как «установка», «личностный смысл», «отношение», «аттитюд», «социальная установка», «чувство».
Отсутствие четкой терминологии привело к тому, что значе¬ния используемых терминов большинством авторов не разводят¬ся, они чаще всего употребляются как синонимы. Вместе с тем, анализ той психологической реальности, которая «скрывается» за данными понятиями позволяет более досконально разобраться в феноменологии отношения человека к себе.
К наиболее употребляемым категориям, раскрывающим сущ¬ность отношения человека к себе, можно отнести четыре: «об¬щая» или «глобальная самооценка», «самоуважение», «самоот¬ношение» и «эмоционально-ценностное отношение к себе». Пер¬вый термин являлся наиболее используемым в западной психологии с конца XIX до 60–х годов XX века, а затем был вы¬теснен термином «самоуважение». В отечественной психологии начало фундаментальных исследований феномена отношения че¬ловека к себе было положено благодаря трудам А.Н. Леонтьева, С.Л. Рубинштейна и теоретическим работам И.С. Кона и И.И. Чесноковой. Термин «самоотношение» был введен грузинс¬ким психологом Н.И. Сарджвеладзе. В настоящее время в отечественной психологии доминирующим является категория «эмоционально-ценностное самоотношение».
Самоотношение рассматривается как единство содержательных и динамических аспектов личности, мера осознания и качество эмо-ционально-ценностного принятия себя как инициативного и от¬ветственного начала социальной активности.
Самоотношение личности понимается как сложное когнитив¬но-аффективное образование, зрелость которого определяется ка¬чеством взаимосвязи и степенью согласованности его составляю¬щих. Его структура рассматривается как состоящая из двух компонентов: рационального отношения к себе как субъекту социальной активности («образ – Я» или категориальное «Я») и эмоционально-ценностного отношения к себе – переживания и оцен¬ки собственной значимости как субъекта социальной активности, образующих рефлексивное «Я». В результате взаимодействия указанных компонентов с потребностно-мотивационной сферой личности отношение к себе включается в процесс деятельностной и личностной саморегуляции, стимулирует развитие познаватель¬ной и личностной субъектности человека.
Итак, исследователи, которые определяют самоотношение личности как установочное образование, акцентируют свое вни¬мание на его месте в системе саморегуляции. При этом саморегу¬ляция понимается как процесс организации личностью своего по¬ведения, «в который включены результаты самопознания и эмоци¬онально-ценностного отношения к себе».
Необходимо отметить, что в отношении именно регуляцион¬ного аспекта самоотношения психологи проявляют самый боль¬шой исследовательский интерес. Еще У. Джемс писал, что само¬чувствие проявляется через «инстинктивные побуждения», кото¬рые направлены на заботу человека о себе, на его стремление к социальному и духовному самосохранению».
Характер регуляторного влияния самоотношения определяет¬ся широтой и глубиной его включенности в процесс внутриличностной детерминации. Отношение личности к себе оказывает влияние на проявление социальной активности личности, обуслов¬ливает ее адекватность и дифференцированность. Оно выступает мотивом саморегуляции поведения и актуализируется на всех эта¬пах осуществления поведенческого акта, начиная с его мотивиру¬ющих компонентов и заканчивая собственной оценкой достигнуто¬го эффекта поведения, участвует в механизмах регуляции поведения от уровня конкретной ситуации деятельности до уровня длительной реализации идейных замыслов.
В психологии представлено огромное количество исследова¬ний, в которых установлена тесная связь между отношением лич¬ности к себе как к субъекту жизненных отношений и ее поведени¬ем. В них отмечается, что высокое самоуважение личности выступает условием ее максимальной активности, продуктивности в деятельности, реализации творчес¬кого потенциала, влияет на свободу выражения чувства, уро¬вень самораскрытия в общении. Позитивное устойчивое са¬моотношение лежит в основании веры человека в свои возможно¬сти, самостоятельность, энергичность, связано с его готовностью к риску, обусловливает оптимизм в отношении ожидания успешно¬сти своих действий в ситуации неопределенности. Люди с позитивным самоотношением менее поглощены своими внутренними проблемами, гораздо реже страдают психосоматическими рас¬стройствами.
Одним из мотивов, побуждающих человека соблю¬дать моральные нормы, является его стремление сохранить поло¬жительное самоотношение. В то же время негативное самоотношение является источни¬ком различных трудностей в общении, поскольку человек с таким отношением к себе заранее уверен в том, что окружающие плохо к нему относятся. Проблема достоинства, ценности своего «Я» почти полностью поглощает его внимание, в связи с чем, уровень активности человека излишне повышается, затрудняя тем самым выбор адекватного способа взаимодействия, его поведение становится ригидным. Отрицательное, конфликтное отношение лич¬ности к себе обусловливает ее отклоняющееся поведение: соверше¬ние правонарушений, наркоманию, алкоголизм, агрессивное и суици¬дальное поведение, связано с неадаптивными, асоциальными формами поведения, является одной из причин девиации, положительно коррелирует с депрессией.
Человеческому восприятию свойственна пристрастность. В процессе познания реального мира человек вносит нечто свое, субъективное. Он обращается, прежде всего, к тем воздействиям, которые ввиду их тесного отношения к его собственным потреб¬ностям, интересам, склонностям, оказывают на него сильное вли¬яние. «Один и тот же реальный мир «поворачивается» для отдель¬ного человека как бы особой своей стороной... Из одного и того же явления и объекта «вычерпываются» разные содержания; их сущность, оставаясь одной и той же в многочисленных индивиду¬альных восприятиях, приобретает для каждого человека свой осо¬бый смысл...».
Одним из факторов, который обусловливает пристрастность восприятия человека, является его самоотношение. «С одной сто¬роны, отношение личности к себе возникает и формируется в про¬цессе самопознания на разных ее уровнях, с другой – самоотноше¬ние в той форме, в какой оно сложилось на данном этапе развития личности, существенно влияет на весь процесс самопознания, оп¬ределяя его специфику, направленность и индивидуальный, лично¬стный оттенок». Включаясь в самопознание, на более или менее зрелом уровне своего развития, самоотношение делает его как по способу осуществления, так и по своему результату бо¬лее тонким и совершенным.
Влияние самоотношения на процессы самопознания достаточ¬но подробно описано И.Г. Чесновой. Она обращается к имеющимся в психологии данным, что развитие аффективной составляющей в онтогенезе предшествует познанию себя, о том, что знание чело¬века никогда не бывает свободным от оценочных характеристик, которые играют чрезвычайно важную роль в механизмах восприя¬тия. Воспринимая и описывая другого человека, люди в значитель¬ной степени фиксируются на его общей привлекательности, припи¬сывая при этом многие положительные характеристики тем, кто им нравится, и отрицательные тем, кто не нравится.
При этом люди часто не осознают, что их оценка детерминирована эмоциональ¬ным фактором. В механизмах межличностного восприятия, самовосприятия процессы когнитивного анализа находятся под сильным и непрерывным влиянием эмоциональных факторов, вносящих свой вклад в их ход и результат. Эмоциональные оценки черт личности (будучи во многом независимыми от наблюдения за реальным по¬ведением) как бы накладываются на структуру этих наблюдений, придавая образам социальной перцепции необходимую констант¬ность, целостность и обобщенность. Отсюда общее эмоциональ¬ное отношение к самому себе играет роль «цемента», скрепляю¬щего всегда разрозненные, часто противоречивые фрагменты про¬цесса познания и самопознания.
По мнению отечественных и зарубежных авторов, одним из центральных компонентов в структуре самосознания является эмоциональный компонент или самоотношение. Именно отношение личности к себе, возникая как результат деятельности самосознания, является одним из фундаментальных ее свойств, значительно влияющих на формирование содержательной структуры, и создает главные предпосылки для формирования саморегуляции, самоактуализации и саморазвития.
Каждый акт самосознания – это взаимодействие самопознания и самоотношения. С одной стороны, отношение личности к себе возникает и формируется в процессе самопознания на разных его уровнях, с другой – самоотношение существенно влияет на весь процесс самопознания, определяя его специфику, направленность и индивидуальный, личностный оттенок. Сформировавшееся самоотношение играет большую роль в восприятии человеком других людей, создавая избирательность восприятия и внимания при их оценке. И именно эмоционально-ценностное отношение к себе детерминирует развитие регулятивного компонента самосознания, а также обуславливает индивидуальный стиль поведения личности. Так, по мнению М.И. Лисиной, аффективный компонент определяет отношение субъекта к миру и задает смысловые ориентиры в жизнедеятельности человека.
В отечественной психологии вопросы самооценки и самоотношения активно разрабатывались в 70–90е гг. прошлого столетия М.И. Лисиной, В.В. Столиным, А.Г. Спиркиным, С.Р. Пантилеевым, И.И. Чесн...
**************************************************************


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.