На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


Диплом законотворческая деятельность представительного органа власти РФ-диплом

Информация:

Тип работы: Диплом. Добавлен: 19.10.11. Страниц: 64. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


СОДЕРЖАНИЕ

Введение 3
1 Теоретико-методологические основы законодательной деятельности 7
1.1 Понятие, содержание и значение законодательного процесса 7
1.2 Теоретическое обоснование представительной и законодательной власти 17
2 Конституционно-правовые основы законодательного процесса 28
2.1 Конституционно-правовое регулирование и прохождение законопроектов в российском парламенте 28
2.2 Особенности принятия федеральных конституционных законов и законов о поправках к Конституции РФ 36
3 Анализ проблем и перспективы развития законодательного процесса в РФ 44
3.1 Основные проблемы совершенствования законотворческой деятельности в РФ 44
3.2 Перспективы развития законотворчества в Российской Федерации 54
Заключение 58
Список использованных источников 61

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность исследования. В Российской Федерации в настоящее время происходят процессы демократизации всего общества, что неразрывно связано с признанием такого основополагающего принципа правового государства, как принцип верховенства закона.
Верховенство закона как необходимый принцип правового государства означает не только признание за Конституцией и иными законодательными актами высшей юридической силы, их способность устанавливать исходные, первичные нормы правового регулирования в обществе, но и безусловное подчинение всех членов общества и государства в целом действующему закону.
В своей многогранной деятельности государство должно действовать не по собственному усмотрению или по произволу, а в строго определенных рамках, установленных Конституцией и иными основополагающими нормативно–правовыми актами. Сказанное в полной мере относится и к законотворчеству.
Законодательный процесс как конституционно-правовой институт Российского демократического федеративного правового государства обеспечивает главное, наиболее характерное направление деятельности одной из ветвей власти российского государства - законодательной власти. В ходе законодательной деятельности формируются правовые основы общественной жизни. В то же время современные политические, экономические, социальные условия российского общества определяют особенности и порядок осуществления деятельности, связанной с формированием национальной правовой системы.
По общепринятому мнению отечественных и зарубежных правоведов, законодательная деятельность занимает центральное место среди всех направлений парламентской работы, определяет место и характерную роль парламента в системе разделения властей.
Актуальность избранной для исследования темы определяется ролью и значением закона, законодательства, законодательного процесса в современной государственной и общественной жизни юридической силы в правовой системе российского государства определяет исключительно важную роль и значимость законодательного процесса в современной России.
Россия сегодня воспринимает правовые ценности цивилизованного мира, обогащая их своим опытом, привносит свою специфику в решение тех либо иных проблем парламентаризма и демократии. Ей предстоит создать современную модель законодательного процесса как вида государственной деятельности, направленной на обеспечение прав и свобод человека и гражданина, защиту добра и справедливости - высших общечеловеческих ценностей.
Степень научной разработанности темы. Несмотря на наличие довольно обширной научной правовой литературы - и общетеоретической, и специальной - до настоящего времени отсутствует всестороннее осмысление законодательного процесса в России - во всем объеме, на всех уровнях, на всех этапах и стадиях.
В исследовании данной темы трудно переоценить значение научных работ известных ученых: С.А.Авакьяна, В.Е.Гулиева, Д.А.Ковачева, О.Е.Кутафина, Л.В.Лазарева, В.С.Нерсесянца, А.А.Окунькова, Т.Н.Рахманиной, В.Е.Чиркина, М.Э.Энтина и других. В этих работах рассматриваются основные, глобальные проблемы конституционного права, имеющие немаловажное значение для уяснения понятия и принципов законодательного процесса.
Корни нынешней правовой системы России уходят в прошлое, и влияние прежних правовых стандартов весьма ощутимо. Однако можно отметить в ряде случаев исчезновение правовой преемственности, хотя некоторые правовые решения могли бы оказаться приемлемыми и в новых условиях. Это определяет отношение диссертанта к законотворческому наследию прошлого, его исследователям.
В современной юридической науке и практике взгляды на понимание содержания, сущности, стадий, целей и задач законодательного процесса остаются различными: от узкого, сводящего законодательный процесс к процедуре принятия законов в парламенте, до самого широкого и всеобъемлющего, включающего в это понятие правообразование, разработку законопроектов, прохождение их в законодательном учреждении.
Законодательный процесс, как и любая иная деятельность государства, детально регламентируется специальным законом. Его соблюдение является необходимым условием признания каждого вновь принимаемого закона в качестве регулятора общественных отношений.
Правовыми формами реализации полномочий Федерального Собрания Российской Федерации являются принимаемые им нормативные правовые акты. Основные акты Федерального Собрания — это законы Российской Федерации.
В соответствии с Конституцией РФ (ст. 76) по предметам ведения РФ принимаются федеральные конституционные законы и федеральные законы, которые не могут противоречить федеральным конституционным законам.
Объектом исследования является законотворческая деятельность представительного органа власти РФ.
Предмет исследования – особенности механизма реализации законодательной деятельности.
Цель и задачи исследования. Цель работы состоит в анализе механизма осуществления законотворческой деятельности представительным (законодательным) органом Российской Федерации.
Задачи:
- проанализировать понятие, содержание и значение законодательного процесса;
- произвести теоретическое обоснование представительной и законодательной власти;
- охарактеризовать конституционно-правовое регулирование и прохождение законопроектов в российском парламенте;
- выявить и проанализировать особенности принятия федеральных конституционных законов и законов о поправках к Конституции РФ;
- охарактеризовать основные проблемы совершенствования законотворческой деятельности в РФ;
- проанализировать перспективы развития законотворчества в Российской Федерации.
Методологической и теоретической основой исследования являются труды отечественных и зарубежных ученых, таким как М.В. Баглай, В.А. Исакова, Л.А. Окунькова, С.К. Магомедова, И.Н. Синюкова, Ю.А. Тихомирова, В.Е. Чиркина и других.
Структура дипломной работы. Работа состоит из введения, трёх глав, заключения и библиографического списка.



1 Теоретико-методологические основы законодательной деятельности
1.1 Понятие, содержание и значение законодательного процесса

В современном обществе люди и различного рода их объединения постоянно соприкасаются с правилами (нормами), зафиксированными в законах и подзаконных актах - с их требованиями, запретами и дозволениями, с необходимостью их соблюдения, исполнения и применения, с теми последствиями, которые наступают при их нарушении. Каждое государство устанавливает в общественных отношениях определенный порядок, который с помощью законодательства и законности формулирует их в правовых нормах, обеспечивает, охраняет и защищает. Законодательство охватывает большинство сфер человеческой жизнедеятельности, расширяет границы своего регулирующего воздействия на общественные отношения по мере усложнения социального бытия, непосредственно сопровождая людей в их общении друг с другом.
Законотворчество, как и всякое творчество, предполагает у законодателей не только общую культуру, но требует от них специальных знаний, определенных навыков овладения искусством формирования и формулирования законодательных актов. Эти знания в мировой юридической теории и практике именуются законодательной техникой, представляющей собой определенную систему требований при создании нормативно-правовых правил, законов и подзаконных актов, их систематизации.
Успешная деятельность по созданию законов (иных правовых нормативных актов) зависит, прежде всего, от правовой культуры законодателя, его подлинно творческого отношения к своей миссии, от владения юридической наукой и приемами законодательной техники. Суть правовой культуры законодателя, как составной части всеобщей культуры, в образе мышления и соответствующего действия, основанного на признании и познании общечеловеческих ценностей права, требований законности и режима правопорядка, в соответствии с которыми осуществляются законотворческая деятельность и правореализующая практика.
Правовая культура законодателя напрямую связана с общей культурой. Ее влияние на правовое сознание, мышление, мировоззрение создающих законы, на их ценностные правовые установки непосредственно (или опосредствованно) определяют характер законодательства, отвечающего историческому и национальному духу народа, его чаяниям, потребностям и интересам. Вместе с тем правовая культура законодателя обратно воздействует на общую культуру, защищает и создает условия ее свободного развития путем выработки прогрессивных законов, установления режима правовой стабильности, последовательного проведения в жизнь требований законности и установления режима правопорядка.
В культуре законотворчества аккумулируются: разносторонние знания действительности, ее истории и перспектив развития; специальные знания о праве, законе и законодательной технике, умелое их использование в практической деятельности по созданию законов и их реализации. Овладение этими знаниями и их использование в процессе законотворчества позволяют создавать научно обоснованные и технически совершенные законодательные акты, в полной мере отвечающие назревшим и назревающим потребностям общественного прогресса.
Законодатель должен обладать всесторонними и глубокими знаниями, постоянно пополнять их в повседневном общении с народом, обогащаться его мудростью. И для того, чтобы переложить все эти знания, народную мудрость и свой собственный жизненный опыт на язык закона, ему следует овладеть мастерством законотворчества, профессионально использовать приемы законодательной техники.
Законотворчество характеризуется органическим единством трех его основных компонентов: познания, деятельности и результата, которые составляют относительно законченный цикл законотворчества, вслед за которым по восходящей линии следуют в той же последовательности аналогичные циклы, образующие в своей целостности систему этого процесса. На самом деле, для того чтобы в законах адекватно отражались происходящие в обществе процессы, надо постоянно обнаруживать, изучать и умело использовать объективные закономерности, направляющие эти процессы.
Именно поэтому предпосылкой создания закона является познание тех сложных условий, факторов и обстоятельств, тех развивающихся общественных отношений, правовое регулирование которых диктуется нуждами социального прогресса.
Однако ограничение законотворчества рамками «чистого» познания, не переходящего в «деятельную сущность», таит в себе опасность ограничения его пассивной умозрительностью.
За познанием следует деятельность. Этот переход не является прямолинейным и одноразовым. Он представляет собой трудоемкое многоступенчатое развертывание и конкретизацию знания в творчестве необходимых обществу законов.
Лишь после того, как осознаны потребности и цели правового регулирования тех или иных отношений, законодатель принимает решение о переходе от познания к деятельности. Если познание в законотворчестве является процессом преобразования объективной действительности в факт законодательного сознания и принятия соответствующего решения, то реализация этого решения в действительность по созданию закона представляет собой обратный процесс превращения законодательного сознания в объективно существующий закон.
Итогом законотворчества, его продуктом, выступает результат - закон. Но этот итог - лишь промежуточный, первичный результат, вслед за которым наступает действие самого закона, заключающееся в практическом регулировании соответствующих общественных отношений.
Законодательный процесс составляет важную часть деятельности Федерального Собрания РФ. В то же время в его деятельности более фундаментальной по отношению к законотворчеству является представительная функция. Не случайно в статье 94 Конституцией РФ определяется: «Федеральное Собрание – парламент Российской Федерации – является представительным» и уже затем «законодательным органом Российской Федерации». В любом случае законодательная и представительная функции в конституционном тексте разведены.
Данная функция заставляет рассматривать активность парламента, в том числе в области законотворчества, как способ реализации коллективного права народа на власть (ст. 3 Конституции РФ). Представительный статус парламента наиболее значим именно в законодательной деятельности, поскольку ее продукт – законы – лежат в основании правовой системы страны, являются формой стратегического управления и соотнесения между собой интересов всех групп населения.
Динамизм экономических, политических и социально культурных потребностей современного общества выдвигает все новые и новые задачи правового регулирования соответствующих общественных отношений. Из существующих задач необходимо выделить такие как:
- исследование различных социальных факторов, обусловливающих потребность в нормативно–правовом регулировании соответствующих общественных отношений;
- выявление и тщательный учет при формировании законов многообразных интересов социальных и национальных образований, общественных групп и общества в целом, их особенностей, обычаев, традиций;
- использование в процессе создания закона соответствующих достижений науки, техники и культуры;
- проведение сравнительного анализа проектируемого закона не только с аналогичными установлениями прошлых и ныне действующих законодательных систем других государств, но и с другими регуляторами общественной жизнедеятельности;
- постановка в целесообразных и возможных случаях специальных экспериментов для определения оптимального варианта правового регулирования соответствующих групп общественных отношений и выработки наиболее эффективной формы правового воздействия на эти отношения,
- определения связи, соответствия и взаимодействия проектируемого закона с данной правовой системой в целом и прежде всего с Конституцией РФ;
- совершенствование организационных форм, процедуры создания закона и т.д.
Главное в законодательной деятельности парламента – поиск и формулирование компромиссных решений, снижающих уровень общественных противоречий и обеспечивающих классовый мир, с одной стороны, а с другой – позволяющих органам исполнительной власти в рамках действующего законодательства принимать достаточно эффективные управленческие решения.
Существуют различные определения понятия законодательного процесса и еще более многообразными выглядят варианты деления законодательного процесса на стадии. Рассмотрим основные определения законодательного процесса и вариант его деления на стадии, предложенное В.Е. Чиркиным. «Законодательный процесс – это система действий в парламенте, завершающаяся принятием или отклонением закона. Он состоит из шести стадий:
1) законодательная инициатива;
2) подготовка законопроекта к рассмотрению в Думе;
3) обсуждение законопроекта в комитетах и других органах палаты и на пленарном заседании Думы;
4) принятие (или отклонение) закона Думой;
5) рассмотрение закона и одобрение (или неодобрение) Советом Федерации;
6) промульгация (подписание, санкционирование и обнародование закона Президентом РФ) или отклонение закона главой государства.»
Если Совет Федерации не одобряет закон, возможны две дополнительные стадии:
1) создание и работа согласительной комиссии палат;
2) повторное принятие закона Государственной Думой либо простым большинством (если Дума согласилась с предложениями Совета Федерации), либо 2/3 голосов (если не согласилась).
«Обязательному рассмотрению в Совете Федерации подлежат принятые Государственной Думой федеральные законы по вопросам:
а) федерального бюджета;
б) федеральных налогов и сборов;
в) финансового, валютного, кредитного, таможенного регулирования, денежной эмиссии;
г) ратификации и денонсации международных договоров Российской Федерации;
д) статуса и защиты государственной границы Российской Федерации;
е) войны и мира.»
Стадия рассмотрения в Совете Федерации может быть пропущена, если принятый Государственной Думой закон не подлежит обязательному рассмотрению в нем или если в течение 14 дней Совет Федерации не приступил к рассмотрению законопроекта.
Дополнительные две стадии возможны и при использовании Президентом РФ права вето: 1) принятие предложений Президента Думой и принятие закона в новой редакции; 2) преодоление вето 2/3 голосов (от общего числа) в каждой палате и обязательная промульгация закона Президентом РФ.
Таким образом, в разных ситуациях число и характер стадий законодательного процесса могут отличаться.
Различают четыре вида законов РФ: федеральные, федеральные конституционные, федеральные законы о ратификации международных договоров и законы о поправках к Конституции РФ. Федеральные законы принимаются по широкому кругу вопросов, на содержание трех других видов законов указывает их название. Все перечисленные законы принимаются неодинаковым большинством голосов и каждому характерен свой законодательный процесс.
Таким образом, «закон – нормативный акт общего действия, имеющий после Конституции высшую юридическую силу» . Вместе с тем бывают так называемые «частные» законы, относящиеся к отдельным лицам или объектам. В практике Государственной Думы имели место законы частного характера так например, в 1999-2002 гг. принимались законы о конкретных участках недр, право пользования которыми может быть предоставлено на условиях раздела продукции. Аналогичные законы принимались в 2003 г. За год Дума принимает приблизительно 250-300 законов, но большая их часть это поправки и дополнения к ранее принятым. Крупных законодательных актов в среднем в год принимается около 10-15.
Законодательный процесс является видом правотворческого процесса, направленным на создание нормативных правовых актов высшей юридической силы - законов. Законодательный процесс можно определить как нормативно установленный порядок создания (производства) законов. При нестрогом толковании законодательный процесс – это и сама процедурно оформленная деятельность по созданию законов. Иногда законодательный процесс именуют еще процессом принятия законов, разумея под принятием закона не только положительное голосование законотворческого органа по законопроекту в итоге его официального рассмотрения (принятие закона в собственном смысле слова), но и всю процедуру создания закона от возбуждения законодательной инициативы до вступления закона в силу. Кроме того, следует различать принятие закона Государственной Думой (статья 105 Конституции Российской Федерации) и принятие федерального закона (статья 107 Конституции Российской Федерации), завершающего законодательную процедуру в Федеральном Собрании в целом и вбирающего в себя как принятие закона Государственной Думой, так и одобрение закона Советом Федерации. Таким образом, термин «принятие закона» имеет несколько значений, что следует отнести к особенностям отечественной юридической терминологии.
Также для обозначения процесса создания законов наряду с термином «законодательный процесс» зачастую используют термин «законотворческий процесс» по аналогии с правотворческим процессом. Термины «законодательный процесс» и «законотворческий процесс» вполне могут использоваться как тождественные. В то же время они несут в себе несовпадающие смысловые акценты. Если в термине «законодательный процесс» на первый план выходит технология (процедура) производства законов, то в термине «законотворческий процесс» проявляется интеллектуально созидательное начало анализируемой деятельности. В конечном итоге, в названной деятельности важны и процессуальная форма, и интеллектуальное содержание.
Но поскольку предметом правового регулирования создания законов являются безличные формы этой деятельности, то в правовых актах предпочтительней использование терминов «законодательная деятельность», «законодательный процесс».
Как и правотворческий процесс в целом, законодательный процесс предшествует правоприменительной деятельности и иным видам реализации права, но, по сути, он сам является правоприменительным процессом, поскольку введен в определенные правовые формы. Однако здесь мы имеем дело с правоприменительным процессом особого рода. В отличие от других видов правоприменения правотворческий (в том числе законодательный) процесс реально уподобить «производству средств производства».
Законодательный процесс составляет важную часть деятельности Федерального Собрания Российской Федерации. В то же время в его деятельности более фундаментальной по отношению к законотворчеству является представительная функция. Думается, что не случайно Конституция Российской Федерации определяет Федеральное Собрание – парламент Российской Федерации вначале как представительный и уже затем как законодательный орган (стать...
**************************************************************


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.