Здесь можно найти образцы любых учебных материалов, т.е. получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ и рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


Диплом ЗАЩИТА АВТОРСКИХ ПРАВ-ДИПЛОМ

Информация:

Тип работы: Диплом. Добавлен: 19.10.11. Страниц: 86. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


Содержание
Введение 3
Глава 1. Общая характеристика авторского права как гражданско-правового института 7
1.1. История становления института авторского права 7
1.2. Источники авторского права 29
1.3. Понятие и предмет авторских прав 34
Глава 2. Система авторских прав 44
2.1. Личные неимущественные авторские права 46
2.2. Имущественные авторские права 54
Глава 3. Защита авторских прав 63
3.1. Общая характеристика способов защиты авторских прав 63
3.2. Особенности гражданско-правовых способов защиты авторских прав 64
Заключение 79
Список использованной литературы 81


Введение
На современном этапе развития общества проблемы гражданско-правового регулирования авторских прав, гражданско-правового регулирования правоотношений, складывающихся в области авторского права, приобретают все большее значение, как в Российской Федерации, так и во всем мире. Это подтверждается принятием российским законодателем части четвертой Гражданского кодекса РФ, посвященной интеллектуальной собственности и авторскому праву, которая вступила в силу с 1 января 2008 года.
Часть четвертая Гражданского кодекса РФ представляет собой баланс между сложившимися в области «интеллектуальной собственности» гражданско-правовыми институтами и необходимыми новеллами гражданско-правового регулирования, обусловленными требованиями международных договоров РФ и современным научно-техническим развитием, но не лишенный недостатков, которые необходимо устранять (например, отсутствует законодательное закрепление понятий произведения как объекта авторских прав, литературного произведения как объекта авторских прав, существуют противоречия норм части четвертой Гражданского кодекса РФ с нормами международных договоров РФ и т.д.).
Кроме этого, необходимость обеспечения высокого уровня правовой охраны интеллектуальной собственности от России диктуется международными правовыми актами. Так, одним из условий вступления России во Всемирную торговую организацию является ратификация Соглашения по торговым аспектам прав интеллектуальной собственности (Trade Related Aspects of Intellectual Property Rights Agreement), которая предполагает создание в национальном законодательстве уровня охраны прав на объекты интеллектуальной собственности, соответствующего этому соглашению. Данное требование обусловлено тем, что в обороте отечественного потребительского рынка находится огромное количество товаров с размещением на них средств индивидуализации, принадлежащих иностранным правообладателям.
В сложившейся ситуации, с учетом международного опыта гражданско-правового регулирования, зарубежной практики, а также национальных традиций, необходимо формирование единой государственно-правовой политики, которая бы обеспечила надлежащие условия реализации и защиты (охраны) прав и законных интересов, как самих авторов литературных произведений, так и иных правообладателей прав на литературные произведения.
Поэтому немаловажное значение имеет исследование гражданско-правового регулирования авторских прав в РФ в условиях современных тенденций развития общества и государства, с учетом новых реалий в российском законодательстве – в связи с принятием части четвертой ГК РФ, посвященной интеллектуальной собственности и авторскому праву, в частности, а также с необходимостью устранения пробелов в праве и устранения противоречивости российского законодательства с международными договорами РФ в области авторских прав, что и предопределило выбор данной темы работы.
Теоретической основой работы послужили научные труды таких видных дореволюционных, советских, российских ученых, как: М.М. Богуславский, В.А. Дозорцев, Г.Ф. Шершеневич, Я.А. Канторович, А.А. Власов, С.С. Алексеев, А.П. Сергеев, Л.В. Туманова, А.Е. Шерстобитов, К.Б. Ярошенко, Е.В. Блинкова, А.А. Мохов, A.M. Минков и др. Положения и выводы работы основываются на Бернской конвенции об охране литературных и художественных произведений (Парижский Акт, ВОИС. – 1971. – 24 июля), Всемирной конвенции об авторском праве (принята 06.09.1952 в Женеве, пересмотрена 24.07.1971 в Париже), Конституции Российской Федерации, гражданском законодательстве, теоретических основах гражданского права.
Цель работы – рассмотрение теоретических положений по совершенствованию российского гражданского законодательства в области авторских прав и практики его применения.
Достижение поставленной цели осуществлялось путем постановки и решения взаимосвязанных задач, раскрывающих тему работы.
Задачи работы:
• провести анализ российского гражданского законодательства в области авторских прав, а также проанализировать правоприменительную практику и результаты теоретических исследований в области авторских прав;
• рассмотрение понятий объекта авторского права;
• разработать классификацию авторских прав;
• выявить противоречия российского законодательства с международными договорами РФ в области авторских прав на литературные произведения.
Объект работы – общественные отношения, регулируемые действующим российским законодательством, международными договорами Российской Федерации в области авторских прав.
Предмет работы – гражданско-правовое регулирование правоотношений, складывающихся в области авторского права.
Методологическую основу работы составляют всеобщие диалектические методы; общенаучные методы, в частности, системный метод, логический, анализ, синтез, индукция, дедукция, аналогия; частнонаучные методы: сравнительно-правовой, формально-юридический метод и др.
Теоретическая значимость работы заключается в том, что в результате были выработаны теоретические положения об авторских правах; рассмотрена классификация авторских прав, которая позволяет детально систематизировать авторские права в общественных отношениях, регулируемых действующим российским законодательством.
Работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованной литературы.


Глава 1. Общая характеристика авторского права как гражданско-правового института
1.1. История становления института авторского права
В Российской Федерации перемены, происходящие в политической и экономической областях общественной жизни, предопределили создание необходимых для полноценного развития института авторского права правовых предпосылок. Показателем цивилизованности общества во многом является то, какое внимание оно уделяет развитию своего творческого, научного и технического потенциала.
1 января 2008 года в Российской Федерации вступила в силу IV часть ГК РФ «Права на результаты интеллектуальной деятельности и средства индивидуализации. Это стало важнейшим этапом на пути к завершению кодификации гражданского законодательства, построенного на основе рыночной экономики и сбалансированном сочетании интересов различных категорий участников частноправовых отношений. При этом включение положений об интеллектуальной собственности (в том числе об авторском праве) в ГК РФ не только отвечает многолетней традиции отечественного законодательства, но и позволяет обеспечить большую ясность и внутреннюю согласованность в этой одной из самых молодых и одной из наиболее бурно развивающихся сфере общественных отношений. «Значение таких отношений в современных условиях настолько возросло, что сделало их почти равноценными отношениям в области материального производства и обмена, всегда являвшимся основным предметом регулирования гражданского права ».
Авторское право в целом и механизмы охраны прав авторов в частности в процессе своего возникновения и развития прошли длительный и сложный путь, характеризующийся более чем постепенным (по сравнению с другими правовыми институтами) движением человечества к признанию роли закона в регулировании авторских отношений. Можно утверждать, что понятие авторского права существовало всегда, хотя оно долго не находило должного закрепления в законодательстве к примеру, в Древней Греции и Риме плагиат порицался как бесчестный поступок («литературная кража»). В эту эпоху положение произведений творческого труда регулировалось правом собственности, то есть автор был собственником этого материального объекта, мог его отчуждать. Соответственно и охрана прав авторов осуществлялась по правилам охраны собственности.
Концепция «копирайта» или авторского права (т.е. идея о том, что автор обладает правами на использование и тиражирование своих работ) возникла в Европе в средние века в связи с изобретением и развитием печатного дела и первоначально сводилась к функции государства ограничить тиражи выпускаемых книг. Правители европейских стран быстро осознали, что предоставление в рамках закона монополии на распространение печатной продукции может быть использовано в политических целях не только ими, но и их конкурентами. Поэтому книгопечатание очень скоро стало регулироваться рядом законодательных норм, которые существенно ограничивали количество и тематику выпускаемых тиражей, что позволяет говорить о начале цензуры, так как государственная лицензия на печатание могла быть отозвана, если тематика печатных изданий противоречила интересам правительства.
Однако права автора произведения никак не учитывались, и, в конечном счете возникла необходимость защиты его прав. С течением времени стали появляться понятия: права автора, права издателя, права книготорговца. Со временем в большинстве европейских стран государство стало регулировать права названных субъектов .
Лишь в конце XVII века в Англии был принят первый законодательный акт, закрепивший право на воспроизведение и распространение произведений за их создателями. Этим законодательным актом, ознаменовавшим переход от системы привилегий к авторскому праву, явился Статут королевы Анны принятый 10 апреля 1710 г.
В средние века плагиат был весьма редким явлением, поскольку размножить рукопись можно было только переписав ее от руки. Ситуация в корне изменилась с открытием в Китае в XI в. и в Германии в середине XV в. техники книгопечатания, когда, как следствие, произведения творческого труда стали предметом торговли, уже реально приносили материальный доход авторам. Тогда же появились первые издатели, которые перепечатывали уже выпущенные в свет книги. Развитие общественных отношений в области охраны авторских прав потребовало их законодательного закрепления. В качестве одного из первых таких правовых документов отмечается принятый 10 апреля 1710 г. в Англии «Статут королевы Анны», который, в частности, предоставил автору опубликованного произведения исключительное право разрешать его переиздание в течение 21 года со времени вступления закона в силу.
Несколько позже и в других странах (Франции, Германии, Италии, Испании, Дании, Норвегии и др.) принимаются законодательные акты об охране авторских прав. в XVIII в. возникла необходимость в международном урегулировании авторско-правовой охраны, при этом произведения литературы, науки и искусства получили международное правовое признание как самостоятельные объекты охраны; сами по себе они стали отвечать практически всем признакам товара. Первыми международными правовыми актами в области охраны авторских прав были двусторонние соглашения (например, между Пруссией и другими германскими государствами, Италией и Францией, и др.).
Интересно заметить, что первые акты, направленные на разграничение прав авторов и книготорговцев (а именно Статут королевы Анны) были приняты под давлением предпринимателей, а не владельцев авторских прав. Так, до принятия Статута королевы Анны право издания книг имели только члены старейшей гильдии издателей и книготорговцев Stationer’s Company.
Авторское право в России развивалось по аналогичной схеме, однако с вековым опозданием. Первый печатный станок появился в Москве в середине шестнадцатого века при поддержке Ивана Грозного. С этого времени книгопечатание жестко контролировалось царями и выпускало продукцию преимущественно религиозного содержания. Во время царствования Петра Первого объем выпускаемой книжной продукции существенно увеличился, однако большая часть издательств находилась в государственной собственности. Прецедент предоставления права на книгопечатание частному лицу и не гражданину России имел место в царствование Екатерины Великой одновременно с принятием указа о цензуре в отношении книг на иностранных языках.
В целом, в становлении института авторского права в России можно выделить имперский (1828 – 1917 г.г.), советский (1917 – 1991 г.г.) и современный периоды.
В Российской Империи право на тиражирование книжной продукции (т.е. собственно «копирайт») предоставлялось печатникам, а отнюдь не авторам книг. Первые положения, регулирующие предоставление авторского права в его современном значении (а именно, права автора на плоды своего труда), были введены в действие Уставом о цензуре в 1828 году в царствование Александра I. Устав включал в себя 5 статей, посвященных авторскому праву. Данным законодательным актом авторам и переводчикам предоставлялись исключительные права на воспроизведение, публикацию и распространение своих работ, а также за ними закреплялось право на вознаграждение за использование и тиражирование их работ. Авторское право представлялось автору или переводчику произведения автоматически после создания произведения и не предусматривало никакой регистрации. Законом устанавливался срок действия авторского права, который действовал на протяжении всей жизни автора и распространялся еще на 25 лет после его смерти. Следует отметить, что в законе давалось толкование понятию “свобода перевода”, в соответствии с которым любое произведение могло быть переведено на иностранный язык без согласия автора, причем переводчику предоставлялось авторское право на результат своего труда. Действие авторского права прекращалось по цензурным соображениям.
4 февраля 1830 года вступил в силу указ “О правах сочинителей, переводчиков и издателей”, который несколько изменил содержание Устава о цензуре. Изменения в первую очередь касались срока действия копирайта. Указом предусматривалось дополнительное продление срока действия копирайта на 10 лет после смерти автора (таким образом, срок посмертного действия – post mortem auctoris – составил 35 лет) при условии повторного издания произведения в течение последних пяти лет первоначального срока в 25 лет. 1845 год стал очередной важной вехой в становлении института авторского права в России. Именно тогда Госсовет распространил действие закона об авторском праве на музыкальные произведения, а в 1846 году – на произведения изобразительного искусства. Необходимо отметить еще два важных изменения в законодательстве. В 1857 году по просьбе вдовы Александра Пушкина Госсовет продлил срок действия авторского права до 50 лет после смерти автора, и в том же году предметом авторского права стали произведения иностранных авторов, впервые опубликованные на территории России.
С течением времени институт авторского права стал нуждаться в дальнейших преобразованиях. Императорским указом от 1897 года для внесения изменений в уже существующее законодательство было организована специальная комиссия, а 9 лет спустя в 1906 году в Государственную Думу был внесен проект закона «Положение об авторском праве», за основу которого был взят немецкий Закон об авторском праве от 1901 года. Новый закон был принят в 1909 году и окончательно одобрен Николаем Вторым 20 марта 1911 года. Впервые в российской практике копирайт стал независимым от цензуры, которая никак не влияла ни на возникновение, ни на осуществление авторского права.
Закон 1911 года предоставлял авторские права на созданные как российскими, так и иностранными поданными произведения, впервые опубликованные в России. Действие авторского права распространялось и на неопубликованные работы иностранных авторов. Произведения иностранных авторов, впервые опубликованные за рубежом, могли быть переведены и на русский язык, а затем опубликованы на территории Российской Империи, однако публикация в России такого произведения на родном языке, равно как и исполнение музыкальных произведений, сочиненных иностранцами за границей, разрешалось только при условии согласия правообладателя.
Объектом авторского права становились литературные, музыкальные, драматические, художественные произведения, а также фотографии. Авторам предоставлялись исключительные права на тиражирование, публикацию и передачу своих произведений, право на публичное исполнение драматических и музыкальных произведений, на запись музыкальных произведений, а также право переработать драматическое произведение в роман и наоборот. Авторские права возникали непосредственно после создания произведения и не подлежали регистрационным формальностям .
После Октябрьской революции первое время «Положение об авторском праве» от 1911 года оставалось в силе, хотя и подверглось многочисленным изменениям. Так, например, срок действия авторского права был сокращен с 50 лет после смерти автора и стал пожизненным. Права на многие произведения искусства были национализированы, в первую очередь национализации подверглись произведения покойных авторов, но постепенно предметом национализации становились работы живущих. Тотальная национализация издательств существенно ограничила права авторов на распространение своих произведений, а также прочие исключительные права. Декретом «О государственном издательстве» принятым 29 декабря 1917 г., специальной комиссии предоставлялось право устанавливать ограниченную сроком (5 лет) государственную монополию на произведения некоторых авторов. Декретом «О признании научных, литературных, музыкальных и художественных произведений государственным достоянием» (26 ноября 1918 г.) в собственность государства переходили произведения целого ряда писателей и композиторов.
30 января 1925 года ЦИК принял новый закон об авторском праве («Об основах авторского права»). Однако этот закон оставался в силе недолго, и три года спустя 16 мая 1928 года на смену этому акту пришла вторая исправленная и дополненная версия «Основы авторского права», которая оставалась в силе без каких-либо изменений в течение последующих тридцати лет.
Законодательство СССР об авторском праве в 60-80 гг. было представлено Основами гражданского законодательства Союза ССР и союзных республик 1961 года, типовыми авторскими договорами, разделами «Авторское право», содержащимися в Гражданских кодексах союзных республик (в РСФСР – статьи 475-516 ГК), многочисленными республиканскими постановлениями об авторском гонораре. Несмотря на некоторые разночтения нормативных актов разных лет, суть советской правовой концепции авторского права оставалась неизменной. Авторские права предоставлялись советским гражданам как в отношении опубликованных, так и неопубликованных творческих работ. Работы иностранных авторов становились предметом авторских прав только, если они впервые были изданы на территории СССР, либо при отсутствии публикации – при условии существования в объективной форме на территории СССР. Авторские права предоставлялись автоматически и не предусматривали соответствия формальным требованиям. Исключение, однако, составляли фотографии, авторские права на которые распространялись лишь при наличии на самих фотографиях имени фотографа, названия фотостудии, их адреса и года съемки.
Отдельно стоит отметить проблему исключительных прав в СССР. Автору предоставлялось право на установление авторства и на целостность его произведений. Данные права не могли передаваться по наследству, а после смерти автора осуществлялись ВУОАП (Всесоюзным управлением по охране авторских прав). Кроме того, за автором признавалось право на тиражирование, публикацию и распространение своих произведений, а также на получение вознаграждения за использование своих произведений. Вплоть до 1961 года такие права номинально считались «исключительными» правами автора, но фактически автор был лишен возможности самостоятельно осуществлять свои исключительные права на публикацию своих произведений, а мог лишь получать гонорары за такую публикацию при условии одобрения со стороны официальных органов. Соответственно, термин «исключительные» не был включен в Основы гражданского законодательства СССР от 1961 года.
Срок действия авторских прав также претерпевал изменения при каждoм пересмотре соответствующего законодательства. Так, например, декретом от 1925 года «Об основах авторского права» устанавливался срок в 25 лет с момента первой публикации произведения. Законодательным актом от 1928 года означенный срок стал распространяться на срок жизни автора с последующим продлением на 15 лет с момента его смерти. Основы гражданского законодательства от 1961 года вновь сделали его исключительно пожизненным, однако предоставили союзным республикам право вносить свои изменения.
Авторские права в СССР ограничивались целым рядом правил, позволяющих использовать произведение без сoгласия автора, при этом такое использование не истолковывалось как нарушение авторских прав. Законодательством предусматривалось «безвозмездное использование», а также получение обязательных лицензий. С одной стороны, безвозмездное использование произведения позволяло любому лицу использовать опубликованное произведение без согласия автора и без выплат ему вознаграждений по авторским договорам. С другой стороны, получение обязательной лицензии предусматривалось в тех случаях, когда разрешалось использование произведения без авторского согласия, но только при условии выплаты вознаграждений по авторским договорам. Государство также оставляло за собой право на обязательное приобретение авторских прав. Впрочем, стоит отметить, что данное положение применялось крайне редко, и только с целью предотвращения неосновательного обогащения наследников автора произведения, которое имело коммерческий успех.
По советскому законодательству авторские права не подлежали передаче. Автор был вправе лишь передать издателю во временное пользование результаты своего труда путем обязательного заключения авторского договора, предусмотренного государством. Срок действия такого договора ограничивался, как правило, пятью годами, никак не оговаривал целевое использование авторского произведения, а в случае принятия издателем направленной ему работы, последний был обязан ее опубликовать в течение двух лет. В договоре также предусматривался предполагаемый размер вознаграждения, причитающегося автору. Пороговые суммы вознаграждений по авторским договорам устанавливались государством в тарифных сетках. Для централизованных выплат и сборов по авторским договорам в 1931 году было создано Всесоюзное управление по охране авторских прав.
Отдельного рассмотрения в контексте копирайта в СССР заслуживает проблема цензуры, контроля в области идеологии и директив партии. Авторские права предоставлялись только тем произведениям, которые не противоречили идеологическим основам советского строя. В результате в попытке обойти эти ограничения в советское время начал активно формироваться «самиздат» – распространение произведений на некоммерческой основе с помощью копий, отпечатанных на печатной машинке. Авторы, произведения которых рапространялись путем самиздата, подвергались уголовной ответственности по статьям 58 (10) (позже по статьям 70 и 190 (1)) Уголовного кодекса РСФСР или в соответствии с аналогичными положениями уголовных кодексов союзных республик.
Необходимо также отметить, что советское авторское право, являясь в силу особенностей нового строя и коммунистической идеологии, совершенно новым правовым явлением, развивалось вплоть до 70-х гг. XX в. исключительно под воздействием внутренних факторов – до этого времени ни имперская Россия, ни СССР не вступали ни в одно из существовавших на тот момент международных многосторонних соглашений. В то время как в западных странах специфика развития авторского права, а позднее и смежных прав, уже с 1886 г. стала в более или менее значительной степени зависеть от норм международных соглашений в соответствующих областях (в 1886 г. принимается Бернская конвенция об авторском праве; в 1961 г. – Римская конвенция по смежным правам). В период существования СССР институт авторского права и прав, смежных с ним, практически полностью контролировался государством.
В 1973 года Советский Союз подписал Всеобщую конвенцию по авторскому праву, тем самым положив конец самоизоляции в вопросах копирайта. Начиная с 27 мая 1973 года, произведения иностранных авторов, опубликованные за пределами СССР, стали объектом авторских прав, если автор являлся гражданином страны-участницы Всеобщей конвенции, либо если такое произведение было впервые опубликовано в стране-участнице Всеобщей конвенции, и, наоборот, работы советских авторов, опубликованные на территории стран, подписавших Конвенцию, становились объектом копирайта. С целью соответствия требованиям Конвенции Советский Союз внес изменения в законодательство об авторском праве. Во-первых, срок действия авторского права был продлен до 25 лет p. m. a., во-вторых, была отменена свобода перевода иностранных произведений – перевод произведений иностранных авторов мог осуществляться только при условии согласия самого автора. В-третьих, предусматривалось широкое использование средствами массовой информации опубликованных работ в сфере науки, литературы или изобразительного искусства, как в оригинале, так и в переводах.
В результате подписания СССР Всеобщей конвенции по авторскому праву ВУОАП было заменено новым органом – ВААП (Всесоюзным агентством по авторским правам), которому была предоставлена государственная монополия на торговлю авторскими правами. Таким образом, все договоры с иностранными издателями заключались через Агентство, а советским авторам и издателям запрещалось вести переговоры с иностранными издателями напрямую .
С началом перестройки монополии ВААП в этой области был положен конец, а советским правительством была сформирована рабочая группа, перед которой была поставлена задача приспособить соответствующее законодательство к нуждам рыночной экономики. Результатом работы этой группы стало принятие полностью переработанного закона об авторских правах 31 марта 1991 года. Данный закон представлял собой значительный прорыв в области копирайта по сравнению с прежним советским законодательством. Авторские права вновь обрели исключительный статус; срок действия авторских прав составил 50 лет p. m. a.,; впервые в советское законодательство было введено понятие смежных прав, а понятие «безвозмездного использования» подверглось существенным ограничениям. Наряду с этим были отменены обязательные лицензии. Правообладателем копирайта во всех случаях признавалось физическое лицо, автор произведения. Авторские права юридических лиц перестали существовать. Ожидалось, что данный зак...
**************************************************************


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.