На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


Диплом Изучение особенностей любви и дружбы старших школьников

Информация:

Тип работы: Диплом. Добавлен: 19.10.11. Страниц: 71. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


ВВЕДЕНИЕ

Проблема любви и дружбы относится к числу важнейших для старшеклассника сфер жизнедеятельности. Все психологи едины в признании значения этих явлений в формировании личности в юношеском возрасте. Эти периоды весьма существенны для формирования основных структурных компонентов личности. Поэтому изучение проблем любви и дружбы становится весьма актуальным. Ее актуальность резко возрастает на данном этапе развития общества, когда идет резкая смена социальных отношений, характера личностных взаимодействий, моральных норм, ценностей и т.д. Сегодняшняя ситуация в обществе прямо зависима с изменением мотивации структуры интересов современных для старшеклассников, поэтому изучение особенностей любви идружбы нынешней молодежи весьма актуально.
Предметом нашего исследования являются любовь и дружба как психолого-педагогические категории.
Объектом – являются учащиеся 9-11 классов. Анализ работы по проблемам любви и дружбы показывает, что эти явления изучаются многими авторами, как зарубежными, так и советскими.
Все исследователи (Выготский Л.С., Божович Л.И., Кон И.С.) и др. психологи юности, так или иначе, сходятся в признании того огромного значения, которое имеют для старших школьников любовь и дружба со сверстниками. Отношения с товарищами находится в центре жизни подростка и старшеклассника, во многом определяя все остальные стороны их поведения и деятельности.
Л.И. Божович отмечает, что если в младшем школьном возрасте основой для объединения детей чаще всего является совместная деятельность, то у старших школьников, наоборот, привлекательность занятий и интересы, в основном, определяются возможностью широкого общения с широким кругом друзей. Для ребят этого возраста важно не просто быть вместе со сверстниками, но и главное, занимать среди них удовлетворяющее их положение.
Как показывают исследования И.С. Кона, именно неумение, невозможность добиться такого положения среди друзей чаще всего является причиной недисциплинированности и, даже, правонарушения подростков и юношей. Это сопровождается повышенной конфликтностью ребят по отношению к своим группам, членами которых они являются.
Значимость для юношей и девушек их родителей и сверстников принципиально неодинакова в разных сферах деятельности. Наибольшая автономия от родителей при ориентации на сверстников наблюдается в сфере досуга, развлечений, свободного общения, потребительских ориентациях. При всей их тяге к самостоятельности, юноши «остро» нуждаются в жизненном опыте и помощи старших. С возрастом значимость взрослых для юношей возрастает (Мудрик А.В.).
Таким образом, анализ работ по проблеме любви и дружбы показывает, что при некоторых различиях в подходах авторов к этой проблеме, в исследованиях есть много общего и главное – это признание роли любви и дружеских отношений в формировании личности.
Учитывая все вышесказанное, мы следующим образом определили цель дипломной работы – изучение особенностей любви и дружбы старших школьников.
Для достижения поставленной цели в работе предусматривалось решение целого ряда поэтапных задач:
– определение основных понятий дипломной работы на основе анализа педагогической и психологической литературы;
– изучение представления современных старших школьников о значимости любви и дружбы;
– определение системы личностных качеств «идеального друга», на которые ориентируется современный старшеклассник.
– сопоставление полученных в ходе исследования результатов с имеющимися данными и выявление роли социальных факторов в любви и дружбе современных юношей и девушек.
Гипотеза нашей дипломной работы заключается в следующем: быстрая смена социальных условий, отсутствие привычных критериев и ориентиров, изменение стиля жизни, предположительно приводит к изменению некоторых характеристик любви и дружбы современных юношей и девушек.
Экспериментальное исследование проводилось в течение 3 месяцев на нескольких группах испытуемых: учащихся 9-11 классов города Краснодара. Общая выборка составила 114 человек; возрастной диапазон от 15 до 17 лет.
Новизна данной работы заключается в том, что проведение данного исследования, позволит нам изучить на местной выборке особенности любви и дружбы современных старших школьников.
Практическая значимость работы заключается в том, что полученные результаты могут быть использованы в работе практического психолога, учителей и родителей при решении задач формирования личности. Эти данные также могут содействовать решению проблемы социально-психологической адаптации современной молодежи в новых социальных условиях.


Глава I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИЗУЧЕНИЯ ЛЮБВИ И ДРУЖБЫ СТАРШЕКЛАССНИКОВ
1.1 Дружба и любовь как психолого-педагогические категории

«Дружба – отношения между людьми, основанные на взаимном доверии, общности интересов и эмоциональной привязанности. В отличие от деловых, функциональных отношений дружба обычно понимается как отношение самоценное, бескорыстное, само по себе являющееся нравственной ценностью. В отличие от объективно данной общности, обусловленной родством или принадлежностью к одному и тому же коллективу, дружба индивидуально-избирательна, основана на взаимной симпатии».
В отличие от более или менее поверхностного и изменчивого приятельства дружба – отношение глубокое, интимное и устойчивое, предполагающее внутреннюю близость, доверие, любовь. Уже Аристотель определял друга как «дру¬гое Я» («alter ego»). Однако каноны дружбы и предъявляемые к ней требования не¬ одинаковы в разных человеческих общест¬вах и у разных индивидов; кроме того, реальные дружеские отношения далеко не всегда и не во всём соответствуют норма¬тивным канонам и представлениям.
Для педагогики особенно существенны поло¬возрастные и индивидуальные особенно¬сти детской и юношеской дружбы. Возрастная динамика детской дружбы обуслов¬лена, с одной стороны, развитием самосознания и коммуникативных умений ре¬бёнка, с другой – изменением круга и структуры его общения. Потребность в об¬щении и эмоциональном контакте, сос¬тавляющая психофизиологическую основу дружбы, по-является у младенца с первых дней его жизни. Уже 1–1,5-годовалые дети реаги¬руют на сверстников иначе, чем на взрос¬лых, и проявляют особый интерес к контактам с ними.
С возрастом в отношениях с другими детьми ребёнок обычно становится более самостоятельным и активным, чем в общении со взрослыми. У 3–6-лет¬них детей существует осознанная потреб¬ность в обществе сверстников, общение становится всё более избирательным, индивидуализированным и эмоционально окрашенным, а потребность в игровом сотрудничестве дополняется потребно¬стью в доброжелательного внимании к себе. Диф¬ференциация и рост устойчивости дружеских контактов идут параллельно развитию способности к сопереживанию и пониманию другого человека.
У дошкольников и школьников дружба является непосредственной, нерефлексированной эмоциональной привязанностью и измеряется объёмом совместной деятельности и количеством проведению вместе времени. В школьном возрасте поведенческие свойства дружбы начинают рассматриваться как подчинённые социально-нормативным ценностям. Формируется особый моральный кодекс дружбы, который поддерживает, прежде всего, нерушимость её правил, взаимную выручку, справедливость, верность, умение хранить тайну и т. д.
У старшеклассников ценности дружбы психологизи¬руются, на первый план выходят потреб¬ности понимания и самораскрытия, которые из-за подросткового эгоцентризма часто не различаются.
У старшеклассников стремление к интимной дружбе особенно велико. Это объясняется рядом причин:
– ростом самосознания и связанной с этим по¬требностью сравнивать свои переживания с чужими;
– обострённым осознанием своей индивидуальности;
– переориентацией с родителей и вообще взрослых на сверстников;
– растущей дифференциацией деятельности, общения и интересов, которые не замыкаются в рамках группового «мы».
«Поиск дружбы – самая насущная и страст¬ная потребность старшеклассников. Дружеские отношения (как правило, од¬нополые) теперь значительно избиратель¬нее, чем раньше. Дружба становится более интимной и психологически значимой. По своему эмоциональному накалу эта дружба напоминает влюблённость, а предъяв¬ляемые к ней требования часто отлича¬ется крайним максимализмом, становясь в силу этого практически неосуществи¬мыми».
Нередко эти отношения имеют гомоэротическую окрашенность, часто неосоз¬нанную. Юношеский культ дружбы сочетается с острым чувством одиночества, более сильным, чем в других возрастах. Значение друзей как советчиков и поверен¬ных в интимных секретах возрастает от средних классов к старшим, тогда как ана¬логичная роль родителей и учителей снижается, хотя это и зависит от конкретной сферы жизнедеятельности.
Наличие близких друзей и характер взаимоотноше¬ний с ними – важнейший фактор эмо¬ционального благополучия старшеклассников; отсутствие друзей нередко снижает самоуважение личности, что может иметь длительные психологические последствия.
Возрастные особенности дружбы являются в сущности половозрастными. Как правило, девочки во всех возрастах превосходят мальчиков в уровне способности к сопереживанию и самораскрытию и тяготеют к более интенсивному и исключительному общению. Однополые девичьи диады и триады более исключительны, более закрыты для посторонних, чем мальчишеские компании, в которых обычно присутствуют дух соперничества, иерархическая организация и т. д. Ценности дружбы у девочек раньше психологизируются, а мо¬тив «понимания» выражен сильнее, чем у мальчиков, подчёркивающих, скорее, «верность» и «взаимопомощь».
«Пик» од¬нополой дружбы у девочек также насту¬пает раньше, чем у мальчиков и прихо¬дится на подростковый возраст; в стар¬ших классах девушки уже мечтают о дружбе с мальчиком, в которой выражается, скорее, потребность в любви. У мужчин ориента¬ция на однополую дружбу и связанные с нею формы общения сохраняются значительно дольше, даже после вступления в брак.
Хотя смешанная, разнополая дружба в прин¬ципе возможна, она встречается значи¬тельно реже, чем однополая, большей частью в раннем детстве и среди взрос¬лых, но не у подростков и юношей, и на¬деляется другими психологическими свойствами. Это объясняется стихийной сегрегацией общения мальчиков и девочек, сущест¬вующей во всех человеческих обществах и затрудняющей их психологические контакты и взаимопонимание, особенно в период по¬лового созревания. В условиях равно¬правия женщин, совместного обучения и т. д. половая сегрегация заметно ослабляется, но не устраняется полностью. Поиск своего подобия («другого Я») в дружбе выра¬жен сильнее, чем ориентация на допол¬нение, а половая принадлежность – один из важнейших компонентов «Я».
Дружба оказывает сильное влияние на лич¬ность. Друзей не только выбирают по принципу подобия, но в ходе длительного тесного взаимодействия друзья нередко вырабатывают определённые общие качества, ценностные ориентации и т. д. Изучение круга и характера дружеского общения воспитанника – важнейший шаг к пониманию его внутреннего мира и особенно¬стей поведения.
Способность к психологической интимности, подразумеваемая дружбой, тесно связана с уров¬нем развития личности, её самосознания и социального самоопределения. Однако эта связь неоднозначна. Степени общи¬тельности, устойчивости и психологической ин¬тимности (глубины) межличностных отно¬шений у разных людей неодинаковы и по-разному сочетаются друг с другом. Мно¬гие коммуникативные особенности – общительность, импульсивность, застенчи¬вость и др.– весьма устойчивы. А от них во многом зависят и популярность ре¬бёнка, юноши или девушки среди сверст¬ников, место в коллективе и характер дру¬жеских отношений, в частности ориента¬ция на парную дружбу или на принадлежность к дружеской компании из нескольких человек.
«Психолого-педагогическое значение дружбы определя¬ется тем, что она является важнейшей сферой развития личности, её самосо¬знания и коммуникативных качеств. В отношениях со своими друзьями ре¬бёнок учится любить и понимать, за¬ботиться и принимать на себя от-ветственность за других. Дефицит дру¬жеских контактов уже в возрасте 10 лет так же отрицательно сказывается на коммуникативных качествах личности, как и отсутствие эмоционального роди¬тельского тепла в раннем детстве. Непосредственно руководить развитием дружбы невозможно».
Дружеские отношения для этого слишком индивидуальны. Пря¬мые родительские запреты и предписа¬ния в этой сфере малоэффективны и порой дают результат, обратный желаемому. Воспитатели могут и должны вниматель¬но следить за тем, как складываются взаимоотношения ребёнка со сверстника¬ми, какие неосознаваемые потребности он пытается в этих отношениях удовлетво¬рить, насколько адекватны его коммуни¬кативные умения, уровень притязаний и т. д. Эти отношения и качества поддают¬ся психолого-педагогической коррекции путём вклю¬чения ребёнка в тот или иной вид дея¬тельности, активизации самосознания, привлечения внимания ребёнка к опре¬делённым аспектам собственного поведения и т. п. Важно формировать у воспитанни¬ков умение правильно оценивать нравственный смысл дружбы с точки зрения её обществ, на¬правленности и общественно значимых ценностей, которые она утверждает.
Любовь – высшее чувство, проявляюще¬еся в глубокой эмоциональной привязан¬ности личности к другому лицу или персонализированному объекту. Любовь – чувство, труд¬но поддающееся формальному определе¬нию. Как отношение между людьми любовь характеризуется высшей эмоционально-духовной напряжённостью и основана на открытии максимальной ценности конкретного человека. Она не скована даже нравственными оценками и этим отличается от дружбы.
Любовь как интимное и глубокое чувство может быть устремлена на другую личность, челове¬ческую общность или идею (любовь к детям, родителям, Родине, жизни, истине и т. п.). Однако сущность любви наиболее полно проявляется в отношениях между людь¬ми; самая яркая её форма – индивиду¬альная половая любовь. Абсолютное приятие конкрет-ного человека ведёт к тому, что практи¬куемые правила поведения и оценки ут¬рачивают здесь свою непререкаемость, становятся относительными, подчинённы¬ми конкретной человеческой связи. Любовь – одна из форм преодоления отчуждения человека от человека, и поэтому может быть признана вершиной нравственного отноше¬ния к человеку. Но это такая вершина, с которой хорошо видна ограниченность вся¬кой абстрактной морали.
«Любовь самозаконодательна, свободна. Отсюда проистека¬ет её трагичность, порождённая конфлик¬том «абсолютности» господствующих нравственных требований и их относительности в рамках любви. Трагическое начало несёт в себе не только несчастная, неразделённая любовь, но и счастливая, взаимная любовь, с ещё большей силой выталкивающая любящих за рамки обыденного и общепринятого. Особая роль любви в нравственном очищении, при¬общении к подлинным ценностям, вопло¬щённым в идеях, боге или человеке, приз¬навалась различными культурными традициями. На неё указывали Платон (приобщение к миру подлинных сущностей – идей – через прохождение стадий любви), Августин («познаём настолько, насколько любим»), немецкие романтики. Источник ценностной познавательной способности любви раскрывает Л. Фейербах: «…она возвышает предмет до сущности, и, таким образом, предмет лишь как сущность становится объектом любви». Гегель подчёркивает преобразующую роль любви: «она снимает всю односто¬ронность, все исключения, все границы добродетелей...».
Познание любви в истории культуры осуществлялось не только как проникновение в её сущность и обоснование открываемой в ней ценности реального человека, но и как возведение в ранг абсолютной ценности самой любви. В христианстве любовь рассматривается как новый божественный завет, принцип, превосходящий все остальные способности человека. Не только в религии, но и в ряде социальных утопий (Фейербах, Ш. Фурье и др.) понятие любовь используется для обоснования возможности воплощения должного путём эмоционально-ценностной перестройки.
Важная линия осмысления любви в ХIХ века – противопоставление её прагматизму, подчёркивание её способности вырвать человека из системы узких социально-политических и личных интересов, из функционально-ролевых отношений. Любовь свободное проявление человеческой сущности, она не может быть предписана или принудительна, не подчиняется никакому нормированию. Но в моральном принципе любовь, вменяемом человеку как его высший долг, находит представление о человеке как свободной личности, принимающей на себя всю полноту ответственности. В конечном итоге в любви проявляется стремление человека к целостности и обретению мира во всём его богатстве.
В отличие от философии и искусства, рассматривающих любовь синкретически, в целом психология и педагогика подходят к ней аналитически. Слово любовь обозначает при этом два разных хотя и взаимосвязанных явления: как безотчётное влечение, привязанность к другому и «симпатию». Переживаемое субъектом аффективное состояние, чувство, влечение, основанное на нём межличностное отношение, союз, где автономные «я» сливаются в столь же индивидуальное, нерасчленимое «мы».
Натуралистические теории любви, включая психоанализ, выводили её непосредственно из полового влечения (либидо). Но это понятие, как и «половой инстинкт», слишком неопределённо и не объясняет ни природы индивидуальных эротических предпочтений, ни вариаций в силе, длительности и эмоциональной тональности любви. Человеческая любовь – не столько биологический, сколько социокультурный феномен, результат исторического развития человека и индивидуализации его чувств и отношений. Уже у животных выбор сексуального партнёра предполагает определённые индивидуальные предпочтения. У человека это дополняется системой социальных запретов и предписаний, которые ставят чувство любви и отношения между полами в зависимость от ряда этических и эстетических критериев, делая любовь социальной и культурной ценностью.
Каждое конкретное определение любви подразумевает какой-то культурный канон, систему ценностно-нормативных предписаний, производных от образа жизни народа и ведущих ценностных ориентации его культуры. Любое философское или житейское определение любви предполагает противопоставление её каким-то другим чувствам и отношениям, причём эта оппозиция является культурно-специфической.
Оппозиция «любовь – вожделение» описывает взаимосвязь духовного и чувственно-телесного начал, которая в одних обществах мыслится как отношение целого и части, в других – простого зоологического полового влечения. Как гармоническое отношение равноправных начал, в третьих – как отношение высшего и низшего, в четвёртых – как борьба противоположностей.
Оппозиция «любовь – увлечение» противопоставляет глубокое и длительное чувство поверхностному и краткосрочному.
Оппозиция «любовь – симпатия» базируется на различии страстной, неподконтрольной разуму эмоциональной привязанности и спокойного, ровного расположения, основанного на признании достоинств другого, и т. д.
Обсуждать свойства и закономерности зарождения, сохранения и развития любви вне этих подразумеваемых оппозиций бессмысленно. Название не только обозначает явление, но оценивает и тем самым формирует его. Например, слова «увлечение» и «влюблённость» обозначают первую, начальную стадию любви. Фактически же отличить любовь от увлечения возможно лишь в результате проверки временем. Формула «это любовь!» выражает ориентацию на дальнейшее развитие и углубление отношений, тогда как формула «это просто увлечение» предполагает, что оно останется временным, преходящим. Отсюда – неустранимая психологическая сложность, проблематичность любовных отношений, которых нравственное требование ответственности и точности в определениях («люблю» или только «нравится») то и дело наталкивается на текучесть и изменчивость, эмоциональных состояний, не поддающихся строгому определению
Для педагогики наиболее практическое значение имеют возрастные параметры любви. Хотя сексуальная жизнь человека и его любов¬ные переживания (возраст первых увлечений, их сила и эротическая окрашенность, степень влюбчивости и т. д.) имеют свои психофизиологические основы, они в гораздо большей степени зависят от коммуникативных свойств, формирующихся в процессе индивидуального развития. Как писал А. С. Макаренко: «человеческая любовь не может быть выращена просто из недр. Силы «любовной» любви могут быть найдены только в опыте неполовой человеческой симпатии. Молодой человек никог¬да не будет любить свою невесту и жену, если он не любил своих родителей, това¬рищей, друзей. И чем шире область этой неполовой любви, тем благороднее будет и любовь половая».
Однако эту зависимость нельзя понимать буквально. Зрелая половая любовь предпола¬гает гармоническое слияние чувственно-эротического влечения к определённому лицу и психологической близости, интимности, включаю¬щей максимальное самораскрытие и понимание другого. У разных людей эти качества вы¬ражены неодинаково или могут прояв¬ляться в отношениях с разными партнё¬рами. Сама потребность в любви у разных людей неоднозначна как по силе, так и по содержанию. Одни ищут в любимом своё подобие, другие – дополнение.
Взаимные ожидания и роли партнёров существенно меняются с возрастом и на разных стадиях взаимоотношений (влюб¬лённость, разные фазы ухаживания, эта¬пы супружеской жизни). Характер лю¬бовных переживаний взрослого человека тесно связан с глубинными чертами его личности и не может быть изменён произ¬вольно, по желанию.
Первые влюблённости, наблюдаю¬щиеся уже у дошкольников, обычно лишены эротической окраски и не знают по¬ловозрастных ограничений. Важной шко¬лой психологической интимности и заботы о другом человеке является, наряду с отношениями с родителями, подростковая друж¬ба, в которой вырабатываются важнейшие коммуникативные навыки. По мере полового созревания и под влиянием окру¬жающей среды практически все межлич¬ностные отношения и привязанности старшеклассников эротизируются, причём резко активизируется интерес к представителям противоположного пола, приобретающие всё более явную эротическую окрашенность. Однако сексуальные потребности и пот¬ребность в психологической интимности у старшеклассников вначале разобщены и даже направле¬ны на разные объекты. Юношеская мечта о любви выражает, прежде всего, потреб¬ность в душевной близости, понимании, эмоциональном тепле; сексуальные моти¬вы в ней почти не выражены или не осоз¬наны. Напротив, эротические образы подрост¬ка зачастую нарочито снижены, прими¬тивно-физиологичны.
У подростков и юношей иногда возни¬кает любовь или сексуальное влечение к лицам собственного пола. У родителей и учителей это обычно вызывает панику и гнев, что край¬не осложняет и без того мучительные переживания таких школьников. Однако к этому явлению нужно относиться спокой¬но и с пониманием. У большинства подро¬стков гомоэротические увлечения с возрастом прохо...
**************************************************************


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.