На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


Диплом ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИГРОВОЙ ТЕХНОЛОГИИ В ФОРМИРОВАНИИ ГРАММАТИЧЕСКОГО СТРОЯ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Информация:

Тип работы: Диплом. Добавлен: 19.10.11. Страниц: 77. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ИГРОВОЙ ТЕХНОЛОГИИ В ФОРМИРОВАНИИ ГРАММАТИЧЕСКОГО СТРОЯ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 8
1.1. Формирование грамматического строя речи детей в отечественных педагогических и лингвистических исследования 8
1.2. Технология и методология развития речи грамматической стороны 11
1.3. Роль игры в формировании грамматического строя речи у дошкольников 15
Выводы. 24
ГЛАВА II. ОСОБЕННОСТИ ГРАММАТИЧЕСКОГО СТРОЯ РЕЧИ У ДОШКОЛЬНИКОВ 26
2.1. Методика констатирующего эксперимента 26
2.2. Особенности грамматического строя речи дошкольников 28
2.3. Состояние работы по формированию грамматического строя речи дошкольников в семье и ДОУ 33
ГЛАВА 3. ИГРОВАЯ ТЕХНОЛОГИЯ ПО ФОРМИРОВАНИЮ СТРОЯ РЕЧИ И ЕЕ ЭФФЕКТИВНОСТЬ 38
3.1. Игровая технология формирования грамматического строя речи у дошкольников 38
3.2. Эффективность игровой технологии по формированию грамматического строя речи дошкольников 61
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 66
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 70
Приложение 1 75



ВВЕДЕНИЕ

Обучение дошкольников родному языку правомерно рассматривается как одна из центральных педагогических задач. Язык — средство общения и познания — является важнейшим условием ознакомления детей с культурными ценностями общества. Речь сопровождает практически каждую деятельность ребенка, совершенствует ее и обогащается сама.
Исследования отечественных и зарубежных психологов, лингвистов и психолингвистов доказали, что овладение грамматическим строем языка характеризуется формированием языковой системы, основанной на генерализации, анализе и обобщении явлений языка и речи.
Исследователи Ф.И. Буслаев, К.Д. Ушинский, П.П. Блонский, Л.И. Бо-жович. С.Ф. Жуйков, Н.И. Жинкин, Н.С. Рождественский, М.П. Феофанов, А.А. Люблинская, Д.Н. Богоявлений, А. Менчинская, Д.Б. Эльконин подчер-кивают значение работы над грамматикой родного языка, изучая формирование мыслительных операций в развитии речевых навыков.
Психологи А.Р. Лурия, Д.Б. Эльконин, Н.И. Жинкин, А.В. Запорожец, А.В. Захарова, С.Н. Карпова, Ф.А. Сохин, М.И. Попова изучали овладение грамматическим строем в разных аспектах.
Обращение к личностно-ориентированной педагогике, отход от жестко регламентированных форм воспитания и обучения детей характеризуют общие тенденции перестройки дошкольного образования. Гуманизация современного образования связана, прежде всего, с изменением отношения к воспитанию, в центре которого находится ребенок. Личностно-ориентированный подход предполагает осуществление образования дошкольников в наиболее значимых для них формах. Одной из таких форм является дидактическая игра. В играх материал усваивается прочнее, причем в эмоционально-привлекательной форме.
В современной педагогической теории игра рассматривается как ведущий вид деятельности ребенка – дошкольника. Ведущее положение игры определяется не количеством времени, которое ребенок ей посвящает, а тем, что она удовлетворяет его основные потребности; в недрах игры зарождаются и развиваются другие виды деятельности, игра в наибольшей степени способствует психическому развитию.
Игра – ведущая деятельность дошкольников. К.Д. Ушинский подчеркивает значение игры как самостоятельной деятельности детей, открывающей им дорогу к преобразованию окружающего, к активному действию. Он пишет: "В действительной жизни дитя не более. Как дитя, существо, не имеющее еще никакой самостоятельности, слепо и беззаботно увлекаемое течением жизни; в игре же дитя, уже зреющий человек, пробует свои силы и самостоятельно распоряжается своими же созданиями”.
Необходимость использования игры в обучении детей дошкольного возраста – истина неоспоримая. То, что дети легко обучаются "играючи”, заметили и доказали великий педагог К.Д. Ушинский, Е.И. Тихеева, Е.Н. Водовозова. Исследование З.М. Богуславской, специально посвященное изучению особенностей учебной деятельности дошкольников, показало, что интерес, активное отношение к учебному материалу легче всего проявляется у детей в том случае, если этот познавательный материал включен в игровую, деятельность. В этом случае возникают мотивы "конкретных” действий. Причем игровые мотивы, как отмечает З.М. Богуславская, оказались более действенными, чем мотивы любой другой деятельности.
В методической литературе существует достаточное количество игр грамматического содержания. Однако они не систематизированы, к тому же размещены в разных источниках, поэтому их использование затрудняет практиков.
Возникает противоречие между большими педагогическими возможностями использования игр в формировании грамматического строя у дошкольников и недостаточным их использованием в практике. Это обусловило проблему исследования: какой должна быть игровая технология, чтобы оказать эффективное влияние на формирование грамматических навыков старших до-школьников?
Цель исследования: разработать и апробировать игровую технологию формирования грамматического строя речи у дошкольников.
Объект исследования: педагогический процесс речевого развития старшего дошкольника.
Предмет исследования: формирования грамматического строя речи у детей старшего дошкольного возраста средствами дидактических игр.
Гипотеза исследования: грамматический строй речи у детей старшего дошкольного возраста будет успешно формироваться при использовании дидактических игр, если:
- игры для технологии будут подобраны в соответствии с системой грамматического строя языка;
- игры будут соответствовать интересам старших дошкольников;
- руководство играми грамматического содержания будет отвечать закономерностям усвоения детьми грамматического строя языка.
Задачи исследования:
1. Изучить проблему формирования грамматического строя речи детей в отечественных педагогических и лингвистических исследованиях.
2. Провести исследование по выявлению уровня усвоения дошкольниками старшего дошкольного возраста грамматического строя речи.
3. Изучить опыт работы по формированию грамматического строя речи дошкольников в семье и ДОУ.
4. Подобрать дидактические игры для формирования грамматической стороны речи старших дошкольников.
Практическая значимость исследования заключается в том, что игровая технология может быть использована в педагогическом процессе формирования грамматического строя речи старшего дошкольника в практике ДОУ.
Методы исследования: в работе использованы различные методы исследования: теоретический анализ психолого-педагогической литературы; эмпирические: наблюдения за речью детей, проверочные задания, диагностические, педагогический эксперимент (констатирующий, формирующий, контрольный).
Методологические основы исследования: концепции о закономерностях речевого развития дошкольников (Л.С. Выготский, С.Л. Рубинштейн, Д.Б. Эльконин, А.А. Леонтьев, Ф.А. Сохин, А.М. Шахнарович); методические положения о формировании грамматического строя речи у старших дошкольников (А.Г. Арушанова, М.С. Лаврик, Ф.А. Сохин, А.Г. Тамбовцева, В.И. Ядэшко и др.), идеи о роли игровых приемов в обучении дошкольников (А.К. Бондаренко, Н.Я. Михайленко, Д.Б. Эльконин и др.).
Этапы исследования:
На первом этапе исследование (май – август 2008 г.) изучалась психолого-педагогическая и лингвистическая литература по проблеме исследования, изучалось состояние проблемы. Уточнялись цель, задачи, основные понятия исследования, рабочая гипотеза.
На втором этапе (сентябрь 2008 г.) проводился констатирующий эксперимент.
На третьем этапе (октябрь 2008 г. – февраль 2009 г.) осуществлялся формирующий этап опытно-экспериментальной работы, в ходе которого была реализована игровая технология по формированию грамматического строя речи дошкольников.
На четвертом этапе исследование (март – апрель 2009 г.) проводился контрольный этап экспериментальной работы, в ходе которого была проведена оценка эффективности экспериментального исследования, подведены итоги работы, составлены соответствующие выводы и рекомендации.
База исследования: исследование проходило в МДОУ № 60 «Золушка» г.Нижневартовска, было охвачено 20 воспитанников старшей группы «А» (экспериментальная группа) и 20 старшей группы «Б» (контрольная группа).
Структура работы: работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка литературы и приложений.


ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ИГРОВОЙ ТЕХНОЛОГИИ В ФОРМИРОВАНИИ ГРАММАТИЧЕСКОГО СТРОЯ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА


1.1. Формирование грамматического строя речи детей в отечественных педагогических и лингвистических исследования

В настоящее время нет необходимости доказывать, что развитие речи самым тесным образом связано с развитием сознания, познанием окружающего мира, развитием личности в целом. Центральным звеном, с помощью которого педагог может решать самые разные познавательные и творческие задачи, являются образные средства, точнее, модельные представления. Доказательство этому - многолетние исследования, проведенные под руководством Л.А.Венгера, А.В.Запорожца, Д.Б.Эльконина, Н.Н.Поддъякова. Эффективным способом решения проблемы развития интеллекта и речи ребенка является прием моделирования. Благодаря моделированию дети учатся обобщенно представлять существенные признаки предметов, связи и отношения в реальной действительности. Личность, обладающая представлениями о связях и отношениях в реальной действительности, владеющая средствами определения и воспроизводства этих связей и отношений, необходима сегодня обществу, в сознании которого происходят существенные изменения. Общество пытается осмыслить и переосмыслить действительность, для чего нужны определенные умения и определенные средства, в том числе умения смоделировать действительность.
Обучение моделированию целесообразно начинать в дошкольном возрасте, так как, по данным Л.С.Выготского, Ф.А.Сохина, О.С.Ушаковой, дошкольный возраст - это период наиболее интенсивного становления и развития личности. Развиваясь, ребенок активно усваивает основы родного языка и речи, возрастает его речевая активность. Дети употребляют слова в самых разнообразных значениях, выражают свои мысли не только простыми, но и сложными предложениями: учатся сравнивать, обобщать и начинают понимать значение абстрактного, отвлеченного смысла слова. [6,с.134]
Усвоение отвлеченного значения языковых единиц, обусловленное овладением логическими операциями обобщения, сравнения, сопоставления, абстрагирования, позволяет использовать моделирование не только для решения задач развития логического мышления дошкольника, но и для решения задач развития речи, прежде всего связной речи. Степень разработанности проблемы и теоретическая база исследования. Особенности овладения детьми языком и речью в самых различных аспектах: связь языка и мышления, связь языка и объективной действительности, семантика языковых единиц и характер их обусловленности - являлись предметом изучения многих исследователей (Н.И.Жинкин, А.Н.Гвоздев, Л.В.Щерба). При этом в качестве основного результата в процессе овладения речью исследователи называют овладение текстом. Особенности развития связной речи изучались Л.С.Выготским, С.Л.Рубинштейном, А.М.Леушиной, Ф.А.Сохиным и другими специалистами в области психологии и методики развития речи.
По определению С.Л.Рубинштейна, связной называют такую речь, которая может быть понята на основе ее собственного предметного содержания.[22,с.67] В овладении речью, считает Л.С.Выготский, ребенок идет от части к целому: от слова к соединению двух или трех слов, далее - к простой фразе, еще позже - к сложным предложениям. [6,с.189]Конечным этапом является связная речь, состоящая из ряда развернутых предложений. Грамматические связи в предложении и связи предложений в тексте есть отражение связей и отношений, существующих в действительности. Создавая текст, ребенок грамматическими средствами моделирует эту действительность.
Закономерности развития связной речи детей с момента ее возникновения раскрываются в исследованиях А.М.Леушиной. Она показала, что развитие связной речи идет от овладения ситуативной речью к овладению контекстной, затем процесс совершенствования этих форм протекает параллельно, формирование связной речи, изменение ее функций зависит от содержания, условий, форм общения ребенка с окружающими, определяется уровнем его интеллектуального развития. Формирование связной речи у детей дошкольного возраста и факторы ее развития изучались также Е.А.Флериной, Е.И.Радиной, Э.П.Коротковой, В.И.Логиновой, Н.М.Крыловой, В.В.Гербовой, Г.М.Ляминой.
Уточняют и дополняют методику обучения монологической речи исследования Н.Г.Смольниковой о развитии структуры связного высказывания у старших дошкольников[28], исследования Э.П.Коротковой об особенностях овладения дошкольниками различными функциональными типами текстов[17]. Разносторонне изучаются также методы и приемы обучения дошкольников связной речи: Е.А.Смирнова и О.С.Ушакова раскрывают возможность использования серии сюжетных картин в развитии связной речи, о возможности использования картины в процессе обучения дошкольников рассказыванию достаточно много пишет В.В.Гербова, Л.В.Ворошнина раскрывает потенциал связной речи в плане развития детского творчества.
Но предлагаемые методы и приемы развития связной речи более ориентированы на представления фактического материала для детских рассказов, интеллектуальные процессы, значимые для построения текста, в них менее отражены. На подходы к изучению связной речи дошкольника оказали влияние исследования, выполненные под руководством Ф.А.Сохина и О.С.Ушаковой (Г.А.Кудрина, Л.В.Ворошнина, А.А.Зрожевская, Н.Г.Смольникова, Е.А.Смирнова, Л.Г.Шадрина). В центре внимания этих исследований находится поиск критериев оценки связности речи, и в качестве основного показателя ими выделено умение структурно выстраивать текст и использовать различные способы связей между фразами и частями разных типов связных высказываний, видеть структуру текста, его основные композиционные части, их взаимосвязь и взаимообусловленность.
Таким образом, анализ психолого-педагогической литературы позволил нам обнаружить противоречие между особенностями речевого развития ребенка старшего дошкольного возраста и теоретическим обоснованием использования моделирования при обучении старших дошкольников связной речи, между потребностями практики в использовании моделирования в работе по развитию связной речи и отсутствием педагогических технологий, ориентированных на моделирование в работе по формированию у дошкольников умений в области текста.


1.2. Технология и методология развития речи грамматической стороны

В современной педагогической практике наблюдается весьма противоречивая картина состояния обучения детей этого возраста связной речи. С одной стороны, во многих дошкольных образовательных учреждениях занижаются возможности детей от 4-х до 5-ти лет в овладении родным языком, обучение связной речи ограничивается только рамками диалога или пересказом хорошо знакомых сказок и рассказов, описанием отдельных предметов, с другой - неоправданно переносятся содержание, формы и методы обучения связной речи старших дошкольников в средние группы. Такой подход отражен и в ряде многочисленных вариативных программ.
Таким образом, наблюдается противоречие между потребностями массовой практики в методике формирования связности речи детей среднего дошкольного возраста и ее недостаточной разработанностью.
Своевременное овладение связной речью является одним из условий формирования полноценной личности, подготовки к обучению в школе. Под речью мы понимаем процесс передачи информации. Речь является не только средством общения, но и орудием мышления. Для оформления речи необходимы 5 компонентов: мотив, мысль, которая совершенствуется в слове, внутренняя речь, направленная на самого себя, семантизация, то есть структурирование смысла в грамматически оформленных значениях слов. И, наконец, возникает внешняя речь.
Существует два вида речевого высказывания: устная и письменная речь. Устная речь подразделяется на аффиктивную речь (К ней относятся восклицания, речевые штампы. В этой форме нет мотива и этапа мысли.), устную диалогическую и устную монологическую речь. Устная монологическая речь имеет мотив, мысль, возникающую у говорящего. Монолог как длительная форма воздействия на слушателя впервые был выделен Л.П.Якубинским. С.Л.Рубинштейн предпочитает термину «монологическая речь» термин «связная речь». Смысловые отношения в речевом оформлении автор называет речевым контекстом, а речь – контекстной или связной. Он делает важный вывод о необходимости специального обучения основным видам связной монологической речи уже в дошкольном возрасте.[19,с.145]
Методика В.К.Воробьевой помогает определить состояние связной монологической речи у дошкольников на начальном этапе поступления в детский сад. Материал для исследования связной речи рассчитан на возраст исходя из программных требований и специальных методик. Т.Б.Филичева в своей программе на этапе формирования связной монологической речи дошкольников выделяет лексико-грамматическую работу, обучение самостоятельному описанию предметов, обучение рассказыванию, заучивание стихотворений, обучение пересказыванию текстов. Главным проявлением речи выступает попытка ребенка выразить мысль.
В каждой возрастной группе дошкольников определена ведущая задача по развитию речи. В 1 младшей группе это развитие разговорной речи и умение понимать обращенную речь. Во 2 младшей группе это дальнейшее развитие речи. Ребенок учится дожидаться очереди высказывания. В средней группе это развитие речевой инициативы и самостоятельности ребенка в процессе общения и в монологической речи. В старшем дошкольном возрасте это выявление индивидуальных способностей детей в речевой деятельности, развитие творчества в монологе и диалоге. Таким образом, работа над развитием связной речи ребенка ведется поэтапно в каждой возрастной группе.
У многих детей дошкольного возраста нарушено эмоционально-чувственное постижение мира. Чем больше красоты и добра взрослые привнесут в жизнь детей, тем активнее они будут в своих творческих и познавательных порывах. Нам, педагогам, необходимо вызвать у детей потребность в высказывании, поддержать идею высказывания ребенка, обогатить внутреннюю речь, помочь грамматически правильно оформить значение слов и преподнести внешнюю речь в более выгодном свете.
Для создания комфортной обстановки, в своей работе с детьми, необходимо использовать метод воздействия посредством художественного творчества. Арт-терапевтическая работа вызывает у детей и взрослых положительные эмоции, мобилизует творческий потенциал. Особенно успешна эта работа с детьми, имеющими нарушения речи. Терапевтические куклы, которые применяются на занятиях, формируют у ребенка чувство ответственности за «чужую жизнь», помогают снимать психическое напряжение. Дети с удовольствием рассказывают сверстникам о проблемах, разыгрывают сказочные сюжеты от имени героев.
Для развития познавательных процессов и мыслительных операций применяется сказкотерапию. Успешно используются картины с проблемным сюжетом Т.А.Ткаченко.[15,с.156] Ребенок мыслит, высказывает свое мнение. Это способствует развитию монологической речи. Дети составляют рассказы по наблюдаемым действиям, по сюжетным картинам, по прослушанному тексту и картине, по одной сюжетной картине, по памяти, по символам, схемам, по натуральным предметам, по предметным картинам, по заданным словам.
Таблицы-коллажи удобны тем, что их можно использовать в работе с детьми различных уровней развития памяти, мышления. Применение коллажей способствует стремлению детей называть признаки объектов, рассказать о них, запомнить тексты, стихотворения, закрепить грамматические формы родного языка. Заучивание стихотворений является отличным методом тренировки памяти, поэтому необходимо использовать методы, облегчающие этот процесс. Одним из таких методов является наглядное моделирование. Вначале мы знакомимся со стихотворением целиком, затем построчно, по смысловым частям. Предлагается подумать и изобразить эти части в рисунках. Наброски могут соответствовать слову, словообразованию, предложению. В свободное время ребенок может проверить себя. При использовании пиктограмм, схем, таблиц, коллажей у детей повышается интерес, внимание, речевая активность. Таким образом, они привыкают к самоконтролю, а это необходимо для подготовки к обучению в школе.
Монологическая речь требует обдумывания, сбора материала. Для обучения детей практическому усвоению различных способов словообразования применяются мнемодорожки.[4] Дети составляют загадки по ним. Мнемотехника развивает у детей выдумку, фантазию, умение представить себя на месте других. Ребенок самостоятельно рассказывает, например, какой игрушкой или частью ему бы хотелось быть. Примерные ответы: Мне бы хотелось быть светловолосой, голубоглазой, розовощекой, чернобровой, длинноногой… Дети отгадывают. Считаю эффективным в работе над развитием монологической речи рекламные сообщения. По мнемотаблицам ребенок рекламирует свой товар, указывает о скидках, бесплатной доставке… Эта работа активизирует словарь детей по лексическим темам. Оригинальная система упражнений является наглядной опорой для обучения творческому рассказыванию детей 5-7 лет. Связная монологическая речь совершенствуется у детей на логоритмических занятиях.
Известно, что для письменной монологической речи необходимы сложнейшие мелкие движения пальцев. Давно применяются в работе с дошкольниками приемы Монтессори-педагогики. Это пальчиковый театр, штриховки, обведение плоских фигур, определение на ощупь шершавых букв. Доступна и полезна работа с бусами. Предлагаю различные варианты работы с бусами. Эти игры называются «Раз словечко, два словечко…», «Волшебная цепочка», «Звуки в кругу», «Волшебный круг». При составлении рассказов, пересказов дети применяют бусы для перебирания пальчиками. Это успокаивает их, повышает инициативу в высказываниях. Дети любят играть с камешками из цикла «Вспомни игры своего детства». [12,19]
Такой подход к развитию связной монологической речи у детей дошкольного возраста дает положительный результат и свидетельствует об эффективности применяемых нами методик, методов и приемов. В результате у каждого ребенка появляется стремление к выстраиванию речевых высказываний, повышается качество связной речи, которое определяет готовность ребенка к школьному обучению.


1.3. Роль игры в формировании грамматического строя речи у дошкольников

Для ребенка среда выступает не только как условие, но и как источник его развития. Ребенок с первых дней своего существования находится во взаимодействии и под влиянием окружающей его социальной среды, которая определяет его развитие и которая, как говорил Л. С. Выготский, «как бы ведет за собой его развитие»[4,с.56]. Однако наследственный компонент, как бы он мал ни был, участвует и в формировании высших психических функций.
Процесс развития ребенка имеет ту характерную особенность, что на каждом последующем возрастном этапе происходят не только количественные изменения, но возникают новые свойства и качества личности. Возникновение нового и является главным и основным признаком развития ребенка.
В процессе развития формируются не только сами психические процессы, но и сложная взаимосвязь и взаимоотношения между ними, что обеспечивает развитие структуры сознания в целом, а уровень сознания в свою очередь определяет дальнейшее развитие каждого психического процесса и отдельных форм сознательной деятельности.
Для развития психики человека характерно неодновременное и неравномерное формирование различных психических функций.
Каждая психическая функция в процессе своего формирования имеет, как указывал Л. С. Выготский, свой оптимальный этап развития, который падает на период главенствующего положения этой функции в сознании. У новорожденного ребенка в недифференцированном сознании вначале выделяется функция восприятия. И хотя она еще слита с элементарными аффективными реакциями, ее выделение обеспечивает ей доминирующее положение для развития в младенческом возрасте. Функция восприятия развивается и на дальнейших возрастных этапах жизни ребенка, но наиболее интенсивно- в период ее доминирующего положения в сознании.[4]
Психическое развитие, как уже говорилось выше, включает ряд возрастных этапов, каждый из которых характеризуется своими особенностями. Знание особенностей возрастных этапов развития является чрезвычайно важным, так как в едином процессе формирования психических качеств личности каждый возрастной этап развития теснейшим образом связан с предыдущим.
Каждый предшествующий этап развития как бы подготавливает базу, является одним из звеньев всего хода психического развития ребенка. Нарушение развития на каком-либо одном возрастном этапе с неизбежностью будет влиять на последующие этапы развития.
Необходимо учитывать, что процесс психического развития ребенка в целом и процесс взаимосвязанного формирования отдельных сторон психической деятельности на каждом возрастном этапе находятся в чрезвычайно сложном отношении со средовыми факторами, имеющими разное влияние и разную степень значимости для их развития. Один и тот же средовый фактор на различных возрастных этапах оказывает разное влияние на ход развития ребенка, на развитие различных сторон его познавая тельной деятельности.
При анализе особенностей развития ребенка в определенном возрасте важно знать, как протекало развитие на предыдущих этапах.
- На основании педагогического опыта и имеющихся психолого-физиологических исследований принято выделять следующие возрастные этапы психического развития детей[23]: младенческий -от рождения до 1 года; преддошкольный-от 1 до 3 лет; дошкольный-от 3 до 7 лет; младший школьный-от 7 до II лет;подростковый-от II до 15 лет и юношеский -от 15 до 17-18 лет.
Сложный путь развития ребенка в дошкольном периоде находится в теснейшей зависимости от его активной и разнообразной деятельности. Возросшая активность, стремление к самостоятельности, наличие интересов с ярко выражен...
**************************************************************


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.