На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


Диплом История Веймарской республики в Германии (1919-1933 гг.)

Информация:

Тип работы: Диплом. Добавлен: 19.10.11. Страниц: 72. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


Содержание

Введение………………………………………………………………………2
Глава 1. Образование Веймарской республики…………………………7
Глава 2. Конституция Веймарской республики………………………..17
Глава 3. Отношения между рейхом и землями в 1919-1924 гг. и рейнский сепаратизм……………………………………………………....37
Глава 4. Политический режим Веймарской республики……………..45
Глава 5. Установление нацистской диктатуры и крах
Веймарской республики…………………………………………………..51
Заключение……………………………………………………………........65
Список использованных источников и литературы……………….....69


Введение

Актуальность темы исследования. История германского госу-дарства (Веймарской республики) в период между первой и второй мировыми войнами до сих пор привлекает к себе внимание специали-стов. На пороге нового тысячелетия по-прежнему остается актуальной проблема сосуществования этнических групп, территориальных и национальных образований в рамках единого государства. Одним из наиболее распространенных путей ее решения является модель федеративного государства, что ярко демонстрирует ход истории развития немецкого общества [39].
Также необходимо отметить также, что общеисторический характер исследования интересен для понимания обстоятельств функционирования веймарского парламентарного строя в условиях острого социально-политического кризиса. Веймарская конституция, провозгласив широкие политические права граждан, расширив компетенцию представительного органа ? рейхстага, оказалась неспособной обеспечить стабильность государственного развития и, используя правовые механизмы, защитить парламентарный строй германской республики от нацистов. Как продукт «революционного» общественного мнения, Веймарская конституция - так называемая «конституция без решения» ? не несла в себе потенциала на продолжительное существование. Трагедия Веймарской республики, уничтоженной гитлеровцами в 1933 г., указывает на необходимость пристального изучения опыта функционирования законодательного органа в условиях переходного времени, его роли в создании прочного законодательного фундамента страны.


Степень разработанности темы.
Несмотря на то, что объектом серьезного научного исследования Веймарская республика стала относительно поздно, точнее, после второй мировой войны, история первого опыта республиканского государства в Германии на сегодняшний день ? это один из самых исследованных разделов немецкой истории. К числу наиболее ценных трудов, использованных автором дипломного проекта, относятся работы обобщающего характера историков консервативного, неолиберального, социал-реформистского и марксистского направлений в историографии Германии. Поскольку вопрос о государственно-правовом характере Веймарской республики является в большей степени объектом исследования правоведов, в трудах немецких историков он нашел лишь частичное освещение, связанное, прежде всего, с оценкой характера принятой 31 июля конституции, а также историей отношений между рейхом и отдельными землями.
Представители консервативного направления в немецкой историографии, к числу которых принадлежат Г. Риттер, Э.Р. Хубер и др., пытаются рассмотреть созданное летом 1919 года государство с точки зрения нарушенного ходом истории процесса эволюционного развития Германии [2]. В этой связи ими дается отрицательная оценка процессу чрезмерной централизации немецкого государства, а федеративный характер Веймарской республики признается в значительной степени формальным.
Представители неолиберального направления в лице Ф.Мейнеке, К.Д. Брахера, Э.Эйка, Г.Шульца, и др. признают федеративный характер Веймарской республики, несмотря на значительное ослабление позиций немецких земель [2]. Неолибералы критически оценивают процессы чрезмерной централизации и отмечают факт неподготовленности страны к осуществлению идеи территориального переустройства Германии.
Историки, близкие к СДПГ (к их числу принадлежат Э. Кольб, Г.А. Винклер, М.П. Геймерс, Л. Бивер и др.), также как и представители вышеназванного направления признают за Веймарским государством характер федеративного, а процесс усиленной централизации республики оценивают с точки зрения объективно сложившихся на тот момент условий социально-экономического и политического развития страны [31].
Историки-марксисты В. Руге, В. Шрайнер, Г. Байер и др. рассматривают историю Веймарской республики на ее ранней стадии с позиций незавершенности революции, а вместе с ней и процессов перехода Германии от федеративного к централизованному и унитарному государству [31].
В послевоенный период разработка проблем истории Веймапской Германии получила свое логическое продолжение. Наиболее ценными в этом отношении мы считаем труды В. Апельта, Э.Р. Хубера, О. Кумминиха, Э. Кольба, Г. Шульца [35].
Отдельные аспекты из истории Веймарской Германии были раскрыты и в работах отечественных исследователей. Наиболее обстоятельно данный исторический период в истории Германии был рассмотрен в монографиях Я.С. Драбкина «Ноябрьская революция в Германии» [16] и «Становление Веймарской республики» [17]. На базе широкого круга архивных данных дается характеристика процесса образования государства, а также подготовки и принятия Веймарской конституции, а также анализ событий, связанных с взаимоотношениями между рейхом и немецкими землями. Проблемы немецкоязычной историографии проблемы федерализма Версальской Германии проанализированы И.В. Бахловым [2]. Ценный материал по истории рейнского сепаратизма содержится в монографии А.А. Галкина «Версаль и рейнские сепаратисты» [13]. Законодательная деятельность германского рейхстага в переиод Веймарской республики рассмотрена в работе В.Г. Баева [4]. Вопросы возникновения национал-социализма изучены в работе К. Брахера [7]. О.Г. Субботиным были затронута проблема основ федерализма в Веймарской республике [39]. Исследователем М.Е. Ериным были выявлены причины краха Веймарской республики [19].
К числу работ обобщающего характера по истории Веймарской республики относятся труды В.Г. Баева [4], М.И. Орловой [34]., В.Д. Кульбакина [25], С.И. Ленчнера [26], Е.Р. Кастель [22].
Теоретико-методологические основы исследования. Теоретической основой исследования являются научные принципы исследования: историзм, объективность, системный подход в изучении исторических материалов.
В работе были использованы идеи, изложенные в трудах В.Г. Баева, И.В. Бахлова, А.А. Галкина, Я.С. Драбкина, М.Е. Ерина, М.И. Орловой, О.Г. Субботина.
Для реализации поставленных целей и задач применялся целый ряд методов исторического исследования. Среди них методы интерпретации исторического процесса: историко-генетический, историко-сравнительный, статистический, реконструкция целого по его частям, критицизм при отборе и анализе научно значимых фактов.
Цель и задачи исследования: основной целью дипломной работы является рассмотрение истории Веймарской республики в Германии (1919-1933 гг.).
Для достижения поставленной цели необходимо решение следующих задач:
v Показать процесс образования Веймарской республики;
v Выявить значение федеративного вопроса для судьбы послереволюционной Германии;
v Раскрыть сущность «федеративной дискуссии» в Германии на этапе подготовки проекта Веймарской конституции;
v Дать анализ Веймарской конституции;
v Показать роль и место рейхсрата в Веймарской государственно-правовой системе;
v Изучить причины падения Веймарской республики;
v Проанализировать причины установления фашисткой диктатуры в Германии, а также вопросы ее функционирования.


Глава 1. Образование Веймарской республики

Возникновение Веймарской республики непосредственно связано с той экстремальной ситуацией, которая сложилась в конце первой мировой войны и Ноябрьской 1918 г. революцией в Германии.
В ряду революционных событий в Европе, после Октябрьской революции в России, Ноябрьская буржуазно-демократическая революция 1918 г. занимает особое место. Германская революция носила массовый, народный характер. В нее были вовлечены почти все социальные слои Германии. Это был мощный взрыв народного негодования против самой войны и тех реакционно-милитаристских сил, которые развязали и продолжали ее до полного поражения германской армии. Война приносила все новые бедствия немецкому народу. Она стоила Германии 2,5 млн. убитых немцев, сотен тысяч пропавших без вести, 4,5 млн. раненых и инвалидов, привела к разрухе в промышленности, сокращению посевных площадей, падению урожаев, к голоду, ставшему следствием экономической блокады. Озлобление против правительства было всеобщим. Верхи уже не могли управлять страной по-старому. Между германским народом и полностью дискредитировавшей себя правящей элитой образовалась пропасть [33, с. 54].
В условиях надвигающегося к осени 1918 г. полного военного и политического поражения в Германии до крайности обострился клубок социальных противоречий, свойственных кайзеровской империи, в которой бурное развитие капитализма сочеталось с сохранением полуфеодального землевладения в деревне, полуабсолютистский режим ? с утвердившимися формами буржуазного парламентаризма, федерализм с доминированием реакционной Пруссии. Противоречия между трудом и капиталом переплетались с противоречиями между юнкерством и буржуазией, между широкими народными массами и милитаристскими правящими кругами.
Другая отличительная черта Ноябрьской революции была связана с тем, что она происходила под непосредственным влиянием Октябрьской революции в России и, более того, при прямой идеологической и организационной поддержке руководством российской большевистской партии ее леворадикального крыла. Под влиянием Октябрьской революции в 1918 г. в Германии все настойчивее стали звучать лозунги социалистической революции, “социализации собственности”, национализации банков, шахт, крупного землевладения, перехода всей власти в руки рабочих и солдатских Советов [33, с. 56].
Леворадикальные силы связывали будущее Германии с ликвидацией буржуазных порядков в ходе победоносной социалистической революции в союзе с Советской Россией. Эти лозунги, однако, не разделялись не только большинством немецкого народа, но и большинством рабочего класса Германии, находившимся под стойким влиянием реформистской социал-демократической идеологии.
Коммунистическая пробольшевистская партия Германии, сформировавшаяся в декабре 1918 г. на основе “Союза Спартака”, не опиралась на сколько-нибудь значительную социальную базу. Она не смогла предложить рабочим, средним слоям, крестьянству собственной широкой демократической программы выхода из тяжелейшего социального кризиса.
Доминирующие требования и лозунги Ноябрьской революции: прекращение войны, уничтожение монархии, создание демократической парламентской республики, устранение политического господства милитаристских сил юнкерства и воинствующих кругов крупной буржуазии, ликвидация полуфеодального юнкерско-помещичьего землевладения, закрепление социальных прав трудящихся, ? не выходили за буржуазно-демократические рамки.
Революция в Германии не была единовременным событием. Ее преддверием стала волна политических стачек и демонстраций летом 1918 г. с требованием мира, демократии и улучшения жизненных условий немецкого народа, началом ? восстание моряков в Киле 4 ноября 1918 г., в ходе которого и были созданы первые рабочие и солдатские Советы. Затем революция, с той или иной мерой интенсивности, стала распространяться по всей стране. Но уже в январе 1919 г. контрреволюция, опираясь на сохранившийся кайзеровский государственный аппарат, генералитет, офицерство старой армии, на создаваемые по всей стране добровольческие отряды, в которые широко вовлекались представители средних слоев и крестьянства, не разделявших леворадикальных требований восставших, перешла к ее вооруженному подавлению. Выступление рабочих в Берлине было жестоко подавлено, разгромлен штаб немецких коммунистов, зверски убиты основатели Коммунистической партии Германии Карл Либкнехт и Роза Люксембург [7, с. 205].
Локальные революционные выступления продолжались вплоть до 1921 г., но они носили разрозненный характер. Их своеобразной кульминацией стало установление пролетарской власти в Баварии. В апреле 1919 г. здесь была провозглашена Советская республика, избран Комитет действия из 15 человек во главе с коммунистами, созданы комиссии для проведения революционных преобразований в экономике, начата национализация банков создана Красная гвардия и Красная армия. Республика пала в начале мая, не просуществовав и одного месяца. К этому времени в Германии были подавлены последние революционные очаги.
Главными завоеваниями революции были выход Германии из войны, крах кайзеровской империи Гогенцоллернов, а вместе с ней и ликвидация еще двух десятков германских полуабсолютистских монархий, установление демократической формы правления, парламентской Веймарской республики, закрепление широкого перечня политических и социальных прав и свобод германского народа: всеобщего избирательного права, свободы слова, собраний, союзов, 8-часового рабочего дня, права на организацию профсоюзов, коллективный договор, отмена реакционных законов о кабальных формах эксплуатации крестьян (законов о челяди), ликвидация крупного феодального землевладения и пр. В силу ряда объективных и субъективных факторов, массового немецкого консерватизма, наличия мощных сил реакции Ноябрьская революция в Германии не уничтожила питательных корней германского милитаризма, не провела кардинальной чистки его главного носителя ? кайзеровского бюрократического государственного аппарата [7, с. 206].
Советская форма революционной власти установилась в ходе Ноябрьской революции 1918 г. под прямым воздействием Октябрьской революции 1917 г. Коренное отличие германских рабочих и солдатских Советов от российских Советов рабочих, солдатских и крестьянских депутатов заключалось в том, что руководимые социал-демократами германские советы не пошли на прямую конфронтацию с немецкой либеральной буржуазией, принимавшей участие в революции, и не ставили своей задачей уничтожение капиталистической системы [33, с. 59].
В ходе создания новых органов революционной власти уже в ноябре 1918 г. лидирующие позиции среди повсеместно возникающих рабочих и солдатских Советов Германии (а кое-где и крестьянских Советов) заняли Советы Большого Берлина и избранный ими Центральный комитет, по инициативе которого был создан Совет Народных Уполномоченных (СНУ), взявший на себя функции временного “политического кабинета”. Его возглавили социал-демократы Ф. Эберт и Г. Гаазе.
СНУ распустил обе палаты прусского ландтага, но оставил в должности старых статс-секретарей в качестве “министров-специалистов”, штабной генералитет с его контрольными функциями над вооруженными силами, чиновничество. В конце ноября 1918 г. по инициативе СНУ в Берлине была созвана Конференция, в которой участвовали представители революционных правительств немецких государств, с целью решения вопроса об Учредительном собрании, определения основ будущей конституции Германии, а также установления порядков переходного периода во “взаимоотношениях отдельных государств”. До созыва Учредительного собрания должен был действовать и бундесрат с контрольными функциями над правительствами земель [16, с. 25].
В декабре 1918 г. состоялся Всегерманский съезд представителей рабочих и солдатских Советов, на котором была принята резолюция о созыве Учредительного Национального собрания и о передаче всей полноты законодательной и исполнительной власти СНУ впредь “до окончательного решения Национальным собранием будущего государственного устройства”. Съезд избрал Центральный совет, которому формально предоставлялось право контролировать революционное правительство, но фактически он не имел действенных и долговременных полномочий; 19 января 1919 г. были проведены выборы в Национальное собрание [25, с. 74].
В выборах приняли участие 30 млн. избирателей, отдавших почти поровну свои голоса представителям буржуазных и рабочих партий. 54,4% мандатов получили Немецкая национальная народная партия, Немецкая демократическая партия и Христианско-демократическая народная партия (Центр), 45,5% ? Социал-демократы (включая Независимых социал-демократов, ранее отделившихся от Социал-демократической партии). В феврале 1919 г. Национальное собрание начало свою работу в качестве высшего легитимного представительного органа государственной власти, полномочия которого были подтверждены Центральным советом рабочих и солдатских Советов.
Одним из первых законов Национального собрания стал Закон от 10 февраля 1919 г. “О временной имперской власти”, закрепивший право и обязанность Национального (учредительного) собрания создать новую германскую конституцию с парламентско-республиканским строем, во главе с избранным на основе всеобщего избирательного права Национальным собранием. Главой государства должен был стать президент, главой, правительства ? министр-президент с правом контрасигнации постановлений президента, ответственный перед Национальным собранием. Договоры об объединении в “Союз народов” немецких государств должны были одобряться Национальным собранием и созданным ранее Комитетом германских государств, который и занял место бундесрата, но со значительно меньшим объемом полномочий. За ним закреплялось право “содействия” Национальному собранию в законодательном процессе. II февраля Национальное собрание избрало Эберта президентом республики, 13 февраля Шейдеман сформировал конституционное правительство, в которое наряду с Социал-демократами вошли представители Немецкой демократической партии и Христианско-демократической народной партии (Центр) [26, с. 43].
В начале марта 1919 г. был принят “переходный закон”, касающийся правопреемства Республики, постановивший, что все предписания, изданные кайзеровской империей, признаются действующими, поскольку они не противоречат временному имперскому и переходному закону. Началась спешная работа по подготовке конституции, которая должна была закрепить завоевания революции, и на основе ее компромиссных положений укрепить политическую стабильность в стране.
Таким образом, можно сделать вывод, что на переломе веков Германская империя стояла на пороге смены системы региональных отношений. Модель государства с сильно выраженными федеративными чертами, когда имперскому правительству и наделенному широкими компетенциями органу представительства немецких государств противостоял существенно ограниченный в своих правах рейхстаг, все меньше отвечала требованиям времени. Поэтому уже с конца 19 века в стране начался процесс постепенного перераспределения властных полномочий в пользу рейха, лишь усилившийся с наступлением войны. В условиях роста национального самосознания немецкой нации прусская гегемония и федерализм все в большей степени ассоциировались с консерватизмом, пережитком, в котором многие пытались увидеть причину военных неудач. Таким образом, наряду с вопросом о власти немецкая революция в ранг первоочередных поставила проблемы ликвидации прусской гегемонии и осуществления широкомасштабной территориальной реформы. Попытка форсированного создания унитарного государства не увенчалась успехом. Носившая в своей основе децентрализованный характер Ноябрьская революция сохранила прежнюю территориально-государственной структуру управления страной и привела к смене «великокняжеского партикуляризма» партикуляризмом «партийным», чему в немалой степени способствовало участие в правительственных коалициях на местах стоявшей на позициях федерализма партии католического Центра. В условиях крайней политической нестабильности центральная власть была вынуждена опираться на региональные элиты в своем стремлении утвердить новый порядок взаимоотношений в стране [39, с. 9-11].
Начавшаяся под руководством главы ведомства внутренних дел Гуго Пройса (НДП) работа по подготовке проекта конституции объединила ведущих политиков и ученых и преследовала своей целью модернизацию системы внутригосударственных отношений, в первую очередь, перестройку системы региональных отношений, которая бы соответствовала условиям развития современного общества.
Так называемая «федеративная дискуссия», начало активной фазе которой было положено с момента обнародования Пройсом проекта будущей конституции, прошла в несколько этапов. На первом этапе ведущая роль принадлежала немецким государствам, отвергшим представленный Пройсом проект создания унитарной Германии и настаивавшим на сохранении территориальной неприкосновенности немецких регионов и принадлежавших им ранее конституционных прав. Смелые предложения Пройса по территориальному переустройству страны и созданию примерно равных по своим размерам и численности проживающего в них населения «государств» (Пруссия (Восточная и Западная), Силеэия (включая Позен), Бранденбург (включая Мекленбург и Померания). Берлин. Нижняя Саксони., ганзейские города. Верхняя Саксония, Тюрингия, Вестфалш, Гессен, Рейнланд, Бавария, Вюртемберг, Баден, Немецкая Австрия и Вена) не встретили широкой поддержки у членов центрального правительства и вызвали бурю протестов со стороны региональных политических элит. Залог прочного государства Пройс видел в сочетании централизации и четкого разграничения полномочий. Функции будущих «государств» он обозначил как «высокопотенциальное самоуправление», а сами «государства» как «самоуправляемые единицы». При этом в поле компетенции каждого из них входила разработка собственного законодательства и осуществление управления. Основной упор в своих планах Пройс делал на реорганизацию «карликовых государств» и раздел Пруссии. Возлагая слишком большие надежды на революционные перемены, Пройс недооценил силу федеративных традиций в Германии [39, с. 12-13].
В результате совместной работы с представителями регионов правительство было вынуждено внести в проект ряд поправок. Оно фактически признало невозможность, при сложившихся на тот момент условиях, образования унитарного государства и высказало намерение провести новое территориальное деление, проблема которого была напрямую связана с судьбой 40-миллионой Пруссии, охватывавшей 3/5 территории страны. К тому же, в Германии было много малых государств, едва ли способных к самостоятельному существованию [39, с. 14].
Как уже было выше отмечено, следующий этап в процессе подготовки и принятия конституции был связан с деятельностью Национального собрания и созданной в его стенах конституционной комиссии. Становилось все более очевидным, что опиравшееся на унитарно ориентированное Национальное собрание правительство будет силой, способной противостоять устремлениям отдельных земель, прежде всего, в вопросе территориального переустройства. Унитарно настроенный в своем большинстве депутатский корпус повел активное наступление на права и привилегии немецких государств, вызывая растущее недовольство в их стане. При этом успехи сторонников централизованного государства объяснялись не только приверженностью большинства политических сил парламента единству Германии, но и конструктивной позицией Пруссии, поддержавшей многие из выдвигаемых правительством и парламентом законодательных инициатив. В конечном итоге землям удалось лишь частично смягчить во многом унитарный характер Веймарской конституции. Принятый после долгих месяцев борьбы и дискуссий 31 июля 1919 года новый основной закон ознаменовал собой значительное продвижение Германии по пути создания централизованного государства. Наряду с широким спектром исполнительных и законодательных полномочий рейх получил все конституционные рычаги к усилению собственных компетенции, что дало повод к ведени...
**************************************************************


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.