На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


Курсовая Анализ социально-психологических детерминант высшей эмоции человека любви

Информация:

Тип работы: Курсовая. Добавлен: 20.10.11. Страниц: 51. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


Содержание

Глава 1. Теоретические аспекты любви как важнейшего социально-психологического феномена в юношеском возрасте
1.1 Любовь как социально-психологическая категория
1.2 Особенности любви у старшеклассников
1.3 Половое воспитание старшеклассников как социально-психологическая проблема
Глава II. Экспериментальное изучение высшей эмоции человека – любви
2.1. Методы исследования
2.2. Анализ результатов исследования
Выводы
Заключение
Литература
Приложения



?
Введение

Любовь - исключительно сложный объект для психологического анализа. О любви сказано очень много - частотные словари современных языков свидетельствуют, что это одно из самых употребитель¬ных слов. При этом, как отмечают Дж. Каннингем и Дж. Антил, “все сказанное верно хотя бы для кого-нибудь”. Кроме того, любовь еще мень¬ше, чем какой-либо другой аспект реальности, может быть с достаточной полнотой описана в рамках ка¬кой-либо одной науки, ее познание требует междис-циплинарного исследования, включающего в себя данные и приемы не только психологии, но и социо¬логии, биологии, этнографии, истории, искусствове¬дения и многих других дисциплин. Не ставя перед собой задачу синтеза всех фактов и идей, касающихся феномена любви, мы остановимся лишь на некото¬рых результатах и проблемах ее психологического исследования.
Проблема любви относится к числу важнейших для старшеклассника сфер жизнедеятельности. Все психологи едины в признании значения этого явления в формировании личности в юношеском возрасте. Эти периоды весьма существенны для формирования основных структурных компонентов личности. Поэтому изучение проблемы любви становится весьма актуальным. Ее актуальность резко возрастает на данном этапе развития общества, когда идет резкая смена социальных отношений, характера личностных взаимодействий, моральных норм, ценностей и т.д. Сегодняшняя ситуация в обществе прямо зависима с изменением мотивации структуры интересов современных для старшеклассников, поэтому изучение особенностей любви нынешней молодежи весьма актуально.
Предметом нашего исследования являются любовь как психолого-педагогическая категория.
Объектом – являются учащиеся 9-11 классов. Анализ работы по проблемам любви показывает, что эти явления изучаются многими авторами, как зарубежными, так и отечественными.
Все исследователи (Выготский Л.С., Божович Л.И., Кон И.С.) и др. психологи юности, так или иначе, сходятся в признании того огромного значения, которое имеют для старших школьников любовь со сверстниками. Отношения с товарищами находится в центре жизни подростка и старшеклассника, во многом определяя все остальные стороны их поведения и деятельности.
Л.И. Божович отмечает, что если в младшем школьном возрасте основой для объединения детей чаще всего является совместная деятельность, то у старших школьников, наоборот, привлекательность занятий и интересы, в основном, определяются возможностью широкого общения с широким кругом друзей. Для ребят этого возраста важно не просто быть вместе со сверстниками, но и главное, занимать среди них удовлетворяющее их положение.
Как показывают исследования И.С. Кона, именно неумение, невозможность добиться такого положения среди друзей чаще всего является причиной недисциплинированности и, даже, правонарушения подростков и юношей. Это сопровождается повышенной конфликтностью ребят по отношению к своим группам, членами которых они являются.
Значимость для юношей и девушек их родителей и сверстников принципиально неодинакова в разных сферах деятельности. Наибольшая автономия от родителей при ориентации на сверстников наблюдается в сфере досуга, развлечений, свободного общения, потребительских ориентациях. При всей их тяге к самостоятельности, юноши «остро» нуждаются в жизненном опыте и помощи старших. С возрастом значимость взрослых для юношей возрастает (Мудрик А.В.).
Таким образом, анализ работ по проблеме любви показывает, что при некоторых различиях в подходах авторов к этой проблеме, в исследованиях есть много общего и главное – это признание роли любви и дружеских отношений в формировании личности.
Учитывая все вышесказанное, мы следующим образом определили цель дипломной работы – изучение особенностей любви старших школьников как социально-психологического феномена.
Для достижения поставленной цели в работе предусматривалось решение целого ряда поэтапных задач:
– определение основных понятий дипломной работы на основе анализа педагогической и психологической литературы;
– изучение представления современных старших школьников о значимости любви;
– сопоставление полученных в ходе исследования результатов с имеющимися данными и выявление роли социальных факторов в любви современных юношей и девушек.
Гипотеза нашей дипломной работы заключается в следующем: …………………..
Экспериментальное исследование проводилось в течение 3 месяцев на нескольких группах испытуемых: учащихся 9-11 классов города Краснодара. Общая выборка составила 114 человек; возрастной диапазон от 15 до 17 лет.
Новизна данной работы заключается в том, что проведение данного исследования, позволит нам изучить на местной выборке особенности любви современных старших школьников.
Практическая значимость работы заключается в том, что полученные результаты могут быть использованы в работе практического психолога, учителей и родителей при решении задач формирования личности. Эти данные также могут содействовать решению проблемы социально-психологической адаптации современной молодежи в новых социальных условиях.


1. Теоретические аспекты любви как важнейшего социально-психологического феномена в юношеском возрасте
1.1 Любовь как социально-психологическая категория

Прежде всего, надо выяснить, отражает ли поня¬тие “любовь” какую-то психологическую реальность, отличается ли синдром связанных с ней чувств и по¬веденческих образцов от тех, которые ассоциируются с другими понятиями (например, дружба, секс и т. д.) и обладает ли этот синдром достаточной конк¬ретностью? В целом на эти вопросы можно ответить положительно. Например, Дж. Форгос и П. Добоц показали, что большинство респондентов отли¬чают в своем собственном опыте любовь от сексуаль¬ных отношений, с одной стороны, и от дружбы - с другой.
По мнению опрошенных авторами людей, каждое из этих явлений может существовать незави¬симо от другого, что не противоречит и достаточно частому сочетанию их в рамках одних и тех же взаи-моотношений. С любовными переживаниями связаны вполне определенные ощущения, принадлежность ко¬торых именно к любви не вызывает сомнений у их носителей. Так, проанализировав описания 240 рес¬пондентами своих ощущений, К. Дайон и К. Дайон пришли к выводу о том, что в набор связанных с любовью переживаний входят эйфория, депрессив¬ные ощущения, склонность к фантазиям, нарушение сна, общее возбуждение и трудности в концентрации внимания.
Существуют и четкие поведенческие корреляты любви, не характерные для других типов чувств и от¬ношений. В ходе лабораторных исследо¬ваний это проявляется, например, в иной структуре общения влюбленных в сравнении с испытуемыми, которых не связывает это чувство - влюбленные в два раза больше говорят друг с другом и в восемь раз больше времени проводят, глядя друг другу в глаза. Есть, конечно, и масса различий на уров¬не “внелабораторного” поведения.
Интересно, что любовные переживания и связан¬ное с ними поведение обладают известной половой спецификой, причем направление различий далеко не всегда соответствует традиционным представле¬ниям о психологических особенностях мужчин и жен¬щин. Так, вопреки сложившимся стереотипам, муж¬чины в целом характеризуются большим уровнем ро¬мантизма, чем женщины, легче и быстрее влюбляются, в большей степени разделяют романтические представления о любви.
“Желание влюбиться” для мужчин более сильное основание для начала взаимоотношений, чем для женщин. У женщин любовь проходит быстрее, чем у мужчин, они чаще выступают инициаторами разрыва и легче его пере¬живают. В то же время в период установив¬шихся любовных отношений женщины склонны к большему самораскрытию по поводу своих чувств (которые, кстати, носят более соответствующий ро-мантическому канону характер, чем у мужчин) и склонны выше оценивать своего партнера, чем он их оценивает.
Отношения любви, судя по результа¬там использования Шкал любви и симпатии, для женщин более специфичны, чем для мужчин, - корреляции между оценками любви и симпатии у них значимо ниже. Эти различия являются результатом большой половой специфики развития близких отношений в онтогенезе. Дружба девочек, например, характеризуется большей интим¬ностью и избирательностью, чем дружба мальчиков, общение в парах девочек носит другой характер, чем в ларах мальчиков и т. п. Надо сказать, что проблема половых различий в любви не может решаться вне временного и социаль¬ного контекста. Так, меняются сами представ¬ления о половых различиях, которые в значитель¬ной степени эти различия и поддерживают (так как люди стремятся соответствовать сложившемуся сте¬реотипу). Например, в проведенном в 1998 г. опросе 900 мужчин и женщин было установлено, что боль¬шинство респондентов не отдавали преимущества в романтизме женщинам, как это следовало ожидать, ориентируясь на традиционные представления.
Отметим, что в представлениях о любви не свя¬занных с наукой людей существует куда больше оп¬ределенности, чем в психологических лабораториях - лишь 16% мужчин и 10% женщин выражают сомнение в том, знают ли они, что такое любовь, остальные в этом смысле вполне в себе уверены.
Очевидно, что термином “любовь” объединяются качественно различные отношения. Так называют и чувство матери к ребенку, и отношения молодых лю¬дей. С равным основанием можно говорить и о супру¬жеской любви, и о любви к чему-то безличному, на¬пример к своему делу. В психологии существует мно¬го попыток выделения качественно специфичных ти¬пов любви. Наиболее известной из таких типологий является классификация, предложенная Э. Фроммом. Он выделяет пять типов любви: братскую, ма¬теринскую, эротическую, любовь к самому себе и лю¬бовь к Богу.
Подавляющее большинство философских и пси¬хологических типологий любви носят сугубо априор¬ный характер, механизм выделения в них тех или иных типов обычно не просматривается, а принад¬лежность различных типов к.одному классу любов¬ных переживаний зачастую теряется. Тем больший интерес представляют те типологии, в которых логи¬ка выделения вариантов любви эксплицирована и поддается хотя бы теоретической проверке.
Попытка создания такой типологии была пред¬принята Т. Кемпером в рамках разрабатываемой им социально-интерактивной теории эмоций. В лю¬бых взаимоотношениях (не только межличностных, но и тех, субъектами которых выступают целые со¬циальные системы, например государства) Кемпер выделяет два независимых фактора - власть, т. е. способность силой заставить партнера сделать то, чего ты хочешь, и статус - желание партнера по общению идти навстречу требованиям субъекта. Искомый результат во втором случае достигается та¬ким образом не силой, а благодаря положительному отношению партнера.
Базируясь на этих двух факторах, Т. Кемпер вы¬деляет семь типов любовных отношений в паре:
1) романтическая любовь, в которой оба члена пары обладают и статусом, и, поскольку каждый из них может “наказать” другого, лишив его проявлений своей любви, властью по отношению к партнеру;
2) братская любовь, основывающаяся на взаим¬ном высоком статусе и характеризующаяся низкой властью - отсутствием возможности к принуждению;
3) харизматическая любовь, в которой один парт¬нер обладает и статусом и властью, другой - толь¬ко статусом. Примером таких отношений в ряде слу¬чаев могут быть отношения в паре учитель - ученик;
4) “измена” - один партнер обладает и властью и статусом, другой - только властью. Примером та¬ких отношений, давшим название этому типу, может быть ситуация супружеской измены, когда для парт¬нера, вступившего в новые отношения, супруг сохра¬няет власть, но уже не вызывает желания идти ему навстречу, т. е. теряет статус;
5) влюбленность - один из партнеров обладает и властью, и статусом, другой - не пользуется ни тем, ни другим. Иллюстрацией таких взаимоотноше¬ний может быть односторонняя, или “безответная” любовь;
6) “поклонение” - один партнер обладает стату¬сом, не обладая властью, другой не обладает ни ста¬тусом, ни властью. Такая ситуация возникает при от¬сутствии реального взаимодействия между членами пары, например, при влюбленности в литературного героя или в актера, знакомого лишь по фильмам;
7) любовь между родителем и маленьким ребен¬ком. Один партнер здесь обладает высоким статусом, но низкой властью (ребенок), другой (родитель) - низким статусом, так как любовь к нему еще не сфор-мировалась, но высоким уровнем власти.
Данная типология представляется весьма полезной для анализа эмоциональных отношений. Конкретные взаимоотношения могут быть описаны в соответствии с тем, в какой степени в них представлена любовь каждого из семи выделенных здесь типов (нет необ¬ходимости объяснять, что речь шла о чистых типах, любые же реальные отношения носят комплексный характер и к одному типу практически никогда не сводятся).
С традиционными представлениями о любви в раз¬нополой паре близких по возрасту людей связыва¬ются прежде всего отношения, характеризующиеся взаимно высоким статусом. По данной классифика¬ции это отношения первых двух типов: романтиче¬ская и братская любовь (третий - харизматическая любовь - характеризуется обычно значительным возрастным и социальным неравенством). Первая из них - романтическая, связанная с выраженностью, сексуального компонента и задающаяся как норма отношений юношей и девушек в определенный период развития их взаимодействия, представляет в контек¬сте обсуждающихся проблем особый интерес. В даль¬нейшем в этом параграфе будем говорить именно о феноменологии и закономерностях романтической любви.
Романтическая любовь является весьма непро¬стым образованием со сложной и противоречивой внутренней структурой. При ее анализе необходимо учитывать множество переменных как психологиче¬ского, так и непсихологического плана. Желательно также различать два сходных, но не совпадающих круга феноменов - установки субъекта на любовь и любовные переживания, с одной стороны, и соб¬ственно феноменологию любви - с другой.
Опыт по¬казывает, что установки на любовь не просто реали¬зуются в любовном поведении, - как и при изучении других областей человеческого поведения, здесь об¬наружены большие установочно-поведенческие не-совпадения. Так в исследовании Е. Ширяевой было показано, что представления о любви мо¬гут существовать сравнительно независимо от реаль¬ных отношений, которые классифицируются самими участниками как любовь. При этом степень близо¬сти представлений и реального поведения оказалась отрицательно связанной со степенью четкости и струк-турированности поведения в рассматриваемых ситуа¬циях стереотипных “настоящего мужчины” и “на¬стоящей женщины” - там, где эти представления до¬статочно жестки, установки на любовь и реальное поведение оказались несвязанными. В то же время, как будет показано ниже, интериоризация субъектом определенных представлений о любовных пережива¬ниях является необходимым условием развития чув-ства любви.
Вопрос о внутренней структуре или составляющих любви решался, как и вопрос о типах любви, на раз¬ных уровнях. И здесь одной из первых и наиболее цитируемых структур является структура, предложен¬ная Э. Фроммом. Он выделяет следующие со¬ставляющие любви: заботу, ответственность, уваже¬ние и знание. Отметим, что в более поздних исследованиях эта структура подверглась критике за отсут¬ствие в ней фактора удовольствия, радости - лю¬бовь, по Э. Фромму, получается чувством сугубо рас¬судочным и аскетичным.
Сомнения на первый взгляд вызывает также и фактор знания. Дело в том, что в большинстве опи¬саний любви в качестве одного из ее признаков вы¬деляется склонность к идеализации партнера, к пе¬реоценке присущих ему положительных качеств и ча¬стичном игнорировании отрицательных. Такая же осо¬бенность наблюдается и в других эмоциональных от-ношениях, например, в дружеских.
Идеализация долгое время рассматривалась как свидетельство определенной дефицитарности любов¬ных отношений. Соответственно предполагалось, что любовь, реализуемая зрелой личностью, не нуждается в завышении качеств партнера, и, следовательно, межличностное восприятие в этих случаях будет бо¬лее адекватным.
Идеализацию недостаточно рас¬сматривать просто как нарушение в системе межлич¬ностного восприятия. Надо отличать неадекватность восприятия тех или иных черт партнера, с одной сто¬роны, и отношение к этим качествам, т. е. оценку их как важных или неважных в структуре личности партнера, терпимых или нетерпимых, сугубо времен¬ных или имманентно ему присущих - с другой. Ряд эмпирических исследований показывает, что идеали¬зация как нарушение восприятия не может считаться существенной особенностью любовных отношений, по крайней мере стабильных. Что же касается идеализации как иного, более пози-тивного отношения к адекватно воспринимаемым свойствам другого человека, то она играет сущест¬венную роль в жизни индивида и в функционирова¬нии пары как целого.
Можно предположить, что отношение к кому-то с восхищением, приписывание ему различных экстра¬ординарных достоинств обслуживает удовлетворение каких-то важных человеческих потребностей. Как считал Т. Рейк, у человека есть три возможные реакции на осознание своих несовершенств - за¬крыть на них глаза, влюбиться в идеал, возненави¬деть идеал. Способность к восхищению другим чело¬веком, которая составляет важный компонент способ¬ности к любви вообще, помогает человеку идти по второму из этих трех путей, что является, несомненно, более продуктивной реакцией, чем первая и третья. Т. е. способность к идеализации является непремен¬ным условием личностного роста. Слова “Мне нуж¬но на кого-нибудь молиться” свидетельствуют о лич¬ностной зрелости поэтического героя Б. Окуджавы и никак не могут быть истолкованы как его неспособ¬ность к адекватному построению образа другого че¬ловека.
Идеализаци...
**************************************************************


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.