На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


Курсовая Диагностика социальной компетентности у дошкольников

Информация:

Тип работы: Курсовая. Добавлен: 20.10.11. Страниц: 48. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

ГЛАВА 1. ПОНЯТИЕ О СОЦИАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ
1.1. Анализ литературы по проблеме
1.2. Содержание понятия «социальная компетентность дошкольника»

ГЛАВА 2. МЕТОДИКА ДИАГНОСТИКИ УРОВНЯ СОЦИАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ У ДОШКОЛЬНИКОВ
2.1. Модель социальной компетентности и ее описание
2.2. Практическое применение диагностических методов изучения уровня социальной компетентности

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

ЛИТЕРАТУРА


ВВЕДЕНИЕ

Детство представляет собой особый период, сущностью которого является процесс взросления ребенка, вхождения его в социальный мир взрослых. По мере освоения культурных, нравственных правил и закономерностей общественной жизни происходит развитие его социальной компетентности - способности оценивать собственные поступки, эффективно взаимодействовать с окружающими.
Накопление ребенком самостоятельно и под руководством взрослых необходимого социального опыта способствует раскрытию возрастного потенциала дошкольника, успешной подготовке к обучению в школе, а позднее - к взрослой жизни. Из этого следует, что именно в дошкольном возрасте закладываются основы социальной зрелости (компетентности) ребенка, определяя траектории развития и успешной адаптации в меняющемся социуме.
Дошкольное образовательное учреждение как социально-педагогическая система входит в состав социального института образования и, являясь его начальным этапом, рассматривает проблемы развития ребенка и решает вопросы ранней социализации детей.
Процесс социализации определяется индивидуальными свойствами ребенка, а также возрастными особенностями протекания психических процессов и особенностями внешнего воздействия.
В работах Г.А. Берулава, П.Я.Гальперина, В.В.Давыдова, Н.Ф.Талызиной отмечается, что развитие личности не может осуществляться самостоятельно, необходимо целенаправленно воздействовать на нее, создавая для этого психолого-педагогические условия - через содержание учебных предметов и адекватные ему технологии и методики.
Мы также считаем, что необходим условием построения функциональной модели социальной компетенции дошкольников является применение различных диагностических методик на всех этапах: для диагностики уровня начальных социальных знаний дошкольника, для прослеживания динамики процесса, для выявления уровня сформированности социальной компетенции у детей.
В связи с этим, гипотезой нашего исследования является предположение о том, что диагностика уровня компетентности у дошкольников должна носить комплексный характер и использовать различные методики для его определения.
Цель исследования в нашей работе - разработать модель социальный компетентности дошкольников с учетом включения в нее диагностических методов.
Объект исследования - процесс социализации детей дошкольного возраста в ДОУ.
Предмет исследования – методика диагностики уровня социальной компетентности дошкольников.
Задачи работы:
- выявление сущности и характеристика понятия социальная компетентность у детей дошкольного возраста;
- разработать модель социальной компетенции дошкольников;
- определить комплекс диагностических методов уровня социальной компетентности.
Практическая значимость работы определяется тем, что материалы работы быть использованы в практике работы социальных педагогов и психологов детского сада, а также в подготовке и повышении квалификации специалистов дошкольного профиля в педагогических вузах, колледжах.


ГЛАВА 1. ПОНЯТИЕ О СОЦИАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ

1.1. Анализ литературы по проблеме

Комплексные исследования последних лет (Г.М.Андреева, М.А. Галагузова, Ю.Н. Галагузова, И.С.Кон, М. Мид, А.В. Мудрик, В.Д.Семенов, Н. Смелзер) выявляют актуальность проблемы социального развития ребенка и насущность педагогического управления им.
Многие известные педагоги и философы обращали внимание на необходимость ранней социализации ребенка. Это Я.А.Коменский, Ж.-Ж.Руссо, И.Г.Песталоцци, А.Дистервег, К.Д.Ушинский, Л.Н.Толстой, К.Н.Вентцель, В.А.Сухомлинский и др. Особую роль в развитии теории социализации сыграл американский социолог Ф.Г.Гиббингс.
Проблема социализация личности в истории отечественной педагогики всегда была актуальной, об этом свидетельствуют исследования известных педагогов, таких, как В.С.Мухина, рассматривающая в качестве механизмов социализации идентификацию и обособление личности, А.П.Петровский, изучавший закономерную смену фаз адаптации, индивидуализации и интеграции в процессе развития личности.
Крупные исследователи в области отечественной детской психологии и педагогики так или иначе затрагивали эту проблему в связи с общим ходом физиологического, психологического, социально-личностного развития ребенка и его индивидуальных особенностей. Этой проблеме посвящено множество исследований и монографий (Л.И.Божович, Л.А.Венгер, Г.М.Гуткина, А.А.Люблинская, Н.Н.Поддъяков).
В исследованиях Л.С.Выготского, В.В.Давыдова П.Ф.Каптерева, Ж.Пиаже, С.Л.Рубинштейна, Д.Б.Эльконина выявлены эти особенности.
В работах Г.А. Берулава, П.Я.Гальперина, В.В.Давыдова, Н.Ф.Талызиной отмечается, что развитие личности не может осуществляться самостоятельно, необходимо целенаправленно воздействовать на нее, создавая для этого психолого-педагогические условия - через содержание учебных предметов и адекватные ему технологии и методики.
В книге Блонского П.П. «Педология: Книга для преподавателей и студентов высших учебных заведений» (1999 г.) автор, опираясь на глубокие и разнообразные знания - анатомо-физиологические, неврологические, психологические, социологические, педагогические, воссоздает целостную картину развития ребенка, особо обращая внимание на процесс его социализации
Если мы обратимся к работам современных педагогов и психологов, то отметим здесь также большой интерес к вопросам социального развития дошкольника по разным направлениям.
В статье Безруких М. «Портрет» будущего первоклассника» в журнале «Дошкольное воспитание» [2003. N2. С.47-51] затрагиваются вопросы готовности дошкольника к школе, в частности автор отмечает, что готовность к школе - это определенный уровень социальных умений, личностного развития ребенка, речевого развития, развития внимания и памяти и т. д. Предлагаются тесты, которые помогут взрослым глубже узнать ребенка и определить, достаточно ли сформированы те качества и умения, которые позволят ему успешно учиться.
Одним из направлений по развитию социального потенциала у детей является краеведение и патриотическое воспитание. Интересна в этом плане статья Рыбаловой И. «Ознакомление с родным городом как средство патриотического воспитания», размещенная также в журнале «Дошкольное воспитание» [2003. N6 С.45-55]. В ней отмечается, что в дошкольном возрасте начинает формироваться чувство патриотизма: любовь и привязанность к Родине, преданность ей, ответственность за нее. Патриотическое воспитание дошкольников включает в себя передачу им знаний, формирование на их основе отношения и организацию доступной возрасту деятельности. И это один из важных компонентов социального развития детей.
В этом же журнале, но в №9 за 2003 год опубликована статья Мещеряковой С. «Становление общения ребенка с взрослым» [2003. N9. С.90-95], которая раскрывает коммуникативный аспект общения детей с окружающими их взрослыми, что также является важным для развития социальной компетентности. В статье говорится, что психическое развитие ребенка во многом зависит от того, как складывается его общение с окружающими взрослыми. Родителям и воспитателям очень важно знать, как происходит становление и развитие общения ребенка с взрослым, как общение влияет на психическое развитие.
Здесь же в №12 за 2003 год – статья Денисенковой Н. «Как организовать окружающую среду» [2003. N 12 . С. 17-21], в ней отмечается, что окружающая среда должна рассматриваться как возможность наиболее эффективного развития индивидуальности ребенка с учетом его склонностей, интересов, уровня активности, что способствует его успешной социализации.
В «Дошкольном воспитании» за 2004 год [№5, С. 21-28] размещена статья Крулехт М. О «программе "Детство"», в которой описывается данная программа и отмечается, что ее главные задачи - сохранить мир детства, помочь ребенку прожить детские годы в радости и полноте устремлений, обеспечить постепенность социального взросления, содержательность и конструктивность диалога детского и взрослого мира.
В 2005 г. в № 3 журнала «Дошкольное воспитание» опубликована статья Кудрявцева В. «От педагогики повседневности - к педагогике развития» [2005. N 3. С. 70-76], в которой автор связывает стратегическую линию модернизации отечественного дошкольного образования с движением от педагогики повседневности к педагогике развития. Именно развивающее образование способно быть развивающимся, т. е. подлинно современным - не только отвечающим реалиям нынешней жизни, но и открытым в перспективу духовного роста человеческого общества. Данная статья касается общей характеристики Проекта развивающего дошкольного образования.

1.2. Содержание понятия «социальная компетентность дошкольника»

Современное общество в своем развитии претерпевает ряд экономических, социальных, психологических, этнических и других новообразований, каждое из которых создает определенные трудности в процессе социального вхождения ребенка в то общество, в котором ему предстоит жить и развиваться как личности и субъекту какой-либо деятельности. Приобщение ребенка к обществу, усвоение им традиций, норм, ценностей и требований данного социума - процесс необходимый. Сложность его в многообразии социальных функций, возложенных на личность с момента ее рождения.
Дошкольный возраст является существенным этапом в развитии целенаправленного поведе¬ния, познавательной деятельности и социального ориентирования ребенка. Происходящие в этот период изменения структурно-функ¬циональной организации мозга определяют готовность ребенка к школе, обусловливают возможность и успешность учебной дея¬тельности.
В период от 3 до 5—6 лет наблюдается специализация нейронов, их типизация в проекционных и ассоциативных областях коры. Самым существен¬ным моментом структурного созревания коры больших полуша-рий к 5—6 годам является усложнение системы связей по гори¬зонтали как между нейронами близко расположенных ансамблей, так и между разными областями коры. Одновременно зна¬чительные изменении претерпевают и межполушарные связи: к 6—7 годам формируется мозолистое тело, соединяющее оба полу¬шария. Таким образом, морфологические преобразования созда¬ют реальные предпосылки для формирования интегративных про¬цессов в деятельности ЦНС.
Формирующиеся с возрастом нейронные сети создают все предпо-сылки для реализации интегративной деятельности мозга как ос¬новы целенаправленного поведения и познавательных процессов.
В 3—4 года еще сохраняется тесное взаимодействие зрительно¬го восприятия и двигательных действий. Практические манипуля¬ции с объектом (схватывание, ощупывание), присущие младен¬ческому возрасту, являются необходимым фактором зрительного опознания. К концу дошкольного возраста зрительное и осяза¬тельное обследование предмета становится более организованным и систематичным. Выделяемые признаки соотносятся между со¬бой и целостным представлением объекта, что способствует фор¬мированию дифференцированного и более адекватного сенсор¬ного образа. К 5—6 годам повышается успешность обнаружения различных модификаций объекта. При предъявлении в качестве изменяющихся стимулов рисунков людей и предметов обнаруже-но, что количество незамеченных изменений в 5—6 лет по срав¬нению с 3—4-летними детьми уменьшается вдвое в ответ на лица и более чем в три раза — при предъявлении предметов.
К 6—7 годам происходят существенные изменения в систем¬ной организации зрительного восприятия, отражающие прогрес¬сивное созревание нейронного аппарата коры больших полуша¬рий и возрастающую специализацию корковых зон.
В 6 лет опознание основано на выделе¬нии сложного признака, оно требует большего времени и зависит от количества различаемых на его основе изображений. В ходе тре¬нировки это время сокращается и перестает зависеть от количе¬ства стимулов в наборе. Механизмы такого опознания связыва¬ются с вырабатываемыми в опыте внутренними эталонами. Это свидетельствует о значительно возрастающих в течение дошколь¬ного возраста возможностях ознакомления ребенка с внешним миром, о переходе механизмов, лежащих в основе информацион¬ных процессов, на качественно иной уровень.
В дошкольном периоде появляется личностная форма поведения, связанная не только с выделением собственного «я», но и с принципиально новым типом отношений ребенка к окружающему миру [Выготский: 1984, 77]. Преобладание тематики, связанной с изображением человека в творчестве дошкольника, свидетельствует о преимущественной ориентации его на социальное окружение. Тем самым создается широкая основа для формирования первичных форм социально значимых ценностей и нравственных критериев.
Ценностные ориентации формируются в общении со взрослыми, в процессе усвоения ребенком норм и правил поведения. В то же время происходит накопление практического опыта непосредственного взаимодействия с социальным окружением. Превращение социальных ценностей в значимые для самого ребенка осуществляется в дошкольном возрасте посредством преобразования эмоциональной сферы, которая начинает связываться с правилами поведения и взаимоотношений людей. В результате к концу дошкольного возраста происходит переход от эмоционально непосредственных к опосредованным нравственным критериям и отношениям.
П.М. Якобсон показывает, что у старшего дошкольника нравственные оценки действий и поступков превращаются из требований извне в собственные оценки и включаются в комплекс переживаемых им отношений к тем или другим действиям и поступкам [Мудрик: 1989, 114]. Усвоение нравственных ценностей представляет собой процесс образования в сознании ребенка их структуры, включающей следующие три элемента в их взаимосвязи: все более глубокое понимание нравственного смысла поступков, их оценочную сторону и эмоциональное к ним отношение. Примером такого усвоения нравственных ценностей в возрастном плане на протяжении дошкольного возраста являются опыты А.Е.Козыревой, описанные в книге А.А. Люблинской [Люблинская: 1971, 213]. Проведенные эксперименты отчетливо показали...
**************************************************************


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.