На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


Курсовая Изучение видов памяти младших школьников

Информация:

Тип работы: Курсовая. Добавлен: 20.10.11. Страниц: 47. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


Изучение видов памяти младших школьников

Содержание
Введение 3
Глава I Развитие видов памяти младших школьников как психолого-педагогическая проблема 6
1.1.Исследование видов памяти в психолого-педагогической литературе 6
1.2.Возрастные особенности видов памяти у младших школьников 12
1.3.Изучение проявлений памяти младших школьников 12
Глава II Исследование развития видов памяти младших школьников 22
2.1. Этапы, методы и методики исследования памяти у младших школьников 22
2.2. Характеристика выборки и анализ результатов исследования 27
2.3.Рекомендации педагогам и родителям по развитию видов памяти младших школьников 35
Вывод 38
Список литературы 40
Приложение 1 43
Приложение 2 45



Введение
Младший школьный возраст называют вершиной детства [24, С. 251]. В современной периодизации психического раз¬вития охватывает период от 6-7 до 9-11 лет. В этом возрасте происходит смена образа и стиля жиз¬ни: новые требования, новая социальная роль ученика, принципиально новый вид деятельности — учебная дея¬тельность. Ребенок всячески демонстрирует свою избирательность, свое мнение, свою новую, школьную, жизнь, стремится занять более взрослую позицию. Именно в этот период он начинает осмысливать себя, свои способности, свою индивидуальность. Память не должна являться исключением. Свои способности к запоминанию и свои особенности ребенок должен осознавать, а родители и педагоги должны ему в этом помочь. В начале школьной жизни память является способностью, в значительной степени определяющей успешность обучения, но в дальнейшем ситуация меняется: процесс обучения начинает влиять на то, как, в каком направлении и какими темпами будет раз¬виваться память. Это положение определяет актуальность выбранной темы работы.
Память, являясь одним из психических процессов, относится к числу базовых категорий рассмотрения в психологии. Память необходима человеку. Она позволяет ему накапливать, сохранять и впоследствии использовать личный жизненный опыт. Все закрепление знаний и навыков относится к работе памяти. Память включена во все многообразие жизни и деятельности человека, поэтому формы ее проявления, ее виды чрезвычайно многообразы.
Виды памяти — это структурные особенности мнемической деятельности, связанные с различными механизмами запоминания, временными показателями удержания в памяти, характеристиками материала [14].
В отечественной и зарубежной психологии накоплен весьма обширный эмпирический материал, являющийся результатом многочисленных экспериментальных исследований памяти младших школьников (А. Аалль, Е.Брунсвик, Бурдон, Л.С.Выготский, Л.Гольдшейдер, П.И.Зинченко, Н.П.Иванова, А.Изюмова, Д.И.Красильщикова, Е.М.Кудрявцева, А.Н.Леонтьев, А.И.Липкина, Б.Лобзин, В.Я.Ляудис, К.П.Мальцева, Э.Мейман, А.Польман, Г.В.Репкина, В.И.Самохвалова, А.А.Смирнов, Г.А.Стюхина, Э.А.Фарапонтова, Т.Х.Хасаева, Л.В.Черемошкина, В.Д. Шадриков, А.Н. Шлычкова, В.Штерн и многие другие).
Большинство исследований памяти младших школьников в отечественной психологии базируется на деятельностном подходе, выполнены в парадигме констатирующего и формирующего экспериментов.
Цель данного исследования: теоретически описать и эмпирически изучить виды памяти у младших школьников.
Объект исследования: память младших школьников.
Предмет исследования: виды памяти младших школьников.
Гипотеза: уровень развития долговременной памяти младших школьников ниже уровня развития их кратковременной памяти; а уровень развития механической памяти младших школьников ниже уровня развития их смысловой (логической) памяти.
Для достижения цели исследования в работе ставятся и решаются следующие задачи:
1. Описать виды памяти и их возрастные особенности у младших школьников;
2. Определить специфику изучения проявлений памяти младших школьников;
3. Описать этапы, методы и методики исследования;
4. Охарактеризовать выборку и проанализировать результаты исследования;
5. Разработать рекомендации педагогам и родителям по развитию видов памяти младших школьников.
Методы исследования. Для решения поставленных задач использовались общенаучные методы теоретического исследования: анализ психолого-педагогической литературы, психолого-педагогический констатирующий эксперимент, метод теста, методы статистической обработки данных (первичные и вторичные).
Методики психодиагностики. 1) Методика «Оценка памяти» [Ахвердова, Волоскова]; 2) Методика «Изучение логической и механической памяти у младших школьников» [Н.Г. Молодцова].
База опытно-экспериментальной работы. Эмпирическое исследование проводилось на базе МОУ СОШ № 86 Тракторозаводского района г. Челябинска.

Глава I Развитие видов памяти младших школьников как психолого-педагогическая проблема
1.1.Исследование видов памяти в психолого-педагогической литературе
Прежде чем приступить к характеристике видов памяти, опишем представление о памяти в науке. Память считается одним из наиболее разработанных разделов психологии .
Под памятью психологи понимают запечатление, сохранение, последующее узнавание и воспроизведение следов прошлого опыта. Именно благодаря памяти человек в состоянии накапливать ин¬формацию, не теряя прежних знаний и навыков. Следует отметить, что память занимает особое место среди психических познавательных процессов. Многими исследователями память характеризуется как «сквозной» процесс, обеспечиваю¬щий преемственность психических процессов и объединяющий все познаватель¬ные процессы в единое целое [14].
Физиологической основой памяти является образование, сохранение и актуализация временных связей в мозге. Временные связи и их системы образуются при смежном во времени действии раздражителей на органы чувств и при наличии у индивида ориентировки, внимания, интереса к этим раздражителям.
Существует несколько основных подходов в классификации памяти. В насто¬ящее время в качестве наиболее общего основания для выделения различных ви¬дов памяти принято рассматривать зависимость характеристик памяти от особенно¬стей деятельности по запоминанию и воспроизведению [19].
При этом отдельные виды памяти вычленяются в соответствии с тремя основными критериями:
1) по харак¬теру психической активности, преобладающей в деятельности;
2) по характе¬ру целей деятельности;
3) по продолжи¬тельности закрепления и сохранения материала (в связи с его ролью и местом в де¬ятельности).
Критерий характера психической активности предложен П.П. Блонским [цит. по 19]. Выделяют двигательную (моторную), эмоциональную, образную и словесно-логическую память.
Двигательная память – это запоминание, сохранение и вос-произведение различных движений. Она является основой для формирования различных практических и трудовых навыков, равно как и навыков ходьбы, письма и т. д. Без памяти на движения мы должны были бы каждый раз учиться осуществлять соответствующие действия. Правда, при воспроизведе¬нии движений мы не всегда повторяем их точь-в-точь в том же виде, как раньше. Некоторая изменчивость их, отклонение от первоначальных движений, несомнен¬но, имеется. Но общий характер движений все же сохраняется. Например, такая устойчивость движений вне зависимости от обстоятельств характерна для движе¬ний письма (почерк) или наших некоторых двигательных привычек: как мы пода¬ем руку, приветствуя своего знакомого, как мы пользуемся столовыми приборами и т. д. Наиболее точно движения воспроизводятся в тех условиях, в которых они выполнялись ранее. В совершенно новых, непривычных условиях мы часто воспроизводим движения с большим несовершенством. Нетрудно повторить движения, если мы привыкли выполнять их, пользуясь определенным инструментом или с помощью каких-то конкретных людей, а в новых условиях мы оказались лише¬ны этой возможности. Также очень сложно повторить движения, если они раньше были частью какого-то сложного действия, а сейчас их надо воспроизвести отдель¬но. Все это объясняется тем, что движения воспроизводятся нами не изолирован¬но от того, с чем они были раньше связаны, а только на основе уже образовавших¬ся ранее связей [11].
Эмоциональная память – это память на чувства. Данный вид памяти заключа¬ется в нашей способности запоминать и воспроизводить чувства [19]. Эмоции всегда сигнализируют о том, как удовлетворяются наши потребности и интересы, как осуществляются наши отношения с окружающим миром. Поэтому эмоциональ¬ная память имеет очень важное значение в жизнедеятельности индивида. Пережитые и сохраненные в памяти чувства выступают в виде сигналов, либо побуждающих к действию, либо удерживающих от действий, вызвавших в про¬шлом отрицательные переживания.
Образная память - это память на представления, картины природы и жизни, а также на звуки, запахи, вкусы и др. Суть образной памяти заключается в том, что воспринятое раньше воспроизводится затем в форме представлений [19]. Характери¬зуя образную память, следует иметь в виду все те особенности, которые характер¬ны для представлений, и прежде всего их бледность, фрагментарность и неустой¬чивость. Эти характеристики присущи и для данного вида памяти, поэтому вос-произведение воспринятого раньше нередко расходится со своим оригиналом. Причем стечением времени эти различия могут существенно углубляться.
Отклонение представлений от первоначального образа восприятия может идти по двум путям: смешение образов или дифференциация образов. В первом случае образ восприятия теряет свои специфические черты и на первый план выступает то общее, что есть у объекта с другими похожими предметами или явлениями, вo втором случае черты, характерные для данного образа, в воспоминании усилива¬ются, подчеркивая своеобразие предмета или явления.
Образной памяти принадлежит ведущая роль в усвоении знаний в процессе обучения.
Словесно-логическая память выражается в запоминании и воспроизведении наших мыслей [11]. Мы запоминаем и воспроизводим мысли, возникшие у нас в про¬цессе обдумывания, размышления, помним содержание прочитанной книги, раз¬говора с друзьями.
Особенностью данного вида памяти является то, что мысли не существуют без языка, поэтому память на них и называется не просто логической, а словесно-логической. При этом словесно-логическая память проявляется в двух случаях [14]: а) за¬поминается и воспроизводится только смысл данного материала, а точное сохра¬нение подлинных выражений не требуется (смысловая память); б) запоминается не только смысл, но и буквальное словесное выражение мыслей (заучивание мыслей). Если в последнем случае материал вообще не подвергается смысловой обработке, то буквальное за¬учивание его оказывается уже не логическим, а механическим запоминанием (механическая память).
Оба этих вида памяти могут не совпадать друг с другом. Например, есть люди, которые хорошо запоминают смысл прочитанного, но не всегда могут точно и прочно заучить материал наизусть, и люди, которые легко заучивают наизусть, но не могут воспроизвести текст «своими словами».
Развитие обоих видов словесно-логической памяти также происходит не параллельно друг другу. Заучивание наизусть у детей протекает иногда с большей легкостью, чем у взрослых. В то же время в запоминании смысла взрослые, наобо¬рот, имеют значительные преимущества перед детьми. Это объясняется тем, что при запоминании смысла прежде всего запоминается то, что является наиболее существенным, наиболее значимым. В этом случае очевидно, что выделение суще¬ственного в материале зависит от понимания материала, поэтому взрослые легче, чем дети, запоминают смысл. И наоборот, дети легко могут запомнить детали, но гораздо хуже запоминают смысл.
В словесно-логической памяти главная роль отводится второй сигнальной си¬стеме, поскольку словесно-логическая память — специфически человеческая па¬мять, в отличие от двигательной, эмоциональной и образной, которые в простей¬ших формах свойственны и животным [19]. Опираясь на развитие других видов памя¬ти, словесно-логическая память становится ведущей по отношению к ним, и от уровня ее развития в значительной степени зависит развитие всех других видов памяти.
Отмечается, что все виды памяти тесно связаны друг с другом и не суще¬ствуют независимо друг от друга. Например, когда мы овладеваем какой-либо дви¬гательной деятельностью, мы опираемся не только на двигательную память, но и на все остальные ее виды, поскольку в процессе овладения деятельностью мы за¬поминаем не только движения, но и данные нам объяснения, наши переживания и впечатления. Поэтому в каждом конкретном мнемическом процессе участвуют все ее подвиды [14].
По другому критерию, в зависимости от целей деятельности, память делится на произвольную и непроизвольную.
Непроизвольная память представляет собой запоминание и воспроизведение, которое осуществляется автома¬тически, без волевых усилий человека, без контроля со стороны сознания. При этом отсутствует специальная цель что-то запомнить или припомнить, т. е. не ста¬вится специальная мнемическая задача [11].
Произвольно запоминается материал, который оказывается в цен¬тре внимания, и особенно тогда, когда с ним связана определенная умственная работа. Мнемическая задача присут¬ствует, а сам процесс требует волевого усилия [там же]. Произвольное запоминание представляет собой особую и сложную умственную деятельность, подчиненную задаче запомнить и включающую в себя разнообразные действия, выполняемые для того, чтобы лучше достичь этой цели. В процессе обучения произвольное запоминание нередко принимает форму заучивания, т.е. многократного повторения учебного материала до полного и безошибочного его запоминания. Так, например, заучивая стихи, определения, законы, формулы, исторические даты и т.д. Поставленная цель - запомнить - играет важную роль, определяя соб...
**************************************************************


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.