На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


Курсовая Изучение движений и действий младенца

Информация:

Тип работы: Курсовая. Добавлен: 20.10.11. Страниц: 43. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ 3
1. ДВИЖЕНИЯ И ДЕЙСТВИЯ МЛАДЕНЦА 7
§ 1.1. ИСТОРИЯ ИЗУЧЕНИЯ МЛАДЕНЧЕСКОГО ВОЗРАСТА В ПСИХОЛОГИИ 7
§1.2. РАЗВИТИЕ МОТОРИКИ МЛАДЕНЦА 9
§1.3. ТЕОРИЯ МОТОРНОГО РАЗВИТИЯ Ж. ПИАЖЕ 15
§1.4. СХВАТЫВАНИЕ И ДОТЯГИВАНИЕ 19
2. ЭМПИРИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ 24
§ 2.1. МАТЕРИАЛЫ И МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ. 24
§2.2. ОБСУЖДЕНИЕ РЕЗУЛЬТАТОВ ИССЛЕДОВАНИЯ. 27
§2.3. РЕКОМЕНДАЦИИ ПО РАЗВИТИЮ РЕБЕНКА МЛАДЕНЧЕСКОГО ВОЗРАСТА 32
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 35
БИБЛИОГРАФИЯ 37
ПРИЛОЖЕНИЯ. 39


ВВЕДЕНИЕ

Возрастная психология изучает возрастную динамику развитии психики, онтогенезе психических процессов и психологических качеств личности, качественно изменяющегося во времени человека.
Возрастная психология отмечает количественные и качественные изменения, которые происходят в психике и поведении детей при их переходе из одной возрастной группы в другую. Обычно эти изменения охватывают значительные периоды жизни, от нескольких месяцев для младенцев до ряда лет для детей более старшего возраста.
Каждый возрастной период имеет свои особенности и границы. Д.Б.Эльконин по возрастной классификации разделил детство на 7 периодов:
1. Младенчество: от рождения до 1-го года.
2. Ранее детство: от 1-го года до 3-х лет.
3. Младший и средний дошкольный возраст: от 3-х лет до 4 -5 лет.
4. Старший дошкольный возраст: от 4 –5 лет до 6-7 лет.
5. Младший школьный возраст: от 6-7 лет до 10-11 лет.
6. Подростковый возраст: от 10-11 лет до 13-14 лет.
7. Ранний юношеский возраст: от 13-14 лет до 16 -17 лет.
Процесс развития начинается в младенческом возрасте. «В период младенчества очень важно своевременно создать условия для формирования тех или иных психологических качеств. Каждый период детства имеет свои особые, неповторимые достоинства, присущие только определенному этапу развития».[ 9].
В настоящее время внимание многих психологов, физиологов и педагогов во всем мире привлечено к проблемам раннего детства. Этот интерес далеко не случаен, так как обнаруживается, что первые годы жизни являются периодом наиболее интенсивного физического и нравственного развития. От того, в каких условиях оно будет протекать, во многом зависит будущее ребенка.
«Первые годы жизни являются периодом наиболее интенсивного и нравственного развития, когда закладывается фундамент физического, психологического здоровья» [7].
Почто нет ни одного выдающего психолога, который одновременно, так или иначе, не занимался детской психологией. В этой области работали такие всемирно известные ученые, как Дж.Уотсон, Т.Бауэр, Д. Брунер, Н.А. Бернштейн, П. Лич, А. Валлон, Л.С. Выготский, Г.С. Никифоров и другие.
Крупнейшим исследователем развития психики в онтогенезе стал швейцарский психолог Ж. Пиаже. Ж. Пиаже создал особое направление в психологии – гинетическую эпистемологию1.
П.А.Гальперин создал теорию планомерного и поэтапного формирования умственных действий, как основы формирования психических процессов.
Тайна происходящего на протяжении детства превращения беспомощного, лишенного сознания новорожденного в разумную, осмысленно действующую личность, волновала умы многих поколений ученых.Поэтому я считаю,что данная тема работы достаточно актуальна.
Однако исключительная сложность изучения психики новорожденных обусловила ток факт, что вплоть до начала XX века психологические воззрения на этот счет мало чем отличались от обыденных представлений.
За последние десятилетия изданы получившие мировую известность фундаментальные труды по детской психологии Л.С. Выготского, А. Валлона, Ж. Пиаже, Дж. Брунера и других авторов[4,6].
Выполненные с различных теоретических позиций и с помощью разных методических средств, эти исследования прояснили ряд сложных вопросов генетической психологии.
С первых дней жизни люди образуют в окружающем младенца мире класс “предметов” совершено особого рода. Решающую роль в психическом развитии играет активное усвоение ребенком социального опыта предыдущих поколений. Психическое развитие ребенка в последние десятилетия изучается в рамках взаимодействия ребенка с матерью как единой системы. Одним из первых ученых, подвергших критике теорию наследственной предрасположенности развития движений ребенка как результата созревания определенных нервных структур, был И.М. Сеченов. Он утверждал, что движения руки человека наследственно не предопределены, а возникают в процессе его воспитания и обучения.
Поэтому очень велико для раннего развития моторики ребенка значение невербальных форм общения его со взрослыми, а не только созревание определенных психофизиологических структур. То есть фактически субъектом действия является не младенец сам по себе, а младенец, действующий совместно со взрослым.
Целью данной работы является изучение движений и действий младенца. Гипотеза: за основу гармоничного развития ребенка нами было выбрано представление М.И. Лисиной о том, что личностно-ориентированное общение создает наиболее благоприятные условия такого развития. Опираясь на это положение, мы считаем, что именно субъектное отношение к ребенку является залогом успешного формирования двигательной сферы ребенка как составляющей его психического развития в целом.
Поставленная цель требует выполнения следующих задач:
1. Теоретический анализ и синтез работ отечественных и зарубежных педагогов, психологов, физиологов по проблеме исследования.
2. Разработка программы исследования.
3. Проведение исследования.
4. Анализ и обсуждение результатов.
Определение влияния особенностей взаимоотношений в системе «мать-дитя» на психомоторное развитие ребенка.
Практическое значение проведенного исследования заключается в том, что выявление факторов, влияющих на психомоторное развитие младенцев (которыми в нашем исследовании являются взаимоотношения матери и ребенка) позволят целенаправленно и своевременно проводить профилактическую и коррекционную работу с матерями и детьми групп риска с целью предупреждения и исправления задержек в психомоторном развитии на самых ранних возрастных этапах.


1. ДВИЖЕНИЯ И ДЕЙСТВИЯ МЛАДЕНЦА

§ 1.1. ИСТОРИЯ ИЗУЧЕНИЯ МЛАДЕНЧЕСКОГО ВОЗРАСТА В ПСИХОЛОГИИ

Изучение становления движений представляется достаточно интересной для исследований областью. Изучая моторное поведение младенца можно отчетливо видеть объект исследования, хотя этого нельзя сказать об управляющими их механизмам. Исследований, изучающих моторное развитие младенца было проведено великое множество. Большинство описаний этих работ содержит шкалы развития исследователей интересовали как детали развития, так и общие принципы, которые могли бы объяснить ту или иную последовательность смены форма поведения. Исследования моторного поведения много дали для нашего понимания процесса созревания, роли обучения в формировании поведения, а также значения неспецифических факторов окружения для развития конкретных моторных навыков.[11]
Несмотря на теоретическую важность концепции научения в психологии было сделано мало попыток объяснить моторное развитие в терминах этой теории. Были проведены исследования, елью которых было доказательство общей гипотезы о том, что моторное поведение развивается в результате процессов созревания – простого роста нервных механизмов. Для определения степени влияния окружающей среды на формирование поведения исследователи пользовались межкультурными различиями в способах воспитания младенцев.
Классическим примером подобного рода может служить работа Дениса (1940) по изучению развития навыков ходьбы у индейцев культуры Хопи. По традиции эти индейцы продолжают привязывать младенцев в первые месяцы их жизни к доске. Привязанный таким образом младенец не может ни подняться, ни перевернуться, ни двинуть рукой. Его не освобождают даже для кормления. Таких малышей сравнивали потом с другими детьми Хопи, которых родители ничем не ограничивали. В результате не было обнаружено никакой разницы в развитии. Дети той и другой группы начали ходить без поддержки в возрасте около 15 месяцев .
Одно из возражений против подобных экспериментов состоит в следующем. Несмотря на довольно большое число исследованных младенцев, индивидуального контроля за скоростью созревания не велось. Существуют различные способы предупредить возможную ошибку, эффективнейшим из которых является выбор для наблюдений пар генетически тождественных младенцев, где генетическая скорость развития была бы одинаковой. Этому требованию отвечают однояйцевые близнецы. Считается, что различия между ними являются только результатом различного воздействия окружающей среды. Аналогично, если различия окружения не приводят к различиям поведения однояйцевых близнецов, то соответствующие формы поведения предположительно детерминированы генетически или степенью их зрелости.
Но ни в одном из проведенных по этой теории опытов не уделялось достаточного внимания точному описанию наблюдаемого поведения, предшествующих навыков, характера практики и окружения. [7]
Действительно, очень трудно определить, что предшествует тому или иному навыку. Проблема эта настолько велика, что она отделяет эмбриологию поведения от любой другой ветки эмбриологии. В эмбриологии можно окрасить клетку таким образом, что все потомственные клетки будут иметь следу краски, поэтому будет легко установить все предшествующие формы органа. Очевидно, что навыки окрасить нельзя, нельзя их не разрушить. Поэтому наверняка трудно установить, какая форма поведения предшествует тому или иному навыку. Даже если какой-то поздний навык сходен с ним, нельзя с уверенностью утверждать, что этот ранний навык является предшественником более позднего. Ведь временная последовательность не обязательно связана с причинными отношениями.[13]

§1.2. РАЗВИТИЕ МОТОРИКИ МЛАДЕНЦА

Ребенок приходит в этот мир слабым и совершенно беспомощным, для приспособления к изменившимся условиям окружающей среды он имеет набор безусловных рефлексов. Это система пищевых рефлексов, а также защитные и ориентировочные. К концу первого месяца жизни появляются и первые условные рефлексы.
Младенец интенсивно растет. Ребенок начинает все более интенсивно и успешно двигаться и обретает большие возможности познания окружающего мира. Основные этапы в физическом развитии ребенка отражены в таблице.
Движения младенца очень сложны и связаны с целостным восприятием, объединяющим ощущения разных модальностей. Это относительно недавно открытая синхронизация движений ребенка и матери. Под звуки речи или рассматривании картины и мать, и ребенок движутся синхронно, не сознавая этого. Эти плавные, малозаметные, синхронные движения очень гармоничны.
Наиболее важным в период младенчества является развитие движений руки. Движения рук младенца, направленные к предмету, ощупывание предмета появляются примерно на четвертом месяце жизни. В 5-6 месяцев ребенок может уже схватить предмет, что требует сложных зрительно-двигательных координаций. Значение этого момента для дальнейшего развития велико: хватание – первое целенаправленное действие ребенка, оно является обязательным условием, основой для усвоения манипуляций с предметом.[6]
Развитие моторики младенца. Таблица
Время появления Развитие моторики
1 месяц Поднимает подбородок
2 месяца Поднимает грудь
3 месяца Тянется за предметом, промахивается
4 месяца Сидит с поддержкой
5-6 месяцев Хватает рукой предметы
7 месяцев Сидит без поддержки
8 месяцев Садится без посторонней помощи
9 месяцев Стоит с поддержкой, ползает на животе
10 месяцев Ползает, опираясь на руки и колени, ходит, держась 2 руками
11 месяцев Стоит без поддержки
12 месяцев Ходит, держась одной рукой

Во втором полугодии движения рук и соответствующие действия интенсивно развиваются. Ребенок размахивает схваченными им предметами, стучит, бросает и снова подбирает их, кусает, перекладывает из руки в руку. Развертываются цепи одинаковых, повторяющихся действий, которые Ж. Пиаже назвал круговыми реакциями. . После 7 месяцев встречаются “соотносящие” действия ребенок вкладывает маленькие предметы в большие, открывает и закрывает крышки коробочек. После 10 месяцев появляются первые функциональные действия, позволяющие относительно верно использо...
**************************************************************


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.