На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


Курсовая Информированность подростков о ВИЧ и СПИД инфицированности

Информация:

Тип работы: Курсовая. Добавлен: 20.10.11. Страниц: 60. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


МОСКОВСКИЙ ИНСТИТУТ ОТКРЫТОГО ОБРАЗОВАНИЯ
ФАКУЛЬТЕТ ПЕРЕПОДГОТОВКИ КАДРОВ

Кафедра практической психологии

Курсовая работа

Информированность подростков о ВИЧ и СПИД инфицированности


студента 1 курса
Беликовой Анны Вячеславовны

Проверил: преподаватель кафедры практической психологии МИОО Дробышева Т.В.


Москва 2010год
Содержание

Введение 3
Глава 1. Теоретические основы исследования представлений о ВИЧ и СПИД-инфицированных 6
1.1. Функции и структура социальных представлений…………………….6
1.2. Анализ направлений в психологии здоровья и психологии болезни (вич заболевание и др), Анализ исследований вич и спид-инфицицированных, отношений к ним со стороны окружающих 9
1.3. Анализ психологических, клинико-психологических, социально-психологических исследований факторов угрозы здоровью 17
Глава 2. Подростки как группа риска 23
2.1. Возрастные особенности подростков 23
2.2. Литературный обзор 26
2.3. Представления о ВИЧ и СПИД-инфицированных в подростковом возрасте 35
2.4. Методы исследования социальных представлений о явлениях угрозы здоровью 37
Выводы 46
Литература 49

Введение

В начале 21 века количество ВИЧ инфицированных на Земле составило от 38 до 110 млн. человек и в ближайшее десятилетие это число увеличится на 20 млн. человек. ВИЧ инфекция географически распространяется повсеместно и в настоящее время официально регистрируется почти во всех странах мира. Эпидемия СПИДа длится более 20 лет: считается, что первые массовые случаи заражения ВИЧ-инфекцией произошли в конце 1970-х годов. Хотя с тех пор ВИЧ был изучен лучше, чем любой вирус в мире, миллионы людей продолжают умирать от СПИДа, и миллионам людей ставится диагноз ВИЧ-инфекция. СПИД относится к числу пяти главных болезней-убийц, уносящих наибольшее число жизней на нашей планете. Эпидемия продолжает расти, охватывая все новые регионы. За эти годы изменились не только знания о ВИЧ и СПИДе, но и отношение общества к этой проблеме. От невежества и слепого страха перед неизвестной болезнью человечество пришло к частичной победе науки над вирусом, а здравого смысла - над истерией и спидофобией.
Юность - это время постоянного поиска и экспериментов. К сожалению, эти эксперименты зачастую включают в себя опасный секс и употребление наркотиков. Наиболее сильно эпидемия СПИДа коснулась молодых людей, не достигших 25 лет. Каждый четвертый из людей, живущих с ВИЧ, моложе 21 года. Большинство инфекций, передаваемых половым путем, встречаются у подростков чаще, чем у взрослых. Молодые люди нуждаются в информации, которая помогла бы им защитить себя.
Родители и учителя часто не знают, что, как и когда говорить подросткам. Само по себе упоминание о сексуальности и средствах защиты табуируется в обществе, в особенности в отношении молодежи. При этом сами молодые люди, не имея доступа к достоверной информации, полагаются на слухи и стереотипы, усвоенные от сверстников и СМИ. Знания получаемые из этих источников, трактуются подростками по своему, возможно не верно.
Целью данного исследования является выяснение уровня знаний подростков по проблеме ВИЧ/СПИД и влияния его на формирование ответственного поведения, охраняющего здоровье и жизнь подростка.
Задачами этой курсовой работы являются:
1. Определить понятие «поведенческая культура».
2. Охарактеризовать ценности и нормы как средства социальной регуляции поведения.
3. Определить уровень информированности подростков по проблеме ВИЧ/СПИД:
4. Выявить знания подростков об источнике, путях передачи, мерах профилактики ВИЧ-инфекции.
5.Оценить уровень самооценки знаний подростков по проблеме ВИЧ/СПИД.
6. Выделить факторы, способствующие увеличению риска заражения ВИЧ-инфекцией.
7. Охарактеризовать отношение подростков к своему здоровью, здоровью других людей и ВИЧ-инфицированным.
8. Выявить особенности влияния уровня знаний по проблеме ВИЧ/СПИД на формирование поведенческой культуры подростков.
При выполнении поставленных задач выдвигаются следующие гипотезы:
Решающее воздействие на формирование поведенческой культуры подростков оказывают сформировавшиеся у них социальные нормы и ценности.
Поведенческая культура отношения к проблеме ВИЧ-инфицированности базируется на культуре отношения человека к себе и другим людям.
Подростки недостаточно информированы по проблеме ВИЧ-инфекции.
Отношение подростков к своему здоровью, здоровью других людей и ВИЧ-инфицированным выглядит следующим образом:
Подростки достаточно безответственно относятся к своему здоровью.
К здоровью близких родственников подростки относятся более бережно, чем к здоровью незнакомых им людей.
Подростки неадекватно относятся к ВИЧ-инфицированным.
Глава 1. Теоретические основы исследования представлений о ВИЧ и СПИД-инфицированных

1.1. Функции и структура социальных представлений

Самые ранние работы Московичи о социальных представлениях касались вопроса, об объяснении поведения, принятом в психоанализе, и становления этих объяснений повседневными, используемыми широкой публикой во Франции. Он обнаружил, что 45 процентов респондентов в его экспериментальной группе пытались объяснить что-то посредством использования таких объяснений как "обладание комплексом " и т.п. В более поздних исследованиях Московичи в центре внимания были способы, которыми "обыденные " значения атрибутируются личностям, группам и событиям в культурной группе.
«Что происходит с каждым из нас, когда мы социализируемся?» писал С. Московичи.(Московичи) Происходит то, что мы постепенно научаемся понимать действия или ситуации определенным способом внутри нашей культуры. Тогда мы становимся способны согласовывать свою деятельность с деятельностью прочих членов нашей культурной группы и участвовать в передаче этих культурных значений тем, кто связан с нами. Таким образом, значения событий не создаются индивидом, но культурно совместно используются как социальные представления. Несколько примеров могут сделать этот вопрос яснее. В большинстве обществ в мире существует социальное представление о понятии "работа". В многих национальных культурах работа рассматривается как нечто такое, за что платят или должны платить. Однако, существует широкие вариации в определении того, какие виды деятельности рассматриваются скорее как работа, чем как дружеская помощь. Присмотр за ребенком, сопровождение туриста или обучение кого-нибудь английскому может рассматриваться, а может и не рассматриваться как работа, в зависимости от того, кто это делает и где это делается. Обязанности тех, кто работает, также сильно варьируются. В Японии персональная значимость работы оказывается большей, чем во многих других странах. Рабочие обязанности человека в Японии могут заключаться в том, чтобы пойти выпить после работы и принимать участие в других развлекательных мероприятиях с коллегами по работе, в то время как в других культурах это мыслиться как нечто отдельное от работы»(С.Московичи).
Такие различия в верованиях и ценностях социальными психологами чаще всего рассматриваются как различия в установках по отношению к различным объектам. Однако, поборники теории социальных представлений, главным из которых считается С. Московичи - полагают, что эта категоризация упускает один пункт. Установка является достоянием личности. Социальные представления создаются коллективно и коллективно поддерживаются. Поскольку многие из самых фундаментальных представлений существовали в нашей культурной группе задолго до того, как мы родились, существует очень небольшая вероятность того, чтобы какой-нибудь одни индивид мог вызвать существенное изменение в социальных представлениях, превалирующих внутри культурной группы. Можно признать, что важные исторические фигуры, такие как Гитлер, Сталин, Ганди и Мартин Лютер Кинг действительно произвели такие важные изменения. Но даже в таких исключительных случаях остается место для вопроса, не достигли ли эти личности известности исключительно только благодаря тому, что они выражали ситуацию, которая уже развивалась в данном направлении или нет. Другие социальные представления могут более изменчивыми и текучими. Скребнер, например, различает три типа социального представления, которые он именует как "культура ", "традиция " и "мода ". Культурные представления могут быть более постоянные, традиционные представления проходят через несколько поколений, в то время как мода охватывает быстро изменяющиеся представления, которые благодаря средствам массовой информации становятся характерными для современных обществ.
В теории Московичи важным с точки зрения этнопсихологии является то, что коллективные культурные представления описываются им как бессознательные и связаны с навыком, получаемым в процессе социализации, видеть окружающий мир под особым углом зрения, улавливать и передавать специфические культурные значения. (С. Моковичи)
Суждение К. Абрика (ученика С. Московичи), что с изменением лишь одного социального представления меняется вся система, по-видимому, справедливо лишь для личностных социальных представлений, т.е. целостного конструкта. Соответственно, последние представляют собой личностно выработанные, значимые, независимо от степени их осознанности или интуитивности. Часть личностных представлений эквивалентна их смыслу и порождается соотношениями в самой внутренней системе представлений, другая часть порождена взаимоотношениями личности с действительностью, с ее жизненной сферой или всей социальной реальностью (и всем общественным сознанием). Первые равносильны пониманию как функции целостной системы представлений, вторые – усваиваемым или вырабатываемым личностью знаниям. Первые не обязательно вербализуются, но обеспечивают четкость восприятия действительности и согласованность внутреннего мира. Вторые – вербализуемы, но не всегда могут быть обоснованы, доказаны. Они отнюдь не всегда содержат в себе определенную интерпретацию, как считает С. Московичи, а предполагают возможность в разное время разных интерпретаций личностью. Естественно, что не подлежат вербализации бессознательные коллективные представления. Последние, на наш взгляд, не вступая в противоречие с теорией К.Г. Юнга, делятся на коллективные («мать», «отец», «смерть») и индивидуальные («самость»). Эти представления не вербализуемы, а чаще имеют образный характер или же прорываются в форме ярких экзистенциальных переживаний личности, ее древних, дремлющих эмоций. Они образуют фундамент личностной идентичности – более целостный, гармоничный (если не противоречивы разные архетипы) или неустойчивый, порождающий постоянную личностную тревожность, страхи, неуверенность. (К.Юнг)
Предпринятый анализ дает основания для ряда выводов: 1) здоровье и болезнь имеют символическое и социальное значение. Болезнь - это не просто состояния, которые можно охарактеризовать на языке физиологии или медицины, но свидетельство отношений к индивиду в обществе. Здоровье – это возможности, среди которых - принадлежность обществу, желание получить одобрение, иметь позитивную идентичность; 2) представления о болезни трансформировались в исторической перспективе. Болезнь постепенно перестала быть коллективной угрозой, которой противопоставлялась коллективная защита, превратилась в индивидуальную угрозу (это положение вещей сохранялось вплоть появления СПИДа, вновь представляющего коллективную угрозу); 3) в результате прогресса медицинского знания проблемы здоровья и болезни перестали рассматриваться через призму борьбы добра и зла. Медицинское знание стало постепенно входить в каждодневный дискурс о здоровье и болезни; 4) изменение позиции больного и здорового в обществе и отношение общества к ним. На социальной арене появилась фигура больного, у которого стала формироваться новая идентичность – «больной», из безмолвного и пассивного, он превратился в активного субъекта, борющегося не только против болезни, но и против дискриминации со стороны общества. У здорового появился набор возможных средств защиты от болезни. Общество обязуется выступать не в роли органа, наказывающего больных, но солидаризирующегося с ними, направляющего свои действия против болезни, а не больных, ищущего способы излечения больных; 5) появление многочисленных источников информации о здоровье, болезни, о больных, эти проблемы вошли в общественный дискурс; 6) образы страшных болезней прошлого не исчезли, а хранятся в коллективной памяти, актуализируясь в момент кризиса, когда невозможно апеллировать к привычным схемам действий в повседневной жизни.
Идея изоляции больных как надежный и проверенный способ борьбы с болезнью, не исчезла из современного мышления, но трансформировалась, в отношении больных предпринимаются не реальные, но символические дискриминирующие действия.
Обращается внимание на то, что для социально-психологического анализа важно, как люди объясняют причины болезни (климат, время года, затмение солнца, землетрясение, ураганы, грозы, падения звезд, появление комет, микробы, наказание Господа Бога, «другие», социально-экономические факторы, образ жизни индивида, ценности и др.). Среди перечисленных причин наибольший интерес представляет анализ болезни как наказания, результата образа жизни и определенных ценностей, а также рассмотрение действия механизма «не я» - «другие» в связи с формированием представлений о болезни и построением поведения по отношению к больным.

1.2. Анализ направлений в психологии здоровья и психологии болезни (Вич заболевание и др). Анализ исследований Вич и Спид-инфицицированных, отношений к ним со стороны окружающих.

Современное общество отличается многообразием примеров образа жизни человека, с которыми постоянно сталкивается каждый ребенок. Это многообразие не всегда является образцом для ребенка, в результате создается хаотичность в представлениях ребенка о здоровом образе жизни и разрушаются уже сложившиеся представления. Кроме того, в настоящее время существует тенденция снижения здоровья подрастающего поколения, поэтому потребность в формировании у детей представлений о здоровом образе жизни возрастает и требует поиска новых путей в образовании, воспитании и развитии детей. В настоящее время проблемой формирования здорового образа жизни занимаются ученые из различных областей знаний: медицины и физиологии, психологии, экологии и педагогики и др.
Интерес ученых к поставленной проблеме не случаен. Направленность личности на здоровый образ жизни - процесс довольно сложный и противоречивый, на него влияют особенности развития государства и общественное мнение, экологическая обстановка, технология воспитательно- образовательного процесса, личность педагогов, а также состояние и ориентация семейного воспитания. Эта проблема не только медицинская, но и педагогическая, так как правильно организованная воспитательно-образовательная работа с детьми нередко в большей степени, чем все медико-гигиенические мероприятия, обеспечивает формирование здоровья и здорового образа жизни. Проблема здорового образа жизни в том или ином виде отмечена вниманием педагогов, медиков, психологов, социологов, культурологов, богословов и получила отражение в трудах Р.А. Ахмерова.
Среди 7 миллионов больных СПИДом, зарегистрированных во всем мире, примерно 1 миллион составляют дети (UNAIDS, 1998). Еще десять лет назад в масштабном исследовании, проведенном в США, 61% детских и подростковых психиатров уже сталкивались с ВИЧ инфицированными пациентами. Большая часть из опрошенных специалистов выражали обеспокоенность влиянием СПИДа на их практику (Brown, Etemad, Brenman & Dwight, 1991). Многие факты подтверждают то, что такая тенденция будет продолжаться. В США четверть всех вновь выявленных случаев заболевания обнаруживаются у лиц в возрасте до 22 лет, а более половины — у тех, кому меньше 26 (Отдел национального законодательства по вопросам СПИДа, 1996).
В Соединенных Штатах проживает более 2 тыс. ВИЧ инфицированных детей младше 13 лет. В настоящий момент СПИД занимает шестое место среди всех причин смерти в возрастной группе 1524 лет. Наиболее быстро увеличиваются показатели распространенности СПИДа среди гетеросексуальных женщин и молодых представителей расовых (этнических) меньшинств (Национальный институт здоровья, 1997). В педиатрической практике СПИД также значительно чаще встречается в семьях цветных. Демографические данные, собранные в «Исследовании связанных со СПИДом затрат и использования соответствующих служб», показали, что 62% детей, больных СПИДом, принадлежали к афроамериканцам, 25% происходили из семей латиноамериканцев и только 10% составили белые (Fahs et al, 1994). Распространенность СПИДа среди женщин 20 и 25 лет возросла соответственно на 36 и 45%, в основном за счет передачи вируса при гетеросексуальных половых контактах (Rosenberg & Biggar, 1998). Мы не располагаем данными о распространенности ВИЧ инфекции среди детей и подростков. Однако статистический анализ на основе данных изучения распространенности СПИДа в масштабах государства позволяет предположить, что на каждый выявленный случай СПИДа приходится по меньшей мере три случая ВИЧ инфицирования (Кагоп, 1996).
В мире СПИД распространяется наиболее быстро среди женщин и подростков. В исследовании, охватившем 12 европейских стран, было показано, что распространенность СПИДа среди гомосексуальных мужчин и лиц, употребляющих психоактивные вещества внутривенно, снижается, а среди подростков с гетеросексуальной ориентацией - увеличивается (Houweling et al, 1998). В слаборазвитых регионах мира, например в Восточной Африке, увеличение смертности взрослых и детей, обусловленной ВИЧ, привело к резкому снижению ожидаемой продолжительности жизни. В сельских районах Уганды, где болезненность СПИДом составляет 8%, ожидаемая продолжительность жизни снизилась с 60 до 42,5 лет (Boerma, Nunn & Whitworth, 1998).
Предполагается, что к 2010 году детская смертность, вызванная рассматриваемым заболеванием, увеличится: в Зимбабве — в 4 раза, в Ботсване — в 3 раза, в Кении и Замбии — в 2 раза (Foster, 1998). Женщины детородного возраста составляют значительную часть среди заболевших СПИДом в Африке. Показатель распространенности СПИДа в КотдИвуаре составляет, по меньшей мере, 10% в каждой из провинций, при этом чаще всего заболевают женщины в возрасте от 20 до 29 лет (Sangare, Coulibaly & Ehouman, 1998). Подобные тенденции наблюдаются не только в Африке, но и на остальных континентах. Например, в Бангкоке постоянно увеличивается количество беременных женщин, инфицированных ВИЧ. В 1991 году их было 1,1%, а в 1996 — уже 2,3% (Siriwasin et al., 1998). В ПуэртоРико доля женщин, ВИЧ инфицированных в результате гетеросексуального контакта, также заметно возросла (с 45% в 1993 до 64% в 1995). В этой популяции отмечено наиболее быстрое увеличение количества случаев СПИДа (PerezPerdomo, SuarezPerez & PerezCardona, 1997).
Несмотря на тенденции роста количества заболеваний в мире, достижения в терапии способствовали тому, что 65% детей переживают пятилетний возраст. Многие из них так или иначе столкнутся со специалистами психиатрической службы (Bachanas, Kullergen, Morris & Jones, 1998). Даже без медицинского вмешательства у незначительной части ВИЧ инфицированных детей симптомы заболевания могут отсутствовать в течение целого десятилетия. Таким образом, медицинские причины и психологические последствия продолжительного периода бессимптомного течения ВИЧ инфекции остаются важной проблемой для будущих исследований (Ammann, 1994).
Пути передачи вируса иммунодефицита человека хорошо известны и достаточно исследованы. Главным путем распространения СПИДа среди подростков остаются половые контакты. Наибольшую опасность для юношей представляют гомосексуальные контакты, а для девушек — гетеросексуальные (Центр профилактики и контроля над заболеваниями, 1997). Небольшой процент случаев заболевания связан с сексуальным насилием (Stolar & Fernandez, 1997).
Случаи СПИДа в педиатрической практике преимущественно являются результатом заражения от матери. Эпидемиология СПИДа у детей сводится в основном к распространенности ВИЧ инфекции у беременных женщин (Palavkis et al., 1994). Матери 45% детей, болеющих СПИДом, употребляют психоактивные вещества в инъекционной форме, и еще 20% имели партнеров, которые также прибегали к инъекциям психоактивных препаратов (Havens, Whitaker, Felfinan & Ehrhardt, 1994).
Примерно четверть детей, рожденных от ВИЧ инфицированных матерей, также будут заражены (Европейское совместное исследование, 1994).
Несколько клинических испытаний, проведенных во всем мире, продемонстрировали эффективность зидовудина (zidovudine — ZDV) как средства, снижающего вероятность передачи ВИЧ от матери ребенку до 8% (Alonso Arias et al, 1998; Connor et al, 1994; Lewis, Haiken & Hoyt, 1994; Rowe, 1997; Rutter, 1998, Wongchoosri et al, 1998). Введение зидовудина в пренатальный и перинатальный периоды снижает возможность передачи ВИЧ по вертикали примерно наполовину (Wase et al, 1998). Исследование больных СПИДом рожениц, проведенное в Ло...
**************************************************************


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.