На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


Курсовая Основные принципы нейропсихологии детского возраста

Информация:

Тип работы: Курсовая. Добавлен: 20.10.11. Страниц: 35. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


ОГЛАВЛЕНИЕ

Введение 3
Глава I. Теоретические основы нейропсихологии как науки о мозговой организации высших психических функций человека 6
1.1. История изучения локализации ВПФ 6
1.2. Современные представления о локализации ВПФ (теория системной динамической локализации ВПФ) 12
1.3. Основные принципы строения мозга как физиологической основы психических процессов 19
Глава II. Нейропсихология детского возраста 30
2.1. Основные принципы нейропсихологии детского возраста 30
2.2. Синдромный анализ 35
Заключение 43
Список литературы 46


Введение

Изучению локализации высших психических функций посвящено немало работ в психологии, нейропсихологии, дефектологии, клинической психологии. Накоплен обширный клинический материал, показано своеобразие типов нарушений и задержек психического развития при ранних поражениях мозга в зависимости от ведущего клинического синдрома. Однако, изучение особенностей психического развития детей, основных принципов нейропсихологии детского возраста изучено на наш взгляд далеко не полностью.
Нейропсихологические причины возникающих трудностей в обучении могут быть очень разными. Зарубежные и отечественные ученые много сделали для разрешения этой проблемы. Нейропсихологическая диагностика в настоящее время позволяет дифференцировать симптомы нарушений развития ВПФ и носит не только общетеоретическое, но и прикладное значение.
Ведущее место в ней занимает метод «синдромного анализа», разработанный А.Р. Лурия, основанный на системном психологическом анализе и позволяющий определить состояние структуры той или другой функции, взаимосвязь и взаимовлияние одних ВПФ на другие. Нейропсихологам удалось охарактеризовать тенденции незрелости мозговых структур детей, основываясь на концепции Лурия о трех функциональных блоках мозга. Они выявили связь нарушения мышления с нарушениями восприятия и речи, а также с функциональными особенностями межполушарной асимметрии.
Исследования нейропсихологов убедительно показали, что в программах и методах обучения в школе необходимо учитывать связь развития психических процессов у ребенка с развитием мозга, его хроногенными и динамическими закономерностями.
Цель работы: изучение основных принципов нейропсихологии детского возраста.
Объект исследования: особенности строения мозга как физиологической основы психических процессов на основе современных представлений о локализации высших психических функций.
Предмет исследования: значение синдромного анализа в нейропсихологии детского возраста.
Гипотеза: синдромный анализ - это принципиальный подход к проблеме изучения нарушений высших психических функций при локальных поражениях мозга, который основан на теории системной динамической локализации высших психических функций человека и представляет собой ее конкретное применение в клинике локальных поражений головного мозга, в том числе и у детей.
В связи с этим сформулированы следующие задачи:
1. Провести анализ данных, полученных в нейропсихологии и смежных дисциплинах, в целях поиска методологических и методических оснований нейропсихологического подхода по исследованию особенностей строения мозга, современных представлениях о локализации ВПФ.
2. Установить взаимосвязь принципов эволюции и строения мозга как органа психики.
3. Определить, что каждая высшая психическая функция осуществляется при участии всех трех блоков мозга (А. Р. Лурия), вносящих свой вклад в ее реализацию. Выявить, что они характеризуются определенными особенностями строения, физиологическими принципами, лежащими в основе их работы.
4. Выявить основные принципы нейропсихологии детского возраста, опираясь на научные исследования в этом направлении.
5. Исследовать синдромный анализ как динамичное исследование, в ходе которого идет экспериментальная проверка той или иной гипотезы. Доказать, что это анализ нейропсихологических синдромов с целью обнаружения общего основания (фактора), объясняющего происхождение различных нейропсиологических симптомов.
В современной литературе появляется все больше статей, публикаций, так или иначе затрагивающих эту тему. В этой связи хочется отметить работы известных психологов, исследователей этой научной области: А.Р. Лурии, Л.С. Выготского, Н.А. Бернштейна, П.И. Анохина, А.И. Ухтомского, И.Н.Филимонова, Е.Д. Хомской, Л.С. Цветковой и других.
Отметим также, что актуальность исследуемой темы заключается и в том, что нейропсихология детского возраста – это наука о формировании мозговой организации психических процессов. В последнее время она приобретает всё большую популярность. Широкое внедрение нейропсихологического метода доказало его валидность и эффективность как дифференциально-диагностического, прогностического, профилактического и коррекционного инструмента.


Глава I. Теоретические основы нейропсихологии как науки о мозговой организации высших психических функций человека
1.1. История изучения локализации ВПФ

Наиболее популярное и общее определение нейропсихологии - это наука о связи работы мозга и психики, мозга и поведения человека. В западной нейропсихологии главенствующей является формула, согласно которой поведение в целом обеспечивается работой мозга. В отечественной нейропсихологии речь идет не о поведении, а о конкретных психических функциях. А.Р. Лурия сумел показать на клиническом материале, что каждая психическая функция может быть связана с работой разных участков мозга, которые организуются в систему; эта система и обеспечивает работу той или иной психической функции. Так что луриевская нейропсихология занимается не просто изучением соотношения работы мозга с поведением в целом, а тем, какую роль каждый отдельный участок мозга играет в обеспечении той или иной психической функции. Подразумевается, что каждый участок мозга отвечает за что-то свое, и это "свое" Лурия определил как "нейропсихологический фактор". Цель отечественной нейропсихологии найти все эти факторы, описать все функции разных участков мозга, понять, как мозг обеспечивает психические функции.
Изучая проблемы развития личности, Л.С. Выготский выделил психические функции человека, которые формируются в специфических условиях социализации и обладают некоторыми особыми признаками. Эти функции он определил как высшие, рассматривая их на уровне идеи, понятия, концепции и теории. В целом им было определено два уровня психических процессов: естественные и высшие. Если естественные функции даны индивиду как природному существу и реализуются в спонтанном реагировании, то высшие психические функции (ВПФ) могут быть развиты только в процессе онтогенеза при социальном взаимодействии.
В нейропсихологии, как и в общей психологии, под высшими психическими функциями понимаются сложные формы сознательной психической деятельности, осуществляемые на основе соответствующих мотивов, регулируемые соответствующими целями и программами и подчиняющиеся всем закономерностям психической деятельности. Как указывал А. Р. Лурия (1962), высшие психические функции обладают тремя основными характеристиками:
• они формируются прижизненно под влиянием социальных факторов;
• они опосредованы по своему психологическому строению;
• они произвольны по способу осуществления.
В основе представлений о высших психических функциях как социально детерминированных психических образованиях, или сознательных формах психической деятельности лежат теоретико-методологические положения общей психологии об общественно-историческом происхождении психики человека и определяющей роли трудовой деятельности в формировании его сознания.
Современные исследования значительно расширили и углубили общие представления о закономерностях, сущности, структуре ВПФ. Выготским и его последователями было выделено четыре основных признака ВПФ - сложность, социальность, посредованность и произвольность. Сложность проявляется в том, что ВПФ многообразны по особенностям формирования и развития, по структуре и составу условно выделенных частей и связей между ними. Кроме того, сложность определяется спецификой отношений некоторых результатов филогенетического развития человека (сохраняющихся в современной культуре) с результатами онтогенетического развития на уровне психических процессов. За время исторического развития человеком созданы уникальные знаковые системы, позволяющие осмыслить, интерпретировать и постигать сущность явлений окружающего мира. Эти системы продолжают развиваться и совершенствоваться. Их изменение определенным образом сказывается и на динамике самих психических процессов человека. Таким образом, осуществляется диалектика психических процессов, знаковых систем, явлений окружающего мира.
Социальность ВПФ определяется их происхождением. Они могут развиваться только в процессе взаимодействия людей друг с другом. Основной источник возникновения - интериоризация, т.е. перенос ("вращивание") социальных форм поведения во внутренний план. Интериоризация осуществляется при формировании и развитии внешних и внутренних отношений личности. Здесь ВПФ проходят две стадии развития. Сначала как форма взаимодействия между людьми (интерпсихическая стадия). Затем как внутреннее явление (интрапсихическая стадия). Обучение ребенка говорить и мыслить - яркий пример процесса интериоризации.
Опосредованность ВПФ видна в способах их функционирования. Развитие способности к символической деятельности и овладение знаком является основным компонентом опосредованности. Слово, образ, число и другие возможные опознавательные приметы явления (например, иероглиф как единство слова и образа) определяют смысловую перспективу постижения сущности на уровне единства абстрагирования и конкретизации. В этом смысле мышление как оперирование символами, за которыми стоят представления и понятия, или творческое воображение как оперирование образами, представляют собой соответствующие примеры функционирования ВПФ. В процессе функционирования ВПФ рождаются познавательные и эмоционально-волевые компоненты осознания: значения и смыслы.
Произвольными ВПФ являются по способу осуществления. Благодаря опосредованности, человек способен осознавать свои функции и осуществлять деятельность в определенном направлении, предвосхищая возможный результат, анализируя свой опыт, корректируя поведение и деятельность. Произвольность ВПФ определяется и тем, что индивид способен действовать целенаправленно, преодолевая препятствия и прилагая соответствующие усилия. Осознаваемое стремление к цели и приложение усилий обусловливает сознательную регуляцию деятельности и поведения. Можно сказать, что идея ВПФ исходит из представления о формировании и развитии волевых механизмов в человеке.
В целом, современные научные представления о феномене ВПФ несут в себе основы понимания развития личности в следующих направлениях. Во-первых, социальное развитие человека как формиров...
**************************************************************


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.