На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


Контрольная ИСТОРИЯ МЕДИЦИНЫ И ФАРМАЦИИ КАК НАУКА. ПЕРИОДИЗАЦИЯ ИСТОРИИ ФАРМАЦИИ. ЛЕКАРСТВОВЕДЕНИЕ У ПЕРВОБЫТНЫХ НАРОДОВ

Информация:

Тип работы: Контрольная. Добавлен: 21.10.11. Страниц: 47. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


Тема 1. ВВЕДЕНИЕ. ИСТОРИЯ МЕДИЦИНЫ И ФАРМАЦИИ КАК НАУКА. ПЕРИОДИЗАЦИЯ ИСТОРИИ ФАРМАЦИИ. ЛЕКАРСТВОВЕДЕНИЕ У ПЕРВОБЫТНЫХ НАРОДОВ

Зачем, казалось бы, изучать историю медицины и фармации? Ну, хорошо, кому – то очень хочется, а кто – то даже за это платит, так пускай себе. Но чем может быть привлекательна эта далекая от насущных проблем тема для нас в такое трудное время?
Фармация пришла к своему современному состоянию в результате длительного и сложного пути развития. На протяжении многих тысячелетий человек накапливал опыт применения продуктов растительного, животного и минерального происхождений для лечения различных заболеваний. По мере развития медицины, химии, технологий менялись характер лекарственных средств и способы их производства (от простого измельчения и изготовления настоев до сложного синтеза и генной инженерии).
Изучение истории медицины и фармации представляет собой увлекательное путешествие по уникальным материалам Французской школы Дальнего Востока, Салернской школы медицины и т.д.
Слово фармация происходит от египетского слова «фармаки», что означает «дарующий исцеление или безопасность». Отсюда происходит греческое «фармакон» – лекарство, перешедшее затем во все другие языки. Все занятия, связанные с изготовление или продажей лекарств называют различными словами, имеющими корень «фарма» или «фармако».
Современное определение: фармация – это комплекс наук и практических знаний, включающий вопросы поиска, получения, исследования, хранения, изготовления и отпуска лекарственных и профилактических средств и изделий медицинского назначения.
История фармации – изучает развитие фармацевтической деятельности и фармацевтических знаний в неразрывной связи с развитием и сменой общественно – политических формаций, с общей историей культуры народов.
Из истории фармации мы узнаем, что в глубокой древности человек для предупреждения и лечения заболеваний применял лекарства, которые добывал из окружающей его среды: растений, животных, минералов.
Например, для излечения импотенции употребляли половые железы кроликов, для подъема умственных сил – мозг, для излечения боязливости сердце льва. Не было почти ни одного животного и даже экскремента, который человек бы не испробовал как лекарство: тут были ежи, ящерицы, жабы, волосы, кал, моча, жир, печень, кровь.
Такого рода органотерапия проходит через всю историю человечества, представляя собой, различные модификации смутных догадок и только благодаря успехам физиологии, органической химии мы приступили к расшифровке этих тайн природы: из надпочечников лошадей и крупного рогатого скота выделили адреналин, из щитовидных желез мелкого и крупного скота тироксин, из кожи жаб – буфонин.
Позже люди научились добывать лекарства из горных пород, нефти, каменного угля, воды, воздуха.
Теперь человек готовит лекарства искусственным путем – в лабораториях, на заводах, фабриках, даже в условиях космоса.
Как история всякой профессии, она не только показывает, как обстояло дело до нас, но и дает часто фактический материал для дальнейшей работы. Стремясь найти какое – либо новое средство или разработать более точные методы получения или проверки старых средств мы обращаемся к каналам истории. В Салернском трактате мы находим упоминание о студенистых капсулах для устранения неприятного вкуса некоторых лекарств – в них мы узнаем предшественников наших желатиновых капсул. Прививка оспы была известна древним китайцам, которые вводили оспенный гной больного в нос, за 1000 лет до н.э., а только в XIX веке нашей эры была разработана рациональная теория и практика прививки. В несколько миллионов человеческих жизней обошлось это незнание истории человечеству, всем известно.
Фармация на своем историческом пути влияла на возникновение и развитие крупнейших отраслей науки и народного хозяйства. Например, изучение многочисленных растений имело целью получение новых лекарственных средств – известно выражение знаменитого ботаника Шлейдена «Фармакогнозия – мать всех естественно – научных дисциплин».
С другой стороны на развитие фармации отражаются как успехи, так и заблуждения других наук. Потому история фармации должна быть связана с историей медицины, химии и с историей культуры вообще.
Таким образом, история фармации – это история всей суммы усилий человечества, направленных к нахождению и усовершенствованию лекарственных и профилактических средств.
На первых ступенях развития медицины фармация не отделялась от нее как отдельная наука. Врач того времени, вместе с тем был и фармацевтом, т. к. он не только назначал лекарства, но и сам готовил их. Позднее, когда по мере развития медицинских знаний фармацевтическая техника также значительно усложнялась, стало невозможным совмещение в одном лице обязанностей врача и фармацевта. Фармация выделяется из общей медицины и становится самостоятельной отраслью.
Официальный год отделения фармации от медицины 1224 год.
Мы об этом позже будем говорить подробно. Важно, чтобы вы уяснили, что на первых ступенях развития медицина и фармация неразделимы.
История фармации, также как история медицины делится на общую и частную. В курсе любой фармацевтической дисциплины содержаться отдельные сведения об ее прошлом. Это частная история фармации. Общая история фармации изучает главные закономерности и основные, узловые проблемы фармации в целом.

Периодизация истории фармации

Предпосылкой научного исторического исследования как медицины, так и фармации, является правильная периодизация – выделение периодов, характеризующихся определенными чертами, отличающими их от других периодов. В основу периодизации истории медицины и истории фармации положены периодизация общей гражданской истории по общественно-экономическим формациям: первобытно – общинный, рабовладельческий, феодальный, капиталистический и социалистический строй, современный период.
Не следуя за сменами общественно – экономических формаций непосредственно и немедленно, изменения в фармацевтической деятельности и науки происходили и происходят под определяющим влиянием коренных изменений в жизни общества. Указанная периодизация по основным общественно – политическим формациям касается общей истории фармации. Что касается отдельных фармацевтических дисциплин, то кроме общей периодизации по общественно – экономическим формациям, следует иметь в виду особенности развития каждой из них.
Мы с вами рассмотрим: историю всеобщей фармации и историю отечественной фармации.
История всеобщей фармации включает:
1. Медицину (т.к. фармация еще не выделена в самостоятельную отрасль знания) в первобытную эпоху;
2. Фармация в рабовладельческом обществе:
а) фармация в странах Древнего Востока
O лекарствоведение Древнего Египта
O лекарствоведение Древней Индии
O лекарствоведение в Тибетской медицине
O фармация в Древнем Китае
б) фармация в античном мире:
O фармация в Древней Греции
O фармация древнеримская
3. Фармация феодализма:
а) фармация эпохи раннего и развитого феодализма
O алхимия
O салернская медицинская школа
б) фармация эпохи Возрождения (15 – 17 в.в.)
в) фармация в период разложения феодализма
4. Фармация в эпоху капитализма.

История отечественной фармации:
I – этап от медицины скифов до второй половины IX века,
этап народной медицины.
II –этап медицина (фармация) в Древнерусском государстве
(вторая половина IX века начало XIII века).
III – этап медицина (фармация) в период татаро-монгольского ига
(середина XIII века – конец XV века).
IV – этап фармация в Московском государстве (XII – XVII век).
V – этап фармация в Петровскую эпоху (XVIII век).
VI – этап фармация девятнадцатого века – начала двадцатого века).

Периодизация истории медицины и фармации по общественно – экономическим формациям очевидна, хотя существовали ранее и другие критерии периодизации очень интересные, о которых рассказывается позже. Использование критерия общественно – политических формации при периодизации истории медицины и истории фармации является очевидным, т.к. понятие медицина включает в себя не только медицинскую науку, но и практику лечения и предупреждения болезней, подготовку кадров и всю деятельность учреждений и органов здравоохранения, направляемую политикой государства. Таким образом, история медицины (и история фармации) может использовать такой критерий периодизации, как общественно – экономические формации.
Интересны также и другие примеры и схемы периодизации. Наиболее распространены следующие схемы периодизации, имеющие место в зарубежных и отечественных учебниках, руководствах, монографиях по данному предмету:
1) Периодизация строится по тем событиям политической истории и истории культуры, значительность которых определяет сам автор, т.е. историческими рубежами являлись следующие периоды:
O Поход аргонавтов
O Пелопонесская война
O Основание христианской религии
O Великое переселение народов – упадок наук
O Крестовые походы – процветание арабской медицины
O Реформация – восстановление греческой медицины и анатомии.
2) Периодизация на основании общепринятой схемы крупных хронологических эпох:
O древность
O средние века
O новая история
O новейшая история.
3) Принцип периодизации по отдельным географическим районам.
4) Периодизация на основе деятельности выдающихся медиков :
от начала медицины до Гиппократа
O от Гиппократа до Галена
O от Галена до Парацельса
O от Парацельса до Гарвея
O от Гарвея до новейшей разработки медицины.
5) Периодизация, исходящая из развития направлений в медицине:
O гуморализм
O солидаризм
O методизм
O ятро – механизм
O анатомизм и анатомическая школа.
6) Схема периодизации, предложенная русским историком Лебедевым в первой половине XIX века. Вся история медицины делится на 2 эпохи:
1. «История первородной медицины»
2. «История возрожденной медицины»
Сам автор так поясняет это разделение: «Разделение истории медицины на эпохи основано на важности врачебных событий, а периоды – на постепенном развитии способностей человеческих в ходе медицинского просвещения.
I. История первородной медицины
1) «Безумственная» (инстинктивная) медицина – от появления человеческого рода до конца деятельности Гермеса
2) «Слепая» медицина – от Гермеса до Эскулапа
3) «Юная» медицина – от Эскулапа до Гиппократа
4) «Зрелый могущественный век» - от Гиппократа до Асклепиада
5) «Век возмужалости» - от Асклепиада до Галена
6) «Старческая медицина» - от Галена до Авиценны
II. История возрожденной медицины (от Авиценны до Леоницена)
1) «Возраждающаяся» медицина – от Леоницена до Парацельса
2) «Вымышленная» медицина – от Парацельса до Сиденгейна
3) «Наблюдательная» медицина
4) «Умозрительная» медицина
5) Период истинной медицины
Наиболее распространенной схемой периодизации истории медицины (фармации) является такая, когда внутри раздела – медицина той или иной формации – изложение материала производится на основе территориального и этнографического принципов, что особенно относится к рабовладельческому и феодальному обществам. Этой схемой будем пользоваться и мы. Территориальный и этнографический принцип обычно не соблюдается в отношении периода капитализма, внутри которого изложение идет по отдельным отраслям, направлениям, школам.

Источники изучения истории медицины (фармации)
Важнейшее значение имеет вопрос об источниках изучения истории медицины или фармации, особенно для первобытной эпохи, которую ученые называют «бесписьменной».
Различают:
1) для более древних периодов, охватывающих тысячелетия, основными источниками являются раскопки, данные археологии, палеонтологии;
2) с возникновением письменности такими источниками являются рукописи, печатные произведения врачей, общих историков, государственных и военных деятелей, философов, архивные материалы;
Здесь уместно вставить строчки И. В. Бунина
«Молчат гробницы, мумии и кости. Лишь слову жизнь дана.
Из тьмы времен, на вековом погосте, звучат лишь письмена»
3) материалы лингвистики (языкознания), изобразительного искусства, этнографии, народного эпоса и фольклора;
4) фотодокументы, кинодокументы, фонодокументы (записи голоса на пленку);
5) данные нумизматики, полеографии (наука о развитии письменности), эпиграфики (наука о древних надписях).
Виды источников изучения медицины и фармации продолжают расширяться и обогащаться.


Возникновение медицины в первобытном обществе
Эпоха первобытного строя охватывает период от появления первых людей до возникновения классового общества. Эту эпоху называют каменным веком.
Первобытная эпоха – наиболее продолжительный и едва ли не самый важный период в истории человечества. Именно в этот период происходило формирование человеческого коллектива и человека как биологического вида, становление производства и производственных отношений, зародились нравственные и этические понятия, начались процессы осмысления окружающего мира и осознания человеком своего специфического значения, накопления и передачи опыта, положившие начало ремеслам, искусствам, религии, образованию науки. Согласно современным представлениям первобытное общество зародилось около 4 млн. лет назад и этот период завершился не ранее 4-го тысячелетия до нашей эры.
История говорит, что первыми, кто стал сознательно накапливать этот опыт, были женщины, когда они стояли во главе рода – в период матриархата. Как появился матриархат?
В первобытном обществе на одном из этапов его развития детопроизводство и половые связи принимают форму группового брака, который устанавливал взаимобрачие 2-х коллективов: мужчина одной группы может вступить в связь с любой женщиной другой группы и наоборот. Наличие такой связи не обязывало партнеров хранить верность друг другу, также как не существовало обязанности вступать в брак с определенным или любым партнером, не требовалось совместного проживания. Поэтому родившийся ребенок рос и воспитывался в коллективе матери, не зная отца, что и привело в дальнейшем к формированию материнского рода и материлинейности – счету происхождения и наследования по материнской линии. Этот период характеризуется собирательством даров природы – плодов, корней, трав.



Эмпирическая медицина

Эмпирическим путем в этот период были обнаружены: белладонна - обладающая болеутоляющим действием; мак, табак, индийская конопля - обладающая наркотическим действием; полынь – обладающую сокогонным действием; женьшень – обладающий тонизирующим действием.
Женщина, как глава рода, заботилась не только о питании, поддержании очага, но также о благополучии и здоровье своих сородичей. В пользу этого предложения свидетельствуют многочисленные памятники, воздвигнутые в различных местах расселения первобытных людей. Археологи называют эти памятники «каменными бабами», которые у славянских народов назывались «берегинями». Подробных данных о первых женщинах – врачевательницах история не сохранила. Однако, известно, что в эпоху матриархата в Египте жила Могучая Полидамна, в Чехии – Мудрая Каза, в Колхиде - Медея, на Руси – Мария (лекарка Ильи Муромца).
Накопившийся в период матриархата врачебный опыт лег в основу медицинских знаний, которые человечество обрело гораздо позднее. В процессе развития матриархата первобытные люди были подвержены различным заболеваниям. Об этом свидетельствуют многочисленные находки антропологов. Костные останки несут следы рахита, туберкулеза, сифилиса, травм, анкилозов. Первобытные люди чаще страдали от голода, инфекционных заболеваний. Вместе с тем не установлено достоверных данных о характере и уровне медицинской помощи в этот период.
На позднем этапе первобытного общества главной экономической единицей становится община. Ведущим видом деятельности становится охота. Человек, наряду с растительной пищей, стал употреблять и животную, способствовал установлению целебных свойств органов и тканей животных. Первобытный охотник начинает понимать, что животное являются основным источником его существования. Многие племена считают и считали животное своим родоначальником, охранителем здоровья.
Появляются тотемные животные (или культовые) – в Северной Африке – буйвол, в Сибири – медведь, в Индии – корова. Тотему не поклоняются, а его считают родственником, старшим отцом, братом. Считалось, что амулет защищает от опасности и сохраняет здоровье, т.е. амулету придавали профилактическое значение. Но иногда в бусах амулета, предназначавшегося для глотания, заключалось рвотное, болеутоляющее.
Длительное время в лечебных целях первобытный человек использовал кровь, золу, животный жир, печень, шкуру животного. Примером поразительной наблюдательности первобытных народов является следующий факт. Бразильские и африканские индейцы для заживления ран используют муравьев. Они размещают этих насекомых с сильно развитыми челюстями в ряд вдоль ранки, т.о. чтобы они захватили челюстями оба ее края. Затем муравьям отрывают туловище и получают как бы ряд скобок, кроме того, выделяемая муравьями кислота действует обеззараживающее.
Тотем – в доклассовом обществе: обожествляемое животное (явление природы, растение, предмет), считающееся родоначальником племени.
Амулет – предмет, которому суеверно приписывалась сверхъестественная способность отвращать от владельца амулета болезни и бедствия, от враждебных чар.
Введенный в употребление термопсис тоже явился результатом наблюдения над животными, поедавшими эту траву (отхаркивающее, рвотное). Еще один пример – малярия, с которой человечество познакомилось очень давно, настолько давно, что наука затрудняется назвать точную дату возникновения болезни. Борьба с малярийным плазмодием была трудной, пока человечество эмпирическим путем, применяя разнообразные средства, не натолкнулось на чудодейственный порошок из коры хинного дерева. Принимая этот порошок, больные выздоравливали.
Казалось бы, все в порядке – приготовь из коры хинного дерева препарат и лечи больных. Но! …Хинное дерево росло не везде, а только в Южной Америке, и получить эту кору было чрезвычайно трудно. Местное население Перу, где росло хинное дерево, стремилось сохранить тайну и метод лечения болотной лихорадки. Смертью карался каждый, кто пытался вывезти семена этого дерева. И совсем не потому, что индейцы претендовали на приоритет в открытии способа лечения малярии, они рассчитывали таким путем избавиться от испанских колонизаторов.
Наблюдалась такая любопытная картина: местное население прекрасно выдерживало атаки лихорадки и быстро исцелялось, тогда, как испанцы умирали тысячами. Так продолжалось примерно 40 лет. История донесла до нас немало фантастических легенд о том, как испанцы узнали о существовании коры хинного дерева.
Вот одна из них: у одного из индейцев поселился испанский солдат. Солдат был порядочным человеком и не раз выручал хозяина и его семью от различных безобразных выходок собратьев по оружию. Это растрогало хозяина, и, когда его гость заболел малярией он, в силу своей души нарушил клятву племени, вылечив солдата порошком из коры хинного дерева. Между выздоровевшим солдатом и хозяином установились добрые отношения, и индеец рассказал солдату о чудодейственной коре, взяв с него обещание хранить тайну. Испанец сдержал слово, хотя и лечил этим порошком больных солдат и спас даже самого главнокомандующего, к великому отчаянию перуанских индейцев. Когда же несколько позже заболела тяжелой формой малярии жена испанского вице-короля графа Цинхона, главнокомандующий направил к ней с рекомендательным письмом и лекарством этого солдата – врачевателя. Графиня быстро поправилась, а восхищенный вице-король, возвращаясь в Испанию, прихватил с собой большое количество коры хинного дерева, которая впоследствии получила у европейцев название “коры – цинхоны“, в честь графа. Убедившись, в полезности коры – цинхоны при малярии, испанские колонизаторы наложили свое вето на вывоз этой коры и семян целебного дерева. Они хотели тем самым, сохранить свое монопольное право на это лекарство. Однако, с большим трудом, несмотря на ряд, исключительно драматических моментов в добывании семян хинного дерева, они все же были вывезены англичанином Леджером из Боливии, а через несколько лет на индонезийских плантациях на острове Ява с этих деревьев сняли первый урожай. Эта кора, как источник получения хинина сохранила свое значение в ряде стран и в наши дни, а только через полтора века русский химик Гизе получил химически чистый хинин.
В эпоху матриархата накапливался опыт лечения теми или иными лекарственными средствами, закладывались основы народной медицины.
Эпоха патриархата (поздний палеолит, мезолит) характерна развитием очагов земледелия, активной охотой, одомашниванием животных; продолжается процесс формирования большой семьи и происходит разделение труда, на Ближнем Востоке и Юго-Западной Азии совершается переход к земледелию и скотоводству, что приводит к переходу от бесклассового общества к классовому.
В эпоху патриархата происходит изготовление из самородных металлов орудий труда и предметов домашнего обихода, развитие гончарного производства приводит к изготовлению глиняной посуды. Все вместе позволяет готовить лечебные снадобья.


Рядом с эмпирическим врачеванием возникает теургическая медицина, которая рассматривала болезни, как влияние злых духов, проникших в человеческий организм.
У местного населения Таиланда (туземцев Сиама) каждая болезнь имеет своего демона, например, малярия возникает, когда человек идет по лесу и на него с листьев падает дух Фти – Ду. На острове Цейлон каждому демону приписывают отдельный симптом: демон слепоты, демон глухоты, демон зубной боли и т.д. Чтобы вылечить больного надо изгнать поселившегося в нем духа.
Способов для этого существует много:
1) механическим путем – вместе с гноем высасывается из раны дух, иногда к высасыванию добавляют окуривания, после высасывания знахарь выплевывает злого духа в особую, предварительно вырытую яму, в которой злого духа поспешно зарывают или торжественно сжигают на костре. У колумбийских индейцев знахарь вытесняет злого духа, надавливая изо всей силы обоими кулаками на желудок больного; или же давали внутрь вещества, вызывающие рвоту (кал животных) или горечи.
2) заставить духа самого покинуть больного, например, испугать духа шумом, угрожающими жестами и гримасами, удушливыми запахами и т.д. Самый интересный обычай существовал в русских деревнях: больной садился на улице у калитки, и все прохожие весь день плевали на него. К вечеру больного мыли, и он поправлялся от того, что нечистый дух был вынужден оставить тело столь усердно оплевываемого человека.
3) уговорить его оставить жертву (для этого существовали заклинания и заговоры (заговоры – магические слова, обладающие колдовской, целебной силой). У древних египтян считалось, что легче всего изгнать духов, убедив их в том, что их жертва находится под покровительством божества, поэтому, продолжая упорствовать в своих замыслах, они могут подвергнуть себя серьезной опасности. Для изгнания этого злого духа первобытные люди применяли даже трепанацию черепа. Эта операция имела широкое распространение в разных частях света. По свидетельству путешественников, посетивших в прошлом столетии остров Увей (Тихий океан), все жители острова, в том числе дети, подвергались трепанации для «изгнания» злого духа в случае болезни.
Надо отметить, что религиозные методы лечения комбинируются с применением лекарственных средств. Например, при заговоре различных желудочных болезней колдун или знахарь дает пить настой горьких трав, при других болезнях больного секут крапивой или царапают тело до крови, мнут и растирают его. Действие всех этих приемов не могло ускользнуть от внимания первобытного лекаря, и таким путем в медицину вошли вполне рациональные методы, как применение массажа, раздражающих кожу средств, горечей и т.д.
Теперь ясно, что все эти теургические методы не были бесполезны, действовали посредством внушения, самовнушения, а также благодаря применявшимся определенным веществам. Амулеты также применялись одновременно с вполне естественными мерами воздействия.
Например, в бусах амулета предназначавшегося для глотания, заключалось рвотное болеутоляющее и др.
Эмпиризм и мистика, беря свое начало в столь отдаленной эпохе, являются вплоть до наших дней главными элементами народной медицины. Наряду с довольно рискованными и вредными приемами, как, например, применение паутины для лечения ран, свежего навоза для отрезвления пьяных, мышей для лечения пупочной грыжи.
В народной медицине имеется много верных наблюдений, которыми пользуется современная медицина – эфедра, как лекарственное растение была известна китайцам еще 5000 лет назад. Эфедрин введен в научную медицину китайским фармакологом Ченом. Целительные свойства хинного дерева были открыты инками. Широко применялся горицвет весенний для лечения водянки и одышки.


Корифеи русской медицинской науки Мудров, Боткин, Захарьин, выдающийся деятель русской фармации Нелюбин Александр Петрович, внимательно относились к народной медицине и активно внедряли народные средства в медицину.
Итак, медицина возникла и развивалась в эпоху первобытнообщинного строя. Врачебные знания накапливались в результате деятельности всего коллектива первобытной общины; поэтому врачевание той эпохи следует именовать народной медициной, народным врачеванием. Народная медицина в эпоху первобытно – общинного строя обогатилась рядом лекарственных средств, выработала некоторые приемы врачевания.
Существует три ошибочных концепции возникновения медицины:
u Представление о безраздельной связи медицины и религии в их возникновении и на ранних стадиях развития. Эта точка зрения ошибочна, т.к. медицинские приемы и сведения возникали в человеческом обществе не в связи с теми или иными верованиями, а в непосредственной связи с условиями жизни, с поддержанием существования с питанием, с производством. Медицина в самом примитивном виде возникла раньше религии, с того момента, когда объектом помощи становится другой человек, когда помощь при болезнях и травмах превращается в средство сохранения жизни, здоровья и трудоспособности других членов коллектива.
u Мысль о совершенном здоровье первобытных людей и последующем его ухудшении в ходе цивилизации, т.е. болезни были нажиты в ходе исторического развития человечества. Это не соответствует действительности, т.к. на костях людей, захороненных в самые древние периоды существования человека, находили следы остеомиелита, рахита, сифилиса и других заболеваний. Понятно, что следы поражений истлевших внутренних органов не могло сохраниться, но если были поражения скелета, то трудно представить себе, что не было других заболеваний. Древнейшие исторические документы сохранили описания вымирания населения целых территорий как обычного явления.
u Представление о заимствовании человеком медицинских приемов у животных в качестве основного источника. Человек использовал свой опыт и опыт предшествующих поколений, отдельные случаи (чемерица) играли только подсобную роль. Подлинную картину возникновения медицины в человеческом обществе помогли восстановить данные археологии, этнографии, языковедения и др.


Тема 2. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА МЕДИЦИНЫ В РАБОВЛАДЕЛЬЧЕСКОМ ОБЩЕСТВЕ. ЛЕКАРСТВОВЕДЕНИЕ В СТРАНАХ ДРЕВНЕГО ВОСТОКА (ШУМЕР, ВАВИЛОНИЯ, АССИРИЯ)

В предыдущей теме мы произвели обзор истории врачевания в первобытной общине. Следующий этап развития медицины связан с переходом человечества от пастушеского хозяйства к земледелию и от первобытнообщинного к рабовладельческому строю.
Первые крупные центры земледелия и первые рабовладельческие государства возникли в жарких странах в долинах больших рек. Таким образом, переход от первобытнообщинного к рабовладельческому строю, впервые в истории человечества, произошел в странах Древнего Востока. Древний Восток – понятие условное, которое сохранилось с тех времен, когда страны, обозначаемые этим термином, либо составляли восточные области Римской империи (Египет, Сирия и др.), либо лежали к востоку от ее границ (Иран, Индия, Китай).
В смысле развития производственных сил общества рабовладельческий строй был шагом вперед по сравнению с первобытнообщинным строем. Рабский труд сделал возможным более широкое разделение труда. Возникли различные ремесла. Ремесло отделилось от земледелия, появились ремесленники – профессионалы, а также врачи профессионалы. Разделение труда повышало его производительность, что создавало дальнейшие условия возникновения для развития науки и культуры. Одним из выдающихся достижений культуры того времени было изобретение письма. Сначала рисуночного (пиктография), затем более сложного - иероглифы и клинопись.
Благодаря этому народы Древнего Востока оставили значительное количество литературных памятников, которые вместе с богатыми археологическими материалами составляют основу наших знаний о материальной и духовной жизни народов этой отдельной эпохи. Изучая памятники медицинской литературы того времени, нужно всегда иметь в виду одну их своеобразную особенность. Эта особенность состоит в том, что за редкими исключениями все они либо написаны жрецами, либо обрабатывались ими. Истинное лицо медицины Месопотамии (Вавилония, Ассирия) представляется перед нами, чаще всего в мистической оболочке.
Чтобы правильно использовать эти документы, нужно уметь отделять содержащиеся там объективные факты от элементов мистики.
Месопотамия (греч. Mesopotamia, от mйsos — средний, находящийся между, в середине и potamos — река), Междуречье, Двуречье, природная область в Западной Азии, в бассейне рек Тигр и Евфрат. Месопотамия - один из крупнейших культурных очагов Древнего Востока. На территории Месопотамии в 4-3-м тысячелетии до н.э. формировались раннеклассовые государства. В конце 3-го тысячелетия до н.э. здесь существовали древние государства Аккад, Ур и др.; в начале 2-го тыс. до н.э. в южной части Месопотамии сложилось государство Вавилония. В дальнейшем Месопотамии входила в состав Ассирии (9-7 вв. до н.э.). После 1-й мировой войны 1914-18 г.г. большая часть Месопотамии входит в государство Ирак, остальные части - в состав Сирии и Турции.
Шумер – историческая область в Южном Двуречье (между реками Тигр и Евфрат, на территории южной части современного Ирака). До конца 3-го тысячелетия до н.э. была населена преимущественно шумерами и в меньшей мере восточными семитами-аккадцами, основавшими около 2400 г. до н. э. город Аккаде, по названию которого северные области Шумера (но не севернее широты современного Багдада) с тех пор именовались Аккадом. Время заселения Южного Двуречья шумерами остаётся неясным; в период археологической культуры Джемдет-Наср, а вероятно и более ранних - Урука и Эль-обейдской культуры (5-4-е тысячелетие до н.э.), население было шумерским. Около 3000 г. до н.э. (протописьменный период) на территории Шумера начали складываться классовое общество и государство. Время 2700-2300 г.г., когда уже возникла подлинная письменность - клинопись, исследователи относят к раннединастическому периоду. Для него характерно наличие множества городов-государств, центрами которых были обширные храмовые хозяйства (вне них существовали хозяйства большесемей-


что порождало непрерывные войны за головные каналы и орошенные поля. Военные вожди отдельных городов-государств (наиболее ранние из известных - правители I династии Киша, I династии Урука, 28-27 вв. до н. э., затем Ура, Лагаша и др.) поочерёдно добивались временной гегемонии над соседними городами. Внутри городов шла борьба за власть над храмовым хозяйством между жреческо-родовой и светской служилой знатью, поддерживавшей притязания правителя. Наиболее известным проявлением этой борьбы были реформы Урукагины (Уруинимгины) в Лагаше (24 в. до н. э.). Последним правителем раннединастического типа был Лугальзаггиси (Лугальзагеси), правитель соседней с Лагашем Уммы, а позже и Урука. Царю г. Аккада Саргону Древнему удалось подчинить как государства Умму, Урук и Лагаш, так и другие независимые государства Ш. и создать в Двуречье державу «Царство 4 стран света» (династия Аккада, 24—22 вв. до н. э.). государство Аккада погибло под натиском горских племён кутиев (гутеев). В конце 22 в. до н. э. кутии были изгнаны царём Урука Утухенгалем, после смерти которого власть перешла к Ур-Намму, основателю III династии Ура и «Царства Шумера и Аккада». Хозяйство этого государства было основано на гигантских царских имениях, управлявшихся огромным аппаратом чиновников и надзирателей; работники же были фактически низведены до рабского положения; хозяйственная, политическая и культурная жизнь общин замерла. При III династии Ура был унифицирован пантеон богов; цари обожествлялись при жизни. Насаждалась идея рабской зависимости человека от богов. Около 2000 до н. э. IIIумерская династия Ура рухнула под натиском западно-семитских скотоводов — аморитов и горцев-эламитов.
Расцвет шумерской культуры приходится на вторую половину 3 тысячелетия до н.э. Об истории врачевания и лекарствоведения в древней Месопотамии свидетельствуют «труды», выполненные клинописью на глиняных табличках (около 1000), найденные в числе других табличек в развалинах дворца ассирийского царя Ашшурбанапала. В 647 году до н.э. он взял Вавилон и всю библиотеку вавилонских царей перевез в свою столицу – Ниневию. Эти литературные сокровища и были найдены в 19 веке в холмах близ Моссула, под которыми покоились развалины Ниневии.
При проведении раскопок древнего шумерского города Ниппура в 1889 году был найден самый древний из обнаруженных медицинский текстов, начертанный на глиняной табличке на шумерском языке. По мнению ученых, его составление относится к 3 тысячелетию до н.э. Текст состоял из 15 прописей лекарственных средств, расшифровка которых показала, что древние врачеватели использовали средства, в основном, растительного происхождения (горчица, пихта, сосна, груши, фиги и т.д.). К сожалению, глиняная табличка не раскрывает секрета, при каких заболеваниях эти растения необходимо применять.
Шумеры заложили основы арифметики, геометрии и астрономии, послужившие толчком для дальнейшего развития научной мысли у народов Вавилонии и Ассирии. Изобретения Вавилонян прекрасно известны потомкам: солнечные часы, деления суток на 12 частей, определение продолжительности лунного месяца и солнечного года, времени весеннего и осеннего равноденствия.
Постепенно в древней Месопотамии стали появляться сборники табличек со всевозможными медицинскими знаниями: признаками болезней или названиями пораженных частей тела.
Дальнейшая история Шумера отражена в истории Вавилонии.
Вавилония, древнее государство в южной части Месопотамии (территория современного Ирака), возникшее в начале 2-го тыс. до н.э. и окончательно утратившее независимость в 539 г. до н. э. Получило название от главного города Вавилона. До возвышения этого центра (а часто по традиции последующие времена) территория Вавилона носила наименование «Шумер и Аккад». До начала 19 в. до н. э. г. Вавилон не играл самостоятельной роли, он подчинялся царям Аккада (24—22 вв.), позднее — царям IIIумера династии Ура (конец 22—21 вв.).
Вавилон (шумерское Кадингирра, аккадское Бабилу, буквально - врата бога), в древности город в северной части Двуречья на берегу Евфрата; развалины Вавилона - близ современного г. Хилла (Ирак). Впервые упоминается в легенде о Саргоне Аккадском (3-е тыс. до н.э.). Значение Вавилона возросло во времена I Вавилонской династии (1894—1595); при Хаммурапи он превратился в крупнейший политический, культурный и хозяйственный центр не только Вавилонии, но и всей Передней Азии. Около 1595 г. до н. э. Вавилон был захвачен хеттами, около 1518 г. попал под власть касситов. В начале 1-го тысячелетия борьба за Вавилон шла между Ассирией и арамейскими племенами халдеев. С 732 г. Вавилон входил в состав Ассирийской державы. В 689 г. в наказание за мятеж он был полностью разрушен ассирийским царём Синахерибом. Заново отстроен около 680 г. преемником Синахериба Асархаддоном. В 626 г. власть в Вавилоне захватил халдей Набопаласар (правил в 626—604 г.г.). При Навуходоносоре II (правил в 604—562 г.г.) город достиг наивысшего расцвета, был создан новый архитектурный ансамбль Вавилона с грандиозными дворцами и мощными оборонительными укреплениями. В 539 г. город захватили персидские войска Кира II. В 331 г. Вавилоном овладел Александр Македонский. В 312 г. Вавилон перешёл к одному из полководцев Александра Македонского Селевку, который переселил большую часть ж...
**************************************************************


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.