На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


Диплом Анализ возможных путей развития малого предпринимательства Москвы и механизмов его поддержки

Информация:

Тип работы: Диплом. Добавлен: 21.10.11. Страниц: 90. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


9976



Оглавление

Оглавление 2
Введение 3
Глава I. Теоретические основы малого бизнеса 7
I.I. Определение малого бизнеса и его критерии 7
I.II.Этапы и исторические аспекты развития малого бизнеса 16
I.III.Малый бизнес в экономике России 19
Глава II.Объективная необходимость государственного регулирования развития малого бизнеса 30
II.I. Правовые основы развития малого бизнеса 30
II.II.Зарубежный и российский опыт регулирования малых предприятий (малого бизнеса) государством 37
II.III.Проблемы малого бизнеса 45
II.IV. Механизмы государственного регулирования малого бизнеса(программы) 57
Глава III.Развитие малого инновационного бизнеса 67
III.I. Инфраструктура малого инновационного бизнеса 67
III.II. Механизмы государственного регулирования развития малого инновационного бизнеса 72
III.III. Поддержка и стимулирование инновационных предприятий в России и за рубежом 77
Заключение 83
Список литературы 87

Введение

Актуальность темы.
По данным Федеральной службы государственной статистики РФ число малых предприятий на 1 января 2008 года превысило 1100 тыс. единиц, а индивидуальных предпринимателей - 3,4 млн. человек. В 2007 году продолжились тенденции к увеличению объемов оборота и инвестиций в основной капитал на малых предприятиях. Итоги деятельности субъектов малого предпринимательства за 2007 год можно рассматривать как положительные. Можно констатировать, что тенденции к росту данного сектора отмечаются уже в течение нескольких последних лет. Кроме того, в 2006-2008 годах была активизирована государственная политика по созданию благоприятных условий для развития предпринимательских инициатив как на федеральном, так и региональном уровнях. Так, принято новое законодательство о развитии малого и среднего предпринимательства, одобрен ряд нормативных актов, направленных на упрощение доступа малых предприятий к финансовой и имущественной поддержке. Принимаются определенные меры по устранению административных барьеров.
Однако указанные положительные тенденции развития сектора малого предпринимательства могут быть сняты воздействием как общих, так и специфических факторов, обусловленных кризисными явлениями в экономике зарубежных стран и Российской Федерации.
К общим негативным факторам, оказывающим влияние на деятельность малых предприятий, можно отнести снижение ликвидности, неплатежи, низкая инвестиционная активность.
Российский малый бизнес, поставленный в сложные условия вследствие ограниченного доступа к кредитам банков и скудности средств в региональных фондах поддержки предпринимательства демонстрирует, тем не менее, высокую институциональную стойкость. Он проявляет необычайную активность в поиске средств для продолжения своего дела и новых сфер деятельности. Имеется множество фактов, свидетельствующих о большом экономическом и организационном потенциале малого предпринимательства.
Следует отметить, что в период экономических реформ, по меньшей мере, в течение одного десятилетия после начала либерализации цен и приватизации государственной собственности, экономическая безопасность России находилась под угрозой. Этот факт не остался незамеченным исследователями. В теории были сформулированы критерии экономической безопасности и, соответственно, предлагались пути ее обеспечения. Однако малый бизнес как фактор ее обеспечения фактически не стал предметом исследования. Вместе с тем и в настоящее время эффективность государственной поддержки малого бизнеса остается недостаточной. До сих пор существует немало финансовых, бюрократических, организационных и т.п. преград, препятствующих функционированию существующих и увеличению вновь создаваемых предприятий малого бизнеса.
Теоретические разработки, посвященные современной системе оценки и регулирования деятельности малого бизнеса, не в полной мере учитывают возможности системного подхода к повышению эффективности функционирования малого предпринимательства. При использовании зарубежного опыта не учитывается российская специфика, инновационный потенциал, что в свою очередь затрудняет адаптацию российского малого бизнеса в глобальные процессы интеграции и повышения конкурентоспособности.
Теоретические, методологические и методические вопросы совершенствование механизма регулирования и повышения эффективности функционирования малого предпринимательства приобрели особую актуальность в настоящее время.
Степень разработанности темы. Основы теории предпринимательства были заложены в трудах Р.Кантильона, Ж.-Б.Сэя, А.Смита. Дальнейшее развитие теория предпринимательства получила в работах А.Хизрича, Ф.Хайека, Й.Шумпетера и других ученых.
До определенного момента в силу недостаточно широкого распространения самого явления в качестве одной из форм предпринимательской деятельности малое предпринимательство изучалось лишь поверхностно. В трудах классиков экономической теории А.Смита, Д.Рикардо, К.Маркса можно найти упоминание о некоторых особенностях развития малого предпринимательства, но нет специально посвященного ему исследования.
Появление большого числа государственных программ поддержки предпринимательства в послевоенные годы обусловили активизацию интереса к данной проблеме среди зарубежных ученых. Ее изучением занимались Г.Берл, П.Вэйл, Д.Гэммон, Я.Мейтланд и некоторые другие исследователи.
Перед отечественными исследователями задача анализа особенностей становления и функционирования малых предприятий обусловливалась осуществлением в стране рыночных преобразований. В 90-е годы малое предпринимательство стало объектом постоянных исследований со стороны ученых и специалистов-практиков. В частности, изучением проблем малого предпринимательства в этот период интенсивно занимались А.Крутик, С.Миронов, А.Слуцкий, О.Шестоперов и некоторые другие ученые.
В отечественной науке большой вклад в исследование проблемы был внесен российскими учеными, среди значимых работ следует выделить труды А. Авиловой, Т. Алимовой, В. Афанасьева, А. Блинова, Н. Брагина, Р. Братиной, Н. Вахтиной, А. Виленского, Л. Гаранькиной, Г. Данишевской, Т. Долгопятовой, Э. Дунаева, Н. Зяблюка, Б. Ичитовкина, Ю. Кочеврина, А. Крутика, М. Лапусты, А. Лившица, В. Меньшова, А.Орлова, Н. Пилипенко, Е. Татарского, В. Шахового, А Шулуса и др.
Анализ литературы и методических материалов показал, что многие проблемы, касающиеся совершенствования механизма повышения эффективности малого предпринимательства не нашли решения в экономической науке, проведенные ранее исследования не в полной мере раскрывают влияние факторов внутреннего и внешнего влияния.
Итак, недостаточная теоретическая разработанность проблемы повышения эффективности малого предпринимательства определили выбор темы работы, ее цель и задачи.
Цель дипломной работы состоит в анализе возможных путей развития малого предпринимательства Москвы и механизмов его поддержки.
Цель исследования предполагает решение следующих задач:
• определить сущность предпринимательства, раскрыть его содержание и виды в целях получения более полного и глубокого представления о возможностях малого предпринимательства в рыночной экономике;
• исследовать основные проблемы повышения эффективности предпринимательской деятельности в РФ;
• рассмотреть основные направления государственной поддержки и регулирования предпринимательства;
• провести анализ развития инновационного предпринимательства в РФ.
Предметом исследования являются экономические отношения между субъектами малого предпринимательства, а также с субъектами крупного бизнеса и государством.
Объектом исследования становятся формы и методы повышения эффективности предпринимательства.
Теоретической и методологической базой исследования являются фундаментальные положения классической и современной теории в области предпринимательства, содержащиеся в трудах зарубежных и отечественных исследователей, а также в сборниках материалов научно-теоретических и научно-практических конференций, симпозиумов и семинаров.
Информационной базой исследования послужили материалы федеральных и региональных статистических органов, информационно-аналитических центров министерств и ведомств Российской Федерации и Москвы, данные, опубликованные в периодической печати, государственные региональные программы развития предпринимательства. Содержащийся в работе анализ опирается на федеральное и региональное законодательство, а также нормативные акты местных органов власти.


Глава I. Теоретические основы малого бизнеса

I.I. Определение малого бизнеса и его критерии

Предпринимательство (предпринимательская деятельность) всегда являлась одним из важнейших предметов экономической науки, поскольку именно предприниматель является главным действующим лицом рыночного хозяйства.
Мы сможем лучше понять сущность предпринимательства, если рассмотрим поведение предпринимателя с разных сторон - с экономической, управленческой и личностной. Исследователи XX в. особое внимание уделяли личностным и социальным характеристикам предпринимателя, что нашло свое отражение в следующих суждениях:
«Практически во всех определениях предпринимателя и предпринимательства речь идет о таком поведении, которое включает в себя, во-первых, элемент инициативы, во-вторых, организацию и реорганизацию социально-экономических механизмов, с тем чтобы суметь с выгодой использовать имеющиеся ресурсы и конкретную ситуацию, и, в-третьих, взятие на себя ответственности за возможную неудачу, т.е. готовность рисковать» .
«С точки зрения экономиста, предприниматель - это тот, кто соединяет средства, труд, материалы и т.д. таким образом, что их совокупная стоимость возрастает. При этом он вносит изменения, осуществляет инновации и преобразует заведенный порядок. С точки зрения психолога, предприниматель - это человек, которым движут определенные мотивы - например, желание добиться чего-то в жизни, попробовать что-то новое, самоутвердиться или обрести самостоятельность... С точки зрения других предпринимателей, он может представлять угрозу, быть опасным соперником, или, наоборот, партнером, поставщиком, покупателем или просто человеком с интересными идеями, в которого не жалко вложить деньги... С точки зрения политэконома, предприниматель - это человек, который умножает не только свое, но и национальное богатство, кто находит способы лучшего использования ресурсов, снижения потерь, кто создает новые рабочие места» ..
«Предпринимательство - это динамичный процесс наращивания богатства. Богатство создается теми, кто больше всех рискует своими деньгами, имуществом, карьерой, кто не жалеет времени на создание собственного дела, кто предлагает покупателям новый товар или услугу. Этот товар или услуга необязательно должны быть чем-то совершенно новым, главное чтобы предприниматель сумел придать им новое качество, увеличить их ценность, затратив на это необходимые силы и средства».
Каждое из этих определений рассматривает предпринимателя под разным углом зрения, однако все они включают такие понятия, как новизна, организаторский талант, творческое начало, умножение богатства и готовность рисковать. И все же каждое из этих определений ограничивает сферу предпринимательства, хотя на самом деле предпринимателей можно найти во всех областях - в образовании, медицине, науке, юриспруденции, архитектуре, в сфере производства, социальной сфере, сфере распределения. Поэтому здесь можно дать следующее определение, которое охватывает все типы предпринимательского поведения: предпринимательство - это процесс создания чего-то нового, обладающего ценностью; процесс, поглощающий время и силы, предполагающий принятие на себя финансовой, моральной, социальной ответственности; процесс, приносящий в результате денежный доход и личное удовлетворение достигнутым.
Итак, предпринимательство - это осуществление смелых, важных и трудных проектов. Предпринимательство - это готовность добровольно брать на себя весь риск, связанный с реализацией новых идей. Это попытки придумать и сделать что-то новое или улучшить уже существующее.
Предпринимательская деятельность определяется российским законодательством, как самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на получение прибыли от продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленном порядке . Предпринимательская деятельность может осуществляться как юридическими лицами, так и гражданами без образования юридического лица.
1. Эти понятия относятся к любому виду экономической деятельности, определенному классификатором ОКВЭД , а именно:
• Сельское хозяйство, охота и лесное хозяйство.
• Рыболовство, рыбоводство.
• Добыча полезных ископаемых.
• Обрабатывающие производства.
• Производство и распределение электроэнергии, газа и воды.
• Строительство.
• Оптовая и розничная торговля; ремонт автотранспортных средств, мотоциклов, бытовых изделий и предметов личного пользования.
• Гостиницы и рестораны.
• Транспорт и связь.
• Финансовая деятельность.
• Операции с недвижимым имуществом, аренда и предоставление услуг.
• Государственное управление и обеспечение военной безопасности; обязательное социальное обеспечение.
• Образование.
• Здравоохранение и предоставление социальных услуг.
• Предоставление прочих коммунальных, социальных и персональных услуг.
• Предоставление услуг по ведению домашнего хозяйства.
• Деятельность экстерриториальных организаций.
Можно использовать исходное определение экономической деятельности, данное в ОКВЭД: «Экономическая деятельность имеет место тогда, когда ресурсы (оборудование, рабочая сила, технологии, сырье, материалы, энергия, информационные ресурсы) объединяются в производственный процесс, имеющий целью производство продукции (оказание услуг). Она характеризуется затратами на производство, процессом производства и выпуском продукции (оказанием услуг)».
2. Чем больше в экономической деятельности нового (инновационности) (как в отношении отдельных ее составляющих, так и в целом), риска и выхода за привычные рамки (например, более высокие темпы роста), тем больше будет предпринимательского элемента в этой деятельности. На одном полюсе будет обычный стабильный бизнес, на другом — предпринимательство, граничащее с авантюризмом. Посредине — множество переходных состояний, зависящих от соотношения стабильности и новизны с риском.
Количество малых предприятий Москвы – один из основных статистических показателей, представляемых Мосгорстатом. Кроме того, это основной индикативный показатель, прописанный в Постановлении Правительства Москвы от 20.06.2007 г. №420-ПП «О комплексной целевой программе развития и поддержки малого предпринимательства в г. Москве на 2008-2010 гг.».
Показатель количества МП по данным Мосгорстата используется при оценке финансово-экономического состояния всей совокупности МП Москвы на основании осредненных значений финансово-экономических характеристик МП по данным бухгалтерской отчетности.
По состоянию на 01.10.2009 года по данным Мосгорстата количество МП составило порядка 214,5 тыс. единиц, темп прироста количества предприятий по отношению к концу 2008 года – 3,2%.
По суммарному количеству МП Москвы на протяжении длительного периода прослеживается положительная динамика. На основании многолетнего наблюдения за данными о состоянии малых предприятий в г. Москве на фоне постоянного развития экономики города можно предположить, что кардинальных изменений в динамике количества МП Москвы в ближайшие годы не предвидится. Можно только отметить некоторое снижение (на 7%) количества МП, сдавших бухгалтерскую отчетность в 2008 году, с одновременным увеличением количества МП, применяющих упрощенную систему налогообложения, и ИП. Таким образом, в ближайшие годы можно ожидать существенные не количественные, а структурные изменения сектора малого бизнеса Москвы.
Основываясь на специфике представления социально-экономических данных Мосгорстатом можно предположить, что на конец 2009 года количество МП Москвы будет не менее 214,5 тыс. предприятий.
В общей совокупности МП Москвы существенную часть составляют предприятия, применяющие упрощенную систему налогообложения (УСН), отдельное наблюдение и актуализация по которому Мосгорстатом не ведется.
До 2005 года в России действовал Общесоюзный классификатор «Отрасли народного хозяйства» (ОКОНХ), с 01.01.2005 введен в действие Общероссийский классификатор видов экономической деятельности (ОКВЭД). В соответствии с этим классификатором наиболее крупным направлением деятельности МП Москвы является торговля (табл. 1.1.). На 01.10.2009 года количество МП данной сферы составляло порядка 104,8 тыс. единиц (или 49% общего количества МП Москвы). Кроме того, по данным мониторинга около 60% ИП также работают в сфере торговли.

Таблица 1.1
Количество МП по некоторым видам деятельности в 2008-3 квартале 2009 года по данным Мосгорстата
Количество предприятия, ед. % к итогу
Название вида деятельности 2008 год 01.10.2009 2008 год 01.10.2009
Всего (по всем видам деятельности) 207834 214450 100% 100%
добыча полезных ископаемых 688 674 0,30% 0,30%
обрабатывающие производства 20439 20356 9,80% 9,50%
строительство 17194 18680 8,30% 8,70%
торговля 101350 104834 48,80% 48,80%
транспорт и связь 9069 10353 4,40% 4,80%
финансовая деятельность 5778 5893 2,80% 2,70%
операции с недвижимым имуществом, аренда и предоставление услуг 38829 38310 18,70% 17,90%
предоставление прочих коммунальных, социальных и персональных услуг 6663 7446 3,20% 3,50%

Другая крупная сфера деятельности – операции с недвижимым имуществом, аренда и предоставление услуг.

Рис. 1.1. Структура малых предприятий Москвы по отраслям (видам деятельности) на 01.10.2009 г.
На 01.10.2009 года по данным Мосгорстата количество МП данного вида деятельности насчитывалось 38,3 тыс. предприятий (или 19% общего количества МП Москвы).
Москва, по всеобщему признанию, задает тон для всех российских регионов в формировании институтов содействия развитию малого бизнеса. Под патронажем Правительства города созданы и функционируют практически все институты поддержки и обслуживания малого предпринимательства, функционирующие в ведущих странах мира. В то время как в большинстве российских регионов на поддержку МП ежегодно выделяется в лучшем случае несколько сот тысяч – несколько миллионов рублей, в Москве – более миллиарда рублей. В соответствии с федеральным и городским законами о малом предпринимательстве в Москве оказывается поддержка общественным объединениям предпринимателей как важному институту инфраструктуры МП.
А как обстоят дела на региональном уровне?
В идеале невозможно назвать нижний порог развития малого бизнеса для всех регионов, однако, безусловно, выше 5% для всех типов регионов. При этом важно учитывать, что для каждого региона этот показатель будет различным. Например, для Москвы, Московской, Ростовской и Ленинградской областей показатель в 60% от ВРП возможен, но для региона с бескрайними просторами и двумя сырьевыми предприятиями на территории невозможно добиться такой высокой концентрации малых предприятий.
В нефтедобывающих регионах больше возможности развивать малый бизнес только в сфере услуг. Но и в таких мегаполисах, как Москва, малый бизнес будет выполнять сервисные функции. В национальных республиках, где остро стоит проблема безработицы, только малый бизнес дает населению возможность выживать. При этом решить проблему бедности возможно только при создании системы микрокредитования. Для реализации предпринимательской идеи необходим быстрый и небольшой кредит, но банкам с небольшими кредитами иметь дело невыгодно. При этом в регионах центры микрокредитования востребованы, и их число растёт.
По итогам первого квартала 2009 г. в целом по стране по всем используемым в мониторинге показателям развития малого предпринимательства отмечается положительный прирост.
Ниже представлено распределение зарегистрированных МП по федеральным округам РФ в расчете на 100 тыс. человек населения на 1 октября 2009 года.

Рис. 1.2.Количество зарегистрированных малых предприятий по федеральным округам Российской Федерации

На 1 октября 2009 г. число зарегистрированных малых предприятий составило 1031,5 тыс., что на 4,8% выше, чем по состоянию на 1 октября 2008 г.
По итогам января-сентября 2009 г. среднесписочная численность занятых на МП (без учета внешних совместителей и работающих по договорам гражданско-правового характера) в целом по стране выросла на 6,3% и составила 8 480,0 тыс. чел.
С первого квартала 2008 г. Федеральная служба государственной статистики перешла от учета объемов производства продукции (работ, услуг) на малых предприятиях к учету объемов оборота малых предприятий.
В оборот малых предприятий включается стоимость отгруженных товаров собственного производства, выполненных собственными силами работ и услуг, а также выручка от продажи приобретенных на стороне товаров (без налога на добавленную стоимость, акцизов и других аналогичных обязательных платежей). Объем отгруженных товаров собственного производства представляет собой стоимость тех товаров, которые произведены данным юридическим лицом и фактически в отчетном периоде отгружены или отпущены в порядке продажи, а также прямого обмена на сторону (другим юридическим и физическим лицам), независимо от того, поступили деньги на счет продавца или нет. Данные по объемам оборота представляют совокупность малых организаций с соответствующим основным видом деятельности и отражают коммерческую деятельность организаций.
На рис. 1.3. объемы оборота МП рассчитаны исходя из общего объема оборота МП по России - 8 766 159,8 мл. руб.

Рис.1.3. Объемы оборота МП по федеральным округам Российской Федерации в
январе-сентябре 2009 г.

В январе-сентябре 2009 г. оборот МП вырос на 17,1% относительно аналогичного периода предыдущего года. При этом рост в целом по стране сопровождался ростом во всех федеральных округах. Наиболее значительное увеличение оборота МП произошло в Сибирском и Южном федеральных округах.
Таблица 1.2
Инвестиции в основной капитал на МП по федеральным округам Российской Федерации в январе-сентябре 2009 г.
Федеральные округа Объем инвестиций в январе-марте 2009 г.
млн. руб. На душу населения, руб. в % к
январю-сентябрю
2008 г.
РФ 106 703,8 743,7 125,9
Центральный 25 673,4 683,8 110,6
Северо-Западный 10 525,3 766,5 102,0
Южный 15 166,5 664,6 121,7
Приволжский 26 204,0 853,3 146,8
Уральский 8 779,7 715,0 107,9
Сибирский 16 544,5 835,8 165,2
Дальневосточный 3 810,4 577,9 137,0


Рис. 1.4. Распределение объемов инвестиций в основной капитал на МП по федеральным округам РФ за январь-сентябрь 2009 года

В январе-сентябре 2009 г. продолжилась тенденция к росту объема инвестиций в основной капитал на МП в целом по стране, при этом темпы данного роста увеличились: если в январе-сентябре 2008 г. инвестиции выросли на 10,9%, то за аналогичный период 2009 г. рост показателя составил уже 25,9%.
Увеличение объема инвестиций на МП произошло во всех федеральных округах. Наибольший рост показателя зафиксирован в Сибирском и Приволжском федеральных округах. Заметное увеличение произошло также в Дальневосточном и Южном федеральных округах.
В отдельных регионах инвестиции в рассматриваемых периодах (в январе-сентябре 2008 г. и/или январе-сентябре 2009 г.) не осуществлялись, либо их объемы оказывались малы, в связи с чем Федеральная служба государственной статистики не включала их в статистические сводки, где значения показателя агрегированы по млн. рублей. К таким регионам относятся Усть-ордынский Бурятский, Чукотский и Эвенкийский автономные округа.
Итоги деятельности малых предприятий в январе-марте 2009 г. относительно января-марта 2008 г. в региональном разрезе можно рассматривать как в целом положительные. В 56 регионах увеличилось количество зарегистрированных МП; увеличение среднесписочной численности занятых на МП было отмечено в 61 регионе; объемов оборота МП – в 65; инвестиций в основной капитал на МП – в 50; поступлений ЕНУС – в 80 регионах; поступлений ЕНВД – в 81 регионе.
Обобщая все вышесказанное, можно сказать, что малое предпринимательство играет существенную роль в экономике любой страны. Это:
§ развитие здоровой конкурентной среды;
§ сглаживание колебаний экономической конъюнктуры посредством рыночных отношений;
§ создание сильных мотивирующих стимулов для более полного использования знаний, энергии, трудового потенциала населения;
§ более полное использование имеющихся кадровых, материальных, финансовых ресурсов;
§ формирование диверсифицированной и качественной системы бытовых, организационных и производственных услуг;
§ создание значительного количества новых рабочих мест, формирование важнейшей прослойки общества - среднего класса;
§ развитие инновационного потенциала экономики, внедрение новых форм организации, производства, сбыта и финансирования.

I.II.Этапы и исторические аспекты развития малого бизнеса

В монографии В. Е. Савченко отмечается, что предпринимательство в России зародилось давно и прошло долгий и трудный путь. Зачинателями предпринимательской деятельности были российские купцы. Основываясь на своей инициативе и интуиции, на свой страх и риск они налаживали торговые отношения с Византией, Закавказьем, Средней Азией, Прибалтикой, Ближним Востоком, Африкой, Европой. Много интересных фактов из истории отечественного предпринимательства приведено в книге Ю. А. Помпеева .
В XI в. формировались торговые центры, купеческие объединения. Предпринимательство из внешнеэкономической сферы постепенно переносилось на российскую почву и начинало внедряться во внутренние хозяйственные отношения, сначала в торговле и посредничестве.
Годы правления Петра I (конец XVII — начало XVIII в.) ряд исследователей называет периодом становления предпринимательства в России. Как писал К. Валишевский в книге «Петр Великий. Дело»: «Увеличить благосостояние частных лиц, усиливая в то же время доходы государства, создать одновременно новые источники обложения и новые источники производства, заменить привозные товары произведениями отечественной промышленности; возбудить деятельность народа и его дух предприимчивости; принудить праздный люд, монахов и монахинь, нищих занять места в рядах трудящегося населения; устранить равнодушие и даже враждебность администрации к силам производительным, внести изменение в неудовлетворительное правосудие, устранить недостаточное развитие кредита, отсутствие общественной безопасности, создать третье сословие, ввести, наконец, Россию в современное экономическое движение, — всего этого Петр желал и всего добивался» . Великий самодержец способствовал возникновению социального спроса на предпринимательскую деятельность в производстве. Именно он предложил государственный заказ на развитие важнейших отраслей российской промышленности, для чего требовались новые люди, обладающие предпринимательскими способностями. И такие люди в России появились (ярчайший тому пример — династия Демидовых).
Переломным моментом в становлении предпринимательства в России считается начало XIX в. Если в XVIII в. развитие предпринимательских отношений инициировали государственные заказы, то в XIX в. появились первые признаки свободы. Александр I издал указ о вольных хлебопашцах, разрешавший помещикам отпускать крестьян на волю с землей за выкуп. В Петербурге был открыт первый коммерческий банк с отделениями в шести городах России. Начали активно создаваться объединения предпринимателей, которые участвовали в подготовке проектов законов по хозяйственной политике и в пропаганде технических новаций, давали консультации и советы по различным аспектам бизнеса и предпринимательства.
Мощным стимулом к развитию предпринимательства стала отмена крепостного права. Деловые люди получили возможность более свободно заниматься предпринимательской деятельностью. На этот же период времени приходится величайшее событие — промышленный переворот. К 1888 г. в России стали активно возникать акционерные общества, началась реконструкция тяжелой промышленности с привлечением иностранного капитала. Были созданы кредитные коммерческие банки, расширялась и совершенствовалась вся система кредитования.
В 1870 г. состоялся Первый всероссийский торгово-промышленный съезд, на котором было сформулировано: «Ныне свобода труда, свобода промышленности сделались девизом современного промышленного прогресса». В 1886 г. был принят закон, регламентировавший отношения между предпринимателями и рабочими, причем он отвечал всем требованиям международного права. Россия того времени вплотную подошла к интенсивному развертыванию системы свободного предпринимательства.
В 90-е годы XIX в. сложилась достаточно мощная индустриальная база предпринимательства. В результате реформы С. Ю. Витте российский рубль стал конвертируемым, в Россию усилился приток иностранного капитала. Иностранцы предоставляли российским предпринимателям кредиты под гарантии российского правительства.
Таким образом, уже из приведенного краткого исторического обзора наглядно видны примеры как становления предпринимательства в различные исторические периоды, так и опробование различных механизмов взаимодействия государства и предпринимательских структур. Постепенно, по мере накопления фактического материала и развития экономической мысли начинают производиться попытки теоретически осмысливать как сам феномен предпринимательства, так и влияние не него государства.
В современной истории России предпринимательство как социально-экономическое явление существует с 1987 г., когда вышел Закон об индивидуальной трудовой деятельности. По закону личная собственность, не используемая ранее в интересах общества, приобрела производительный характер и стала составлять определенную долю в производстве ряда товаров и услуг по ремонту квартир, автомобилей, сложной бытовой техники и др.
Прежде всего, это касается этапов развития малого предпринимательства, прообразом которого в России считаются кооперативы. Так, первым (подготовительным) этапом можно считать 1985-90 гг., когда был принят Закон об индивидуальной трудовой деятельности (1987 г.). Кооперативы работали, прежде всего, на внутрипроизводственные нужды. Хотя именно с развитием кооперации связывались надежды на пополнение рынка потребительских товаров и услуг. Вместе с тем противоправные действия в анализируемых государствах явились серьезным препятствием для их развития. Кроме того, они были каналом перевода безналичных финансовых ресурсов в наличные.
С формированием независимых государств начинается второй этап становления малого предпринимательства. В России принимаются законодательные акты, направленные на активизацию малых предприятий. Этому способствовали новые законы о собственности, о предприятиях и предпринимательской деятельности и др. Имело место становление рыночной инфраструктуры (коммерческие банки, биржи, оптовые и посреднические организации ), торговли, укрепление финансовых институтов.
Третий этап (1993-94гг.) можно назвать периодом широкомасштабной приватизации и развития всех видов предпринимательской деятельности. Появилось множество собственников и интенсивное участие малого предпринимательства в сфере услуг, торговли, общественного питания, легкой промышленности. Были заложены основы рыночных отношений. Сформировавшиеся капиталы способствовали расширению инвестиционной деятельности, развитию предпринимательства. К числу негативных моментов относится свертывание деятельности малых предприятий в капиталоемких и наукоемких отраслях, развитие и укрепление позиций теневой экономики.
К четвертому этапу (1995-98гг.) практически были исчерпаны возможности сверхприбыльной торгово-посреднической деятельности, набирает силу тенденция к концентрации и централизации капиталов.
Пятый этап в развитии малого предпринимательства начался после 1998г. и продолжается до настоящего времени.

I.III.Малый бизнес в экономике России

Малые предприятия объективно существуют и развиваются как относительно самостоятельный сектор современной рыночной экономики. Малые предприятия имеют важное социально-экономическое значение, так как обеспечивают социальную и политическую стабильность, способны смягчать последствия структурных изменений, быстрее оптируются к меняющимся потребностям рынка, вносят значимый вклад в региональное развитие, конструируют и используют технические и организационные нововведения.
Удельный вес (в процентах) малых предприятий в основных экономических показателях предприятий и организаций отраслей экономики характеризуется следующими данными.

Таблица 1.3
Удельный вес малых предприятий в основных экономических показателях
Показатели 2004 2005 2006 2007 2008 2009
Среднесписочная численность работников (без внешних совместителей) 12,9 12,8 14,3 15,0 15,9 16,7
Средняя численность внешних совместителей 40,7 38,9 34,4 36,6 38,7 39,6
Средняя численность работников, выполнявших работы по договорам гражданско-правового характера 30,2 26,4 21,4 22,6 22,0 22,8
Выпуск товаров и рыночных услуг 5,4 5,9 6,7 8,1 8,4 8,7
Инвестиции в основной капитал 2,6 2,9 2,8 3,1 3,5 3,3

Роль малого предпринимательства в экономике страны, как правило, определяется следующими факторами:
• численностью малых предприятий и индивидуальных предпринимателей в общей численности субъектов рыночной экономики;
• вкладом малых предприятий в создание валового внутреннего продукта, в производство продукции (выполнение работ, оказание услуг);
• вкладом субъектов малого предпринимательства в формирование федерального и региональных бюджетов;
• ростом численности на малых предприятиях занятого трудоспособного населения, вкладом в сокращение числа безработных;
• насыщением рынка потребительскими товарами (работами, услугами), лучшим удовлетворением потребностей населения;
• навыками дееспособных граждан в создании собственного дела, накоплением опыта управления предприятиями и др. Основные экономические показатели деятельности малых предприятий характеризуются положительной тенденцией.
Таблица 1.4
Основные экономические показатели деятельности малых предприятий
Показатели 2004 2005 2006 2007 2008 2009
Число малых предприятий
(на конец года), тыс. 879,3 843,0 882,3 893,0 953,1 979,3
Среднесписочная
численность работников
(без внешних совместителей),
тыс.человек 6596,8 6483,5 7220,3 7458,9 7815,1 8045,2
Средняя численность
внешних совместителей,
тыс. человек 617,4 607,0 502,9 546,9 608,6 630,4
Средняя численность
работников,
выполнявших работы
по договорам
гражданско-правового
характера, тыс. человек 406,9 345,3 252,9 249,0 243,5 258,1
Инвестиции в основной
капитал, млрд. руб. 29,8 43,5 51,0 67,3 99,2 120,5
Число малых предприятий в
расчете на 10 тыс.
человек населения 60 58 61 62 66 69

При расчете показателя за 2004-2009 гг., формирование которого осуществляется на основании данных по численности населения, использована оценка численности постоянного населения с учетом итогов Всероссийской переписи населения 2006 г.
Из табл. 1.4. видно, что в 2009 г. по сравнению с 2004 г. увеличилось на 100 тыс. число малых предприятий, почти на 1,5 млн. человек возросла среднесписочная численность работников, занятых на малых предприятиях. В 2009 г. общее число работающих во всех субъектах малого предпринимательства превысило 12 млн. человек. Важным фактором повышения роли малых предприятий в экономику является резкое увеличение объема инвестиций в основной капитал, что свидетельствует о росте материально-технической базы малых предприятий как важном условии их дальнейшего развития. Так, инвестиции в основной капитал малых предприятий в 2009 г. по сравнению с 2004 г. увеличились в 4 раза и в расчете на одно малое предприятие составили 12,3 млн. руб. Из всего объема инвестиций в основной капитал 25,8% приходится на малые строительные предприятия, 22,8% — на предприятия, совершающие операции с недвижимым имуществом, арендой и предоставлением услуг, и 18,8% — на оптовую и розничную торговлю; ремонт автотранспортных средств, мотоциклов, бытовых изделий м предметов личного пользования.
Инвестиции в основной капитал малых предприятий (в части новых и поступивших по импорту основных средств) представляют совокупность затрат на новое строительство, расширение, также реконструкцию и модернизацию объектов, которые прият к увеличению первоначальной стоимост...
**************************************************************


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.