На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


Реферат Генезис домашнего воспитания в россии как историко-педагогическая проблема

Информация:

Тип работы: Реферат. Добавлен: 24.10.11. Страниц: 25. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


План:


1. Основные этапы становления и развития
домашнего воспитания в России……………………………………… 3-8

2. Основные типы домашних воспитателей и учителей в России……… 9-11

3. Особенности организации домашнего воспитания и обучения
в семьях различных сословий (дворянство, купечество,
мещанство, интеллигенция)…………………………………………….. 12-16

4. Проблема взаимоотношений между домашними наставниками
и их воспитанниками (по материалам художественной
и мемуарной литературы)………………………………………………. 17-21

5. Представить конспект «Домостроя»………………………………….. 21-23

Выводы…………………………………………………………………….. 24-25


Список литературы……………………………………………………….. 26

1. Основные этапы становления и развития
домашнего воспитания в России

Анализ историко-архивных, законодательных документов в области образования на Руси, нормативно-правовых, публицистических и художественных источников позволяет говорить о домашнем воспитании как сложном образовательном процессе, обусловленном изменением общественного, социально-культурного и экономи¬ческого положения страны.
Начиная с глубокой древности, народ создавал свою педагогику, готовил детей с помощью разнообразных воспитательных средств к практической деятельности, к жизненной борьбе. В VI-IX вв. у древних славянских пле¬мен стали зарождаться элементы наставнической деятельности.
При матриархате в период экзогамии отец ребенка был неизвестен, так как мужчины и женщины жили от¬дельно, а дети принадлежали материнскому роду. До 4-5 лет дети обоего пола воспитывались в доме матери, позже мальчики переходили в дом мужчин, где обучались практическим умениям. Воспитание детей поручалось настав¬никам, обучавшим детей «житейским премудростям» в «до¬мах молодежи». Возраст детей и длительность обучения определялись индивидуальными особенностями детей и степенью их социализации. Обучение навыкам изготовле¬ния орудий труда, охоте и другим мужским обязанностям осуществлялось под руководством старейшин.
Позже, в VI в. воспитанием и обучением детей занима¬лись ближайшие родственники (как правило, брат сестры - дядька). «Каковы дядьки, таковы и дитятки» - поговорка, четко отражающая суть внедомашнего воспитания на Руси этого периода. При отсутствии дядек воспитателей выби¬рали из числа соседей, отдавая предпочтение порядочным и благочестивым, что получило название «кумовство». Таким образом, в VI-VII вв. у восточных славян воспита¬ние отроков осуществлялось через внесемейные формы: дядек, кумовство и «дома молодежи».
Внесемейные формы воспитания детей постепенно за¬менялись, семья с VIII в. перестала отдавать своих детей на воспитание в другие руки. Обычай посылать детей для воспитания «на сторону» продолжал сохраняться лишь в семьях князей и феодальной знати.
О появлении в семье воспитательной функции следует говорить, начиная с VIII-IX вв., когда дети стали жить с родителями. Став многодетной, семья перестала нуждать¬ся в воспитателях со стороны - дядьках и кумовьях. Стар¬шие дети в семье заботились о младших, беря на себя все хлопоты по уходу и воспитанию. Повзрослев, дети рано привлекались к посильному труду по дому, отвечали за хозяйство и быт. Основными приемами народной педагогики были потешки, сказки, былины, приговоры, колыбельные песни [2, с.68-69].
В Х-ХШ вв. в период становления Древнерусского фео¬дального государства у правящего класса увеличивается потребность в грамотности. Во взглядах на религию как на источник просвещения Древней Руси нет единства. Ут¬верждение Е. Голубинского, что период «действительного просвещения» на Руси, исчезнувший с первыми поколения¬ми учившимся у греков людей, нельзя считать бесспорным. Исследования С.Д. Бабишина и Б.А. Рыбакова говорят о достаточно высоком общем культурном уровне, о самобытном, национальном характере воспитания в дохристианской Руси, о том, что ни педагогическая мысль, ни система образования в Древней Руси не были копией византийской.
С приходом на Русь христианства функции воспитателей с добропорядочных соседей (кумовство) были переложены на священнослужителей. Необходимо отметить, что обучение при княжеском дворе отличалось основательностью и глубиной, а потому считалось предпочтительным и для детей княжеских родов других государств. В феодальной Руси сложилась система обучения, типичная для стран Западной Европы, получившая название «семи свободных искусств». Аналогично явлению кумовства дети княжеского рода передавались на воспитание в другую семью. Такая форма воспитания детей получила название «кормильство» (В.К. Гарданов, О.Е. Кошелева) [1, с.8-9].
Законы семейного воспитания, изложенные в «Домо¬строе» в этот период, отличались строгостью. Давая оценку «Домост¬рою», В. Колесов указывает на необходимость «...понять эпоху, в которую создан памятник литературы». Нраво¬учительный характер текста «Домостроя» типичен для тра¬диционного средневекового жанра, близкого по стилю и к народной речи, и к священным текстам [7, с.7].
Суровые (с позиций сегодняшних дней) меры воспита¬ния являлись одной из характеристик средневековой педа¬гогики. С.Д. Бабишин отмечает, что «…вся средневековая педагогика построена была на телесных наказаниях. До конца XII века жизнь несовершеннолетнего не признава¬лась равнозначной жизни взрослого; своего ребенка мож¬но было и убить, особенно если он посягнул на жизнь и достоинство родителей; внебрачные дети вообще не находили никакой социальной защиты».
Давая характеристику домашнего быта русских царей, историк Е.И. Забелин отмечает, что при обучении детей царских фамилий существенных различий в просвещении обоих полов не было. Царевны так же, как и царевичи, обучались с пятилетнего возраста чтению, а двумя годами позже - письму. Часослов, Псалтирь, Евангелие (основные церковные книги для обучения детей грамоте), Азбука и церковное пение преподавались царевнам в том же объеме, что и царевичам. Различие состояло лишь в наставниках: девочек учили учительницы-мастерицы, а мальчиков - дядьки. Обучение детей царских фамилий предоставля¬лось лучшим учителям, которые составляли для них учеб¬ные пособия и определяли содержание образования.
Обучение и воспитание на Руси в допетровский период носило глубоко национальный характер и являлось при¬вилегией лишь российских учителей-наставников. Образование и культура в XVII веке носили церковный характер и не являлись обязательными для состоятельных сословий. Боярские дети порой не обладали навыками чтения и письма.
Расширение межгосударственных связей требовало гра¬мотных и просвещенных людей. Образованность становит¬ся едва ли не первым условием продвижения по службе. В это время становится модным приглашать в качестве домашних учителей поляков. Князь Д.М. Голицын, приближенный к царскому двору, неодно¬кратно советовал боярам учить своих детей, приглашая для обучения польских гувернеров. Следуя традициям, боярин В. Матвеев обучал сына русской грамматике, ла-тинскому и греческому; а управляющий Посольским приказом Ордин-Нащокин приглашал домашних учителей-поляков для обучения сына.
Отличительной особенностью этого периода является монополия духовенства на просвещение и формирование прообраза отечественного домашнего педагога - «дядьки». Образование в России XVI-XVII вв. несмотря на откры¬тый Ф.М. Ртищевым Андреевский монастырь, все еще не являлось заботой государства, государственные образова¬тельные учреждения, которые взяли бы на себя функции обучения и воспитания, отсутствовали.
В эпоху Петра I домашнее образование получило новое направление. В обществе стали складываться новые миро¬воззренческие ориентиры. Обучение этикету, иностран¬ным языкам, приобщение к западноевропейской моде по¬влияло на быт и сознание людей. Восхищение и преклоне¬ние перед всем «иноземным» не могло не сказаться на из-менении подходов к воспитанию и обучению юношества.
Домашние учителя во времена Петра I были представ¬лены двумя категориями: к первой относились русские подданные - отставные унтерофицеры, канцелярские служа¬щие, причетники приходских церквей; другую категорию домашних учителей составляли иностранцы.
Восемнадцатый век можно по праву считать эпохой гувернерства. Слова «гувернер, гувернантка», образовались от французского «gouvernanter» - управлять - появляются в русском языке в первой половине XVIII века.
Обязанность знатных людей бывать на приемах и ас¬самблеях, внедрение европейских правил поведения в об¬ществе вынуждали их уделять внимание воспитанию и обу¬чению молодежи. Но и у небогатых людей было стремление «воспитать детей по-европейски». Однако под образо¬ванием дворянство и купечество понимало обучение детей иностранным языкам, манерам, танцам; знание наук счи¬талось не столь обязательными. Вместе с тем, отсутствие контроля за домашним образованием со стороны государства, несомненно, оказывало отрицательное влияние на содержательную сторону воспитания и образования под¬растающего поколения, решение вопросов просвещения. Известный знаток эпохи XVIII в, М.И. Пыляев писал: «Учи¬лища, заведенные при Петре, скорее портили, чем воспи¬тывали молодое поколение, домашнее же образование в высших классах ограничивалось только внешним наведе¬нием лоска» [1, с.16].
Государыня Елизавета Петровна (1741-1761) Указом,...
**************************************************************


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.