На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


Диплом АНАЛИЗ И ОЦЕНКА СИСТЕМЫ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ МЕДВЕДЕВСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА

Информация:

Тип работы: Диплом. Добавлен: 24.10.2011. Страниц: 114. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ 1
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ 4
1.1. Роль местного самоуправления в развитии территории 4
1.1.1. Понятие местного самоуправления 4
1.1.2. Признаки местного самоуправления 7
1.1.3. Факторы и условия развития местного самоуправления 11
1.1.4. Правовая основа местного самоуправления 15
1.1.5. Финансово-экономическая основа местного самоуправления 20
1.2. Планирование социально-экономического развития территории 28
1.3. Российский опыт развития местного самоуправления 33
2. АНАЛИЗ И ОЦЕНКА СИСТЕМЫ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ МЕДВЕДЕВСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА 45
2.1. Характеристика социально-экономической ситуации Медведевского муниципального района 45
2.1.1. Основные социально-экономические показатели: тенденции развития Медведевского района 45
2.1.2. Функционирование отдельных отраслей экономики Медведевского района 49
2.1.3. Финансовые результаты деятельности крупных и средних организаций Медведевского района 51
2.1.4. Рынок труда, уровень жизни населения и демографическая ситуация в Медведевском районе 53
2.1.5. Институциональная структура производства Медведевского района 55
2.2. Оценка системы местного самоуправления Медведевского муниципального района 60
2.3. Оценка роли главы Медведевского муниципального района в развитии местного самоуправления 80
3. ПРОГРАММА РАЗВИТИЯ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ МЕДВЕДЕВСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА 84
3.1. Краткое содержание программы развития местного самоуправления Медведевского муниципального района 84
3.2. Оценка эффективности реализации программы развития местного самоуправления Медведевского муниципального района 91
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 95
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 102
ПРИЛОЖЕНИЯ 107

ВВЕДЕНИЕ
Развитие местного самоуправления территории входит в круг фундаментальных проблем функционирования демократического общества и государства. Процессы реформирования всех сторон общественной жизни в современной России проходят в условиях кардинальных изменений гражданского сознания, когда демократические формы организации жизни общества сталкиваются с консервативными устремлениями к упрощенному пониманию отношения человека и общества, гражданина и государства. Анализ природы местной власти позволяет сделать вывод о том, что в ней одновременно сочетаются два начала: общественное и государственное. Правильное осознание особенностей местной власти и механизма ее взаимодействия с государственной властью позволяет органам местного самоуправления эффективно осуществлять свою деятельность.
Особую актуальность данной проблемы на современном этапе придают следующие обстоятельства:
- необходимость преодоления существующей политической напряженности в обществе, возникающей все чаще на почве противоречий между политикой центра и интересами регионов, на почве неэффективности существующей системы политической власти, в рамках которой крайне принижена роль местных управленческих структур. Сильные органы местного самоуправления послужат гарантом от разрушительных потрясений в обозримом будущем, позволят создать стабильную демократическую общественно-политическую ситуацию в обществе;
- потребность в развитой региональной и местной политике. Этого требует и быстрый рост экономического влияния регионов, и острая необходимость решения многих региональных и местных проблем, и важность эффективных межрегиональных связей. Разработка и осуществление такой политики возможны только при широких полномочиях муниципальных органов власти;
- острота проблемы укрепления российской государственности,
важной частью которой является формирование новой
законообеспеченной структуры органов местного самоуправления.
Демократическая система власти способна сохранить централизованное
государство такой сложной структуры, какую имеет Россия, лишь при
наличии в своем фундаменте близких к населению территориальных
структур управления;
- отсутствие концепции местного самоуправления для современных российских условий, без которой невозможна системная работа по созданию структур местной власти.
Понятие местного самоуправления, система его органов, связь этих органов с населением и центральными органами власти исследовали еще русские правоведы начала XX века: А.Д. Градовский, И.И. Евстихиев, Н.И.Лазаревский, М.И.Свешников и др. Одни русские юристы определяли самоуправление как новую форму администрации, заключающуюся в свободном участии народа в заведовании делами, вверенными местным административным органам. Другие утверждали, что самоуправление -результат столкновения разных интересов, которые не могут быть удовлетворены деятельностью правительства. В трудах современных ученых Р.В. Бабуна, В.М. Баглая, Е. Г. Анилища, В.Н. Иванова и др. рассматриваются вопросы осуществления отдельных полномочий органов местного самоуправления, предметов ведения.
Структура органов местного самоуправления является предметом исследования В.В.Володина, А. Г. Воронина, Г. В. Барышева, С. Юрковой и др.
Цель исследования состоит в оценке системы местного самоуправления и выработке основных путей развития системы местного самоуправления территорией.

В соответствии с указанной целью поставлены и решаются следующие задачи:
• изучение российского опыта развития местного самоуправления;
• оценить социально-экономическое положение анализируемой территории;
• разработка и обоснование путей развития местного самоуправления территории.
Объектом исследования выступает система местного самоуправления Медведевского муниципального района.
Предметом исследования является проблема развития местного самоуправления Медведевского муниципального района.
Курсовая работа состоит из трех частей.
Первая часть представляет собой изучение теоретических основ развития местного самоуправления: понятие и признаки местного самоуправления, факторы и условия развития местного самоуправления, правовая и финансово-экономическая основы местного самоуправления.
Во второй части работы дана характеристика социально-экономической ситуации Медведевского муниципального района, проведена комплексная оценка системы местного самоуправления муниципального района.
В третьей части работы осуществляется разработка проекта программы развития местного самоуправления Медведевского муниципального района и оценка эффективности реализации проекта.



1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ
1.1. Роль местного самоуправления в развитии территории
1.1.1. Понятие местного самоуправления
В Законе РФ от 28 августа 1995 г. № 154-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» дано следующее определение местного самоуправления: местное самоуправление в Российской Федерации — признаваемая и гарантируемая Конституцией Российской Федерации самостоятельная и под свою ответственность деятельность населения по решению непосредственно или через органы местного самоуправления вопросов местного значения, исходя из интересов населения, его исторических и иных местных традиций [24, с. 10].
Местное самоуправление, прежде всего, обеспечивает самостоятельное решение вопросов местного значения, а также владение и распоряжение муниципальной собственностью. Органы местного самоуправления формируют и исполняют местный бюджет, устанавливают местные налоги и сборы, осуществляют охрану общественного порядка на своих территориях. Они не входят в систему государственной власти, но могут наделяться отдельными государственными полномочиями, реализация которых подконтрольна государству.
Основной целью местного самоуправления является обеспечение социально-экономического развития муниципального образования (МО) на основе воспроизводства факторов экономического роста и повышения уровня жизни населения.
Местное самоуправление является основой эффективного воспроизводства территориального экономического потенциала и населения. Самоуправление, являясь средством вовлечения каждого индивида в социально-экономическое регулирование посредством целеполагания и самоорганизации субъектов хозяйствования и населения, позволяет учитывать, координировать и реализовывать многообразие их интересов, удовлетворять социально-культурные и социально-бытовые потребности за счет средств и ресурсов хозяйствующих субъектов и населения, территориальных образований, а также государства.

Рис. 1.1. Структура системы муниципального образования
Местное самоуправление, повышая активность населения в решении важных проблем жизнедеятельности, способно придать развитию общества дополнительные внутренние стимулы самодвижения, ускорения социально-экономического и научно-технического прогресса.
Исследование и раскрытие экономической сущности местного самоуправления является первостепенным для обоснования и построения на этой основе концепции его организации в современных условиях России. Охарактеризуем сначала категорию «самоуправление» [24, с. 11].
Территориальное самоуправление выражает требования территориальных экономических интересов субъектов, хозяйствующих на данной территории, и населения, проживающего в данной местности (см. рис. 1.1). В основе совместной деятельности населения лежит общность интересов, порождаемая единством места проживания и расположения хозяйствующих субъектов. Территориальное самоуправление реализуется через совместную деятельность населения, принадлежащего к различным типам поселенческих коллективов (поселков, районов, городов, областей, краев, республик), и субъектов хозяйствования, осуществляющих производственную деятельность на данной территории.
Существование наряду с общностью интересов и их различий делает необходимым создание общественных институтов для выражения общих экономических интересов и способов разрешения противоречий. Территориальное самоуправление разворачивается в условиях демократического процесса соединения представительных и исполнительных органов, а также их систематической сменяемости. Чем большее количество типов и видов поселенческих коллективов, взаимодействующих между собой, охватывается территориальным самоуправлением (поселок, район, город, область, край, республика), тем в большей степени проявляется демократизация общественной жизни.
Отметим, что территориальное самоуправление не заменяет территориального управления, осуществляемого профессионалами — госслужащими в том или ином регионе, имеющим свою цель — процесс организации производства, размещения и развития производительных сил, а также способы вовлечения в оборот природных ресурсов исходя из государственных интересов. Территориальное самоуправление имеет своим объектом удовлетворение потребностей поселенческих коллективов людей за счет их активности, творческого потенциала и самоорганизации.
Таким образом, территориальное или региональное самоуправление — это совместная деятельность людей, направленная на создание нормальных условий жизни (за счет собственной деятельности), на обеспечение комплексного социально-экономического развития территории, на сохранение и воспроизводство окружающей среды. Отметим, что это и есть деятельность сообщества людей, проживающих в одной местности. Данное население формирует сообщество по месту расселения.
Подчеркнем, что территориальное самоуправление выступает социально-экономической формой территориального управления. Территориальное самоуправление основано на выборности, которая, в свою очередь, базируется на социальном равенстве всех субъектов.
Территориальное самоуправление, во-первых, является социально-экономической формой управления, а во-вторых, имеет отличительную черту, основывающуюся на выборности всех необходимых органов, осуществляющих управление. В территориальном самоуправлении объектом исследования выступают социально-культурные потребности такого сообщества людей, которое сформировалось на данном месте расселения. Члены сообщества равны, с точки зрения использования природного ландшафта, сложившейся экологической ситуации и т. п., поэтому у них появляется общая заинтересованность в улучшении экологической обстановки, обеспечении эффективной занятости населения, экономически обоснованном самообеспечении основными продуктами питания, в создании конкурентоспособных производств, в развитии социально-бытовой и социально-культурной инфраструктуры. Данное сообщество выступает субъектом самоуправления и в процессе своей конкретной деятельности реализует территориальные, местные интересы.
Таким образом, «территориальное самоуправление» представляет собой производственное отношение, возникающее при реализации территориальных экономических интересов граждан в пределах отдельного сообщества, сформированного в зависимости от типа и места расселения [24, с. 14].
1.1.2. Признаки местного самоуправления
Выделим основные признаки, которые характеризуют местное самоуправление и отличают его от центральной управленческой власти [11, с. 11].
Во-первых, это различие в характере власти. Если центральная управленческая власть есть власть суверенная, верховная, могущая сама себя реформировать, то местное самоуправление — власть подзаконная, действующая в порядке и пределах, указанных ей верховной властью, т.е. законом. Более того, государственные структуры призваны оберегать и гарантировать организационную и функциональную самостоятельность органов местного самоуправления, в решении вопросов местного значения, обеспечивать им условия, достаточные для успеха (например, право местного нормотворчества в установленных законом пределах, известная бюджетно-финансовая самостоятельность, наличие муниципальной собственности и т.п.).
Во-вторых, это разграничение, сфер компетенции властей центральных, региональных и местного самоуправления, т.е. ограничение круга дел, вверяемых местному самоуправлению. Обычно к ведомству местного самоуправления относят дела местного хозяйства, местные вопросы, которые связаны с повседневными нуждами жителей, а также некоторые общегосударственные дела, которые возлагает на него государство.
В-третьих, следует указать на принцип локально-территориальной ограниченности, который всегда сопутствует самоуправлению. Система самоуправления функционирует и развивается на законодательно оформленных нижних и верхних территориальных уровнях (например, город, село, волость, уезд, район, округ и т.п.). Это пространство, отличающееся определенной целостностью, обозначается административными, географическими, экономическими, информационными и иными границами.
В-четвертых, местное самоуправление, выступающее в качестве системы организации жизнедеятельности населения на соответствующей территории, представляет собой совокупность выборных и иных органов и институтов власти. Эта совокупность функционирует как единый целостный механизм и обеспечивает организационную обособленность, автономность местного самоуправления. Местное самоуправление осуществляется эффективно, если внутри территориального сообщества имеются горизонтальные взаимосвязи и взаимодействия, которые формируются, закрепляются и соседскими связями, и сетями дружеских отношений, и усилиями политических партий и общественных движений.
В-пятых, местное самоуправление организуется и функционирует как структура, учитывающая историческую, национальную, этническую, культурную и иную общность соответствующего населения. Местная специфика, причем не только природно-географическая, но и традиции, уклад жизни, культура оказывают значительное влияние на формирование институтов самоуправления, характер их взаимодействия, определяют управленческую активность граждан, правила и процедуры принятия управленческих решений. Это позволяет строить местное самоуправление и его деятельность с максимальным разнообразием.
В-шестых, местное самоуправление предполагает единство самостоятельности и ответственности при решении всех вопросов местного значения: экономических, социальных, культурных и иных. При этом под самостоятельностью понимается не только право населения муниципального образования непосредственно или через своих представителей без вмешательства каких-либо других властных структур определять круг вопросов местного значения, принимаемых к своему ведению, но и необходимость решать их, действуя в соответствии с законами и нормативными актами муниципального образования, опираясь при этом только или преимущественно на собственные ресурсы, материальные, финансовые и иные средства. Деятельность под свою ответственность предполагает, что бремя последствий за решения местных вопросов ложится в полной мере на местное самоуправление. Следует сказать о троякой ответственности органов и должностных лиц местного самоуправления: а) перед населением (избирателями) муниципального образования; б) перед государством; в) перед физическими и юридическими лицами. Согласно ст. 126 Гражданского кодекса муниципальные образования сами отвечают по своим обязательствам принадлежащим им на праве собственности имуществом.
В-седьмых, местное самоуправление, самостоятельно решая вопросы местного значения, в своей деятельности исходят из интересов населения соответствующей территории. Они выявляются, анализируются и учитываются, например, при подготовке местного бюджета, целевых программ, при построении структур местного самоуправления, при оценке деятельности депутатов и должностных лиц.
В-восьмых, местное самоуправление опирается на правовую базу. Ее составляют прежде всего Конституция РФ, федеральное законодательство и законодательство субъектов Федерации. Правовые акты федеральных органов и органов власти субъектов РФ дополняются и конкретизируются в уставах о местном самоуправлении.
В-девятых, местное самоуправление — сложно организованный объект социальной действительности с общими характеристиками систем. Его отличает территориальная, организационно-структурная и социально-экономическая целостность составляющих его элементов, находящихся во внутреннем взаимодействии, в результате чего оно отделяется от других организационно-управленческих структур (региональных, общенациональных).
Подытоживая сказанное, следует подчеркнуть, что две стороны общественного управления — самоуправленческие и государственнические начала — следуют в общем русле изменений социально-экономических и политических процессов, переплетаясь и синтезируясь в единый институционально-нормативный комплекс публичной власти. Но при этом механизм управления страной в целом, ее региональными и местными (территориальными) самоуправляющимися единицами постоянно меняется, склоняясь в сторону то централизации, то децентрализации власти [11, с. 13].
1.1.3. Факторы и условия развития местного самоуправления
Местное самоуправление в собственном смысле не может быть декретировано сверху. Принятые законы о самоуправлении, даже самые идеальные — это только одно из важных условий длительного процесса самоорганизации населения города, села, района, любого муниципального образования. При наличии самых хороших правил игра не получится, если люди, которым предлагают играть, никогда в нее не играли и никто не заботится о том, чтобы показать, как это делается. Местное самоуправление никогда не станет реальностью, пока местные власти, местные предприниматели, местные жители не освоят (воспримут как свои) эти правила и соответствующий образ мышления и действий [11, с. 14].
Каждая страна по-своему формирует эти «правила игры», по-своему конструирует свою систему местного самоуправления. Тем не менее, сложилась совокупность исходных условий и факторов, которые необходимы для становления самоуправления. Они определяют его характер и отдельные черты, образуют в совокупности движущую силу, формируют тот своеобразный механизм, под воздействием которого происходят функционирование и развитие местного самоуправления. При этом влияние каждого из них в отдельности теряет свою однозначность, перестает быть линейным
Исходные предпосылки и факторы, необходимые для становления реального самоуправления, можно, на наш взгляд, сгруппировать в восемь основных групп.
Для целостного, всестороннего и объективного познания территориального самоуправления следует учитывать исторический фактор. Это позволяет, во-первых, рассматривать самоуправление как единый процесс его возникновения, формирования, становления и развития, далекий от монотонности и прямолинейности. Во-вторых, анализ исторической эволюции дает возможность выделить в общем историческом движении самоуправления ряд качественно отличающихся этапов с весьма неодинаковыми политико-правовыми и социально-экономическими параметрами. В-третьих, несмотря на то, что общественное развитие в России характеризуется радикальными сменами парадигм (от монархии — к советскому авторитарному и тоталитарному правлению, от тоталитарного — к постсоветскому правлению) и, что принцип историзма требует оценивать развитие самоуправления на каждом этапе по законам той эпохи, а не по критериям более поздним, ретроспективный анализ содержания, функционирования системы местного самоуправления позволяет проследить некую преемственность на протяжении последних двухсот лет российской истории самоуправления. В частности, несмотря на существенное различие исторических условий проведения реформ самоуправления в России, можно выявить общие тенденции в развитии правовых форм, исполнительно-распорядительной деятельности, фискальной политики, административно-территориальном устройстве, формах хозяйствования и т.п. Это позволяет при проведении очередных реформ учитывать «исторические корни», использовать все, что представляется пригодным. В-четвертых, приемы историко-сравнительного анализа позволили в архитектонике российского самоуправления уловить и обосновать трехфазную волновую последовательность движения и развития: стагнация — реформа — контрреформа.
Экономические предпосылки предполагают формирование частной, муниципальной, областной, республиканской, федеральной и других форм собственности, становление рыночных структур и отношений, замену административно-командных методов управления экономическими. В данном случае речь идет о признании того, что каждое муниципальное образование (от крупного города до сельского населенного пункта) обязано иметь сферу самостоятельного регулирования экономических отношений, должно самостоятельно распоряжаться, владеть и пользоваться своей (муниципальный) собственностью, финансово-экономическими и природными ресурсами, а также самостоятельно принимать под свою ответственность решения. Все муниципальные образования равны в праве осуществлять соответствующую регулирующую деятельность, в том числе и в сфере предпринимательства.
Политические факторы: признание необходимости применения общепризнанных и понятных критериев, открытых (гласных) процедур, единых подходов к перераспределению функций, полномочий и компетенции между всеми ветвями власти по вертикали и горизонтали в системе нового федерализма. Отношения между местными органами власти и субъектами федерации по поводу собственности, природопользования, организации бюджетно-налогового процесса и прочим вопросам должны основываться на тех же принципах и механизмах, что и аналогичные отношения между федерацией и ее субъектами [11, с. 15].
Правовые условия подразумевают создание юридической базы, закрепляющей права и гарантии местного самоуправления, определяющей ответственность органов представительной и исполнительной власти в законодательно принятой сфере их деятельности, устанавливающей систему норм, процедур и механизмов регулирования и регламентации территориально-экономических отношений с учетом местных интересов.
Необходимо правовое гарантирование того, что социальные, экологические, национально-этнические, культурные и иные ценности территориальной общности не будут разрушаться в ходе деятельности хозяйствующих субъектов.
Как отдельный гражданин, так и властные структуры (даже в лице государства) должны быть равными в свободе выбора и возможности принимать самостоятельные решения, руководствуясь своими интересами в пределах одинаково понимаемых и обязательных для всех законов и правил.
Организационные возможности: ориентация на широкое привлечение граждан к управлению через органы общественного самоуправления (объединения, ассоциации, союзы, партии, клубы, фонды и т.п.), а также разнообразные институты непосредственной демократии (собрания, сходы, местный референдум и др.).
Социально-экономические условия: представление о любом муниципальном образовании как о территориальной общности, обладающей свойствами относительной завершенности, целостности какого-либо воспроизводственного процесса, характеризующейся высоким уровнем взаимосогласованности позиций, едиными интересами населения, социальных групп в различных областях жизни, способностью адаптации жителей к меняющимся условиям среды обитания.
Пространственно-географический фактор в эволюции российского местного самоуправления играет особую роль. Именно он детерминировал неравномерность осуществления во времени экономических, социальных, политических и иных процессов в разных частях страны. Наиболее отчетливо пространственно-географический фактор проявился в динамике распространения местного самоуправления в европейской и азиатской частях России.
Идеологические предпосылки, заключающиеся в овладении идеями самоуправления как управленцами всех уровней, депутатами, должностными лицами, так и самим населением, которое отказывается от пассивного ожидания решений и санкций вышестоящих инстанций и сознательно активно подключается к управлению местными делами, к решению проблем жизнедеятельности города, поселка, села, района [11, с. 16].
Таким образом, все вышерассмотренные факторы и условия только в совокупности могут образовать ту полноценную жизненную среду, в которой происходит процесс становления и развития самоуправления. Но мы еще не можем достаточно четко, определенно представить будущую систему самоуправления, ибо она предполагает, как видим, коренные преобразования во всех сферах жизни российского общества и требует времени, желания, энергии и труда руководителей всех рангов, населения всей страны и каждого ее гражданина [11, с. 18].
1.1.4. Правовая основа местного самоуправления
Нынешний этап развития российского местного самоуправления концентрирует в себе все сложнейшие социально-экономические и политические проблемы переходного периода, отражает его противоречивость, незавершенность и неопределенность многих процессов и решений [11, с. 114].
Реформа местного самоуправления — достаточно длительный процесс, охватывающий десятилетия. В этой связи для успешного начала реформ следует достаточно четко определить направление, по которому следует идти России при реформировании общественных отношений, в том числе на местном уровне, сформулировать конкретные, реалистические задачи каждого этапа реформы. Российское государство объективно заинтересовано в развитии института местного самоуправления. Оно в силу своей природы выступает связующим звеном между населением и государственными структурами, эффективным инструментом региональной политики. Развитие местного самоуправления содействует укреплению государства, его территориальной целостности; снижению вероятности возникновения социальных напряжений и национальных конфликтов; формированию адаптированной к местным особенностям экономики. Местное самоуправление — это реальный механизм реализации широкого круга наиболее близких населению социальных проблем и удовлетворения наиболее важных потребностей населения в социальной сфере, решения государственных задач силами местных органов самоуправляемых территорий путем передачи им отдельных государственных полномочий.
Реальное и эффективное местное самоуправление возможно лишь при наличии определенных предпосылок и условий, которые в своей совокупности формируют основы местного самоуправления: правовую, территориальную, организационную, финансово-экономическую.
Правовую основу функционирования местного самоуправления составляют: Конституция РФ, Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от 28 августа 1995 г., № 154-ФЗ (с последующими изменениями), другие федеральные законы; указы Президента РФ и постановления Правительства РФ; конституции, уставы субъектов РФ, законы субъектов РФ, а также уставы муниципальных образований и другие нормативные правовые акты, регулирующие вопросы организации и деятельности местного самоуправления. Кроме того, составной частью правовой базы местного самоуправления в РФ можно считать Европейскую Хартию о местном самоуправлении; ее основные принципы и положения уже нашли отражение в российском законодательстве о местном самоуправлении. В основе иерархии нормативных актов о местном самоуправлении находятся конституционные предписания, закрепившие общие принципы построения и функционирования муниципальной власти, единые для всей системы местного самоуправления в РФ. Учитывая, что местное самоуправление в России и в современных условиях устанавливается сверху, необходимы были достаточные конституционные гарантии его утверждения и развития [11, с. 115].
Местное самоуправление рассматривается Конституцией как одна из основ государственного устройства России. Согласно ст. 12 в «Российской Федерации признается и гарантируется местное самоуправление». Это означает, что без полноценного местного самоуправления Россия не сможет быть демократическим правовым государством, а ограничение его прерогатив должно рассматриваться как посягательство на основы конституционного строя РФ.
Подходя к местному самоуправлению как к институту, важному с государственной точки зрения, государство обосновывает и устанавливает гарантии местного самоуправления [11, с. 118].
Конституция РФ, федеральные законодательные акты, законодательные и иные правовые акты субъектов РФ, гарантируя местное самоуправление, обеспечивают правовыми средствами и мерами не только организационную и материально-финансовую самостоятельность органов местного самоуправления в решении вопросов местного значения, но и защиту прав местного самоуправления.
Особо следует выделить государственную поддержку как способ укрепления гарантий и стимулирования местного самоуправления.
Государственная поддержка местного самоуправления выражается в реальных формах, среди которых: а) издание законодательных актов по вопросам организации и деятельности местного самоуправления; б) рассмотрение предложений и обращений местного самоуправления и принятие мер по их удовлетворению; в) оказание материально-финансовой помощи в виде увеличения размеров отчислений в местные бюджеты, выделения дотаций, предоставления кредитов и т.п.
Органы государственной власти регулируют особенности организации местного самоуправления в приграничных территориях, закрытых административно-территориальных образованиях и т.п. Органы государственной власти могут и должны контролировать лишь законность действий местных органов власти, но не их целесообразность. Если местные органы власти приняли законное решение, государственные властные структуры не должны мешать им исполнять эти решения. В частности, органы государственной власти регулируют и устанавливают ответственность органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления за нарушение законов. Осуществляется прокурорский надзор за соблюдением законности в деятельности органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления, т.е. контроль решений, принимаемых органами местного самоуправления, контроль за лицами, нацеленный на наказание за проступки (превышение полномочий, уклонение от обязательств и т.п.), совершенные этими лицами при исполнении служебных обязанностей [11, с. 119].
Нормативной базой в сфере местного самоуправления являются также законы о местном самоуправлении, разделы конституций и уставов отдельных субъектов РФ.
Следующий блок связан с организационными основами местного самоуправления. В законе говорится, что местное самоуправление осуществляется как непосредственно — путем выборов, местного референдума, собрания (сходов), так и через выборные и другие органы местного самоуправления, а также органы территориального общественного самоуправления [11, с. 120].
Один из узловых блоков областного закона касается правовых взаимоотношений органов государственной власти с органами местного самоуправления: государственная поддержка и гарантии местного самоуправления; взаимное делегирование полномочий; защита интересов местных сообществ; компетенции и полномочия органов местного самоуправления и т.п.
Необходимым компонентом правовой основы местного самоуправления являются уставы, которые принимаются муниципальными образованиями самостоятельно (п. 2 ст. 8 ФЗ от 28.08.95 г.). Они являются, по существу, «малыми конституциями» соответствующих территорий, выражают демократическое начало самоорганизации и саморегулирования в рамках закона и исходят из признания территориальных (местных) сообществ населения с...
**************************************************************


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.