Здесь можно найти образцы любых учебных материалов, т.е. получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ и рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


Диплом Исследование лингвистических, экстралингвистических и психолингвистических особенностей ток-шоу

Информация:

Тип работы: Диплом. Добавлен: 24.10.2011. Страниц: 141. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


СОДЕРЖАНИЕ
Введение………………………………………………………………………………………………...2
1. Современное определения жанра ток-шоу и его место в устной публицистике………………..4
2. Виды, функции и задачи телевизионных ток-шоу………………………………………………...7
3. Объект исследования и материал …………………………………….……………………..……10
4.Особенности речевого воздействия в рамках телепередачи……………………………………..14
5.Экстралингвистические и психолингвистические особенности ток-шоу как стилевой разновидности устного дискурса………………………………………………………………….…28
Заключение……………………………………………………………………………………………39
Библиография…………………………………………………………………………………………40
Приложение1………………………………………………………………………………………….42
Приложение 2………………………………………………………………………………………....61
ВВЕДЕНИЕ
В конце ХХ века на современном российском телевидении появился новый жанр – ток-шоу. Современные исследователи характеризуют ток-шоу как разговорный жанр, современный аналог теледискуссии, от англ. talk–show — «западный» жанр, заимствованный в связи с возможностью прямого эфира, адресованный «не всем, но каждому». Тема данной курсовой работы была выбрана, частично, в связи с обилием, и даже засильем, разнообразных ток-шоу на наших телеэкранах. Актуальность и новизна исследования состоит в том, что мы будем исследовать не только особенности современного теоретического понимания ток-шоу как публицистического жанра, но и попробуем провести анализ экстралингвистических, психолингвистических и лингвистических особенностей ток-шоу как стилевой разновидности устного дискурса на примере конкретных ток-шоу.
Целью исследования является анализ и изучение современной литературы по тележурналистике, а также исследование лингвистических, экстралингвистических и психолингвистических особенностей ток-шоу на материале двух современных телепередач из серии «Народ хочет знать».
В связи с поставленной целью были выделены следующие конкретные задачи:
1. Дать определение ток-шоу как самостоятельного жанра дискурса и определить его место в современной устной публицистике.
2. Выявить виды, функции и задачи телевизионных ток-шоу.
3. Определить особенности речевого воздействия в рамках телепередачи.
4. Проанализировать лингвистические особенности устного дискурса ток-шоу.
5. Выделить общие особенности ток-шоу как стилевой разновидности устного дискурса.
Основной метод исследования – лингвостилистический анализ дискурса. В работе также использовались описательный метод, интерпретативный анализ цитатного комплекса и его текстового окружения, контекстуальный анализ.
Теоретическое и практическое значение работы состоит в том, что ее результаты могут быть использованы при планировании и проведении курсов по языковой и речевой стилистике, тележурналистике, теории литературы и смежным дисциплинам.
Основные положения курсовой работы:
1. Жанр ток-шоу является относительно молодым и малоисследованным в современной тележурналистике и лингвистической стилистике.
2. Не существует общепринятой классификации видов телевизионных ток-шоу, единого определения их функций и основных задач.
3. Ток-шоу представляет собой дискурс, и ему свойственны основные характеристики устного дискурса.
4. Ток-шоу как жанр устного дискурса имеет свои лингвистические, экстралингвистические и психолингвистические особенности.
Цели и задачи курсовой работы обусловили ее структуру. Работа состоит из вступительной части, пяти содержательных разделов и заключения. В работе имеются три теоретических раздела:
1. Современное определение жанра ток-шоу и его место в устной публицистике.
2 Виды, функции и задачи телевизионных ток-шоу.
3 Объект и материал исследования.
В теоретических разделах работы последовательно освещаются проблемы выделения функционального публицистического стиля как такового и ток-шоу как жанра устной публицистики; рассматривается историческое развитие российского ток-шоу, анализируются его функции и задачи. Третий раздел работы объясняет обращение именно к выбранным телепередачам как объекту и материалу исследования. В двух практических разделах проводится анализ вербальных и невербальных способов речевого воздействия на материале двух ток-шоу с ведущей Кирой Прошутинской, известной тележурналисткой. В пятом разделе исследуются и обобщаются особенности ток-шоу как разновидности устного дискурса. В заключении подводятся итоги проведенного исследования и намечаются пути дальнейшего исследования темы и ее важности для работы по специальности.
1. Современное определение жанра ток-шоу и его место в устной публицистике
В конце ХХ века на современном российском телевидении появился новый тип передач – ток-шоу, который неоднороден по своей жанровой природе и включает следующие подтипы: жанр политической дискуссии, развлекательные и информационно-аналитические передачи. Такая разнородность отечественного ток-шоу задает и специфику употребляемых в этом устном дискурсе вербальных и невербальных средств. [Вакурова 1997]
В первый год своего появления на наших телеэкранах передачи в жанре ток-шоу транслировались исключительно в вечернее время. Во второй половине девяностых годов прошлого века по данным социологических исследований ни одно ток-шоу не входило в двадцатку лидеров телепрограмм. В то время как это – жанр-лидер по своей природе, программа-чемпион, ставящая рекорды в рейтингах просмотров телезрителями. Во всем мире принята следующая стратегия организации телеэфира: как только запущенное в эфир ток-шоу начинает терять достигнутый рейтинг, сразу же встает вопрос о замене такой программы на другую. Вскоре и дневной эфир многих российских телевизионных каналов оказался сильно заполненным различными ток-шоу. По коммерческим причинам дневные ток-шоу превратились в своеобразные «телепосиделки среди дня», заполненные рекламой. «В самом деле: есть студия с диванами по периметру, приглашаются зрители и знаменитости (в основном от шоу-бизнеса), и совсем уж хорошо для приманки рекламодателей, если ведущие, - тоже знаменитости (не первого ряда, но узнаваемые). При таком понимании жанра и возникли признанные второсортными передачи «Город женщин» и «Пусть говорят» (Первый канал), «Страна советов» и «Принцип домино» (НТВ), «Что хочет женщина» и «Короткое замыкание» («Россия»)… [Иванова 2003]
По мнению многих тележурналистов, с жанром ток-шоу происходили удивительные изменения: пока его границы не были определены, в нем присутствовало общественное и духовное напряжение, происходили серьезные открытия, не только творческие, но и социальные. Позже, когда жанр ток-шоу стал популярным, и все телеканалы были наполнены именно такого рода передачами, он как-то померк в сознании телезрителей, стал менее значительным, перестал интересовать аудиторию в той степени, в какой был популярен. Многие из отечественных тележурналистов, создавая новую программу и присваивая ей высокое жанровое наименование, не всегда заботятся о том, чтобы их ток-шоу было жизнеспособным, имело подлинный зрительский интерес, оказалось способным выдержать конкуренцию в эфире.

Такова в общих чертах довольно короткая история ток-шоу на российском телевидении. Ее можно условно разделить на два этапа. Первый - с середины 1980-х по 1991 год, когда жанр еще имел национальную самобытность, являлся трибуной для обсуждения актуальных вопросов современности. Второй - с 1991-1993 гг. по сегодняшний день. Это период наступления зарубежных жанров на отечественный экран. Ток-шоу стали существовать как «кальки» западных телепрограмм, копируя не только их основные отличительные черты (непринужденность разговора, артистичное поведение ведущего шоу, непременное наличие на шоу аудитории), но и развлекательность как элемент коммерческого успеха. С учетом не слишком продолжительной истории телевидения как такового, срок существования ток-шоу трудно назвать малым, но при этом жанровое определение программ представляет определенную проблему для теории журналистики, лингвистической стилистики и теории дискурса. Нет четких определений и понятий, отражающих специфику и задачи этого публицистического жанра; темы, которые затрагиваются в такого рода передачах, слишком разнообразны; целевая аудитория, да и сами участники порой находятся в различных социальных слоях общества, имеют разный культурный уровень.
Авторы современных учебников по курсу тележурналистики сходятся во мнении, что в настоящее время ток-шоу является одним из наиболее распространенных на отечественном телевидении жанров. Так называемая «телевизионная пресс-конференция» на самом деле также принадлежит жанру ток-шоу уже потому, что ведущий сам озвучивает большинство вопросов, которые он обычно заготавливает заранее в соответствии с написанным сценарием. Понятно, что такая организация как развлекательных, так и публицистических ток-шоу исключает непредсказуемость и получение какой-либо информации, неожиданной для ведущего и вообще для любого компетентного в той или иной проблеме человека.
Элементы ток-шоу могут иметь даже информационные программы и почти всегда — информационно-аналитические, что является характерной особенностью отечественного телевидения. По своей природе жанр ток-шоу скорее развлекательный, чем информационный, и при отсутствии мониторинга целевой аудитории может потерять адресность и стать скучным для зрителей.
Ток-шоу отличается необычайной тематической и функциональной широтой своих жанровых разновидностей. Ток-шоу сочетает сущностные характеристики таких более простых жанров, таких как интервью, дискуссия, игра. По сценарию ток-шоу концентрируется вокруг личности ведущего. Ведущий должен обладать такими личностными качествами, как ум, находчивость, обаяние, юмор, умение заинтересованно слушать, пластично двигаться и т.п. Важны для ток-шоу и внешние факторы: определенное место и строго соблюдаемая цикличность сценария, то есть регулярная повторяемость на телеканале программ, рассчитанная на возбуждение в сознании массового зрителя состояния «ожидания встречи».
Драматургический стержень ток-шоу обеспечивается вопросно-ответной основой этого жанра. Именно форма, качество, вид и логика последовательности вопросов определяют интригу и динамику развития сюжетной линии программы. Основные вопросы задает ведущий, а отвечают на них разные категории участников ток-шоу (герои, эксперты, зрители и т.д.). В зависимости от той задачи, которую ставит ведущий на разных этапах программы, он использует различные типы вопросов.
Обязательный «компонент» ток-шоу - гости («герои») – интересные для телеаудитории люди. Также в студии должны находиться зрители, возможно и присутствие компетентных экспертов. Зрители не обязательно должны вовлекаться в разговор. Часто достаточно наличия аплодисментов или другой реакции присутствующих на происходящее в студии. Это создает атмосферу публичности, дает «эмоциональную подсказку» телезрителям.
На американском телевидении с появлением ток-шоу возникла и особая должность – модератор ток-шоу. Это человек, который занимается «подогревом» аудитории. Он рассказывает участникам и зрителям в студии о ходе программы, о роли зрителей, пытается призвать людей к диалогу, спрашивает, кто из присутствующих хочет высказаться на предложенную тему, учит обращаться с пультами для голосований, если их используют в программе. Организаторы ток-шоу на российском телевидении активно пользуются услугами модераторов. Помимо общения с аудиторией до начала программы, этот человек присутствует в зале на протяжении всей передачи. Он следит за ходом ток-шоу и первым начинает аплодировать в местах наибольшего эмоционального подъема беседы, он помогает сформулировать мысли желающим рассказать свою историю.
В дальнейшем изложении мы будем понимать под ток-шоу устный телевизионный жанр, который строится по определенному сценарию, развертывается в вопросно-ответной форме, с непременным участием харизматичного ведущего, зрителей в студии, компетентных экспертов и гостей с интересными историями.
Ток-шоу - относительно молодой жанр на отечественном телевидении. Он уже прошел этап становления, но его жанровое определение представляет определенную проблему в современной науке. Классификационная дефиниция жанра может быть весьма разнообразной, если учесть многообразие классифицирующих критериев.

2. Виды, функции и задачи телевизионных ток-шоу

Разновидностей ток-шоу существует достаточно много, они могут быть классифицированы по разным критериям.
Так, Н.В. Вакурова, известный специалист в области тележурналистики, различает следующие виды ток-шоу: [Вакурова 1997].
Телемост — вариант разговорного жанра типа ток–шоу, использующий возможность зрелищного противопоставления контрастных по ментальности аудиторий, двух или более, как правило, географически удаленных друг от друга с помощью техники спутниковой связи. Каждая участвующая аудитория имеет своего ведущего и от его личных данных («харизмы») в значительной степени зависит частота включения и успех представляемой его аудиторией стороны. Например, передача «Жди меня» на канале ОРТ. Фактически телемосты с США (Фил Донахью - Владимир Познер) окончательно утвердили ведущую роль прямого эфира на отечественном ТВ.
Теледебаты - вариант разговорного жанра типа ток–шоу или дискуссии, совмещающий элементы интервью, дискуссии и даже репортажа, использующий зрелищность предвыборной конкуренции кандидатов. Является неотъемлемой частью цивилизованной предвыборной кампании: вынуждает кандидатов конкретизировать, идентифицировать и персонифицировать предлагаемую программу; позволяет аудитории структурироваться по электоратам соответственно полученной информации.
Беседа - жанр аналитической публицистики, диалог или полилог, иногда с использованием вспомогательных кино- или фотодокументов (коротких сюжетов), как правило, без выраженной конфронтации сторон (то есть не переходящее в дискуссию, эффективное, по Э. Берну, общение перед экраном). Например, «Женский взгляд» с ведущей Оксаной Пушкиной. Существует, по крайней мере, в двух формах — посвященная конкретной общественно–значимой теме или с участием людей, само появление которых на экране способно привлечь аудиторию (ньюсмейкеров). На современном ТВ чаще всего бывает включена в более объемное ток–шоу.
Дискуссия — жанр аналитической публицистики, обычно полилог с участием ведущего и не менее чем двоих носителей контрастных точек зрения на некую общественно-значимую проблему, или любых ньюсмейкеров, одновременное появление которых в кадре символизирует некую противоположность. Поскольку дискуссия чаще всего транслируется без видеоряда, зрелищность зависит от профессионализма ведущего в выборе участников, подготовке проблемы, умения импровизировать по ходу беседы. Например, передача «Народ хочет знать» с ведущей Кирой Прошутинская. Разновидностью дискуссии являются теледебаты. На современном ТВ чаще всего бывает включена в ток-шоу.
За пределами рассмотренных критериев в определении разновидностей ток-шоу остался еще один, который положен в основу классификации исследователей Задорожной Н.П. и Чистяковой И.А. Этот критерий – характер направляющих тематических вопросов. [Багиров 1978]
Данная схема интересна с точки зрения драматургии жанра. Опытный ведущий в ходе ток-шоу умело использует два вида вопросов: открытый и закрытый. Открытые вопросы – это те, отвечая на которые нельзя ограничиться односложным ответом «да» или «нет». Они носят наиболее общий характер и влекут за собой ответы, не ограниченные ни формой, ни содержанием. Если можно так сказать - открытые вопросы более демократичны. Они не ограничивают в ответе, позволяют отвечать как односложно, так и широко - с пояснениями, оправданиям, рассуждениями, повествованием, описаниями и т.д.
Вот примеры вопросов открытого типа:
1. На какой маршрутке я доеду до ЦУМа?
2. В котором часу к нам придут гости?
3. Почему вы проголосовали за кандидата П.? [Задорожная]
В отличие от открытых, закрытые вопросы требуют утвердительного или отрицательного ответа. Их используют, когда нужно получить жесткую, прямую реакцию собеседника, проявление конкретной позиции (за или против), подтверждение или опровержение факта. Закрытые вопросы в принципе не располагают ни к описанию, ни к объяснению, а предлагают завершенный, бесперспективный ответ, ответ-утверждение (отрицание).
Вот примеры вопросов закрытого типа:
1. Я доеду на этой маршрутке до ЦУМа?
2. Придут к нам гости после трех?
3. Вы проголосовали за кандидата П.? [Задорожная]
И те, и другие вопросы имеют свои недостатки, поэтому очень часто используются вопросы альтернативного типа, т.е. в формулировке вопроса уже заложен ответ, а участникам ток-шоу необходимо только определиться «за» или «против» и отстаивать свою позицию на протяжении всей дискуссии.
Чаще всего на современном телевидении эксплуатируется форма ток-шоу с альтернативным вопросом в основе. Так строились популярные программы российского телевидения «Основной инстинкт», «Свобода слова», «Принцип домино». Динамику в такой программе задает конфликт, сформулированный в вопросе. Аудитория делится на два лагеря и участники каждого доказывают свою правоту. В подобном ток-шоу главное, чтобы противоборствующие стороны были в одной «весовой» категории и сумели наиболее полно раскрыть и представить свою позицию.
Например, в программе «Народ хочет знать» от 22.05.2009, в которой обсуждали вопрос: «Соответствует ли национальным интересам России возможное сближение с НАТО?» экспертами были приглашены Дмитрий Рогозин, постоянный представитель России при НАТО, чрезвычайный полномочный посол, и его оппонент, Сергей Маркедонов, заведующий отделом межнациональных отношений Института политического и военного анализа, то есть люди, владеющие информацией по сути темы дискуссии и умеющие аргументированно отстаивать свое мнение.
Еще одна форма ток-шоу, основанная на открытом вопросе, также эффективна и присутствует в телеэфире. Примерами могут являться «Культурная революция» Михаила Швыдкого или «Времена» Владимира Познера. К примеру, вопрос, вынесенный в тему ток-шоу «Времена», - «О каких угрозах для России говорил Владимир Путин в послании к народу?». Основной вопрос программы (открытого типа) может быть раскрыт только через разнообразные мнения участников. Сложность организации и проведения ток-шоу такого типа заключается в том, что эта форма требует приглашения участников дискуссии очень высокого уровня, мнения которых интересны зрителям.
Кроме того, можно выделить еще один, тематический, критерий. Исходя из него, мы разделим ток-шоу на следующие группы: бытовые, политические, экономические, юмористические и т.п. Любая группа ток-шоу выполняет определенные функции.
В качестве социальных функций телевизионных ток-шоу можно выделить следующие: [Кузнецов 2002]
- Информационная функция предполагает, что в рамках ток-шоу дается определенная новая информация; более того, так как информация обычно неоднозначная, актуальная, спорная, то важен тон и ракурс ее подачи.
- Культурно-просветительская функция реализуется постольку, поскольку любая тема ток-шоу имеет то или иное отношение к человеческой культуре, а кроме того, важна и культура речи участников, которая является образцом для зрителей.
- Интегративная функция предполагает, что люди, регулярно смотрящие определенное ток-шоу, так или иначе уже являются общностью: они думают над одними и теми же проблемами в одном и том же русле.
- Социально-педагогическая, или управленческая, функция определяется вовлеченностью телевидения в систему административного воздействия на людей, в пропаганду определенного образа жизни с соответствующим набором политических и духовно-нравственных ценностей.
- Организаторская функция предполагает, что ток-шоу может инициировать какую-либо общественную акцию, организуя совместные действия масс людей.
- Рекреативная функция реализует отдых, восстановление сил человека, потраченных в процессе труда.
Говоря о задачах ток-шоу, обратимся к мнению исследователя ТВ А.С. Вартанова.
А.С. Вартанов отмечает, что задача жанра ток-шоу - активизировать восприятие содержания, заключенного в передаче, с помощью формы диспута, острых вопросов, высказывания различных точек зрения. Хитрость же современного российского ток-шоу заключена в том, что при внешней форме свободной дискуссии, на самом деле зрителям втолковывается какая-нибудь одна-единственная, строго ограниченная в своих параметрах позиция. [Вартанов 2003].
Большинство исследователей приходят к мысли, что в российском обществе наибольшая опасность манипулятивных воздействий исходит от СМИ. Профессор Панарин И. говорит, что способы манипулирования общественным мнением опираются, прежде всего, на средства массовой информации, позволяющие корректировать, регламентировать и проектировать массовое сознание и психику людей. Анализ зарубежных и отечественных источников свидетельствует, что способы, применяемые для обработки общественного мнения посредством СМИ в разных странах, во многом идентичны. Среди СМИ наибольшими манипулятивными возможностями обладает телевидение.

3. Объект исследования
Как уже говорилось во Введении , объектом исследования в курсовой работе является жанр телевизионного ток-шоу как разновидность устного публицистического стиля и его взаимодействие с другими функциональными стилями. Телевидение является одним из важнейших открытий XX века: невозможно представить себе будущее без него. Оно является отражением нашей повседневной жизни, развития общества и выполняет все функции средств массовой информации.
Материалом для исследования послужили две передачи ток-шоу «Народ хочет знать» с ведущей Кирой Прошутинской (от 05.06.2009 и 22.05.2009), посвященные соответственно темам: «Соответствует ли национальным интересам России возможное сближение с НАТО?» и «Может ли талантливый артист в России добиться успехов в шоу-бизнесе без протекции и денег?». Продолжительностью 1час 41 минут, из которых 55 минут 16 секунд – программа, посвященная обсуждению вопроса: «Соответствует ли национальным интересам России возможное сближение с НАТО?» и 48 минут 18 секунд - «Может ли талантливый артист в России добиться успехов в шоу-бизнесе без протекции и денег?» В приложениях можно увидеть текст передач, с выделенными словами ведущей, экспертов и зрителей студии. Записи были сделаны в формате DVD на самом телеканале ТВ-Центр. Потом они были обработаны, проанализированы, и набраны тексты передач, с выделением слов ведущей, экспертов и зрителей в студии.
Обе передачи могут быть, без сомнения, отнесены к жанру ток-шоу.
Вакурова Н.В. и Московкин Л.И определяют «ток-шоу как разговорный жанр, современный аналог теледискуссии» [Вакурова 1997].
Как уже говорилось выше (с. 4 -5), « классическое ток-шоу представляет собой треугольник: ведущий - приглашенные собеседники (эксперты) - зритель в студии... Ток-шоу соединяет приемы журналистики и сценические приемы. И каждый из участников ток-шоу, какова бы ни была его служебная функция внутри программы, одновременно является персонажем с заданной ему авторами ток-шоу ролью». [Кузнецов 1998].
В выбранных нами передачах присутствуют все черты классического ток-шоу: есть харизматичная ведущая Кира Прошутинская, приглашенные эксперты и зрители в студии, определенная тема-вопрос и развертывающий ее сценарий.
Данные ток-шоу представляют собой дискуссию, поскольку в обоих случаях в передачах присутствовали оппоненты, выражающие кардинально противоположную точку зрения на проблему. Основными функциями данных передач являются: информационная, культурно-просветительская и социально-педагогическая.
Обращение к данной передаче и к данным темам не является случайным. На мой взгляд, несмотря на огромное количество ток-шоу на наших телеэкранах, большинство из них выполняют исключительно реактивную функцию, и только некоторые из них действительно справляются с информационной и культурно-просветительской.
Одним из немногих общественно-политических ток-шоу на российском телевидении, действительно направленных на обсуждение социально значимых проблем, является программа "Народ хочет знать" (ТВ Центр).
Данная программа отличается от большинства прочих общественно-политических ток-шоу тем, что в ходе программы зритель может не только наблюдать реальную дискуссию между оппонентами, но слово предоставляется и обычным гражданам, зрителям в студии. Итогом ток-шоу является не подготовленный заранее ведущей или приглашенными экспертами вывод по обсуждаемому вопросу, а данные анкетирования, проведенного в студии. Важно сказать, что наличие участников (персонажей) с разными ролями и задачами обусловливает речевое и лингвистическое разнообразие их поведения в рамках одной передачи, что представляет большой интерес для лингвистической стилистики и анализа устного дискурса, в разных его разделах.
Что касается целевой аудитории, то нельзя сказать, что передача рассчитана на представителей какой-либо определенной социальной прослойки: собравшиеся в студии люди представляют различные национальные, возрастные, социальные группы населения страны. Эксперты – политические и общественные деятели, руководители министерств и ведомств, представители деловых кругов, авторитетные в обществе люди. Безработица, политическая ситуация, уровень жизни, культура, жилье, здравоохранение - это не полный перечень тем для обсуждений, главная цель которых – конструктивный диалог народа и власти.
Само название передачи является символическим, уместно привести здесь отрывок из интервью с ведущей программы Кирой Прошутинской в журнале "Собеседник" от 02.04.2008:
«Корреспондент: - Как вы отважились дать слово зрителям, которые в других ток-шоу только хлопают глазами и в ладоши?
КП – Само название программы диктует содержание – хочет знать народ, а не только я. Для меня важно, чтобы зрители, во-первых, не были просто массовкой. Во-вторых, чтобы это были вменяемые люди, а не маргиналы. И, в третьих, чтобы им тема была действительно интересна. Я очень благодарна нашим редакторам, работающим с гостями, которые выполняют эти мои пожелания.
К.: – Где вы находите таких умных людей? Посмотришь Малаховых – их публика как с другой планеты.
КП: – Сначала на трибунах сидели наши знакомые, потом знакомые знакомых и т.д. К тому же у нас есть обратная связь. После каждой передачи люди звонят, наш редактор обязательно с ними разговаривает и решает, кого стоит пригласить. «Народ хочет знать» – одна из немногих программ, если не единственная, где мнение людей что-то значит. И часто народ оказывается на уровне, а то и выше наших экспертов и оппонентов» [25]
Как уже говорилось выше, обращение к темам именно этих передач тоже не было случайным. Даже приняв во внимание тот факт, что ток-шоу вышли в эфир весной и летом прошлого, 2009 года, я считаю, что данные темы не потеряли актуальности и теперь.
В передаче от 05.06.2009, посвященной обсуждению темы: «Соответствует ли
национальным интересам России возможное сближение с НАТО?», в качестве экспертов были приглашены Дмитрий Рогозин, постоянный представитель России при НАТО, чрезвычайный полномочный посол, и его оппонент, Сергей Маркедонов, заведующий отделом межнациональных отношений Института политического и военного анализа. В ходе программы были рассмотрены и проанализированы актуальные политические вопросы, касающиеся отношений России и НАТО, проанализирована политическая ситуация в Украине и Грузии, Южной Осетии и Абхазии; была затронута тема военных учений НАТО в Грузии и деятельности НАТО в целом. Также эксперты попытались прогнозировать дальнейшее развитие отношений между Россией и НАТО. Ведущей были подготовлены следующие вопросы:
1. Считаете ли Вы ошибкой НАТО проведение военных учений на территории Грузии именно сейчас?
2. Расцениваете ли Вы учения НАТО на территории Грузии как знак поддержки Михаила
Саакашвили?
3. Могут ли военные учения НАТО на территории Грузии привести к усилению
напряженности на Кавказе?
4. Оправдано ли в сегодняшних условиях проведение широкомасштабных военных учений
«КАВКАЗ-2009»?
5. Сказывается ли негативно на решении многих международных проблем отсутствие тесного
сотрудничества НАТО с Россией?
Кроме вопросов ведущей, оппоненты ответили на множество вопросов зрителей. Несмотря на то, что целевой аудиторией при обсуждении данной темы, являются люди среднего возраста, множество вопросов было задано студентами, и людьми, не имеющими прямого отношения к политике: рабочими, адвокатами, страховыми агентами. Этот факт может служить показателем актуальности темы дискуссии.
Задачей передачи была не пропаганда какого-либо одного мнения, а обсуждение различных взглядов на проблему.
В конце передачи было проведено анкетирование, в ходе которого установили, что из присутствующих 95 человек 40 сказали, что сближение с НАТО соответствует национальным интересам России и 55 человек с этим не согласились. Таков был итог данной программы.
После выхода передачи в эфир прошел год – и многое на политической арене
изменилось. Так, изменилась политическая обстановка и в Грузии, и в Украине. Но потерял ли актуальность главный вопрос ток-шоу: «Соответствует ли национальным интересам России возможное сближение с НАТО?» Я думаю, что нет. И мне хотелось бы посмотреть ток-шоу Киры Прошутинской с теми же оппонентами сегодня, как, пожалуй, единственное, где можно услышать мнение представителей различных социальных слоев общества.
В передаче от 22.05.2009, посвященной обсуждению темы: «Может ли талантливый артист в России добиться успехов в шоу-бизнесе без протекции и денег?» экспертами были приглашены Артемий Троицкий – музыкальный критик и его оппонент – Борис Зосимов – продюсер, один из основателей первого музыкального канала MTV-Россия. Тема передачи была вдвойне актуальной, поскольку передача проводилась сразу же после конкурса «Евровидение». В ходе передачи были рассмотрены проблемы поиска талантов в России, проанализировано современное состояние шоу-бизнеса в целом, присутствовало и обсуждение личности исполнителей. Обсуждались такие вопросы:
1. Соответствует ли общий уровень нашей эстрады уровню конкурса «Евровидение»?
2. Что в большей степени определило выбор участницы от России: честная конкуренция или чьи-то коммерческие интересы?
3. Можно ли назвать сегодня «Евровидение» честным музыкальным конкурсом?
4. Есть ли сегодня в России эффективная система поиска талантов?
5. От чего сейчас больше зависит успех артиста: от его таланта или от таланта продюсера?
Кроме обсуждения уже прошедшего конкурса, в ходе передачи были затронуты перспективы развития «Евровидения» в целом и проведено обсуждение возможных кандидатур, которые могут представлять Россию.
Очень часто мнения оппонентов при обсуждении вопросов совпадали, что является не таким уж частым явлением в теледискуссиях, которые рассчитаны на озвучивание абсолютно противоположных мнений.
В отличие от описанной выше передачи тема «Евровиденья» ориентирована на более широкую публику. Но опять среди зрителей, задающих вопросы, мы можем видеть представителей совершенно разных возрастных и социальных категорий: менеджеров, студентов, режиссеров. Стоит отметить, что вопросов публикой было задано меньше, чем при обсуждении темы предыдущей передачи. Опять-таки следует сказать, что задачей данного ток-шоу не являлось навязывание какого-либо определенного, уже сложившегося, мнения, а лишь возможность обсуждения проблемы с разных ракурсов.
В конце передачи было проведено анкетирование, в ходе которого установили, что из ста трех человек самое большое количество голосов (тридцать), получила певица Пелагея как вероятная кандидатка на участие в следующем конкурсе «Евровидение».
Скоро будет проводиться следующий конкурс «Евровидение», и хотелось бы посмотреть, правы ли были зрители ток-шоу в выборе кандидата, представляющего Россию. Тема является актуальной, как никогда раньше.
4. Особенности речевого воздействия в рамках теле передачи

Прежде чем приступать к подробному анализу средств речевого воздействия и исследованию особенностей ток-шоу как стилевой разновидности устного дискурса, назовем основные особенности публицистического стиля и его взаимодействия с другими функциональными стилями языка.
Функциональные стили являются подсистемами языка, каждая из которых имеет специфические особенности в лексике и фразеологии, в выборе синтаксических конструкций, морфологии, и в фонетике (в устной речи). Формирование и существование разных функциональных стилей обусловлено спецификой условий общения в разных сферах человеческой деятельности. Следует иметь в виду, что стили различаются как возможностью или невозможностью употребления тех или иных элементов и конструкций, так и их частотными соотношениями. Специальный технический термин, например, может встретиться в разговорном стиле, но вероятность появления его здесь совершенно иная, чем в техническом письменном тексте по данной специальности, ибо термины для разговорного стиля нехарактерны.
Название «функциональный стиль» представляется очень удачным, потому что специфика каждого стиля вытекает из особенностей функций языка в данной сфере общения. Так, например, основной функцией публицистического стиля является воздействие на волю, сознание и чувства слушателя или читателя, а стиля научного — только передачу интеллектуального содержания [Арнольд 1990].
Функциональные стили русского языка изучены достаточно хорошо отечественными и зарубежными лингвистами, большая часть исследователей выделяют пять основных функциональных стилей: научный, художественный, официально-деловой, разговорный и газетно-публицистический.
Предметом данной курсовой является исследование публицистического стиля, поэтому хотелось бы более детально остановиться на его особенностях.
Надо иметь в виду изначально, что система функциональных стилей находится в состоянии непрерывного развития. Сами стили обособлены в разной степени: границы некоторых из них определить нелегко, а стили как таковые трудно отделить от жанров. Эти трудности особенно заметны, когда речь идет о публицистическом стиле.
В книге И.Р. Гальперина «Очерки по стилистике английского языка» газетному стилю посвящен большой раздел главы о речевых стилях. Внутри газетного стиля этот автор различает две разновидности: а) стиль газетных сообщений, заголовков и объявлений, которые и составляют, по мнению И.Р. Гальперина, сущность газетного стиля, и б) стиль газетных статей, составляющий разновидность публицистического стиля, куда также входят стиль ораторский и стиль эссе [Гальперин 1970].
Некоторые авторы предлагают выделять не газетный, а информационный стиль, который может использоваться в газете, на радио и телевидении. Его также называют стилем массовой коммуникации.
Отличительные черты каждого функционального стиля, и публицистического в том числе, зависят от его социального назначения и той комбинации языковых функций, которая преобладает в акте коммуникации, а, следовательно, от сферы употребления, от того, является ли целью общения, или его главной целью, сообщение сведений, выражение эмоций, подстрекательство к каким-либо действиям и так далее.
Главной целью публицистического стиля является напряженное, постоянное и глубокое влияние на общественное мнение. Его задача – убедить слушателя или зрителя, что интерпретация, приведенная автором высказывания, является единственно правильной, и суметь заставить принять точку зрения, высказанную оппонентом, не просто через логическую аргументацию, но и через эмоциональное обращение также. Эта функция «промывки мозгов» наиболее эффективна на телевидении, где задействован такой мощный инструмент убеждения, как человеческий голос и другие невербальные способы воздействия на публику.
Для достижения целей коммуникации оппоненты выбирают соответствующие лингвистические приемы и средства, следуя Шуверовой Т.Д. схематически можно выделить следующие особенности публицистического стиля:
Лексические особенности: приоритет нейтральной и книжной лексики, широкое использование языковых средств для актуализации и хронологичности (географические названия и имена собственные, статистика, топонимы, факты и цифры), языковые средства оценивания, неологизмы, социальная и политическая терминология, большой ряд заимствованных слов и интернационализмов, используются слова и словосочетания других стилей (особенно, разговорного), на общем фоне книжной лексики часто употребляются особые стилистические приемы, в том числе терминология, как и средства образности, с целью придания выразительности банальным выражениям (метафоры, метонимия, персонификация, метафорические перифразы, метафорическое использование терминологии), клише (газетные и книжные штампы), разложение (развертывание) фразеологизмов. [ Гальперин 1970, Шуверова 2002].
- грамматические особенности: в морфологии использование единственного числа существительных в их собирательном значении, множественного для определения обобщения, широкое использование превосходной степени сравнения прилагательных для усиления выразительности; обоснование и оценка с помощью использования цифр, прилагательных и причастий. Длина предложения (9-11 слов) и средняя мера сложности в структуре. Широкое использование декларативных предложений. Использование вопросов, восклицательных предложений ради выразительности. Средства выразительного синтаксиса: инверсии, параллелизм, антитеза, градация, разные виды представления слов автора и разговорных конструкций, разные части речи, использованные в качестве однородных членов предложения [Шуверова 2002] .
Важным отличием устного публицистического стиля в общем, и ток-шоу как его жанра в частности, является то, что здесь всегда мы имеем дело не с письменным текстом, а с устным дискурсом, который является недостаточно изученным в современной стилистике.
Дискурс - это "язык в языке". Дискурс существует в первую очередь в текстах, но в таких, за которыми встает особая грамматика, лексикон, правила словоупотребления и синтаксиса, семантика - особенный мир [Кибрик 2008].
Дискурс - это сложное коммуникативное явление, которое содержит, кроме лингвистических, еще и экстралингвистические компоненты. С одной стороны, дискурс связан с условиями ситуации общения, в которой он возникает и воспринимается, а с другой - с его участниками, отображая их картину мира, установки, опыт, в том числе психоэмоциональный. Поэтому дискурс рассматривают вместе с его психологическими, социокультурными, прагматическими и другими факторами. Дискурс как явление шире и сложнее понятия текста. Знание ситуативных контекстов и соответствующих типов дискурса обеспечивает адекватное ситуации поведение личности, способствует достижению поставленной коммуникативной и поведенческой цели и успешному результату коммуникации.
Хотелось бы еще раз отметить, что деление языка на функциональные стили условно, особенно, когда речь идет о стиле массовой информации.
Как говорилось выше, материалом для данной курсовой работы послужили две передачи ток-шоу «Народ хочет знать» (приложение 1, приложение 2) Попробуем проанализировать языковые особенности текста данных передач с точки зрения лингвостилистики. Записи передач были сделаны в формате DVD на самом телеканале ТВ Центр. Потом они были обработаны, проанализированы, а тексты передач были мной набраныи используются в качестве материала для исследования по теме курсовой работы. Прежде всего, анализируемое ток-шоу относится к жанру информационной журналистики. Это жанр, в котором наиболее концентрировано реализуются базовые признаки процесса межличностного общения [Голованова 1997]. Задача ток-шоу данного типа состоит в том, чтобы активизировать восприятие содержания, заключенного в передаче, с помощью формы диспута, острых вопросов, высказывания разл...
**************************************************************


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.