На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


Курсовая Роль женщины и мужчины в Древнерусском обществе X-XVвв

Информация:

Тип работы: Курсовая. Добавлен: 26.10.2011. Страниц: 39. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


РОССИЙСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ ДРУЖБЫ НАРОДОВ
ФАКУЛЬТЕТ ГУМАНИТАРНЫХ И СОЦИАЛЬНЫХ НАУК
КАФЕДРА ВСЕОБЩЕЙ ИСТОРИИ


Курсовая работа на тему:
«Роль женщины и мужчины в Древнерусском обществе X-XVвв.»


Выполнил:
Березина Н.В.
студентка группы ГИБ-12

Научный руководитель:
к.и.н., доцент Баринова Е.Б.


Москва 2010 г.

Содержание.
Введение……………………………………………………..……….…… …2
Глава I. Брак и сексуальные отношения………………………………... …11
Глава II. Семейные нормы мужчин и женщин ……….……………..…….18
Глава III. Правовое положение мужчин и женщин в X-XV вв……………25
Заключение………………………………………………………..........……...34
Список используемой литературы…………………………………….……..36




Введение.
Каждый, кто знаком с русской историей X — XV вв. имеет собственное представление о месте и роли женщин в обществе этой исторической эпохи. Представления эти иногда кардинально противоположны. Представляя себе период становления русской государственности, одним видится «теремная затворница», на подчиненном положении в семье и не обладающая какими-либо правами. Другие, наоборот, рисуют себе волевых женщин таких как, княгиня Ольга или новгородская посадница Марфа Борецкая. Тема данной курсовой работы была выбрана в связи с тем, что вопрос о том, какими были русские женщины в X—XV вв., важен не только сам по себе, но и для понимания становления Российского государства в целом. Актуальность и новизна исследования состоит в том, что мы будем исследовать не только историческую литературу, посвященную данной теме, но и попытаемся вывести общую теорию о положении женщины в обществе того времени.
Целью исследования является анализ литературы о нормах и действительности положения женщин и мужчин в семье, а также при заключении и расторжении брака, о правовых положениях, как мужского так и женского населения и об имущественных правах ремесленников, холопов, смердов и других представителей зависимых социальных слоев Древнерусского государства Х-ХV веков.
Для достижения поставленной цели нами были поставлены следующие задачи:
1. Изучить теоретическую литературу, посвященную раскрытию данной темы.
2. Проанализировать положение и роль женщины в семье.
3. Проанализировать правовые нормы X —XV вв. относительно положения женщин.
Основной метод исследования – контекстуальный анализ теоретической литературы. В работе также использовались описательный метод, интерпретативный анализ цитатного комплекса и его текстового окружения.
Теоретическое и практическое значение работы состоит в том, что ее результаты могут быть использованы при планировании и проведении курсов по истории, философии, политологии и смежным дисциплинам.
Основные положения курсовой работы:
1. Тема исследования представляет значительный интерес для многих ученых и насчитывает множество научных трудов.
2. В языческой России женщина была более свободна в вопросах заключения брака, в связи с установлением христианства она частично потеряла данную свободу.
3. В семье женщина занимала подчиненное положение, занимаясь преимущественно ведением домашнего хозяйства и воспитанием детей.
4. В правовом отношении за женщиной были закреплены определенные права и обязанности, в имущественном отношении ее, как правило, обеспечивал муж, но она имела право на свое собственное имущество.
Цели и задачи курсовой работы обусловили ее структуру. Работа состоит из вступительной части, четырех содержательных теоретических разделов и заключения. В теоретических разделах работы последовательно освещаются проблемы истории исследования проблемы, положение женщины в семье и в обществе в целом, ее права и роль в общественной жизни.
В заключении подводятся итоги проведенного исследования и намечаются пути дальнейшего исследования темы и ее важности для будущей работы по специальности.
Проблема курсовой работы является актуальной и была исследована множеством историков, причем иногда их взгляды на тему исследования кардинально противоположны. Начало данным исследованиям положил Н.М. Карамзин. Его повесть о Марфе-посаднице стала первой повестью, посвященной женщине, и дала толчок для дальнейших исследований данной темы.
О свадебных обрядах в начале XIX в. писали такие известные историки как Н. Цертелева, И. Платонова, М. Морошкина.
В 60-х годах XIX в. выделились труды знаменитого историка и археолога И. Е. Забелина. В них освещались вопросы социального статуса женщины в средневековой Руси. Его работы были написаны с использованием множества источников: в первую очередь, летописи, письменные свидетельства иностранцев, церковная литература Древней Руси и др. В его работах большое количество фактических и значимых наблюдений о жизни русской женщины в изучаемый период.
Известный украинский исследователь Н. И. Костомаров, изучавший главным образом XVI—XVII вв.,— использовал в своих фундаментальных трудах множество фактов, касающихся положения женщины в средневековой Руси. Однако его работы сводились по большей мере к описанию фактов, а не их анализу, поэтому в его работах можно видеть противоположные точки зрения: начиная от идеи полного подчинения жены мужу, «деспотизма мужа» и заканчивая идеей, что «женщина в Новгороде пользовалась юридическим равенством наравне с мужчиной».
В 30-х годах XIX в. подробно изучалось социальное положение женщин в древней и средневековой Руси, научный интерес представляли правовые отношения внутри семьи. Толчком к данному исследованию послужил перевод с немецкого языка фундаментального труда профессора Дерптского университета И. Ф. Эверса «Древнейшее русское право в историческом развитии» , где впервые была выдвинута идея о связи между возникновением русской государственности и семейно-родовыми отношениями.
Исследованием данной проблемы занимались два известных профессора Московского университета И. Д. Беляев и С. М. Соловьев.
И. Д. Беляев впервые использовал для анализа имущественного положения женщин в X—XV вв. кроме нормативных источников актовые материалы. Он привел доказательства в пользу самостоятельности материально-правового статуса женщины в семье, и противопоставил ее права нормам византийских правовых кодексов (Эклоги, Номоканона). Именно он выдвинул идею о развитии норм русского права по отношению к женщинам.
С. М. Соловьев также был сторонником мнения о наличии у женщин личного имущества и настаивал на возможности их участия в политической и общественной жизни.
Важным является труд В. Я. Шульгина о женщинах допетровской эпохи. Этот историк выделял три основных периода: языческого быта, домонгольский и XIV—XVI вв. Первый из них характеризуется тем, что «все сферы жизни открыты женщине», второй — постепенным «исключением женщины из мужского общества», третий — развитием затворничества. По его мнению, возвращение женщине ее места и социальных прав в обществе произошло при Петре I. Основной причиной, повлиявшей на изменение статуса женщины, он считал «византийское влияние», усиливавшее стремление «к религиозному уединению русских женщин». Однако затворничество было общим явлением и для женщин, и для мужчин, а «византийское влияние» на русское право в X —XV вв. способствовало скорее развитию тенденций, противодействовавших «отлучению» (термин Шульгина) женщин от общественной жизни, чем их затворничеству.
Так же хотелось бы отметить книгу А. В. Добрякова «Русская женщина в домонгольский период», изданная в 1864 г. Автор данного произведения впервые попытался исследовать положение женщины в семье и обществе, принимая во внимание ее социальный статус. В его работе отражены основные права женщин, их жизнь в семье, взаимоотношения с родственниками, различия между правами и положением «язычницы» и «христианки».
Основываясь на труды С.М. Соловьева, В. И. Сергеевича Я. Мордовцев написал свои биографии известных древнерусских женщин.
Огромное количество источников использовал для освещения «женского литературного типа» Древней Руси И. С. Некрасов. Но использование филологами (А. Н. Чудиновым, А. И. Желобовским, Н. В. Шеметовой) фольклорных материалов привело к преувеличению степени социальной «свободы» древнерусских женщин, к идеализации их общественного положения.
Свое понимание вопроса исследования данной курсовой работы представили революционные историки и их последователи. Но их произведения, в основном, подчеркивали неравноправие женщин в любом классовом обществе. Так, И. А. Худяков увидел существенные различия в положении женщин в княжествах и феодальных республиках. Он заострил внимание на многочисленных свидетельствах участия женщин в судебных тяжбах и в политической жизни средневекового Новгорода.
Значительный интерес для темы исследования представляет работа А.П. Щапова, а особенно его вывод о противоречивом влиянии церковных догм и христианства на положение женщины. С одной стороны, писал он, «церковь с самого начала взяла женщину под свою защиту, возвысила значение матери», а с другой — та же церковь «укореняла в ней веру в святость и нерушимость церковно-брачного подчинения мужу». Лично я согласна с мнением этого исследователя и считаю, что во многом положение женщины на Руси регулировалось церковными догматами, и двойственность церкви по отношению к женщине сыграла значительную роль в лишении ее определенных прав и свобод.
Но мнение авторов, которые разделяли мнение церковников на предназначение женщины, не было общепризнанным. Спорным является сам акт бракосочетания, как исключительно религиозный. Исследователи сферы семейно-брачных отношений в «домосковский период» Руси (А. Ефименко, А. Смирнов, И. Харламов и др.) приводили доводы в доказательство того, что брак в X — XV вв. являлся лишь разновидностью частной сделки и носил исключительно договорный характер; что, по крайней мере, в домонгольский период оба лица, вступавшие в брак, участвовали в заключение договора о нем.
В начале XX в. вновь вспыхнул интерес к историко-этнографической проблематике, и внутрисемейным отношениям в X—XV вв. Важную роль в изучении древнерусской покаянной литературы сыграли публикации и работы С. И. Смирнова.
Таким образом, современная отечественная историография располагает обширным теоретическим материалом, позволяющим всесторонне рассмотреть историю семьи, социальное и семейное положение и роль женщины, попытаться воссоздать ее внешний и духовный облик. Названные выше историки детально исследовали юридические аспекты внутрисемейных отношений, имущественные права мужа и жены. Охарактеризовав отдельных представительниц привилегированного сословия, они частично осветили социальный статус женщин этого ранга. Филологи и этнографы выделили наиболее яркие женские образы в фольклоре XI—XV вв. В попытках создать обобщающие труды по проблеме исследования заметно стремление выявить динамику изменений в социальном статусе древнерусских женщин и предложить свое пон...
**************************************************************


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.