На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


Диплом Рассмотрение особенностей финансового менеджмента в топливно-энергетическом комплексе

Информация:

Тип работы: Диплом. Добавлен: 01.11.2011. Страниц: 102. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


Содержание
Введение 3
1 Финансовый менеджмент 6
1.1.Сущность и содержание финансового менеджмента 6
1.2.Управление долгосрочным и краткосрочным финансированием 23
1.3.Финансовое планирование и бюджетирование 37
2. Финансовый менеджмент в топливно-энергетическом комплексе 44
2.1. Состав и роль топливно-энергетического комплекса 44
2.2. Проблемы финансового менеджмента в топливно-энергетическом комплексе 47
2.3. Опционы, как инструмент дерегулирования в ТЭК 52
3. Практика финансового менеджмента в ТЭК на примере конкретных стран 67
3.1. Российский опыт финансового менеджмента в ТЭК 67
3.2. Финансовый менеджмент в ТЭК за рубежом 75
3.3. Сравнение российского и зарубежного менеджмента в ТЭК 95
Заключение 97
Список литературы 101

Введение
История финансового менеджмента энергетики началась практически в начале XX в. трудами известного ученого Г.М. Кржижановского, сформулировавшего основные понятия об энергетике как о единой, неразрывной «энергетической цепочке» от природного энергетического ресурса и до потребления топлива и энергии включительно. Именно эта концепция легла позже в основу понятия «Топливно-энергетический комплекс». Такой комплексный, системотехнический подход определяет основные положения и особенности экономики энергетики, которая всегда была экономикой топливно-энергетического комплекса с акцентом на самую развитую и сложную его часть — электроэнергетику.
Об актуальности выбора отрасли именно в топливно-энергетическом комплексе говорит уже тот факт, что в ближайшие годы общее потребление всех видов энергетических ресурсов в мире возрастет в несколько раз. Обеспечение этого потребует от будущих специалистов очень грамотного и продуманного управления финансами. Российская Федерация строит свою экономику на экспорте энергетических ресурсов в другие страны, обладая богатейшими запасами последних, а значит, данная курсовая работа тем более актуальна.
Топливно-энергетический комплекс тесно связан со всей промышленностью страны. На его развитие расходуется более 20% денежных средств. На ТЭК приходится 30% основных фондов и 30% стоимости промышленной продукции России. Он использует 10% продукции машиностроительного комплекса, 12% продукции металлургии, потребляет 2/3 труб в стране, дает больше половины экспорта РФ и значительное количество сырья для химической промышленности. Его доля в перевозках составляет 1/3 всех грузов по железным дорогам, половину перевозок морского транспорта и всю транспортировку по трубопроводам.
Топливно-энергетический комплекс имеет большую районообразовательную функцию. С ним напрямую связано благосостояние всех граждан России, такие проблемы, как безработица и инфляция.
Характерной чертой ТЭК является консерватизм. Одна из сфер, где он виден невооруженным глазом, - управление финансами, а точнее отсутствие такового. На предприятиях ТЭК зачастую нет руководителей, отвечающих за управление финансами (таковыми по ошибке считаются главбухи), и, соответственно, нет технологий оптимизации финансовых потоков. Посему формирование системы регулярного финансового менеджмента для большинства предприятий отрасли сегодня является "вопросом номер один".
Постановка эффективного финансового менеджмента на предприятиях ТЭК требует коренной перестройки всего механизма их управления. Здесь необходимо отметить, что в условиях рыночной экономики происходит смещение акцентов в управлении предприятием с чисто производственного планирования на финансовое. В соответствии с этим должны изменяться структура и направление внутренних и внешних информационных потоков. Однако существующий на наших предприятиях учет не дает возможности: с одной стороны, оперативно сводить разрозненную финансовую информацию воедино, а с другой, - определять влияние различных центров формирования доходов и затрат на общий финансовый результат. Более того, процесс управления "по-русски", как правило, характеризуется признаками системной дезорганизации: на лицо переизбыток несущественной и устаревшей, и напротив, недостаток необходимой и оперативной управленческой информации, отрывочный контроль по всем направлениям деятельности предприятия, большая инерция в реализации управленческих решений.
Целью данной работы является рассмотрение особенностей финансового менеджмента в топливно-энергетическом комплексе, сравнить российский и зарубежный опыт, выявить проблемные области и пути их решения. Исходя из поставленной цели, в первой главе дипломной работы рассматриваются общие понятия финансового менеджмента, вопросы долгосрочного и краткосрочного финансирования, финансового планирования и бюджетирования. В тексте главы приводятся примеры предприятий ТЭК.
Во второй главе рассматриваются теоретические вопросы финансового менеджмента именно в ТЭК – особенности комплекса, проблемы и главный инструмент дерегулирования – опционы.
В третьей главе финансовый менеджмент в ТЭК анализируется уже на конкретном примере стран – самое большое внимание уделено России и Норвегии, в заключении главы проведен анализ управления финансами у нас и за рубежом, сделаны выводы, подведены итоги

1. Финансовый менеджмент
1.1.Сущность и содержание финансового менеджмента
Основу экономики хозяйствующего субъекта образуют его производственные отношения, часть которых проявляется через оборот денег, т.е. через денежные отношения.
Финансы - это фактор производства, без которого оно немыслимо. Для того чтобы нормально работать и развиваться, необходимы денежные средства. Но понятие финансов значительно шире.
Финансы представляют собой совокупность денежных отношений, связанных с формированием, распределением и использованием денежных доходов и накоплений в процессе их кругооборота. (Д – Т--- Пр--- Т – Д) (рис. 1).
Рис. 1. Схема формирования финансов предприятия
Как следует из рис. 1, у хозяйствующего объекта образуются постоянные потоки денежных средств, т.е. денежные потоки в виде их притока и оттока.
Притоки образуются от реализации продукции, работ и услуг, продажи части имущества, доходов от владения финансовыми активами других эмитентов, поступлений от инвесторов, кредиторов и другие. Оттоки связаны с необходимостью оплаты затрат на производство, выплат процентов по кредитам и другим займам, возвратом кредитов, выплатой дивидендов и другие.
Таких потоков - три:
• операционный;
• инвестиционный;
• финансовый.
Эти потоки связанны с:
• обеспечением текущей деятельности, производства и реализации продукции, образования вновь созданной стоимости;
• обеспечением развития хозяйствующего объекта, т.е. обеспечением инвестиционной и инновационной деятельности;
• решением задач потребления и материального стимулирования;
• решением социальных задач;
• формированием собственного и привлеченного капитала с фондовых рынков и банковского сектора. [12, c. 14-15]
Финансы хозяйствующего объекта выполняют три основные функции:
• формирование денежных поступлений;
• использование (распределение) этих поступлений;
• контроль за их формированием и распределением.
С переходом к рыночным отношениям их роль существенно изменилась. Финансы, выполняя функцию формирования денежных поступлений и распределения их, обеспечивают хозяйствующий объект источниками финансирования, связывая воедино все его фазы - производство, обмен и потребление.
От обеспеченности этого процесса финансами и эффективности их использования зависят и конкурентоспособность, и платежеспособность, и финансовая устойчивость работы.
Недостатки в области обеспечения финансами могут привести к банкротству.
В полном объеме функции финансов проявляются в компаниях (материнских ОАО), централизующих финансовые потоки (см. 2.5). В них сосредоточены все три функции финансов, включая в полном объеме распределительную.
Централизация финансовых ресурсов в нефтяных компаниях, имеющих статус открытого акционерного общества, ограничила самостоятельность структурных единиц в области формирования политики сбыта, цен, финансирования развития, что привело к усилению функций распределения и перераспределения доходов, в том числе путем использования трансфертных цен, давальческого сырья, централизованного финансирования развития.
Для осуществления производственной деятельности хозяйствующий объект - компания, ДООО, фирма - вступает в финансовые отношения:
• с другими хозяйствующими объектами в процессе покупки и продажи товаров, оказания различных услуг, привлечении финансовых средств, взаимном кредитовании;
• со структурными подразделениями данного хозяйствующего объекта, в том числе с дочерними предприятиями;
• работниками данного объекта;
• собственниками данного объекта;
• с государством и его учреждениями.
Их система представлена на рис. 2.
Взаимоотношения между ними осуществляются также с помощью денег или их эквивалентов (векселя, опционы и другие).

Рис. 2. Система финансовых отношений хозяйствующего субъекта
Таким образом, финансы - это совокупность финансовых отношений, связанных с созданием, формированием и использованием денежных средств для обеспечения текущей деятельности, воспроизводства и развития хозяйствующего объекта. [12, c. 14-15]
Сложность и многогранность финансов и финансовых отношений хозяйствующего объекта потребовала создания специальной системы управления, которая получила название - финансовый менеджмент.
Финансовый менеджмент - это система управления созданием, формированием и использованием финансовых ресурсов хозяйствующего объекта, направленная на достижение стратегических и текущих целей.
Как всякая система она состоит из подсистем и элементов (рис. 3).

Управляющая подсистема (субъект)
Организаци Кадры фи- Финансовые Финансовые Финансовая Правовое и
онная струк- нансового методы инструменты информация нормативное
тура управления обеспечение
финансового
управления



Управляемая подсистема
Активы Финансовые Финансовые Финансовые Денежные Кругооборот
предприятия отношения ресурсы и капитал риски потоки капитала
Рис. 3. Система финансового менеджмента
В этой системе субъект управления (управляющая подсистема) - это финансовая дирекция и ее подразделения, финансовые менеджеры, финансовые методы, технология и инструменты финансового управления.
Объектом управления (управляемая подсистема) в финансовом менеджменте являются: активы и финансовые обязательства хозяйствующего субъекта, финансовые ресурсы и капитал, денежные потоки, кругооборот капитала, финансовые отношения и финансовые риски. [12, с. 4-25].
Они же являются элементами системы «Финансовый менеджмент».
Цели управления финансами в условиях рыночной экономики ориентированы на наиболее эффективное использование финансовых ресурсов в интересах роста доходов собственников. Рост доходов может осуществляться по двум направлениям:
• получение дивидендов от владения акционерным капиталом;
• роста стоимости (цены) одной акции.
В конечном счете и то и другое приведет к увеличению стоимости компании. Поэтому считается, что основной целью финансового менеджмента является максимизация благосостояния собственников капитала. т.е. максимизация стоимости компании (предприятия).
Существуют две точки зрения, что следует считать ростом дохода собственников капитала: прибыль или суммарный доход, определяемый денежным потоком.
Теория и практика финансового менеджмента последнего периода утверждает, что конечная цель - это получение дохода.
Максимизация прибыли способствует росту благосостояния собственников капитала, но не всегда достигается автоматически. Большая величина прибыли при распределении может быть направлена не на развитие предприятия, и это в будущем может привести к сокращению собственных финансовых ресурсов и к потере темпов роста. Кроме того, высокая прибыльность может достигаться при большом финансовом риске, а следовательно, может привести к снижению рыночной стоимости акции. Стремление максимизировать прибыль, как правило, носит текущий характер. Формирование прибыли игнорирует риски и неопределенность. В то же время инвестиции и отдача от них распределены во времени, что в большей мере учитывается денежным потоком.
Доказано, что максимизация дохода - это долгосрочная цель. Поэтому она предпочтительнее, так как учитывает:
• благосостояние в долгосрочном плане;
• риски и неопределенность;
• временную стоимость денег;
• чистые доходы акционеров.
Реализация этой цели должна привести к росту стоимости компании (предприятия).
Следовательно, цели финансового менеджмента ориентированы на наиболее эффективное использование ресурсов в интересах роста доходов.
Для реализации основной цели финансовый менеджмент решает следующие задачи:
1. Обеспечение финансовыми ресурсами всех видов деятельности компании.
2. Обеспечение высокой финансовой устойчивости акционерного общества в процессе его развития. Это достигается путем формирования рациональной финансовой и инвестиционной политики, оптимизации финансовой структуры капитала.
3. Поддержание постоянной платежеспособности предприятия, достигаемой путем эффективного управления денежными потоками.
4. Обеспечение получения максимального дохода путем эффективного управления активами предприятия и формирования рациональной структуры пассивов, оптимизации принимаемых финансовых решений.
5. Обеспечение минимизации финансовых рисков на основе их правильного прогнозирования и оценки.
6. Обеспечение имиджа компании.
Перечисленные цели и задачи финансового менеджмента позволяют сформулировать его основные функции. Среди них необходимо выделить функции финансового менеджмента как управляющей подсистемы и функции финансового менеджмента как специальной области управления. Они представлены в табл. 1. [12, c. 16-25].
Следовательно, объектом управления в финансовом менеджменте является:
- имущество акционерного общества и его подразделений (предприятий);
- имущественные права;
- источники капитала;
- формирование и движение денежных средств (денежные потоки);
- информация и другие.
Характерная их особенность: они могут свободно переходить от одного субъекта к другому, т.е. обращаться на рынке.
Таблица 1
Основные функции финансового менеджмента

Подсистема Функции

Управляющая подсистема 1. Разработка финансовых планов
2. Разработка графиков притока и оттока денежных средств
3. Создание специальных органов управления финансами
4. Формирование информационных финансовых систем
5. Финансовый анализ
6. Организация эффективного контроля за финансовой деятельностью
7. Разработка кредитной политики
8. Разработка дивидендной политики
9. Определение структуры капитала
10. Другие функции

Управляемая подсистема
1. Управление активами
2. Управление капиталом
3. Управление инвестициями
4. Управление денежными потоками
5. Управление финансовыми рисками
Предмет управления - это вся финансовая система акционерного общества, фирмы, предприятия.
Для принятия любого финансового решения необходимо: провести анализ финансового состояния предприятия (компании); сформулировать цели; разработать программы по реализации поставленных целей; организовать выполнение и проконтролировать выполнение программ; провести анализ и оценить полученные результаты.
Таким образом, под финансовым менеджментом понимают создание стратегии и тактики финансового обеспечения компании и её Подразделений, позволяющих управлять денежными потоками и находить оптимальные финансовые решения. [12, с. 79-89].
Финансовый менеджмент требует осуществления финансово-экономических расчетов, связанных с потоками денежных средств в разные периоды времени. Эти расчеты связаны с использованием методов оценки стоимости денег во времени, методов их наращивания и дисконтирования, расчета номинальной и реальной стоимости денег, расчета инфляционной премии, расчета эффективности инвестиций, доходов по акциям и ценным бумагам и других денежных средств.
Для проведения этих расчетов используются:
• простые ставки ссудных процентов;
• простые учетные ставки;
• сложные ставки ссудных процентов;
• сложные учетные ставки;
• аннуитет;
• дивиденды и проценты по ценным бумагам и другие.
Они составляют математические основы финансового менеджмента и изучались в предшествующих курсах.
Основной целью финансового менеджмента, как показано ранее, является максимизация благосостояния собственников капитала, т.е. максимизация стоимости компании и ее подразделений.
Различают три подхода к оценке стоимости акционерного общества:
• затратный;
• доходный;
• сравнительный.
В зависимости от целей расчета каждый из методов делится на подвиды.
Затратный метод основан на оценке имущества акционерного общества с точки зрения понесенных затрат на конкретный период времени.
Для расчета используется чистые активы по балансу предприятия.
Чистые активы - это величина, определяемая путем вычитания из суммы всех активов акционерного общества суммы его обязательств.
CVHA= стоимость всех активов по балансу - сумма всех обязательств по балансу
Эта оценка имеет две разновидности:
• оценка по фактически отраженным в балансе данным;
• по восстановительной стоимости, т.е. с корректировкой на рост цен и условий воссоздания этих средств в современных условиях.
Этот метод фиксирует балансовую оценку на конкретный период, но не отображает потенциал компании.
Как правило, он (результат) расходится с рыночными данными о цене акции и капитализации компании, чьи активы являются важным показателем характеризующим собственные средства компании и предприятия, но недостаточны для оценки потенциала компании, а следовательно, для расчета ее стоимости для целей прогнозирования развития.
Методом, учитывающим потенциал компании, является доходный.
При доходном методе стоимость компании (предприятия) оценивается по тому доходу, который может быть получен объектом оценки. Использование этого метода основано на том, что инвестор не заплатит больше, чем данный бизнес принесет ему в будущем. [12, c. 121-130].
Этот метод имеет свои разновидности:
• по чистому дисконтированному доходу (ДДП);
• на основе капитализации прибыли.
При использовании ДДП стоимость компании определяется по формуле:

где: ДПt - чистый денежный поток в «t» году;
R- дисконт;
n - период расчета.
Этот метод более приемлем с точки зрения собственника и инвестора.
Для решения задач финансового менеджмента большое значение имеет оценка современного финансового состояния компании и ее дочерних подразделений (ДООО, ЗАО и другие).
Финансовое состояние является комплексным понятием и характеризуется системой показателей, отражающих наличие и изменение активов и финансовых ресурсов, эффективность их использования, способность расплатиться по своим обязательствам, а также реальные и потенциальные возможности хозяйствующего субъекта.
Хорошее финансовое состояние - это высокая эффективность использования финансовых ресурсов, достаточная и устойчивая платежеспособность, достаточная обеспеченность собственными средствами, наличие финансовых средств для развития; четкая организация расчетов и, как следствие, высокая рыночная стоимость.
Плохое финансовое состояние - это низкий уровень всех перечисленных элементов финансовой системы; наличие большой задолженности поставщикам, персоналу, бюджету, банкам.
Так как финансовое состояние во времени изменяется, то расчеты использования всех элементов необходимо проводить в динамике, чтобы вовремя заметить признаки ухудшения. [12, c. 94-98]
Для оценки используется система показателей, характеризующая активы предприятия, их состав и структуру; собственный капитал и обязательства; краткосрочные и долгосрочные инвестиции; источники формирования собственных и заемных средств; доходы и расходы, а также эффективность их использования.
В финансовом менеджменте наиболее важными считаются следующие группы финансовых показателей и коэффициентов:
- показатели использования имущества;
- показатели доходности;
- показатели и коэффициенты ликвидности и платежеспособности;
- показатели кредитоспособности;
- показатели и коэффициенты финансовой устойчивости;
- показатели деловой активности;
- показатели рыночной активности.
Методика определения этих финансовых показателей и коэффициентов приведена в нижеследующих таблицах.
Оценка имущественного положения
Успешность работы любой компании (предприятия) зависит:
- от экономического потенциала и его использования;
- конкурентоспособности;
- делового потенциала.
При этом экономический потенциал рассматривается с двух сторон:
- имущественного положения;
- финансового положения.
При финансовом анализе деятельности компании (предприятия) анализу подвергается не предметно-вещевой характер имущества, а его финансовая оценка, позволяющая судить о целесообразности, возможности и оптимальности вложений финансовых ресурсов в активы.
Изучению подвергаются:
- величины и структура имущества;
- средства компании, направленные на финансирование активов, и их структура;
Показатели ликвидности и платежеспособности
Платежеспособной компания (предприятие) считается тогда, когда у неё достаточно средств, чтобы расплатиться по своим краткосрочным обязательствам. У неё должен быть собственный оборотный капитал, а также достаточное количество текущих активов, способных трансформироваться в денежные средства. Система показателей и коэффициентов платежеспособности представлена в табл. 2
Таблица 2
Показатели платежеспособности и ликвидности

Наименование показателя Формула для расчета Обозначение
1. Собственный оборотный капитал (СОК) СОК = ТА - ТО СОК = СС + ДК - ВА ВА - внеоборотные активы.
3 - запасы.
ДС - денежные средства ДЗ - дебиторская задолженность.
ПрА - прочие активы. ТО - текущие обязательства. ТА - текущие активы.
2. Коэффициент общей ликвидности, кал кол = ТА/ТО

3. Коэффициент промежуточной (срочной) ликвидности, кпл кпл = (ДС + ДЗ)/ТО

4. Коэффициент абсолютной ликвидности,
Кал кш=ДС/ТО

5. Коэффициент быстрой ликвидности, кол кол = ДС/КЗ

6. Коэффициент текущей ликвидности, ктл ктл=ДЗ/КЗ

7. Коэффициент общей текущей ликвидности, кобл ДС+0,5ДЗ+0,33
к -


К3+0,5КК+0,ЗДК

Коэффициент абсолютной ликвидности учитывает только самые ликвидные активы - денежные средства и краткосрочные финансовые вложения и показывает, сможет ли предприятие расплатиться со своими кредиторами при предъявлении ими своих требований на конкретную дату.
Коэффициент быстрой ликвидности в отличие от абсолютной учитывает только требования по кредиторской задолженности.
Коэффициент промежуточной ликвидности характеризует часть текущих обязательств, которая может быть погашена за счет ликвидных актиBOB - денежных средств и ожидаемых поступлений от инкассации дебиторской задолженности.
Коэффициент общей ликвидности позволяет установить, каким образом текущие обязательства погашаются при мобилизации всех оборотных активов.
Эти показатели для оценки платежеспособности должны находиться в пределах определенных норм. В зарубежной практике приняты следующие
нормативные значения этих коэффициентов:

Коэффициенты Нормативные значения

абсолютная платежеспособность нормальная платежеспособность низкая платежеспособность неплатежеспособность
Коэффициент быстрой ликвидности >0,8 0,5+0,8 0,25+0,5 <0,2
Коэффициент текущей ликвидности >0,8 0,77+0,8 0,75+0,77 <0,75
Коэффициент абсолютной ликвидности >0,8 0,5+0,8 0,2+0,5 <0,2
Коэффициент промежуточного покрытия >1,6 1,2+1,6 0,8+1,2 <0,8
Коэффициент покрытия, или общей ликвидности >2,0 1,5+2,0 1,1+1,5 <1,1
Считается, что рентабельность инвестиций в действующее производство (собственный капитал плюс долгосрочные кредиты и займы) должна быть больше чем их стоимость, характеризующаяся показателями средневзвешенной стоимости капитала. Для оценки эффективности инвестиций с учетом их стоимости может быть использован показатель экономической добавленной стоимости. О способности расплачиваться по взятым кредитам и займам свидетельствуют коэффициенты покрытия процентов собственной прибылью предприятия и защищенности кредитов и займов.
В качестве средств для расчета в этом случае принимается суммарный доход, включающий помимо прибыли и амортизационные отчисления. Эти показатели позволяют оценить:
- какой реальный доход приносят долгосрочные финансовые ресурсы;
- имеет ли предприятие средства для расчета по кредитам и займам;
- какое бремя на предприятие накладывают заемные средства. Известно, что крупные кредиты и займы накладывают чрезмерное
бремя и повышают риск собственников капитала, так как они увеличивают фиксированные обязательства и выплаты по ним.
Эти показатели, так же как показатели платежеспособности, должны находиться в определенных пределах.
Показатели, характеризующие финансовую устойчивость Показатели финансовой устойчивости характеризуют надежность работы компании и ее подразделений, обеспеченность постоянными источниками финансирования, а также зависимость компании от заемных средств. Система этих показателей приведена в табл. 4
Таблица 4
Показатели, характеризующие финансовую устойчивость

Наименование показателя
1. Собственный капитал (СС)
2. Собственный оборотный капитал (СОК) Формула для расчета СОК = ТА - ТО
активов, коа
4. Коэффициент автономии средств (кавт) ^ = ТА/А
1
5. Коэффициент маневренности (км) км = СОК : СС
средств (кз/с) кз/с = ЗС : СС
7. Коэффициент обеспеченности оборотных активов собственным капиталом (коа) к„ = СОК : ОС
8. Коэффициент обеспеченности запасов ко3 = СОК : 3


Коэффициент автономии показывает долю собственных средств предприятия в общем объеме активов и характеризует степень финансовой независимости от кредиторов. Чем выше значение, тем выше устойчивость предприятия. Считается, что при малом значении этого коэффициента невозможно рассчитывать на доверие к компании со стороны банков и других инвесторов.
Коэффициент маневренности показывает какую долю в собственном капитале занимает наиболее мобильный - собственный оборотный капитал. Чем выше этот показатель, тем более кредитоспособной считается компания.
Коэффициент обеспеченности СОК оборотных активов и запасов характеризует возможную стабильность работы компании.
Таким образом, финансовая устойчивость, в первую очередь обеспечивается наличием у предприятия достаточного количества собственных средств в его активах, а также собственного оборотного капитала. [12, c. 102-105]
Считается, что для обеспечения финансовой устойчивости соотношение собственных и заемных средств должно находиться в пределах 60% : 40%.
Большое значение для финансовой устойчивости имеет наличие СОК, поскольку его превышение над текущими обязательствами свидетельствует о возможности предприятия погасить свои краткосрочные обязательства и иметь финансовые ресурсы для дальнейшего развития.
Недостаток СОК может привести к банкротству. Сам недостаток может быть вызван убытками, ростом безнадежной дебиторской задолженности, неразумной финансовой политикой. В то же время увеличение СОК в динамике сверх нормы может свидетельствовать о нерациональном использовании денежных средств.
Показатели, характеризующие деловую активность
Показатели деловой активности характеризуют эффективность использования финансовых средств компании и ее ДООО независимо от их источника. Они показывают, как быстро оборачиваются финансовые средства в течение определенного периода. В зависимости от вида финансовых средств определяют оборачиваемость всех активов, текущих активов и раздельно их видов, а также собственного капитала. Кроме того, характеристика деловой активности требует расчета коэффициентов устойчивого экономического роста и внутренних темпов роста.
Таблица 5

Таким образом, в табл. 2-5 перечислены основные показатели и коэффициенты, характеризующие финансовые результаты и состояние компании и ее ДООО. Они используются в последующих главах, где раскрывается не только их суть, но и определяющие их факторы. Подробно методы расчета и анализа этих показателей изучаются в курсе «Анализ производственно-финансовой деятельности».
Основным источником информации для диагностики финансового состояния является бухгалтерская отчетность. В соответствии со статьей 13 главы III Федерального закона РФ «О бухгалтерском учете» все организации обязаны составлять бухгалтерскую отчетность, в состав которой включается: бухгалтерский баланс (форма №1); отчетность о прибылях и убытках (форма №2); отчет о движении капитала (форма №3); отчет о движении денежных средств (форма №4); приложение к бухгалтерскому балансу (форма №5).
Знание финансового состояния компании и ее дочерних обществ необходимо:
Владельцам (акционерам) предприятия для решения вопроса о владении, покупке или продажи акций;
- Управляющим предприятия (компании) для разработки мер по повышению эффективности финансовой деятельности;
- Кредиторам для решения вопроса о целесообразности предоставления кредита, его стоимости, риска;
- Налоговым службам для определения налогооблагаемой прибыли и размера налога, а также их выплат;
- Правительственным организациям, регулирующим деятельность акционерного общества в части соблюдения законов;
- Инвесторам для определения целесообразности вложения денежных средств. [12, c. 214-215]


1.2.Управление долгосрочным и краткосрочным финансированием
Источники средств и методы долгосрочного финансирования
Долгосрочным финансированием считается финансирование сроком на 5 и более лет. Оно связано с развитием компании и его подразделений: ДООО, ЗАО и др. Ежегодно компании вкладывают миллиарды рублей в фиксированные активы и долгосрочные ценные бумаги.
Первый тип вложений составляют реальные инвестиции, второй - финансовые. В любом случае вложения осуществляются во внеоборотные активы.
По объему долгосрочные инвестиции занимают наиболее значительное место в общем объеме финансирования в компании. Определением величины долгосрочного финансирования, его структуры, целей и направлений использования занимается материнская компания. Дочерние общества долгосрочное финансирование осуществляют в пределах стратегического плана материнской компании.
Инвестииионная деятельность материнской компании подчинена определенной инвестииионнои политике, основная иель которой - найти наиболее эффективные пути расширения и совершенствования его активов, получение максимального дохода, и, следовательно, повышение стоимости компании.
В инвестиционной деятельности есть ряд общих положений, которые связаны с:
• формированием отдельных направлений инвестиционной деятельности;
• отбором эффективных инвестиционных проектов;
• определением необходимого объема инвестиционных ресурсов;
• определением стоимости источников финансирования долгосрочного развития;
• определением оптимальной структуры используемого долгосрочного капитала;
• определением методов инвестирования;
• формированием инвестиционных и финансовых портфелей;
• формированием и разработкой бюджета капитальных вложений.
Определение путей совершенствования внеоборотных активов, их оптимизация производится при стратегическом планировании и не является чисто финансовой проблемой. Задачами финансового менеджмента является определение источников и методов финансирования, их оптимизация с учетом стоимости, риска и эффективности использования.
Источниками долгосрочного финансирования, как показано ранее, являются:
• собственные средства: акции, реинвестированная прибыль, амортизационные отчисления, имущество и другие;
• заемные средства: кредиты, облигационные займы и другие виды заемных средств.
• производные финансовые инструменты: опционы и т.д.
Методы долгосрочного финансирования также разнообразны. Ими могут быть:
• прямые вложения нераспределенной прибыли и амортизации;
• эмиссия акций;
• выпуск облигационных займов;
• арендное финансирование (лизинг);
• использование производных финансовых инструментов (опцион и др.);
• контрактные формы финансирования: СРП и другие.
Сущность отдельных источников и методов долгосрочного финансирования рассматривается далее.
Управление долгосрочным финансированием состоит из ряда последовательных этапов, представленных в таблице 11
Таблица 11. Алгоритм определения методов и источников долгосрочного финансирования

Следовательно, на первом этапе производятся оценки инвестиционных проектов с точки зрения их эффективности, рисков и возможных (целесообразных) источников финансирования.
На втором этапе определяется общая потребность в инвестициях, строится график инвестиционных возможностей (ГИВ). На третьем этапе определяются методы финансирования.
Нa четвертом этапе определяется стоимость и оптимальная структура капитала на данном этапе развития компании, уточняются методы финансирования. Рассчитывается предельная цена капитала.
Нa пятом этапе исходя из оптимальной (целевой) структуры капитала корректируется инвестиционный портфель компании.
Шестой этап - разработка бюджета капитальных вложений на данный период.
Выбор целесообразных источников долгосрочного финансирования осуществляется на основе оценки их стоимости, эффективности использ...
**************************************************************


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.