На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


Курсовая Девиантное поведение в студенческой среде

Информация:

Тип работы: Курсовая. Добавлен: 01.11.2011. Страниц: 42. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


Содержание
Введение…………………………………………………………………………...3
Глава 1. Теоретико-методологический подход к изучению девиантного поведения студенческой молодежи …...…………………………..…………….5
§ 1. Основные причины и факторы девиантного поведения в студенческой среде современного общества……….……………………..5
§ 2. Адиктивные формы отклоняющего поведения……………………...10
§ 3. Особенности переоценки ценностей в студенческой среде современного российского общества……………………………………..19
Глава 2. Исследование проблемы девиантного поведения в студенческой среде………………………………………………………………………………24
§ 1. Характеристика метода исследования…………...…………………..24
§ 2. Анализ результатов исследования…………………...……………….25
§ 3. Способы предотвращения и коррекции девиантного поведения среди российской студенческой молодежи………………………………30
Заключение……………………………………………………………………….32
Список литературы………………………………………………………………34
Приложение1..……………………………………………………………………37
Приложение 2…………………………………………………………………….40


Введение
Во все времена основой регулирования поведения в обществе являются социальные нормы, фиксирующие в себе существующую систему ценностей социума. Изменения, происходящие в настоящее время во всех сферах современного российского общества, подрывают сложившиеся основы жизни, нарушают равновесие всей системы в целом. Наибольшее влияние, и, прежде всего негативное, они оказывают на развитие культуры, духовной жизни. Происходящая переоценка ценностей приводит к падению значимости определенных норм. Ценностно-нормативная неопределенность, характерная для современного российского общества, актуализирует проблему изучения девиантности в его среде.
В наиболее сложном положении в переходные периоды развития общества оказывается молодежь, система мировоззрения которой находится в процессе становления, а не оформившаяся пока еще система ценностей трансформирующегося социума не может предоставить необходимые ориентиры поведения. Студенчество в данном контексте представляет особый интерес в силу своего положения в социуме как потенциально наиболее значимой движущей силы социокультурных изменений. С одной стороны, являясь наиболее динамичной, восприимчивой частью молодежи, студенчество быстро реагирует на любые изменения, происходящие в обществе. В этой связи по нравственному состоянию данной социальной группы можно судить о состоянии молодежи и общества в целом. В настоящей работе был сделан анализ девиантного поведения студенческой молодежи, который опирается в основном на социологические традиции, как основателей социального направления, так и ряда современных исследователей.
Над проблемами девиантного (отклоняющегося), в том числе противоправного и преступного поведения работали многие ученые, среди них такие известные социологи, психологи и юристы, как: Андреева Л.А., Антонян Ю.М., Баранов В.И., Братусь Б.С., Бытко Ю.И., Еникеев М.И., Зейгарник Б.В., Иоффе О.С., Романов В.В., Шаргородский М.Д. и другие.
Объект исследования: студенты в возрасте от 18 до 22 лет.
Предмет исследования: девиантное поведение в студенческой среде.
Целью настоящей курсовой работы является изучение причин и способов преодоления антиобщественных форм девиантного поведения студенческой молодежи в России.
Гипотеза исследования: предполагается, что в студенческой среде меньше всего подвержены девиациям те студенты, которые воспринимают образование с позиций самосовершенствования и возможности добиться успеха в карьере.
Задачи исследования:
1. Рассмотреть основные причины и факторы девиантного поведения в студенческой среде современного общества;
2. Изучить ообенности переоценки ценностей в студенческой среде современного российского общества.
3. Составить программу исследования и провести анкетирование студентов;
4. Проанализировать полученные результаты исследования.
Практическая значимость исследования определяется тем, что выявление особенностей девиантного поведения студентов может послужить основой для программы профилактической, развивающей и коррекционной работы с ними. Полученные результаты могут быть интересны для социальных педагогов и социальных работников и родителей.
База исследования: В исследовании принимали участие студенты дневного отделения МАРГТУ (50 человек). Их вниманию была предложена анонимная анкета, состоящая из 20 вопросов, на которые предлагалось ответить в произвольной форме или выбрать один из предложенных вариантов ответа.
Глава I Теоретико-методологический подход к изучению девиантного поведения студенческой молодежи
§ 1. Основные причины и факторы девиантного поведения в студенческой среде современного общества
Во все времена общество пыталось подавлять, устранять нежелательные формы человеческой жизнедеятельности и их носителей. Методы и средства определялись социально-экономическими отношениями, общественным сознанием, интересами правящей элиты. Проблемы социального “зла” всегда привлекали интерес ученых.
Один индивид может иметь отклонения в социальном поведении, другой в личностной организации, третий и в социальной сфере, и в личностной организации.
У истоков социологии девиантного (отклоняющегося) поведения стоял французский ученый Эмиль Дюркгейм (1858-1917) - создатель французской социологической школы. Он выдвинул понятие социальной аномии, определив ее как “состояние общества, когда старые нормы и ценности уже не соответствуют реальным отношениям, а новые еще не утвердились”.
Конституированию в качестве самостоятельного научного направления теория девиантного поведения обязана прежде всего Р. Мертону и А. Коэну. Мертон проанализировал, каким образом социальная структура побуждает некоторых членов общества к несоответствующему предписаниям поведению. Американский социолог А. Коэн называет отклоняющимся поведением такое, которое “идет вразрез с институционализированными ожиданиями” [8, c.52], а англичанин Д. Уолш, представитель феноменологической социологии, утверждает, что “социальное отклонение - это в значительной степени приписываемый статус” [17, c.98], то есть только субъективное обозначение, “ярлык”, а не объективное явление. По его мнению, отклонение - это не внутреннее, присущее определенному действию качество, а результат социальной оценки и применения санкций. Очевидно, что подобные характеристики отклоняющегося поведения полностью не раскрывают его природу и объективные антинормативные свойства.
Более широкую трактовку определения девиации дает В.Н Иванов: ”Под отклоняющимся поведением следует понимать действия, не соответствующие заданным обществом нормам и типам” [6, c.57], то есть речь идет о нарушении любых социальных норм.
Отклонения могут происходить в сфере индивидуального поведения, они представляют собой поступки конкретных людей, запрещаемые общественными нормами. Вместе с тем в каждом обществе много отклоняющихся субкультур, нормы которых осуждаются общепринятой, доминирующей моралью общества. Такие отклонения определяются как групповые.
Как пишет профессор социологии Калифорнийского университета в Беркли (США) Нейл Джозеф Смелзер, девиация с трудом поддается определению, что связано с неопределенностью и многообразием поведенческих ожиданий. Девиация ведет за собой изоляцию, лечение, исправление или другое наказание. Смелзер выделяет три основных компонента девиации:
а) человека, которому свойственно определенное поведение;
б) норму или ожидание, являющееся критерием оценки поведения как девиантного;
в) другую группу или организацию, реагирующую на данное поведение. [17, c.78]
Таким образом, под девиантным (лат. Deviatio - уклонение) поведением понимаются:
1) поступок, действия человека, не соответствующие официально установленным или фактически сложившимся в данном обществе нормам (стандартам, шаблонам);
2) социальное явление, выраженное в массовых формах человеческой деятельности, не соответствующих официально установленным или фактически сложившимся в данном обществе нормам (стандартам, шаблонам).
В первом значении девиантное поведение преимущественно предмет психологии, педагогики, психиатрии. Во втором значении - предмет социологии и социальной психологии. Разумеется, такое дисциплинарное разграничение относительно.
Особенности поведения студенческой молодежи, в том числе и отклоняющегося от нормы, определяются влиянием следующих факторов:
1) возрастом;
2) транзитивностью;
3) социокультурной средой существования;
4) спецификой студенческого коллектива.
1. С точки зрения социального статуса, студенческий возраст (18-25 лет) - это период интенсивных поисков призвания, начала трудовой деятельности, вступления в брак. С психологической точки зрения, студентам (как и молодежи в целом) свойственны максимализм суждений, нетерпимость к мнению других, стремление к радикальным действиям, повышенная эмоциональность восприятия. Во многом стиль жизни, мышление молодых людей, в частности студенчества, определяются наличием своей субкультуры, которая формирует нормы, ценности, образцы поведения. К возрастным характеристикам студенчества можно отнести и продолжающийся процесс социализации, который в современной России имеет ряд особенностей: снижение эффективности воспитательной деятельности основных институтов социализации (государства, семьи, образования) и усиление влияния СМИ, которое можно охарактеризовать как негативное.
2. Транзитивность студенчества выражается в его промежуточном положении между пассивным объектом заботы государства и активным участником социального действия. «Промежуточность» положения студенческой молодежи создает предпосылки для девиантности в ее среде в связи с тем, что, выступая в качестве объекта опеки государства, студенты вместе с тем уже ощущают некую независимость и пытаются ее реализовать в различных поступках, не чувствуя при этом ответственности за них. Сочетание независимости и безответственности порождает отклоняющееся поведение.
3. Социокультурная среда существования студенчества во многом определяется особенностями взаимодействия студентов с другими группами в системе образования. На поведение студенчества (в том числе и девиантное) могут влиять особенности его структуры. С точки зрения структуры студенчество можно разделить на гуманитарное и техническое, бюджетное и контрактное. Предполагается, что для всех этих групп будут характерны разные установки, жизненные приоритеты, поведение. Соответственно, степень распространенности социокультурных девиаций, а также их виды будут различными для этих групп. Важным социокультурным фактором, детерминирующим поведение студентов, выступает их место проживания. В данном контексте поведение городской молодежи будет существенно отличаться от поведения молодых людей, приехавших из сельской местности.
4. Студенческий коллектив является по сути малой социально организованной группой, отличительными чертами которой можно назвать тесное взаимодействие субъектов, собственную динамику развития, основанную на общих нормах, ценностях, определяющих поведение каждого в отдельности члена группы. Э. Дюркгейм утверждал, что внутри одной и той же социальной группы происходит нивелировка сознания, в силу чего все думают и чувствуют одинаково. Особенно это актуально для студенческого коллектива, члены которого в силу своего возраста склонны к подражанию. Следовательно, велика вероятность того, что появление в студенческой группе индивидов, мысли и поступки которых противоречат общепринятым нормам и правилам, приведет к быстрому распространению девиантных форм поведения среди остальных членов группы.
Специфика студенчества как особой социально-демографической группы актуализирует проблему изучения девиантности в его среде на двух уровнях: общества в целом, и социального института, в частности ВУЗа.
Первый уровень включает в себя общие девиации: злоупотребление алкогол...
**************************************************************


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.