На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


Курсовая Общая характеристика методов научного познания природы

Информация:

Тип работы: Курсовая. Добавлен: 01.11.2011. Страниц: 24. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ 3
1. МЕТОДЫ ЭМПИРИЧЕСКОГО ПОЗНАНИЯ 4
1. 1. Чувственные формы познания .5
1. 2. Научный факт как условие естествен¬но-научного
исследования 6
1. 3. Наблюдение и эксперимент. 8
2. МЕТОДЫ ТЕОРЕТИЧЕСКОГО ПОЗНАНИЯ ПРИРОДЫ 10
2. 1. Сравнение, анализ и синтез как методы исследования
в естествознании 11
2. 2. Абстрагирование, идеализация и обобщение. 13
2. 3. Абстрактное и конкретное. 15
2. 4. Аналогия и моделирование 16
2. 5. Индукция и дедукция. 17
3. СИСТЕМНЫЙ ПОДХОД 19
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 24
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 25


ВВЕДЕНИЕ
Научное знание представляет собой целостную систему, имеющую несколько уровней, различающихся по целому ряду параметров. В зависи-мости от гносеологической направленности (предмета), характе¬ра, типа (знания), метода и способа получения знания, соотноше¬ния чувственного и рационального моментов познания в струк¬туре научного знания выделяют эмпирический и теоретический уровни. Каждый из них выполняет определенные функции и рас¬полагает своими специфическими методами исследования.
Любое научное знание основывается на твердо установлен¬ных фактах, полученных эмпирическим, т. е. опытным путем. Эм¬пирические знания являются результатом непосредственного контакта с реальностью в наблюдении или эксперименте. На эм¬пирическом уровне происходит не только накопление фактов, но и их первичная систематизация и классификация, что позволяет выявлять эмпирические правила и законы, которыми детерми¬нируются наблюдаемые явления. На этом уровне исследуемый объект отражается преимущественно в своих внешних связях и проявлениях, за которыми стоят внутренние отношения.
Однако закономерности, открытые на эмпирическом уровне, обычно не позволяют предложить глубоких и обстоятельных объ¬яснений. Поэтому над эмпирическим уровнем науки надстраива¬ется теоретический уровень. Теоретический уровень обеспечива¬ет целостное восприятие действительности, в рамках которого многообразные факты науки укладываются в некоторую единую систему.
Цель работы – рассмотреть общую характеристику методов научного познания природы. Для этого необходимо решить следующие задачи: изучить основные методы эмпирического познания – наблюдение и эксперимент, рассмотреть методы теоретического познания и выявить взаимосвязь и взаимозависимость между ними.

1. МЕТОДЫ ЭМПИРИЧЕСКОГО ПОЗНАНИЯ
Каждый акт познавательного процесса включает в себя в той или иной степени как наглядно-чувствен¬ные, эмпирические, так и абстрактные, теоретические элементы. Каждый акт живого созерцания пронизан мыслью, опосредован понятиями, категориями. Вос¬принимая какой-либо объект, мы сразу же относим его к определенной категории вещей, процессов.
Исторически путь естественно-научного позна¬ния окружающего мира начинался с живого созер¬цания — чувственного восприятия фактов на осно¬ве практики. От живого созерцания человек переходит к абстрактному мышлению, а от него — снова к практике, в которой он реализует свои мысли, вы¬веряет их истинность. Современный естествоиспы¬татель, мышление которого аккумулировало в опре¬деленной степени человеческий опыт и выработан¬ные человечеством категории и законы, не приступает к исследованию с живого созерцания .
Любое естественно-научное исследование нуждает¬ся с самого начала в руководящих идеях. Они слу¬жат своего рода направляющей силой, без них ес¬тествоиспытатель обрекает себя на блуждание в потемках, не может поставить правильно ни одного эксперимента. Вместе с тем теоретическая мысль, даже безупречная по своей логической строгости, не может сама по себе вскрыть закономерности материального мира. Для своего эффективного дви¬жения она должна постоянно получать стимулы, толчки, факты из окружающей действительности через наблюдения, эксперименты, т. е. посредством эмпирического познания.
Эмпирическое и теоретическое познание — это единый процесс, характерный для любого естествен¬но-научного исследования на любой его стадии.
1. 1. Чувственные формы познания.
Познание дей¬ствительности осуществляется в разных формах, из которых первой и простейшей является ощущение. Результат ощущения — простейшие чувственные отражения отдельных свойств предметов. Напри¬мер, в апельсине мы ощущаем оранжевую окраску, определенную твердость, специфический запах и т. п. Ощущения возникают под влиянием процессов, ис¬ходящих из внешней по отношению к человеку сре¬ды и действующих на наши органы чувств. Внешни¬ми раздражителями являются звуковые и световые волны, механическое давление, химическое воздей¬ствие и т. д.
Любой предмет обладает множеством самых раз¬нообразных свойств. Все эти свойства объединены в одном предмете. И мы воспринимаем и осмысливаем их не порознь, а как единое целое. Следовательно, объективной основой восприятия как целостного об¬раза является единство и вместе с тем множествен¬ность различных сторон и свойств в предметах.
Целостный образ предметов, непосредственно воздействующих на органы чувств, называется вос¬приятием. Восприятие у человека включает в себя осознание, осмысление предметов, их свойств и отно-шений, основанное на вовлечении каждый раз вновь получаемого впечатления в систему уже имеющихся знаний.
Процессы ощущения и восприятия оставляют пос¬ле себя «следы» в мозгу, суть которых состоит в спо¬собности воспроизводить образы предметов, которые в данный момент не воздействуют на человека.
Способность мозга запечатлевать, сохранять воз¬действие или сигналы внешней среды и в нужный мо¬мент воспроизводить их называется памятью.
Память играет очень важную познавательную роль в жизни человека. Если бы образы, возникнув в мозгу в момент воздействия на него предмета, исчезали сра¬зу же после прекращения этого воздействия, то чело¬век каждый раз воспринимал бы предметы, как совер¬шенно незнакомые. Он не узнавал бы их, а стало быть, и не осознавал. Чтобы осознать что-то, необходима умственная работа сравнения настоящего состояния с предшествующим. Психические явления, сменяю¬щие друг друга и не связанные с предшествующими явлениями, прежде чем закрепиться в памяти, не мо¬гут остаться фактом сознания. В результате восприя¬тия внешних воздействий и сохранения их во време¬ни памятью возникают представления.
Представления — это образы тех объектов, ко¬торые когда-то воздействовали на органы чувств человека, и при отсутствии объектов восстанавлива¬ются по сохранившийся в мозгу следам.
Ощущения и восприятия — начало возникновения сознательного отражения. Память закрепляет и сохра¬няет полученную информацию. Представление — пси¬хическое явление, в котором сознание впервые отры-вается от своего непосредственного источника и на¬чинает существовать как субъективное явление. В нем уже теряется непосредственная чувственная данность объекта сознания. Представление — проме¬жуточная ступень при переходе от ощущения к мыс¬ли.

1. 2. Научный факт как условие естествен¬но-научного исследования
Необходимое условие естествен¬но-научного исследования состоит в установлении фактов . Эмпирическое познание поставляет науке факты, фиксируя при этом устойчивые связи, законо¬мерности окружающего нас мира. Констатируя тот или иной факт, мы фиксируем существование опре-деленного объекта. При этом, правда, остается обыч¬но еще неизвестным, что он представляет по существу. Простая констатация факта держит наше познание на уровне бытия.
Вопрос о том, существует ли реально тот или иной объект — исключительно важный...
**************************************************************


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.