Здесь можно найти образцы любых учебных материалов, т.е. получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ и рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


Курсовая Проблема сплоченности в ученическом коллективе

Информация:

Тип работы: Курсовая. Добавлен: 01.11.2011. Страниц: 49. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


Содержание
Введение……………………………………………………………………...3
Глава 1. Теоретический анализ проблемы сплоченности ученического коллектива……………………………………………………………………6
1.1. Возрастные и личностные особенности, характерные для подросткового периода…………………………………………………6
1.2. Возрастные особенности старших школьников…………………11
1.3. Психологическая сущность межличностных отношений в ученическом коллективе...........................................................................17
1.4. Проблема сплоченности в ученическом коллективе……….…….23
Глава 2. Эмпирический анализ сплоченности в ученическом коллективе…………………………………………………………………..29
2.1. Описание выборки и методов исследования……………………...29
2.2. Описание результатов исследования сплоченности……………32
Заключение…………………………………………………………………37
Список литературы……………………………………………………….39
Приложение 1……………………………………………………………..41
Приложение 2……………………………………………………………..49


Введение
Актуальность работы. Интерес к проблемам межличностного общения и факторов групповой деятельности проявляют огромное количество направлений современной науки и практики. По мнению Б.Ф.Ломова, в этом проявляется общая тенденция развития всей системы психологических наук. Столь активный интерес психологов, социальных педагогов и социальных психологов к этой проблеме обусловлен пониманием коммуникативной природы психики человека.
Общение оказывает чрезвычайно важное влияние и на интеллектуальное, и на эмоциональное, и на нравственное развитие личности. Кроме того, как отмечает Е.С.Кузьмин, все социально психологические черты приобретаются через личный опыт общения.
Тем большую актуальность приобретает изучение специфики межличностных отношений и процессов в ученических группах в подростковом возрасте, наполненном конфликтными переживаниями, характерологическими проявлениями формирующейся личности. Зачастую, такие негативные личностные черты как агрессивность, конфликтность и т.п. проявляется наиболее ярко и неожиданно именно в подростковом возрасте, в общении со сверстниками в малой группе - классе.
В качестве экспериментального поля не случайно выбран старший школьный возраст. Основания такого выбора: во-первых, - это возраст, в котором происходит переход в более глубокий мир социальных взаимоотношений, требующий личностной активности от каждого индивида; во-вторых, старший школьный возраст - период наиболее активного формирования личности, т.е. наиболее сенситивный к различного рода коррекционным мероприятиям; в-третьих, большинство сформированных личностных качеств приобретают устойчивый характер и, следовательно, результаты исследования носят прогностический характер.
Цель исследования: изучение особенностей межличностных отношений старших школьников в ученическом коллективе и сплоченности учащихся.
Сплоченность старших школьников в классе во многом означает благоприятные возможности построения эффективной совместной учебной (формальной) и неформальной деятельности.
На наш взгляд, для решения данного рода проблем актуальной задачей является теоретическое и практическое изучение факторов сплоченности в ученическом коллективе. Необходимо понять механизм формирования сплоченности в группе старших школьников, наметить целесообразные пути педагогической и психологической коррекции отклонений в развитии группы.
Целью данной курсовой работы является выявление и анализ факторов и предпосылок сплоченности в ученическом коллективе (классе).
Задачи исследования:
1. Анализ теоретической литературы по теме курсовой работы;
2. Характеристика возрастных особенностей старших школьников;
3. Анализ специфики и условий формирования групповой деятельности и групповой сплоченности в классе;
4. Экспериментальное исследование специфики сплоченности в классе.
5. Формулирование рекомендаций по оптимизации групповых процессов в ученическом коллективе.
Методологической основой исследования являются принципы и подходы к исследованию психологических особенностей межличностного общения в старшем школьном возрасте Я.Л. Коломинского, А.А. Реана, А.Е. Личко, И.С. Кона, Ф. Райса.
Объект исследования: ученический коллектив старшего школьного возраста (15-17 лет).
Предмет исследования: факторы, способствующие формированию дружеских отношений в ученическом коллективе старшего школьного возраста (15-17 лет). Цель, объект и предмет исследования позволили выдвинуть гипотезу исследования.
Гипотезой исследования является предположения о том, что сплоченность в коллективе класса в большей степени определяется возрастом учащихся. То есть, уровень сплоченности в восьмом классе ниже, чем в 11-ом.
Практическая значимость работы состоит в том, что разработанная технология формирования межличностных отношений в ученическом коллективе может быть использована психологами и педагогами в воспитательной работе с учащимися в условиях школы и учреждений дополнительного образования.
Экспериментальная база исследования – гимназия им.А. Мальро, 8-А и 11-А классы.
Методики исследования:
1) «Исследование групповой сплоченности ученического коллектива»,
2) «Оценка отношений подростков с классом».


Глава 1. Теоретический анализ проблемы сплоченности ученического коллектива
1.1. Возрастные и личностные особенности, характерные для подросткового периода
Подростковый возраст охватывает детей от 11—12 до 15 лет. Это особо важный период в жизни каждого чело¬века, так как в эти годы происходит перестройка всего организма, осуществляется переход от детства к юности. Поэтому подростковый возраст принято называть переход¬ным. Он характеризуется интенсивным развитием интел-лектуальных, нравственных и физических сил.
Уровень развития, характеризующий детей подростко¬вого возраста, не является постоянным. Он растет и изме¬няется вместе с изменением условий жизни общества. Современный подросток эпохи небывалого научно-техни¬ческого прогресса и культурной революции обладает особыми, специфическими чертами развитиях [3,с.241].
Акселерация физического и психического развития, присущая современным детям, заметно сказывается и на подростковом возрасте.
Современные подростки по сравнению со своими свер¬стниками прошлых десятилетий выше ростом, физически сильнее, отличаются высоким уровнем интеллекта, особен¬ностями познавательных способностей, уровнем политиче¬ской и гражданской зрелости. Современному подростку присущи широкий диапазон духовных запросов, интересов и увлечений, стремление осмыслить себя и окружающий мир.
Социологические исследования показывают, что современных подростков интересуют разнообразные от¬расли знаний: искусство, наука, техника и многое другое. Большинство подростков имеют по нескольку увле¬чений.
Современный подросток всесторонне информирован. Этому способствует, прежде всего высокий уровень обучения и воспитания в современной советской школе, высокая образованность учителей, хорошо организованная внеклас¬сная и внешкольная работа, содержательная деятельность пионерской и комсомольской организаций, высокий куль-турный уровень семьи, а также кино, театры, музеи, вы¬ставки, радио, телевидение, стадионы.
Эффективность воспитания подростков в семье повы¬шается, если воспитательная работа проводится с учетом психических и физических особенностей детей. Неприглядность внешнего вида подростка не совпадает с его желанием быть стройным, ловким и красивым. Поэтому многие дети стесняются своей внешности и болезненно переносят ма-лейшую иронию со стороны взрослых по поводу внешнего вида.
Происходит дальнейшая перестройка в деятельности нервной системы. Возрастает кон¬троль коры головного мозга над инстинктами и эмоциями. Это способствует формированию сознательного поведе¬ния детей. Однако процессы возбуждения еще продолжа¬ют преобладать над процессами торможения, вследствие чего для подростков характерна повышенная возбудимость, которая обусловливает быструю утомляемость нервных клеток, вызывает резкую смену настроения и поведения. Подростки легко возбудимы, обидчивы, временами бывают рассеянными. Горе, испуг, стыд, несправедливость вызывают у подростка тяжелые пережи¬вания и могут неблагоприятно отразиться на его здоровье. Родителям необходимо помнить, что нервная система де¬тей в этом возрасте нуждается в особо бережном к ней отношении [6,с.137].
В подростковом возрасте начинается период полового созревания. Задача ро¬дителей в этот период — подготовить ребенка к происхо¬дящим в его организме физиологическим процессам, чтобы они не явились для него неожиданностью. Половым просве¬щением в семье лучше заняться тому из родителей, с кото¬рым у ребенка сложились наиболее доверительные отноше¬ния. Как правило, большей эффективности достигают бе¬седы отца с сыном, а матери с дочерью. Эти беседы проводятся в располагающей подростка доверительной обстановке, тактично, просто, естественно.
Процесс полового созревания вызывает нарушение вну¬треннего равновесия организма подростка, что сказывается на его поведении. У большинства появляется застенчивость, у некоторых, наоборот, развязность. У подростков пробу¬ждается интерес к представителям противоположного по¬ла, к интимным тайнам природы, возникает много загадоч¬ных вопросов. У девочек в этот период необходимо воспитывать скромность и сдержанность в отношениях с мальчиками, уважение к себе, навыки личной гигиены. Мальчикам следует прививать уважение к девочкам, стремление оберегать и защищать их достоинство, умение следить за собой. Особое внимание необходимо уделить воспитанию естественных, здоровых отношений между мальчиками и девочками.
Социологические исследования показывают, что среди
педагогически запущенных подростков наблюдается ослаб¬ление моральных основ взаимоотношений между мальчиками и девочками. Поэтому родители должны уделять максимум внимания подросткам, своевременно переключать бурно растущую энергию ребенка на общественную работу, физическую культуру и спорт, музыку, искусство,
туризм и т. п.
«В целях правильного полового воспитания подростка, необходимо организовать его жизнь так, чтобы он постоян¬но находился в состоянии активной полезной деятельности, чтобы у него не оставалось ни минуты без работы в руках, без мысли в голове, потому что именно в эти минуты портятся голова, сердце и нравственность» - справедливо заметил К.Д. Ушинский [21,с.150].
Не следует разрешать подросткам смотреть кинофильмы и читать кни¬ги, не предназначенные для их возраста. Только это не¬обходимо делать не путем открытого, безоговорочного за¬прета, что может, наоборот, повысить их интерес к недо¬зволенному, а путем косвенных приемов воздействия, путем аргументированного убеждения [21,с.150].
В связи с процессом полового созревания, биологической перестройкой организма происходят изменения в психике подростка, в его взглядах, отношении к себе и к окружаю¬щим, в поведении. Подросток не хочет быть ребенком, он стремится скорее стать взрослым, самостоятельным и по¬этому болезненно реагирует, если к нему обращаются, как и несколько лет назад. Родители нередко не учитывают происшедших изменений и считают подростков еще деть¬ми. В результате этого в семье возникает взаимное непони¬мание, неприятности и даже конфликты.
Для поведения подростка характерно, что он пе¬рестает все принимать на веру, тоньше подмечает не¬достатки в поведении и высказываниях взрослых. Однако ярко выраженная критичность по отношению к окружаю¬щим уживается у него с недостаточной самокритичностью, неумением объективно оценить свои успехи и неудачи, нежеланием признать свою вину. Во всех аспектах психи¬ческой деятельности подростка проявляются определенные противоречия:
— с одной стороны, непримиримость к злу, неправде, готовность вступить в борьбу с малейшим отклонением от ИСТИНЫ и, с другой стороны, неумение разобраться в слож¬ных явлениях жизни;
— подросток хочет быть хорошим, стремиться к идеалу и в то же время не любит, чтобы его воспитывали, не тер¬пит той «оголенности» идей, тенденций, которая иногда становится настоящим бедствием школьного воспитания;
— желание самоутвердиться и неумение это сделать;
— есть глубокая необходимость в совете, помощи — и в то же время, словно нежелание обратиться к старшему;
— противоречие между богатством желаний, с одной стороны, и ограниченностью сил, опыта, возможностью для осуществления их — с другой;
— показное отрицание авторитетов, увлечение идеаль¬ным и сомнение в том, что идеальное может быть в нашей будничной жизни;
— презрение к эгоизму, индивидуализму и чувстви¬тельное самолюбие;
— удивление перед неисчерпаемостью науки, желание много знать, переживание вдохновения, радости интеллек¬туального труда и в то же время поверхностное, даже лег¬комысленное отношение к учебе, к своим повседневным заданиям;
— романтическая восторженность и... грубые выходки, моральное невежество, восхищение красотой и... ироническое отношение к красоте.
Н. К. Крупская, характеризуя противоречивый возраст подростков, подчеркивала, что «это самый мятущийся, самый критический, самый неуравновешенный возраст. В этом возрасте особенно боится подросток чужих влияний, особенно замкнут и предпочитает часто книгу, чем живо¬го человека, к которому он даже хорошо относится» [27,с.52].
Ребенок, став подростком, обнаруживает неподготовлен¬ность управлять собственным бурным развитием, своими переживаниями. Сами по себе эти переживания не являют¬ся причиной отклонений в поведении. Отклонения в пове¬дении подростка появляются в результате ошибок, допу¬щенных родителями в воспитательной работе из-за незна¬ния или игнорирования ими возрастных особенностей подростков.
Именно в этот период складываются убежде¬ния, характер. Восприятие подростка носит избирательный характер. Подро¬сток склонен воспринимать наиболее интересные для него предметы и явления. Вместе с тем по причине большой возбудимости подростку присуща неустойчивость вни¬мания. Речь подростка характеризуется усложнением структуры предложений, более частым употреблением абстрактных выражений. Появляется потребность в умении мыслить самостоятельно. Подросток стремится иметь и отстаивать свои суждения. Важной особенностью мышления подрост¬ков является критичность, особенно в отношении к выска¬зываниям взрослых. Появляется стремление самому разо¬браться в жизни. Эта особенность мышления подростка способствует выработке самостоятельных взглядов и убе¬ждений, что имеет большое значение в становлении его личности.
Важные изменения происходят во всем моральном об¬лике подростка. В переходном возрасте формируются идеа¬лы мальчиков и девочек. Их привлекают незаурядные, сильные духом люди. Идеал имеет большое значение в формировании личности подростка, служит ему эталоном поведения. Поэтому очень важно помочь подростку выбрать себе иде...
**************************************************************


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.