На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


Курсовая Проблемы сбалансированности бюджета РФ

Информация:

Тип работы: Курсовая. Добавлен: 01.11.2011. Страниц: 63. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


СОДЕРЖАНИЕ


ВВЕДЕНИЕ 3
ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И НОРМАТИВНО-ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ БЮДЖЕТНОЙ СИСТЕМЫ РФ 6
1. Понятие и сущность бюджета 6
2. Бюджетная система РФ 10
3. Доходная и расходная части бюджета 16
4. Проблема сбалансированности бюджета 24
2. АНАЛИЗ СБАЛАНСИРОВАННОСТИ БЮДЖЕТА РФ 35
2.1. Параметры федерального бюджета РФ 2005-07 гг. 35
2.2. Анализ формирования доходной части бюджета 37
2.3. Анализ исполнения расходной части бюджета 41
2.4. Предварительная оценка исполнения государственного бюджета РФ за 2008 г. 46
2.5. Анализ исполнения и сбалансированности бюджета 47
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 55
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 58
ПРИЛОЖЕНИЯ 62

ВВЕДЕНИЕ


Одним из важнейших экономических институтов государства является его бюджетная система. Финансовые ресурсы, мобилизуемые в бюджете страны, обеспечивают государственным и территориальным органам власти выполнение возложенных на них функций. Именно бюджетная система позволяет осуществлять регулирование экономических и социальных процессов в интересах членов общества.
Кроме того, бюджет, денежное обращение — это достоверный пока-затель экономического, социального состояния и политического положения государства. С разрушением экономики, отсутствием средств в бюджетной системе падают духовность, нравственность и культура в обществе.
Исполнение бюджета и контроль за расходованием государственных средств в Российском государстве традиционно осуществлялись казначейскими учреждениями, а после 1917 г. —созданными на их основе приходно-расходными кассами Наркомфина. Однако действовавшая в СССР система исполнения бюджета приводила к наращиванию инфляционных процессов в стране, так как финансирование расходов производилось без учета реально поступающих доходов и носило эмиссионный характер.
По мере перехода российской экономики к рыночным отношениям все большее значение стало приобретать рациональное управление государственными финансами, ведь к середине 1992 г. Российская Федерация пришла к состоянию, когда исполнение федерального бюджета практически вышло из под контроля Правительства. Отсутствие механизмов контроля за этапами расходования бюджетных средств дестабилизировало проводимую в стране бюджетную политику и практически сделало невозможным активное участие Правительства в её реализации.
Утрата государственного контроля за поступлением и расходованием средств федерального бюджета, отсутствие детального учета этих средств породило безответственное отношение к ним на всех уровнях, привело к ослаблению бюджетной дисциплины, а отсутствие объективной информации в условиях острой недостаточности бюджетных средств не позволяло перегруппировать финансовые ресурсы для наиболее рационального их использования в период осуществления рыночных преобразований в экономике.
Таким образом, действующий механизм использования федеральных финансовых ресурсов был слабо адаптирован к современным экономическим условиям, не был способен обеспечить "прозрачность" бюджета и эффективный контроль за целевым и рациональным использованием бюджетных средств, отягощался многоступенчатостью, характеризовался низкой оперативностью и раздробленностью, на позволял определить величину кассовых расходов и совершать разумный маневр государственными финансовыми ресурсами в условиях их дефицитности и создал возможности их нецелевого использования.
В результате проведения экономических реформ в РФ изменились основы функционирования бюджетной системы страны и отношения между органами государственной власти различных уровней, что потребовало разработки методологии формирования нового бюджетного механизма. Международный опыт и практика функционирования отечественной финансовой системы дали практически безальтернативное в сложившейся ситуации решение об организации в Министерстве финансов РФ системы органов федерального казначейства и переводе федерального бюджета на казначейскую систему исполнения бюджета, что дало возможность установить контроль Правительства РФ за государственными финансами.
В связи с этим одной из важных задач экономической политики государства явилось рассмотрение вопросов бюджетного дефицита и профицита, а также поиск оптимального решения проблем дефицитности бюджета и его сбалансированности.
Современная экономическая теория уделяет большое внимание этим проблемам. Причиной тому является стремительный рост государств с огромным дефицитом бюджета: на современном этапе развития мировой экономики, нет ни одного государства, не знакомого с этими явлениями. При этом в мире действуют общие для всех экономические законы и принципы, что позволяет прогнозировать дальнейшую экономическую ситуацию стран, находящихся на той или иной стадии развития.
В результате проведения экономических реформ изменения в процессе исполнения федерального бюджета РФ позволили решить главную задачу — ликвидировать практику автоматического и бесконтрольного кредитования Центральным банком бюджетного дефицита. Также сокращение нерациональных затрат государства привело к позитивным сдвигам в структуре бюджетных расходов, бездефицитному федеральному бюджету, отказу от его эмиссионного финансирования. Однако в настоящее время, в условиях мирового финансового кризиса, исполнение бюджета всех уровней может оказаться проблемным.
Таким образом, проблема сбалансированности бюджета РФ, т. е. исключения бюджетного дефицита, рационального формирования доходной и расходной части, взаимодействия с нижестоящими бюджетами представляется очень актуальной.
Цель работы — оценить сбалансированность бюджета РФ за последние годы.
В связи с этим в курсовой работе решаются следующие задачи:
1. изучить теоретические основы бюджетной системы РФ;
2. проанализировать исполнение бюджета РФ за 2006-08 гг.;
3. обосновать необходимость мер по дальнейшему сбалансированию бюджета РФ.
В первой главе рассматриваются вопросы теоретического обоснования проблемы сбалансированности бюджета, а также правового регулирования функционирования бюджетной системы, ее роли как экономического рычага в деятельности государства.
Во второй главе приведен анализ исполнения доходной и расходной части, сбалансированности государственного бюджета РФ за 2005—1-е полугодие 2008 гг.

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И НОРМАТИВНО-ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ БЮДЖЕТНОЙ СИСТЕМЫ РФ


1. Понятие и сущность бюджета
Вмешательство государства в процессы экономической жизни в условиях рынка предполагает обязательное наличие некоторых финансовых и материальных ресурсов. В то же время в распоряжении государства находится важный инструмент в виде узаконенной власти, которая способна устанавливать, охранять и изменять права собственности.
Однако действия государства не сводятся только к непосредственному применению властных полномочий, хотя на нем основываются. Государство может брать на себя оказание услуг, которые связаны с естественной монополией или информационной асимметрией, поэтому оно должно располагать трудовыми, материальными и денежными ресурсами, необходимыми для производства и распределения услуг, и организовывать эффективное использование этих ресурсов.
Государственные ресурсы могут формироваться двумя способами: за счет прямого участия государства в рыночных сделках и в процессе перераспределения в виде налогообложения хозяйствующих субъектов. Осуществляя производство в условиях естественной монополии, государство обычно реализует продукцию (услуги) на рынке и, как правило, по ценам, существенно более низким, чем те, которые установила бы в аналогичных условиях частная фирма. Однако так или иначе государственные организации получают выручку, которая способна обеспечивать возмещение затрат и расширение производства.
В ряде случаев государство намеренно использует цены, не покрывающие издержек на товары и услуги, производимые государственными организациями. Это обусловлено стремлением государства, стимулировать потребление благ, обладающих важными достоинствами для граждан (например, посещение музеев). Сниженные цены продаж могут также служить обеспечению доступности предметов первой необходимости для лиц с низкими доходами (например, в отношении ценообразования на жилищные и коммунальные услуги). В подобной ситуации убыточность деятельности государственных предприятий оправдывается перераспределительными приоритетами, что, впрочем, предполагает избирательное, адресное предоставление льгот. Поэтому для покрытия убытков, предоставления льгот и субсидий государству необходимы финансовые средства.
Еще большая потребность в средствах определяется тем, что многие виды экономической активности государства вообще не направлены на производство продукции, которую можно было бы реализовать на рынке. Это касается, в частности, социальных программ, например пенсионных, и создания чистых общественных благ.
В силу полного отсутствия или в пределах средней нормы прибыли для рыночной реализации финансовых результатов, подобные виды деятельности непривлекательны для частного сектора. И тогда для реализации способности государством взять на себя выполнение соответствующих функций используются перераспределительные механизмы — принудительное изъятие части доходов.
Для этих целей основным источником денежных средств у государства является налогообложение. Государство обязывает лиц, осуществляющих коммерческую деятельность, участвовать в финансировании его расходов. По сути, оно ограничивает права граждан и организаций на получаемые ими доходы, присваивая себе их некоторую устанавливаемую законом часть. Мобилизуя ресурсы, государство затем их целенаправленно использует. Это означает, что оно выступает не просто в роли инстанции, обладающей регулятивными полномочиями, а в качестве субъекта экономической деятельности, который сопоставляет расходы с доходами, стремится к эффективному использованию своих ресурсов и т.д.
Основную роль в этом процессе играет бюджет государства, который является важнейшей финансовой категорией, неотъемлемой частью государственных и муниципальных финансов. Сущность бюджета обусловлена не только сущностью приоритетной по отношению к ней категории финансов, но и сущностью государства и общественно-политического строя. При всех общественно-экономических формациях бюджет удовлетворяет потребности государства в денежных средствах. Вновь созданная производительным трудом стоимость объективно должна не только способствовать решению производственных задач, но и обеспечивать функционирование государственных институтов, гарантирующих конституционные права и свободы граждан.
Бюджет функционирует в рамках относительно обособленной финансовой системы государства. Такое обособление связано с тем, что любое государство призвано, защищать национальные интересы граждан. Бюджет задает исходные параметры баланса социальной и экономической политики, представляет собой соотношение целей развития общества и средств их достижения. Конкретными формами этого баланса являются соотношения между накоплением и потреблением, между экономической эффективностью и социальной справедливостью, между различными моделями экономического развития.
Отличительной особенностью бюджета, с одной стороны, является то, что он ориентирован непосредственно на интересы граждан. Но не менее важная особенность бюджета заключается и в том, что он имеет отношение к сфере перераспределения и потребления общественного продукта. Как известно, способ распределения определяется способом производства, однако перераспределительные отношения, обладая относительной автономией, могут либо тормозить, либо способствовать процессу производства, быть фактором повышения производительности труда. С другой стороны, специфика бюджета заключается в ориентации на экономический рост и преумножение материального богатства. Это расширяет свободу выбора в сфере перераспределения и открывает более широкие возможности для реализации экономической политики государства.
В бюджете отражается циклический характер развития общества и его диалектика, когда старое не отрицается абсолютно, а все положительное в нем воспринимается и ассимилируется на новом витке развития, что и является ключевым моментом в рассмотрении роли и значения бюджета. Бюджет необходимо рассматривать как историко-экономическую категорию, неразрывно связанную с функционированием государства.
Бюджет государства в самом общем виде представляет собой план доходов и расходов государства на текущий год, составленный в форме баланса и имеющий силу закона.
В любой стране государственный бюджет — ведущее звено финансовой системы, единство основных финансовых категорий: налогов, государственных расходов, государственного кредита — в их действии. Тем не менее, являясь частью финансов, бюджет можно выделить в отдельную экономическую категорию, отражающую денежные отношения государства с юридическими и физическими лицами по поводу перераспределения национального дохода (частично и национального богатства) в связи с образованием и использованием бюджетного фонда, предназначенного на финансирование народного хозяйства, социально-культурных мероприятий, нужд обороны и государственного управления.
Именно с помощью бюджета государство имеет возможность сосредотачивать финансовые ресурсы на решающих участках социального и экономического развития, с помощью бюджета происходит перераспределение национального дохода между отраслями, территориями, сферами общественной деятельности. Ни одно из звеньев финансов не осуществляет такого многовидового и многоуровневого перераспределения средств, как бюджет.
Вместе с тем, отображая экономические процессы, протекающие в структурных звеньях экономики, бюджет дает четкую картину того, как поступают в распоряжение государства финансовые ресурсы от разных субъектов хозяйствования, показывает, соответствует ли размер централизуемых ресурсов государства объему его потребностей.
Таким образом, при правильном подходе бюджет объективно может быть не просто средством государственного экономического регулирования, он может реально влиять на рост экономики и социальной сферы, ускорение темпов научно-технического прогресса, обновление и совершенствование материально-технической базы общественного производства.

2. Бюджетная система РФ
Важно подчеркнуть, что проявление присущих бюджету свойств, его использование в качестве инструмента распределения и контроля возможно только в процессе человеческой деятельности, что находит свое выражение в создаваемом государством бюджетном механизме, который является конкретным выражением бюджетной политики, отражающим нацеленность бюджетных отношений на решение экономических и социальных задач.
Для России же в силу ее федеративного устройства важную роль приобретает не просто выработка грамотного бюджетного механизма, а правильное соотношение бюджетов различных уровней, действующих на территории страны, что и составляет понятие бюджетной системы. Даже грамотно построенный и сбалансированный федеральный бюджет не в состоянии в полной мере выполнять свои перераспределительные и контрольные функции при отсутствии надлежащего бюджетного механизма непосредственно на местах. Таким же образом не может проявляться эффект проводимой на местах бюджетной политики в условиях ее постоянного противостояния несбалансированному федеральному бюджету.
Важное значение имеет единство бюджетной системы, которое основывается на принципах самостоятельности, гласности, полноты и реальности всех входящих в нее бюджетов.
Организационные принципы построения бюджетной системы, ее структура, взаимосвязь объединяемых в ней бюджетов определяет бюджетное устройство государства.
К источникам бюджетного права в Российской Федерации отнесены:
- Конституция РФ, принята 12 декабря 1993 г.;
- Бюджетный Кодекс РФ;
- Налоговый Кодекс РФ;
- Федеральные законы, указы Президента РФ и постановления Правительства РФ, регламентирующие вопросы бюджетного регулирования;
- нормативные акты и документы соответствующих министерств и ведомств;
- нормативные акты субъектов РФ и органов местного самоуправления, не противоречащие федеральному законодательству;
- другие правовые документы.
Рассмотрим бюджетное устройство Российской Федерации и взаимодействие бюджетов всех уровней.
Как уже указывалось, бюджетная система в первую очередь определяется действующим государственным устройством.
В унитарных (единых) государствах бюджетная система включает два звена: государственный бюджет и многочисленные местные бюджеты. В федеративных же государствах бюджетная система состоит из трех звеньев:
1. государственный бюджет (или федеральный бюджет, или бюджет центрального правительства);
2. бюджеты членов федерации (штатов — в США, земель — в ФРГ, провинций — в Канаде, субъектов Федерации — в России);
3. местные бюджеты (городских, районных, поселковых, сельских)).
Разделение полномочий в области налогообложения и расходов между бюджетами разного уровня называется налогово-бюджетным федерализмом.
В соответствии с Конституцией РФ (ст.71 и 132) и Бюджетным кодексом РФ (ст.10) бюджетная система РФ состоит из трех уровней. Первый уровень — это собственно федеральный бюджет и бюджеты государственных внебюджетных фондов. Второй уровень состоит из бюджетов субъектов РФ (региональных бюджетов, в настоящее время — 89 бюджетов регионов) и бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов. Наконец, бюджеты третьего уровня — это местные бюджеты (районные, городские, поселковые и сельские бюджеты), в РФ в настоящее время существует 29 тыс. местных бюджетов.
При этом все бюджеты разных уровней самостоятельны и не включаются друг в друга, т. е. местные бюджеты, например, не включаются в региональные бюджеты. Взаимодействие бюджетов всех уровней и единство бюджетной системы страны обеспечивается посредством налоговой политики.
Таким образом, бюджетная система РФ представляет собой совокупность федеральных, региональных и местных бюджетов, основанных на экономических отношениях и правовых нормах и функционирует в соответствии с Бюджетным кодексом РФ (далее — БК РФ). При этом бюджеты нижестоящих органов самоуправления не входят своими доходами и расходами в бюджеты вышестоящих уровней.
В российской статистике принято рассматривать два типа бюджетов:
- консолидированный — складывающийся из федерального, регионального и местных бюджетов;
- расширенный — федеральный бюджет вкупе с внебюджетными фондами.
Так как система налогообложения в России, закрепляемая Налоговым Кодексом, представляет собой три уровня: федеральный, региональный, и местный, то и налоги распределяются по уровням. Конкретные виды налогов и сборов в разбивке по уровням следующие:
• Федеральные налоги (16 видов):
- НДС;
- акцизы, налоги на прибыль организаций;
- подоходный налог с физических лиц, таможенные сборы и пр.
• Региональные (7 видов):
- налог на имущество организаций,
- налог на недвижимость
- дорожный и транспортный налоги
- налог с продаж
- регион лицензионные сборы
• Местные (5 видов):
- земельный налог
- налог на имущество физических лиц
- налог на рекламу
- налог на наследование или дарение
- местные лицензионные сборы
Бюджетная система РФ функционирует в соответствии со следующими принципами:
- единство бюджетной системы;
- разграничение доходов и расходов между уровнями;
- самостоятельность бюджетов разных уровней;
- полнота отражения доходов и расходов;
- сбалансированность бюджета;
- эффективность и экономность использования средств;
- общее покрытие расходов бюджета;
- гласность;
- достоверность;
- адресность и целевой характер использования.
Важной самостоятельной частью бюджетной системы России как суверенного государства является федеральный бюджет. Именно он обеспечивает централизацию части бюджетных ресурсов общегосударственного характера. Через федеральный бюджет регулируется процесс распределения и перераспределения национального дохода между субъектами федерации, входящими в состав России, а также между экономическими районами.
Отдельное, не менее, а, может быть, и более важное звено бюджетной системы Российской Федерации составляют многочисленные местные бюджеты. Если в советские времена стремление к всеобщей централизации приводило к тому, что удельный вес местных бюджетов в государственном бюджете СССР не превышал 10-15%, то с началом рыночных преобразований в ведение местных властей были переданы отрасли хозяйства, связанные с непосредственным обслуживанием населения, массовая сеть социально-культурных учреждений. За счет местных бюджетов в настоящее время обеспечивается финансирование более 80% бюджетных расходов на здравоохранение, более 60% расходов на просвещение, крупные бюджетные средства направляются на развитие производственной и социальной инфраструктуры.
Свод федерального бюджета и бюджетов субъектов Федерации образует понятие "Консолидированный бюджет" РФ. Этот бюджет используется для анализа показателей бюджетной системы и не утверждается законодательным органом власти.
Разработка и исполнение бюджетов любого уровня представляет собой чрезвычайно сложную процедуру, включающую его составление, рассмотрение, утверждение, собственно исполнение, а также контроль за исполнением, что получило название бюджетного процесса.
Бюджетный процесс — не просто сложный, но и чрезвычайно длительный процесс. Его составление и рассмотрение длится более года. Согласно ст. 12 БК РФ, годовой бюджет составляется на один финансовый год, который соответствует календарному году и длится с 1 января по 31 декабря. Весь финансовый год продолжается его исполнение, около полугода занимает составление отчета об исполнении бюджета и его утверждение. Для завершение исполнения бюджета, кроме бюджетного периода (финансового года) предоставляется еще и льготный период, составляющий один месяц, в течение которого заканчиваются операции по обязательствам, принятым в рамках исполнения бюджета.
Действующей Конституцией РФ определен круг органов государственной власти, участвующих в разработке и утверждении бюджета, а также в контроле за его исполнением. Первым этапом бюджетного процесса является его составление исполнительными органами власти. Составлению бюджета предшествует разработка планов — прогнозов развития территорий и целевых программ, на основе которых создается сводный финансовый баланс государства по территории России (СФБ). В денежной форме он выражает социально-экономическое развитие страны, позволяет полнее анализировать движение стоимос...
**************************************************************


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.