Здесь можно найти образцы любых учебных материалов, т.е. получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ и рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


Курсовая Сущность реформ и контрреформ в истории России

Информация:

Тип работы: Курсовая. Добавлен: 01.11.2011. Страниц: 42. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ 3
1. CУЩНОСТЬ ПРЕОБРАЗОВАНИЙ ПЕТРА I. 5
1. 1. Реформы первой четверти XVIII в. 6
1. 2. Реформы в экономике 7
1. 3. Реорганизация государственного управления. 9
1. 4. Реформы в области образования и культуры. 12
1. 5. Значение и цена Петровских реформ, их влияние на дальнейшее
развитие Российской империи. 13
2. РОССИЯ В ЭПОХУ ДВОРЦОВЫХ ПЕРЕВОРОТОВ, 1725—1762 ГГ. 18
3. РОССИЙСКАЯ ИМПЕРИЯ ВО ВТОРОЙ ПОЛОВИНЕ XVIII В. 22
3.1. Реформы в царствование Екатерины Второй. 22
3. 2. Противоречия личности и политика Павла I (1796—1801). 24
4.ЭВОЛЮЦИЯ ГОСУДАРСТВЕННО-ПРАВОВОЙ И
ПОЛИТИЧЕСКОЙ СИСТЕМЫ РОССИИ В XIX В. 27
4. 1. Правление Александра I. 27
4. 2. Правление Николая I. 31
4. 3. «Эпоха реформ» Александра П. 32
4. 4. Период «контрреформ» Александра III. 35
4. 5. Реформы в конце XIX века 37
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 41
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 43


ВВЕДЕНИЕ
В XVII в. в результате дея¬тельности первых представителей династии Романовых был преодолен со¬циально-экономический и политический кризис государства и общества, вызванный событиями Смутного времени. В конце XVII столетия намети¬лась тенденция европеизации России, обозначились предпосылки будущих Петровских преобразований. Среди них можно выделить следующие:
— тенденция к абсолютизации верховной власти (ликвидация деятельно¬сти Земских соборов как сословно-представительных органов), включение в царский титул слова «самодержец»;
— оформление общегосударственного законодательства (Соборное уло¬жение 1649 г.). Дальнейшее совершенствование Свода законов, связанное с принятием новых статей (в 1649—1690 гг. было принято 1535 указов, допол¬няющих Уложение);
— активизация внешней политики и дипломатической деятельности Рос¬сийского государства;
— реорганизация и совершенствование вооруженных сил (создание пол¬ков иноземного строя, изменения в порядке комплектования и набора в пол¬ки, распределение военных корпусов по округам;
— реформирование и совершенствование финансовой и налоговой систем;
— переход от ремесленно-цехового производства к мануфактурному с ис¬пользованием элементов наемного труда и простейших механизмов;
— развитие внутренней и внешней торговли (принятие Уставной тамо¬женной грамоты 1653 г., Новоторгового устава 1667 г.);
— размежевание общества под влиянием западноевропейской культуры и церковной реформы Никона;
— появление национально-консервативного и западнического течений. Однако, несмотря на обозначившуюся тенденцию европеизации России XVII в., в целом она значительно отставала от уровня развития западноев¬ропейских государств. Архаичная политическая, финансовая и военная сис¬тема Российского государства не позволяла добиваться во внешней политике ощутимых результатов.
В это время на исторической арене появляется сильная личность, которая обладала не только верховной властью, но и пониманием необходимости перемен, смелостью и решительностью, умом, энергией и талантом преобразователя.
По мнению С. В. Бушуева, Петр 1 «...действовал в том направлении, кото¬рое вполне определилось при его отце, пусть его реформы были рождены са¬мой логикой исторического развития XVII в. и предвосхищены словом или делом тогда же, пусть даже средства, как, например, знаменитая петровская дубинка и не менее знаменитая закрепостительная политика, тоже позаим¬ствованы из предшествующего периода — все равно нельзя отрицать, что именно он стал создателем Новой России…царь смог стать сознательным инициатором и активнейшим проводни¬ком перемен. Ничего подобного не было и не могло быть во времена первых Романовых, которые, даже идя на нововведения, искренне верили, что с их помощью восстанавливают патриархальную старину...» .
Актуальность работы состоит в том, что реформы и контрреформы XVIII – XX вв. – это один из наиболее важных вопросов, связанный с историей развития Российского государства. Реформы в России всегда были показателем преобразований законодательной власти российского государства.
Цель данной работы – рассмотрение реформ и контрреформ в России в XYIII - XX вв. В связи с поставленной целью необходимо определить задачи, которые заключаются в том, чтобы рассмотреть исторические этапы реформ и контрреформ в России в рассматриваемом периоде, выявить сущность и особенности их проведения и проанализировать их результаты.
1. CУЩНОСТЬ ПРЕОБРАЗОВАНИЙ ПЕТРА I.
В истории Петровских реформ исследователи выделяют два этапа: до и после 1715 г.
На первом этапе реформы носили в основном хаотичный характер и были вызваны в первую очередь военными нуждами государства, связанными с ве¬дением Северной войны. Проводились в основном насильственными мето¬дами и сопровождались активным вмешательством государства в дела эко¬номики (регулирование торговли, промышленности, налогово-финансовой и трудовой деятельности). Многие реформы носили непродуманный, по¬спешный характер, что было вызвано как неудачами в войне, так и отсутствием кадров, опыта, давлением старого консервативного аппарата власти.
На втором этапе, когда военные действия уже были перенесены на терри¬торию противника, преобразования стали более планомерными. Шло дальнейшее усиление аппарата власти, мануфактуры уже не только обслуживали военные нужды, но и производили потребительские товары для населения, государственное регулирование экономики несколько ослабло, торговцам и предпринимателям предоставлялась определенная свобода действий.
Анализируя преобразования Петра (цели, характер, темпы, методы осу¬ществления), исследователи обращают внимание на то, что в основном ре¬формы были подчинены интересам не отдельных сословий, а государства в целом: его процветанию, благополучию и приобщению к западноевропей¬ской цивилизации.
Целью реформ стало обретение Россией роли одной из ве¬дущих мировых держав, способной к конкуренции со странами Запада в во¬енном и экономическом отношении.
Главным инструментом проведения ре¬форм было осознанно применяемое насилие, а создаваемое в соответствии с новейшими специальными и философскими теориями того времени госу¬дарство приобретало милитаристские черты.
Темпы преобразований зависели от срочности решения той или иной за¬дачи, стоящей перед государством. Реформы нередко носили случайный, не¬запланированный характер и проводились под воздействием обстоятельств. При этом одни преобразования часто вызывали необходимость других, ибо коренная ломка в одной области, как правило, требовала немедленного пе¬реустройства в другой или создания новых структур и учреждений.
В целом процесс реформирования страны был связан с внешним факто¬ром — необходимостью выхода России к морям и с внутренним — процессом модернизации страны.

1. 1. Реформы первой четверти XVIII в.
Изучение реформаторской деятельно¬сти следует начинать с военной реформы, ибо, как отмечал В. О. Ключевский, «война была главным движущим рычагом преобразований, а военная рефор¬ма — ее начальным моментом» .
Основным содержанием военной реформы было создание регулярной рус¬ской армии и русского военно-морского флота, комплектуемых на основе рек¬рутской повинности. Ранее существовавшие войска постепенно упраздня¬лись, а их личный состав использовался для новых формирований. Армия и флот стали содержаться за счет государства.
Новая военная система создавалась по западноевропейскому образцу. Ос¬новной и высшей единицей в пехоте и кавалерии стал полк. Бригады и диви¬зии не имели постоянного состава. В военное время дивизия сводилась в ар¬мию. Артиллерия окончательно превратилась в самостоятельный род войск с четкой организацией. Были созданы инженерные войска (в составе артил¬лерии). Для управления вооруженными силами взамен приказов учреждены Поенная коллегия и Адмиралтейств-коллегия; введена должность главноко¬мандующего (на военное время). Была установлена единая система обучения II армии и на флоте, открыты военные учебные заведения (навигационная, артиллерийская, инженерные школы). Для подготовки офицерских кадров служили Преображенский и Семеновский полки, а также ряд вновь открытых специальных школ и Морская академия.
В войсках и на флоте была установлена суровая дисциплина, для поддер¬жания которой широко применялись телесные наказания. В армии и на фло¬те введена иерархия чинов и званий. Артикул воинский определял воен¬но-уголовный процесс и систему уголовных наказаний. Организация воору¬женных сил, основные вопросы обучения, способы ведения боевых действий или законодательно закреплены в Уставе воинском (1716), Книге-уставе морском (1720) и др.
В целом военные реформы Петра I оказали положительное влияние на развитие русского военного искусства, явились одним из факторов, обусловивших успехи русской армии и флота в Северной войне.

1. 2. Реформы в экономике
России охватывали сельское хозяйство, крупное и мелкое производство, ремесло, торговлю и финансовую политику.
Сельское хозяйство при Петре I развивалось медленно, в основном экстен¬сивным путем. Однако и здесь были попытки реформ:
— Указом 1721 г. крестьянам предписывалось применять во время жатвы вместо серпа косы, а также при уборке — грабли;
— вводились новые культуры — табак, виноград, тутовые и фруктовые де¬ревья, лекарственные растения, разводились новые породы скота — молоч¬ные коровы и овцы-мериносы;
— предприняты первые попытки государственной охраны лесов.
В сфере экономики господствовала концепция меркантилизма — поощ¬рения развития внутренней торговли и промышленности при активном внешнеторговом балансе. Поощрение «полезных и нужных» с точки зрения государства видов производства и промыслов сочеталось с запрещением и ограничением выпуска «ненужных» товаров.
Развитие промышленности диктовалось исключительно нуждами ведения войны и было особой заботой Петра. За первую четверть XVHI в. было созда¬но около 200 мануфактур. Главное внимание уделялось металлургии, центр которой переместился на Урал. Рост промышленного производства сопро¬вождался усилением феодальной эксплуатации, широким применением при¬нудительного труда на мануфактурах; использованием крепостных, куплен¬ных (посессионных) крестьян, а также труда государственного (черносошно¬го) крестьянства, которое приписывалось к заводу как постоянный источник 1 рабочей силы.
Реформы охватывали и сферу мелкотоварного производства, способствовали развитию ремесла, крестьянских промыслов (например, изготовление полотна). В 1711 г. при мануфактурах были учреждены ремесленные школы. А указами 1722 г. в городах было введено цеховое устройство. Все ремеслен¬ники во главе с избранным старостой были расписаны в зависимости от спе¬циальности по цехам, где они становились мастерами, подмастерьями и учени¬ками. Создание цехов свидетельствовало о покровительстве властей развитию ремесел и их регламентации.
В области внутренней и внешней торговли большую роль играла государ¬ственная монополия на заготовку и сбыт основных товаров (соль, лен, пень¬ка, меха, сало, икра, хлеб и др.), что значительно пополняло казну. Правительство Петра уделяло большое внимание развитию водных путей — главного в это время вида транспорта. Велось активное строи-тельство каналов: Волго-Донского, Вышневолжского, Ладожского, были на¬чаты работы по сооружению канала Москва—Волга.
Финансовая политика государства в годы правления Петра I характеризо¬валась небывалым налоговым гнетом. Рост государственного бюджета, необходимый для ведения войны, активной внутренней и внешней политики, до¬стигался за счет расширения косвенных и увеличения прямых налогов;
— специальными «прибыльщиками» во главе с А. Курбатовым выискива¬лись все новые источники доходов; вводились банная, рыбная, медовая, кон¬ская и другие подати, вплоть до налога на бороды. Всего косвенных сборов к 1724 г. насчитывалось до 40 видов;
— наряду с указанными поборами вводились и прямые налоги: рекрут¬ские, драгунские, корабельные и особые «сборы»;
— немалые доходы приносили и чеканка монеты меньшего веса и пони¬жение содержания в ней серебра;
— поиски новых источников доходов вели к коренной реформе всей налоговой системы — введению подушной подати, заменившей подворное обложение. В результате таковой, во-первых, практически удвоилась сумма налоговых поступлений с крестьян. Во-вторых, податная реформа стала важ¬ным этапом крепостного права в России, распространила его и на те слои на¬селения, которые ранее были свободными («гулящие люди») либо могли об¬рести свободу после смерти господина (кабальные холопы). В-третьих, вво¬дилась паспортная система. Каждый крестьянин, уходивший на заработки дальше 30 верст от места жительства, должен был иметь паспорт с указанием срока возвращения.

1. 3. Реорганизация государственного управления.
Укрепление абсолютной мо¬нархии потребовало коренной перестройки и предельной централизации всей системы государственного управления, его высших, центральных и мест¬ных органов.
Во главе государства стоит царь. В 1721 г. Петра провозгласили императо¬ром, что означало дальнейшее усиление власти самого царя. «Император все¬российский, — записано в Воинском регламенте, — есть монарх самодержав¬ный и неограниченный. Повиноваться его верховной власти не только за страх, но и за совесть сам Бог повелевает». Еще в 1704 г. был создан Каби¬нет — личная царская канцелярия.
В 1711 г. вместо Боярской думы и подменявшей ее с 1701 г. Консилии (Совета) министров был учрежден Сенат. В него вошли девять ближайших Петру I сановников. Сенату предписывалось разрабатывать новые законы, следить за финансами страны, контролировать деятельность администрации. Руководство работой сенаторов было в 1722 г. поручено генерал-прокурору, которого Петр I называл «оком государевым». Сенаторы впервые были приведены к присяге, текст которой написал Петр 1.
В 1718—1721 гг. была преобразована громоздкая и запутанная система приказного управления страной. Вместо полусотни приказов, чьи функции часто совпадали и не имели четких границ, было учреждено 11 коллеги...
**************************************************************


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.